Русская литература и история. (8 класс). Введение. Литература и история

Литературные связи и влияния это одна из главных особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии литератур, в усвоении (и преодолении) одной литературой художественного опыта другой. Различают: литературу, оказывающую влияние, воспринимающую влияние и так называемого посредника - mediateur (термин введен французской школой компаративизма). Роль посредника могут играть целые литературы (посредником в связях русской литературы с зарубежными длительное время была французская, позднее - немецкая и английская литературы), литературные кружки, отдельные писатели, театральные коллективы. От литературных связей следует отличать историко-типологические аналогии или схождения, возникающие при отсутствии или минимальном количестве непосредственных контактов между литературами. Таковы аналогии в развитии древнего эпоса, ранних форм лирики.

Закономерность прохождения национальных литератур через сходные стадии определяет характер и направление литературных связей . Для европейских литератур такими стадиями были Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм и др. Обычно литература, достигшая более высокой стадии развития, оказывает определяющее воздействие на другие литературы. Таково влияние итальянского Возрождения 15-16 веков, французского классицизма 17 века, английского и французского Просвещения 18 века, немецкого, а затем английского и французского романтизма начала 19 века, английского и французского реализма середины 19 века на литературы разных стран. С конца 19 века началось мощное воздействие на мировую культуру русского реализма, дополненное позднее, в начале 20 века, воздействием различных авангардистских течений. Однако процесс литературных взаимосвязей сложен: возможны и встречные тенденции, когда художественные формы и стили, относящиеся к более ранним стадиям развития, оказывают воздействие на последующие. Таково обращение романтиков 18 - начала 19 века к фольклору; романтиков и реалистов - к У.Шекспиру; яркий пример - творческое переосмысление традиций античности на протяжении всей истории европейской культуры (воздействием античного наследия, а также христианской символики и образности в значительной мере обусловлена общность идей, тем, мотивов и сюжетов европейских литератур - исследования Р.Курциуса и Э.Ауэрбаха). При этом роль «восприемника» далеко не пассивна: как правило, восприятие влияния диктуется внутренними потребностями данной литературы, ее «встречными течениями» (А.Н.Веселовский) и особенностями эволюции.

Взаимодействие влияния со «встречными течениями» приводит к творческой переработке опыта других литератур и вместе с тем - к борьбе с внешним подражательством, к пробуждению самобытных творческих сил нации, обострению интереса к народным основам искусства. В целом литературные связи и влияния играют в истории мировой культуры продуктивную роль. Они приводят к ускорению литературного процесса (развитие русской литературы 18 - начала 19 веков до А.С.Пушкина, «ускоренно» воспроизводившей основные этапы истории западноевропейских литератур), к сокращению некоторых стадий (отсутствие развитого романтизма в большинстве литератур Востока), к одновременному возникновению и сосуществованию различных стадий и форм (в японской литературе с 1920-х реализм развивается в сложном переплетении с натурализмом, модернизмом). Интерес к проблемам литературных связей возрос в конце 18 - начале 19 века вместе с небывалым усилением межлитературных общений. Этот процесс был отмечен И.Г.Гердером, а затем И.В.Гёте (см. ). В конце 19 - начале 20 века от общего литературоведения отпочковалась специальная научная дисциплина, изучающая литературные связи и влияния - компаративистика, или сравнительное литературоведение (см. ), в развитие которого большой вклад внесли французские ученые (Ф.Бальдансперже, П.ван Тигем, Поль Азар и др.). В России изучение литературных связей и влияния не получило столь широкого размаха, как на Западе, но оно имело то преимущество, что проблема влияний рассматривалась как составная часть исторической поэтики, единого историко-литературного процесса (работы Веселовского).

Введение

Глава I. Интеграция литературы и истории в контексте истории литературы 9

1.1. Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в 9

1.2. Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в 40

1.3. Взаимосвязь истории и литературы в первой трети XIX в 65

Глава II. Межпредметные связи на интегрированном уроке литературы 82

1. Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы 82

2. Формирование интегрированного мышления учащихся старших классов на уроках литературы... 103

3. Методика интегрированных уроков литературы 125

Заключение 157

Библиография 162

Введение к работе

Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине - необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации школьного образования определили высокое место гуманитарных дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров, факультативов в современной школе. Гуманизация предполагает в обучении и образовании личностный подход. Гуманитаризация - совершенствование системы гуманитарного образования, более активное вторжение дисциплин гуманитарного цикла в учебный процесс.

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, культуре, искусству, духовным ценностям прошлого. Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Исторический роман, историческая драма, историческая поэма и т.п. способствуют развитию не только эстетической культуры школьников, но расширению их кругозора, познавательного интереса к прошлому, более глубокого понимания настоящего, т.е. эти произведения во многом формируют мировоззрение учащихся. В действующих программах средней школы предусматривается классное и внеклассное изучение ряда художественных произведений с исторической тематикой. Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», истори ческие повести Н.М.Карамзина, ряд пушкинских шедевров («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», произведения исторических жанров А.К.Толстого, роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», «Пётр Первый» А.Н.Толстого и др. входили и входят (правда, по-разному) в существующие ныне школьные программы по литературе.

Литературоведческой основой нашей работы явились труды Д.Д.Благого, В.А.Бочкарёва, О.М.Буранка, И.П. Ерёмина, Д.С.Лихачёва, Н.Н.Скатова, О.В.Творогова, В.И.Фёдорова и др.

Основные тенденции развития современной исторической науки обозначены в трудах А.Я.Гуревича, О.М.Медушевской, З.Ю.Метлицкой. Е.И.Пивовар, Л.П.Репиной, М.Н.Смеловой и многих других.

Теоретико-методологическую основу определили работы по непрерывному образованию и педагогической интеграции Б.Г.Ананьева, В.С.Безруковой, А.П.Беляева, Ш.И.Ганелина, В.С.Леднёва и др.; научные разработки по проблеме выявления и реализации межпредметных связей П.Р.Атутова, А.И.Бугаева, Н.Н.Бутыринской, И.Д.Зверева, А.В. Усова и другие.

Методической основой стали работы Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, С.А.Леонова, А.И.Княжицкого, В.Я.Коровиной, В.Г.Маранц-мана, З.С.Смелковой и других.

Основная цель нашего исследования - обосновать методику формирования целостных представлений учащихся по литературе и истории на интегрированном уроке.

Объект исследования - система интегрированных уроков по литературе в средней школе.

Предмет исследования - формирование на интегрированном уроке представлений учащихся о связи литературы и истории в школьном преподавании. Мы рассматриваем взаимосвязь истории и литературы в сначала в культурологическом ракурсе, раскрывая философско-«знаниевый» аспект проблемы интеграции, а затем в плане методики школьного преподавания литературы (а именно изучение в школе произведений на историческую тему). Выявляя теоретические предпосылки интеграции литературы и истории, мы рассматриваем движение исторических жанров в контексте развития литературы от античности до середины XIX в. Выбор именно этого периода обусловлен тем, что это время возникновения, становления и, наконец, утверждения в литературе принципа историзма. В нашем исследовании мы рассматриваем исторические художественные произведения и методику их изучения на интегрированном уроке литературы (таким образом, в работе употребляются как синонимы понятия «историческое художественное произведение», «историческое произведение», «исторический жанр» - везде речь идёт о литературных художественных произведениях на историческую тему, относящихся к различных родам и видам литературы). Поскольку объять необъятное невозможно, методику интегрированного урока литературы мы рассматриваем на примере изучения трёх произведений исторического жанра - трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и повести (романа) А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ в школе двух трагедий (классицистической и реалистической) о событиях одной и той же исторической эпохи позволит показать ученикам и своеобразие жанра и художественного метода, и становления историзма в литературе. Сумароков, по сути дела, первым разработал в отечественной литературе жанр исторической трагедии, но его историзм ещё условен, ограничен классицистическими канонами; гениальные произведения Пушкина являют высший образец подлинного, реалистического историзма в литературе.

Гипотеза исследования: формирование представлений учащихся об истории и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении будет успешным, если:

Создана система интегрированных уроков литературы, истории;

Поэтапное изучение в школе исторических произведений (имеются в виду художественные тексты на историческую тему, с доминантой историзма) сочетается и дополняется собственно историческими источниками (мемуарами, хрониками, документами и т.д.);

Если для реализации межпредметных связей отбираются такие методы и приёмы, которые обеспечивают становление целостных представлений учащихся о фактах, явлениях, мире;

Интегрированный урок влияет на комплексное постижение художественного текста как собственно на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Задачами исследования стали следующие:

1. Определение уровня знаний учащихся по истории, культуре, литературе.

2. Обоснование содержания, методов и приёмов формирования представлений учащихся о литературно-исторических явлениях и фактах.

3. Изучение уровня осмысления интегрированного урока как в педагогической методической науке, так и в культурологическом аспекте.

4. Разработка методики и системы интегрированных уроков литературы по изучению исторического художественного текста.

5. Определение результативности экспериментальной работы по формированию у учащихся целостных представлений о литературно-исторических явлениях и фактах в системе интегрированных уроков.

При написании работы использовались следующие методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдения за учебным процессом, беседы с учителями, школьниками, студентами), анализ тестовых (или срезовых) работ, проведение обучающего и констатирующего эксперимента; метод теоретического исследования (изучение научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов).

Этапы исследования. Исследование велось на протяжении трёх лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе (1999-2001) - изучение литературы по проблеме исследования, определение цели, гипотезы, проведение констатирующего эксперимента (в Самарском областном лицее-интернате милиции). На втором этапе (2000-2002) - проведение обучающего эксперимента в Самарском областном лицее-интернате милиции, в Самарском социально-педагогическом колледже. На третьем этапе (2002-2003) проведены анализ полученных результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна состоит в разработке системы интегрированных уроков по литературе и истории; разработке методики формирования представлений учащихся о межпредметных связях (в данном случае, по литературе и истории); выявлены условия эффективности процесса формирования межпредметных связей; разработана серия интегрированных уроков, сущностью которых является взаимодействие литературы и истории.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об интегрированных уроках в аспекте становления целостного представления учащихся о мире, людях и о себе; стимулируют потребность учителя в создании системы интегрированных уроков по различным учебным предметам.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты способствуют совершенствованию методической и педагогической деятельности учителя в аспекте обучения учащихся; а также в том, что даны методические рекомендации по изучению исторических художественных произведений в 8-10 классах. Данные исследования могут быть использованы в средней школе, на курсах повышения квалификации учителей словесности, а также на занятиях по методике литературы со студентами.

Достоверность выводов обеспечена обоснованностью методоло-гии исследования, её соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки и значимостью экспериментальных данных.

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседа- ниях кафедры русской классической литературы СГПУ, методологиче ском семинаре, а также на общероссийской научно-методической конференции (2001), на международных педагогических конференциях (Самара, 2001, 2002), Самарском социально-педагогическом колледже.

Тема диссертации апробирована также в следующих публикациях:

1. Емельянов М.С. Время истории на интегрированном уроке: На примере урока истории по эпохе смуты // Изучение и преподавание литературы в школе и вузе. Самара, 2001. С. 102-108. (0,5 п.л.). Емельянов М.С. История на уроке литературы: К вопросу о межпредметных связях // О вы, которых ожидает Отечество: Вып. 3. Самара, 2002. С. 150-151. (0,1 п.л.).

3. Емельянов М.С. Теоретические основы идеи интеграции истории и литературы: К постановке проблемы // Телескоп: Научный альманах. Вып. 1. Самара, 2000. С. 128-134. (0,5 п.л.).

4. Емельянов М.С. Методические основы интеграции уроков по литературе и истории // Телескоп: Научный альманах. Вып. 2. Самара, 2002. С. 72-80. (0,5 п.л.).

Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в

И литература, и история сформировались ещё в Древней Греции. А поскольку предмет изображения у них один и тот же - человек и его жизнь, - то уже в Древней Греции обнаружилась теснейшая взаимосвязь между ними, истоки интеграции литературы и истории - в античном мире, античной культуре, античном мировосприятии.

Греческая культура теснейшим образом связана с мифологией и религией, а потому синкретична и синтетична по самой своей сути. Термин «синкретизм» имеет отношение к истории религии и обозначает «смешение идей и образов различных религий, преимущественно путём идентификации богов и мифов»1. Литературные жанры на ранних этапах своего становления представляли синтез различных видов искусства: поэзия обязательно пелась, немыслима была без музыкального сопровождения; из синтеза праздничных шествий, хвалебных гимнов и диалога родилось драматическое искусство со всеми его жанровыми разновидностями.

С самого своего возникновения поэзия и история шли рядом. Слово «история» означает, по-древнегречески, «исследование»; история исследует общество, общественное поведение человека, обусловленное социальной средой, уровнем сознания и культуры, эпохой и множеством других обстоятельств. Историку нужны факты, события. Литература тоже своими средствами «исследует» человека и общество, событие и его влияние на поведение, сознание, всю жизнь человека. Не случайно литература начинается с эпоса, сущностью которого и является изображение события. Художественная проза явилась результатом синтеза деловой и обыденной речи, с одной стороны, и поэтической, со всеми её стилистическими и лексическими приёмами, с другой. Первые произведения европейской литературы - гомеровские «Илиада» и «Одиссея» - одновременно и исторические источники, дающие немало сведений и о ранней античности, и о предшествующей ей крито-микенской культуре. В свою очередь, собственно историческая проза возникла как художественная, и пройдёт немало времени, пока история из «литературы» превратится в науку. Литература (поэзия) и история в Древней Греции воспринимались как различные виды искусства: не случайно у истории есть своя муза -Клио (математика же, например, музы не имела).

Теория искусства, разработанная впервые в европейской культуре Аристотелем, базируется на понятии «подражание» (прежде всего, по Аристотелю, это подражание природе, в отличие от Платона, который в основание искусства и классификации его видов заложил понятие «идея», «отвлечённая идея»; отсюда и пойдёт в европейской культуре традиция двух различных, диаметрально противоположных истолкований искусства - материалистическое как следствие развития теории Аристотеля и идеалистическое как следствие развития теории Платона). Виды искусства различаются, по Аристотелю, лишь одним - «чем под-ражать, чему и как»1; эта мысль неоднократно повторяется в его «Поэтике».

Аристотель же определил специфическое различие литературы (поэзии) и истории. В главе об общем и конкретном действии он рассуждает: поэт и историк «различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою... различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьёзнее истории - ибо поэзия больше говорит об общем, история - о единичном»1. Указал Аристотель и на возможность интеграции поэзии и истории, при этом каждая не утратит своей сущности: «...и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его всё равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли...» . Аристотель «подсказал» здесь один из путей интеграции истории и поэзии.

Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в

Первые года царствования Петра I характеризовались примирением царя с дворянством. При этом царь выдвигает на ключевые должности своих приближённых людей, которых он знал ещё с юности и полностью им доверял. Первым грандиозным его делом стало «великое посольство», организованное им самим. Официально было заявлено, что «великое посольство» было организовано для ознакомления с европейской культурой и государственными устройствами разных государств. Параллельно с этим царь создал походную канцелярию, куда попадали воспоминания, записки, описания, указы, сделанные царем либо его приближенными во время его отлучения из Москвы. Походная канцелярия занималась сбором донесений дипломатических лиц. Большой материал сюда попал и лёг в основу начала собирательства документов из «великого посольства». После посещения Восточной Пруссии в походную канцелярию попали многие важные документы, даже зарисовки военных крепостей.

«Великое посольство» было первым официальным выездом большой русской делегации, составленной из различных специалистов по разным областям науки для перенесения зарубежного опыта.

После возвращения великого посольства в Москву попадают в Россию не только иностранные специалисты, но и иностранные книги. В Россию пришли европейские переводы античной литературы, в том числе и театральные пьесы. В связи с этим, наравне с церковными летописными книгами, появляются собственно художественные произведения литературы - гистории. В гисториях действуют вымышленные персонажи, но в определённых исторических условиях. Такой является анонимная «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Этот литературный памятник создавался по образу небольших античных рассказов, где восхвалялись мужественные поступки определённых действующих лиц. Гистории должны были наглядным образом показывать читателю определённые моральные рамки поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях. Параллельно с гисториями создаются для русского дворянства «официальные» кодексы поведения человека. Таковыми являются «Приклады, како пишутся комплименты разные». Это были литературные трафареты, по которым должны были составляться поздравительные послания к лицам противоположного пола, как правило, в честь именин или определённого праздника, то есть литературное образование в России в начале XVIII века начинается с государственных постановлений и личной деятельности Петра I. Было создано «Юности честное зерцало» под непосредственным контролем самого царя. В «Юности...» описывалось поведение и этикет для дворян на манер европейских приёмов.

Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы

В первой главе были рассмотрены проблемы интеграции, взаимосвязи истории и литературы в культурологическом ракурсе, т.е. сделана попытка раскрытия философско-«знаниевого» аспекта этой проблемы. С опорой на труды видных философов, историков литературы и собственно историков мы попытались выявить теоретические предпосылки интеграции искусства слова и искусства истории. Во второй же главе вновь с опорой на педагогов, психологов, методистов мы попытаемся вскрыть и проанализировать проблему интегрированного урока по литературе и истории в методическом аспекте; а также показать воздействие такого урока на развитие творческой направленности личности; её воспитание средствами словесного искусства в ходе изучения истории и литературы как школьных дисциплин; обосновать целесообразность интегрированных уроков. Но сначала обратимся к некоторым аспектам из истории педагогического осмысления такого урока.

Историю преподавания литературы в российских школах рассмотрел известный учёный Я.А.Роткович, труды которого имеют и собственно филологическое значение, что отмечено О.М.Буранком1. Кратко охарактеризовав уровень просвещения в Древней Руси, Я.А.Роткович под-робнее останавливается на школьном преподавании в XVIII-XIX вв."

Однако период классицизма, история преподавания словесности в Сухопутном шляхетском корпусе («рыцарской академии»), Университетском пансионе, академической гимназии рассмотрены весьма бегло, а знаменитая Славяно-греко-латинская академия вовсе не упомянута. Правда, не раз подчёркивает Я.А.Роткович, почти на протяжении всего XVIII в. русской литературы как учебного предмета в школе не было; до середины XVIII в. изучались «пиитика» и риторика, позже стал вводиться синтетический курс словесности, в котором русским авторам (особенно для того времени современным) уделялось весьма мало места - эпизодически и лишь у педагогов-новаторов.

К началу XVIII века изменяются традиционные представления о среднем образовании в России. В большом количестве открываются реальные училища и гимназии, которые наравне с дворянскими детьми обучают детей из различных слоев общества. В эти времена идет подготовка и разработка учебных программ, как по гуманитарным предметам, так и по техническим. С формированием классического образования в России появляется тенденция к изучению межпредметных связей, углублению знаний по отдельным конкретным дисциплинам. Классическое образование начало развиваться в России в связи с реформами Петра I, открывшими дорогу европейским традициям и в системе образования. При Екатерине II классическое образование достигает пика своего могущества, что было обусловлено открытием не только средних учебных заведений, как это было при Петре I, но и открытием университетов, появляется новый институт воспитания и обучения - Пажеский корпус, готовивший элитных воспитанников, которые впоследствии становились литераторами, историками и дипломатами. В отличие от традиционного классического образования, здесь преподавали не только гуманитарные дисциплины, но и, например, фехтование. Пажеский корпус был закрытым учебным заведением: учащиеся отрывались от семьи и жили студенческой общиной.

Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества. 2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли. Оборудование: 1. Оформление доски. 2. Проигрыватель. Эпиграф: «Времена не выбирают: В них живут и умирают…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 КЛАСС ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК № 1

Тема: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.

Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.

2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.

Оборудование: 1. Оформление доски.

2. Проигрыватель.

Эпиграф: «Времена не выбирают:

В них живут и умирают…»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя. Беседа.

? - Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.

История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории. (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХVIII века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.

? – Какие качества присущи русской литературе?

Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя

правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер

? – Как обращались писатели к вопросам истории?

В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.

Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.

? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях? Попытаться назвать эти произведения.

? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных повести В.Распутина «Уроки французского»?

3. Повторение. Устное народное творчество.

? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Какие бывают русские народные песни?

Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…

(Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:

? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?

? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?

? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Литературный процесс - историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

  1. Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
  2. Эпоха Античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)
  3. Литература Средневековья (V-XV вв.)
  4. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)
  5. Классицизм (XVII в.)
  6. Эпоха Просвещения (XVIII в.)
  7. Литература нового времени (XIX в.)
  8. Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:

  1. Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
  2. Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
  3. Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. Литература XIX века - «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям - Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову - и многим другим великим писателям.
  5. Серебряный век - период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
  6. Русская литература советского периода (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
  7. Современная русская литература (конец XX века - наши дни)

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Рис. 2. Виктор Гюго ()

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах - в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.

Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.

Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.

Вымысел художественный - одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.

Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».

Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.

Типизация - создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - 1980.
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII - первая четверть XVIII в.). - М., 1976.
  1. Magazines.russ.ru ().
  2. Socionauki.ru ().
  3. Litdic.ru ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

  • Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
  • Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.

В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.

Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).

Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.

В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.

В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.

В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории.

Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно историчес­кие, литературные и публицистические произведения.

Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её бли­зость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоно­сов, были и писателями.

Одной из черт русской литературы был её интерес к прошло­му народа.

Писателей волновала история народа, потому что без ее осоз­нания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, - граждан­ственность и народность.

Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличе­нии несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.

К описанию событий истории писатели подходили по-раз- ному, но их точки зрения всегда интересны.

Кроме этого, русской литературе присущ историзм - изоб­ражение героев на фоне большого исторического полотна.

Большинство русских писателей интересовалось историей (Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).