Евгений Онегин (опера). П.И.Чайковский - "Евгений Онегин" Автор либретто евгений онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
П. И. Чайковский

Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах c двумя антрактами
Либретто П. И. Чайковского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина
Воссоздание исторической постановки К. С. Станиславского 1922 года
Продолжительность: 3 часа 20 минут

Режиссеры воссоздания - народный артист России Дмитрий Бертман, Галина Тимакова
Дирижер-постановщик – народный артист России Владимир Понькин
Сценограф воссоздания – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Ника Велегжанинова
Художник по свету – Денис Енюков
Хормейстер-постановщик – Евгений Ильин
Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов


«Евгений Онегин» - бестселлер мировой оперной сцены, на музыке которого воспитано не одно поколение. Это калейдоскоп человеческих эмоций, схваченных в гениальное музыкальное полотно.… Это череда нежных чувств, переплетение судеб, горечь поражения и радость любви… Словом, всё то, что переживает каждый, со времен зарождения человечества.
Легендарный спектакль К. С. Станиславского, поставленный в 1922 году его студийцами в Леонтьевском переулке, получил второе дыхание на новой сцене «Геликон-оперы» на Большой Никитской. Тот самый античный портик из квартиры-студии Станиславского переместился на сцену зала «Стравинский», и стал центром притяжения всех страстей, разыгранных молодыми талантливыми артистами «Геликон-оперы».
«Знаменитые белые колонны и ампирный фасад ларинской усадьбы, восстановленные по фотографиям и архивным материалам, соединяются в постановке Бертмана с его собственным видением драматургии оперы Чайковского и интерпретацией спектакля Станиславского , - пишет музыкальный критик и обозреватель «Российской газеты» Ирина Муравьева. – Сюрпризов в таком римейке достаточно: действие геликоновского «Онегина» охватывает и классический XIX век, и 1920-е годы, когда Станиславский ставил свой спектакль. Спектакль захватывает потоком молодой энергии: на сцену здесь выходит целое новое поколение геликоновцев».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Картина первая

Приезд гостей к Лариным

Сестры Татьяна и Ольга Ларины поют романтический дуэт на слова А.С. Пушкина: «Слыхали ль вы…». Их мать вместе с няней Филиппьевной отдыхают, предаваясь воспоминаниям и рассуждая: на смену погибшим мечтам приходит привычка – «замена счастию». Внезапно приезжают гости: влюбленный в Ольгу сосед Лариных, поэт Владимир Ленский, и его друг Евгений Онегин, недавно прибывший из Петербурга. Ленский пылко объясняется с Ольгой, Онегин занимает ее сестру светской беседой. Няня опасается, как бы Татьяне не приглянулся этот новый барин.

Картина вторая

Письмо

Ночью Татьяне не спится. Она пишет Онегину письмо с признанием в любви – такое, как в ее любимых книгах. Передать письмо поручается няне.

Картина третья

Свидание

Крестьянки собирают в саду ягоды. Онегин не отвечает письмом на письмо, но к смятению Татьяны приезжает сам и «исповедуется» перед ней. Чувства Татьяны остались без ответа. Напоследок Онегин дает ей совет: «Учитесь властвовать собою».

Картина четвертая

Ларинский бал

На именины Татьяны съехались все соседские помещики. Любители танцев наперебой благодарят ротного командира за то, что привез с собой военных музыкантов. Онегин скучает на провинциальном балу, его раздражают сплетни помещиц. Он решает слегка отомстить Ленскому, из-за которого пришлось поехать к Лариным, и приглашает Ольгу на все танцы. Француз Трике поет куплет в честь именинницы. Ленский затевает ссору с Онегиным и доходит до оскорблений. Он вызывает друга на дуэль. Тот принимает вызов.

Картина пятая

Дуэль

Ленский с секундантом вовремя прибыли на условленное место. Онегин в нарушение дуэльного кодекса появляется с большим опозданием и вместо секунданта привозит француза-слугу. Вопреки всему дуэль все же состоялась. Ленский убит.

Картина шестая

Греминский бал

Едва возвратившись в Петербург после бесцельных странствий, Онегин отправляется на бал, но и здесь ему скучно. Внезапно он видит Татьяну – ныне княгиню Гремину, жену его родственника и друга. Евгений потрясен тем, как она изменилась. Князь представляет Онегина жене. Гремины покидают бал.

Картина седьмая

Заключительная сцена

Онегин приходит к Татьяне с признанием в любви. Но она не забыла его совет: «Учитесь властвовать собою».

«Онегин» - жемчужина русской оперы. До конца жизни Чайковского опера оставалась одним из любимейших его творений. Композитор писал:

Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог.

История

Первая зарубежная постановка в , дирижёр - автор. постановка в , дирижёр .

Первая постановка на советской сцене в в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.

Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями . В настоящее время используются обе редакции оперы.

Первая студийная запись «Онегина» состоялась в . В ней принимали участие оркестр, хор и солисты Большого театра: П. Норцов, Г. Жуковская, С. Лемешев, А. Пирогов. . Через год была записана ещё одна версия, на сей раз с И. Козловским в роли Ленского.

Знаменитые исполнители

Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.

  • Онегин : П. Г. Лисициан, П. М. Норцов
  • Ленский : , Л. В. Собинов, И. С. Козловский,
  • Татьяна : М. И. Фигнер, Е. Д. Кругликова,
  • Гремин : , А. С. Пирогов, М. О. Рейзен

Действующие лица

  • Ларина, помещица (меццо-сопрано)
  • Татьяна (сопрано)
  • Ольга (контральто)
  • Филиппьевна, няня (меццо-сопрано)
  • Евгений Онегин (баритон)
  • Ленский (тенор)
  • Князь Гремин (бас)
  • Ротный (бас)
  • Зарецкий (бас)
  • Трике, француз (тенор)
  • Гильо, камердинер (без речей)

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.

Краткое содержание

Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Действие первое

Картина первая. Летний вечер, cад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек - задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нем она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Действие второе

Картина первая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина вторая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Действие третье

Картина первая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина вторая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошлого не воротить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Музыкальные номера

  1. Вступление
  2. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют… » - Татьяна, Ольга, Ларина, няня.
  3. «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » - хор крестьян, Ларина.
  4. «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку… » - Татьяна, Ольга.
  5. «Ну ты, моя вострушка… » - Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор.
  6. «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля… » - Ленский, Онегин, Ларина, Татьяна, Ольга.
  7. «Как счастлив, как счастлив я!.. Я люблю Вас!.. » - Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна.
  8. «А, вот и вы!…Мой дядя самых честных правил…Моя голубка!.. » - Ларина, няня, Ленский, Онегин.
  9. «Ну, заболталась я!..Не спится, няня… » - няня, Татьяна.
  10. «Пускай погибну я, но прежде… » - Татьяна («Сцена письма»).
  11. «Ах, ночь минула… » - Татьяна, няня.
  12. «Девицы-красавицы… » - хор крестьян.
  13. «Здесь он, здесь он, Евгений!.. Вы мне писали… » - Татьяна, Онегин.
  14. «Вот так сюрприз!.. » - хор гостей, ротный, Онегин, Ленский.
  15. «Ужель я заслужил от вас насмешку эту?.. » - Ленский, Ольга, Онегин, хор, Трике.
  16. «Messieurs, mesdames, места занять извольте!.. Ты не танцуешь, Ленский?.. » - ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина.
  17. «В вашем доме! В вашем доме!.. » - Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга.
  18. «Ну что же?.. Куда, куда, куда вы удалились… » - Зарецкий, Ленский.
  19. «А, вот они!.. » - Зарецкий, Онегин, Ленский.
  20. Полонез
  21. «И здесь мне скучно!.. Княгина Гремина! Смотрите!.. » - Онегин, хор, Татьяна, Гремин.
  22. «Любви все возрасты покорны… » - Гремин.
  23. «Итак, пойдём… Ужель та самая Татьяна?.. » - Гремин, Татьяна, Онегин.
  24. «О! как мне тяжело!.. Онегин! Я тогда моложе… » - Татьяна, Онегин.

Литература

  • Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах. - М., 1958
П.И.Чайковский - "Евгений Онегин"

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН


Евгений Онегин — Пантелеймон Норцов (баритон)
Татьяна Ларина — Глафира Жуковская (сопрано)
Владимир Ленский — Сергей Лемешев (тенор)
Ольга — Бронислава Златогорова (контральто)
Ларина — Мария Бутенина (меццо-сопрано)
Филипьевна — Конкордия Антарова (контральто)
Князь Гремин — Александр Пирогов (бас)
Трике — Иван Коваленко (тенор)
Зарецкий — Анатолий Яхонтов (бас)
Ротный — Игорь Мантчавин (бас)

Хор и оркестр Большого театра СССР. Дирижёр Василий Небольсин
Запись 1936 года

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН -

опера (лирические сцены) в трех действиях Петра Ильича Чайковского на либретто композитора К. Шиловского, основанное на одноименном романе в стихах А.С.Пушкина.

Время действия: 20-е годы XIX столетия.
Место действия: деревня и Петербург.
Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.

«В Евгении Онегине» героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в любви. Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. В результате - трагедия.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда-нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате - трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).

Сцена письма Татьяны была написана первой. Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: «...То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!»

При том, что либретто оперы значительно упростило содержательную сторону романа А.С.Пушкина, его язык и стиль в целом вызывают меньше протеста, чем это бывает в подобных случаях обращения к другим пушкинским творениям. В большинстве случаев либреттисты «выпрямили» пушкинский текст, то есть из повествовательного перевели его в прямую речь персонажей. Приведем лишь один пример такой операции:

А.С.Пушкин:
Глава восьмая, XII
Онегин (вновь займусь я им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Ничем заняться не умел.

Чайковский:
Онегин (про себя)
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь бездействием досуга
Без службы, без жены, без дел,
Себя занять я не успел.

Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо). Клавир оперы Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не Антонине Милюковой, мечтавшей всегда быть с ним, а Надежде фон Мекк, восхищавшейся Чайковским и покровительствовавшей ему, но трудно объяснимым образом всегда избегавшей — и избежавшей — личной встречи с ним.

ДЕЙСТВИЕ I

Краткое оркестровое вступление вводит слушателя в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны. Оно целиком основано на повторяющемся мотиве — «секвенции Татьяны», как назвал это Б.Асафьев.

Картина 1. Усадьба Лариных — дом и прилегающий к нему сад. Вечереет. Ларина и няня варят варенье. Из дома слышно пение Татьяны и Ольги. Звучит их дуэт («Слыхали ль вы за рощей глас ночной / Певца любви, певца печали?»). В дуэт вплетаются голоса Лариной (матери) и няни. У Лариной-матери пение дочерей вызывает воспоминание о ее собственной молодости. Она предается этим воспоминаниям с няней (Филиппьевной), и поначалу дуэт теперь становится женским квартетом («Они поют, и я певала»). Итог рассуждений двух старушек — незатейливая философия: «Привычка свыше нам дана — замена счастию она» (эта сентенция в точности перешла из романа в оперу; сам А. Пушкин в примечаниях к роману раскрывает источник своего заимствования — Шатобриан: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке»).

С песней приближаются крестьяне. Они возвращаются с поля и приносят барыне — по старому обычаю — сноп в знак окончания жатвы. Запевала затягивает песню («Болят Мои скоры ноженьки / Со походушки...»); ее подхватывает Хор. Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. Звучит хор крестьян («Уж как по мосту-мосточку»).

Татьяна признается, что любит «под звуки песен этих / Мечтами уноситься иногда куда-то, / Куда-то далеко...» Ольге же, беспечной и веселой, эти чувства незнакомы. Она поет об этом в чудесной арии «Я не способна к грусти томной» (Музыка этой арии, надо сказать, наоборот, опровергает это утверждение Ольги; быть может, композитор имел в виду заставить ее иронизировать над вздыхающими мечтательницами, что могло бы быть весьма интересно и эффектно, но Ольга почти не действует в опере и, следовательно, нигде больше не предстает в веселом и шаловливом виде, так что нам остается верить ей на слово, не получая подтверждения этого в музыке.)

Слышен шум колес и звон бубенчиков подъезжающего экипажа. Торопливо входит няня с казачком; она сообщает, что приехал «Ленский барин, с ним господин Онегин!». Владимир Ленский, сосед Лариных, по-юношески восторженно и романтически влюблен в Ольгу. Его друг Евгений приехал (он сосед Ленского) погостить из Петербурга и скучает в деревенской глуши. И вот они наносят визит Лариным. Внимание Онегина сразу же привлекает «та, которая грустна и молчалива, как Светлана», то есть Татьяна (Чайковский оставляет эту пушкинскую аллюзию на В.А.Жуковского, у которого Светлана — героиня одноименной баллады: «...Молчалива и грустна / Милая Светлана»). Впечатления от их приезда выражены в квартете главных героев (вторую его пару составляют, естественно, Ольга и Татьяна). Но если Онегин и Ленский ведут диалог, то девушки предаются своим мыслям, каждая в отдельности. Наконец, Ленский подходит к Ольге. Онегин некоторое время разглядывает задумавшуюся Татьяну, потом подходит к ней. Выясняется, что еще вчера Ленский виделся с Ольгой, но день в разлуке для него — «это вечность!». Ленский и Ольга уходят в глубину сада. Онегин заводит беседу с Татьяной. Онегин несколько отчужденно спрашивает Татьяну, не скучно ли ей в деревне. Она отвечает, что нет, она много читает, иногда мечтает. «И я таким когда-то был!..» — довольно вяло поддерживает разговор Онегин. Продолжая беседовать, они удаляются по садовой аллее. Вновь возвращаются Ольга и Ленский. Он страстно объясняется ей в любви - звучит его ария (одна из лучших в опере) «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга». Первая картина кончается на вершине романтических иллюзий любви и дружбы. Из дома выходят Ларина и няня. Темнеет. Хозяева приглашают гостей в дом. От пруда к дому медленно идут Татьяна и Онегин, за ними поодаль — няня. Онегин успевает чуточку рассказать о своем дяде («Мой дядя — самых честных правил»). Итог всему — на свой лад — подводит няня: «Не приглянулся ли ей (Татьяне. — А.М.) барин этот новый?..»

Картина 2. Комната Татьяны. Поздний вечер. Татьяна в волнении; она влюблена в Онегина и не находит себе места. Мотив Татьяны дает понять слушателю, что она будет главным действующим лицом в этой картине. На фоне этого мотива происходит разговор Татьяны с няней. Старушка жалуется на плохую память. На просьбу Татьяны сказать, была ли та влюблена, няня рассказывает, что ей было тринадцать лет, когда ее просватали (а жениху — на год меньше). В конце концов Татьяна не может больше сдерживать свои чувства. Она восклицает: «Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую». Филиппьевна взволнована, здорова ли Татьяна. Но нет, не в болезни дело, и Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной. Кантилена «Пускай погибну я» предшествует сцене письма: «Я к вам пишу». Рука скользит по бумаге. Но написанное не нравится Татьяне. Она начинает заново. Оркестровый аккомпанемент великолепно передает тревожную нерешительность. Но вот письмо написано. Оказывается, прошла целая ночь. Восходит солнце. Татьяна открывает окно. До ее слуха доносится наигрыш пастушеского рожка. Входит няня. Татьяна просит няню, чтобы та послала внука отнести письмо Онегину, но так, чтобы об этом никто не знал. Няня уходит с письмом. Татьяна садится к столу и, облокотившись, снова погружается в задумчивость.

Картина 3. Уединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки собирают ягоды. Звучит их хор («Девицы, красавицы»). Вбегает взволнованная Татьяна и в изнеможении падает на скамью. Приехал Онегин и сейчас он будет здесь. С трепетом ждет она ответа на свое письмо. Появляется Онегин и подходит к Татьяне. Онегин учтив, он тронут искренностью Татьяны. Но ответить на ее любовь не может, так как это было бы равносильно браку, а брак — это привычка, а привычка — конец любви. С обидой и болью выслушивает Татьяна нравоучения Онегина.

ДЕЙСТВИЕ II

Картина 1. Бал в доме Лариных (У Чайковского в либретто нет ни малейшего намека на время года, когда происходит это событие; Пушкин же датирует его точно: «Татьяны именины / В субботу», — то есть зима, точнее 25 января (иными словами, между первым и вторым действием прошло полгода). Таким образом, это бал в честь Татьяны Лариной. Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими. Все хвалят пир, удавшийся на славу. Среди танцующих Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам. Дамы судачат об Онегине. Проходя мимо них, он слышит их малолестные суждения о себе. Это его злит; он ругает себя, что приехал на «этот глупый бал». И он решает отомстить Ленскому: «Буду ухаживать за Ольгой!» И действительно, на все танцы он приглашает только ее. Теперь в негодование приходит Ленский. Он пытается поговорить с Ольгой, но ее раздражает его ревность. Он снова приглашает ее на танец, но она предпочитает Онегина. Ольга и Онегин отходят от Ленского. Навстречу им двигается оживленная группа барышень. С ними Трике. Он провозглашает (в форме куплетов «Какой прекрасный этот день») дифирамб в честь Татьяны. Куплеты Трике всем нравятся. Возобновляются танцы. Онегин снова танцует с Ольгой; Ленский все более мрачнеет от ревности. Кончив танцевать (это был котильон — бальный танец, соединяющий в себе вальс, мазурку и польку), Онегин заводит разговор с Ленским. Вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Царит общее смятение. Все безуспешно пытаются примирить бывших друзей, но безуспешно. Дуэли не миновать.

Картина 2. Старая заброшенная мельница — место, назначенное для дуэли. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина. Ленский с тоской думает о возможном исходе поединка. Его ария «Куда, куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?» — одна из самых блестящих страниц не только «Онегина», но, пожалуй, и во всем оперном наследии Чайковского. Появляется — с опозданием — Онегин вместе со своим камердинером (он же — его секундант) Гильо. Звучат формальные объяснения по поводу предстоящей дуэли. Пока секунданты готовятся к поединку, наши герои предаются размышлениям о случившемся: каждый про себя, они поют дуэт: «Враги!.. Давно ли друг от друга / Нас жажда крови отвела?» Но вот все колебания отброшены: законы чести превыше всего. Зарецкий разводит на нужное расстояние противников и подает им пистолеты. Гильо прячется за дерево. «Теперь сходитесь», — командует Зарецкий. Он три раза хлопает в ладоши. Противники делают по четыре шага вперед и начинают целиться. Онегин стреляет первым. Ленский падает. Он убит. Онегин в ужасе хватается за голову.

ДЕЙСТВИЕ III

Бал у одного из петербургских сановников. Гости танцуют полонез. (Эта блестящая оркестровая пьеса часто звучит в качестве самостоятельного номера в симфонических концертах.) Сюда на бал в этот дом приглашен и Онегин. Он рассеянно смотрит на танцующих. Ему невероятно скучно. Ему только двадцать шесть лет, но он чувствует себя уже утомленным жизнью. Гости обсуждают его возвращение из странствий и появление здесь, в Петербурге. Среди приглашенных на бал старый друг Онегина князь Гремин (они на «ты», хотя князь гораздо старше Онегина). Князь входит под руку с Татьяной. Онегин изумлен: «Ужель Татьяна?» Оказывается, она теперь жена Гремина. Князь поет свою знаменитую арию «Любви все возрасты покорны», словно давая понять Онегину, что и его пора любви, несмотря на всю его разочарованность, еще не прошла. И Онегин действительно влюбляется. Он безумно влюбляется в... Татьяну. Он поражен: «Ужель та самая Татьяна, которой я наедине, / В глухой далекой стороне, / В благом пылу нравоученья, / Читал когда-то наставленья?». Но Татьяна с мужем удаляется, а разочарованный герой вспоминает мотив и даже слова предмета своей страсти: «Пуская погибну я, — поет теперь Онегин, — но прежде...» (и так далее; конечно, в баритоновой тональности). «Но то, что было уместно в устах мечтательной героини, — замечает один из современников композитора (В.С.Баскин, автор первого опыта характеристики творчества композитора), — совсем не к лицу великосветскому денди Онегину». Онегин быстро уходит. Гости танцуют экосез.

Картина 2. Теперь очередь Онегина писать письмо Татьяне. И он написал. Сцена происходит в одной из комнат дома князя Гремина. Татьяна, плача, читает письмо Онегина. «О, как мне тяжко», — поет она. Входит Онегин. Увидя Татьяну, он быстро подходит к ней и падает перед ней на колени. Татьяна пытается быть холодной. Онегин молит о любви. Их дуэт полон прекрасных страниц. Но Татьяна остается верна мужу. «Прощай навеки!» — ее последние слова. Последний стон, вырвавшийся из души Онегина: «Позор!.. Тоска!.. О, жалкий жребий мой!» — необычайно драматично передан Чайковским (жаль, что в заглавной партии подобных фраз слишком мало).

А. Майкапар

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и стала одним из самых популярных произведений.

МУЗЫКА

«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.

Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

В первом акте три картины. Первая многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной и резвой Ольги. В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши.

В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.

В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

Второй акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки. Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.

В начале пятой картины (вторая картина второго акта) звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.

Картина шестая (третий акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.

В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.

Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет. Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга.


Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом.

Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны.


Арию Ленского поет Сергей Лемешев

И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну.


Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.


История создания.



Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова.

Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…



Куплеты Трике на балу у Лариных. Поет Сергей Гуровец





Сцена письма Татьяны. Поет Галина Вишневская

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.

Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Занимательные факты:

- Зарубежная премьера состоялась 6 декабря 1888 года в Праге.

- Изначально «Евгений Онегин» был задуман композитором как камерная опера. Однако в скором времени Чайковский отредактировал произведение для спектаклей на сцене Императорской оперы. Сегодня же постановки оперы осуществляются по двум вариантам.

- Свое произведение композитор именовал просто и скромно: «лирические сцены».


Финальная сцена в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского

А вот очень интересное видео! Арию Гремина исполняет мой любимый киноактер 30-40-х годов, поющий актер Голливуда, пришедший из оперы в кино, ЭДДИ НЕЛЬСОН. Обратите внимание на прекрасное исполнение на русском языке! Он добивался совершенства в этом!

Фильм-опера 1958 года

Действие первое

Картина первая

Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей – Татьяны и Ольги, вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Песни крестьян привлекают внимание девушек: задумчивой мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжает их сосед Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный поэт, и его друг Онегин, недавно приехавший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Картина вторая

Комната Татьяны, ночь… Девушка полна новым, неведомым ей чувством, так внезапно захватившим ее. Все ее мысли заняты Онегиным: «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил…». Татьяна пишет о своих чувствах возлюбленному.

Картина третья

В тенистом саду Лариных девушки поют песни. С трепетом Татьяна ожидает ответа на свое признание. Евгений приехал и сейчас он будет здесь. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Татьяна с горечью выслушивает его нравоучения.

Действие второе

Картина четвертая

В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает в честь именинницы поздравительный дифирамб. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей вызывает у Онегина досаду. Чтобы «отомстить» Ленскому, который привел его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов.

Картина пятая

Зимнее утро. Задолго до рассвета, к месту дуэли прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминая былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Действие третье

Картина шестая

В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей – Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье первое девичье чувство им было когда-то отвергнуто. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решается добиться свидания с ней.

Картина седьмая

Татьяна с волнением вспоминает Онегина, которого она до сих пор любит. Неожиданно входит Онегин. В его словах звучит признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не вернуть…