Кому подчиняется супервайзер

1. Общие положения

1.1. Наименование структурного подразделения: Филиал / Отдел городских продаж (Отдел прямых продаж); Филиал / Представительство

1.2. Подчиняется (должность руководителя): Управляющему городскими продажами (Руководителю отдела прямых продаж); Руководителю представительства

1.3. Является руководителем (должности непосредственных подчиненных): торговых представителей, мерчендайзеров

1.4. Замещает (должности, функции которых исполняет сотрудник, при их отсутствии): нет

1.5. Заместитель (должности, которые исполняют функции сотрудника при его отсутствии): руководитель городских продаж (руководитель отдела розничных продаж), торговый представитель (по решению руководства)

2. Должностные обязанности

2.1. Участвует в разработке и внедрении методик продаж.

2.2. Принимает активное участие в подготовке и внедрении новых форм работы с клиентами, совершенствовании старых.

2.3. Координирует и контролирует деятельность по сбыту продукции.

2.3.1. Распределяет территории между торговыми представителями.

2.3.2. Ставит четкие и выполнимые задачи перед всеми членами команды, которые соответствуют целям и задачам филиала / представительства.

2.3.3. Контролирует выполнение торговыми представителями, мерчендайзерами поставленных задач.

2.3.4. Контролирует работу с ключевыми, сетевыми и сложными клиентами.

2.3.5. Контролирует изменения статуса, платежеспособности и других изменений клиентской базы.

2.3.6. Рассматривает просьбы и жалобы клиентов, в случае необходимости – участвует в переговорах.

2.4. Анализирует и контролирует дебиторскую задолженность команды.

2.4.1. Разрабатывает и внедряет мероприятия по сокращению дебиторской задолженности.

2.4.2. Контролирует погашение дебиторской задолженности через непосредственных подчиненных.

2.5. Информирует об изменениях и обеспечивает соблюдение всеми подконтрольными сотрудниками, дистрибуторами и субдистрибуторами политики компании в области ценообразования и проведения акций.

2.6. Обучает торговых представителей технологии продаж, методам ведения переговоров, методам заключения сделок.

2.6.1. Дает оценку работе сотрудника исходя из совместных поездок по маршруту, обеспечивая обратную связь.

2.6.2. Проводит тренинги и обучение подчиненных во время непосредственной работы с Клиентом и при разборе конкретных ситуаций.

2.7. Несет ответственность за выполнение планов продаж и развития, и за увеличение количественной и качественной дистрибуции на закрепленной территории.

3. Административная работа

3.1. Бюджетирование: нет

3.2. Планирование: ежедневно, еженедельно, ежемесячно

3.3. Отчетность: ежедневно, еженедельно, ежемесячно

3.4. Кадровая работа: оперативное руководство сотрудниками, оценка эффективности их работы,оценка ресурсов для выполнения необходимого объема работы, рекомендации по приему и увольнению сотрудников

3.5. Разработка документов: нет

3.6. Поддерживает в актуальном состоянии сведения, базы данных: контролирует ведение базы данных розничных клиентов

4. Имеет право принимать решения по вопросам

4.1. Финансовые: нет

4.2. Выбор партнеров: клиенты

4.3. Визирование документов: нет

5. Регламентирующие работу документы

5.1.Внешние документы: Законодательные и нормативные акты.

5.2. Внутренние документы: Стандарты ГО, Положение о филиале, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка, Стандарты работы сотрудников оптово-розничного направления.

6. Критерии оценки эффективности труда

6.1.Выполнение по срокам мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.2. Выполнение по качеству мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.3.Выполнение по объему мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.4.Удовлетворенность внутренних заказчиков.

6.5.Удовлетворенность внешних заказчиков.

7. Взаимодействие, обмен информацией

7.1.Получает информацию

Поставщик

Проблематика

Форма

Периодичность

Управляющий городскими продажами/ начальник отдела прямых продаж

Планы, задачи

Повестка собрания

Ежемесячно

Планируемые акции, изменения в работе

Повестка собрания

Еженедельно, по необходимости

Отчет о совместной работе

Отчет (Excel)

Финансовый аналитик

Данные о просроченной дебиторской задолженности

Еженедельно

Юридический отдел

Результаты правовой экспертизы представленных для визирования договоров; согласование претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств

Служебная записка

По необходимости

Координатор

Данные о выполнении плана по продажам

Отчет (Excel)

Ежедневно

Торговый представитель

Ежедневный отчет

Отчет (Excel)

Ежедневно

Заявка на POSM

Служебная записка

По мере необходимости

Мерчендайзер

Информация об отсутствие в торговой точке достаточного ассортимента в соответствии со стандартами Компании

Служебная записка

По мере необходимости

Заявка на POSM

Служебная записка

По мере необходимости

Ежедневный отчет, выполнение планов и задач

Отчет (Excel)

Ежедневно

Заявка на продукцию при нештатной ситуации в торговой точке

На стандартном бланке

По мере необходимости

7.2. Передает информацию

Адресат

Проблематика

Форма

Периодичность

Отдел маркетинга

Сведения о заключенных договорах поставки; отзыв контрагентов на поставляемую продукцию

По необходимости

Юридический отдел

Условия договоров по реализации продукции, представленные контрагентами претензии и иски по поводу нарушения или неисполнения компанией договорных обязательств

По необходимости

Управляющий городскими продажами / Начальник отдела прямых продаж

Отчет по продажам по команде

Отчет (Excel)

Ежедневно

Служебная записка

Ежемесячно

Отчет (1С)

Еженедельно

Отчет супервайзера

Отчет (Excel)

Ежедневно

Отчет по качественной дистрибьюции

Отчет (excel)

Еженедельно

План выполнения заданий

Отчет (excel)

Еженедельно

Торговые представители

Планы, задачи

Повестка собрания

Ежемесячно

Данные об общей и просроченной дебиторской задолженности

Ежедневно

Выполнение плана продаж

Ежедневно

Маршруты, прайс-лист, сопроводительная документация

Отчет (Excel)

Ежедневно

Результаты совместной работы

Отчет (Excel)

Согласно графику совместной работы

Мерчендайзер

Планы, задачи

Повестка собрания

Ежемесячно

Координатор / Начальник отдела прямых продаж / Управляющий городскими продажами

Заявка на POSM

Служебная записка

По мере необходимости

Служебная записка

Ежемесячно

Отчет по просроченной дебиторской задолженности

Отчет (1С)

Еженедельно

8. Требования к квалификации

8.1. Образование: высшее, неоконченное высшее, средне - специальное

8.2. Специальное обучение, допуски: водительские права категории В

8.3. Навыки: Ведения переговоров

8.4. Опыт работы: Работы на рынке продуктов питания не менее 2-х лет

8.5.Профессиональные знания:

  • Прогрессивные формы и методы торговли и сбыта.
  • Порядок заключения договоров купли-продажи и оформления необходимых документов.
  • Условия заключения коммерческих сделок и методы доведения товаров до потребителей.

Инструкция согласована:

Руководитель отдела мотивации ________________________________________________

Руководитель Управления филиалов _____________________________________________

Исполнительный директор блока ________________________________________________

С инструкцией ознакомлен:

ФИО, дата, подпись

Что входит в должностные обязанности супервайзера торговых представителей? Иностранный термин «супервайзер» уже плотно вошёл в перечень востребованных профессий на современном рынке труда. Но все в полной мере представляют, чем занимаются эти специалисты. Что представляет собой работа такого специалиста - рассказываем ниже.

В какой сфере работают супервайзеры

Английское слово «supervisor» можно перевести как «наблюдатель» или «смотритель». Сейчас так называют административную должность, предполагающую контроль работы сотрудников предприятия или организации.

В зависимости от области, в которой трудится этот специалист, список его полномочий и обязанностей корректируется. Разумеется, что супервайзер в университете и в торговой сети выполняют разные функции, хотя и в едином направлении. В рамках данной статьи мы рассмотрим обязанности супервайзера торговых представителей, но на этом примере можно получить представление о содержании профессии в целом.

Супервайзеры работают в государственных учреждениях, учебных и научных заведениях, самых разных отраслях бизнеса и торговле.

Вне зависимости от отрасли, в которой трудится супервайзер, возможно довольно чётко обозначить круг его обязанностей. Главная задача любого супервайзера - контролировать работу других сотрудников. При этом он не является их начальников, не решает кадровые вопросы (дисциплинарные взыскания, поощрения, увольнения, повышения).

Специалист супервайзинга контролирует исключительно профессиональную сторону деятельности других работников. Его можно сравнить с бригадиром на заводе или строительстве - он раздаёт поручения, контролирует скорость и качество их выполнения, но при этом не является начальником в прямом значении этого слова. Его скорее можно назвать руководителем низшего звена.

Кому подчиняется супервайзер

Как следует из вышеизложенного, этот специалист обычно относится к руководящим должностям низшего звена. Он - посредник между работниками и руководством. В отличие от начальников, обязан владеть подробной информацией о работе каждого сотрудника, чтобы передать главное руководству. Подчиняется начальнику того отдела, за работой сотрудников которого наблюдает.

Что входит в профессиональные обязанности супервайзеров

Итак, цель работы - контроль исполнения профессиональных задач другими сотрудниками. Что они делают для этого?

  1. Проверяют качество работы «подчинённых» сотрудников, оценивают качество выполнения ими профессиональных задач. Для этого отслеживают их материально-техническую оснащённость, информированность о поставленных задачах, наличие необходимых навыков.
  2. Постоянно общаются и взаимодействуют с работниками в своей зоне ответственности, отслеживая их служебный график и рациональное использование рабочего времени. В случае необходимости взаимозаменяют сотрудников, корректируют график и дают советы по тайм-менеджменту. В отдельных случаях выполняют функции «подчинённых».
  3. Ставят задачи коллективу на основе поручений руководства, определяют их приоритет и порядок выполнения. Дают необходимые пояснения.
  4. Проводят планёрные совещания, тренинги, мастер-классы. Следят за профессиональным соответствием всех членов вверенного коллектива. Выявляют наиболее целеустремлённых и профессиональных.
  5. Разрабатывают стратегию продвижения продукта (или решения другой задачи) и задания для работников на её основе.
  6. Участвуют в приёме на работу новых сотрудников, помогают им влиться в коллектив и понять специфику новой деятельности.
  7. Отчитываются перед руководством о собственной работе и успехах других работников, в том числе письменно. Участвуют в принятии кадровых решений.
  8. Ищут или разрабатывают новые методы оптимизации и модернизации работы.
  9. Мотивируют «подчинённых» сотрудников, помогают находить выход из проблемных ситуаций. Предотвращают или решают конфликты.

Главная задача любого супервайзера - контролировать работу других сотрудников.

Что делают супервайзеры торговых представителей

Как видите, перечень обязанностей таких специалистов весьма широк. Они координируют работу всего вверенного им персонала и отчитываются перед руководством о выполнении рабочего плана. Они являются связующим звеном между персоналом и начальством. Но в каждой отрасли есть специфика. Рассмотрим, чем отличается должностная инструкция супервайзера торговых представителей.

Обычно в «подчинении» одного такого специалиста находится до 8 работников. Главный ориентир, который использует супервайзер торговых представителей - это план продаж. Для его реализации он:

  1. Создаёт график работы торговых представителей, распределяет между ними обязанности и зоны ответственности.
  2. Распределяет между сотрудниками торговые точки, определяет для каждого норму объёма продаж или сделок.
  3. Наблюдает за работой торгового представителя непосредственно «на месте» (то есть, на торговой точке), выявляет профессиональные ошибки, помогает скорректировать подход к презентации продукции или проведению переговоров.
  4. Отслеживает успехи представителей по всем категориям товаров на всех торговых точках, определяет их соответствии плану продаж.

Дополнительные обязанности супервайзеров торговых представителей

Специалисты супервайзинга - не офисные работники , большую часть времени они проводят в перемещениях между объектами. При выполнении своих обязанностей, руководители торговых представителей часто посещают торговые точки - торговые залы и склады.

По этой причине они хорошо владеют информацией о спросе на разные виды продукции. Опытные супервайзеры часто помогают составлять планы закупок, так как знают из практики динамику и объёмы покупок разных категорий товаров в течение года.

Другие категории работников

В сфере торговли также работает много специалистов, контролирующих работу мерчендайзеров - то есть работников торговых залов, ответственных за выкладку продукции на полках и витринах. В настоящее время большинство знает, что успех продаж во многом зависит от грамотной презентации товаров на полках магазинов. По этой причине мерчендайзингу уделяется особенное внимание.

Несложно понять, что руководитель мерчендайзеров оценивает качество расстановки товаров на полках вверенных ему магазинов. В обязанности супервайзера мерчендайзеров входит не столько проверка «красоты» и заполненности полок, сколько:

  • проверка количества продукции разных торговых марок в правильных объёмах;
  • проверка размещения товаров в зависимости от срока годности (свежие - сзади, с истекающим сроком годности - впереди);
  • оценка скорости работы каждого мерчендайзера;
  • проверка отсутствия пустых полок, их своевременного пополнения новыми товарами.

Оплата труда супервайзера складывается из фиксированного оклада и процента от продаж.

Как оплачивается труд таких специалистов

Как правило, оплата труда этого специалиста складывается из фиксированного оклада (небольшого) и процента от продаж, совершённых вверенным ему коллективом работников. В регионах России эти работники зарабатывают от 30 до 60 тысяч рублей в месяц, в Москве - около 70 тысяч.

Какие предъявляются профессиональные требования

Большинство работодателей предпочитают, чтобы нанимаемый работник имел высшее образование в области торговли, а также соответствующий опыт. Как правило, супервайзерами становятся бывшие торговые представители и меречендайзеры, хорошо знающие работу изнутри.

Важным требованием является наличие личного автомобиля. В течение рабочего дня такие специалисты неоднократно перемещаются между торговыми точками, поэтому должны быть независимы в плане движения. Кроме того, иногда они доставляют на место часть какой-либо продукции или документации.

Что касается личных качеств, то для работы в качестве супервайзера необходимы организованность, предприимчивость и многозадачность . Такой работник постоянно контролирует деятельность сразу несколько человек и оценивает её качество. Ему необходимо держать в голове данные о результатах труда каждого из них, своевременно давать рекомендации и ставить задачи - поэтому важны лидерские навыки.

Несут ли супервайзеры ответственность за подчинённых

Как и любые руководящие работники, супервайзеры несут частичную ответственность за своих подчинённых. Они будут отвечать за качество и своевременность поставленных задач, реализацию плана продаж, точность проверок квалификационных умений и труда своих подчинённых, в отдельных случаях - за следование ими рабочей дисциплины.

В то же время они отвечают за соблюдение трудового законодательства, качество прогнозов и оценок, решение кадровых вопросов в отношении «подчинённых», их поощрение или наказание. В отдельных случаях несут материальную ответственность.

Заключение

Круг должностных обязанностей супервайзеров весьма широк - от постановки задач до проверки их выполнения вверенными им работниками. Это руководители низшего звена, чьей главной функцией является контроль работы сотрудников и реализация ими плана продаж. При выполнении профессиональных обязанностей таким специалистам требуется организованность, находчивость и многозадачность.

Слово «супервайзер» уже давно прочно укоренилось в нашем лексиконе. Можно сказать, что оно пришло к нам вместе с «менеджерами» и «промоутерами», «мерчендайзерами» и «эйчарами», и происходит от английского слова «supervise» - наблюдать. То есть супервайзер - это человек, который наблюдает, присматривает за работой других людей, за точным и своевременным выполнением поставленных перед ними задач.

Если проанализировать электронные доски объявлений о работе и биржи труда, можно заметить, что чаще всего супервайзеры требуются в таких сферах деятельности, как реклама, продажи и мерчендайзинг. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Супервайзер торговых представителей

Люди этой профессии чаще всего работают в крупных фирмах, продающих различные товары, организациях-дистрибьюторах, оптовых гипермаркетах или компаниях-производителях. Здесь супервайзер считается менеджером среднего звена, он подчиняется коммерческому директору или начальнику отдела продаж, если фирма крупная.

В оптовой организации, насчитывающей до сотни человек, большая половина сотрудников выполняет функции торгового представителя. Территория, которую охватывает оптовик, делится на сегменты или районы. За каждым районом закреплен торговый представитель, который ежедневно объезжает свой маршрут, заходит в магазины, общается с руководством. У каждого такого сотрудника есть свой ежемесячный план продаж, который нужно обязательно выполнить, чтобы получить достойную оплату своего непростого труда, и супервайзер, должностные обязанности которого - обеспечить реальность выполнения планов.

Обязанности супервайзера торговых представителей

Он прикрепляется к группе из пяти-семи «торговых». Должностные обязанности супервайзера торговых представителей - контролировать работу своих подчиненных. Самые ответственные каждое утро обзванивают подчиненных, убеждаясь, что те вовремя вышли на работу. В конце рабочего дня они общаются на тему выполнения планов дня.

Во многих фирмах есть супервайзер отдела продаж, обязанности которого - выезжать «в поля» с торговыми представителями, наблюдать за их работой, исправлять ошибки, допущенные в процессе общения с клиентами. Супервайзер очень активно работает с новичком, не имеющим опыта работы: на своем примере он показывает, как нужно продавать, заключать договора с новыми клиентами и поддерживать хорошие отношения с уже существующими.

Часто заработная плата супервайзеров состоит из фиксированного оклада и процентов от общих продаж закрепленных за ним торговых представителей. Неприятная возможность остаться «на голом окладе» отлично мотивирует, заставляя часто работать сверхурочно, ведь периодически доводится вечерами заниматься даже коллекторскими визитами. Супервайзеру приходится вместе с подчиненными забирать просроченные долги за отгруженный товар, иногда даже выслеживая должника, так как в большинстве случаев товар оставляется в точках на реализацию. Деньги нужно забирать через одну-три недели после отгрузки товара. Платить, как выясняется, хотят не все клиенты, а в мелких фирмах служба охраны не предусмотрена.

Так как супервайзеры по роду своей деятельности периодически посещают торговые точки, они прекрасно знают, какие товары пользуются большим спросом, а какие - меньшим. Поэтому во многих компаниях эти специалисты участвуют в работе над заявками на поставки продукции. В небольших филиалах супервайзер самостоятельно делает заявку на доставку с главного склада. В крупных организациях в штате есть специально приглашенный для этих целей менеджер по закупкам. Он получает информацию о необходимой продукции от супервайзеров, после чего на основе таблиц продаж делает заявки.

Супервайзер имеет заинтересованность в правильном составлении заявок, так как если в пик спроса нужная позиция будет отсутствовать, то продажи его отдела резко снизятся. Например, в канун новогодних праздников ощущается ярко выраженная потребность клиентов, работающих с продуктами питания, в детской "мелкоштучке". Это шоколадные яйца, жевательные конфеты, шоколад и т.п., особенно много заказывают сладостей с символом наступающего года. Если в этот «бархатный сезон» заявки будут необъективно составлены, коммерческий директор и владелец фирмы не пощадят никого!

Вернемся к работе супервайзеров. По величине торговых точек, по их отдаленности от главного офиса и по объему поставок в магазины можно выделить несколько видов сотрудников. Рассмотрим их далее.

«Районник»

Он закрепляется за торговыми представителями, живущими и работающими в других населенных пунктах, которые расположены относительно недалеко от города проживания супервайзера. Чаще всего радиус покрытия такого менеджера - не более двухсот километров. Чтобы попасть на место работы, человек должен проехать приличное расстояние, встретиться с торговым представителем и начать действовать.

«Оптовик»

Он работает с торговыми представителями по оптовым базам и рынкам. Часто у таких клиентов свои цены (более низкие, чем в обычных магазинах). Задача супервайзера, кроме наблюдения за подчиненными, - отслеживать стоимость схожих товаров и предлагать руководству корректировку своих цен, чтобы увеличивать объем купленных у его команды продуктов.

«Сетевик»

Он работает с торговыми представителями, которые посещают определенные торговые сети. Постоянно контактировать с подчиненными у него уже нет необходимости, но контроль, конечно же, присутствует. Функциональные обязанности супервайзера-"сетевика" - проводить переговоры с лицами, принимающими решения в данных сетях. Так как в подобных магазинах все товары, которые могут лежать на полках, четко прописаны, супервайзеры проводят ротацию, то есть смену позиций в списках. Это все должно быть тщательно согласовано и часто проплачивается той фирмой, в которой супервайзер работает.

Нередко сетевик также имеет обязанности супервайзера мерчендайзеров, но этим занимается отдельный человек, если фирма содержит большое количество «мерчей».

Обязанности супервайзера мерчендайзеров

Если фирма уже вышла на приличные объемы продаж, и ее продукция представлена в большинстве сетевых магазинов, многие задумываются о собственном мерчендайзере. Это человек, занимающийся выкладкой продукции на полках магазинов. Не секрет: владея наукой правильной расстановки товаров, можно увеличить продажи в несколько раз.

Конечно, крупные торговые точки имеют специальный персонал, который выкладывает поступивший товар, красиво расставляет его, следит за сроками годности. Но гораздо лучше иметь собственного мерчендайзера, который будет работать только со «своим» товаром. Как только мысль о таком сотруднике обретает достаточно четкие очертания, возникает необходимость рекрутинга, чем и займется супервайзер.

Работа мерчендайзера

Выбрав из претендентов своих будущих подчиненных, супервайзер вводит их в курс дела: с чем предстоит иметь дело, каков график работы, условия оплаты. Далее мерчендайзеры приступают к выполнению обязанностей, а супервайзер, опять же, наблюдает: придерживается ли сотрудник выбранного маршрута, правильно ли выкладывает на полки товар, следит ли за сроками годности. Кстати, многие из обычных покупателей не знают, что самые свежие продукты прячутся назад, а те товары, у которых срок подходит к концу, красуются на самом видном месте. Это и есть один из главных принципов мерчендайзинга.

Часто в обязанности супервайзера по сетевым магазинам включают организацию промоакций. Но крупные фирмы, прочно закрепившиеся на отечественном рынке, предпочитают отдать эту ответственную работу профессионалам - рекламным или BTL-агентствам.

Что такое промоакция

Часто в супермаркетах красивые девушки-промоутеры предлагают нам попробовать кусочек торта или вручают полезные и не очень подарки, стоят возле полки с шампунями и настойчиво предлагают попробовать один из представленных или просто дают листовку с какой-то рекламной информацией.

В данной ситуации мы становимся участниками промоакции: расспрашиваем, пробуем, кушаем или пьем. Для того чтобы акция была успешной, должен поработать супервайзер промоутеров. В данном случае он уже не менеджер среднего звена, а обычная рабочая единица, находящаяся в подчинении менеджера рекламного проекта.

Кастинг промоутеров

При претендовании на должность супервайзера в рекламное агентство необходимо уточнить, требуется ли им человек на персональном транспортном средстве, так как от того, имеет ли соискатель личное авто, зависит и оплата работы. В отличие от супервайзеров этот работник часто не имеет оклада, его оплата почасовая, так как большинство промоакций проходят в часы пик, а в остальное время дня человек имеет возможность заниматься своими делами: кто-то учится на дневном отделении в университете, кто-то работает на другом месте.

Часто супервайзер промоутеров начинает свою работу в проекте, оказывая содействие в подборе персонала на акцию. Самыми важными качествами промоутеров являются красивая грамотная речь, отсутствие стеснительности и приятная внешность. Многие компании для своих промоакций изготавливают специальную форму. Следовательно, девушки должны быть «заданного размера». Чаще всего форму заказывают сорок второго, сорок четвертого и сорок шестого размеров для девушек, сорок шестого и сорок восьмого - для юношей.

Проведение акции

Прошедшие кастинг промоутеры учат промотекст, который будут говорить во время работы. Обязанности супервайзера промоутеров - проконтролировать, чтобы информация буквально лилась из их уст. Перед началом промоакции супервайзер договаривается с торговыми точками, в которых планируется промоушн, привозит туда оборудование (например, столы для дегустации или стойки для раздачи пробников). К этому времени вся форма уже должна быть на руках.

Обычно акция длится около четырех часов. За час до ее начала супервайзер уже в работе - развозит по точкам материал: листовки, продукцию на дегустацию, подарки, которые вручают за покупку определенных товаров, и т.д. Далее задача супервайзера - обеспечить бесперебойную работу промоутеров, подвозить закончившиеся материалы, сделать фотоотчет.

По окончании акции вся продукция и форма собираются с торговых точек, заполняется отчет. Это и есть финал работы супервайзера промоутеров. С началом следующей акции данный сценарий повторится.

Особенности работы

Сравнивая занятость в разных областях, мы, конечно же, найдем много общего в том, что входит в обязанности супервайзера, ведь профессия все-таки называется одинаково. Во всех трех случаях он организовывает работу определенных групп людей, обучает их, помогает в освоении новых знаний и умений, контролирует. Но супервайзер должностные обязанности и условия труда может иметь разные:

1. График работы. Супервайзер торговых представителей, в отличие от своих коллег, обязательно трудится полный день.

2. Система оплаты труда. Супервайзер промоутеров практически всегда имеет почасовую оплату, которая увеличивается, если он работает на собственном автомобиле.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СУПЕРВАЙЗЕРА

I. Общие положения

Настоящая должностная инструкция определяет цели, задачи, функциональные обязанности, права и ответственность супервайзера. Супервайзер назначается на должность и освобождается от должности в установленным действующим трудовым законодательством порядке приказом директора ___________________________________________________________. Супервайзер подчиняется непосредственно _______________________. На должность супервайзера назначается лицо, имеющее стаж работы по специальности в области продвижения товаров на рынке.

II. Цели деятельности

Достигнуть присутствия во всех категориях торговых точек (далее - ТТ) в ассортименте, соответствующем типу ТТ. Достигнуть присутствия в приоритетных местах ТТ, в максимально возможном объеме экспозиции товара, оформленного РОР материалами и эстетично сгруппированными. (100% выполнение стандартов TQM). Достигнуть систематического выполнения плана продаж города дистрибьюторами . Достигнуть постоянного роста объемов продаж. Формировать высокую лояльность дистрибьюторов к компании.

III. Задачи

Обучать и мотивировать мерчендайзеров на достижение поставленных целей. Создать постоянный и устойчивый спрос на продукцию компании со стороны ТТ. Формировать и поддерживать лояльность ТТ. Взаимодействуя с дистрибьюторами, обеспечить постоянное наличие всего ассортимента на складе и максимальные продажи товара по всем каналам сбыта . Взаимодействуя с региональным менеджером формировать и постоянно поддерживать высокую лояльность дистрибуторов к компании.

IV. Функциональные обязанности

Супервайзер обязан:

Нанимать и обучать персонал. Организовать труд мерчендайзеров. Мотивировать на работу торговых агентов и мерчендайзеров. Разрабатывать и корректировать месячные планы посещения клиентов и маршрутов движения, исходя из категории и конкретных задач в каждой торговой точке. Разрабатывать и корректировать критерии оценки эффективности работы торговых агентов и мерчендайзеров. Передавать заказы, поступившие от мерчендайзеров. Принимать заказы на мерчендайзинг от торговых агентов. Обмениваться оперативной информацией с торговыми агентами и мерчендайзерами. Организовывать и проводить собрания мерчендайзеров, обсуждать и помогать решать проблемы, возникшие на маршрутах. Взаимодействовать с начальником отдела продаж дистрибьютора по наполнению торговых точек товаром. Контролировать качество обслуживания клиентов торговыми агентами и мерчендайзерами. Контролировать регулярность посещения клиентов торговыми агентами и мерчендайзерами. Анализировать и оценивать работу торговых агентов и мерчендайзеров. Организовать “обратную связь” для торговых агентов и мерчендайзеров о качестве их работы, контролировать эффективность их мотивации. Определять пути увеличения продаж и реализовывать их. Участвовать в разработке стратегии продаж дистрибьютора; предоставлять дистрибьютору помощь по продаже продукции. Собирать информацию о всех потенциальных клиентах, определять методы их активации , определять их мотивы для дальнейшего сотрудничества, анализировать визиты и разрабатывать дальнейшие стратегии. Контролировать доставку товара клиенту. Вести переговоры с лицами, принимающими решения. Вести переговоры с ключевыми клиентами. Анализировать динамику продаж и возможностей их роста. Анализировать работу дистрибьюторов. Постоянно отслеживать возможности работы склада. Контролировать запасы продукции на складе. Планировать необходимый запас товара. Планировать резервный запас товара. Совместно с дистрибьюторами формировать заказы на период. Санкционировать незначительные изменения в ценовой политике. Предлагать специальные цены для особых клиентов (с последующим их утверждением). Контролировать доставку товара дистрибьюторам и выполнение плана. Организовать эффективный документооборот. Организовывать прием бракованной продукции. Организовать совместно с дистрибьюторами мероприятия по уменьшению предъявляемого брака.

V. Права

Запрашивать и получать необходимые материалы и документы относящиеся к вопросам деятельности супервайзера и подчиненных ему мерчендайзеров. Принимать решения в пределах своей компетенции. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.

VI. Ответственность

Супервайзер несет ответственность за:

Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделом. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора организации своего непосредственного руководителя. Ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией. Нарушение внутреннего распорядка компании.

VII. Обязан знать

Методы и порядок разработки прогнозов; перспективы развития предприятия; перспективы развития рынков сбыта; методы изучения спроса на продукцию предприятия, оптовые и розничные цены на продукцию, выпускаемую предприятием; стандарты хранения и транспортировки продукции; порядок подготовки ответов на поступающие претензии; организацию складского хозяйства; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

VIII. Условия работы

Режим работы супервайзера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии. В связи с производственной необходимостью, супервайзер может выезжать в служебные командировки (в т. ч. местного значения). Для решения оперативных вопросов по обеспечению служебной деятельности отдела активных продаж супервайзеру может выделяться служебный автотранспорт, мобильный телефон, ноутбук, корпоративная одежда.

Шесть основных обязаностей супервайзера.

1. Супервайзер руководит продажами на вверенном ему районе, с помощью нескольких торговых представителей . Он устанавливает границы района работы каждого из них.

2. Супервайзер работает только с некоторыми ключевыми заказчиками стратегически важными для организации. Он знает стратегию работы конкурентов по каждому этому заказчику. Работа с такими заказчиками требует более высокий уровень профессионализма, поскольку ему приходится общаться с профессиональными менеджерами этих торговых точек. Стратегия продаж супервайзера уже кардинально отличается от стратегии продаж торгового представителя (новая модель продажи).

3. Супервайзер определяет работу с каждым сегментом на его районе. Супервайзер воспринимает торговую точку как место продажи – сегмент, а не как отдельную личность, которая ассоциируется с этой торговой точкой. Супервайзер уже не акцентирует свое внимание на каждую торговую точку и учитывает поведение каждого заказчика на своем районе, он определяет поведение того или иного сегмента – группы заказчиков.

4. Супервайзер ставит каждому торговому представителю задачи на каждый день, которые торговый представитель должен трансформировать в задачи по каждой торговой точке.

5. Супервайзер отчитывается перед начальником отдела продаж по выполнению целей и задач по каждому району. За работу торгового представителя отвечает супервайзер, а не начальник торгового отдела.

P. S. Получить практический навык как работать с торговым представителем на районе, Вы сможете из "Школы супервайзора".

P. S.S. Как обучать торговых представителей, Вы сможете из открытого тренинга "Технологии Обучения Торговых Представителей"

Красивое слово означает "надсмотрщик"

СПб. По словам рекрутеров, от претендентов на должность супервайзера требуется системный подход к решениям задач.

По словам Софьи Полянской, старшего менеджера рекрутинговой компании Staff Standard, везде, где существуют группы специалистов, выполняющих однотипную работу, будь то группа торговых представителей либо наладчиков оборудования, их работу контролирует супервайзер. Именно он служит связующим звеном между менеджерами высшего звена и рядовыми сотрудниками компании.

В обязанности супервайзера, как правило, входит организация работы на местах, распределение задач и контроль выполнения заданий, обучение сотрудников (в его подчинении обычно находятся порядка 15-20 человек), адаптация новых работников в трудовом коллективе .

В своей повседневной работе такой специалист тесно взаимодействует с разными отделами компании: логистики, маркетинга, персонала, финансовым отделом, бухгалтерией .

Требования

"Ввиду того что его функции тесно граничат с функциями офис-менеджера, инструктора, инспектора, администратора и т. д., он может частично выполнять их функции. И наоборот: при отсутствии в штатной структуре позиции супервайзера его функции выполняют вышеперечисленные должностные лица", - считает Владимир Лагутин, генеральный директор рекрутинговой компании "Алгоритм".

Ссылаясь на требования работодателей, рекрутеры перечисляют основные характеристики супервайзера. Он должен иметь высшее либо среднее профессиональное образование , специальную подготовку по руководству людьми. Знать трудовое законодательство, основы рыночной экономики, предпринимательство и ведение бизнеса, а также структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития.

Он должен владеть основами технологических процессов деятельности предприятия, кадровой политики и стратегии, этикой делового общения, методами решения организационно-управленческих и кадровых задач, методами обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, компьютеров и т. д.

Все хотят управлять

Совокупный доход супервайзеров состоит из постоянной части и переменной, зависящей от достигнутых результатов.

Обычно средняя сумма вознаграждения колеблется около отметки $1000 в месяц.

Часто супервайзерами называют специалистов, контролирующих деятельность торговых представителей (супервайзер отдела продаж). Соискатели, обращающиеся в рекрутинговые агентства с просьбой устроить их супервайзерами, часто ориентируются именно на эту позицию.

По словам Анатолия Ипполитова, консультанта компании "Русский персонал", "сегодня многие из них не хотят быть торговыми представителями, а сразу хотят быть супервайзерами, т. е. занимать управленческий пост и получать $1000 в месяц. Дело дошло до того, что на эту должность стали претендовать молодые люди 22-23 лет. При этом сегодня больше всего нужны именно торговые представители".

Как правило, позиция супервайзера является ступенью к занятию должности руководителя среднего или высшего звена.

ПЕРЕЧЕНЬ

Основные функции супервайзера отдела продаж производственно-торговой компании

Управление

Постановка целей и задач торговым представителям и контроль их исполнения

Организация и контроль проведения промо-мероприятий

Разрешение конфликтных ситуаций с клиентами

Работа с персоналом

Отбор, найм и увольнение персонала

Аттестация сотрудников

Обучение и развитие подчиненных

Источник: Staff Standard

Один день из жизни супервайзера

Евгений Николаев, ООО "Филип Моррис сэйлз энд маркетинг":

"Всю работу супервайзера условно можно разделить на две большие части - "полевая" и офисная. Как правило, в офисе я провожу 1 день в неделю. За это время мне нужно проанализировать работу моей команды (в ней шесть сотрудников) за прошедшую неделю, проверить выполнение текущих задач, ознакомиться с недельными отчетами своих подчиненных и подготовить отчет по прошлой неделе своему руководителю.

Во второй половине своего офисного дня я принимаю участие в совещании других супервайзеров с руководством филиала. На нем каждый из нас отчитывается о проделанной работе и получает задания на новую рабочую неделю.

Основными задачами "полевой" части работы являются обучение и контроль подчиненных. Каждую неделю я провожу минимум с двумя своими подчиненными по 1 полному рабочему дню, с тем чтобы оценить их профессиональные и личностные навыки во время выполнения бизнес-задач. После каждых четырех-пяти совместных визитов в предприятия розничной торговли мы анализируем плюсы и минусы моего подчиненного (специалиста по обеспечению сбыта на территории) в процессе переговоров с клиентами. В конце дня мы подводим итоги, с тем чтобы определить, что будем отрабатывать во время следующего "полевого" обучения. После этого я заполняю специальную форму на каждого сотрудника и сдаю ее в отдел обучения.

Несколько раз в неделю я объезжаю торговые точки, которые посещали мои подчиненные, встречаюсь с продавцами и владельцами . Из разговора с ними стараюсь понять, насколько им нравится работа нашего сотрудника, какие у них есть пожелания по ее улучшению. Также во время таких визитов у меня есть возможность проверить соответствие действительности внесенной информации. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Cупервайзер - основные обязанности и специфика работы

Понятие супервайзер пришло к нам из Соединненных Штатов Америки начала 70-х годов, оно имеет английские корни - supervisor («надсмотрщик», «надзирающий»), а само появление этой должности в американских компаниях было обусловлено развитием технологий и необходимостью усиления контроля за персоналом, а с приходом западных технологий и в России появилась и «прижилась» должность «супервайзера». Однако как всегда, в условиях национальной специфики ведения бизнеса, зачастую звучным иностранным словом назывались и должности руководителей любого ранга, и специалистов, а также профессии рабочих. Но мода на все иностранное проходит, остается голый практицизм. Что же собой представляет должность супервайзера? Есть ли у нее какой-нибудь российский аналог?

Беседует с работниками, выясняет причины их неудовлетворительной работы и совместно с работниками определяет варианты решения корпоративных и личных вопросов.

Организует учебные курсы и персональное наставничество (шефство) для отстающих работников при неспособности последних самостоятельно справиться с поставленными перед ними задачами, а при неудовлетворительных итогах обучения направляет руководству организации представления на увольнение таких работников в связи с несоответствием занимаемой должности (выполняемой работе).

Определяет критерии требований к кандидатам на работу и принимает участие в отборе претендентов.

Представляет принятых на работу коллективу, обеспечивает их сведениями, необходимыми для адаптации в коллективе, знакомит с условиями работы и основными принципами кадровой политики организации.

Обеспечивает взаимосвязь подчиненного ему коллектива с другими подразделениями организации (бухгалтерией, отделом кадров, пр.).

Составляет отчеты о готовности каждого конкретного работника к выполнению тех или иных задач, о достигнутых работниками результатах.

Готовит отчеты о качестве работ, выполняемых подчиненными работниками, о выполнении объемов заданий, о причинах, приведших к срыву выполнения планов и виновных в этом лицах, и представляет их вышестоящему руководителю.

Выполняет (если этого требует ситуация) работу отдельных работников.

Иногда на супервайзера возлагаются обязанности по внедрению и поддержанию на должном уровне корпоративной культуры организации. При этом он наделяется контрольными полномочиями по оценке поступков работников с точки зрения принятых в данной организации этических норм.

Требования к супервайзерам

Знание: трудового законодательства; основ рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; структуры и штатов организации, профиля, специализации и перспективы ее развития; основных технологических процессов деятельности организации; кадровой политики и стратегии организации; основ общей и специальной психологии, социологии и психологии труда; методов оценки сильных и слабых сторон подчиненных работников; норм качества и времени для каждого вида работы; этики делового общения; методов решения организационно-управленческих и кадровых задач; методов обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера; правил внутреннего трудового распорядка организации; правил и норм охраны труда.

Стаж и опыт. От кандидата на должность супервайзера, как правило, требуется опыт управления персоналом от 1 года до 3-х лет. Также желательно наличие опыты в проведении маркетинговых и социологических исследований .

Личные характеристики. Возраст от 20 до 40 лет, коммуникабельность, аналитический склад ума, наблюдательность, стрессоустойчивость, требовательность, способность работать в динамичном режиме, исполнительность.

Прочее. От супервайзера может также требоваться наличие водительского удостоверения и личного автотранспорта (использование личного автотранспорта в служебных целях оплачивается отдельно).

Образование для супервайзера

Обычно предпочтение при приеме на работу отдается соискателям, имеющим высшее образование социологической направленности.

Предназначение супервайзера зачастую определяется как «контроль над людьми». Но это совершеннейший абсурд . Задача супервайзера заключается в контроле работы; люди сами себя контролируют.

Тактический менеджер

Ключевая роль супервайзера в организации

В этой главе мы расскажем о ключевой роли супервайзера в организации. Вспомните, что в главе 6, где говорилось о создании организации будущего, мы постоянно упоминали супервайзера. Мы относим персонал к непосредственным производителям ценности, а супервайзер отвечает за предоставление персоналу всех необходимых ресурсов, и вся управленческая команда предназначена для поддержки супервайзера в этой его работе. Это исходное положение требует особого внимания к работе супервайзера.

Уже стало традицией рассматривать супервайзера как лицо в организации, ответственное за передачу «требований руководства» персоналу, - что бы под этим не подразумевалось. Для того чтобы работа супервайзера приводила к ощутимым результатам, нужно существенно пересмотреть этот подход руководства.

    Ваша управленческая практика должна придавать особое значение принципу, согласно которому персонал организации производит ценность. Персонал - это единственная категория сотрудников, которая что-либо создает или приращивает ценность. Супервайзер является единственным орудием эффективного использования всякого рода ресурсов, но особенно - человеческих. Первоочередной задачей каждого отдельного управленца в организации должна стать всеобъемлющая поддержка супервайзера в его работе. Достижение целей организации будет напрямую связано с конструктивным, уверенным и ощутимым участием и содействием каждого менеджера работе супервайзера.

Распространено и иное, тесно связанное с первым положение: в традиционных организациях супервайзеры обычно плохо подготовлены к выполнению своих обязанностей. Из-за недостаточного понимания, в чем заключаются их служебные обязанности, супервайзерам редко предоставляются необходимые инструменты для выполнения их непосредственной работы и не оказывается надлежащее содействие. Зачастую руководство не удосуживается сообщить супервайзерам, что же от них ожидается. Потому даже в случае, когда не требуется срочное изменение организационной структуры , во имя будущего следует приложить значительные усилия к пересмотру устоявшейся практики. Помимо введения перемен, играющих существенную роль в достижении долгосрочного благосостояния вашей организации, решающее значение приобретает четкое понимание действительной роли супервайзера в организации и в настоящее время, и в будущем.

Модель тактического менеджмента

Схема организации традиционно изображается в виде пирамиды, где сверху помещается исполнительный директор и правление, чуть ниже - менеджеры, и уже за ними следуют супервайзеры и прочий персонал. За последние несколько лет некоторые передовые компании пришли к убеждению, что подобная схема приводит к отрицательным последствиям. В результате они перевернули пирамиду. Сверху они поместили покупателей и персонал, а внизу расположили правление и исполнительного директора (см. рис. 9.1). Для того чтобы вы смогли эффективно управлять операциями и сейчас, и в будущем, вы должны принять эту метаморфозу.

Рис. 9.1. Организационная схема согласно модели тактического менеджмента

Традиционная проблема

Выбор личностей, чья работа в роли супервайзеров будет действительно эффективной, представляется одним из сложнейших шагов, предпринимаемых вами на протяжении всей вашей карьеры управленца. Обычно в этой сфере не проводится никакой специальной подготовки ни в отношении самих супервайзеров, ни в отношении менеджеров, которым они подчиняются, ни в отношении работников, которыми они руководят и которым будут передавать ваши указания. Как правило, это происходит следующим образом.

Пример

Этих сотрудников признали надежными людьми, установили, что они хорошо работают (лучше, чем кто-либо другой на этом участке), что отсутствия их на рабочем месте не наблюдалось, что они превосходные специалисты и в целом заслуживают продвижения по служебной лестнице.

И вот… однажды в понедельник утром они пришли на работу и, по большому счету, ничего не изменилось, - если не считать, что теперь они сидят за другими столами, называются по-другому, у них новая должность и им обещали платить больше. Иногда в течение первого полугода выдвижения на эту должность их посылают на трехдневные курсы по подготовке супервайзеров, но обычно обходятся и без этого. Вполне вероятно, что никто в организации - ни их непосредственные начальники, ни исполнительный директор - даже не нашел времени на разъяснение им, что теперь они не просто рабочие, что теперь они супервайзеры; теперь они менеджеры, и в их обязанности входит не выполнение работы, а наблюдение и контроль над ней.

Если вы не дали им ясно понять, словами или каким-нибудь другим образом, что ожидаете от них иных действий, то никаких изменений не произойдет. В то же время они вовсю стараются произвести больше, чтобы вы убедились, что было принято мудрое решение относительно их выдвижения, но их работа совершается в совершенно иной плоскости, нежели ожидалось.

Даже в том случае, когда проводится масштабная и конструктивная подготовка супервайзеров к их новой работе, они по-прежнему занимают весьма двусмысленное положение в организации. Они осознают, что иногда выступают в качестве менеджеров: планируют, отдают распоряжения, распределяют задания, дают те или иные советы, устанавливают производственную дисциплину и выполняют многие другие функции, обычно предписываемые менеджерам. Точно так же они осознают, что благодаря их опыту и компетентности иногда принимают на себя функции той части руководства, которая несет ответственность за выполнение работы. Иногда только они способны выполнить трудную задачу. И это положение само по себе не лишено оснований: отчасти и на их ответственности лежит оказание такой помощи команде. Зачастую от них ожидаются - что тоже не лишено оснований, - энергичные действия, чтобы организация успела выполнить заказ в срок. Эта дилемма возникает особенно остро, когда они выдвигаются из простых рабочих, - теперь они отвечают за выполнение работы их бывшими коллегами.

Намного серьезнее, однако, то, что они оказываются в центре неизбежной неразберихи, если руководство отдает противоречивые указания. Когда принимается этакая новая программа по повышению качества, сопровождаемая пышными речами по ее поводу, и вдруг через два дня поступает указание: «Отгружайте, как есть», - именно супервайзерам приходится растолковывать это противоречие рядовому рабочему, у которого хватит смелости отметить некоторую непоследовательность между тем, что руководство говорит, и тем, что оно делает. Это им, супервайзерам, придется замереть в стойке «смирно» и вынести разнос непосредственного начальства за чрезмерный объем сверхурочных работ, «хотя всего два дня назад вам передали самое последнее указание: больше никаких сверхурочных работ», - даже в том случае, если сверхурочные работы явились прямым результатом некомпетентного планирования или лживых обещаний Кое-кого Из Отдела По Обслуживанию Покупателей, а они, супервайзеры, тут вовсе не виноваты.

Все это происходит по той причине, что выдвижение на роль супервайзера производится ненадлежащим образом, и такое положение вещей вызвано неверным представлением о месте супервайзера в организации. От вас потребуется гораздо больше усилий, чем просто усадить супервайзера за стол и сказать: «Ну вот, теперь вы супервайзер».

Новая практика работы супервайзера

Очень важно изменить устоявшийся порядок работы. Выдвижению на пост супервайзера и принятию его в группу руководства нужно придать формальный характер. Как минимум нужно разработать и осуществить на практике следующие процессы.

1. Им следует предоставить полное, недвусмысленное, надлежащим образом оформленное письменное описание их деятельности, которое четко и в деталях укажет им, что от них ожидается. Нужно подробно обсудить с менеджерами, что вы ожидаете от этой должности.

2. Они должны быть полностью вовлечены в тот раздел планирования производства и составления бюджета - в любом подразделении организации, - который имеет хоть какое-то отношение к работе их участков. Это принесет вам существенную выгоду. В ходе этого процесса вы не раз убедитесь, что супервайзеры владеют большим объемом крайне полезной информации о реальном положении дел в их подразделениях. Если они внесут свой посильный вклад в планирование производства и реализации продукции и разработку бюджета, эти программы станут намного эффективнее в деле достижения долгосрочных организационных целей.

3. Совместно со своим непосредственным начальством они должны выработать формальные, документально зафиксированные и взаимно согласованные цели на год. Речь идет о целях, имеющих непосредственное отношение к задачам отделов, усовершенствованию производственных операций, обучению персонала и развитию производства, а также их собственному квалификационному развитию и служебному продвижению.

4. Их работа должна подвергаться формальной ежеквартальной оценке со стороны их непосредственного начальства. Особое внимание следует обратить на степень приближения к целям, поставленным перед ними на год. Здесь нужно, с одной стороны, положительно оценить достигнутые результаты и, что даже более важно, с другой стороны, определить, какие из намеченных мероприятий не были выполнены и какие действия нужно предпринять менеджерам в поддержку своих супервайзеров.

5. Следует предоставить им необходимые полномочия по определению и организационной структуры, и функций вверенных им участков, включая проверку необходимого квалификационного уровня персонала и наличие у них необходимого опыта. Структура должна обеспечивать тесную взаимосвязь между супервайзерами и их непосредственным начальством, чтобы их сотрудничество способствовало решению общих задач подразделения.

6. Нужно предоставить им необходимую поддержку в развитии профессиональных навыков вверенного им персонала; заключительное слово по принятию решений в этой области должно быть дано именно супервайзерам.

7. Им следует предоставить полномочия по отбору персонала, направляемого в их подразделения. Если требуется, сотрудники отдела кадров могут сами проводить первичный отбор кандидатов; непосредственное начальство супервайзеров, вне всякого сомнения, должно быть привлечено к дальнейшему отбору кадров; однако окончательное решение должны принимать именно супервайзеры.

8. Им должны быть переданы полномочия по формальному описанию и постановке целей перед их подчиненными, оценке их работы, проведению консультаций и наложению дисциплинарных взысканий. Здесь перед менеджерами открывается хорошая возможность инструктировать супервайзеров и увлекать их своим примером.

9. Супервайзерам следует предоставить полномочия по составлению, на их усмотрение, графиков профессионального обучения сотрудников.

10. Им нужно предоставить полномочия по закупке сырья и вспомогательных материалов для подразделений. В такого рода вопросах они должны распоряжаться по своему усмотрению в зависимости от объема работ, за которые они ответственны.

11. Им нужно передать все необходимые полномочия по приобретению ресурсов, требующихся для решения текущих проблем, которые возникают в их подразделениях и касаются обслуживания покупателей, а также управления качеством и затратами.

12. Супервайзерам должно быть предоставлено решающее слово в отказе от сырья, когда они обнаружат непригодность его для изготовления качественного продукта.

13. Супервайзерам должно быть предоставлено решающее слово в остановке производственного процесса, если оказывается, что невозможно изготовить качественную продукцию. Им следует предоставить право отказаться от обязательств по выполнению графика в случае, когда становится известно, что иные обязательства помешают им к сроку выполнить свою часть работы.

14. Они должны вносить ощутимый вклад в принятие решений относительно методов, методик и процедур, возможных к применению в их подразделениях, а также изначально участвовать в выборе методик.

15. Они должны вносить существенный вклад в работу по оценке используемого в настоящий момент оборудования и его выбору. Это касается также оценки нового оборудования и новых технологических процессов.

16. Нужно рассматривать супервайзеров как особенно полезных участников любой рабочей группы по разработке новой продукции и технологических процессов, имеющих отношение к их подразделениям. В этой ситуации их вклад обычно оказывается очень значимым как для максимальной загрузки производственных мощностей, так и для выбора новых товаров. Этот их потенциальный вклад исторически игнорировался, если сфера их ответственности простиралась лишь на одну из начальных стадий производственного процесса, небольшую деталь или узел.

При тщательном рассмотрении этих шестнадцати элементов вы обнаружите, что многие из них в настоящее время находятся в сфере ответственности либо непосредственного начальства супервайзеров, либо какого-нибудь представителя среднего звена руководства, либо какого-нибудь сотрудника, занимающегося кадровыми вопросами, планированием выпуска и сбыта продукции или снабжением. На протяжении всего «Тактического менеджмента», а особенно в главе 6, я говорил о том, как сделать организационную структуру более широкой и плоской. Направленные на это процессы подразумевают сокращение усилий по поддержке производства со стороны среднего звена менеджмента. Здесь вам предоставляется первая возможность увидеть, в каком направлении следует проводить эти изменения в вашей организации. Здесь вы впервые соприкасаетесь с практическим приложением принципа «Контролируй, но не мешай», который будет рассмотрен нами в главе 12. Когда руководитель отдела намерен оказывать действительно эффективное содействие процессам, то постоянное регулирование уровня вовлеченности супервайзера во все перечисленные элементы является весьма важным.

Две возможные модели

В рамках модели тактического менеджмента я представляю себе роль супервайзера, меняющуюся в русле обсуждавшихся выше шестнадцати шагов. По мере того как мы продвигаемся к более плоской и широкой организации будущего и передаем большую ответственность за успешное выполнение работы самоуправляемым рабочим группам, супервайзер постепенно отходит от повседневной ответственности за управление этими группами и в известной мере становится кем-то вроде посредника - связующим звеном между рабочей группой и остальным миром. В то же время ответственность среднего звена руководства и вспомогательного персонала сокращается, а ответственность супервайзера за области деятельности, ранее приходившиеся на их долю, возрастает. Там, где руководство сохраняет свои позиции, оно оказывают экспертную поддержку деятельности супервайзера и рабочей группы. Например, когда в прошлом надо было реорганизовать какое-либо подразделение, руководство этим процессом принимал на себя отдел кадров. Аналогично процесс обучения разрабатывался и осуществлялся сотрудниками отдела профессиональной подготовки, а наращивание производительности системы управления - отделом информационных технологий . Продолжим этот пример: в будущем, если возникнет потребность реорганизации, обучения персонала или пересмотра системы управления, супервайзеры значительно облегчат эти процессы, помогая работе группы, состоящей из представителей соответствующего подразделения. Группа будет включать в свой состав представителей отдела кадров, профессиональной подготовки или информационных технологий - в зависимости от того, какую поддержку они смогут оказать. Однако принятие решений, связанных с задачами рабочей группы, переходит к самой группе; те, кто ответственны за выполнение работы, ответственны также и за организацию команды, и за управление ею.

Но существует и другая модель: некоторые утверждают, что в дальнейшем совершенно исчезнет потребность в супервайзере. Согласно их предположениям, действительно самоуправляемые рабочие группы не нуждаются в супервайзерах как посредниках между ними и менеджментом; при необходимости эти рабочие группы сами смогут сообщаться друг с другом, средним звеном менеджмента и вспомогательными подразделениями. По их мнению, можно сделать структуру организации более плоской, полностью устранив уровень супервайзеров, а в дальнейшем упростить ее еще больше, устранив из структуры старших супервайзеров и линейных управленцев.

Данный аргумент не лишен оснований, однако в этой связи могут возникнуть некоторые проблемы. Поскольку в будущем рабочее место станет намного более мобильным, возникнет насущная потребность в отдельном конкретном лице, которое координировало бы бесчисленное множество разнообразных решений, принимаемых в течение рабочего дня, дабы создать условия для эффективной работы каждого сотрудника. Отвечать за принятые решения не смогут ни рабочие команды, ни комитеты, будь они постоянными или временными, формальными или неформальными. Решения могут принимать только конкретные люди. На производстве в рамках модели тактического менеджмента таким человеком оказывается супервайзер. Если не обозначить четко и ясно, кто конкретно будет отвечать за принятие решений, кто будет координировать действия подразделения со многими другими (а задания рабочих групп подчас частично совпадают), то самые ценные ваши ресурсы - люди и их время - будут недоиспользованы и вследствие того потеряны.

Теоретики, предлагающие полностью устранить фигуру супервайзера, аргументируют это тем, что при возникновении потребности в координации действий нескольких подразделений в течение рабочего дня конфликт может быть разрешен в ходе импровизированного совещания между вовлеченными сторонами с достижением консенсуса. Я с этой точкой зрения не согласен. В реальном производстве, как мы знаем, этот подход непрактичен. По моему опыту, процесс слишком громоздкий для того, чтобы дать быстрый ответ, которого потребует производство будущего. Вы только потеряете время на препирательства по поводу распределения ресурсов, а за это время пострадает обслуживание покупателей и качество, а издержки окажутся значительно выше, чем это допустимо. В настоящее время и в ближайшем будущем уровень готовности большинства коммерческих организаций к внедрению этого предложения представляется недостаточным.

Сравните обе модели. Пересмотрите параграф «Относительно теорий и моделей» во Введении. Как вы думаете, что представляет собой ваша организация в настоящем, какой вы хотели бы видеть ее в будущем? Обменяйтесь мнениями с другими представителями вашей команды. Поговорите с коллегами, которые в своей организации уже осуществили переход к рабочим группам, и спросите их, как теперь работают их супервайзеры при новых порядках. Но, тем не менее, решение вы должны принять сами.

Вполне вероятно, что лет через пять мои аргументы уже утратят свою силу; к тому времени, возможно, уровень готовности многих организаций достигнет такой высоты, что предполагаемые модели, обсуждавшиеся здесь, будут вполне уместны.

Баллада о Ральфе Хендершоте

В этой истории правдиво все, за исключением имени ее главного героя. Ральф Хендершот возглавлял канцелярию, в которой работали шесть сотрудников. Я хотел бы подробно остановиться на его продвижении по служебной лестнице от простого сотрудника до босса, чтобы аргументировать три важнейших вывода.

Улучшение всей деятельности в результате успешного завершения процесса служебного роста может оказаться впечатляющим.

Этого не произойдет без вашего непосредственного участия, активной вовлеченности и конструктивной поддержки.

Вовсе не факт, что эти изменения может безболезненно перенести любой супервайзер.

Это поучительная история, и вы без труда вспомните о подобных ситуациях в своей организации.

Пример

Несколько лет назад я отвечал за внедрение системы оперативного управления в большом административном учреждении. Эта система подразумевала ежедневную отчетность о проделанной работе со стороны всех сотрудников, руководителей подотделов и супервайзеров. Цель заключалась в достижении подразделением 85% производительности, подсчитываемой путем суммирования нормативов времени по всему объему работ и соотнесения полученной суммы с общими фактическими затратами рабочего времени. Производительность глав подотделов и супервайзеров определялась путем соотнесения с работой, выполненной всем подразделением, без учета действий по контролю хода работ. Производительность подотделов и отделов ежедневно подсчитывалась путем суммирования работ, выполненных отдельными сотрудниками.

По прошествии двух недель производительность подотдела Ральфа Хендершота установилась приблизительно на уровне 70%. Производительность самого Ральфа Хендершота варьировалась от 92 до 97%. Было очевидно, что он трудится очень усердно.

Однако Ральфу оказалось не совсем понятным предъявленное к нему требование сократить объем работы, выполняемой им в подотделе самостоятельно, и сконцентрироваться на его обязанностях как супервайзера, чтобы увеличить производительность всего подотдела, общий валовой продукт подотдела.

Совместно с менеджером этого подразделения я принял решение вытеснить его из-за рабочего стола. Мы не проводили никакой специальной подготовки и просто сказали ему, что он может руководить своим отделом как угодно, но он не должен всегда сидеть за своим столом. Мы также особо отметили, что если вследствие введения нового порядка работы возникнут какие-либо проблемы, то его непосредственный начальник всегда будет рядом и окажет ему любую необходимую поддержку.

В первый же день после того, как мы изменили порядок работы, производительность подотдела возросла до 78%. На протяжении последующих нескольких дней это положение закрепилось. Зато производительность самого Ральфа немедленно упала до 52% и в дальнейшем колебалась от 50 до 55%.

Подумайте об этом примере. Как только мы изменили порядок работы подотдела, производительность немедленно возросла на 8%, что не потребовало от организации никаких дополнительных затрат. Вот к каким немедленным и прямым результатам привел перенос деятельности супервайзера с самой работы в подотделе на контроль процесса ее выполнения. Супервайзер способствовал работе других сотрудников подотдела, и это привело не только к росту их производительности, но и к тому, что затраты времени супервайзера на контроль обернулись более высоким доходом из-за лучшего использования общих ресурсов.

Часто приводится такой аргумент: супервайзера нужно привлечь к непосредственной работе потому, что он или она являются единственными представителями этого подразделения, которые могут (или имеют необходимый опыт, располагают теми или иными полномочиями) выполнить определенную работу. Иногда это высказывание не лишено смысла. В рассмотренном нами примере выработка супервайзера на уровне 55% подтверждает это.

Ральф поначалу скептически отнесся к нашему начинанию, - ему не верилось, что оно принесет плоды. Он не сомневался в том, что подотделу не удастся выполнить всю необходимую работу в срок, если он, Ральф, не будет непосредственно вовлечен в ее исполнение. Тем не менее он очень старался, чтобы производимые изменения привели к успеху. По его словам, в первое утро он чувствовал себя «изгоем» и не был уверен, что эти перемены приведут к улучшениям до тех пор, пока это не произошло.

В данном случае и менеджер, и супервайзер признали, что введение изменений в порядок работы оказывается нелегкой задачей. Решающим фактором успеха этого мероприятия стало сообщение менеджером супервайзеру, чего он надеется добиться в конечном результате. Положительную роль сыграла и всесторонняя поддержка, оказанная менеджером во время введения этих перемен. В данном конкретном случае супервайзер положительно отнесся к идее улучшения его инструкторских и управленческих навыков. Он не отказался рассмотреть возможность такого нововведения. И потому ему не составило труда усвоить новую роль, хотя, конечно, он испытывал определенные неудобства.

Ниже мы обсудим деятельность по развитию профессиональных навыков менеджеров и супервайзеров как крайне важный фактор. Супервайзеры, которым не была предоставлена возможность развить соответствующие профессиональные навыки, зачастую оказывают сопротивление введению нового порядка работы, потому что у него или нее эти соответствующие профессиональные навыки отсутствуют и они не способны распределять рабочие задания, конструктивно отслеживать их исполнение и предпринимать все необходимые действия для решения возникающих проблем. Зачастую супервайзер считает, что теперь ему придется конфликтовать не только с сотрудниками его подразделения, но также с супервайзерами из других подразделений, с которыми взаимодействует его рабочая группа, а также с руководством самых разных уровней. Когда он так считает и недостаточно к этому готов, то старается уйти с головой в работу. Если обнаруживается та или иная проблема, требующая пристального внимания, но которой ему не хочется заниматься, для него легче «подправить» отчетность или, в конце концов, вскочить на подножку автопогрузчика : «Сейчас, увы, слишком много работы, и мы очень заняты». Супервайзеры могут быстро отреагировать таким образом, - и охотнее, чем кто-либо другой в этом подразделении, потому что у них уже выработалась на этот счет привычка и у них всегда найдется тысяча отговорок.

Здесь нужно высказать еще одно соображение, относящееся к любым изменениям в процессах и процедурах, - это вопрос практики. Профессиональные навыки супервайзера не сильно отличаются от многих других, которым мы уже обучались в жизни, - будь то плавание или летное дело, игра в футбол или крикет, искусство игры на скрипке или фортепьяно: мы всегда лучше осваиваемся с чем угодно на практике. Вероятно, практика станет решающим фактором, и именно на данной стадии вы сможете оказать супервайзерам реальную поддержку - вне зависимости от того, были ли они недавно назначены на эту должность, или же к этому моменту обладали каким-то опытом.

Чем больше они занимаются практикой, тем лучше у них получается выполнять свою работу. Как и при действиях, перечисленных выше, они могут существенно улучшить исполнение своих обязанностей, если будут работать над собой, пока не перестанут совершать ошибки, а в противном случае они никогда не раскроют своего потенциала. Это положение верно и для супервайзерской практики в целом: если супервайзеры в своем новом качестве собираются раскрыть свои потенциальные возможности, они должны приступить к практическому применению своих новых навыков еще на том уровне, где эти действия можно корректировать самостоятельно, пока они не перестанут совершать ошибки. И чтобы они смогли добиться настоящего успеха, вы должны оказывать им абсолютную, полную, конструктивную и постоянную поддержку.

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

супервайзера

[наименование организации, предприятия]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Супервайзер относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. Супервайзер назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность супервайзера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности [вписать нужное] и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.

1.4. На время отсутствия супервайзера его должностные обязанности выполняет [должность].

1.5. Супервайзер должен знать:

Трудовое законодательство Российской Федерации;

Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;

Структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития;

Основные технологические процессы деятельности предприятия;

Кадровую политику и стратегию предприятия;

Основы общей и специальной психологии, социологии и психологии труда;

Методы оценки сильных и слабых сторон подчиненных работников;

Нормы качества и времени для каждого вида работы;

Методы решения организационно-управленческих и кадровых задач;

Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;

Этику делового общения;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. В своей деятельности супервайзер руководствуется:

Законами и иными нормативными правовыми актами;

Уставом организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами, распоряжениями и другими указаниями руководителя организации;

Настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

На супервайзера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Доведение до сведения подчиненных работников поставленных перед ними задач.

2.2. Проверка готовности работников к решению поставленных задач.

2.3. Распределение участков работ между работниками.

2.4. Корректировка работы персонала, назначение работников на выполнение определенных работ при возникновении незапланированных или нестандартных ситуаций, при сбоях в общем порядке работы.

2.5. Организация при необходимости взаимозаменяемости работников.

2.6. Определение приоритетов и очередности выполнения рабочих задач.

2.7. Организация наблюдения и контроль за соблюдением графика работ, расстановкой персонала в соответствии со штатным расписанием, выполнением конкретных объемов работ, установленными стандартами качества работ.

2.8. Проверка обеспеченности работников материально-техническими, информационными ресурсами, необходимыми для выполнения возложенных на работников обязанностей, принятие мер по предотвращению простоев, аварий, временных остановок работы.

2.9. Принятие мер по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций во вверенном ему коллективе.

2.10. Оценка качества работы каждого работника, рационального использования рабочего времени, а также определение возможности возложения на работника дополнительных обязанностей.

2.11. Оценка лояльности и уравновешенности работников, определение степени доверия к работникам.

2.12. Присутствие при общении работников с клиентами и посетителями (анализ беседы, отношения к клиентам и посетителям), ведение наблюдения за профессиональным поведением работников, указание на ошибки работников и предупреждение о необходимости их устранения.

2.13. Дача работникам необходимых указаний по выполнению ими работ, имеющих для них обязательный характер.

2.14. Дача работникам "случайных" контрольных заданий для тренировки готовности к выполнению различных задач.

2.15. Принятие мер по приостановлению выполнения работ, замещению работников при наступлении случаев, могущих повлечь неблагоприятные последствия для предприятия, недопущение к работе работников, находящихся в состоянии, ведущем к таким же последствиям (нетрезвое состояние, болезнь и пр.), незамедлительное сообщение об этих случаях вышестоящему должностному лицу.

2.16. Определение возможности и способов применения принятой на предприятии системы поощрений и взысканий.

2.17. Проведение беседы с работниками, выяснение причин неудовлетворительной работы и совместно с работниками определение вариантов решения корпоративных и личных вопросов.

2.18. Организация учебных курсов и персонального наставничества (шефства) для отстающих работников при неспособности последних самостоятельно справиться с поставленными перед ними задачами, а при неудовлетворительных итогах обучения направление руководству предприятия представлений на увольнение работников за несоответствие занимаемой должности (выполняемой работе).

2.19. Определение критериев требований к кандидатам на работу и участие в отборе претендентов.

2.20. Представление принятых на работу сотрудников коллективу, обеспечение их сведениями, необходимыми для ориентации в коллективе, ознакомление с условиями работы и основными принципами кадровой политики предприятия.

2.21. Обеспечение взаимосвязи подчиненного ему коллектива с другими подразделениями предприятия.

2.22. Составление отчетов о готовности каждого конкретного работника к выполнению тех или иных задач, о достигнутых работниками результатах.

2.23. Подготовка отчетов о качестве работ, выполняемых подчиненными работниками, о выполнении объемов заданий, о причинах, приведших к срыву выполнения планов и виновных в этом лицах, представление их вышестоящему руководителю.

2.24. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Супервайзер имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.3. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.