Музей и зал славы рок н ролла. Что такое Зал славы рок-н-ролла

Зал славы рок-н-ролла (Кливленд, США) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Если вы не любите рок - вы просто не знаете рок». Рассказать об этом популярнейшем жанре музыки и заставить вас полюбить его - задача Зала славы рок-н-ролла, с которой он успешно справляется вот уже более 20 лет. Одна из самых популярных «музыкальных» достопримечательностей Штатов представляет собой 6-этажный мультимедийный музейный комплекс, где все до мельчайших деталей посвящено «чистому и святому» року. Проследить историю этого музыкального направления от благообразных композиций начала 20 в. до буйной современности, увидеть гитару Элвиса и барабан Ринго, вновь пережить захватывающие моменты легендарных шоу и услышать раритетные записи корифеев рока... «Я знаю, это всего лишь рок-н-ролл, но мне он нравится!»

Немного истории

Идея воздать должное выдающимся исполнителям рок-н-ролла пришла в голову основателю звукозаписывающей комании «Атлантик Рекордз» Ахмету Эртегуну. В 1983 г. он совместно с несколькими профессионалами музыкальной индустрии создал ассоциацию под названием «Зал славы рок-н-ролла». Изначально это был, что называется, виртуальный проект: ежегодно члены учредительного комитета ассоциации на общем собрании выбирали 5-7 наиболее значительных музыкантов этого жанра, о чем затем сообщалось в прессе. Ситуация изменилась в 1986 г., когда организация объявила о поиске места под вполне реальный зал славы, который совместил бы музей и штаб-квартиру ассоциации. В состязании победил Кливленд, обогнав таких мощных музыкальных конкурентов, как Нью-Йорк , Сан-Франциско , Мемфис и Чикаго . На церемонии закладки фундамента будущего Зала славы в 1993 г. выступили Чак Берри, Билли Джоел, Пит Таунсенд и Сэм Филлипс, а спустя два года красную ленточку торжественно перерезали Литтл Ричард и Йоко Оно. С тех пор музей принял более 10 миллионов посетителей.

В Галерее гитар представлены 15 уникальных инструментов, определивших историю рок-н-ролла.

Что посмотреть

Зал славы рок-н-ролла занимает футуристическое 6-этажное здание, спроектированное американским архитектором китайского происхождения Юймин Пэем, автором знаменитой Пирамиды Лувра.

В «Рок-театре» каждые полчаса демонстрируется фильм, представляющий самые яркие эпизоды с последней церемонии включения в Зал славы. Галерея «Корни рока» расскажет о музыкальных стилях-предшественниках рок-н-ролла: блюзе, госпеле, кантри, блюграссе, ритм-энд-блюзе, фолке. В витринах выставлены артефакты из сценической жизни известных артистов этих жанров и приведена краткая биография. Надев наушники, можно послушать их наиболее популярные композиции.

Элвису Пресли в музее посвящена обширнейшая экспозиция, показывающая его не только как выдающегося музыканта, но и как мудрого собеседника, одухотворенного мыслителя и щедрого мецената. В числе экспонатов армейская форма и золотой смокинг, мотоцикл «супертрайк» 1975 г. и автомобиль «Линкольн Континенталь», эксклюзивная гитара «Фендер Даблбасс» и музыкальный киоск, заполненный исключительно дисками Элвиса, - подарок музыканту от звукозаписывающей компании RCA.

Выставка «Города и звуки» знакомит посетителей с «родными» городами разных музыкальных жанров. Ранние годы рока в Мемфисе, мотаун Детройта , панк Нью-Йорка, гранж Сиэтла , Ливерпуль и «британское нашествие» - стили музыки неотделимы от тех мест, где они возникли.

Экспозиция «Легенды рока» - феноменальное собрание сценических аксессуаров знаменитых рокеров. Здесь можно увидеть банданы Эксл Роуза и бас-барабан Кита Муна, феерические костюмы Дэвида Боуи и «бонтонные» тройки «Битлз», бриллиантовую перчатку Майкла Джексона и форму скаута Джима Моррисона.

В Галерее гитар представлены 15 уникальных инструментов, определивших историю рок-н-ролла: от акустической гитары Эрика Клэптона 1977 г., на которой музыкант играл в концерте MTV Unplugged до электрогитары Джона Леннона 1965 г. Зал «Архитекторы рока» познакомит с теми, без кого невозможно представить звучание рок-н-ролла, - изобретателями электрических гитар, диджеями и популяризаторами этого музыкального жанра. В интерактивной экспозиции «Песни, создавшие рок» можно услышать топовые композиции разных лет, а также вспомнить группы и исполнителей одной песни. Театр Коннора на третьем этаже музея приглашает пережить самые яркие моменты концертов с церемонии включения в Зал славы, проецируемые на полусферическом экране высокого разрешения с панорамным звуком.

На четвертом этаже представлена постоянная экспозиция, посвященная 50-летнему юбилею журнала Rolling Stone, а пятый отдан в распоряжение легендарной радиостудии Алана Фрида - человека, придумавшего термин «рок-н-ролл».

Smells Like Teen Spirit, церемония включения в Зал славы рок-н-ролла, 2014 г.

Практическая информация

Адрес: Кливленд, 1100 Rock and Roll Boulevard. Веб-сайт на англ. языке.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:30, по средам - до 21:00. Музей закрыт на День благодарения и Рождество.

Вход - 26 USD, детям - 16 USD. Детям до 5 лет вход бесплатный. При покупке через интернет билеты обойдутся дешевле: 23 USD и 14 USD соответственно. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Какой он, этот зал, на самом деле? Сразу представляется кафедральный собор из белого мрамора, златые канделябры вдоль ковровой дорожки, бронзовые пушки с ядрами вокруг иконостаса и гробы, гробы, гробы с рок-звездами повсюду!

Конечно, это был бы отличный, лучший в мире Зал рок-н-ролльной славы! Однако в реальности это более скромное учреждение - современное стильное архитектурное сооружение на берегу озера в Кливленде (штат Огайо). Создавалось оно в 1983-1986 годах благодаря совместному усердию нескольких акул шоу-бизнеса, издателей и музыкальных журналистов. Зал на самом деле даже не зал, а семиэтажный музыкальный музей с концертной площадкой, сама же церемония инициации и восславления героев происходит раз в год в коронационном зале на третьем этаже.

Почему Кливленд? Это долгая история. Для американцев Кливленд, с одной стороны, периферия на краю Земли, с другой - место, у которого с рок-н-роллом есть старые интимные (в хорошем смысле) отношения. Примерно как Уфа в России - непонятный город непонятно где, но там родились Земфира и Шевчук, а это ого-го по нашим меркам.

В 1986 году оргкомитет музея (что-то вроде самоназванных рок-академиков) провел первое заседание и постановил принять в Зал славы первых апостолов. Это были рок-н-ролльщики и блюзовики во главе с Джеймсом Брауном и Чаком Берри. С тех пор ежегодно Зал славы пополняют имена до семи артистов. Некоторых принимают по нескольку раз, если они прославились и в составе группы, и по-сольному.

Музей помог не столько даже рок-н-роллу, сколько самому Кливленду: интерес к церемонии постоянно растет, миллионы людей смотрят трансляции из Зала и даже приезжают самолично, внося серьезный вклад в индустрию местного туристического кластера.

Неплохо бы и в России такое организовать в той же Уфе или Васюках, но есть опасение, что высокий замысел превратится в итоге в очередное «Нашествие».

Кроме артистов в Зал славы заносятся и песни. Поначалу их было 500 , но с годами почетный плей-лист растет. Больше всего синглов от The Beatles, The Rolling Stones и Элвиса Пресли, что вряд ли тебя удивит.

Академики ощутимо тяготеют к старым добрым классикам жанра и не очень торопятся принимать в зал альтернативщиков, электронщиков, рэперов и металлистов. Даже безобидный Depeche Mode несколько раз номинировался, но в итоге так и не набирал проходной балл в голосовании жюри. Из девиантных артистов в Зал славы чудом включены The Velvet Underground, Ramones, The Clash, Sex Pistols, Grandmaster Flash and The Furious Five, Patti Smith, Metallica, Run-DMC, The Stooges, Tom Waits, Beastie Boys, Red Hot Chili Peppers, Public Enemy, Nirvana, Green Day, N.W.A, Pearl Jam и Tupac Shakur.

Зал и музей славы рок-н-ролла (англ. Rock and Roll Hall of Fame) - музей и организация в Кливленде, Огайо, США, посвящённые наиболее известным и влиятельным деятелям эпохи рок-н-ролла: исполнителям, продюсерам и другим личностям, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию. Кливленд обосновал свои претензии называться родиной рок-н-ролла открытием радио WMMS и тем, что там работал диджей Алан Фрид, придумавший термин rock ’n’ roll в начале 1950-х. Также существует Зал славы рок-н-ролла Сан-Франциско.

На первом заседании организационного комитета в 1986 году была названа первая десятка членов - это были Чак Берри, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, а также покойные Сэм Кук, Бадди Холли и Элвис Пресли. Новые члены зала объявляются ежегодно; на церемонии «введения в зал» они, как правило, дают концерт. Это вовсе не обязательно рокеры: среди членов зала много признанных мастеров ритм-энд-блюза (Стиви Уандер, Эл Грин, Марвин Гэй и другие), а также отдельные рэперы (Грэндмастер Флэш и Run DMC). Исполнители номинируются спустя 25 лет после выхода их первого сингла. Например, Джона Леннона номинировали ровно через 25 лет после выхода его первого сингла (Give Peace a Chance, 1969) в 1994 году. Отборочный комитет, составленный из историков музыки, выбирает артистов в качестве кандидатов для четырёх основных категорий (певцы, группы и инструменталисты; композиторы и продюсеры; предтечи рок-н-ролла; сессионные музыканты). Впоследствии, выбор проводят путём голосования приблизительно 1000 экспертов: преподаватели университетов, журналисты, продюсеры и другие лица, имеющее опыт в индустрии музыки. Чтобы быть избранным, надо собрать по крайней мере 50 % голосов. Каждый год выбирается от пяти до семи артистов. В 1993 году в Зал славы рок-н-ролла были включены The Doors, Ван Моррисон, Creedence Clearwater Revival, Cream, Рут Браун, Этта Джеймс, Frankie Lymon & The Teenagers, Sly & the Family Stone. В 1994 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Джон Леннон, The Animals, The Band, Эдди Дуэйн, Grateful Dead, Элтон Джон, Боб Марли, Род Стюарт. В 1995 году в Зал славы рок-н-ролла были включены The Allman Brothers Band, Эл Грин, Дженис Джоплин, Led Zeppelin, Martha and the Vandellas, Нил Янг, Фрэнк Заппа. В 1996 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Дэвид Боуи, Gladys Knight & The Pips, Jefferson Airplane, Little Willie John, Pink Floyd, The Shirelles, The Velvet Underground В 1997 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Bee Gees, Buffalo Springfield, Crosby, Stills, Nash & Young, The Jackson Five, Джони Митчелл, Parliament/Funkadelic, The Rascals В 1998 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Eagles, Fleetwood Mac, The Mamas & The Papas, Ллойд Прайс, Карлос Сантана, Джин Винсент. В 1999 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Билли Джоэл, Кёртис Мэйфилд, Пол Маккартни, Дел Шеннон, Дасти Спрингфилд, Брюс…

США

«Всё преходящее, а музыка – вечная». Проходят сквозь время народы, оставляя отпечатки своих культур на лице планеты. Сквозь толщу временных лет доходят до нас не только монументальные архитектурные шедевры, подернутые седой стариной. Незабвенные музыкальные произведения, гениальные сочинители и виртуозные исполнители также навеки запечатлены в памяти человечества, бережно хранящего свое воздушное как эфир мелодийное наследие.

С течением времени менялись архитектурные предпочтения, равно как и музыкальные пристрастия. Иногда эти понятия объединялись, высвечивая наиболее яркие выражения своей эпохи. Как это произошло и в штате Огайо на американском континенте, где был открыт Музей и Зал славы рок-н-ролла – нового музыкального веяния, крутящимся вихрем охватившего всю планету в середине XX века. Знаменитый ди-джей Алан Фрид, работавший на радио «WMMS» в Кливленде, в начале 1950-х годов для новых музыкальных композиций придумал термин рок-н-ролл (rock and roll), что дало право небольшому американскому городку считать себя родиной этого музыкального направления.

Вновь созданная организация отдавала дань признания и почести выдающимся композиторам и исполнителям, продюсерам и промоутерам, ди-джеям и поэтам-песенникам, агентам, музыкальным журналистам и другим влиятельным деятелям, посвятившим свою жизнь музыкальной индустрии в стиле рок-н-ролл и добившихся значительных успехов на этом поприще. На своем первом заседании в 1986 году организационный комитет назвал первые 10 легендарных имен, «открывших двери» в Зал славы рок-н-ролла. С тех пор новые имена элитной десятки объявляются каждый год на торжественной церемонии, до 2009 года проходившей в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория», а сейчас проводящейся в Кливленде.

Перед «введением» в Зал, его новые члены, по сложившейся традиции, непременно дают концерт. С музыкальных подмостков звучат не только рок и рок-н-ролл, но и ритм-энд-блюз, поп-музыка и речитатив рэпа, а также мелодии и ритмы других стилей и направлений, исполнители которых были признаны достойными Зала славы. Среди многочисленных желающих попасть в списки всемирной славы выбирают кандидатов, выпустивших свой первый сингл 25 лет назад и своим творчеством повлиявших на становление и развитие музыкальной культуры в мировом сообществе. 700 экспертов оценивают претендентов на контрамарку в Зал славы, которых разделили на четыре категории: «Исполнители», «Не исполнители», «Классики», «Оркестранты».

В 1995 году для столь значительной музыкальной организации, как Зал славы рок-н-ролла, в Кливленде, на побережье озера Эри, было построено собственное здание футуристического вида по проекту архитектора Йео Минг Пей. Архитектурная композиция, в которой кроме Зала славы расположили и музей, посвященный истории рок-н-ролла, а также концертный зал, кинотеатры и рестораны, состоит из 50-метровой башни, двойной стеклянной пирамиды и огромного «эскимо на палочке» с разворачивающейся оберткой.

Взрывная энергия стилевого музыкального направления вполне отразилась и на неординарном оформлении музейных выставочных пространств, и на ярких экспонатах, бесценных в своей уникальности. Разукрашенные автомобили эстрадных звезд прямо под остроугольной крышей прозрачной пирамиды, сценические костюмы любимцев публики, их прославленные музыкальные инструменты и личные вещи, плакаты и журналы с изображениями кумиров, скульптуры и инсталляции музыкальных героев и многое другое представлено в стенах единственного в своем роде музыкального музея. Около 500 000 человек в год посещают Музей славы рок-н-ролла в Кливленде, ставший настоящим памятником рок-н-ролла – стиля, любимого миллионами меломанов всего мира и уже более чем полстолетия не теряющего своей популярности.

Здание Музея и Зала славы расположено в Кливленде, штат Огайо, на берегу озера Эри, и построено по проекту архитектора Юй Мин Пэя. На то, чтобы стать родиной музея, претендовали несколько городов; помимо Кливленда, это были Нью-Йорк, Филадельфия, Новый Орлеан, Сан Франциско, Мемфис и Чикаго. Члены организационного комитета посетили каждый из этих городов, где их встречали с почестями и концертами. Хотя первоначально главным претендентом был Нью-Йорк, Кливленд обосновал своё право тем, что здесь начало свою работу радио WMMS, одна из наиболее влиятельных американских рок-радиостанций, а также тем, что именно в этом городе работал ди-джей Алан Фрид, которому приписывают изобретение термина «рок-н-ролл» в начале 1950-х годов.

Идея создать подобный музей появилась в 1983 году. Идея создать организацию для того, чтобы «отдать должное людям, которые создали самую популярную музыку нашего времени» принадлежала музыкальному продюсеру и основателю звукозаписывающей компании Atlantic Records Ахмету Эртегуну. К нему присоединились издатель журнала Rolling Stone Йэнн Веннер, менеджер Джон Ландау, звукорежиссёры Сеймур Стайн и Боб Красноу, а также юристы Аллен Грубман и Сьюзан Эванс. В 1986 году, ещё до того, как определилось будущее месторасположение музея, в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» состоялась первая церемония введения в Зал славы рок-н-ролла. В первую десятку членов вошли Чак Берри, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли, Джерри Ли Льюис и Литтл Ричард, а также покойные Бадди Холли, Сэм Кук и Элвис Пресли. Компанию им составили ди-джей Алан Фрид и продюсер Сэм Филлипс, открывший миру Элвиса, а также включённые в Зал славы как предтечи рока блюзмен Роберт Джонсон, кантри-певец Джимми Роджерс и джазовый музыкант Джимми Янси.

В 1987 году известному китайскому архитектору Юй Мин Пэю было предложено спроектировать здание Музея. Пэю предстояло узнать много нового в процессе работы. «Я ничего не знал о рок-н-ролле», — признавался он. С именитым мастером, на счету которого множество известных сооружений, в том числе, например, стеклянная пирамида Лувра, авторы идеи провели «музыкальный ликбез», водили его на концерты. «Мы слышали много разной музыки, и я, наконец, уловил суть: рок-н-ролл это, прежде всего, энергия», — к такому выводу пришёл Пэй.

В 1993 году был заложен фундамент музея. Помимо архитектора, на церемонии присутствовали основатели музея, в том числе его председатель Ахмет Эртегун (в его честь будет назван основной выставочный зал музея), Сьюзен Эванс и Йэнн Веннер, а также Пит Таушенд, Чак Берри и другие музыканты. В этот день Таушенд пожертвовал музею свою гитару Gibson J-200, которую гитарист The Who использовал во время записи легендарного альбома Tommy (1969).
Год спустя, когда строительство здания было закончено, Джерри Ли Льюис, включённый в Зал Славы одним из первых, вместе с местными кливлендскими музыкантами выступил перед множеством зрителей и основателями музея.

Музей и Зал славы рок-н-ролла были открыты 1 сентября 1995 года. В этот день по улицам Кливленда прошёл весёлый парад, который закончился торжественным разрезанием ленточки у входа в музей. Для посетителей Музей и Зал славы открылись 2 сентября. Этот день начался с презентации Выставочного зала имени Ахмета Эртегуна, основателя музея, а закончился он большим концертом на Кливлендском муниципальном стадионе. В музыкальном действе приняли участие Чак Берри, Боб Дилан, Джерри Ли Льюис, Арета Франклин, Джонни Кэш, Лу Рид, Игги Поп, Брюс Спрингстин и другие звёзды мировой величины.

Как попасть в Зал Славы

Исполнители включаются в Зал славы на ежегодной церемонии, во время которой они, как правило, дают концерт. Долгое время церемония «введения в зал» проходила в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория», где были выбраны первые номинанты, но в 2009 году решили изменить традицию и перенести эту церемонию непосредственно в Кливленд. В Зал славы музыканты могут попасть лишь через 25 лет после выхода их первого сингла (например, первый сингл Джона Леннона вышел в 1969 году, а номинирован он был ровно 25 лет спустя, в 1994-м). Отборочный комитет, состоящий из историков музыки, выбирает номинантов для 4-х категорий: исполнители (певцы, группы и инструменталисты); не исполнители (поэты-песенники, композиторы, продюсеры, ди-джеи, музыкальные журналисты и т.д.); классики (предтечи рок-н-ролла); сессионные музыканты. Затем происходит голосование, в котором принимают участие примерно 1000 экспертов. Это люди самых разных профессий, так или иначе связанных с музыкой и музыкальной индустрией. Чтобы быть номинированным, нужно получить минимум 50 % голосов. Каждый год в Зал славы рок-н-ролла входит примерно 5-7 новых участников.

Любопытный факт: один и тот же человек может быть включённым в Зал славы несколько раз: как участник группы, так и в качестве признания его сольного творчества. Среди исполнителей, включённых в Зал славы рок-н-ролла дважды, есть такие имена, как Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Джефф Бек, Джимми Пейдж, Пол Саймон и другие, но лишь Эрику Клэптону это достижение покорилось трижды: в 1992 году он был номинирован в составе Yardbirds, в 1993 — как участник Cream, а в 2000 как сольный исполнитель.