Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений) Какие есть литературные направления

Понятие литературное направление возникло в связи с изучением литературного процесса и стало означать определенные грани и особенности литературы, а нередко и других видов искусств, на том или ином этапе их развития. В силу этого первый, хотя и не единственный признак литературного направления, – констатация определенного периода в развитии национальных или региональных литератур. Выступая показателем и свидетельством определенного периода в развитии искусства той или иной страны, литературное направление относится к явлениям конкретно-исторического плана. Будучи явлением международным, оно обладает вневременными, надысторическими качествами. Конкретно-историческое направление отражает специфические национально-исторические особенности, формирующиеся в разных странах, хотя и не в одно и то же время. Вместе с тем оно вбирает в себя и трансисторические типологические свойства литературы, среди которых очень часто оказываются метод, стиль, жанр.

К числу конкретно-исторических признаков литературного направления в первую очередь относится осознанная программность творчества, которая проявляется в создании эстетических манифестов, составляющих некую платформу для объединения писателей. Рассмотрение программ-манифестов и позволяет увидеть, какие именно качества являются доминирующими, базовыми и определяющими специфику того или иного литературного направления. Поэтому своеобразие направлений легче представить при обращении к конкретным примерам и фактам.

Начиная с середины XVI и на протяжении XVII в., т. е. на завершающем этапе Ренессанса, или Возрождения, в искусстве некоторых стран, особенно в Испании и Италии, а затем и в других странах обнаруживаются тенденции, которые уже тогда получили название барокко (порт. barrocco – жемчужина неправильной формы) и проявились более всего в стиле, т. е. в манере письма или живописного изображения. Доминирующие черты барочного стиля – витийственность, помпезность, декоративность, склонность к иносказательности, аллегоризму, сложная метафоричность, соединение комического и трагического, обилие стилистических украшений в художественной речи (в архитектуре этому соответствуют «излишества» в оформлении сооружений).

Все это было связано с определенным мироощущением и прежде всего с разочарованием в гуманистическом пафосе эпохи Возрождения, тяготением к иррациональности в восприятии жизни и появлении трагических настроений. Яркий представитель барокко в Испании – П. Кальдерон; в Германии – Г. Гриммельсхаузен; в России черты данного стиля проявились в поэзии С. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина. Элементы барокко прослеживаются и до, и после эпохи его расцвета. К программным барочным текстам можно отнести «Подзорную трубу Аристотеля» Э. Тезауро (1655), «Остромыслие, или Искусство изощренного ума» Б. Грасиана (1642). Основные жанры, к которым тяготели писатели, – пастораль в ее разных формах, трагикомедия, бурлеск и др.


В ХУ1 в. во Франции возник литературный кружок молодых поэтов, вдохновителями и вождями которых были Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. Этот кружок стали называть Плеядой - по числу его членов (семь) и по названию созвездия из семи звезд. С образованием кружка обозначился один из важнейших признаков, свойственных будущим литературным направлениям, – создание манифеста, которым стало сочинение дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549). Совершенствование французской поэзии напрямую связывалось с обогащением родного языка – через подражание греческим и римским древним авторам, через освоение жанров оды, эпиграммы, элегии, сонета, эклоги, развитие иносказательного стиля. Подражание образцам рассматривалось как путь к расцвету национальной литературы. «Мы вырвались из стихии греков и сквозь римские эскадроны проникли в самое сердце столь желанной Франции! Вперед, французы!» – темпераментно заканчивал дю Белле свой опус. Плеяда была практически первым, не очень широким, литературным направлением, которое назвало себя школой (впоследствии так будут именовать себя и некоторые другие направления).

Еще более четко признаки литературного направления проявились на следующем этапе, когда возникает движение, названное позднее классицизмом (лат. classicus – образцовый). О его появлении в разных странах свидетельствовали, во-первых, определенные тенденции в самой литературе; во-вторых, стремление осознать их теоретически в разного рода статьях, трактатах, художественных и публицистических произведениях, которых с ХУ1 по ХVIII век появилось очень много. В их числе «Поэтика», созданная итальянским мыслителем, жившим во Франции, Юлием Цезарем Скалигером (на лат. яз., издана в 1561 г. после смерти автора), «Защита поэзии» английского поэта Ф. Сидни (1580), «Книга о немецкой поэзии» немецкого поэта-переводчика М. Опица (1624), «Опыт поэзии немцев» Ф. Готшеда (1730), «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика Н. Буало (1674), которое считается своего рода итоговым документом эпохи классицизма. Размышления о сути классицизма отразились в лекциях Ф. Прокоповича, которые он читал в Киево-Могилянской Академии, в «Риторике» М.В. Ломоносова (1747) и «Эпистоле о стихотворстве» А.П. Сумарокова (1748), представлявшей собой вольный перевод названной поэмы Буало.

Особенно активно проблемы данного направления обсуждались во Франции. Об их сути можно судить по той острой дискуссии, которую возбудил «Сид» П. Корнеля («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» Корнеля» Ж. Шаплена, 1637). Автору пьесы, восхитившей зрителей, вменялось в вину и предпочтение грубой «правды» назидательному «правдоподобию», и прегрешения против «трех единств», и введение «лишних» персонажей (Инфанты).

Это направление было порождено эпохой, когда приобрели силу рационалистические тенденции, отразившиеся в знаменитом высказывании философа Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Предпосылки данного направления в разных странах не во всем были одинаковы, но общее заключалось в появлении типа личности, поведение которой должно было согласовываться с требованиями разума, с умением подчинять страсти рассудку во имя нравственных ценностей, диктуемых временем, в данном случае, с общественно-историческими обстоятельствами эпохи укрепления государства и возглавлявшей его тогда королевской власти. «Но эти государственные интересы не вытекают здесь органически из условий жизни героев, не являются их внутренней потребностью, не диктуются их собственными интересами, чувствами и отношениями. Они выступают как норма, которая устанавливается для них кем-то, в сущности художником, который выстраивает поведение своих героев в соответствии со своим чисто рационалистическим пониманием государственного долга» (Волков, 189). В этом обнаруживается соответствующий данному периоду и мироощущению универсализм в толковании человека.

Своеобразие классицизма в самом искусстве и в суждениях его теоретиков проявилось в ориентации на авторитет античности и особенно на «Поэтику» Аристотеля и «Послание к Пизонам» Горация, в поисках своего подхода к соотношению литературы и действительности, правды и идеала, а также в обосновании трех единств в драматургии, в четком разграничении жанров и стилей. Наиболее значительным и авторитетным манифестом классицизма до сих пор считается «Поэтическое искусство» Буало – изысканная дидактическая поэма в четырех «песнях», написанная александрийским стихом, в которой изящно излагаются основные тезисы этого направления.

Из этих тезисов следует обратить особое внимание на следующие: предложение ориентироваться на природу, т. е. действительность, но не грубую, а таящую в себе определенную долю изящества; подчеркивание того, что искусство не должно просто повторять ее, а воплощать в художественные творения, в результате чего «кисть художника являет превращенье // предметов мерзостных в предметы восхищенья». Другой тезис, который предстает в разных вариациях, – это призыв к строгости, стройности, соразмерности в организации произведения, которые предопределяются, во-первых, наличием таланта, то есть способности быть настоящим поэтом («напрасно рифмоплет в художестве стиха достигнуть мнит высот»), а главное, умением четко мыслить и ясно выражать свои идеи («Любите мысль в стихах»; «Учитесь мыслить вы, затем уже писать. Идет за мыслью речь» и т. п.). Этим обусловлено стремление к более или менее четкому разграничению жанров и зависимости стиля от жанра. При этом достаточно тонко определяются такие лирические жанры, как идиллия, ода, сонет, эпиграмма, рондо, мадригал, баллада, сатира. Особое внимание уделяется «эпосу величавому» и драматическим жанрам – трагедии, комедии и водевилю.

В размышлениях Буало присутствуют тонкие наблюдения над интригой, сюжетом, пропорциями в соотношении действия и описательных деталей, а также весьма убедительное обоснование необходимости соблюдения в драматических произведениях единства места и времени, подкрепляемое всепроникающей мыслью о том, что искусность в построении любого произведения зависит от уважения к законам разума: «Что ясно понято, то ясно прозвучит».

Конечно, и в эпоху классицизма не все художники воспринимали буквально декларируемые правила, относясь к ним достаточно творчески, особенно такие, как Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Мильтон, а также Ломоносов, Княжнин, Сумароков. Кроме того, не все писатели и поэты XVII–XVIII вв. принадлежали к данному направлению – за его пределами оставались многие романисты того времени, тоже оставившие свой след в литературе, но имена их менее известны, чем имена знаменитых драматургов, особенно французских. Причина этого – в несоответствии жанровой сущности романа тем принципам, на которых базировалась доктрина классицизма: интерес к личности, характерный для романа, противоречил представлениям о человеке как носителе гражданского долга, руководствующемся некими высшими принципами и законами разума.

Итак, классицизм как конкретно-историческое явление в каждой из европейских стран имел свои особенности, но практически всюду это направление ассоциировалось с определенным методом, стилем и преобладанием тех или иных жанров.

Настоящей эпохой господства Разума и надежд на его спасительную силу стала эпоха Просвещения, которая хронологически совпала с XVIII столетием и ознаменовалась во Франции деятельностью Д. Дидро, Д"Аламбера и других авторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1772), в Германии – Г.Э. Лессинга, в России – Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и др. Просвещение, по мнению специалистов, «явление идеологическое, представляющее собой исторически закономерный этап в развитии общественной мысли и культуры, при этом идеология Просвещения не замкнута в пределах какого-то одного художественного направления» (Кочеткова, 25). В рамках просветительской литературы различают два направления. Одно из них, как уже отмечалось в разделе «Художественный метод», называют собственно просветительским, а второе – сентиментализмом. Логичнее, по мнению И.Ф. Волкова (Волков, 1995), первое назвать интеллектуальным (его наиболее значительные представители – Дж. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Г.Э. Лессинг), а за вторым сохранить название сентиментализма. Это направление не имело такой разработанной программы, как классицизм; его эстетические принципы часто излагались в «беседах с читателями» в самих художественных произведениях. Оно представлено большим количеством художников, наиболее известны из них Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж. – Ж. Руссо и отчасти Дидро, М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев.

Ключевое слово этого направления – чувствительность, чувствительный (англ. sentimental), что связано с трактовкой человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию, гуманной, доброй, обладающей высокими нравственными принципами. При этом культ чувства не означал отказа от завоеваний разума, но таил протест против чрезмерного господства разума. Таким образом, в истоках направления просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная трактовка на данном этапе, то есть преимущественно во 2-й половине ХVIII – первом десятилетии XIX в.

Данный круг идей сказывается в изображении героев, наделенных богатым духовным миром, чувствительных, но способных управлять своими чувствами с тем, чтобы преодолеть или победить порок. Об авторах многих сентиментальных романов и созданных ими героях с легкой иронией писал Пушкин: «Свой слог на важный лад настроя, // Бывало, пламенный творец // Являл на своего героя // Как совершенства образец».

Сентиметализм, безусловно, наследует и классицизму. Вместе с тем ряд исследователей, особенно английских, называют этот период предромантизмом (преромантизмом), подчеркивая его роль в подготовке романтизма.

Преемственность может иметь разные формы. Она проявляется и в опоре на предшествующие идейно-эстетические принципы, и в полемике с ними. Особенно активной по отношению к классицизму оказалась полемика следующего поколения писателей, назвавших себя романтиками, а рождающееся направление – романтизмом, добавляя при этом: «истинным романтизмом». Xронологические рамки романтизма – первая треть XIX в.

Предпосылкой нового этапа в развитии литературы и искусства в целом явилось разочарование в идеалах Просвещения, в рационалистической концепции личности, свойственной той эпохе. Признание всесилия Разума сменяется углубленными философскими исканиями. Немецкая классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.), явилась мощным стимулом новой концепции личности, в том числе личности художника-творца («гения»). Родиной романтизма стала Германия, где сформировались литературные школы: йенские романтики, активно развивавшие теорию нового направления (В.Г. Вакенродер, бр. Ф. и А. Шлегели, Л. Тик, Новалис – псевдоним Ф. фон Гарденберга); гейдельбергские романтики, проявившие огромный интерес к мифологии и фольклору. В Англии возникла романтическая озерная школа (У. Водсворт, С.Т. Колридж и др.), в России тоже шло активное осмысление новых принципов (А. Бестужев, О. Сомов и др.).

Непосредственно в литературе романтизм проявляется во внимании к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств. Независимость очень часто толкает личность к поискам условий, созвучных ее внутреннему миру, которые оказываются исключительными, экзотичными, подчеркивающими ее неординарность и одиночество в мире. Своеобразие такой личности и ее мироощущение точнее других определил В.Г. Белинский, назвавший такое качество романтикой (англ. romantic). Для Белинского это тип умонастроения, проявляющийся в порыве к лучшему, возвышенному, это «внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему, возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею… Романтизм – это вечная потребность духовной природы человека: ибо сердце составляет основу, коренную почву его существования». Белинский же подметил, что типы романтиков могут быть разными: В.А. Жуковский и К.Ф. Рылеев, Ф.Р. Шатобриан и Гюго.

Для обозначения различных, а подчас противоположных видов романтики часто используется термин течение. Течения внутри романтического направления в разное время получали неодинаковые наименования, наиболее продуктивными можно считать романтизм гражданской (Байрон, Рылеев, Пушкин) и религиозно-этической ориентации (Шатобриан, Жуковский).

Идеологический спор с Просвещением дополнился у романтиков эстетической полемикой с программой и установками классицизма. Во Франции, где традиции классицизма были наиболее прочными, формированию романтизма сопутствовала бурная полемика с эпигонами классицизма; вождем французских романтиков стал Виктор Гюго. Широкий резонанс получили «Предисловие к драме «Кромвель»» Гюго (1827), а также «Расин и Шекспир» Стендаля (1823–1925), эссе Ж. де Сталь «О Германии» (1810) и др.

В этих работах вырисовывается целая программа творчества: призыв правдиво отражать «природу», сотканную из противоречий и контрастов, в частности, смело соединять прекрасное и безобразное (такое сочетание Гюго называл гротеском), трагическое и комическое, следуя примеру Шекспира, обнажать противоречивость, двойственность человека («и люди и события… бывают то смешными, то страшными, иногда и смешными и страшными одновременно»). В романтической эстетике зарождается исторический подход к искусству (что проявилось в рождении жанра исторического романа), подчеркивается ценность национального своеобразия как фольклора, так и литературы (отсюда требование «местного колорита» в произведении).

В поисках генеалогии романтизма Стендаль считает возможным назвать романтиками Софокла, Шекспира и даже Расина, очевидно, стихийно опираясь на мысль о существовании романтики как определенного типа умонастроения, что возможно и за пределами собственно романтического направления. Эстетика романтизма – гимн свободе творчества, оригинальности гения, в силу чего «подражание» кому бы то ни было сурово осуждается. Особым объектом критики оказывается для теоретиков романтизма всякого рода регламентация, свойственная программам классицизма (в том числе правила единства места и времени в драматических произведениях), романтики требуют свободы жанров в лирике, призывают к использованию фантастики, иронии, они признают жанр романа, поэмы со свободной и неупорядоченной композицией и т. д. «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни образцов; или вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством», – так писал Гюго в «Предисловии к драме «Кромвель»».

Завершая краткие размышления о романтизме как направлении, следует подчеркнуть, что романтизм ассоциируется с романтикой как типом умонастроения, который может возникать и в жизни, и в литературе в разные эпохи, со стилем определенного типа и с методом нормативного, универсалистского плана.

В недрах романтизма и параллельно с ним вызревали принципы нового направления, которое получит название реализма. К ранним реалистическим произведениям относятся «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, во Франции – романы Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера, в Англии – Ч. Диккенса и У. Теккерея.

Термин реализм (лат. realis – вещественный, действительный) во Франции был использован в 1850 г. писателем Шанфлери (псевдоним Ж. Юссона) в связи с полемикой о живописи Г. Курбе, в 1857 г. вышла его книга «Реализм» (1857). В России термин использовал, характеризуя «натуральную школу», П.В. Анненков, выступивший в 1849 г. в «Современнике» с «Заметками о русской литературе 1848 года». Слово реализм стало обозначением общеевропейского литературного направления. Во Франции, по мнению известного американского критика Рене Уэллека, его предшественниками считали Мериме, Бальзака, Стендаля, а представителями – Флобера, молодого А. Дюма и братьев Э. и Ж. Гонкуров, хотя сам Флобер не считал себя принадлежащим к этой школе. В Англии о реалистическом движении стали говорить в 80-е годы, но термин «реализм» применялся и ранее, например относительно Теккерея и других писателей. Аналогичная ситуация сложилась в США. В Германии, по наблюдениям Уэллека, не возникло осознанного реалистического движения, но термин был известен (Уэллек, 1961). В Италии термин встречается в работах историка итальянской литературы Ф. де Санктиса.

В России в работах Белинского появился термин «реальная поэзия», воспринятый от Ф. Шиллера, а с середины 1840-х годов вошло в обиход понятие натуральная школа, «отцом» которой критик считал Н.В. Гоголя. Как уже отмечено, в 1849 г. Анненков использовал новый термин. Реализм стал названием литературного направления, сущностью и ядром которого был реалистический метод, объединявший произведения самых разных по мировоззрению писателей.

Программа направления во многом была разработана Белинским в его статьях сороковых годов, где он замечал, что художники эпохи классицизма, изображая героев, не обращали внимания на их воспитание, отношение к обществу и подчеркивал, что человек, живущий в обществе, зависит от него и в образе мыслей, и в образе своего действования. Современные писатели, по его словам, уже стараются вникать в причины, отчего человек «таков или не таков». Эта программа была признана большинством русских писателей.

К настоящему времени накопилась огромная литература, посвященная обоснованию реализма как метода и как направления в его огромных познавательных возможностях, внутренних противоречиях и типологии. Наиболее показательные определения реализма были приведены в разделе «Художественный метод». Реализм XIX в. в советском литературоведении ретроспективно был назван критическим (определение подчеркивало ограниченные возможности метода и направления в изображении перспектив общественного развития, элементы утопизма в мировоззрении писателей). Как направление он просуществовал до конца века, хотя сам реалистический метод продолжал жить дальше.

Конец XIX в. ознаменовался формированием нового литературного направления – символизма (от гр. symbolon – знак, опознавательная примета). В современном литературоведении символизм рассматривается как начало модернизма (от франц. moderne – новейший, современный) – мощного философско-эстетического движения XX в., активно противопоставлявшего себя реализму. «Модернизм рождался из осознания кризиса старых форм культуры – из разочарований в возможностях науки, рационалистических знаний и разума, из кризиса христианской веры <…>. Но модернизм оказывался не только следствием «болезни», кризиса культуры, но и проявлением неистребимой внутренней ее потребности к самовозрождению, толкающей к поиску спасения, новых способов существования культуры» (Колобаева, 4).

Символизм называют и направлением, и школой. Признаки символизма как школы обозначились в Западной Европе в 1860-1870-е годы (Ст. Малларме, П. Верлен, П. Рембо, М. Метерлинк, Э. Верхарн и др.). В России эта школа складывается примерно с середины 1890-х годов. Выделяют два этапа: 90-е годы – «старшие символисты» (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Волынский и др.) и 900-е годы – «младшие символисты» (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Среди важных программных текстов: лекция-брошюра Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), статьи В. Брюсова «Об искусстве» (1900) и «Ключи тайн» (1904), сборник А. Волынского «Борьба за идеализм» (1900), книги А. Белого «Символизм», «Луг зеленый» (обе – 1910), работа Вяч. Иванова «Две стихии в современном символизме» (1908) и др. Впервые тезисы символистской программы изложены в названной работе Мережковского. В 1910-е годы заявили о себе сразу несколько литературных групп модернистской ориентации, которые тоже считаются направлениями или школами, – акмеизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм и некоторые другие.

В 20-е годы в советской России возникли многочисленные литературные группировки: Пролеткульт, «Кузница», «Серапионовы братья», ЛЕФ (Левый фронт искусств), «Перевал», Литературный центр конструктивистов, ассоциации крестьянских, пролетарских писателей, в конце 20-х годов реорганизовавшиеся в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

РАПП была самым крупным объединением тех лет, выдвинувшим многих теоретиков, среди которых особая роль принадлежала А.А. Фадееву.

В конце 1932 г. все литературные группы согласно Постановлению ЦК ВКП(б) были расформированы, и в 1934 г., после Первого Съезда советских писателей, образован Союз советских писателей с детально разработанной программой и уставом. Центральным пунктом этой программы было определение нового художественного метода – социалистического реализма. Перед историками литературы стоит задача всестороннего и объективного анализа литературы, развивавшейся под лозунгом социалистического реализма: ведь она очень разнообразна и разнокачественна, многие произведения получили широкое признание в мире (М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, Л. Леонов и др.). В те же годы были созданы произведения, которые «не отвечали» требованиям данного направления и потому не публиковались – позднее их назвали «задержанной литературой» (А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков и др.).

О том, что пришло и пришло ли на смену социалистическому реализму и реализму вообще говорится выше, в разделе «Художественный метод».

Научное описание и подробный анализ литературных направлений – задача специальных историко-литературных исследований. В данном случае необходимо было обосновать принципы их формирования, а также показать их преемственную связь друг с другом – даже в тех случаях, когда эта преемственность приобретает форму полемики и критики предшествующего направления.

Литература

Абишева С.Д. Семантика и структура лирических жанров в русской поэзии второй половины XX в. // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения. М., 2008.

Андреев М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.

Аникст АА. Теория драмы на Западе в первой половине XIX в. М., 1980.

Аристотель. Поэтика. М., 1959.

Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа. М., 1984.

Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Проблема текста // М.М. Бахтин. Собр. соч. Т. 5. М., 1996.

Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.

Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. Т. 1–2, М., 1986.

Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Борев Ю.Б. Литература и литературная теория XX в. Перспективы нового столетия // Теоретико-литературные итоги XX в. М., 2003.

Борев Ю.Б. Теоретическая история литературы // Теория литературы. Литературный процесс. М., 2001.

Бочаров С.Г. Xарактеры и обстоятельства // Теория литературы. М., 1962.

Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1963.

Бройтман С.Н. Лирика в историческом освещении // Теория литературы. Роды и жанры. М., 2003.

Введение в литературоведение: Xрестоматия / Под ред. П.А. Николаева, А.Я.

Эсалнек. М., 2006.

Веселовский А.Н. Избранные работы. Л., 1939.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., 1998.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Гадамер Г. – Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1993.

Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. М., 1962.

Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1–3. М., 1968–1971.

Гей Н.К. Образ и художественная правда // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1962.

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПБ., 2002.

Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ в. М., 2008.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Долотова Л. И.С. Тургенев // Развитие реализма в русской литературе. Т. 2. М., 1973.

Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1980. № 11.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. С. 177–190.

Женетт Ж. Работы по поэтике. Т. 1, 2. М., 1998.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

Западное литературоведение ХХ в.: Энциклопедия. М., 2004.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Кираи Д. Достоевский и некоторые вопросы эстетики романа // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. М., 1974.

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX– ХХ вв. М., 1994.

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. Компаньон А. Демон теории. М., 2001.

Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов. М., 1984.

Косиков Г.К. Способы повествования в романе // Литературные направления и стили. М., 1976. С. 67.

Косиков Г.К. К теории романа // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб.,1994.

Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М., 2004.

Кузнецов М.М. Советский роман. М., 1963.

Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

Леви-СтроссК. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн. 1. М., 1992.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.

Местергази Е.Г. Документальное начало в литературе ХХ в. М., 2006.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории литературы. М., 1994.

Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. Наука о литературе в ХХ в. История, методология, литературный процесс. М., 2001.

Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.

Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. Т. 1. М., 1978.

Плеханова И.И. Преображение трагического. Иркутск, 2001.

Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.

Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.

Поспелов Г.Н. Лирика среди родов литературы. М., 1976.

Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.; Л., 1958.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

Ревякина А.А. К истории понятия «социалистический реализм» // Наука о литературе в ХХ веке. М., 2001.

Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.

Руднева Е.Г. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении. М., 1982.

Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М., 2003.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ в. М., 2003.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Современное зарубежное литературоведение // Энциклопедический справочник. М., 1996.

Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы конца ХVIII – начала XIX в. М., 1955.

Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

Тамарченко Н.Д. Литература как продукт деятельности: теоретическая поэтика // Теория литературы. Т. 1. М., 2004.

Тамарченко Н.Д. Проблема рода и жанра в поэтике Гегеля. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ в. // Теория литературы. Роды и жанры. М., 2003.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1962, 1964, 1965.

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Тодоров Ц. Теории символов. М., 1999.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М.; Екатеринбург, 2001. Тэн И. Философия искусства. М., 1994.

Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.

Тюпа В.И. Типы эстетического завершения // Теория литературы. Т. 1. М., 2004.

Успенский БА. Поэтика композиции // Семиотика искусства. М., 1995.

Уэллек – Wellek R. The Concept of Realism || Neophilologus/ 1961. № 1.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.

Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма // В традициях историзма. М., 2005.

Цурганова Е.А. Литературное произведение как предмет современной зарубежной науки о литературе // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 2006.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

Черноиваненко Е.М. Литературный процесс в историко-культурном контексте. Одесса, 1997.

Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

Шмид В. Нарратология. М., 2008.

Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

Эсалнек А.Я. Архетип. // Введение в литературоведение. М., 1999, 2004.

Эсалнек А.Я. Анализ романного текста. М., 2004.

Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Предмет изображения: Эпос Драма - События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика - Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без автора.

Жанры литературы

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название Краткая характеристика Пример
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью "Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии "Семеро одного не ждут"
Поговорка Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли "Легок на помине"
Скороговорка Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"
Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
Жанры древнерусской литературы
Название Краткая характеристика Пример художественного произведения
Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью "Житие Александра Невского"
Хожение (хождение оба варианта верны) Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть Повествование о военном походе "Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам "Повесть временных лет"
Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
Эпические жанры
Роман
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России

Литературные направления

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм.Основные направления: Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм. Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин

Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

    Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

    Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

    Общие или близкие принципы творчества.

    Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

Классицизм ( от латинского classicus - образцовый ) - литературное направление XVII в. (в русской литературе - начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:

    Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

    Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал - человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

    Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

    Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

    Обращение к общественно-гражданской проблематике.

    Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

    Строгая иерархия жанров:

    1. высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений - монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами

      средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);

      низкие (басня, комедия, сатира) - изображают жизнь простых людей.

    Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

    Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм ( от французского sentiment - чувство ) - это литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

    Предмет изображения - частная жизнь, движения души, переживания человека.

    Главные темы - страдания, дружба, любовь.

    Утверждение ценности отдельной личности.

    Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека - как природного дара.

    Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

    Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

    Положительный герой - простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

    Ведущие жанры - путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) - литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

    Восприятие свободы личности как высшей ценности.

    Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни - как разгадки этой тайны.

    Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

    Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное - таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.Как следствие:

    Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

    Важные черты романтического героя - гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

    Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.

    К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.

Реализм ( от лат. Realis - вещественный ) - литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление - умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ - изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности - он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon - знак, опознавательная примета ) - направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

    Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

    Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

    Жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

    Творческий акт - религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ - связующее звено между мирами, художник - избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:

    Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий - всего того, для чего «слова не найдены».

    Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

    Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.

Акмеизм ( от греч. аcme - высшая степень чего-либо, расцвет ) - литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

    Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.

    Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

    Поэтизация мира первозданных эмоций.

    Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

    Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:

    1. «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

      Простота и ясность поэтического языка.

      Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).

Футуризм ( от лат. futurum - будущее ) - литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

    Бунтарское мировоззрение.

    Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:

    1. Эпатаж публики, литературное хулиганство.

      Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

      Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

Представители футуризма:

1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).

Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

Произведения каждой эпохи имеют присущие только им сходства образно-тематического строя, повторения сюжетных ходов, единство художественного мышления и близость мировоззренческих взглядов. Отсюда и были сформированы основные литературные направления.

Классицизм

Название дано от слова "образцовый" в переводе с латинского. Как художественный стиль и литературное направление появился в Европе в семнадцатом веке и иссяк к началу девятнадцатого. Литературные направления не имели русла шире этого. Характерные особенности:

1. Обращение к античности - в образах и формах - как эстетическому эталону.

2. Строгие каноны, стройность, логика: незыблемость построения, как мироздание.

3. Рационализм без индивидуальных признаков и черт, в поле зрения только вечное и незыблемое.

4. Иерархия: жанры высокие и низкие (трагедия и комедия).

5. Единство места, времени и действий, никаких побочных отвлекающих линий.

Яркими представителями были Корнель, Лафонтен, Расин.

Романтизм

Литературные направления обычно вырастают одно из другого или новое приносит протестная волна. Второе характерно для появления в конце восемнадцатого века романтизма - одного из самых крупных течений в истории литературы. Зародился романтизм в Европе и Америке почти одновременно. Характерные особенности: протест против пошлости буржуазной жизни, за поэзию повседневности и против прозаичности, разочарование в плодах цивилизации.Космический пессимизм и мировая скорбь. Противостояние личности и общества, индивидуализм. Разделение реального и идеального миров, противопоставление. Романтический герой высокодуховен, вдохновен и озарён стремлением к идеалу. Появляется новое явление в литературе: местный колорит, расцветают сказки, легенды, поверья, воспевается стихия природы. Действие часто происходит в самых экзотических местах. Представители: Байрон, Китс, Шиллер, Дюма-отец, Гюго, Лермонтов, отчасти - Гоголь.

Сентиментализм

В переводе - "чувственный". Литературные направления состоят из более или менее заметных течений. Сентиментализм - суть течение в русле предромантизма. Существовал в Европе и Америке второй половины восемнадцатого века, к середине девятнадцатого закончился. Не разум, но чувство превозносил сентиментализм, не признавая никакого рационализма, даже и просветительского. Характерна естественность чувствования и демократизм. Впервые появляется интерес к внутреннему миру простых людей. В отличие от романтизма, сентиментализм отверг иррациональное, в нём нет противоречивости, импульсивности, порывистости, недоступных рационалистическому толкованию. Был силён в России и несколько отличался от западного: рациональное было всё-таки выражено достаточно чётко, нравоучительность и просветительские тенденции присутствовали, совершенствовался и обогащался русский язык за счёт использования просторечий. Любимые жанры: послание, эпистолярный роман, дневники - всё то, что помогает исповедальности. Представители: Руссо, молодой Гёте, Карамзин.

Натурализм

Литературные направления, существовавшие в Европе и Северной Америке на протяжении последней трети девятнадцатого века, включают в своё русло и натурализм. Характерные особенности: объективность, точное изображение деталей и реалий человеческого характера. Художественное и научное познание не разделялись в методах подхода. Художественный текст, как человеческий документ: осуществление акта познания. Действительность - хороший учитель и без морализирования, для писателя не может быть плохих сюжетов и тем. Отсюда в произведениях натуралистов довольно много чисто литературных недостатков вроде бессюжетности, безразличия к общественным интересам. Представители: Золя, Мопассан, Доде, Драйзер, Норрис, Лондон, из русских - Боборыкин, в отдельных произведениях - Куприн, Бунин, Вересаев.

Реализм

Вечен. Родился в конце девятнадцатого века, жив по сей день. В приоритетах: правда жизни как правда литературы. Образы соответствуют сути явлений, литература как средство познания и себя, и окружающего мира. Типизация характеров через внимание к деталям. Жизнеутверждающее начало, действительность в развитии новых явлений, отношений, психологических типов. Представители: Бальзак, Стендаль, Твен, Диккенс. Русские - практически все: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Шукшин и так далее.

Литературные направления и течения, не рассмотренные в статье, но имеющие великих представителей: символизм - Верлен, Рембо, Малларме, Рильке, Брюсов, Блок, Вяч. Иванов; акмеизм - Гумилёв, Городецкий, Мандельштам, Ахматова, Г. Иванов; футуризм - Маяковский, Хлебников, Бурлюк, Северянин, Шершеневич, Пастернак, Асеев; имажинизм - Есенин, Клюев.