Русский художник автор иллюстраций к мертвым душам. Литература Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души

Яковлева Ю.Г.2 Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что "Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью". Творческая манера Гоголя - обращение к "словесной живописи", зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни - сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования.


Яковлева Ю.Г.3 А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы - вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя. Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма "Мертвые души".


Яковлева Ю.Г.4 Первое графическое воплощение образов поэмы "Мертвые души" было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина () и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.






Яковлева Ю.Г.7 П.М.Боклевский. Автопортрет г.


Яковлева Ю.Г.8 Иллюстрации к «Ревизору» В 1858 году был издан его альбом «Галерея гоголевских типов», в котором было собрано 14 воспроизведенных посредством литографии рисунков к «Ревизору». Альбом этот имел успех и впоследствии неоднократно переиздавался.




Яковлева Ю.Г.10 «Мертвые души» Над иллюстрациями к «Мертвым душам» Боклевский начал работать в 1860­х годах. Сохранилось множество карандашных эскизов, рисунков и цветных акварелей. Среди их героев и основные персонажи «Мертвых душ», и второстепенные лица. Далеко не все из этих работ изданы. Первая публикация появилась лишь в 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев были опубликованы в московском журнале «Пчела».


Яковлева Ю.Г.11 Первое издание Первое самостоятельное издание «Альбом гоголевских типов» увидело свет в Санкт­-Петербурге в 1881 году. Осуществил его некий Н.Д.Тяпкин. Здесь было воспроизведено 26 рисунков, которые ранее публиковались на страницах журналов.





























краткое содержание других презентаций

«Помещики в поэме «Мёртвые души»» - Галерея помещиков. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Спасибо за внимание. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Ноздрев. Помещик Степан Плюшкин. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Помещик Манилов. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Собакевич Михаил Семенович.

«Образы помещиков в «Мёртвых душах»» - Писатель. История создания. Композиционные звенья поэмы. Повествование о жизненной судьбе. Сюжет. Н.В. Гоголь «Мертвые души». История замысла поэмы. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Построение поэмы. Помещик Манилов. Общность героев. Особенности сюжета и композиции. Продулся в пух. Изображение губернского города. Вековое стояние. Маятник. Свинтус. Пестрядевые мешочки. Кусочек яблочка. Павел Иванович Чичиков.

««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Е.Л.Немировский. Шагал был слишком субъективным. Компьютерная графика. Внимательный и умный читатель. Гоголевские «типы». Естественные, но точные, отработанные жесты. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). Странные, бездуховные персонажи «Мёртвых душ». Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя. Сергей Чайкун. Петр Михайлович Боклевский.

«История создания «Мёртвых душ»» - Изображение жизни российских помещиков. Почему П.И. Чичиков посещал помещиков. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Коробочка. Собакевич. Галерея помещиков в поэме. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Ноздрев. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Списки второго тома распространились ещё до его издания. Плюшкин. Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику. Опорная схема к поэме «Мёртвые души».

«Характеристика «Мёртвых душ»» - «Живая» душа Чичиков или «мертвая». 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. Методы исследования. Средства раскрытия образа. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Вопросы исследования. Характеристика другими персонажами. Построение поэмы. Опорные положения. Значение поэмы в русской и мировой литературе. Поэма Н. В. Гоголя. Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками.

«Образ Чичикова» - Образ Чичикова П.И. Воспоминание. Ветхий домишко. Чичиков тих и малоприметен. Зло. Мертвые души. Чичиков Павел Иванович. Школьная жизнь. Деньги. Надежда.

Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой "Пляска смерти". Белинский называл Агина "великим художником", а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле "понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы".
Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке. Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы "пузырей земли". Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях. И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность... Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова. Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией. И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять. А левая "говорящая" рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? "Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!" – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к "Мертвым душам". В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в "дружбе", и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное "дельце № 368", – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

Плюшкин, получивший от Чичикова деньги... Помните? "Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее". Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас. Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом. А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.
Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: "Ах ты, мордашка эдакой!" Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник...
Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж. Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков. "Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!"

Чичиков и Собакевич

Чичиков и Ноздрев

В раме обложки агинского альбома рисунков к "Мертвым душам" шли прописью гоголевские фразы: "Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни". Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев "Мертвых душ". Иногда он, что называется, "списывал их с натуры". Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко. А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском "Тарантасе": в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы...
Разумеется, портретами персонажей невозможно исчерпать бесконечные глубины поэмы Гоголя. Ведь гениальный писатель не только ведет свой "детективный" сюжет. Здесь важнейшую роль играют лирические отступления, размышления о родине, освещенные гневом и любовью, горестные заметы сердца и ума. Здесь легенды и анекдоты, обычаи и судьбы. В первых листах иллюстрационного цикла Агина к "Мертвым душам появился "карточный стол, тешащий всю Россию". Именно этот – символический – стол, хоть и изображенный в связи с вистом у полицмейстера, где Чичиков знакомится с Ноздревым. Странное дело – в рисунке Агина вовсе и нет этих двоих. Здесь больше анонимы, жирные и лысые господа, погруженные в низкую свою страстишку. Бесконечные планы этого рисунка: первый, где вистует прокурор и внимательно разглядывает взятки жандармский полковник. Второй, где беседуют дамы. Третий со сплетничающими гостями. Четвертый, шестой... Какой-нибудь десятый, где в далекой перспективе будто еще один карточный стол и за ним сутулые оплывшие фигуры "патриотов", криво повешенные зеркала, картины, люстры...


Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов


XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин () русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович () русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий


XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.




XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.


Петр Михайлович Боклевский () Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век






Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович () - русский живописец и график.график. XIX век




XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.




Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век




Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов () Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в () Порфи́рий Ники́тич Крыло́в () XX век


И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные - полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере - в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век




Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»


Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам» XX век




XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.


XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов


С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.












Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я "заболел" Гоголем еще в школе... Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век








XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.




"Птица-тройка Русь" (2009) XXI век


Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, - гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.


Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель - живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура - жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.


Авангард - (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь


Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..


Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.


Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве (Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


(Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)


Ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица - тройка b.jpg

Вышло два издания «Мёртвых душ» с рисунками А. А. Агина (Санкт-Петербургской электропечатни и издательства Ф. Ф. Павленкова). В и годах книгу с иллюстрациями Агина выпустило Государственное издательство художественной литературы. В году «Мёртвые души» с рисунками Агина, перегравированными М. Г. Приданцевым и И. С. Неутолимовым, выпустило издательство «Academia ». Позднее гравюры Е. Е. Бернардского репродуцировались фотомеханическим способом (Дагестанское государственное издательство, Махачкала , ; Детское государственное издательство, , ; Гослитиздат, ; рекламно-компьютерное агентство «Труд», ). Иллюстрации Агина воспроизводились также в зарубежных изданиях «Мёртвых душ»: 25 из них в немецком переводе, вышедшем в 1913 году в Лейпциге ; 100 — в издании, выпущенном издательством Цандера в Берлине без указания года. Рисунки Агина репродуцировались в издании берлинского издательства «Ауфбау Ферлаг» ().


  • Другая признанная серия иллюстраций к роману принадлежит П. М. Боклевскому .

Над иллюстрациями к «Мёртвым душам» художник начал работать в 1860-х годах. Однако первая публикация относится к 1875 году , когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев, воспроизведённых в технике ксилографии, напечатал московский журнал «Пчела». Затем в журнале «Живописное обозрение » в , , годах появились ещё семь рисунков. Первым самостоятельным изданием иллюстраций Боклевского стал «Альбом гоголевских типов» (Санкт-Петербург , ), изданный Н. Д. Тяпкиным с предисловием В. Я. Стоюнина . Альбом составили 26 рисунков, ранее публиковавшиеся в журналах. Его неоднократно переиздавали в технике ксилографии петербургские типографы С. Добродеев ( , ), Э. Гоппе ( , , ). В 1895 году московский издатель В. Г. Готье издал альбом в новой технике фототипии с предисловием Л. А. Бельского . Альбом 1881 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован в Германии берлинским издательством «Рюттен унд Лонинг» (). Рисунки Боклевского в качестве собственно иллюстраций использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5-м томе «Полного собрания сочинений» Н. В. Гоголя, предпринятого издательством «Печатник» (Москва , ). Позднее рисунками Боклевского иллюстрировались издание «Мёртвых душ» (Гослитиздат, ) и 5-й том «Собрания сочинений» Гоголя (Гослитиздат, ). Семь овальных погрудных изображений Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах в технике автотипии.


  • П. П. Соколов , сын живописца П. Ф. Соколова , вначале выполнил цикл цветных акварелей (находятся в Государственном Русском музее). Несколько лет спустя художник возвратился к темам «Мёртвых душ» и в 1890-х годах выполнил серию чёрно-белых акварелей. Первоначально его работы были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов и были изданы в виде альбома в 12 листов. В 1891 году в виде альбома изданы цветные акварели Петра Петровича Соколова, опубликованные первоначально в виде почтовых открыток. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в — годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература».

  • Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в —1902 годах , не предназначая свои работы на роль иллюстраций.


  • В отличие от Боклевского, предпочитавшего «портреты » героев, у Маковского преобладают многофигурные композиции и пейзажи ; большое значение придаётся достоверно воссоздаваемым интерьерам . Работы Маковского были опубликованы в 1902 году в издании «Народной пользы», затем в 1948 году (репродуцировано 25 акварелей) и в 1952 годах (четыре листа иллюстраций) в изданиях Гослитиздата.

  • Петербургский издатель А. Ф. Маркс в 1901 году осуществил иллюстрированное издание «Мёртвых душ», к подготовке которого была привлечена большая группа художников под руководством П. П. Гнедича и М. М. Далькевича : пейзажи исполняли Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряхов , бытовые сцены —