Из чего состоит альт музыкальный инструмент. Маленький музыкальный ликбез. Плюсы и минусы альтов

Альт – музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнно-смычковых. Внешне они крайне схожи со скрипками, но отличаются размерами. Альты гораздо больше скрипок, длиннее и шире.

С размером связано и следующее отличие: звук. Альтовый строй ниже скрипичного на квинту. Если сравнивать звучание инструментов с человеческими голосами, то скрипка – это сопрано, самый высокий женский голос, а альт – это контральто, самый низкий женский голос, томный, грудной и выразительный.

Как работает альт

Сам альт выполнен из дерева разных пород.

  • Лицевая поверхность изделия (верхняя дека) на которой вырезаны отверстия в виде латинской буквы «f», изготавливается из ели.
  • Задняя поверхность, нижняя дека, бока и обечайки изготавливаются из клена. Из кленовой породы делают и подставки – специальную деталь, на которой лежат струны. Деки и обечайки покрывают специальным маслянистым лаком, который защищает древесину от коррозии.
  • Из прочного черного, эбенового дерева выпиливают гриф – продолговатую дощечку, к которой музыканты пальцами прижимают струны. Это же дерево используют для изготовления колков – колышек, которые отвечают за натяжение струн.

Принцип работы альта схож с родственными ему скрипкой, виолончелью и контрабасом.

За извлечение звука ответственен смычок – трость с натянутым на нее белым конским волосом.

Музыкант-исполнитель во время игры водит смычком по струнам, держа сам смычок в правой руке, а корпус – на левом плече. В момент трения смычка и рождается звук.

Каждый волосок, используемый для изготовления смычков, имеет чешуйки. Они при контакте со струной заставляют ее вибрировать. Вибрация передается в корпус инструмента, «звуковую коробку», которая выполняет функцию раструба. Звук «выходит» из тех самых резных отверстий на верхней деке.

Альтовый звук не настолько мощен, как, например скрипичный, и поэтому нечасто используется для сольного исполнительства. Однако без него немыслимы классические музыкальные коллективы, такие, как:

  • квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель,
  • оркестр, в который наряду со скрипками входит группа исполнителей на альтах, от четырех до шести человек,
  • симфонический оркестр, где альтовая группа включает в себя от двенадцати до четырнадцати человек.

Виды альтов

Главный критерий различия любых струнно-смычковых – это возраст. Традиционно они делятся на старинные и современные.

Старинные экземпляры, изготовленные более пятидесяти лет назад, ценятся за звук, приобретенный с годами эксплуатации. Старинный образец, корпус которого в хорошем состоянии, стоит дорого и цена увеличивается с каждым годом.

Современные изделия ценятся за прочность и надежность. В обоих случаях невозможно предсказать как инструмент «поведет» себя со временем.

Альты имеют различные размеры и подбираются в соответствии с длиной рук музыканта.

Размер указывается в дюймах, диапазон альтовых размеров начинается с 11 и заканчивается 17,5 дюймами.

Помимо физического комфорта ведущую роль играет звук, который способен воспроизводить образец.

Размер корпуса, его «резонаторный ящик», не соответствует строю, который ниже скрипичного на квинту. Вследствие этого встречаются экземпляры, обладающие «гнусавым» тембром. К счастью, процент подобных инструментов невелик, и существует возможность модернизации звука с помощью аксессуаров.

Как выбрать альт

При выборе альта стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • внешний вид. Корпус не должен иметь трещин и заплаток, небольшие потертости допустимы и не влияют на звук,
  • размер и комфорт игры. Руки не должны уставать во время контакта с ним, звук должен быть равномерным на всех струнах, звуковой переход от самой низкой струны к самой высокой должен быть плавным, незаметным.

Остановив выбор на экземпляре, изготовленном в наши дни, нужно учитывать, что его звук может измениться. Чаще он становится ярче, насыщеннее – для этого инструмент следует «разыгрывать», регулярно упражняясь на высокой громкости звука.

Выбрав старинный экземпляр, изготовленный несколько десятков или сотен лет назад, следует учитывать износ древесины.

Эксплуатировать старинный альт следует бережно, следя за уровнем влажности и не допуская малейших механических повреждений.

Ответа на вопрос «какой альт лучше?» не существует. Инструмент, находящийся в руках музыканта – это его второй голос. Голос бывает разным – ярким или томным, лирическим или призывным. Выбирая свой второй голос, стоит провести с ним много времени, исследуя его, разговаривая с помощью него.

Один и тот же альт в руках двух разных музыкантов звучит отличающимися друг от друга тембрами и красками. Выбирать нужно тот экземпляр, играть на котором легко и приятно и физически и морально.

Аксессуары

К альтовым аксессуарам относятся:

  • смычок,
  • канифоль,
  • струны,
  • струнодержатель,
  • колки,
  • подставка,
  • подбородник
  • плечевой мост,
  • кейс.

Смычок – это комплектующее, без которого невозможен особенный альтовый звук. На инструменте ни в коем случае нельзя играть скрипичным смычком – альтовый смычок длиннее, тяжелее и прочнее, и благодаря этим свойствам звук становится выразительнее и глубже.

Традиционно смычки изготавливают из фернамбука, красного дерева, так как этот сорт древесины обладает достаточной упругостью и прочностью, гарантирующей устойчивость к деформации.

В наши дни популярность набирают смычки, изготовленные из кевларовой ткани, современного вещества, обладающего высокой прочностью.

Преимущество кевлара заключается в устойчивости к перепадам температуры и влажности, чем деревянный смычок похвастаться не может. Смычок комплектуется белым конским волосом.

При выборе смычка лучше направить внимание на ровность трости, она не должна иметь сильных прогибов, и на упругость – трость должна «пружинить» при соприкосновении со струнами.

Канифоль – это кусочек смолы, изготовленный по специальной технологии для сцепления смычка со струной. Без канифоли инструмент не будет звучать, а от степени плотности вещества зависит получаемый звук. Чем плотнее текстура канифоли, чем она тверже – чем жестче и ярче звук.

Для игры на альте используют канифоль средней плотности. Важный фактор в выборе канифоли – ее свежесть.

Свежая, недавно изготовленная канифоль, обеспечит плотный контакт смычка.

Старая, подсохшая канифоль дает низкую степень сцепления и влияет на звучание, добавляя в него неприятные шипящие призвуки.

Струны отвечают за окраску звука инструмента.

Различают:

  • металлические,
  • синтетические,
  • жильные.

Металлические имеют яркий, звонкий звук и обладают повышенной износостойкостью. Преимуществом металлических струн является их низкая цена, а недостатком – звук, лишенный объема и глубины.

Синтетические изготавливаются либо из нейлона, либо из перлона, реже из кевлара. Синтетические струны пользуются популярностью у музыкантов всего мира.

Они подвержены износу по сравнению с металлическими, но, в свою очередь, дают красочный и богатый звук.

Из недостатков – достаточно высокая цена и небольшой период эксплуатации.

Жильные имеют органическое происхождение и изготавливаются из животных жил. Подходят они исключительно к старинным инструментам и крайне привередливы к перепадам температуры и влажности. Жильные струны изнашиваются быстрее всех возможных видов, и из-за этого не пользуются популярностью, однако имеют самую высокую стоимость.

Струнодержатели своим названием описывает свою функцию – фиксацию струн.

Бывают двух видов:

  1. Углепластиковые,
  2. Эбеновые, изготовленные из черного дерева.

Комплектуются специальными машинками для точной настройки, которые позволяют без дополнительных усилий скорректировать строй. Для альта это важный момент – при отсутствии машинок музыканту приходится корректировать строй при помощи колков, а учитывая размер инструмента, это и дискомфортно, и проблемно.

Материал, из которого изготовлен струнодержатель, практически не влияет на звук изделия, и при его выборе стоит ориентироваться на удобство машинок и цену, которая устраивает потенциального покупателя.

Колки фиксируют струны на другом конце инструмента, напротив струнодержателя и отвечают за их натяжение. Колки делают из эбенового дерева, и главное, что они делают – держат натяжение.

Со временем отверстия, в которые вставлены колки, становятся шире. Если в приобретенном изделии колки «утоплены» в корпус глубоко, то их стоит заменить, чтобы избежать ослабления натяжения струны в неподходящий момент. Готовые колки «подгоняет» к инструменту скрипичный мастер.

Подставка – специальная деталь, на которой лежат струны. От подставки зависит расстояние между грифом и струной, и, следовательно, удобство игры.

При высоком поднятии музыканту требуется большее физическое усилие для того, чтобы прижать струну к грифу. Низкое расположение приводит к возникновению призвуков при исполнении, так как струна будет задевать гриф. Высота подставки исправима скрипичным мастером.

Стоит отметить, что подставка контактирует с резонирующей декой, и влияет на звук.

Если дека тонкая (в случае со старинными изделиями), то и подставку лучше выбрать тонкую, чтобы снизить нагрузку на деку. Современные образцы комплектуются широкой подставкой – это помогает инструменту «разыграться».

Подбородник нужен для комфортной игры на вашем экземпляре. Этот аксессуар представляет собой подставку для подбородка, функция подбородника заключается в ослаблении давления головы на инструмент и снижении мышечного напряжения в шее.

Правильно подобранный подбородник поможет избежать мозоли на шее, характерной для скрипачей и альтистов. Изготавливают подбородники из черного дерева и углепластика. Они имеют разные формы – круглые и овальные, разные размеров для разных типов телосложения.

Выбирать подбородник следует «с примеркой», ориентируясь на комфорт при контакте с кожей.

Современные углепластиковые подбородники оснащены гипоаллергенным покрытием, это удачное решение для чувствительной кожи.

Плечевой мост или мостик помогает удерживать инструмент на уровне глаз и держать плечо в расслабленном состоянии. Поверхность мостика, соприкасающаяся с телом, как правило, повторяет форму плеча и комплектуется поролоновой вкладкой. На поверхность альта мост крепится с помощью специальных прорезиненных лапок.

Плечевой мост подбирается исходя из длины шеи – чем она длиннее, тем большую возможность регулировки высоты должен иметь мост. Неправильно подобранный мост приводит к болезненным ощущениям в плече, поэтому данный аксессуар очень важен для исполнителя.

Лучше попробовать все возможные варианты и остановиться на том, с которым держание инструмента становится удобным и свободным.

Кейс или футляр – это средство для переноски вашего альта и защиты от окружающей среды. Кейсы изготавливают из фанеры, обитой пенопластом, из пластика, карбонового волокна и кевлара.

Надежный кейс из прочного материала помогает защитить инструмент от перепадов погоды и предупреждает повреждения в случае падения.

Кейс лучше выбирать с учетом климата и дальности переносов.

Для домашнего хранения подойдет недорогой кейс из фанеры. Для путешествий лучше выбрать прочный карбоновый кейс, устойчивый к повреждениям.

Плюсы и минусы альтов

Альтовая специальность – это не тот класс музыкальной школы, в котором обучаются с раннего детства. Музыканты, владеющие искусством игры на альте, начинают путь с изучения скрипки, и только после ее освоения осуществляется переход на альт.

Больше всего подходят для игры на альте юные музыканты, обладающие:

  • высоким ростом и длинными руками,
  • крупными ладонями и длинными, сильными пальцами.

Среди музыкантов-исполнителей на альте количественно доминируют мужчины, но и женщины часто встречаются и в музыкальных коллективах.

Популярность инструмента среди исполнителей обоих полов связана с большим выбором размеров – они бывают небольшие, «женские» и более крупные, «мужские».

Техника игры на альте, приемы и штрихи, те же, что и на скрипке. Но из-за того, что исполнителю приходится придерживать инструмент большим пальцем левой руки (у скрипачей этот палец не выполняет подобной функции), виртуозность альтиста уступает виртуозности скрипача.

На первый план выходит культура звука и его философское начало, что требует от исполнителя в процессе освоения репертуара вдумчивой работы, лишенной механических повторений, как например, при игре на .

На основе этих особенностей можно выделить следующие преимущества:

  • большой выбор размеров и для женщин, и для мужчина;
  • альт – та специальность, которую можно выбрать в позднем возрасте и достигнуть успехов, так как техника игры не отличается высокой степенью виртуозности;
  • альт – не слишком распространенная специальность, поэтому она востребована в большинстве музыкальных коллективах.

Не стоит пренебрегать некоторыми неприятными особенностями инструмента, среди которых:

  • большой вес – ежедневные упражнения в мастерстве игры приводят к дискомфорту в левом плече;
  • решив обучиться игре, следует, в первую очередь овладеть скрипкой, без этого стать альтистом невозможно.

Эксплуатация

Дерево – хрупкий материал, реагирующий на падения сколами и трещинами, поэтому инструмент следует беречь от падений и повреждений. Повреждение корпуса сказывается на звуке и требует дорогостоящих ремонтных работ.

Внимания требует лакокрасочное покрытие. Следует протирать инструмент каждый раз после игры, так как на нем остается пыль от канифоли, способная повредить лак.

Поверхность следует беречь от воздействия средств на спиртовой основе – лак, который используют при изготовлении, растворятся с помощью спирта. Чистить деки следует специально предназначенными для этого средствами, их легко найти в музыкальных магазинах.

Со временем на лаковом покрытии остаются следы эксплуатации, в местах контакта инструмента с руками лак протирается. Не стоит оставлять дерево незащищенным – оно может деформироваться.

Места, в которых протерлось защитное покрытие, следует заново покрыть лаком у скрипичного мастера.

Влажность имеет сильное воздействие на любое деревянное изделие. В домашних условиях нельзя хранить струнно-смычковый инструмент вблизи с обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью.

Прямые солнечные лучи противопоказаны. Профессиональные музыканты пользуются гигрометром – прибором для измерения влажности. Нормой считается 40-60%.

При низкой влажности деки могут рассохнуться, образовывая трещины. При высокой влажности возникает проблема с обечайками – они отклеиваются.

Возможные неисправности

Частая неполадка, встречающаяся у профессиональных музыкантов – это неисправность верхних струн, ля и ре. Они изготовлены из более тонкого волокна, и быстро перетираются в местах частого взаимодействия с пальцами. К счастью, они без труда заменяются самостоятельно.

При замене не следует снимать одновременно старые струны – эта манипуляция уронит душку, перегородку, которая держит деки в нужном напряжении. Их стоит снимать поочередно, заменяя снятую на новую сразу же.

Перед установкой синтетических струн следует смазать канавки, в которых они лежат в подставке и грифе, мягким карандашом. Это поможет избежать заломов на синтетическом волокне и продлит срок службы изделия.

Замена струн – это единственная операция, которую музыканты производят самостоятельно без вреда для инструмента.

Следующая неполадка, встречающаяся у музыкантов – это возникновение трещин. Даже бережная эксплуатация не дает гарантии целостности деревянного полотна. При возникновении трещины не стоит предпринимать самостоятельных действий – трещины в инструментах «лечит» скрипичный мастер с помощью специального клея.

В обслуживании нуждается и смычок. Чешуйки, покрывающие волос, стираются со временем, и смычок перестает надежно контактировать со струной, несмотря на канифоль. Это устраняется путем замены волоса в смычке у мастера.

Поменять волос самостоятельно невозможно – работа с материалом требует опыта и навыков. Волос натягивают по специальной технологии, подвергая термической обработке.

Неумелыми действиями можно испортить трость, а она – важнейшая часть смычка.

Случается, что рвется петля, удерживающая струнодержатель. С надрывом петли и резким ослаблением натяжения струн, и нагрузки на корпус вместе с ним, падает душка. Купить петлю, как и любой другой альтовый аксессуар, можно самостоятельно. А грамотно установить неисправную деталь сможет только мастер.

Неполадок, встречающихся при эксплуатации такого сложного устройства, как альт, может быть много. Чтобы не навредить ему и продлить срок службы, не стоит доверять ремонт неквалифицированным лицам, либо устранять неисправности самостоятельно.

Производители альтов

Существует большое количество мастерских и ателье, специализирующихся на изготовлении и реализации альтов и других образцов их семейства струнно-смычковых инструментов. Работают и самостоятельные мастера, изготовляющие инструменты на заказ.

Помимо современных, в музыкальном мире повсеместно используются старинные образцы XVII, XVIII, XIX веков.

Ниже приведены наиболее популярные современные ателье, занимающиеся изготовлением альтов:

  • Итальянское ателье Scrollavezza&Zanre Master ,
  • Французское ателье Aubert Lutherie. Официального сайта не существует, но информацию о производителе можно получить на по ссылке Codamusic.ru

    Покупая продукт «с рук» или в частной мастерской, вы не получаете гарантии. Она выдается на то или иное изделие, купленное в специализированном магазине или официальной мастерской. Составляет она, как правило, пять лет.

    Гарантия распространяется на брак при изготовлении, а если учесть, что инструменты практически полностью выполняются вручную, то этот процент крайне мал.

    Механические повреждения при ненадлежащей эксплуатации и звуковые свойства изделия не входят в гарантийное обслуживание.

    Возможные неполадки, представляющие собой различного рода расслоения и трещины, возникают, не раньше, чем через 7-10 лет после изготовления. Таким образом, покупая инструмент, вы берете всю ответственность за то, что с ним дальше случится в свои руки.

    Поэтому к выбору интересующего вас продукта и его звучания нужно подходить с особой тщательностью, так как страна и фирма-производитель имеют второстепенное значение.


«Альт – это инструмент философ, немного печальный и негромкий.

Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но

никогда не пытается привлечь внимание к самому себе»

Альбер Лавиньяк


Viola (англ., итал.), alto (франц.), Bratsche (нем.)

Строй альта на квинту ниже скрипки. Диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. В сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Партия альта пишется в альтовом и скрипичном ключах.

Тембр альта имеет по сравнению со скрипкой более суровый, мужественный оттенок. Первая струна обладает поэтичным грудным тембром. Вторая – имеет тембр тускловатый, нежный. У третьей струны густой, суровый звук. Четвертая отличается мрачностью, густотой звучания. В целом тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый. Это связано с тем, что размеры его корпуса не соответствуют его строю : при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров. На больших альтах, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке из-за бо́льших размеров и большей растяжки пальцев левой руки. Объем позиции на альте равен чистой кварте.

Основная сфера применения альтов - симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет. Традиционно альтистами становились скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Однако некоторые известные музыканты (Никколо Паганини, Давид Ойстрах) успешно совмещали игру на скрипке и на альте. Вследствие небольшого репертуара альт относительно редко использовался в качестве сольного инструмента. В наше время появилось довольно много хороших альтистов, среди них Вадим Борисовский, Федор Дружинин, Юрий Башмет, Юрий Крамаров. Совсем молодые, победители V международного конкурса альтистов им. Башмета: Нилс (Германия), Андрей Усов, Владимир Акимов, Наталья Аленицына (Россия).

Домашнее задание:

1. Посмотрите интересные материалы



Юрий Башмет и ансамбль "Солисты Москвы" играют на инструментах Страдивари, Гварнери, Гаспаро да Сало, Паоло Тестере.



Послушайте фрагменты произведений для альта:

Шнитке Концерт для альта с оркестром

Моцарт Дуэт для скрипки и альта

Шостакович Соната для альта ор.147

Канчели "Стикс" для альта, хора и оркестра

Моцарт Концертная симфония для альта


2. Играйте партии альта из оркестровых сочинений. Обратите внимание на приемы игры!

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

«Орган средневековья»

Альт – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент, появившийся чуть раньше средневековой эпохи барокко - на рубеже XV - нач. XVI веков. Этот инструмент явился прародителем всех струнных смычковых музыкальных инструментов, это легко прослеживается в зарубежных названиях струнных смычковых инструментов, особенно в итальянском языке, так как сам инструмент родом из солнечной Италии.

Развитием испанской Виуэлы стал Альт (на итальянском «Viola»), получивший своё русское название благодаря французскому языку (фр. «Alto»), который долгое время был широко известным в России. Самым близким родственником альту является Виоль д’амур (ит. «Viola d"amore» - виола любви). Затем, на базе альта появились новые инструменты – маленький альт – скрипка (ит. «Violino»), большой альт – виолончель (ит. «violoncello»), контрабас (ит. «cello»), виола да гамба (ит. «viola da gamba» - ножная виола), виола да браччо (ит. «viola da braccio» - ручная виола).

Сам по себе альт имеет трёх близких родственников – скрипку, которая позаимствовала у него положение при игре (т.е. «ручной» инструмент) и виолончель, которая позаимствовала у него строй (разница только в том, что у виолончели строй ниже на октаву, тогда как у скрипки он отличается на квинту).

Строй альта, как и скрипки и виолончели, строится по квинтам. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных – с, g, d 1 , a 1 . ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Вопреки общественному мнению, техника игры на альте существенно отличается от скрипичной. Например, для альта свойственно исполнение флажолета pizzicato (звук флажолета арфы), игра pizzicato с прижиманием струны ногтём второго пальца (звук малого барабана), аккорд с насыщенным басом и многое другое. Однако большой размер альта затрудняет быстрое исполнение сложных пассажей. Но этот маленький недостаток меркнет перед морем возможностей открывающихся перед исполнителем.

«Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный» - читаем мы в известной энциклопедии, но с этим легко поспорить, так как хороший альтист играет намного ярче, чем даже пять скрипачей. Тембр альта – яркий, насыщенный, колоритный, бархатистый (особенно в нижних регистрах) и немного гнусавый, рождающийся из глубины древесины, клеевых швов, лака… дерева, которое много столетий простояло под ливнями, переживало засуху, зиму, весну, лето, осень…

«Особенностью тембра альта является большее разнообразие звучания отдельных струн, чем на других струнных инструментах, например на скрипке» - пишет Е. Ю. Стоклицкая. Относительно яркости, насыщенности, и, даже, грандиозности тембра альта, знаменитый педагог И. Д. Лабинская любит повторять: «Это не какая-нибудь «скрипулька», это – альт». Недаром во многих альтовых произведениях пишут: «risoluto» (ит. – решительно). Нельзя не отметить исполнение piano на альте. В. В. Борисовский подчёркивал, что «piano – не бесцветный, безликий нюанс. Самое тихое piano должно быть чётким и ясным, как поставленный голос певца…» (Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В. В. Борисовского», 2007).

С тембром альта может сравниться только тембр органа – оба эти инструмента могут с точностью воспроизводить другие инструменты. Только тембр органа ограничен количеством регистров, а тембр альта не имеет ограничений.

Такой тембр – следствие несоответствия строя инструмента. При оптимальной длине 48о – 490 мм (только деки), размеры современных инструментов колеблются от 350 до 420 (крайне редко, 430).

На альте не обучаются с детства, а переходят скрипачи с развитым телосложением и крупной вибрацией в более зрелом возрасте. Многие выдающиеся исполнители, такие как, Никколо Паганини и Давид Ойстрах, прекрасно совмещали игру на альте с игрой на скрипке.

Долгое время «царствовав во дворцах», альт, как и альтовое искусство (исполнение на альте – подлинное искусство), пришли в упадок, пошли грязные слухи, что «альтисты – неудавшиеся скрипачи», которые в последствии стали основой для многих, зачастую оскорбительных, анекдотов. Например: «Что одинакового между гранатой и пальцами альтиста? Два раза в одно место не падают», «Альтист и священник умерли в один день и одновременно оказались у ворот рая. Святой Апостол Петр с радостью пропускает альтиста в Рай, а вот священника просит подождать. Священник возмущён:

Я всю жизнь молился, а этот тип всю жизнь играл на своём альте! Почему же ты пропускаешь его вперёд?!

Когда ты молился, - отвечает Пётр, - все засыпали. А когда он начинал играть, все начинали молиться…», «Программа международного конкурса альтистов: 1 тур – настройка инструмента, 2 тур – вождение смычка по открытым (оригинал: пустым) струнам. Программа 3 тура не объявляется – всё равно до него никто не доходит», «Было в семье три сына: два умных, а третий – альтист…» и многие другие. Как Вы видите, эти анекдоты не только не соответствуют действительности, а являются оскорбительными (не только для альтистов), унизительными и содержат большое количество грубых ошибок.

Альт уступил своё место. Замолчал старинный инструмент. Забылись великие альтовые произведения Баха, Моцарта, Паганини, Берлиоза и других. Конечно, в период забвения некоторые композиторы продолжали сочинять музыку для альта – Б. Барток, У. Уолсон, М. И. Глинка, И. Брамс, Р. Шуман, Н. Рославец, А. Адан, Л. Делиб, Р. Штраус, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский, М. Регер – знаменитый органист и др. Находились и исполнители этих произведений, но, увы, их было мало.

Возрождение альтового искусства произошло только в конце ХIХ века и проходило весь ХХ век. Отцом русской альтовой школы стал В. В. Борисовский. Его учитель В. Р. Бакалейников хоть и был альтистом, но в 1927 году эмигрировал в США, где по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его ассистента и первого альта в Симфоническом оркестре Цинциннати.

Сам Борисовский «увлёкся» альтом, можно сказать чисто случайно. Однажды, он слышал выступление оркестра, где солировал альт. Закрыв глаза и не слушая низких нот, альт звучал, как скрипка.

В. В. Борисовский – в прошлом знаменитый скрипач, концертмейстер первых скрипок МГК им. П. И. Чайковского, но почувствовав всю полноту звучания альта – стал альтистом.

Вадим Васильевич буквально везде «пропагандировал» альт, заражая всех его волшебным звучанием. «Мысль об уравнении альта в правах сольного инструмента со скрипкой и виолончелью, провозглашённая Борисовским в начале его творческой деятельности, в те годы казалась… не только смелой, но даже дерзкой. Уровень альтового исполнительства был чрезвычайно низким, и создание школы пришлось начинать чуть ли не с нуля» (Юзефович В. «В. В. Борисовский – основатель советской альтовой школы, 1977»).

Основывая альтовую школу, Вадим Васильевич изучил технику игры на Виоль д’амур, которая больше всех близка к технике альта.

«На моих глазах и ушах зарождался класс специального альта. Давно уже, но сегодня особенно, убеждаюсь в том, что исторически, практически и всячески оправдалось создание и последующее безостановочное весьма успешное развитие его. Много, очень много сделано Вами для процветания своего детища», - писал Борисовскому профессор МГК К. Г. Мострас в 1956 году. Многие известные композиторы, такие как Д. Д. Шостакович, Б. Астафьев, Э. Денисов, зачастую друзья великого альтиста, писали для альта, а Вадим Васильевич являлся первым исполнителем этих произведений.

Огромную часть произведений для альта составляют переложения и обработки Борисовского. Среди них – «Неоконченная соната» М. И. Глинки, «Павана на смерть инфанты» М. Равеля.

Число поклонников альта увеличивалось. Профессиональными альтистам стали – Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Е. Ю. Стоклицкая, И. И. Богуславский, А. Коваль,А. В. Багринцев, И. Д. Лабинская, Л. Н. Гущина, Е. Страхов, Р. Сеид-Заде и другие.

В наше время, это явление приобрело глобальный характер и получило название – мировой альтизм. Всё большей популярностью стали пользоваться сайты, посвящённые альту. Нипример, сайт альтистов «Violamusic», основных пользователей которого уже более1800 человек, не говоря о тех, кто просто заглядывает.

В 2010 году всё мировое альтовое сообщество отмечало замечательное событие: исполнилось 110 лет со дня рождения В. В. Борисовского. Также, в 2010 году отметила свой 80-летний юбилей преподаватель скрипки и альта – И. Д. Лабинская. Инесса Джамильевна посвятила большую часть своей жизни, подготовке и воспитанию будущих музыкантов. Она и сейчас работает в ДМШ им М. М. Иполлитова – Иванова. Я счастлив, что имел возможность учиться у неё. А сейчас имею возможность просто с ней общаться. То, с какой любовью и профессионализмом она учит маленьких детей извлекать из маленьких скрипочек звук, похоже на чудо (будущие альтисты, в начальных классах занимаются по классу скрипки, и лишь в более старшем возрасте переходят на альт). Она, тот добрый учитель, который живёт учениками: их успехами и неудачами, уча любить музыку и понимать. Хоть она и не хотела быть упомянутой в данной статье – это всего лишь небольшая благодарность за её огромные труды. Хочется пожелать Инессе Джамильевне крепкого здоровья, сил и многих лет жизни.

В заключение нужно отметить, что альт уже не выходит на музыкальную «арену», а стремительно обходит другие инструменты, всё больше утверждаясь, как король музыкальных инструментов, имеющий богатую историю, полную взлётов и падений.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой . Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.


Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского - церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» - пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» - мелодия песни «Вы жертвою пали».

Фото :





Интересные факты

  • Такие великие композиторы, как И.С. Бах , В.А. Моцарт , Л.В. Бетховен , А. Дворжак , Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
  • Андреа Амати был очень известным скрипичным мастером своего времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему изготовить 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Французской революции, но один альт сохранился, и его можно увидеть в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более крупный, с длиной корпуса 47 см.


  • Еще один примечательный альт, на корпусе которого было изображено распятие, был сделан сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
  • Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А. Страдивари или А. Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.
  • Многие выдающиеся скрипачи, такие как: Никколо Паганини , Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин прекрасно совмещали и совмещают игру на альте с игрой на скрипке.
  • В 60-е годы американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а в наши дни Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках своих песен и альбомов.
  • Интересны названия инструмента на разных языках: французский - alto; итальянский и английский - viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
  • Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.


  • Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.
  • Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
  • Альтисты - самые популярные персонажи оркестровых анекдотов и шуток.

Популярные произведения для альта:

В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)

А. Вьетан - Соната для альта и фортепиано (слушать)

А. Шнитке - Концерт для альта с оркестром (слушать)


Конструкция альта


Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки - верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов. В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы». Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.

Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка - 74 см и он немного тяжелее скрипичного.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке - это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.


Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта


История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino - маленький альт, альт сопрано, viol+onе - большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны - Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.

Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров - на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.

Альт - удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» - скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк , поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».

Альт