Основные различия. Чем отличается фантастика от фэнтези? Литературные жанры

Жанр фэнтези с самого момента своего возникновения вызывает массу вопросов, споров и кривотолков. Можно ли считать фантастикой рассказы про эльфов и гномов в вымышленном мире? Фэнтези как литературный жанр существует уже более ста лет – а в этом вопросе до сих пор никто толком не разобрался.

Перед погружением в тему следует оговорить еще один очевидный факт: будут рассмотрены отличия фэнтези от научной фантастики, а не от фантастики в общем. Просто потому, что фэнтези – часть фантастики, один из фантастических жанров.

Что такое фантастика?

Для начала следует дать определение фантастики как жанра литературы. Хотя, жанром ее можно назвать только для простоты изложения материала, потому что литературоведы стабильно «кидают» старушку из жанров в методы и обратно.

Итак, фантастика (с греческого «phantastike » — искусство воображать) – это некий сонм литературных жанров, которые отличаются особой, логически несовместимой с обыденной реальностью, картиной мира. При этом фантастические миры могут быть частью мира Земли, соприкасаться с ним – а могут и никак к нему не относиться. Последнее чаще можно отнести к произведениям жанра фэнтези.

Фэнтези и НФ: определения

Научная фантастика и фэнтези – два старейших фантастических жанра. Если быть точнее, научная фантастика старше фэнтези примерно на столетие. Как только «младшая сестра» появилась на свет в начале 20 века, ее сразу стали сравнивать со старшей. И сравнения эти в большинстве своем не были лестными. Почему же? Потому что люди 20 века, как и люди века 21, чаще всего мыслят слишком рационально. А фэнтези – это воплощенная иррациональность. А теперь – подробнее.

– это дополненный силой воображения авторский вымысел, основанный на реальных научных знаниях и фактах. Фантазия автора научно-фантастических произведений может основываться не только на достижениях технических дисциплин либо естественных наук, но и фактов истории, пространственно-временных реалий и так далее. Чаще всего в произведениях НФ, или научной фантастики, никак не раскрывается тема волшебства, магии, иррационального чуда.

Этот пробел успешно заполняют произведения жанра фэнтези. Полет фантазии авторов, работающих в этом жанре, не ограничен ничем. Абсолютно ничем. Ведь откуда произошло слово «фэнтези»? Все очень просто: это калька английского «fantasy» — фантазия. Чаще всего на фэнтезийные миры не оказывают никакого влияния прогресс или регресс науки. Потому что волшебные миры живут по своим волшебным законам. В них работает магия, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Образно говоря.

Появление и сущность «противников»

Фантастические темы прослеживаются в искусстве всех без исключения народностей планеты во все времена. Ведь что так не отличает творца, как способность воображать? В некоторых случаях к фантастическим жанрам относят даже мифы и легенды, что крайне неверно с точки зрения литературоведения.

А вот научная фантастика появилась как раз на волне научного прогресса конца 19 – 20 веков. Научные фантасты, стоящие у истоков жанра, довольно часто предсказывали крупные и не очень изобретения и повороты развития науки и техники в будущем. Так, к примеру, Жюль Верн описывал подводную лодку, когда их еще даже не начали разрабатывать, Айзек Азимов много писал об искусственном интеллекте, а герои Андрея Беляева помещены на орбитальную станцию. Подобных примеров можно привести десятки, если не сотни.

Фэнтези же, появившаяся из стремления одного оксфордского профессора по фамилии Толкин создать для Великобритании новую мифологию, предположений о будущем не строит. Вот поэтому о ней уже сотню лет отзываются как о «развлекательном чтиве», «ненастоящей литературе».

Действие романов фэнтези часто происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Родоначальником жанра фэнтези чаще всего называют Дж. Р. Р. Толкина и его произведения «Властелин колец» и «Сильмариллион». Среди известных современников – авторов «ненастоящих» книг, стоит упомянуть Урсулу ле Гуин, Андре Нортон, Ника Перумова, Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, Роберта Асприна и многих других.

Список отличий

Ниже будет приведен максимально подробный список черт, по которым можно определить, относится ли рассматриваемое произведение к жанру научной фантастики или фэнтези.

Внимание! Общая тенденция взаимопроникновения жанров породила такие интересные детища, как научная фэнтези и другие смешанные жанры. Они в произвольном порядке объединяют черты жанров – «родителей».

Итак, каковы же отличия научной фантастики и фэнтези?

  1. В основе научно-фантастических произведений лежат реальные научные факты. Основа произведения фэнтези – мифология, волшебство, иррациональные чудеса.
  2. Жанр фэнтези появился позже жанра научной фантастики. НФ породил бурный прогресс конца 19 – 20 века, а фэнтези – всплеск мифологического мышления 20 века.
  3. Характерное отличие произведений научной фантастики – фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы случилось нечто, если бы изобрели нечто). Альтернативная либо вовсе выдуманная реальность фэнтези никак не связана с объективной действительностью. Авторы произведений фэнтези не объясняют законов созданных ими миров, в которых нормой признается работающая магия и развитые нечеловеческие цивилизации, мифические расы.
  4. Сегодня научная фантастика переживает кризис, она частично ассимилировалась, породив фантастический боевик, космическую оперу и другие «мягкие» жанры. Фэнтези, напротив, бурно развивается, порождая все новые и новые ответвления и множество интересных произведений.
  5. Основной конфликт НФ – противостояние между общественными нормами и свободолюбием главного героя. В произведениях фэнтези главное противостояние идет между силами Добра и Зла, Светом и Тьмой.

Многие люди, особенно в Интернете, путают одно и другое (некоторые вообще не видят разницы, считая что "фантастика" и "фэнтези" - это просто разные слова для называния одного и того же).

Научная фантастика (science fiction) и фэнтези (fantasy) - это жанры фантастики, т. е. нереалистической художественной литературы (а также кино, живописи и других производных от литературы видов искуства).

На шкале реалистичности (или нереалистичности) научная фантастика и фэнтези находятся на противоположных концах. Научная фантастика - самая реалистичная в фантастической литературе. Фэнтези - самый нереалистичный жанр фантастики.

В словосочетании "научная фантастика" слово "научная" накладывает сильное ограничение на фантазию писателя. Альберту Эйнштейну принадлежат слова: "То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле". Поэтому любой вымысел, любая фантазия должна находиться в рамках научного мировоззрения, где нет места никаким сверхъестественным, потусторонним, сказочным явлениям: чудесам, заклинаниям, магии, колдовству, богам, эльфам, гномам, оркам, драконам. Учёный в своей работе всегда делает предположения (выдвигает гипотезы), то есть фантазирует - так и писатель, работающий в жанре научной фантастики, тоже занимается выдвижением гипотез, проводит мысленные эксперименты в той или иной научной области (научно-фантастические произведения есть не только в области естественных наук, но и гуманитарных - например, социальная фантастика).

Наука и фантазия неразрывны, поэтому не случайно среди учёных есть писатели фантасты (или наоборот, среди писателей фантастов есть учёные): Фред Хойл (астроном), Карл Саган (астроном), Айзек Ахимов (биохимик). Фантастические произведения писали Циолковский, Обручев. Это самые известные примеры; можно назвать имена многих других писателей-фантастов, одновременно являющихся учёными.

В научно-фантастическом произведении вымысел, каким бы нереалистическим на самом деле он не был (путешествия во времени, сверхсветовые скорости, бессмертие и т. д.), всегда обосновывается научным образом. Конечно, это обоснование не полное, иначе перед нами была бы не художественная книга, а научный труд: это обоснование с пропусками, вольными допущениями: гипотеза объявляется доказанным фактом, из чего потом вытекают интересные следствия, описываемые в книге.

К 100%-ным научно-фантастическим книгам из самых известных можно отнести: "Чёрное обласко" Ф. Хойл, "Машина времени", "Человек невидимка" Г. Уэллс, "Солярис" С. Лем, сборник рассказов "Я, робот" А. Азимов.

В фэнтези фантазия автора не ограничена законами нашего мира, а создаёт особые вымышленные миры с законами и свойствами, кардинально отличающимися от законов и свойств мира, в котором мы живём, и прежде всего - по решению основного вопроса философии о соотношении материального и идеального: грубо говоря, научная фантастика - это материализм, фэнтези - идеализм. Современная наука основана на сугубо материалистическом понимании устройства мира - отсюда научная фантастика тоже строится на материалистическом фундаменте. Идеалистическое философское основание фэнтези допускает существование богов, магии, волшебства, колдовства - всего того, что отвергает наука, как сверхъестественное. Примером того, что физические законы в фэнтези-мирах не обязаны вписываться в физическую картину нашего мира, является серия книг "Плоский мир" Терри Пратчетта - плоская планета покоится на спинах четырёх слонов, стоящих на черепахе, свет движется медленно, в радуге восемь цветов (кроме того, что в этом мире существует магия).

Таким образом, в мире фэнтези есть колдовство, волшебство, заклинания - всё то, что есть в сказках. Любая сказка - от традиционной народной (фольклор), до авторской - основана на архетипах. Фэнтези тоже наполнено этими архетипами и, как в сказках, в фэнтези тоже есть эльфы, гномы, тролли, драконы - фольклорные персонажи мифов и легенд того или иного народа. Фэнтези - это современное развитие сказок. Основное отличие фэнтези от сказок в том, что в фэнтези тщательно выстроен целый мир, прописаны его законы, то есть целенаправлено создаётся его логическая структура (чего в сказках не делается за ненадобностью). Сказка в шкале нереалистичности стоит ещё дальше, чем фэнтези.

Примерами самых известных книг в жанре фэнтези являются: "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Конан" Роберт Э. Говард, "Хроники Нарнии" К.С. Льюис, "Ведьмак" А. Сапковский, цикл "Земноморье" Урсула Ле Гуин, "Гарри Поттер" Дж. К. Роулинг.

Стремление в фэнтези построить целый мир приводит к тому, что книга, написанная в этом жанре, склонна превращаться в дилогию, трилогию, целую эпопею.

Возвращаясь теперь к отличию между научной фантастикой и фэнтези, можно отметить, что если описанное в научно-фантастических книгах в принципе может стать реальностью (например, научно-фантастическая повесть Циолковского "На Луне" стала реальностью в 1969 году), то с фэнтези это невозможно.

Все дети любят сказки. А взрослые дети тем более. Только сказки у них пострашней, да поинтересней. Здесь уже Царевной-лягушкой не удивишь, и ушлые писатели придумали жанр, который помогает унестись от реальности в сказочный мир вполне «взрослого» масштаба. Мир фантастики. Этот жанр, пожалуй, один из древнейших жанров литературы, ведь древнегреческие мифы и легенды тоже принадлежат к фантастическому жанру. К тому же, фантастика очень разнообразна, включает в себя много разновидностей, в том числе научную фантастику и фэнтези. Схожесть названий и то, что в девятнадцатом – двадцатом веке научная фантастика получила огромную популярность, привело к тому, что говоря о фантастике, мы подразумеваем научную фантастику, а фэнтези вообще в отдельный жанр не выделяем. Попробуем провести грань между двумя жанрами фантастики: научной и фэнтези.

Определение

Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.
Дословно научная фантастика переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно – временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.
Зато фэнтези восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези – это разновидность фантастики, в основе которой – полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.

Возникновение

Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР – А.Толстой, А. Беляев.
А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези – самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.
Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Поджанры

Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.
Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.
Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.

TheDifference.ru нашёл следующие отличия научной фантастики от фэнтези:

Основой научной фантастики служат научные факты, основа фэнтези – волшебство.
Научная фантастика дословно переводится как научный вымысел, а фэнтези как фантазия.
Фундамент для зарождения обоих жанров стала фантастика. Научная фантастика появилась на стыке девятнадцатого – двадцатого веков, и бурно развивалась на протяжении всего двадцатого века. Фэнтези появилась в середине века.
Научная фантастика сейчас переживает не лучшие времена, а фэнтези наоборот развивается, порождая всё новые и новые жанры.

Термины «фантастика» и «фантастический» применительно к литературе могут употребляться в различных значениях. Прежде всего, литературоведы этими понятиями определяют тип художественной условности, который строится вокруг совмещения границ «реального» и «невозможного». В таком случае в категорию фантастической литературы можно отнести множество произведений, включая «Мастера и Маргариту» Булгакова или «Портрет» Гоголя, в которых персонажи сталкивались с явлениями, выходящими за пределы того, что понимается как реальность.

Однако все чаще упомянутые термины применяются в ином, узком значении - как синонимы жанра, носящего название «научная фантастика». Примеров такой литературы достаточно много - «Война миров» Уэллса, «Конец вечности» Азимова и многие другие. Основываясь именно на этой узкой точке зрения, необходимо давать ответ на вопрос «чем отличается фантастика от фэнтези?»

Принципиальное различие

В основе сюжета романов С. Лема или А. Беляева лежит рационально обусловленный посыл. Это значит, что авторы-фантасты стремились логически мотивировать, как-то объяснить читателю возникновение в их произведениях фантастического элемента. Насколько эти объяснения идут вразрез с традиционной наукой, судить тяжело. Так, Г. Уэллс, создавая своего человека-невидимку, упустил тот факт (намеренно ли?), что прозрачная сетчатка глаз сделает их обладателя абсолютно слепым. Впрочем, писателю-фантасту достаточно лишь в общих чертах объяснить фантастический элемент, иначе читатель попросту потеряет интерес к книге.

Жанр фэнтези предполагает принципиально иную сюжетную посылку. «Чудесное», «нереальное» в романах Толкиена или Роулинг обуславливается не чем иным, как законами изображенного мира. И если Гарри Поттер не может заклинанием открыть дверь, это объясняется отнюдь не тем, что помахиванием палочки, в общем-то, невозможно заставить физическое тело двигаться. Просто эту дверь заколдовал другой, еще более могучий волшебник.

Отношение к реальности

Другой пункт, чем отличается фантастика от фэнтези, заключается в отношении происходящего к читательской реальности. Так, научная фантастика, которая может описывать социальную стратификацию общества марсиан, живущих в 29 веке, тем не менее должна соотноситься с привычной для читателя действительностью. Это достигается за счет «реалистического» обрамления, сопоставления достижений науки и того мира, который представляет фантастика. Жанр ее также включает апелляцию к надежным и не очень документальным источникам. Подобный прием известен еще со времен Жюль Верна.

Мир фэнтези, в свою очередь, подается ее создателем как автономный, существующий по собственным законам, которые не соотносятся с представлениями читателя. Впрочем, книги в жанре фэнтези способны прибегать к параллелям с внетекстовой реальностью, в особенности если подобные отсылки должны донести мысль, принципиально важную для автора.

Организация повествования

Автору-фантасту как можно подробней необходимо представить изображаемый мир, иначе у читателя не возникнет иллюзии достоверности, и читать такую книгу будет попросту неинтересно. С другой стороны, чрезмерное обилие деталей, технических подробностей также не должно отвлекать читателя от сюжета. Вывод: автору нужно соблюсти необходимый баланс в изображении мира будущего - например, обрисовать его несколькими штрихами, оставив пространство для фантазии. Или использовать отсылки к реальности, что поможет объяснить, как устроено общество каких-нибудь марсиан, живущих в ХХХ веке.

Таким построением повествования отличается фантастика. Жанр фэнтези, в свою очередь, не предполагает детального ввода читателя в мир необычайного. Напротив, открытие другой реальности застает героя врасплох, вызывая страх или сильное удивление. При этом окружающая действительность остается прежней.

Подход к изображению человека

Даже на фоне мифа или сказки, полностью лишенных психологизма, научная фантастика считается ярким примером того, как вторичная условность может погубить героя, превратить полнокровного персонажа в условный штамп. И неудивительно. Изображение новых миров, чарующих изобретений - вот на чем сосредоточивает свое внимание фантастика. Определение главных черт персонажа, описание его внутреннего состояния в задачи писателя не входят. Так, «Плутонию» Обручева можно прочитать от корки до корки и не понять, чем же зоолог Папочкин отличается от ботаника Громеко. И даже если эти герои попытаются рефлексировать, их размышления будут крайне абстрактны, лишены какой-либо индивидуальности. Научная фантастика также отличается широким использованием образов-штампов, наблюдавшихся уже в литературе позапрошлогоднего века. К ним относится «безумный ученый», «чужой» (некое страшное существо инопланетного происхождения, которое вторглось на Землю и готово ее уничтожить).

Книги в жанре фэнтези более внимательны к внутренним переживаниям героя; они более психологичны, нежели научно-фантастические произведения. Фэнтези знает два типа героев в зависимости от того, как они реагируют на происходящее волшебство. Первый стремится во что бы то ни стало вернуться в прежний, нормальный мир. Зачастую такие персонажи ничем не отличаются от среднестатистических обывателей. Другие герои в противоположность им свыкаются с новым миром и даже чувствуют в нем себя счастливыми. Зачастую это отъявленные чудаки и романтики.

Уровень проблематики

Главным, чем отличается фантастика от фэнтези, является проблемный уровень. Цель романов Уэллса, Лема или Азимова - дать некий прогноз научного, философского или социального характера. Для фэнтези остается главным воплощение во всей полноте мира, соединяющего повседневное и необычное, фантастическое. Именно из этих двух слоев и состоит «истинная» реальность, и они в романах Толкиена, Роулинг нерасторжимы.

Классификация

Различие фэнтези и научной фантастики проявляется в наличии различных жанровых ответвлений. Так, в соответствии с давней традицией предлагают выделять «твердую» и «гуманитарную» научную фантастику. Кроме того, иногда в качестве жанрового ответвления предлагают рассматривать утопию, антиутопию и роман-предупреждение. Легко заметить, что первые жанровые признаки базируются на соотношении «научности» и «литературности» в текстах Уэллса, Азимова и других писателей. Что же касается приписываемых жанру научной фантастики утопии и антиутопии, то это точка зрения, скорей всего, ошибочна. Романам наподобие «Мы» Замятина или «1984» Дж. Оруэлла присуща особая поэтика, которая только заимствует некоторые приемы из научной фантастики

Жанр фэнтези обычно классифицируют по иному - тематическому принципу. Так, литературоведы обычно говорят о мифологической (например, роман М. Семеновой «Волкодав»), сказочной, игровой (произведения Р. Кнаака) разновидностях этого жанра.

Внелитературный аспект

История развития научной фантастики и фэнтези также различна. Особенно это видно на примере русской литературы, где произведения наподобие романов Толкиена оставались под запретом. В то же время научная фантастика была едва ли не единственным способом, который позволял инакомыслящим писателям без страха выражать собственную позицию. И оставаться при этом в «разрешенных» рамках. Изображение будущего не возбранялось; напротив, оно даже приветствовалось, особенно если носило ярко выраженные утопические черты.

Однако на рубеже веков ситуация изменилась. Появилось польское, украинское, русское фэнтези. Авторы широко начали использовать в своих произведениях элементы этого жанра. Ныне Олди, Валентинова, Лукьяненко можно назвать классиками (разумеется, в рамках этой литературы).

Синтез жанров

Говоря о различиях между научной фантастикой и фэнтези, необходимо упомянуть произведения, удачно сочетающие в себе приметы обоих жанров. Яркий тому пример - «Космическая трилогия» Льюиса. Если первая книга насыщена иронически переосмысленными штампами из научной фантастики, то последующие части трилогии как раз изображают открытие героем «истинной реальности», которая сумела удивительным образом совместить научную и христианско-мифологическую картину бытия.

Вывод: чем отличается фантастика от фэнтези

Таким образом, подводя итоги, заметим, что главное различие между фантастикой и фэнтези кроется в принципиально отличных художественных посылах. Это различие, однако, влияет и на поэтику произведения в целом - уровень повествования, систему персонажей. Кроме того, фантастика и фэнтези развивались иными, отличными друг от друга путями.

» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.

При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.

Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице

Пункты сравнения Фэнтези Фантастика
Мир Уникальный, со своими законами Похож на реальность либо на предсказания ученых
Законы существования Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия Рациональные, строгое научное обоснование
Развитие героя Легко прослеживается Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать
Время действия Прошлое или настоящее Будущее
Главная идея Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской

Противостояние сил добра и зла

Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.

Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.

Особенный мир

Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.

Чем отличается фэнтези от научной фантастики

Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же « ».

В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.

Главная отличительная особенность фэнтези

Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.

Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.

Развитие героев

Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.

Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.

Чем герои научной фантастики отличаются от героев фэнтези

Научная фантастика намного реже показывает весь путь становления героя от начала и до конца. Гораздо чаще характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии или же рациональных объяснениях.

«Между прошлым и будущим…»

Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ.

Не зря ведь в своих произведениях предвосхитил открытие вертолета и подводной лодки, описал космическую ракету и межпланетные перелеты задолго до их технической разработки, а стал первым, кто вообразил себе мир виртуальной реальности.

Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе

Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.

Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.

Социальные инновации

Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас. Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире.

Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.

Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей

Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.

Исторический подход

Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.

Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра

Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.

Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.

Мечты становятся новой реальностью

Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.

Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.