Либо дело делать либо сказки сказывать. Выражение времени в сказке. Пословицы и присказки из сборника Даля

Праздник для учащихся начальной школы «Сказка в гости к нам пришла!»


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие по сказкам, которое направлено на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня.
Цель: создание сказочной атмосферы праздника.
Задачи:
- познакомить детей со сказками;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королёвой.
Дети входят в зал в сказочных костюмах.

Ученик 1:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и улетит.

Ученик 2:
Ты за нею на порог,
А она уж - прыг, да скок,
Словно круглый колобок,
Катится по лесу…

Ученик 3:
У неё чудес запас!
И всегда готово…
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

Ученик 4:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам никак без них!

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть всех Вас на нашем празднике. Думаю, что всем знакомы слова А. С. Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Ведущая: Сегодня мы приглашаем Вас на урок-занятие, посвящённый сказкам. (Каждый ребёнок выбирает себе раскраску, таким образом, класс делится на 4 группы).





Ведущая:
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка побольше ноготка.
В ореховой скорлупке она всегда спала,
Вот какая девочка, была совсем мала!

Кто читал об этом книжку
Назовёт он нам малышку?
(Дюймовочка.)
1 группа – Дюймовочки. (Те ребята, кто раскрашивал Дюймовочку).


Ведущая:
У него на крыше домик.
Он шалун, весёлый комик,
Хвастунишка и зазнайка,
Как же звать его? Угадай - ка!
(Карлсон.)
2 группа – Карлсоны. (Те ребята, кто раскрашивал Карлосона).


Ведущая:
Этот мальчик очень странный,
Необычный - деревянный.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
3 группа – Буратины. (Те ребята, кто раскрашивал Буратино).


Ведущая:
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка.)
4 группа – Золушки. (Те ребята, кто раскрашивал Золушку).


Ведущая:
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».
Пары разводит паровоз,
Зажёг два фонаря
И мчится с грохотом колёс
По строчкам букваря.
Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А» .

Ведущая: Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «А»?
Ведущая: Верно, есть такая сказка - «Айболит», герой - Алладин…
А ещё, есть такое слово … атрибут. Атрибут – это предмет, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо или чего-либо.
Задание 1. Каждой команде необходимо сложить из мозаики свой атрибут.
(Дюймовочки – ласточка, Карлсоны – Малыш, Буратины – золотой ключик, Золушки - туфелька).


Ведущая:
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Ведущая: Двигаемся дальше – буква «Б». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «Б» ?
(Баба яга, Буратино, Бармалей, Бременские музыканты…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «баю-бай».
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.


Задание 2. Каждой команде необходимо сочинить Сказку на ночь. Сказка на ночь - это длинное пожелание спокойной ночи, как правило, пропитанное нежностью, любовью и, конечно же, заботой. Вспомните, как звучит сказка на ночь, прочитанная бабушкой или мамой? Наверное, тихо и ровно, ещё она успокаивает и убаюкивает.
(Каждая команда сочиняет свою сказку. При желании, можно её разыграть.)


Ведущая: Двигаемся дальше – буква «В». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «В» ?
(Волк, «Волшебник изумрудного города», Василиса Прекрасная…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «времена года».
Задание 3. Каждой команде необходимо вспомнить сказки, в которых описано одно время года.
(Дюймовочки – зима, Карлсоны – весна, Буратины – лето, Золушки - осень).
(Команды соревнуются).
Ведущая: Наше путешествие подходит к концу, дорогие ребята и уважаемые гости! И в завершении, продолжите, пожалуйста…
Быль за сказкой … (не угонится) .
Всякая прибаутка в сказке … (хороша) .
Всякой сказке бывает… (конец) .
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус… (мотай) .
Красна сказка складом, а песня … (ладом) .
Либо дело делать, либо сказки … (сказывать) .
На сказках, что на … (салазках) .
Сказка - складка: послушать… (сладко) .
Сказку слушай, а к присказке … (прислушивайся) .
Скоро сказка складывается, да не скоро дело … (делается) .
Сказка не сказка, а … (присказка) .
Вот и сказочке конец, а кто слушал…
МОЛОДЕЦ!!!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

В Российской Федерации внезапно обнаружились русские. Об этом неопровержимо свидетельствует новая редакция концепции Государственной национальной политики, которая будет предложена президенту, не так давно назвавшему себя самым эффективным националистом страны.

«Российское государство складывалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ, – говорится в новом документе. – Объединяет современное российское общество единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России».

В нем же ставится задача по «этнокультурному развитию русского народа» и «укреплению статуса русского языка как государственного». Среди значимых угроз называются такие, как «гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, в том числе за счет поддержки из-за рубежа», незаконная миграция и несовершенство системы адаптации мигрантов, формирование замкнутых этнических анклавов, отток русского населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.

Можно только надеяться, что данный проект по пути к президентской подписи не растеряет эти формулировки, наоборот, они будут заточены для лучшего понимания всеми (и прежде всего чиновниками, проводящими нацполитику на местах) простой истины: без русских никакой России не будет. Чтобы была Россия, нужны русские, нужно, чтобы русских было больше и чтобы мы становились все более русскими – народом с глубоким и гордым историческим самосознанием и уверенностью в собственных силах. Необходимо, как выражался некогда министр просвещения граф Уваров, «развить русскую национальность на истинных ее началах и тем поставить ее центром государственного быта и нравственной образованности».

Напротив, путь к гибели страны – делать так, чтобы русские ощущали себя гонимым и угнетаемым меньшинством, испытывали желание сесть на трактор и «сбежать из России», причем не в Хабаровск, а гораздо дальше.

В том, что у части русских граждан появились соответствующие настроения, виноваты и власть, десятилетия сводившая единство России к тому, чтобы «не обижать гордые народы», и многие русские националисты, которые вцепились в психологию меньшинства и начали ее культивировать, и медиа, с яростью отрицавшие само существование русских – все-то у нас чужое, все-то у нас некузявое, и даже русских как таковых нет, русский – это не существительное, а прилагательное.

Иногда эту несусветную дичь в приступе национального самоедства повторяли даже некоторые мыслители-патриоты. «Одной из черт русского характера является способность к самой жесткой самокритике. В этом отношении мы, пожалуй, превосходим кого угодно», – отмечал известный литературовед-евразиец В. В. Кожинов. Он объяснил это тем, что «русские называют себя именем прилагательным, т. е. есть определенная неуверенность, поскольку русские предстают не столько как нация, сколько как некое скрепляющее огромный субконтинент начало». Тем самым публицист (впрочем, не он первый и не он последний) дал наглядный урок той самой неуверенности и чрезмерной национальной самопривередливости и самокритики, о которых говорил.

Их первопричина, конечно, не в мнимой «прилагательности», а стало быть, и расплывчатости русской национальной идентичности.

На пути к существительному

Именем народа, создавшего Русское государство, первые несколько столетий его истории было «русь» (правильное единственное число – «русин»). Прилагательное же «руский» использовалось как определение при том или ином существительном – «язык» (в смысле народ, gens), «земля», «князь», «люди», «послы», «закон», «власть», «род», «волость», «сторона/страна», «град», «митрополия», «море», «ладьи», «имя», «челядин», «сыны», «вои», «полки», «праздник», «познание», «устремление» – все это в древнерусской словесности XI века определяется как «руское» (второе «с» появилось под западным влиянием лишь в XVII веке).

Это словоупотребление было единственной нормой русского литературного языка до петровских реформ, распространяясь и на любые другие этнонимы – «немецкие люди», «литовские люди», «персидские люди», «турецкие люди». «Эллипсис», как выражаются лингвисты, то есть опущение слова «люди» и субстантивация прилагательного «русский», начинает намечаться лишь в середине XVII века, и первоначально его можно объяснить усталостью писца от тавтологий.

По всей видимости, первый случай употребления субстантивированного прилагательного «русский» находится в Соборном уложении 1649 года:

«Полонянки, которые выданы замуж за русских... велено жить им на воле, где кто похочет». Однако настоящий лингвистический сдвиг относится к петровской эпохе, когда русский язык подвергается мощнейшему воздействию западноевропейских (прежде всего немецкого) языков. Тогда-то вместо существительных с определением «русский» и форм «русь», «русин» и т. д. начинает употребляться в качестве этнонима субстантивированное прилагательное «русский», причем до начала ХIХ века в качестве явления низкого штиля оно соперничает со славянизмом высокого штиля «россиянин».

Характерно, что в статье «О любви к отечеству и народной гордости» Карамзин последовательно пользуется словом «русский» как субстантивом, а в «Записке о древней и новой России» и «Истории» все больше места занимают «россияне», но до конца «русских» все же не вытесняют.

Невозможно объяснять стародавнюю русскую склонность к самоедству таким относительного новым языковым явлением, как употребление в качестве этнонима «прилагательного». Напротив, напористое «русский» становится в XIX–XX веках знаменем именно национального образа мысли, символом националистического направления, обозначающего само себя как «русское воззрение», «русское направление», «истинно русские», «русская партия».

Если уж в чем и искать причины въедливой русской самокритики, так это в русской интеллигенции, которая единственная и является ее носителем (в простом народе, если считать выражением его воззрений пословицы, былины и исторические песни, никакого национального самоедства мы не заметим). И связана эта черта прежде всего с тем, что наша интеллигенция не считает и не хотела бы считать прилагательное «русский» себя определяющим. Часть нашей интеллигенции хотела и хочет быть иностранной – общечеловечески-космополитической или же связанной с тем или иным конкретным (но не русским) народом.

Есть в чем упрекнуть не только либералов, но и некоторых националистов. Они зачастую хотели бы возвести себя в положение «конструирующей» нации, а потому иногда отрицают историческое бытие русской нации, чтобы такая «мелочь», как тысячелетнее здание русской народности, государственности и веры, не мешало бы на площадке «нацбилдинга».

Парадоксальным образом тысячелетняя русская нация и более чем двухсотлетняя история сознательного русского национализма «современного» образца остаются среди этого праздника самопоедания убогим сиротой. Поэтому следует еще раз повторить некоторые вещи, которые мне лично представляются самоочевидными.

Русская нация существует

Русская нация входит в число старейших наций Европы, перечисляемых в любом мало-мальски серьезном исследовании истории наций и национализма. «Старыми нациями Европы в 1789 году были на западе – англичане, шотландцы, французы, голландцы, кастильцы и португальцы; на севере – датчане и шведы; и на востоке – венгры, поляки и русские», – писал в 1977 году британский исследователь Хью Сетон-Уотсон.

Русская националистическая мысль как минимум не младше немецкой. Ее первый развернутый манифест, упомянутая выше статья Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости» с ее знаменитым «русский должен знать цену свою», относится к 1802 году, не будучи, разумеется, первым выражением сознательного русского национального чувства. Традиция русского интеллектуального национализма насчитывает десятки имен крупнейших мыслителей, писателей, поэтов.

Понятие «русские» обозначает обширное уже в древности (тем более сегодня) сообщество людей, связанных общностью происхождения, языка, самосознания и долговременным единством политической судьбы (если не всегда актуальным, то всегда чаемым этой общностью).

Понятием русской нации охватывается не только этнографическая группа великороссов, но все восточные славяне. Группы малороссов и белорусов имели особенности в своем политическом и языковом развитии, но до начала эпохи политического конструирования наций в ХХ веке не порывали с самосознанием русского единства (или, по крайней мере, триединства), да и сейчас этот разрыв является во многом искусственным и насильственным.

Слово «Русь» появляется в исторических источниках IX века, а уже в середине XI века относится к обширной надплеменной исторической, культурной и политической общности, к которой прилагаются понятия «земля», «люди», «язык», «власть». Нет никаких оснований отказывать этой общности в имени «нации», по крайней мере в том смысле, который вкладывается в него авторами, говорящими о «нациях до национализма».

«Россия является старейшим национальным государством Европы», – отмечал выдающийся русский публицист и политический мыслитель И. Л. Солоневич.

Русская нация появляется на историческом поприще одновременно с большинством других христианских наций Европы. Если посмотреть на карту континента X–XI веков, в большинстве своем мы увидим на ней те же страны и народы, что и сегодня, за очень и очень немногими исключениями. Англия, Франция, Польша, Чехия, Венгрия, Дания, Швеция, Норвегия, Сербия, Хорватия, Болгария, Португалия появились на карте именно в этот период. В составе Священной Римской империи оформились королевства Германия и Италия, хотя и не достигавшие настоящего политического единства. На севере Иберийского полуострова христиане Леона и Кастилии вели реконкисту у мавров, подготавливая появление Испании. Это был период «великого происхождения народов», и русская нация явилась на свет именно в этот момент.

Ни в один из периодов своей истории русские не теряли память о своей общности и не забывали ее имя. Ни в период так называемой раздробленности, ни в эпоху монгольского завоевания представления о русской земле, русском единстве и общерусском деле не исчезали полностью. «Да устроится русская земля и да будет в ней справедливость», – высказывает свою сокровенную мечту тверской купец Афанасий сын Никитин, затерявшийся за тремя морями, в песках и горах Востока.

Успешное формирование в XV–XVI веках централизованного государства – России – было связано с тем, что оно с самого начала выступало в качестве раннего национального государства, соединяющего национальную общность под единой властью и формирующего ее политические, культурные и экономические институты.

Когда Иван III требовал земли Западной Руси, захваченные Литвой (в частности, Киев), он подчеркивал, что требует назад русскую землю по праву русского государя: «Русская земля вся с Божьей волею из старины от наших прародителей наша отчина; и нам ныне своей отчины жаль, а их отчина Лятская земля да Литовская».

Русское самосознание при строительстве государства было чрезвычайно важным фактором. Францию столетиями приходилось собирать из разнородных кусков, а Иван III и Василий III за полвека собрали все русские земли за пределами Литвы – и в них не обнаружилось никакого сепаратизма. Всего 70 лет спустя после присоединения к Московскому государству Псков выдерживает осаду Стефаном Баторием, ощущая себя как органичная часть единого Русского государства. Ни в ходе Ливонской войны, ни в ходе Смуты Новгород не пытается воспользоваться возможностью для сепаратистских поползновений – новгородская измена очевидно коренится лишь в воспаленном тираническом мозгу Ивана IV. Нередкие в этих городах городские восстания никогда не носят сепаратистской окраски, свидетельствуя, что полисное начало в них укоренилось куда глубже, чем сепаратно-государственное.

В начале XVII века русская нация доказала, что не только существует, но и способна к самостоятельным организованным действиям даже в отсутствие монарха-суверена. Русские общины смогли восстановить государственность и монархию в условиях политического распада, и эта борьба осознавалась как борьба за национальное, а не только за государственное начало. Как писали в 1611 году в Москву из осажденного Смоленска:

«В то время на Москве русские люди возрадовались и стали меж себя говорить, как бы во всей земле всем людям соединитись и стати против литовских людей, чтобы литовские люди из всее земли Московские вышли все до одново».

Русской нации, синтезировав славянские бытовые и византийские религиозно-гуманитарные начала, удалось выработать оригинальную культуру и достаточно развитую цивилизацию, занявшую место среди других цивилизаций, подвергаясь их интенсивному влиянию, но не поглощаясь ими.

Проблемы развитию русской нации создала культурная псевдоморфоза XVII–XVIII веков, связанная с церковным расколом, принятием русской монархией и дворянством западной культуры и фактическим порабощением русского крестьянства. Нация оказалась культурно расколота.

В то же время не следует преувеличивать степень этого раскола – абсолютизм XVIII века во всех без исключения странах Европы создавал тенденции, противоречившие национализму. В XIX же веке и самодержавие, и дворянство, и все образованные слои стремительно национализировались, создав в короткий срок одну из самых высокоразвитых национальных культур Европы. Из раннего национального государства Россия трансформировалась в империю, которая, однако, все более приобретала характер национальной империи.

Граф Уваров, один из творцов русской национальной политики, писал императору Николаю I, подводя итоги 16 годам управления министерством народного просвещения:

«Новое поколение лучше знает русское и по-русски, чем поколение наше».

Не следует поддаваться пропагандистским штампам антимонархической публицистики, которая представляла династию Романовых как «немцев на престоле». Даже самый космополитичный из русских царей XIX века Александр I в конечном счете закончил жизнь простым русским мужиком – святым старцем (в чем не сомневается почти никто из серьезных исследователей александровской эпохи).

Зачастую чтобы представить Романовых немцами, приходится идти на откровенный подлог, такой как якобы сказанная Николаем I фраза: «Русские дворяне служат государству, немецкие служат нам». Нет никаких документальных источников этой фразы старше советской публицистической брошюры историка А. Е. Преснякова, изданной в 1925 году. На самом деле император говорил прямо противоположное: «Я сам служу не себе, а вам всем». Если Николай I за что и гневался на публициста Юрия Самарина, писавшего против засилия немцев, то за создаваемое у читателей впечатление, что монархия недостаточно верна национальным интересам русского народа, с чем император был категорически не согласен. А внук его, Александр III, и вовсе получил прозвание «русификатора всея Руси».

«Я предлагаю Минина расплавить»

Социальный кризис ХХ века нанес русской нации катастрофический ущерб, уничтожив или изгнав значительную часть национальной интеллигенции, обладавшей наиболее развитым национальным самосознанием. В течение длительного времени русское во всех его проявлениях подвергалось преследованию или искажению.

«Я предлагаю Минина расплавить», – писал один пролетарский поэт. Тем временем другие безродные чиновники приказывали разрушать монументы на Бородинском поле как не имеющие художественной ценности, а в Севастополе демонтировали адмирала Нахимова за то, что его вид оскорблял турецких моряков.

Большевистский нарком Чичерин гордился усилиями в деле расчленения России: «Мы отдали Эстонии чисто русский кусочек, мы отдали Финляндии Печенгу, где население этого упорно не хотело, мы не спрашивали Латгалию при передаче ее Латвии, мы отдали чисто белорусские земли Польше. Это все связано с тем, что при нынешнем общем положении, при борьбе Советской Республики с капиталистическим окружением верховным принципом является самосохранение Советской Республики как цитадели революции... Мы руководствуемся не национализмом, но интересами мировой революции».

Самые ужасные последствия имело внутреннее расчленение России на республики и автономии, сопровождавшееся украинизацией, белорусизацией и превращением русских в как бы «гостей» в Казахстане, Татарстане, Башкирии, Якутии и т. д. Все хорошо знают, какие последствия это имело в 1991 году (а могло бы иметь еще худшие, если бы ГКЧП не сорвал принятие союзного договора, возводившего автономии на статус союзных республик).

Несмотря на все это, русское национальное сознание продолжало развиваться даже в советский период, сохранив более высокий тонус, чем национальное сознание многих наций Запада. Очень помогла война, в которой власть вынуждена была обратиться к русскому патриотизму. Свою роль сыграли ранние брежневские годы, когда власть разрешила некоторые формы национального культурного возрождения.

Ввиду запрета на имперское русское начало убежищем национального самосознания стала Древняя Русь. Люди с небывалым прилежанием изучали древнерусскую литературу и иконы, ездили по Золотому кольцу. Фотография храма Покрова на Нерли появилась едва ли не в каждом русском доме как символ русского этнического начала.

Именно поэтому, когда обвал начала 1990-х сотряс все и вся, русские все-таки выжили как целое, хотя разгул русофобии в СМИ был таким, что, казалось, нация должна умереть от бессилия и стыда – или распасться на части. Многие тогда подбрасывали такую идею, что никаких русских нет, это «прилагательное», а надо быть казаками, поморами, сибиряками – и так вплоть до вятичей и мери.

По счастью, этот период самопоедания и саморастворения мы, кажется, пережили. Но радоваться пока что особо нечему.

На сегодняшний момент русские оказались в трагическом положении расколотой нации. Расколотой не только административными границами советских республик, которые вдруг стали международными, но и в смысле этнополитологической номенклатуры. Во многих нацреспубликах в составе РФ русские (притом что составляют либо большинство, либо вторую по численности этническую группу) фактически на положении гостей – непрерывно дискриминируемых, третируемых, принуждаемых к изучению чужих для себя языков. А когда прорывается возмущение, нам говорят: «Не смейте обижать гордые народы» (получается, русских обижать в этой логике можно, мы не гордые). Все это грозило большой бедой.

Теперь мы явно начинаем приходить в себя. Во-первых, внешнее давление заставляет сплачиваться.

Во-вторых, внешний пример показывает, до какого ужаса доходят страны (самые демократичные и с самым прекрасным уровнем жизни), если утрачивают национальное начало. Вспомним недавний случай, когда в Марселе отказались назвать улицу в честь погибшего при теракте полицейского-француза, так как это может «обидеть новых граждан страны».

В-третьих, в современном мире антиглобализм, национализм, «идентитаризм» (новомодное слово, означающее приверженность собственной цивилизационной идентичности) все-таки входят в силу. Сегодня быть всетолерантным общечеловеком уже малость немодно. Вопрос состоит только в том, станет ли человек приверженцем своей традиции или какой-то чужой (например, уедет воевать под черным знаменем в песках).

Быть собой для современного государства и современной нации – это единственная возможность выжить, не прекратить существование вовсе. И очень хорошо, что понимание этого просыпается.

Егор Холмогоров

Введение

В словаре В.И. Даля сказка определяется как “вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание”. Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка -- вымысел, произведение народной фантазии -- “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило и в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера» Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938. с. 292. Скоро заметили изъян определении. Под него подходили не только сказки, но и легенда, быличка, предание и т.д. Аксаков К.С. в XIX веке отличил сказку от повествовательных песен, по его мнению, вымысел повлиял на содержание, на изображение в сказках места действия, на характер действующих лиц: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых странах и всяких диковинках» Аксаков К.С . Собрание сочинений. М., 1861. т. 1. с 399. .

При всей невероятности событий, о которых говорится в сказке, в основе их лежат реальные идеи, главной чертой жанра является установка на раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Какие бы разновидности сказочного жанра ни взять, все они подходят под эту характеристику: во всех сказках раскрытие идеи по необходимости обусловливает обращение к фантастике.

Выражение времени в сказке

Сказка не может исполняться для себя, в этом ее коренное отличие от лирической песни. Если сказочник и рассказывает сказку в одиночестве, то он воображает все же перед собой слушателя.

Сказка рассказывает о прошлом, о том, что где-то и когда-то было, а это предполагает, что для нее характерно время прошедшее, и оно имеет в этом жанре ряд особенностей. Традиционное же изображение времени в сказке сильно нарушено.

В сказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потоке истории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодаря чему усиливаются её изобразительные стороны.

Время в сказке очень тесно связано с сюжетом, но отсчет его ведется от одного эпизода к другому. Время отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». Перерыв во времени - пауза в развитии сюжета.

Традиционные формулы -- “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “утро вечера мудренее”, “день коротается, к ночи подвигается”, “едет далёким-далеко, высоким-высоко” -- и разграничивают, и связывают эпизоды сказки. Э.В. Померанцева пишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ей затейливый, разукрашенный характер, а с другой -- служат одним из приёмов замедления её повествования.

Формулы «долго ли, коротко ли…» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» отмечают явно ощущаемое расхождение событийного времени с временем рассказа об этих событиях. Эти формулы подчеркивают стремление соблюдать единство времени: времени исполнения и времени, которое должны были занимать сами события. Перерывы в развитии действия маскировались всяческими присказками. Но, естественно, единство достигалось лишь условно.

Время в сказке особое - «скорое». Событие может совершаться тридцать лет три года, а может произойти и в один день. При этом как таковой разницы нет. Герои не скучают, не томятся, не болеют. Реальное время над ними не властно, важно только время событийное. Есть только последовательность событий, и именно эта последовательность и есть художественное время сказки.

Еще одна особенность изображение времени в сказке состоит в том, что оно всегда последовательно движется вперед и никогда не возвращается назад. Именно поэтому в сказке нет статических описаний. Природа описывается только в движении, и движение это участвует в развитии действия. М. К. Азадовский пишет: «Сравнительно мало развиты в сказке пейзажи, образы природы. В традиционной поэтике сказки пейзаж играет самую незначительную роль и обычно бывает едва только замечен.» Азадовский М.К . Русские сказочники. С 114. Значит, время в сказке не останавливается для описания природы. Оно равномерно движется во время всего рассказа.

Помимо того, что время в сказке сугубо условно, следует так же отметить, что оно замкнуто. Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком и полностью замкнуто в сюжете. Это время не определено в потоке исторического времени. Практически всегда мы не знаем, насколько время исполнения сказки отдалено от времени происходящих в ней событий.

Сказка начинается будто бы из небытия: «жил да был», «было у царя три сына», «давным-давно», «в некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»). И заканчивается сказка будто бы остановкой сказочного времени, констатацией какого-либо события: свадьбой, пиром, благополучием. Такую остановку фиксируют формулы: «стали жить поживать, да добра наживать», «жили они долгие лета, в любви и согласии» («Жар-птица и Василиса-царевна»). Заключительное благополучие - это конец сказочного времени.

Выход из сказочного времени в реальность осуществляется путем саморазоблачения рассказчика, здесь может присутствовать указание на нереальность описанных событий, на несерьезность самого сказочника: « и я там был, пиво пил - по усам текло, в рот не попало; дали мне колпак, стали в шею толкать, дали мне шлык, я в подворотню шмыг».

«Нас много! Мы вместе! И нам по колено!»

Молодые люди, готовые из года в год, из лета в лето ехать «вожатить» хоть на край вселенной. Вожатые! Мы встречаем их первыми в лагере, мы доверяем им своё чадо, мы пытаемся сделать из них настоящую команду и устроить детям незабываемый отдых. Кто они?! Какие они?! Откуда они?! Дети помладше часто говорят, что их вожатый «похож на дядю, тётю, актёра, любимого героя…» Давайте пофантазируем (иногда это очень полезно) и представим, что наши вожатые – это герои русских сказок.

Итак, типология вожатых на основе собственного «сказочного» опыта работы в лагерях по всей России. Никакого желания кого-то обидеть! Никаких имён! Только субъективное мнение!

«Мой курносый вожатёнок, ты сама еще ребёнок…»

«Красная шапочка»

Девочка – беда! Даже при выполнении обычных дел нацепляет на себя по пути репей дополнительных проблем. Любое занятие с ней – увлекательнейший квест, при выполнении которого то ли в конце ждут пирожки, то ли попадёшь в лапы к волку. Разлить воду с краской по всей игровой, заблудиться в трёх соснах, сломать аппаратуру просто приблизившись… Она еще не то может! При всём этом – это мой любимый тип. Самые лучшие воспоминания именно от смен в напарничестве с «Красной шапочкой»! Здесь главное — уравновесить беду рассудительным дровосеком или мудрой бабушкой.

«Богатырша Синеглазка»

Редко кто помнит такого персонажа русского фольклора из сказки «О молодильных яблоках…», но именно она билась с Иваном-Царевичем на равных целых три дня, а в итоге стала его женой! Кто на вожатстве собаку съел?! У кого сумка с вещами стоит у входной двери как «тревожный чемоданчик»?! С кем можно поговорить о том, что есть интересная смена, а через час уже встречать на вокзале?! Это палочка-выручалочка любого руководителя! Может вслух говорить, что дети – зло, но любого порвёт за свой отряд. Таких богатырш нужно холить и лелеять (хоть сами они этого и не любят). Она будет ездить на смены, несмотря на долги по учёбе, цунами и собственную свадьбу. За внешней жёсткостью кроется нежное сердце Марьи-искусницы, о которой далее.

«Марья-искусница»

Она – Богиня детских душ! Всеобщая любимица и лицо лагеря. Пять раз становилась лучшей вожатой смены и еще два – лауреатом конкурса красоты (просто для коллекции). Подготовить творческий номер за 30 минут, сделать костюм единорога из шишек и мешка или макет болида «Формулы 1» из остова кровати – спроси её как! Выведет свой отряд в лидеры, нарисует декорации для сцены и станцует так, что все прослезятся. Для таких результатов необходимо работать ночами?! Что ж, по пути она приготовит сюрпризы всем детям на утро и принесет завтрак к кровати напарника. Чтобы не допустить срывов, создайте ей условия для самореализации, и она вас не подведёт, ведь это «Марья-Искусница»! Она призвана очаровывать, а не разочаровывать.

«Скоро сказка сказывается…»

«Красно Солнышко»

Наш список не был бы полным без «героев в масках». Красно Солнышко — как раз такой герой! Как ни крути, а самая ближайшая звезда! Всегда на сцене. Готов вести всё и везде. Станет героем телепередачи или диджеем на радио. Его знают поголовно все дети, даже если лагерь на тысячу душ. Девочки пишут ему записки, а с мальчиками у него своё приветствие из десяти движений. Оставляет после себя двойственное впечатление. Вроде бы и поговорил с ним, как Царевич Елисей, но толку никакого! Всё дело в том, что Солнышко заботится только о своем благополучии. Лагерь для него – это очередной способ удовлетворить жажду тщеславия, а потому и для детей там нет места. Хуже всего приходится напарникам такого персонажа, ведь «Скоро сказка сказывается», а дело у него вообще не делается!».

«Иван – (далеко не всегда) Царевич»

Исследователи фэнтези называют таких «типичными попаданцами» в другой мир. Для нас же это обычный Иван-Дурак. Увалень, готовый лишь лежать на печи да есть калачи. В лагерь попал за компанию, либо на практику, либо по объявлению (нужное подчеркнуть). Любое дело с ним пойдёт через пень колоду. Любое задание будет выполняться очень долго и крайне непродуктивно. Проведение отбоя в отряде у него может затянуться на всю ночь, а репетиция вожатского номера будет удлиняться его бесконечным нытьём или ненужными уточнениями. Короче, если с вами Ванюша – ловите в список отряда ещё одного ребёнка! Но, по правде говоря, мне встречались и чудесные превращения из Ивана-Дурака в Ивана-Царевича прямо на летней смене.

В каждой сказке хватает и отрицательных персонажей в виде нечистой силы. Эти оборотни в галстуках, домовые, впервые оторвавшиеся от маминой юбки, и сладкоголосые русалки с интеллектом рыбок тоже наверняка встречались вам. Но не будем забывать, что мы создаём добрую сказку, а потому таких необходимо отсеивать ещё на стадии первых инструктивных сборов и за порог не подпускать к детям. А ведь мы – сказочники! Мы справимся!

«Чтобы зажечь ребячьи души, огня не жалей, огня не жалей»

Нашли знакомых?! А какие вожатые встречались Вам?! К какому типу Вы могли бы отнести себя любимого?! На последний вопрос я так и не нашел для себя ответа, поэтому наша типология, как мне думается, нуждается в доработке.

СКАЗЫВАТЬСЯ

СКАЗЫВАТЬСЯ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬСЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер. 1. см. сказаться. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Произноситься, рассказываться (устар. и обл.). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (посл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    I несов. страд. к гл. сказывать II несов. Проявляться, обнаруживаться, давать о себе знать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сказываться, сказываюсь, сказываемся, сказываешься, сказываетесь, сказывается, сказываются, сказываясь, сказывался, сказывалась, сказывалось, сказывались, сказывайся, сказывайтесь, сказывающийся, сказывающаяся, сказывающееся, сказывающиеся,… … Формы слов

    сказываться - ск азываться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

    сказываться - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказываться - Syn: влиять, воздействовать (кн.), действовать, отражаться, отзываться, оставлять след, накладывать отпечаток Ant: не отражаться, не оказывать влияния … Тезаурус русской деловой лексики

    См. Сказаться и Сказывать … Энциклопедический словарь

    сказываться - сказывается влияние субъект, демонстрация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Немецкая скульптура 1900-1950 гг. , Ю. П. Маркин. В русской научной литературе тема изобразительного искусства Германии конца XIX - первой половины XX века остается фактически не освещенной, хотя интерес к немецкойхудожественной культуре…
  • Судьба и грехи России (комплект из 2 книг) , Г. П. Федотов. В сборнике статей выдающегося русского философа, историка и исследователя русской православной культуры Г. П. Федотова (1886 - 1951) исследуются причины чудовищной революции, последствия…