Описание картины на привале василий теркин. Картина Отдых после работы (По Милле) Винсента ван Гога. Наглядные материалы к уроку

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отдых после работы (По Милле) художника Винсента ван Гога на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Винсента ван Гога Отдых после работы (По Милле): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Винсента ван Гога на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Винсента Ван Гога. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Винсента Ван Гога на натуральном холсте.

Ван Гог родился в Голландии в семье служителя церкви. Братья отца занимались торговлей картин, и 16-летний Ван Гог тоже устраивается на работу продавцом в парижскую художественную фирму, но в 23 года решает стать проповедником Библии, как и его отец. В шахтерском поселке на юге Бельгии преподает Закон Божий. Наблюдая полное безразличие церковных властей, через 4 года навсегда порывает с официальной религией.

В 27-лет Винсент Ван Гог окончательно осознает свое призвание художника, желая служить народу с помощью искусства.

Судьба отпустила ему 10 лет для плодотворного творчества.

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он бросает учебу и продолжает художественное образование самоучкой. Ван Гог уезжает в Париж, считая что только там имеет смысл жить и творить.

В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, но его бескомпромиссная позиция часто вовлекает его во всевозможные распри. Знакомство с Поль Гогеном также заканчивается ссорой, после которой Ван Гог отрезал себе мочку левого уха. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Возможно, прогрессирующий нервный недуг был следствием злоупотребления спиртными напитками. Психическое расстройство привело его добровольно в специализированную лечебницу, но внутренний конфликт постоянно сопровождал его до конца жизни. 27 июля 1990 года Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Ван Гог выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добирается до номера гостиницы, но через два дня умирает.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Винсента Ван Гога не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Известный советский художник Юрий Михайлович Непринцев прошел всю Великую Отечественную войну. Первые дни страшнейшего события в жизни страны он участвовал в маскировке одного из заводов Ленинграда. После он был командиром взвода пехоты, который охранял одну из дивизий артиллерии. Но вот принять участие хотя бы в одном сражении ему не удалось, он даже ни разу не стрелял из оружия. Такое стечение обстоятельств позволило ему сохранить свою жизнь и свой талант. Судьба даровала ему возможность не только встретиться с настоящими героями, но и сохранить их образы, чтобы позже, уже в мирное время, всем рассказать об их подвигах.

Когда Непринцев прочитал поэму Твардовского «Василий Тёркин», то был восхищен образом главного героя. Теркин напомнил ему простых солдат, каждый день совершавших большие и маленькие подвиги и совершенно невидящие в этом ничего особенного. Для них это обычное дело. Вскоре после прочтения у художника возникла идея создания полотна, на котором был бы изображен Василий Теркин среди своих сослуживцев.

Такой картиной в итоге стала работа под названием «Отдых после боя», написанная в 1951 году. Работа над полотном продолжалась с 1949 по 1951 год и сделала автора необычайно популярным в итоге. Ее показали на главной художественной выставке Советского Союза, проходящей в столице. Она получила высокую оценку зрителей и критиков. Через год после создания Непринцев получил за эту картину Сталинскую премию. С полотна сделали сотни репродукций, которые разъехались по всей огромной стране. Эта картина стала одним из самых известных художественных полотен Советского Союза.

На картине изображен привал солдат в лесу. Бойцы, показанные на первом плане, ведут оживленную беседу, все улыбаются, кто-то смеется. Очевидно, что совсем недавно они нанесли поражение своему врагу и теперь с чувством выполненного долга и, пребывая в хорошем расположении духа, отдыхают.

Все солдаты одеты в теплые полушубки. В таких не страшная русская зима. У всех за спинами автоматы. Несмотря на то, что сейчас все отдыхают, они на самом деле находятся начеку и готовы постаять за себя и товарища в любую минуту. На войне нельзя расслабляться ни на минуту. Рядом в лесу виднеются танки.

В центре толпы показан балагур роты, под которым художник подразумевал Василия Тёркина. Он что-то оживленно рассказывает, жестикулирует. А солдаты вокруг готовы катиться со смеху. В руке он держит красный кисет. Наверное, это подарок возлюбленной. Такие вещи присылали девушки и жены своим солдатам на войну, доказывая свою преданность и любовь, говоря тем самым, что ждут их возвращения.

Главный цвет, использованный в работе, белый. Он создает позитивный настрой, чувство радости и веселья, несмотря на то, что картина описывает страшное военное время. Эта картина смогла передать важный момент, некий лучик света в темном и жестоком мире войны, позволяющий солдатам вновь и вновь после небольшой передышки поверить в свои силы и идти вперед на защиту Родины. Эта картина напоминает всем зрителям, что Победа была достигнута силами, здоровьем, жизнями простых людей, которым свойственна была и радость, и страдание, и героизм и страх. Поэтому цена той Победы ни с чем не сравнима.

В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин ». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

Позади героев этой картины, виден пушистый лес, одевшийся в снежный наряд. Возможно, это была зима последнего года войны перед Великой Победой. На этом холсте художник показывает военных расположившихся на засыпанной снегом, зимней опушке на фоне зимнего леса. Солдаты придерживаются все вместе, но любой из них занимается своим делом – кушают, курят, слушают, как кто-то из них рассказывает интересные истории своих товарищей.

Глядя на лица героев понимаешь, что разговор идет о чем-то веселом, так как они радостные и смеются. Выглядят они спокойными, расслабленными, потому что нельзя постоянно быть в напряжении. Эти люди хоть пару часов пытались не думать о войне, а по истечении этого времени, опять шли в бой и достигали новых побед. Глядя на этих людей не верится, что они много раз были со смертью один на один. Защищали не только себя, но и свою Родину. Но это было где-то там, а сейчас это совсем другие люди. Они в данный момент веселы, полны сил и положительных эмоций.

Видимо художник нарисовал главных героев улыбающимися и беззаботными, так как хотел изобразить то, что как бы не было тяжело и жестоко в бою, но им присущи обыкновенные человеческие чувства, которые противнику не понять.

Этот холст, служит напоминанием о той жестокой и страшной, забравшей не одну сотню человеческих жизней, войне. Однако глядя на этот холст нет чувства жалости, а вопреки, появляется гордость за таких воинов, как те люди, что нарисованы на холсте. Хотелось бы верить, что все герои, изображенные на картине, остались живы.

Для пышности холста художник применяет светлые, белые краски, при помощи которых возникает чувство успешного завершения боя. Этот холст передает оптимистичность и жизнелюбие. Несмотря на то, что на холсте присутствуют темные цветовые гаммы, однако победу одерживает уверенность, в прозрачное грядущее.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети Тургенева

    Отца Евгения Базарова зовут Василий Иванович. Он когда-то был лекарем. Наверное, после этой профессии он сохранил высокую подвижность и трудолюбие. На момент повествования ему шестьдесят лет. Лечил он деревенский людей на дому до сих пор.

  • Рюхин в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

  • Анализ сказки Жуковского О царе Берендее

    Эта сказка напомнила фильм «Варвара-краса…». Снят он как раз по мотивам произведения Жуковского. У сказки, на самом деле, очень длинное название, из которого практически можно понять сюжет

  • Герои рассказа Хорь и Калиныч Тургенева

    Герои произведения «Хорь и Калиныч» простые люди из крестьянского сословия. Раскрывая образ каждого, автор погружает читателя в своеобразный мир, где мировоззрение отдельной личности отличается уникальностью.

Картины художника Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996) узнаваемы по необыкновенно точным и ярким образам, будничным сюжетам, военной тематике. Богатый опыт живописца вобрал в себя незабываемые годы учёбы в академии, память фронтовых дорог и осаждённого Ленинграда, атмосферу мирной жизни. Пожалуй, самой известной картиной Непринцева называют «Отдых после боя».

Внешний облик центрального персонажа напоминает литературного героя А. Твардовского - Василия Тёркина. Образ этот был интересен и другим художникам, например О. Верейскому и И. Бруни. Рисунки О. Верейского мастерски иллюстрировали поэму «Василий Тёркин» и приобрели огромную популярность. Многие художники и скульпторы стали ориентироваться на созданный Верейским образ.

Интересна судьба полотна Юрия Непринцева: трижды он воссоздавал свою картину, первый раз оригинал был отдан китайскому лидеру Мао Цзэдуну, другая версия украшает Георгиевский зал московского Кремля, последняя вошла коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Прочитайте очерк Н. Шубиной о жизни Юрия Михайловича Непринцева и судьбе его замечательной картины «Отдых после боя».

Н. ШУБИНА

Ю. Непринцев «Отдых после боя»

Читая статьи об этом художнике, нередко встречаешь фразу: картина «Отдых после боя» была написана по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». И хотя второе название известного произведения живописи повторяет заглавие замечательной поэмы, мотивы создания полотна представляются не столь очевидными. Скорее конкретные реальные обстоятельства, фронтовая судьба, последовавший спустя годы отклик художника на память войны стали причиной создания картины.

В воспоминаниях Юрия Михайловича Непринцева находим: память человеческая ограниченна, в ней остаётся далеко не всё - лишь наиболее яркие впечатления и картины... Следуя за мысленным взглядом художника, обращенным в прошлое, бегло наметим основные вехи его пути.

Народный художник СССР Ю.М. Непринцев родился в 1909 году в Тифлисе. Воспитанный в семье архитектора и чувствующий склонность к искусству, он уезжает в 1925 году в Ленинград и поступает в студию В. Е. Савинского. Затем незабываемые годы учёбы на живописном факультете Всероссийской академии художеств, наставничество выдающегося педагога И.И. Бродского, занятия в аспирантуре под руководством Б.В. Иогансона.

«Все необычайно взбудоражены,- вспоминает Непринцев этот день.- Запомнились старинные коридоры института... Педагоги, аспиранты, студенты собирались группами, обсуждали события. Известная растерянность была в сознании многих: как жить дальше, что делать, каково твоё место в новой, военной жизни? Думаю, эти вопросы стояли перед каждым. Большинство решило: надо идти записываться добровольцами. Я записался среди других, но меня направили на маскировку».

С бригадой маскировщиков художник выезжал на оборонительные рубежи - враг рвался к Ленинграду. Потом проходил интенсивное обучение, сделав молниеносную «карьеру» от рядового бойца до помкомроты. Затем и сам стал заниматься с новобранцами. Например, обучал их приёмам штыкового боя. После курсов переподготовки начсостава Балтийского флота - это было зимой в конце 41-го - Непринцев принял взвод и в составе 13-й маршевой роты отправился на фронт.


Здесь непосредственно началась биография картины «Отдых после боя» (или «Василий Тёркин»). Конечно, поэмы Твардовского художник тогда ещё не читал: первые её главы стали публиковаться только в 1942 году. Но будущих героев полотна командир взвода Непринцев уже встретил в своем нелегком походе. Тема подспудно складывалась из различных переживаний, наблюдений, обыденных фронтовых событий. Впечатления копились с первого дня. когда художник прошел со своим взводом 25 километров от мирной остановки ленинградского трамвая до окопов, где надо было сражаться с врагом.

Юрий Михайлович с волнением рассказывает, как начиналась его главная картина:

«Мы шли сказочным зимним лесом, но порядком выдохлись от похода. Наконец команда: «Привал». Для меня, сугубо городского жителя, этот заснеженный лес, нетронутый снег, измятый только там, где сели усталые бойцы, лапы елей с пластами снега, который беззвучно обваливался, эта картина осталась незабываемой. И тишина. Особая тишина зимнего леса. Сидящие на снегу усталые люди: кто поправляет портянку, кто закручивает самокрутку из махорки, кто грызёт сухарь или кусочек сахара. Эта картина, видимо, долго таилась в моей памяти и только значительно позже, после войны, возникла снова, войдя основным компонентом картины «Отдых после боя».

Действительно, мы видим на переднем плане композиции рыхлый снег на опушке леса и очертания этого леса вдалеке вместе с тревожными силуэтами замерших танков. Сцена привала представлена во всей её будничности, характерной непринуждённости, теплоте и задушевности общения людей, отдыхающих после трудного боя.

Автору удалось дать индивидуальный портрет каждого из более двадцати изображённых персонажей. Бойцы в белых маскхалатах, в солдатских ушанках, касках, танковых шлемах точно характеризованы особой позой, мимикой лица, манерой поведения, конкретной мерой и эмоциональной интонацией участия в общем весёлом разговоре. Центральная группа бойцов, расположившихся в непосредственной близости от главного рассказчика, почти симметричные группы стоящих фигур справа и слева, отдельные фигуры склонившегося с ложкой над котелком немолодого солдата, курящего цигарку воина в каске, бойца в шинели, развязавшего вещмешок, - все персонажи объединены не только чётко продуманной композицией, но и как бы самой занимательной темой разговора.

Мастерство композиции, виртуозность портретирования, тщательный отбор деталей, умение придать цельность, общность настроений картине отдыха солдат делают эту работу развёрнутым изобразительным повествованием, в которое «вслушиваешься» постепенно, с нарастающим интересом. Немой монолог главного героя становится вдруг звучным, физически ощутимым. Мы не знаем, о чём конкретно рассказывает товарищам центральный персонаж и какими репликами подбадривают его однополчане, но очевидны задор, лукавство, здоровый юмор неторопливой, сочной, выразительной речи. Невольно вспоминается строфа из «Тёркина»:

Балагуру смотрят в рот.
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.

Примечательно, что строки эти взяты из главы, названной Твардовским «На привале». Видимо, сердце художника и слух поэта чутко реагировали на желанную в изнурительном солдатском походе команду «Привал». А их наблюдательность, острота видения, цепкое внимание к жизни и фронтовой работе простого солдата позволили создать ту самую сцену в живописи и в поэзии, которую можно назвать и «Отдых после боя», и совсем кратко: «На привале».

Своего Теркина Юрий Непринцев, как и Александр Твардовский, много раз встречал в самой гуще фронтовых событий. Были такие солдаты, которые умели в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей удачной шуткой, острым словом, ко времени рассказанной складной байкой. А в ратном деле они показывали пример подлинного мужества, находчивости, несгибаемости.

Истинно народный характер живописного образа и героя поэмы обеспечил прочный союз картины и литературного творения. Не случайно многие годы в школьном учебнике неразлучны строки поэмы Твардовского и зримые черты героев полотна Непринцева. У них действительно общая судьба, окрыляющий успех - они стали главными произведениями художника и поэта.

Александр Трифонович Твардовский написал «Дом у дороги», «За далью - даль», «По праву памяти», но народная память закрепила рядом с его именем прежде всего имя заветного героя - Василия Теркина. Юрий Михайлович Непринцев известен как иллюстратор, автор станковых офортов «Рассказы о ленинградцах», создатель живописных полотен «Родная земля», «Балтийцы», «Вот солдаты идут»... А широкое народное признание обеспечила ему именно картина «Отдых после боя».

Ещё раз убеждает нас в том, что холст написан не по мотивам поэмы Твардовского, а так же, как и Василий Тёркин»,- по мотивам самой жизни, один интересный факт, который с гордостью приводит художник:

Нередко зрители «узнавали» себя или своих друзей, родственников в героях картины «Отдых после боя». Писали мне: «Где вы видели моего брата (или сына)? От него нет писем, он пропал без вести. Сообщите, пожалуйста, о нём, что знаете». Этой достоверностью, выстраданностью и тем, какую роль сыграло это полотно в моей жизни, оно мне и дорого...

Дорого оно и нам - уже нескольким поколениям зрителей, родившихся после войны, - своим проникновенным рассказом о простом советском человеке, герое Великой Отечественной!

Литература

Шубина Н. Репринцев Ю. Отдых после боя / Юный художник. - 1988. - №5. - С.16-17.


Отдых после боя (1951)

В 1951 году на осенней выставке ленинградских художников зрители подолгу простаивали перед этой картиной. Улыбались, смеялись, обсуждали характеры героев, одобряли работу в целом и в деталях. Оценка была на редкость единодушной: «Необыкновенно хорошо. Просто. Душевно».
Действительно, картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» оказалась замечательным произведением, правдивым и поэтичным рассказом о советских солдатах - тружениках войны.
«Как и почему я выбрал именно эту тему? Пожалуй, нельзя сказать, что я ее выбрал. Она родилась из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюденного мною за военные годы, из многих фронтовых встреч, из разных событий, свидетелем или участником которых я был», - вспоминает художник.
Для него, командира взвода на Ленинградском фронте в период Великой Отечественной войны, это было воспоминанием о товарищах по оружию. И оно обязательно должно было стать рассказом о красоте советского человека, без пышных фраз и громких слов вставшего на защиту Родины и выполнявшего свой долг в нелегких военных буднях.
Картина «Отдых после боя» принадлежит к тому жанру, который родила сама жизнь с ее сложностью и многообразием, - военно-бытовому. Не к сугубо «мирному» бытовому жанру, но и не к батальному в прямолинейно военном его толковании. Это армия, показанная не в бою, а на отдыхе; солдаты, не сугубо военные, а глубоко характерные мирные люди, по необходимости взявшие в руки оружие, которым они защищают самое дорогое на земле: мир, труд, людей, дом и всю свою Советскую Родину. Так простота очень тонко выбранного мотива сразу же помогла художнику взять верный тон и в частном, казалось бы, случае раскрыть глубокое и значительное содержание.
...Наконец-то, отдых после боя. Привал. Солдатский перекур. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывший солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Не спеша свертывая самокрутку, Теркин со вкусом рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и даже подошедшим к «царице полей» танкистам. Как всякий хороший рассказчик, Теркин почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Выразительным жестом рассказчик подчеркивает какую-то интересную деталь. Слушатели - все внимание. Одни слушают, пряча скептическую усмешку, другие едва удерживаются от смеха, третьи жадно ловят каждое слово, четвертые безудержно хохочут, пятые... Нет возможности описать все градации смеха, которые уловил и передал художник. Улыбается и сам Теркин, но и в веселую минутку - характерная деталь - он не позабыл бережно поставить винтовку прикладом на носок сапога. И вот он перед нами, в кругу солдат, простой, веселый и обаятельный человек.
«За годы войны я много раз встречал живых Теркиных, умевших в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей шуткой, острым словом, а в деле показать пример подлинного мужества, находчивости и героизма. Так из характерных черт разных людей, из многих фронтовых встреч сложилось и мое представление о Василии Теркине - простом советском человеке, герое Великой Отечественной войны», - говорит сам автор о процессе становления образа главного героя своей картины.
Знаменательно, что картина Непринцева и по своему характеру, и по сюжету, и по образам героев теснейшим образом перекликается с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин», появившейся на страницах «Правды» в тяжелом 1942 году. Не случайно и второе название картины, данное ей зрителями,-«Василий Теркин»: образ, созданный поэтом, неразрывно слился с образом, возникшим на полотне живописца. И произошло это потому, что оба художника увидели своего героя среди реальных людей, своих современников, хорошо знакомых обоим по общей боевой судьбе. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
В общем строе картины Теркин выделен не каким-то формальным приемом, не светом и не цветом, а местом в кругу бойцов и яркой психологической характеристикой. Но Теркин - хороший боец, весельчак, любимец товарищей - не единственный главный герой в картине. В ней нет второстепенных, а тем более лишних персонажей, ибо каждый солдат по-своему интересен и нужен в картине как необходимая ее часть. Каждый из слушателей Теркина - это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина - он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы, Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку (эта фигура носит автопортретные черты). Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке: он по достоинству оценивает рассказ товарища. «В прошлом - рабочий, комсомолец, любимец девушек, первый парень на заводе, он смел, находчив, здорово воюет, сам мог бы рассказать не хуже Теркина. Тем не менее он слушает его хотя и чуть снисходительно, но все же поддается очарованию рассказа», - так говорит о нем Непринцев. Боец в маскхалате с автоматом сдвигает на лоб шапку и почесывает затылок. Солдат с огнивом в руке сохраняет покойное выражение, но и он не пропустит ни слова. Его сосед энергичным жестом включается в рассказ Теркина. Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверняка пошел на фронт добровольцем: в трудный час земли родной он не мог не пойти на войну. Много повидавший и узнавший в жизни, он человек хозяйственный и рассудительный: пользуясь возможностью, он с аппетитом расправляется с содержанием солдатского котелка, что не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют миролюбивый советский народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде они удивительно симпатичные ребята, разного возраста, жизненного опыта, взглядов на жизнь. При всем их различии, изображенные на картине люди - оптимисты и жизнелюбы. В показе психологического многообразия и богатства чувств и переживаний человека - одна из крупнейших удач художника. «Хотелось дать в картине все так же просто, как в жизни, и вместе с тем так же сложно по разнообразию психологического состояния людей», - писал Непринцев.
Художником успешно решена основная задача - передать ощущение подлинности изображенного, максимальной жизненности и правдивости. Этому способствует все - и мягкий предвечерний свет, и спокойная красочная гамма, и скромный пейзаж, и очень естественная, на первый взгляд совершенно «случайная» композиция холста, и мельчайшие детали картины.
Работая над эскизами композиции, Непринцев отказался от первоначальных решений: контрастное солнечное освещение было заменено мягким, не отвлекающим внимания от главного, спокойным светом - такое освещение позволило точнее передать выражения лиц; группа солдат, состоявшая из двенадцати-тринадцати человек, в центре которых находился Теркин, выросла до двадцати пяти человек. Это произошло потому, что художник хотел максимально убедительно представить зрителю большой, сильный, дружный коллектив, который состоял бы из многих ярких индивидуальностей. Вместо первоначального решения сцены - полукруга солдат, развернутого на зрителя, художник построил группу по кругу и слегка по диагонали в глубину, слева направо, что создало большее пространство и придало большую естественность сценке, как будто случайно выхваченной из жизни.
Меняя численность фигур, конкретизируя место действия, Непринцев вновь добавлял необходимых действующих лиц, одновременно решительно («но скрепя сердце», - признается художник) убирая удачные сами по себе, интересные живописно-пластические образы, которые «не работали» на картину в целом. Так исчезли из левого угла картины раненый боец и перевязывающая его медсестра. Среди героев картины Непринцева нет статистов, все бойцы живут на полотне.
Глядя на картину «Отдых после боя», понимаешь, что Непринцев тщательно изучал классиков нашей живописи. Он многому у них научился, и едва ли не больше всех у Репина. В самом деле, «Отдых после боя» имеет много черт, роднящих ее со знаменитой картиной И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Прежде всего, это яркие образные характеристики персонажей картины. Во-вторых, ее композиционное построение настолько же продуманное и сложное, насколько простым и случайным представляется оно на первый взгляд. Непринцев умело объединяет много действующих лиц вокруг одного героя, он сливает формальный центр композиции с центром смысловым, раскрывает сюжет, показывая реакцию каждого персонажа на действие, затрагивающее всех. Герои «Отдыха после боя» показаны так, как будто зритель, войдя в круг бойцов, сам оказался участником этой сцены и может наблюдать за каждым ее участником. Красное пятно кисета ненавязчиво подчеркивает роль Теркина как центральной фигуры, построенной по кругу композиции. На первом плане - чуть сдвинутые в глубину люди. Они главный, но не единственный элемент картины. Пейзаж входит в нее как необходимая часть, органично сливающаяся с остальными.
Над «Отдыхом после боя» художник работал три года (1949- 1951). Бойцов он писал с бывших участников войны, которые охотно позировали для картины, живо и активно участвовали в работе художника советами и замечаниями, рассказами и воспоминаниями о фронтовой жизни. Все пейзажные этюды сделаны в районе Зеленогорска под Ленинградом. Пейзаж в картине не просто фон действия, а один из главных элементов композиции. Не броский и не пышный, хорошо знакомый каждому русскому человеку, обыкновенный пейзаж Средней России, он по-настоящему скромен, лиричен и полон той душевной теплоты, которую дарит человеку русская природа.
Значение картины Непринцева не только в том, что она полноценное, яркое произведение искусства социалистического реализма, но и в том, что она решена принципиально отлично от многих помпезно-парадных полотен тех лет. В ее правдивости кроется сила типического явления, необыкновенно просто и конкретно раскрытого. И в этой конкретности частного факта заключено огромное обобщение принципиально важного содержания.
И хотя художник и раньше, и позже обращался к военной теме («Последняя граната», «Пей, сынок, пей» и др.), нигде он не раскрыл свой замысел с такой глубиной и убедительностью, как это удалось ему сделать в картине «Отдых после боя».
«Я очень любил своих героев и всячески стремился найти средства передать эту любовь к ним и зрителю», - вспоминает художник.
Имя Теркина, созданного А. Т. Твардовским, ярко воплощенного в графике О. Г. Верейским, а в живописи Непринцевым, стало именем-символом, приобрело нарицательное значение. Теркин - это героический и простой, «святой и грешный русский чудо-человек», советский солдат, сын России.
Описывая путь создания своей картины в статье «Как я работал над картиной «Отдых после боя», Непринцев подчеркивал, что ему необходимо было «правильно выбрать и применить именно те средства выражения, которые с наибольшей полнотой вскрывали бы идейную сущность образа». Эти средства - верность жизненной правде, глубокий психологизм, сложную простоту композиционного построения - ему удалось найти в арсенале реалистического искусства. Вот в чем секрет воздействия его картины на зрителя. В этом же - в глубоко патриотическом содержании ее, в богатстве жизненных наблюдений, в щедрости души, в искренности чувства - причина непреходящей любви зрителей к этому яркому полотну одного из самых популярных советских художников.