Конкуренция в шоу-бизнесе привела к тому, что появляется маркетинг музыкальной индустрии. Когда аудиоискусство стало сферой предпринимательства, ему понадобились инструменты для продвижения своих продуктов. Маркетинг в музыке опирается на традиционные стратегии и методы, но, безусловно, имеет много специфических черт и особенностей.
Понятие маркетинга
Укрупнение производств, выпуск все большего количества товара высокого качества приводит к тому, что становятся необходимыми особые усилия для стимулирования покупательской активности. По мере повышения производительности возникают первые Первоначально он был направлен на усовершенствования товара и производства, но постепенно формируются современные представления о продвижении как об особой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей при помощи обмена. Сегодня под маркетингом понимается особая коммуникация между производителем и покупателем, которая приводит к удовлетворению потребностей. Он призван помочь покупателю и продавцу достичь своих целей. В этом смысле маркетинг музыкальной индустрии также является специфическим взаимодействием производителя и потребителя. Продюсер предлагает на аудиорынке товар, который позволит слушателю удовлетворить свои потребности.
Появление музыкального маркетинга
Возникновение музыкального маркетинга связано с формированием индустрии развлечений и досуга. Когда появляется шоу-бизнес, сфера в которой люди зарабатывают деньги на предоставлении развлекательных услуг, появляется и необходимость максимально полно удовлетворять потребности рынка. Чем больше росла конкуренция, тем сильнее ощущалась потребность в специальных усилиях по реализации создаваемого продукта. Зачатки музыкального маркетинга можно обнаружить еще в давние времена. Например, отец Моцарта выполнял, по сути, функцию продюсера музыканта: он отбирал репертуар, вел пропагандистскую деятельность с целью организации концертов. Композитор и исполнитель являлся средством для извлечения прибыли и для удовлетворения потребностей публики в развлечении. Но в полном смысле слова музыкальный маркетинг появляется только на этапе высокого развития развлекательной индустрии. Только с перенасыщением рынка и большой конкуренцией возникает необходимость продуманного продвижения музыкального продукта.
Формирование музыкальной индустрии
Шоу-бизнес включает в себя несколько отраслей: кинематограф, театр и зрелища, музыку. Аудиоиндустрия - это отрасль мировой экономики, которая извлекает прибыль путем реализации музыкального продукта или услуги. Человек испытывает потребность в прослушивании музыки с самых древних времен, феномен ее воздействия на психику до конца не изучен. Однако очевидно, что она тесно связана с эмоциями, которые являются глубинным человеческим переживанием. Именно с ними и связывают значимость музыки в жизни человека. Раз существует спрос, то, естественно, возникает и предложение. Музыкальная индустрия возникает вместе с возможностями массового распространения аудиопродукта, то есть вместе с техническим прогрессом. Шоу-бизнес появляется вместе с публичными зрелищами, исследователи по-разному определяют дату его рождения: от XI до XIX века. Но так как первые законодательные акты, регулирующие организацию публичных шоу, появились только в середине XIX века, то именно отсюда традиционно ведется отсчет. Музыкальная индустрия формируется с появлением граммофонной записи, которая начинает распространять музыкальный продукт в массы. Следующие революционные этапы связаны с возникновением радио и телевидения. Впоследствии индустрия только набирает обороты, совершенствуются носители звука, растут тиражи и конкуренция. Ежегодно рынок музыкальной индустрии продолжает увеличиваться на несколько процентов, особенно заметен рост в интернет-сегменте. Сегодня без продвижения невозможно реализовать ни один музыкальный проект, даже с самыми талантливыми исполнителями.
Музыка как товар
Песни, исполнения аудиопроизведений, музыкальные группы и солисты являются средством извлечения прибыли. Особенность музыки как объекта продвижения заключается в том, что она одновременно сочетает свойства товара и услуги. Аудиопродукт должен удовлетворять потребность слушателя, иметь определенное качество и соответствующую ему цену, он должен обладать престижностью и потребительской ценностью, как любой товар. Кроме того, музыка, как и услуга, неотделима от исполнителя, она неосязаема, результат ее потребления невозможно предугадать. При этом аудиопродукт является товаром, так как имеет цену, качество, может удовлетворять потребность и требует продвижения от производителя к покупателю.
Профессия: продюсер
Важнейшую роль в создании и продвижении музыкального продукта играет музыкальный продюсер. Он задумывает продукт, подбирает исполнителя и материал в соответствии с потребностями рынка. Он хорошо понимает тенденции рынка, может влиять на вкусы и желания публики, способен предугадывать потребности слушателей. Музыкальный продюсер также материально обеспечивает создание продукта, он находит технику, покупает музыку, тексты, оплачивает труд исполнителей и сопровождающего персонала. И еще одна важнейшая функция продюсера - это обеспечение продаж продукта, он планирует маркетинговые мероприятия, организует туры и концерты. Продюсер - центральная фигура в музыкальной индустрии, он является специалистом по маркетингу и менеджменту одновременно.
Цели и задачи маркетинга
Маркетинг музыкальной индустрии, как и любой другой, имеет самую главную цель - это увеличение продаж. Но для того чтобы повысить спрос, необходимо решить сопутствующие задачи. Важной целью музыкального маркетинга является распространение информации о продукте и исполнителе. Только высокая осведомленность может привести к покупке. Еще одна задача маркетинга - создать продукт, удовлетворяющий потребности слушатели. Поэтому каждый исполнитель должен иметь не только уникальное качество, но и уникальное позиционирование. Музыкальный маркетинг должен поддерживать постоянную коммуникацию между слушателем и исполнителем, учитывать изменения в восприятии товара, формировать лояльное отношение к товару со стороны потребителя.
Объекты продвижения
В музыкальном маркетинге существует несколько объектов продвижения. В первую очередь это исполнитель или группа. Когда на музыкальном рынке появляется новое имя, задачами маркетинга становится создание осведомленности о нем у целевой аудитории. Раскрутка групп и солистов начинается с того, что разрабатывается позиционирование, а уж затем планируется коммуникация, формируется и стимулируется спрос. Исполнитель также нуждается в брендинге, каждый музыкант стремится стать брендом, ведь это ведет к постоянным высоким продажам. Также объектом продвижения может быть аудиопродукт. Пластинка, концерт, фильм - все это требует продуманного рекламного плана, чтобы максимизировать спрос и прибыль. Музыкальные хиты чаще всего появляются в результате продуманных маркетинговых усилий.
Стратегия маркетинга
Долгосрочный план развития товара называют маркетинговой стратегией. Для того чтобы разработать стратегию, нужно хорошо представлять себе состояние рынка и специфику сегмента, на который продвигается товар. Музыкальный маркетинг как особая деятельность не может применять все существующие маркетинговые стратегии. Здесь нужен специальный подход, который учтет особенности музыкального продукта. Наиболее приемлемы стратегии интенсивного роста, которые базируются на повышении маркетинговых усилий на существующих рынках. Также возможно применять стратегию глубокого проникновения на рынок, в этом случае маркетинговые программы стимулируют покупку большего количества товара, а также и услуг. Стратегии должны способствовать долгосрочному и устойчивому спросу, поэтому на музыкальном рынке чрезвычайно важен имидж исполнителя, который необходимо тщательно планировать и поддерживать.
Целевая аудитория музыкального маркетинга
Маркетинг музыкальной индустрии базируется на понятии то есть на выявлении особой целевой аудитории, для которой и разрабатывается данный продукт. Определение сегмента чрезвычайно важно для успешного сбыта продукта. Выделение целевой аудитории на музыкальном рынке чаще всего производится по следующим параметрам: возраст, пол и образ жизни. Существует продукт для молодежи, детей и зрелых людей, музыка для мужчин и женщин. Образ жизни, интересы, вкусы также являются критерием выделения целевой аудитории. Можно увидеть, что сегодня на всех рынках, в том числе и музыкальном, происходит демассификация, производятся продукты для все более узких аудиторий. Так, есть музыка для любителей корейских сериалов или для готов. Это позволяет сбывать больше товара.
Методы продвижения
В маркетинге существуют четыре основных метода достижения целей: это стимулирование спроса, прямые продажи, PR и реклама. Все четыре элемента комплекса маркетинга используются в продвижении музыкального продукта, но используются чаще, чем стимулирование спроса. Продвижение песни без рекламы и PR невозможно. Для того чтобы альбомы покупались, необходимо формировать осведомленность и спрос, и для этого используются такие методы, как прямая медийная реклама - размещение информационных материалов в СМИ, а также инструменты BTL - ивент-маркетинг, коммуникации через социальные сети, интернет-маркетинг.
План продвижения музыкального продукта
Исходя из выбранной стратегии маркетинга, вырабатывается план продвижения исполнителя или группы. На первом этапе необходимо определить цели продвижения, это может быть, например, формирование осведомленности или поддержание известности. Затем планируется деятельность по трем направлениям: промоушн (размещение продукта в теле- и радиопередачах), паблисити (создание информационного шума вокруг продукта, запуск легенд и сплетен, раздача интервью, размещение в рейтингах, создание журналистских материалов), перфоманс (организация живого общения между исполнителем и слушателем, организация концертных выступлений, автограф-сессий). Музыкальные группы и солисты должны быть постоянно на слуху, поэтому необходимо задействовать разнообразные средства рекламы и PR для обеспечения постоянного присутствия исполнителя в информационном поле слушателя.
Бренды в музыке
Маркетинг в музыкальном искусстве изначально связан с созданием звезд, то есть брендов. Для того чтобы слушатель доверял исполнителю, чувствовал к нему симпатию и привязанность необходимо тщательно продумать имидж будущей звезды. Раскрутка групп или солистов начинается с создания названия, которое должно содержать некую философию, посыл, на основе которого впоследствии будет планироваться коммуникация со слушателями. Следующий шаг - это создание личной истории. Фанаты хотят знать о своем кумире все, поэтому начнут искать информацию о его личной жизни, прошлом, и продюсер должен заранее позаботиться о продающем мифе. Например, легендой мега-популярной группы «Ласковый май» была история про детей из детского дома, это придавало коллективу дополнительный ореол жалости и способствовало популярности. Также необходимо продумать внешний вид исполнителя, чтобы он соответствовал ожиданиям целевой аудитории. Кроме того, следует сформулировать ключевое сообщение, которое нужно будет закреплять в головах слушателей. Например, Стас Михайлов позиционируется как певец для зрелых, разведенных женщин, в этом и состоит его конкурентное преимущество. После того как все элементы бренда созданы, необходимо систематически поддерживать имидж исполнителя.
Мировой опыт музыкального маркетинга
Сегодня музыкальные хиты рождаются не только благодаря таланту композиторов и исполнителей, но чаще всего благодаря усилиям продюсеров. Современная индустрия поставила процесс рождения звезд на поток. Безусловно, для старта необходим талантливый материал, но больше нужен грамотный продюсер, которому знакомы эффективные маркетинговые методы производства музыкальных брендов. Ярким примером такой работы продюсеров являются, например, Леди Гага, Джастин Бибер или группа "Виагра".
Таблица № 9
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА
Российский музыкальный бизнес напрямую зависит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому - кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи-
чески парализованной. В результате количество звукозаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых репертуарных группах - в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент.
Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного комплекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в течение последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы.
Еще одной проблемой времени стала новая ценовая политика. Крупнейшие продавцы ориентируются на минимальные, сравнимые с пиратскими цены. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкальной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низким ценам принималось непросто. Мейджеры, например, боялись реэкспорта дешевых дисков на Запад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один уважающий себя дистрибьютор или владелец сети магазинов не стал бы масштабно продавать диски «неясного происхождения», без кодов IFPI и другой
символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт.
Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и начинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемировым тенденциям.
Помимо продаж таких традиционных носителей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно развивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе.
Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране - 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90%
Таким образом, российский рынок в целом выглядит следующим образом (разделение по видам носителей):
Таблица № 10
СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТСКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $
* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается компакт-кассета.
Таблица № 11
ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).
Таблица № 12
СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).
ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?
Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциации производителей кинопродукции Америки (АПКА). Это профессиональное объединение ведущих кино-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс».
АПКА решает множество задач: защита авторских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной деятельности. Юристы Ассоциации помогают прокуратуре лучшим образом сформулировать обвинение; собрать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой анализ, рассчитать сумму компенсации.
Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследовании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению.
Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих
фильмов в России через организации, имеющие соответствующие российские лицензии, такие как «Каскад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер».
С октября 1998 года 32 кинофильма производства студий-членов АПКА были на законных основаниях поставлены в российский прокат для демонстрации в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Дополнительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распространению на видеокассетах. Обычно последние поступают в продажу после завершения кинопроката. Это делается для защиты интересов кинопрокатчиков.
АПКА поддерживает Российскую антипиратскую организацию - РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Членами РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независимые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинематографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео.
Сотрудники РАПО оказывают помощь правоохранительным органам и налоговой полиции в расследовании источников пиратской продукции, в проведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» продукции и выступать с показаниями в суде.
НАПА - Национальная ассоциация произво-
дителей аудиопродукции России. Решение о создании Национальной ассоциации производителей аудиопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европейской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НАПА была зарегистрирована в июне 1999 года.
Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительства IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции - российских музыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего законодательства на территории Российской Федерации.
В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имеющие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие.
На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на правах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на бизнес регионы страны, города-миллионеры.
В состав НАПА входят многие компании - члены НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом.
Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компании, которые, в свою очередь, объединены по территориальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп различных стран, например, национальных групп Германии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового ведения бизнеса IFPI начинает свою деятельность с открытия представительств. Через какое-то время, в зависимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в различных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге создать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути».
Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью готовы к этому - Ассоциация была создана как ядро национальной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям - членам IFPI, активная борьба с пиратством в России в целом, но особенно в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Московской области.
НАПА содействует государственным структурам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза-
висимых экспертов в выработке решений органов государственной власти и управления в вопросах музыкального бизнеса.
У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор вознаграждений за публичное воспроизведение и распределение сохранных денежных средств среди компаний-правообладателей.
Членом НАПА может стать любая отечественная легально работающая на рынке компания, признающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступления необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрационных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов.
В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в незаконном использовании авторских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранительными органами и IFPI, и пятнадцать акций совместно с органами МВД.
Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федерации, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибьюторов - вплоть до информации по каждой торговой
точке. Консультирует государственные органы, предприятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропагандой цивилизованных способов развития музыкального рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах - организация национальных конкурсов в области музыкальной индустрии.
НАПА представляет российских производителей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее деятельности (взаимодействует с иными национальными группами).
Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продукции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контрафактной продукции.
Посредством комплекса проводимых экспертиз можно доказать факт производства контрафактной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к конкретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемещающаяся в процессе записи на нее звуковой информации, имеет характерные для этого звукозаписывающего устройства изменения поверхностного слоя, что
и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой.
Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отечественных альбомах (и в этом НАПА очень помогает издаваемый агентством «Inter Media» «Российский музыкальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зарубежных партнеров. Важно определить дату первой публикации произведения и фонограммы по каждому наименованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определение размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом.
Денежные средства, полученные после переработки контрафактной продукции и изготовления легальной продукции из высвобожденных комплектующих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение контрафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легальной продукции, и бюджетом.
ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?
«НОКС» - это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются:
Сохранение и развитие национальных и этнических культур;
Пропаганда культурного наследия;
Объединение людей посредством культурного взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами;
Утверждение гордости каждого человека за свою нацию;
Содействие в укреплении России как многонационального государства, в котором все народы равны в своих правах.
Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно развивают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди.
Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС».
Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспитываю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать.
Знаменитый британский медиа-ритейлер - HMV (His Master"s Voice) - с понедельника объявлен банкротом. Торговая сеть, существовавшая с 1921 года, не выдержала конкуренции с он-лайн продажами, ставшими главной формой распространения музыки. Приход новых технологий требует новых подходов к регулированию. Обзор исследования Глинна Ланни
Необходимость адаптации существующего режима регулирования авторского права назрела давно. В своем исследовании «Меркантилистский поворот в сфере копирайта» (Copyright’s Mercantilist Turn: Do We Need More Copyright or Less? Tulane Public Law Research Paper No. 12-20). Профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни (Glynn S. Lunney) анализирует позицию сторонников ужесточения регулирования авторских прав. Принятие таких законов, как SOPA и PIPA , по их мнению, будет способствовать росту доходов в креативной индустрии. Г-н Ланни сомневается в жизнеспособности подобной аргументации – похоже, что за счет ужесточения регулирования копирайта может быть достигнуто лишь то, что государство искусственно перенаправит часть доходов из других отраслей экономики в креативную индустрию. Но вместе с тем, современные цифровые технологии формируют новые механизмы стимулирования творческих личностей к созданию новых культурных ценностей, что подтверждается результатами его эмпирических исследований музыкальной индустрии.
Этапы креативной индустрии
Новые технологии не редко приводили к радикальным преобразованиям разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. Появление первого печатного станка Гуттенберга, а позднее устройств для звуко- и видеозаписи, значительно удешевило процесс копирования и сделало возможным распространение творческих произведений без непосредственного участия их авторов. На ранних этапах развития этих технологий изобретателям удавалось успешно распространять (не бесплатно, впрочем) копии мультимедийного контента без выплаты денежных отчислений их авторам. Например, в конце XIX века активное распространение получили механическое пианино (пианола) и перфоленты, на которые записывались ноты, что позволило массово копировать и распространять музыкальные композиции.
В таких условиях композиторы и издатели партитур рисковали остаться без дохода. Для урегулирования набирающего обороты конфликта было достигнуто выгодное для обеих сторон соглашение. Авторское право стало распространяться на копии произведений и музыканты совместно с издателями партитур получили право на получение дохода с распространяемых копий, а звукозаписывающие компании минимизировали возможность монополизации рынка со стороны издателей партитур и получили гарантированный доступ к музыкальным композициям за определенную плату. Такая модель защиты авторского права действует до сих пор как в музыкальной индустрии, так и в других отраслях креативной индустрии. Существует концепция , по которой такая модель позволяет сократить транзакционные издержки, но она при этом остается нечувствительной к изменениям экономических условий.
Цифровое перерождение музыкальной индустрии
Широкое распространение цифровых технологий за последние несколько десятилетий ощутимо преобразило наше общество. Содиректор Беркмановского центра изучения интернета и общества при Гарвардском университете Йохай Бенклер (Yochai Benkler) в своей книге «Богатство Сетей » отмечает, что цифровые технологии сделали возможным формирование сетевой информационной экономики, в которой сочетаются как рыночные, так и нерыночные элементы. Такая экономика функционирует на основе универсально распределенной технологической инфраструктуры (компьютерная техника находится во владении и под контролем индивидов). В качестве «сырья» выступают общественные блага (информация, знания, культура), «предельная социальная стоимость» которых фактически равна нулю. Вместе с тем, креативность человека и вычислительные возможности технологий являются ограниченными ресурсами. А социальные системы производства и обмена (peer-to-peer) позволяют использовать эти ресурсы эффективней.
Цифровые технологии преобразили музыкальную индустрию. Теперь для записи и распространения музыкального альбома, к примеру, достаточно иметь не очень дорогое звукозаписывающее оборудование, компьютер и доступ в Интернет. В результате, у музыкантов отпадает необходимость обращаться к известным звукозаписывающим студиям, замыкающим на себя большую часть каналов дистрибуции музыкального контента. Сокращение издержек и рисков при создании цифрового контента позволяет разрушить былые барьеры для вхождения на музыкальный рынок, что способствует формированию высококонкурентной среды и появлению новых творческих работ. Но вместе с тем, музыкальная продукция фактически «утекает» из рук ее производителей в цифровую среду, в которой они все меньше способны контролировать ее распространение, а доходы в отрасли сократились. Влияет ли это на мотивацию творческих личностей к созданию новых культурных ценностей?
Государство усиливает поддержку авторского права
Для выживания в музыкальной индустрии звукозаписывающие корпорации вынуждены адаптироваться к новым условиям цифровой эпохи. Но вместо поддержки конкурентной среды в индустрии правительство США проводит активную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на сохранение сложившегося «статуса кво». Наиболее показательным примером усиления роли государства в регулировании интеллектуальной собственности на внутреннем уровнем является принятие Белым домом в 2010 году Общего стратегического плана по защите интеллектуальной собственности , который направлен в большей степени на борьбу с контрафактом, чем на реформирование законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, в т.ч. и авторского права.
В своей статье профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни отмечает, что такой отход США от неоклассических подходов в международной торговле может быть преждевременным. Сторонники ужесточения регулирования режима авторского права аргументируют свою позицию тем, что такие действия будут способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и росту доходов в креативных отраслях. Но сторонники копирайта зачастую упускают из виду то, каким образом ужесточение регулирования режима авторского права отразится на других отраслях экономики.
В качестве аналитической модели для рассмотрения такого взаимодействия г-н Ланни предлагает использовать парадокс разбитого окна Фредерика Бастиа, согласно которому если мальчик разобьет стекло в лавке булочника, то последнему придется заказывать новое, что породит спрос на продукцию стеклодува и услуги стекольщика. Но если бы стекло осталось целым булочник смог бы приобрести на эти деньги новые сапоги. Как результат, экономика выросла, но новой ценности для булочника произведено не было. Так и в креативной индустрии, даже если расширение режима авторского права позволит создать новые стимулы для экономического роста, это не всегда будет приводить к созданию новых ценностей для общества. Это может приводить, например, к «перекачке» ресурсов из других отраслей экономики.
Создание музыки без копирайта
За первое десятилетие 2000-х гг., после появления первого музыкального файлообменного сервиса Napster , объем доходов в отрасли сократился более чем вдвое (см. Рис. 2).
Рис 2. Объем музыкальных продаж (в ценах 2011 года)
Начало XX века характеризуется бурным развитием музыкальной индустрии развлечений. Большую роль в развитии концертной деятельности сыграли Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество, Русское музыкальное общество, Кружок русской музыки, концертная музыкальная организация «Дом песни», просуществовавшая до 1918 года. Музыкальная эстрада в этот период находилась, в основном, в руках частной антрепризы.
Особенно активно развивается сфера грамзаписи. Первая в России фабрика грампластинок открылась в Риге в 1902 году. А в 1907 году производство пластинок организовала фирма Пате, ввозившая матрицы из-за границы (с 1922 г. - «Фабрика имени 5-летия Октября»). С 1910 года выпуск пластинок начинает фабрика «Метрополь-рекорд» на станции Апрелевка под Москвой. В 1911 году запущена в эксплуатацию фабрика товарищества «Сирена-Рекорд», которая за год отпечатала 2,5 миллиона пластинок.
Государственная Дума приняла закон «Об авторском праве», где впервые были учтены интересы звукозаписывающих компаний. Образовано Агентство музыкальных прав русских авторов (АМПРА). Годовое валовое производство в России составляло 18 миллионов грампластинок, на рынке действовало около 20 компаний. Апрелевский завод увеличил мощности до 300 тысяч пластинок в год. Был создан «Синдикат объединенных фабрик», с целью противодействовать крупным зарубежным производителям. Однако после начала первой мировой войны в России их количество сократилось.
В 1915 году вступил в строй завод «Пишущий амур в Москве». До революции в России насчитывалось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук грампластинок в год; кроме того, 5-6 миллионов производилось по импортным матрицам. Большинство фабрик были основаны на личном русском капитале - «Товарищество Ребиков и К?» и другие.
Однако в это же время рынок сталкивается и с первыми негативными явлениями в музыкальной индустрии, характерными и для современного шоу-бизнеса. Появились первые пиратские пластинки, производством которых занималась компания «Неографон» и петербургский филиал американской фирмы «Мелодифон». Дальше всех пошел предприниматель Д. Финкельштейн - его товарищество «Орфенон» производило исключительно пиратские пластинки.
Подобные явления происходили и в музыкальных издательствах. В начале XX века нотно-издательское дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфического оформления нот зарубежным музыкальным изданиям. Такие русские музыкальные издательства как фирма Юргенсона, завоевали мировое признание.
В первые десятилетия XX века существовали многочисленные музыкальные магазины - фирмы на периферии (Ярославль, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Саратов и других городах), занимавшиеся музыкально-издательской деятельностью. Музыкальные издательства и музыкальные магазины в России выпускали каталоги, изданных ими нот, являющиеся и по сей день ценными источниками изучения музыкальных вкусов эпохи.
Кардинальные изменения в музыкальном искусстве произошли после революции 1917 года. Издательское дело переходит в руки государства (Декрет Совета народных комиссаров от 19 декабря 1918 года). В 1921 году нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое нотное издательство, которое в 1922 году вошло в состав «Госиздата» на правах его музыкального сектора. В 1930 году музыкальный сектор реорганизуется в Государственное музыкальное издательство «Музгиз» с отделением в Ленинграде, ставшее крупнейшей музыкально-издательской фирмой.
В эти же годы работает и ряд других музыкальных издательств, в частности, кооперативное «Тритрон» (1925-1935 гг.). Они выпускали ноты и книги по музыке. Эпизодическим выпуском нот занимается ряд общественных организаций и ведомств: Московское общество драматических писателей и композиторов (МОПИК, 1917-1930 гг.), Всесоюзное управление по охране авторских прав.
В 1939 году при Союзе композиторов создан Музыкальный фонд СССР, в задачи которого входило издание произведений советских композиторов. В 1964 году «Музгиз» и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка», но в 1967 году они снова разделяются. Этими издательствами выпускаются журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».
Производство грампластинок также претерпевает период резких перемен. Эта отрасль была национализирована. А одной из первых грампластинок, выпущенных в свет при советской власти, стала запись речи В.И. Ленина «Обращение к Красной Армии». В 1919-1920 гг. отдел «Центропечати» «Советская пластинка» выпустил более 500 тысяч граммофонных дисков. Это были преимущественно речевые записи - выступления видных партийных и общественных деятелей.
В 20-е годы было возобновлено производство на старых предприятиях, а в 30-е годы начинает работу Всесоюзный дом звукозаписи в Москве. В 1957 была основана всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», объединившая отечественные заводы, дома и студии грамзаписи и ставшая на многие годы монополистом в звукозаписи.
В концертной деятельности также произошли большие изменения. Организация и руководство всей отраслью перешли в руки государства, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.
В эту систему под эгидой министерства культуры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа.
Концерты проходят не только в концертных залах больших городов, но и в небольших клубах, домах культуры, в цехах заводов, фабрик, в совхозах, колхозах, в красных уголках и на фермах. При этом оплата артистам проводилась по строго установленным тарифам - от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.
С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Ведь право платить исполнителю от спроса ранее отсутствовало. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям.
В Москве в настоящее время функционирует свыше семидесяти государственных и частных ассоциаций, фирм, компаний, объединений, занимающихся организацией концертной деятельности. Без учета нелегальных, неоформленных объединений управлять такой многогранной деятельностью под силу только высокопрофессиональным специалистам-менеджерам, которые должны не только и не столько удовлетворить возрастающие запросы публики, но и предвидеть их, четко улавливая конъюнктуру рынка и отслеживая деятельность конкурентов, учитывая в своей работе другие факторы этого рынка, такие как платежеспособность населения и пр.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.
контрольная работа , добавлен 25.06.2010
Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.
курсовая работа , добавлен 04.01.2013
дипломная работа , добавлен 14.12.2010
Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.
курсовая работа , добавлен 07.10.2017
Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.
дипломная работа , добавлен 07.06.2015
Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.
контрольная работа , добавлен 27.07.2012
Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.
курсовая работа , добавлен 27.01.2012