Классицизм как художественно эстетическая система. Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма. Главный пафос его произведений

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы


по курсу "История русской литературы XIX в. "

Тема:

"Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма "


Выполнила студентка Иванова И.А.

Группа ФЖБ-11

Научный руководитель:

доцент Пряхин М.Н.


Москва



Понятие классицизма

Философское учение

Этико-эстетическая программа

Жанровая система

Представители классицизма


Понятие классицизма


Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.


Основные принципы классицизма


Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.


Историческая основа классицизма


История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.


Философское учение


В отличие от иррационального Барокко, Классицизм был рационален и апеллировал не к вере, а к разуму. Он стремился уравновесить между собой все миры - божественный, природный, социальный и духовный. Он ратовал за динамическое равновесие всех этих сфер, которым следует не конфликтовать между собой, а мирно сосуществовать в пределах задаваемых разумом границ и императивов.

Центральное место в Классицизме заняла идея порядка, в утверждении которого ведущая роль принадлежит разуму и знаниям. Из идеи приоритета порядка и разума следовала характерная концепция человека, которую можно было бы свести к трем ведущим основоположениям или принципам:

) принцип приоритета разума над страстями, уверенность в том, что высшая добродетель состоит в том, чтобы противоречия между разумом и страстями разрешать в пользу первого, а высшая доблесть и справедливость заключается соответственно в действиях, предписываемых не аффектами, а разумом;

) принцип изначальной моральности и законопослушности человеческого разума, уверенность в том, что именно разум способен наикратчайшим путем вести человека к истине, благу и справедливости;

) принцип социального служения, утверждавший, что долг, предписываемый разумом, заключается в честном и самоотверженном служении человека своему государю и государству.

В социально-историческом и морально-правовом отношениях Классицизм оказался связан с процессом централизации власти и укрепления абсолютизма в ряде европейских государств. Он взял на себя роль идеологии, отстаивающей интересы королевских домов, стремящихся объединить нации вокруг себя.

Этико-эстетическая программа


Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.


Политический идеал классицизма


В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению к классицизму XVII в., к эстетической теории и практике Буало, Корнеля, Расина, Пуссена.

Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т.е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу.

Классицизм XVIII-XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789-1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т.д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.

Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.

Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей - Гёте и Шиллера.

При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гёте, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный - то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный - классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.

Жанровая система


Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).

О ? да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Траге ? дия - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Эпопе ? я - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

2.Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Коме ? дия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Сатира - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Ба ? сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.


Представители классицизма


В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления - таковы известные его сатиры.

В.К. Тредиаковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова, которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма. В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. Он сумел практически полностью переработать грамматику на основе французских канонов, и внес изменения в стихосложение. Собственно, именно Михаил Ломоносов и стал первым, кто смог внести канонические принципы классицизма в русскую литературу. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И. Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим каноны классицизма.


Русский классицизм, его своеобразие


Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору. Теоретический кодекс французского классицизма - "Поэтическое искусство" Буало демонстрирует резко враждебное отношение ко всему, что так или иначе имело связь с искусством народных масс. В нападках на театр Табарена Буало отрицает традиции народного фарса, находя следы этой традиции у Мольера. Резкая критика бурлескной поэзии также свидетельствует об известном антидемократизме его эстетической программы. Не нашлось места в трактате Буало и для характеристики такого литературного жанра, как басня, тесно связанного с традициями демократической культуры народных масс.

Русский классицизм не чуждался национального фольклора. Наоборот, в восприятии традиций народной поэтической культуры в определенных жанрах он находил стимулы для своего обогащения. Еще у истоков нового направления, предпринимая реформу русского стихосложения, Тредиаковский прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

Отсутствие разрыва литературы русского классицизма с традициями национального фольклора объясняет и другие ее особенности. Так, в системе поэтических жанров русской литературы XVIII в., в частности в творчестве Сумарокова, получает неожиданный расцвет жанр лирической любовной песни, о которой Буало вообще не упоминает. В "Епистоле 1-й о стихотворстве" Сумарокова подробная характеристика этого жанра дается наряду с характеристиками признанных жанров классицизма, таких как ода, трагедия, идиллия и др. Включает в свою "Епистолу" Сумароков и характеристику жанра басни, опираясь при этом на опыт Лафонтена. И в своей поэтической практике, как в песнях, так и в баснях, Сумароков, как мы увидим, зачастую непосредственно ориентировался на фольклорные традиции.

Своеобразием литературного процесса конца XVII - начала XVIII в. объясняется еще одна особенность русского классицизма: его связь с художественной системой барокко в его русском варианте.


Список используемой литературы


1.Естественно-правовая философия классицизма XVII в. #"justify">Книги:

5.О.Ю. Шмидт "Большая советская энциклопедия. Том 32. " Изд. "Советская энциклопедия"1936 г.

6.А.М. Прохоров. Большая советская энциклопедия. Том 12. " Изд. "Советская энциклопедия" 1973 г.

.С.В. Тураев "Литература. Справочные материалы". Изд. "Просвещение" 1988 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

- 99.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей саму себя системой в истории европейской культуры.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

ПОНЯТИЕ КЛАССИЦИЗМА

Классицизм (от лат. classicus - образцовый; термин введен романтиками в 19 в. в процессе борьбы с классицистами) - это художественный стиль в европейском искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.

Художественная концепция мира классицизма рационалистична, внеисторична и включает в себя идеи государственности и стабильности (устойчивости).
Классицизм возник в конце эпохи Возрождения, с которой он имеет ряд родственных черт:

1) подражание античности;

2) возврат к забытым в эпоху Средневековья нормам классического искусства (откуда и его название).

Обычно различают классицизм 17 в. и классицизм 18 - начала 19 вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы. Однако в 17 в. классицизм, развивавшийся в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм 18 в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм 18 в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции.

Классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист Поклен) (1622-1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell"arte - комедия масок; основные маски - Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини.

Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров - столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707-1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720-1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и другие о жизни театральной Венеции.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 -1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы - единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат», «Федра» Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.

Литература классицизма развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности. Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят, полемизирует с неприемлемыми взглядами.

Литературное творчество в целом сохраняет упорядоченный, подчиненный сознанию характер, его предмет предстает ясным и расчлененным. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. Герой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.

Читатель эпохи классицизма постепенно приобщается к античной поэзии, истории, которые наряду с философией, архитектурой стали противостоять библейским легендам, житиям.

Решительные сдвиги связаны с новыми принципами письменного слова. Оно теряет свой культовый характер, насыщается деловыми, бытовыми функциями. Акт чтения уже не составляет привилегию священнослужителей. Развитие книгопечатания, чрезвычайно интенсифицирующее механизм переписки и переиздания, способствовало разрыву тесной связи между автором и текстом, который уже напрямую не имеет отношения к стоящему за ним обряду. Светский характер книжного дела позволяет активизироваться индивидуальным авторским формам и начинаниям.

Особую роль приобретает в эпоху классицизма филология, находясь в центре гуманитарных наук. Поэты изучают не только древние тексты, но и обращаются к письменному языку правовых узаконений, философских размышлений, общественных деклараций, риторических трактатов; возникает совершенно новый тип писателя, светского интеллигента, отличающегося свободолюбивым и разносторонним характером своих духовных запросов и умонастроений. Литература классицизма реализует смысловые потенции образа в художественном слове, наступает эпоха профессионализации поэтов, художников, музыкантов.

Свое самостоятельное существование музыка закрепляет в звуке, живопись в краске и композиции. Особенно активно новые тенденции проявляются в архитектуре и скульптуре, так как они предельно последовательно соответствуют принципу зрелищности. Почти все виды искусства постепенно лишаются культовых функций, приобретают универсально светский характер.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII - начала XIX вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594-1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена - это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600-1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз - живописец Давид (1748-1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид - один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Между двумя классицизмами - ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА

Среди основных представителей классицизма можно выделить Р.Декарта, П.Корнеля («Рассуждения о драматической поэзии» и др. тексты), Ф. д’Обиньяка («Практика театра»), Н.Буало («Поэтическое искусство»), Баттё и др. Опираясь на «Поэтику» Аристотеля и «Науку поэзии» Горация и их многочисленные итальянские комментарии 16 в., а также на образцы античного искусства и словесности, теоретики классицизма попытались выработать идеальную систему правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которые должно ориентироваться подлинное высокое искусство. В основу ее были положены античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. Особое внимание классицисты уделяли драматическим искусствам, как главным в их понимании. Одним из сущностных принципов классицизма стала аристотелевская категория «правдоподобие», понятая как создание обобщенных, идеализированных и аллегоризированных изображений значимых в назидательно-дидактическом плане событий жизни легендарных особ или эпизодов античной мифологии. «Это не означает, что из театра изгоняются подлинное и возможное; но принимают их там постольку, поскольку они правдоподобны, и для того, чтобы ввести их в театральную пьесу, приходится опускать или изменять обстоятельства, которые правдоподобием не обладают, и сообщать его всему, что нужно изобразить» [Ф. д’Обиньяк // 10, с. 338].

Описание работы

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

Новое мироощущение человека XVII в. в разных областях Европы находило выражение в своеобразных формах духовной культуры. В одних странах после кризиса ренессансной культуры наступает эпоха барокко (Италия, Фландрия), в других формируется новый стиль - классицизм. К началу XVII века барокко уже, выступало единым стилем во всех видах искусств, классицизм же запаздывал в своем формировании. Стилевую систему классицизма нельзя оценивать только в пределах XVII века, потому что его распространение в видоизмененных формах по странам Европы приходится на XVIII и начало XIX в. Зато теория классицизма в отличие от барокко была очень развита и выступала даже впереди художественной практики. Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции. Его часто называют культурой абсолютизма, потому что в XVII в. во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Но искусство классицизма нельзя сводить к служению абсолютизму. Классицизм складывался в первой половине века, когда вопрос о будущем Франции оставался открытым. Шел процесс государственного и национального строительства, в котором еще существовало равновесие основных социальных сил страны - королевской власти, дворянства и усиливающейся буржуазии. Не королевская власть сама по себе, а именно это равновесие позволило возникнуть классическому искусству, которое прославляло не абсолютное подчинение монарху, но идейную гражданственность. Это искусство требовало от всех - властителей и подчиненных разумных действий, заботы об общественном равновесии, порядка и меры. Классицизм - искусство размышляющее и конструирующее. Оно пыталось создать идеальные модели справедливого и гармоничного мира на основании разумных представлений об общественном благе. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества. Конечно, никакое искусство не может строиться только на началах разума, иначе оно перестало бы быть искусством. Классицизм исходил из ренессансного наследия и опыта современности, поэтому ему в равной мере были свойственны и дух анализа, и преклонение перед идеалом. Классицизм приходит на смену культуре Возрождения, когда сама эта культура была в состоянии кризиса, когда ренессансный реализм переродился в эстетизированное бессодержательное искусство маньеризма. В исторических условиях XVII в. была утрачена гуманистическая вера в победу добра над злом, в гармоническое начало человеческой природы. Потеря этой веры привела к прямому кризису художественного творчества, ведь оно лишилось своего идеала - личности с богатой духовной жизнью и благородной целью. Поэтому важнейшим звеном, связывающим классицизм с искусством Высокого Ренессанса было возвращение на современную сцену деятельного сильного героя - человека целеустремленного, энергичного, жаждущего счастья и влюбленного в жизнь. Но в отличие от ренессансного идеала на пути к счастью героя Нового времени действовал сильный нравственный критерий, существующий в обществе. Общественная мораль как непреложный закон человеческого достоинства должна была воодушевлять человека и направлять его поступки. Именно такой герой появляется в трагедиях Корнеля, Расина, комедиях Мольера. Не случайно эстетическая теория классицизма разрабатывается прежде всего во французской драматургии и литературе. Трактаты французских писателей и поэтов сыграли выдающуюся роль в разработке основных стилевых форм классицизма. Параллельно формированию теории возникали первые законченно-классицистические художественные произведения. Одним из первых теоретиков и поэтов классицизма был Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его стихотворном трактате «Поэтическое искусство» впервые были сведены воедино теоретические принципы классицизма. Нормы и каноны классицизма изложены в этом произведении в живой и доходчивой форме. Поэтическая система должна подчиняться дисциплине разума. На первый план выдвигается рациональная разработка темы. Призыв Буало «Любите мысль в стихах» стал великим принципом классицистической поэзии. Основное требование к поэту - подчинить свое творчество дисциплине разума. Разум должен господствовать над чувством и воображением. Но не только в содержании произведения, в смысле, но и в его форме. Чтобы в совершенстве отразить содержание, необходим правильный выверенный метод, высокое профессиональное мастерство, виртуозность. Единство формы и содержания - один из основных принципов классицизма. Эстетический идеал красоты классицизм видел в античной, культуре. Античное искусство провозглашалось нормой и для ренессансного искусства, и для барокко. Но соотношение этой нормы с художественной практикой классицизма принципиально иное. Для Ренессанса античное искусство было школой мастерства и стимулом к самостоятельному творческому поиску, а не каноническим образцом. Мастера барокко теоретически признавали каноны античности, но в своем творчестве были далеки от них. В искусстве классицизма нормы античности обретают значение непреложной истины. Следование этим канонам в условиях культуры Нового времени обрекает искусство классицизма на «вторичность» истины. Само название - классицизм, а не классика, подчеркивает эту вторичность. Классицизм видел в античной культуре не только эстетический, но и этический идеал. Искусство Древней Греции и Рима было примером искусства большого общественного звучания, которое проповедовало высокие гражданские и нравственные идеалы. Внутренним стержнем использования античных канонов в искусстве классицизма было рациональное начало. Этот элемент и в эпоху Возрождения занимал важное место в процессе творчества. Но тогда рационализм выдвигался в противовес иррациональному ощущению Средневековья как главное средство в постижении законов природы и искусства. В классицизме разум выступает не как естественный элемент человеческой деятельности, а как объект культа. Рационализм стал основой и сутью теории классицизма. Разум провозглашался главным критерием художественной правды и красоты. Искусство классицизма принципиально отделяло себя от сферы субъективных чувств в восприятии прекрасного. Классицизм претендовал на утверждение абсолютных нравственных истин и незыблемых художественных форм, установленных разумом и выраженных в правилах. Творчество должно подчиняться законам. Классицисты выводили эти законы, исходя из своих наблюдений над античным искусством. Один из первых теоретиков классицизма великий французский драматург Пьер Корнель (1606-1684), комментируя «Поэтику» Аристотеля и ссылаясь на исторический опыт веков, старался вывести формальные законы драмы. Одним из главных стал закон трех единств - времени, места и действия. Деятельность Корнеля была настоящей реформой драматургии. Он автор нескольких трактатов по теории драмы и критических разборов своих собственных сочинений. Трагедия Корнеля «Сад» стала национальной гордостью французов. Очень быстро она была переведена на многие европейские языки. Слава пьесы и ее автора была необыкновенна. «Сид» и сейчас в постоянном репертуаре не только французских, но и многих других театров Европы. Сюжетами своих пьес («Гораций», «Цинна» и др.) Корнель делал драматические моменты из исторического прошлого, судьбы людей в период острых политических и социальных конфликтов. Особенно часто он использовал материал римской истории, которая давала ему обильный материал для политических размышлений на современные темы. Основной драматургический конфликт трагедий Корнеля - это столкновение рассудка, .и чувства, долга и страсти. Победа всегда оставалась за разумом и долгом. Зритель должен был уйти из театра без всяких противоречий и сомнений. Источник трагического - чрезвычайная страсть, и зритель должен был извлечь урок - необходимо держать страсти в узде. В трагедиях другого знаменитого драматурга Жана Расина (1639-1699) зрители увидели не только величественного героя, но человека со слабостями и недостатками («Андромаха», «Берени-ка», «ИфигениявАвлиде»). Пьесы Раси-на отражали салонный быт Версаля. Греки и римляне, неизбежные по требованиям классической поэзии, казались настоящими французами своего времени. На сцене они выступали в завитых париках, треуголках и при шпагах. Цари, которых выводил на сцену Расин, были идеализированными портретами Людовика XIV. Правление короля продолжалось более 50 лет, и в европейской истории это время получило даже название века Людовика XIV. При благоприятно сложившихся обстоятельствах Франция взошла на такую высоту экономического и умственного развития и политического могущества, что сделалась первенствующей европейской державой и законодательницей вкуса и моды для всей Европы. Установление абсолютизма отвечало личным склонностям короля. Властолюбивый, самовлюбленный, избалованный лестью придворных Людовик любил повторять фразу «Государство-это я». С целью поднятия королевского престижа особенное внимание уделялось придворному быту. Строгий этикет распределял королевское время с пунктуальной мелочностью, и самый обыкновенный акт его жизни (например, одевание) обставлялся чрезвычайно торжественно. Людовик XIV не удовлетворялся тем преклонением перед собой, какое видел и слышал от придворных, он стал привлекать на свою сторону выдающихся писателей, французских и иностранных, давая им денежные награды и пенсии, чтобы они прославляли его самого и его царствование. Французская литература постепенно принимала придворный характер. В 1635 г. в Париже была учреждена Академия литературы. С этого времени классицизм стал официальным господствующим направлением в литературе. Сравнительно далеко от двора стоял Жан де Лафонтен (1621-1695). Он занимает своеобразное место в литературе классицизма. Лафонтен не боится интереса к «низшим» жанрам, опирается на народную мудрость, фольклор, что определяет глубоко национальный характер его творчества. Его творческое наследие многогранно, но славой одного из величайших поэтов Франции он обязан своим басням. (Традиции Лафонтена использовал ИА. Крылов.) В их назидательной морали мы видим проявление одного из важнейших принципов классицизма - искусство должно воспитывать и убеждать. Образная система классического стиля оказалась малопродуктивной для искусства лирической поэзии, живописи, музыки. Зыбкая переменчивая сфера эмоций была чужда классицизму. Принципы нового стиля -" гармоническая уравновешенность форм и идеальных пропорций - были по сути принципами архитектуры. Именно в области этого искусства лежат основные достижения классицизма, определившие его распространение на два века европейской культуры. В архитектуре классицизма нашли свое органическое воплощение основные принципы стиля. Классическая архитектура развивалась во Франции, Англии и Голландии. В идеале этот стиль - полная противоположность барокко. Для него характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы, стройный композиционный замысел. Классицизм обращался к формам античной архитектуры, он использовал не только ее мотивы и отдельные элементы, но и закономерности конструкции. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер в формах более близких к античности, чем барокко. Вместо стихийного иррационального барокко архитектурный образ классицизма стремится выразить представления о логике, порядке и мере. Но в XVII веке архитектура еще не пришла к последовательному и ясному воплощению этих представлений. На практике еще была видна связь с барочной системой. Особенно это заимствование некоторых приемов барокко было видно в архитектуре Франции. Строго классическими образными средствами нельзя было решить задачи прославления абсолютной монархии, которые ставились теоретиками официального искусства. Поэтому архитекторы классицизма часто прибегали к барочным приемам парадной представительности. Фасады своих зданий они украшали в духе барокко, что иногда затрудняет строгое определение стиля для неискушенного зрителя. Только в XVIII веке, когда королевская власть приняла облик просвещенной монархии и изменила свою общественную доктрину, классицизм выработал совершенно самостоятельную образную структуру. Для Франции XVII века характерно переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма. Но основным направлением был классицизм, все остальные сопутствовали ему. В общем русле культуры Нового времени шел процесс постепенного превращения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В городе он включался в общую структуру улиц и площадей, за городом связывался с обширным парком. Подъемные мосты заменялись каменными, рвы становились элементами парка, башни у входа заменялись павильонами. Создавались садово-парковые ансамбли Тюильри, Фонтенбло и др. Они заложили основы искусства регулярного французского сада с его анфиладами выпрямленных аллей, подстриженными травой и кустарниками, которым придавалась геометрическая форма конусов и шаров. Садовник становился архитектором и скульптором, начинал мыслить пространственными категориями, подчинять живой материал рациональному замыслу. Растущая потребность в жилище изменяла застройку города. В начале века в Париже сложился тип отеля, который господствовал на протяжении двух веков. Это дома знати с двором и садом. В них простые и удобные планы сочетаются с фасадами, пышно украшенными скульптурой, рельефом и ордером. В новом облике городских домов большое значение имели крыши, конструкция и форма которых менялись. В 30-х годах XVII в. архитектор Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. Эта система, названная по имени автора мансардой, получила распространение по всей Европе. С начала XVII в. складывается архитектура английского классицизма. Этот период совпадает со временем энергичного промышленного развития страны и становлением капитализма. Инициатором и творцом первых крупномасштабных композиций классицизма был архитектор Иниго Джонс. Ему принадлежат проекты знаменитых Банкетинг-хауса (здания для официальных приемов) и Линдсей-хауса в Лондоне. Он был архитектором Куанс-хауса (жилище королевы) в Гринвиче. Это блестящий образец классицизма в истории жилищного строительства. В самых строгих формах классицизма был создан ансамбль зданий королевского дворца Уайтхолл, ансамбль гринвичского госпиталя в Лондоне (архитекторы Джонс,Кристофер Рен и др.). Классицизм выработал новые формы в различных сферах - создание городских площадей разных типов (площадь Ковент-Гарден в Лондоне, Вандомская площадь в Париже), строительство дворцовых комплексов (Версаль, Уайтхолл), храмов (собор Св. Павла в Лондоне - архитектор К. Рен, собор Инвалидов - архитектор Ардуэн-Мансар), общественных зданий - ратуш, госпиталей, частных жилых построек, особняков знати, зданий торговых компаний (ансамбль Дома Инвалидов - архитектор Брюан, библиотека Тринити-кол-леджа в Кембридже", здание таможни в Лондоне - архитектор К. Рен; здание ратуши в Аугсбурге - архитектор Элиас Холль, ратуша в Амстердаме - архитектор Я. ван Кампен, здание весов в г. Гауде и др.). Классицизм выработал формы архитектурного языка, отвечавшие и вкусам абсолютной монархии, и буржуазному общественному укладу. Особое место во французской архитектуре занимает Версаль - новая резиденция Людовика XIV. Версаль стал эстетическим камертоном стиля эпохи. Это невиданный по грандиозности и цельности архитектурный ансамбль дворца, парка и города. От огромной площади перед дворцом отходят три проспекта, центральная* ось тянется на 16 километров через город, площадь, дворец и парк. В создании Версальского ансамбля в течение нескольких строительных периодов принимали участие многие архитекторы - Лево, Орбэ, Мансар, Лебрен, Ленотр, Габриэль. В этом ансамбле последовательно воплощались принципы классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время пышная декоративная отделка, особенно в интерьере, напоминает о барокко. Залы дворца расположены анфиладами, обильно украшены скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами. Важной частью ансамбля, неотделимой от его архитектурной выразительности, стал парк. Его можно считать программным произведением нового вида искусства - садово-паркового. Андре Линотр (1613-1700) довел до совершенства творчество, в котором соединились элементы архитектуры, скульптуры, садоводчества, гидротехники на основе ансамбля. Впервые в истории организованные художниками ландшафты превратились в произведения искусства. Парк был украшен скульптурой знаменитых мастеров Франсуа Жирандона (1628-1715) и Антуана Куазевокса (1640-1720). Эта скульптура имела программный характер - прославление царствования великого монарха. Скульпторы использовали барочные мотивы в классическом преломлении: они стремились к изолированности каждой фигуры и симметричному их размещению. Типичным образцом архитектуры классицизма стал восточный фасад Лувра (иногда его называют «Колоннадой Лувра») архитектора Клода Перро (1613-1688). Своей рациональной простотой, гармоническим равновесием частей, четкостью линий, спокойной и величественной статичностью колоннада Перро отвечала сложившемуся идеалу эпохи. В 1677 г. была создана Академия архитектуры, основной задачей которой стало обобщение накопленного опыта архитектуры с целью выработки «идеальных вечных законов красоты» . Этим законам должно было следовать дальнейшее строительство. Ведущим стилем архитектуры официально был признан классицизм. Искусство должно было наглядно выражать и прославлять величие монархии, могущество нации и государства в великолепных дворцах и парках, городских ансамблях, общественных сооружениях. Академия дала критическую оценку принципов барокко, признав их неприемлемыми для Франции. Основой красоты признавались пропорции. Считалось обязательным четкое поэтажное членение ордером и выделение центральной оси здания, которой обязательно должны были соответствовать выступ здания, балкон или фронтон. Крылья фасада должны были быть замкнуты павильонами. Диктат официального классицизма ощущался и в изобразительном искусстве. Создателем классицистического направления в живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Этот французский художник учился и работал в Риме (два года, проведенные по приглашению Людовика XIII в Париже при королевском дворе, не были плодотворными для его творчества). Пуссен совмещал в себе выдающегося теоретика и практика. В его римской мастерской, где собирались живописцы и теоретики, мысли художника находили благоприятную почву для распространения. Пуссен не писал специальных научных трактатов, мысли художника о целях и возможностях живописи дошли до нас в его переписке и передаче другими авторами. Он считал, что искусство «величественного стиля» складывается из 4 элементов - это содержание, его толкование, построение и стиль. Главное, чтобы содержание и сюжет были величественными и прекрасными. Для этого художнику необходимо отбрасывать все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа. Предмет изображения должен быть «подготовлен» к идее прекрасного, главное в этой подготовке - порядок, мера и форма. Порядок и форма - об этом постоянно говорит Пуссен, об этом говорит и Декарт - основатель философии рационализма: «вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчетливо, истинны». Только разумная «подготовка» может одухотворить материю, чтобы она стала поистине прекрасна. Природа в искусстве должна представать в облагороженном разумом виде, лишенная того, что не соответствует мнению о разумном ходе вещей, правилам «приличия» и хорошего тона. Пейзаж должен олицетворять эпическую силу и гармонию природы, это сочиненный пейзаж. Как выражение этой красоты возникает мир пуссеновской Аркадии, населенной небожителями, героями, сатирами, нимфами и прекрасными людьми («Царство Флоры», «Аркадские пастухи», «Пейзаж с Полифеном»). Он черпал темы в мифологии, книгах Священного Писания, исторических преданиях. Пуссена привлекали сильные характеры, величественные поступки, торжество разума и справедливости. Он выбирал сюжеты, дающие пищу для размышлений, воспитывающие добродетель. В этом он видел общественное назначение искусства. На первый план у Пуссена выдвигаются темы общественного долга, моральной необходимости, представленные в форме драматического сюжета: воины клянутся в верности Германику, отравленному по приказу Тиберия, Эрминия отрезает свои роскошные волосы, чтобы перевязать раненного героя и спасти его, царь Соломон выступает носителем моральной справедливости в споре двух матерей из-за ребенка («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Взятие Иерусалима», «Похищение сабинянок»). Основа живописи классицизма - точные непреложные законы художественной организации произведения. Композиции Пуссена упорядочены, в них видна ясная конструктивная схема, главное действие всегда происходит на переднем плане. Основное значение в художественном языке придается форме, рисунку, линии. Фетишизация разума таила угрозу для истинного искусства. Достижение равновесия между расчетом и вдохновением, между рациональным и эмоциональным, интуитивным - очень сложная творческая задача. Пуссен был единственным живописцем XVII в., в творчестве которого понастоящему продуктивно воплотилась концепция классицизма. Для других мастеров задача оказалась непосильной. Абстрактное рассудочное начало брало верх, и классицистическая система превращалась в академическую. В ней господствовал догматический подход, опора на сложившиеся каноны. Французская Академия художеств была создана в 1648 г. и находилась под началом первого министра короля. В живописи, как и во всех других видах искусства, шел процесс строгой регламентации и подчинения художественного творчества задачам абсолютизма. Академия была призвана разрабатывать формальные правила виртуозного искусства. Некоторые художники того времени утверждали, что ценителями искусства могут быть только ученые. Идея усовершенствования живописи посредством разума была очень сильна. Существовали даже математические таблицы достижений каждого живописца. Академия собиралась на регулярные заседания, где видные художники в присутствии учеников разбирали картины из королевской коллекции Лувра. Анализы картин основывались на классификации. Все распределялось по категориям замысла, пропорции, цвета, композиции. Самым высоким жанром живописи считался исторический, куда входили сюжеты из Библии, античной мифологии, знаменитых литературных произведений. Только совершенное достойно изображения, все низкое, как и в поэзий классицистов, отвергалось как случайная, ненужная подробность, отвлекающая внимание от главного. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены считались «малым жанром». Академиками была разработана целая система правил, основанных на соответствии движений и жестов определенным душевным состояниям - страху, гневу, радости, удивлению и т.д. В классических трактатах давались точные указания, как нужно передавать те или иные эмоциональные состояния и прилагались рисунки-диаграммы. Пропорции человеческого тела строились по античным канонам. При первенстве рисунка над живописью фигуры на полотнах классицистов напоминали античные скульптуры. Но античность стала не естественной формой выражения идеала, а обязательной бутафорией произведений «высокого стиля». Рассудочная и сухая нормативность приводила к перерождению классицизма в академизм. Он изгонял из искусства воображение, фантазию, индивидуальное видение. Свод правил, регулирующих творческий процесс, способствовал регламентации искусства, подчинению его контролю абсолютизма. Исторически необходимая роль классицизма заключалась в развитии сознательного начала, присущего всякому творчеству. Но в силу исторических условий эта тенденция приняла слишком сухой и рассудочный оттенок. Сознательность художественного творчества превратилась в механическую целесообразность. Идея первенства мысли перешла в свою противоположность - безжизненный формализм. Литые формулы стиля сыграли и положительную, и отрицательную роль. Мы должны уметь видеть классическое искусство во всем богатстве и многообразии его содержания. Художественная практика всегда богаче теории и, как правило, переживает свою эпоху. Драмы Корнеля и Расина, комедии Мольера и басни Лафонтена, пейзажи Пуссена и Лоррена живы и сейчас, подтверждая свое бессмертие в истории мировой культуры. Вопросы 1. Каковы общие черты стиля классицизм? 2. Как связаны культурные идеалы античности, Ренессанса и классицизма? 3. Какую роль играло рациональное начало в искусстве классицизма? 4. Какие принципы классицизма сформировались во французской драматургии? 5. Как теоретики классицизма понимали главную задачу искусства? 6. Назовите основные признаки стиля классицизм в архитектуре и живописи.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - направление в литературе и искусстве конца XVII - начала XIX в. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII в., отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма.

Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674), в «Начальных правилах словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии и др. Характерными чертами эстетики классицизма — является ее нормативность, стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства:

перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из арсенала античной классики как нормы и художественно-эстетического идеала, наполнение их новым содержанием.

Философской основой эстетики классицизма — явился рационализм (особенно Декарта), идеи о разумной закономерности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга. Классицизм свойственны иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира), установление трех единств - единства места, времени и действия в драме. Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, этический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской буржуазной революции (Ж. Давид и др.).

Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (Корнель, Расин), комедии (Мольер), басне (Лафонтен), сатире (Буало), прозе (Лабрюйер, Ларошфуко), в театре (Тальма). Особенно значительны и исторически продолжительны достижения искусства классицизма в архитектуре (Ардуэн-Мансар, Габриель и др.).

В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Эстетика русского классицизма нашла отражение в трудах Феофана Прокоповича («Пиитика» - 1705 г.), Антиоха Кантемира («Предисловие к переводу писем Горация» и др.), В. К. Тредиаковского («Слово о премудрости, благоразумии и добродетели», «Рассуждение о комедии вообще» и др.), М. В. Ломоносова («Посвящение к „Риторике”», «О нынешнем состоянии словесных наук в России»), А. П. Сумарокова (критические статьи в журнале «Трудолюбивая пчела», сатира «О благородстве», «Епистола его императорскому высочеству государю великому князю Павлу Петровичу в день рождения его 1761 года сентября 20 числа» и др.).

В одах М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, театральной деятельности Ф. Г. Волкова, И. А. Дмитревского, живописи А. П. Лосенко, архитектуре В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, А. Н. Воронихина, скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса оформились принципы классицистской эстетики, преобразованные на русской почве, наполненные новым национальным содержанием. Определенной трансформацией принципов классицизма — является ампир (см. ).

Эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. Характерными чертами эстетики классицизма являются её нормативность, т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием.

Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего.

Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира). Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.).

  1. Единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет , второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
  2. Единство места - действие соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
  3. Единство времени. Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве » сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным». Пособие, как правильно писать. Критиковал авторов: не стоит описывать обыденные ситуации. Стоит быть поэтом только если есть поэтический талант.

«Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.

Трагедия- это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба сильной личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное - честолюбия, лицемерия.


Ода - торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами.

В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности.

Дидро в своей работе "Парадокс об актёре" говорит об актёре. Простота и правда, приближение интонаций актера к интонациям простой человеческой речи, без позы и фальшивого пафоса, - вот что требовалось от нового актера. Актёр должен понимать чувства разумом и вызывать их у зрителя.

Утверждению классицизма в России способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Карамзин «Бедная Лиза»

Творцом канона русской классической трагедии и комедии по праву считается О.П.Сумароков. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. "Смешить без ума - дар подлой души", - говорил драматург. Он стал зачинателем социальной комедии нравов, в каждой его комедии присутствует мораль.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина - создателя действительно самобытной национальной комедии, заложил в середине этой системы основы критического реализма.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.