История календаря. История создания календаря. Презентация на тему исторический календарь

СодержаниеЧто такое «календарь» и его необходимость, задачи и основа?
Системы календарей
Шумерский календарь
Вавилонский календарь
Древнеперсидский календарь
Древнеримский календарь
Юлианский календарь
Григорианский календарь
История российского календаря

Что такое «календарь»?

Календарь - это печатное издание в виде таблицы (табелькалендарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней
недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и
астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

Значение слова

Слово " календарь " имело в своей истории разные значения
От лат. calendae, календы, –
это название первого дня
каждого месяца в Древнем
Риме.
Затем возникло
слово calendarium.
Так назвали долговую книгу, в
которую кредиторы
записывали проценты,
вносившиеся по долгам в
первый день каждого месяца.

Необходимость календаря

Потребность в календарях
возникла в такой глубокой
древности, когда человек
не умел еще читать и
писать.

Календари
определяли наступлен
ие весны, лета, осени
и зимы, периоды
цветения растений,
созревания плодов,
сбора лекарственных
трав, изменений в
поведении и жизни
животных, изменения
погоды, время
земледельческих
работ и многое другое.

Задачи календаря

Измерение интервалов времени
Фиксация дат

Основа календаря Смена лунных фаз и смена сезонов года Смена дня и ночи

Основа календаря
Смена лунных фаз и смена сезонов года
Смена дня и ночи

Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя
видами календарей:Солнечные,Лунные и Лунно-солнечные.

Солнечные
Стремились согласовать продолжительность года с
периодичностью процессов, происходящих в природе
Лунные
Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны
Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое

Шумерский календарь

Одними из первых
создателей календарей
были жители Древнего
Шумера. Они
пользовались лунным
календарем, основанным
на наблюдении за
движением Луны. В
древнешумерском
году было 354 дня, и
состоял он из 12 месяцев
по 29 и 30 суток.

Вавилонский календарь

Позднее, когда
вавилонские жрецыастрономы определили,
что год состоит из 365,6
суток, прежний
календарь
переработали, он
стал лунно-солнечным.

Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели
свой календарь и знали: есть
в году сутки день самой
продолжительной ночи и
самого короткого дня,
который называется днем
зимнего солнцеворота. В
этот день древние
земледельцы
праздновали рождение бога
Солнца - Митры.

Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели
разную длину, но Новый
год неизменно приходился на 1
января - дату смены консулов. 25
декабря празднования зимнегосолнцеворота
стало удобным временем для
новогоднего гулянья.

Юлианский календарь

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь,
получивший название юлианского. В основу этого
календаря было положено годичное движение Солнца по 12
зодиакальным созвездиям. Согласно императорской
реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был
назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в
интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

Григорианский календарь

Григорием XIII в 1582 году был
введен григорианский
календарь (новый стиль).
Необходимость изменений
определялась тем, что юлианский
календарь отставал от
природного. Дата дня весеннего
равноденствия - 21 марта, из
календаря изымались
високосные годы, приходящиеся
на последние годы столетий:
1600, 1700, 1800 и т.д.

История российского календаря

На Руси
действовал юлианский
календарь. До указа Петра
I (1700 год) россияне вели
свой календарь «от
сотворения мира»,
которое произошло 5506
лет до нашей эры.
Начало Нового
года праздновали где в
сентябре, после уборки
урожая, а где - в марте, в
день весеннего
солнцестояния.

Царский указ

Царский указ Петра I привел
наше летосчисление в
соответствие с
европейским и повелел
праздновать Новый год зимой
- 1 января.

Реформа календаря

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от
европейских стран на 13 дней.
1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот
год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней
  • Что такое «календарь» и его необходимость, задачи и основа?
  • Системы календарей
  • Шумерский календарь
  • Вавилонский календарь
  • Древнеперсидский календарь
  • Древнеримский календарь
  • Использованные источники

Под Новый год

пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но каждый день терял он вес, И, наконец, совсем исчез.

Календарь


Что такое «календарь»?

Календарь - это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки , где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)


Значение слова

Слово " календарь " имело в своей истории разные значения

Затем возникло слово calendarium.

Так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

От лат. calendae, календы , – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме .


Печатное издание в виде таблицы

Год

Перечень месяцев

Перечень дней недели

Перечень чисел


Необходимость календаря

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать .


Необходимость календаря

Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое.


Задачи календаря

Измерение интервалов времени

Фиксация дат


Основа календаря

Смена лунных фаз и смена сезонов года

День

Ночь


Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей:

Солнечные

Стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе

Лунные

Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны

Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое


Шумерский календарь

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера . Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток.


Вавилонский календарь

Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток , прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.


Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели свой календарь и знали: есть в году сутки день самой продолжительной ночи и самого короткого дня , который называется днем зимнего солнцеворота . В этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца - Митры.


Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели разную длину, но Новый год неизменно приходился на 1 января - дату смены консулов. 25 декабря - празднования зимнегосолнцеворота стало удобным временем для новогоднего гулянья.


  • В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь, получивший название юлианского . В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям . Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

  • В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году - 22 июня.
  • А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

  • Григорием XIII в 1582 году был введен григорианский календарь (новый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного.
  • Дата дня весеннего равноденствия - 21 марта , из календаря изымались високосные годы , приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д.

  • На Руси действовал юлианский календарь. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое произошло 5506 лет до нашей эры.
  • Начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где - в марте, в день весеннего солнцестояния.

  • привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой - 1 января.

  • До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней.
  • 1 февраля 1918 года вышел декрет , объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней

  • В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем , в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний.
  • В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря , в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. Лунно-солнечный календарь применяется у евреев , исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Загадки о времени, о календаре

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

Где всё это хранится?

Без ног, а бежит -

Не кончается,

Никогда назад

Не возвращается.

(Время)

( Календарь)

Пал брус во всю Русь,

На том брусу

Двенадцать ёлок,

В каждой по четыре ветки.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак.

(Год, месяцы, недели)

(Отрывной календарь)


Использованные источники

http://www.alkor-4.ru/kalendari_2011/uvartalnye_kalendari/kvartalnye_kalendari_na_2011_god/prn_prd2581.php

http://www.xrest.ru/original/160395/

http://arthic.ru/eg/2.htm

http://elitklub.info/forum/23-238-1

http://pritchi.diary.ru/?from=80


Спасибо

за внимание!

«Древние предки человека» - Жизнь наших предков». Человек умелый. Австралоидная. Человек прямоходящий. Характерные черты: Дриопитеки. Человек разумный. Урок 1. «Происхождение человека. Австралопитек. ДРИОПИТЕ?КИ (Dryopithecinae, «древесные обезьяны»), подсемейство вымерших человекообразных обезьян. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги.

«Древние о вселенной» - Пифагор (580 – 500 до н.э.). Древний Египет. Модель Вселенной по Аристотелю. Древний Вавилон. Система Клавдия Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Древняя Индия. Как древние люди представляли себе Вселенную. Земля. Аристотель (384 – 322 до н.э.). Вселенная. Клавдий Птолемей. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

«Древние города» - На берёсте. Какие города были построены в Древней Руси? Славяне были очень гордыми. Крестьяне. Какая достопримечательность была построена в Киеве при Ярославе Мудром? Исправить. Как назывался укреплённый центр русского города? Ров. Ремесленники. Константинополь. Там разбивали огороды. Бояре. Киев. Какие достопримечательности появились в Древней Руси?

«Древние книги» - Восковые таблички. Древняя Русь. Калам. Книга –свиток папирус Книга – таблица глина Книга – кодекс пергамент. Древние книги. Древний Египет. Новгородские берестяные грамоты. Индия. Стиль. Обработанный стебель папируса острым ножом разрезали на тонкие полоски. Клинопись. Александрийская библиотека. Китай.

«Древние люди» - Рост около 170 см. Тест 6. Древнейшие люди относятся к виду: Человек умелый. Питекантроп. Подведем итоги: Человек разумный, подвид Человек разумный неандертальский и Человек разумный разумный. Человек разумный разумный. **Тест 7. От древнейших людей произошли: Неандерталец. Человек прямоходящий. 7. Какой вид и подвиды произошли от древнейших людей?

«Древние пирамиды» - Описание пирамиды. Параллельное сближение является практически идеальным и равно 1’15". Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Легенды о сфинксе встречаются в Древнем Египте (периода Древнего царства). Погребальная «яма». Статистические данные пирамиды Хеопса.

Слайд 2

Цель работы– ознакомиться с историей календаря от истоков до наших дней.Задачи:изучить

литературу по теме, описать основу и виды календаря.Методы:изучение литературы (чтение и анализ), описание, использование электронного учебного ресурса.

Слайд 3

Календарь

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов «caleo» - провозглашать и «calendarium» - долговая книга.

Слайд 4

Синодический месяц

Смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени - сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого «синодос» - сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе.

Слайд 5

Тропический год

Смена времен года и соответствующая ей единица счета - тропический год (от греческого «тропос» - поворот: тропический год - промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается).

Слайд 6

Юлианский календарь

Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. В 325 юлианский календарь был принят Византией. В юлианском календаре тропический год с периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней).

Слайд 7

Календарь Майя

Год у майя начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, и делился на 18 месяцев (по 20 дней).

Слайд 8

Календарь древних славян

Отсчёт лет велся от Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г. до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально: подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании - России) над империей Ариманов, царства Великого Дракона (по современному - Китая).

Слайд 9

Виды календаря

  • Слайд 10

    Сутки солнечные

    Сутки солнечные истинные – период обращения Земли относительно центра Солнца.

    Слайд 11

    Синодический месяц

    Период между двумя новолуниями (период обращения Луны вокруг Земли) называется синодическим месяцем, его длина в настоящее время составляет 29.5305889 дней.

    Слайд 12

    Год тропический

    Год тропический - время от одного зимнего солнцестояния до другого (или между равноденствиями).

    В дни зимнего солнцестояния (22 декабря) в Северном полушарии Земли Солнце имеет наименьшую высоту над горизонтом, удаляясь от небесного экватора на наибольшее угловое расстояние, равное углу e d< 0; d=-e.

    Слайд 13

    Лунный год

    Год лунный – 12 синодических месяцев (в среднем 354,376 дней).19 тропических лет - это 234.977 синодических месяцев, что очень близко к целому числу. А значит, каждые 19 лет фазы луны приходятся на одни и те же календарные даты (если не учитывать сдвиг, вносимый високосными годами).

    Слайд 14

    Создание григорианского календаря

    Папа римский Григорий XIII прославил своё имя, введя во всех католических странах разработанный Луиджи Лилио григорианский календарь. Реформа календаря ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Високосные годы, когда февраль насчитывает 29 дней, устанавливались реже (отныне не являлись високосными годы, кратные 100, но не кратные 400, например, 1700, 1800, 1900).





























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи урока .

    Общеобразовательные: формирование понятий: календарь, лунный и солнечный календари, лунный месяц и тропический год, семидневная неделя, старый и новый стили, високосный год, формула перевода дат из одной системы летоисчисления в другую.

    Воспитательные: знакомство с основными типами календарей, понятием "високосный год" и переводом дат юлианского и григорианского календарей.

    Развивающие: формирование умений решать задачи на расчет перевода дат летоисчисления из одной системы летоисчисления в другую.

    План урока.

    1. Актуализация материала.
    2. Формирование понятий об основных типах календарей, их отличий между собой и применение.
    3. Формирование понятий о новом и старом стилях.
    4. Проблема Всемирного календаря.
    5. Решение задачи на перевод даты одного стиля в другой. Рефлексия.
    6. Домашнее задание.

    Наглядные пособия: презентация к уроку.

    Ход урока

    1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

    Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

    2. (Слайд №2) Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

    В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:

    (Слайд №3) лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

    (Слайд №4) солнечные , в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

    (Слайд №5) лунно-солнечные , в которых хотели согласовать и то и другое.

    Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток), число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т.к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, и тропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой: тропический год - это 365 дней 5 часов 48 минут 46,08 секунд, лунный месяц – 29 дней 12 часов 44 минуты 2, 98 секунд.

    (Слайд №6) Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” - провозглашать и“саlendarium” - долговая книга.

    (Слайд №7) Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

    (Слайд №8) Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

    Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

    (Слайд №9) Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной - первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

    Лунный месяц естественным образом делился на четыре четверти: от “зарождения” Луны до того момента, когда видна ровно половина “молодого” лунного диска (этот момент и теперь называется первой четвертью), от наполовину освещенного диска до полнолуния, затем от полнолуния до половины “старой” Луны и, наконец, от наполовину освещенного диска до его полного исчезновения в новолуние. Четвертая часть месяца составляет округленно 7 дней.

    (Слайд №10) На заре современной цивилизации жители междуречья Тигра и Евфрата пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени. Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем около 29 с половиной дней. Начало нового месяца определялось прямо из наблюдений первого появления узкого серпа Луны после новолуния. Лунные месяцы оказывались разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 дней.

    О существовании годичного цикла природных явлений вавилонские жрецы судили преимущественно по разливам рек. Наблюдая их, они вывели, что в году насчитывается 12 лунных месяцев. Это число также должно было очень удовлетворять жрецов: оно хорошо вписывается в халдейскую шестидесятеричную систему счета и явно свидетельствует о том, что мир сотворен богами в высшей степени разумно.

    Однако 12 месяцев, в которых считается либо 29, либо 30 дней, составляют в сумме 354 дня. Это на 11 с лишним дней меньше истинной продолжительности солнечного года. Таким образом, считая по 12 лунных месяцев в году, вавилонские жрецы должны были вскоре обнаружить, что их весенний месяц нисану неустанно скитается по всем временам года. Он становится то летним, то осенним, то зимним месяцем. Вавилонский чисто лунный календарь нуждался в улучшении.

    В дальнейшем лунный календарь был усовершенствован и ныне под названием мусульманского календаря принят в ряде стран Азии. Мусульманский календарный год содержит 354 дня и подразделяется на 12 месяцев, длительностью чередующейся 30 и 29 дней, что в среднем составляет 29,5 суток, т.е. близка к лунному месяцу.

    (Слайд №11) В Древнем Египте за три тысячелетия до н.э. существовал солнечный календарь. Из наблюдений было установлено, что первое предутреннее появление ярких звезд после периода их невидимости повторяется примерно через 360 суток. Поэтому древнеегипетский солнечный календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней.

    Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

    (Слайд №12) Древнеримский календарь сложился в I в. до н.э. Год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев.

    (Слайд №13) Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

    Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля “вклинивали” попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов “мерцедоний” происходит от “merces edis” - “плата за труд”: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества. В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.

    Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э.

    принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.

    3. (Слайд №14 ) Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

    Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени.

    Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

    Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365? суток.

    (Слайд №15) Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

    Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365? суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней.

    (Слайд №16) Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

    Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;

    Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;

    Март (Martius) в честь бога Марса

    Апрель (Aprilis) от латинского aprire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

    Май (Maius) в честь богини Майи;

    Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;

    Квинтилис (Quintilis) пятый;

    Секстилис (Sextilis) шестой;

    Сентябрь (September) седьмой;

    Октябрь (October) восьмой;

    Ноябрь (November) девятый;

    Декабрь (December) десятый.

    Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

    Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

    При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

    В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

    Слайд №17) Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

    (Слайд №18) Приводится таблица “Название месяцев на старославянском, украинском и белорусском языках.

    Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

    Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.

    (Слайд №19) В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников: Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день - 14 нисана по еврейскому лунному календарю.

    Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

    Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

    Так момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

    Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

    (Слайд №20) Календарь, введенный папой Григорием ХIII,

    Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582-м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

    В григорианском календаре (новом стиле) чередование простых и високосныхгодов в пределах каждого столетия ведется точно так же, как и в юлианском календаре, но последний год столетия считается високосным только в том случае, если номер столетия делится на 4. Т.о., годы 1600. 2000. 2400 по обоим календарям значатся високосными, но годы 1700, 1800, 1900 и 2100 в юлианском календаре считаются високосными (по 366 дней), а в григорианском – простыми (по 365 дней), и тем самым за 400 лет, например, с 1600 по 2000 г., исключается трое суток.

    (Слайд №21) В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

    Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира.

    В настоящее время юлианский календарь отстает от григорианского на 13 дней. Т.к. и по новому и по старому стилям 2000 год является високосным, то это различие сохранится вплоть до 28 февраля 2100 г., после чего оно достигнет 14 дней.

    Погрешность юлианского календаря за 400 лет составляет 74 часа 53 минуты. А в григорианском за тот же период накапливается избыток в 2 часа 53 минуты.

    (Слайд №22) Для перевода дат юлианского календаря (старого стиля) в григорианский (новый стиль) надо прибавить к числу старого стиля число n, рассчитываемое по формуле:

    где С- число полных столетий, прошедших за этот период,

    С 1 - ближайшее меньшее число столетий, кратное четырем.

    (Слайд №23) Число n можно определить по таблице – “Расхождение между юлианским и григорианским календарями”.

    4. (Слайд №24) Проблема: в чем главная трудность составления любой календарной системы?

    Ответ: В том, что естественные меры времени, которыми люди вынуждены пользоваться, - год, месяц и сутки - несоизмеримы между собой.

    Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

    В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

    На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

    5. (Слайд №25 ) Задачи.

    1. Условие: А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. Когда следует праздновать день его рождения по новому стилю?

    (Слайд №26) Решение: В XVIII в. в Москве действовал старый стиль, в котором в отличие от нового стиля считались високосными годы 1800-ый и 1900-ый. Следовательно, 1799 г. оба стиля различались не на 13 дней, а на 11 дней и по новому стилю искомая дата – 6 мая, т.е.

    n=C-(C 1:4)-2=17-(16:4)-2=11,

    2. (Слайд №27) Что означает название месяца “август”. Подсказка в картине К.Васильева “Жатва”?

    (Ответ: серпень).

    6. (Слайд №28) Домашнее задание. Определить дату своего рождения по старому стилю.

  • Выдающийся польский ученый Н. Коперник родился 19 февраля 1479 г. по юлианскому календарю. Какова дата ученого по григорианскому календарю?
  • Литература и сайты:

    • http://kref.ru/infotsennyebumagi2/57815/13.html
    • http://coolreferat.com/История_календарей_часть=3
    • http://kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/lesson8.html
    • http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm
    • Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1985.