Елена Камаровская - Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание. Как улучшить память и внимание у ребенка школьного возраста

Вашему сыну или дочке трудно даётся учёба в школе? Он не может запомнить, о чём говорил учитель на уроке, ему сложно выучить стихотворение или пересказать рассказ? Плохая память у ребенка? Нарушение концентрации внимания? Обширная и сложная современная программа обучения – большая нагрузка для новоиспечённых учеников. Однако можно справиться с трудностями, если помочь ребёнку улучшить память и внимание. Зачастую проблема кроется именно в недостатке этих качеств. Как их улучшить у ребенка?

Основные причины снижения памяти и внимания у школьников

Если школьник невнимателен на занятиях, ему трудно запоминать новую информацию, возможно, ему просто сложно усидеть на месте, чтобы сосредоточиться. Но некоторые дети действительно нуждаются в помощи родителей. Чтобы оказать её, нужно разобраться, почему у детей могут возникать такие проблемы с памятью и вниманием. На то есть несколько причин, давайте узнаем их.

Плохое качество питания. То, что ест ваш сын или дочь, непременно сказывается на работе его организма в целом, и на деятельности мозга в частности. Недостаток микроэлементов и витаминов может привести к нарушению кровообращения в мозге, а это чревато ухудшением его работы. В результате становится сложно сосредотачиваться, думать и запоминать.
Недостаток двигательной активности. Если школьник не занимается физкультурой, он много теряет. Движение – спорт, гимнастика, стимулируют кровообращение, способствуют насыщению кислородом всех тканей и органов, в том числе и мозга. Без этого невозможно улучшить способность запоминать и быть внимательным.
Недостаток сна. Здоровый полноценный сон способствует укреплению нервной системы, а она тесно связана с мозговой деятельностью. Если школьник не высыпается, он становится вялым и рассеянным, в таком состоянии он не сможет запоминать, учить, анализировать информацию качественно.
Итак, чтобы помочь школьнику развить внимание и память, организуйте ему качественное питание, полноценный отдых и приучите его к спорту. Что подразумевается под качественным питанием?

Как улучшить память у ребенка школьного возраста?

Препараты улучшающие память и внимание мы не советуем, поскольку прибегать к ним стоит лишь по совету врача.

Продукты для улучшения памяти у детей

За память отвечают некоторые участки мозга. Но если этот орган недополучает нужные для его эффективной работы витамины и вещества, может ослабеть и память. Детям, чей организм постоянно развивается и растёт, ещё более важно принимать витамины для улучшения мозговой деятельности. Тогда их память станет развиваться. Какие продукты необходимо включить в детский рацион?

1. Жирные сорта рыбы содержат очень ценный для мозга элемент – омега-3. Эта кислота стимулирует мозговое кровообращение, укрепляет сосуды головы. Кроме того, рыба – источник йода, а он помогает сохранять ум ясным. Включите в рацион ребёнка рыбу из семейства лососевых, скумбрию, палтус. Для пополнения запасов омега-3 в организме, детям достаточно кушать рыбу 2 раза в неделю.
2. Капуста брокколи – овощ, без которого не обойтись, если вы хотите помочь ребёнку улучшить память. В брокколи много калия и магния, для работы сосудов головного мозга эти элементы необходимы. Снижение мозговой активности у детей зачастую связано с нехваткой бора. Этот микроэлемент также присутствует в химическом составе брокколи.
3. Морковь – думаете, она полезна только для глаз? Нет, в этом корнеплоде есть вещество, которое защищает клетки мозга, отвечающие за память. Оно носит название лютеолин. Обязательно готовьте детям блюда из моркови – салаты, котлеты, соки, запеканки.
4. Розмарин – пряность, которая способна расширять сосуды мозга, стимулируя в них нормальное кровообращение. Благодаря этому ткани и отделы мозга насыщаются кислородом, что положительно сказывается на улучшении памяти.
5. Орех грецкий – содержит огромное количество ненасыщенных жирных кислот, которые улучшают память и работу мозга в целом.
Кроме создания благоприятных условий для развития памяти и внимания у ребёнка, о которых рассказывалось выше, можно воспользоваться различными упражнениями. Учёные сравнивают наш мозг и его способности с мышцей, которую можно накачать.

Какие упражнения помогут улучшить память и внимание у детей?

Регулярные занятия с детьми, направленные на развитие внимания, помогут улучшить и их память. Посудите сами – мы без особого труда запоминаем то, что нас интересует. Именно интерес заостряет наше внимание на объекте, а мозг запоминает нужную информацию. Пользуйтесь этим приёмом всегда, когда занимаетесь с ребёнком. Вначале его нужно заинтересовать, тогда он сконцентрируется на восприятии информации, а значит, быстрее запомнит её.

Как улучшить внимание у ребенка школьного возраста?

Как развить внимание? Поиграйте со школьником в игры. Вот несколько примеров.

1. Пусть малыш осмотрит комнату, стараясь запомнить все предметы. Покинув помещение, пусть перечислит всё, что есть в комнате синего цвета или любого другого.
2. Подобная игра на внимание – запомни предметы, назови, чего не хватает. Когда ребёнок выйдет их помещения, уберите несколько вещей – подсвечник, игрушку, пульт. Пусть он постарается определить, чего недостаёт в комнате.
3. Рассмотрите вместе картинку в течение 1 минуты. Назовите, какие предметы там изображены, не подглядывая, сколько на иллюстрации цветочков, какие животные там есть.
Регулярные занятия, направленные на развитие внимания, а также правильный рацион питания, спорт и здоровый сон помогут малышу научиться сосредотачиваться и запоминать нужную информацию. Не ругайте его за плохую успеваемость, а заинтересовывайте и помогайте.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?

Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?

Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»

В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!

Взрыв деятельности мозга

По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.

Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.

Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.

Если все так хорошо – почему же так часто приходится слышать жалобы подростков на слабую память?

На фоне растущей логической памяти ослабевает память механическая – так утверждают специалисты.

Механическая память – это когда зубришь первую строчку, к ней добавляешь вторую, потом третью…Еще круче – читаешь текст раз десять, а то и двадцать, и ждешь, пока он сам запомнится.

А ведь в школах делают упор именно на этот вид запоминания. Получается, что детей заставляют заучивать километры монотонного текста по географии, истории, биологии…что там еще? При этом, не обучая рациональным приемам работы с памятью? Парадокс? Конечно!! Еще какой.

На крыльях мнемотехники

Самое время познакомить нашего взрослеющего, и в то же время ребенка, с альтернативными методами запоминания, например, методом создания ассоциаций. Можете прочитать про него в статье « ».

В юношеском возрасте обычно присутствуют:

  • Непреодолимая тяга ко всему необычному, фантастическому;
  • Подростковый максимализм, достигший своего пика;
  • Желание все сделать в мгновение ока, везде успеть, перед товарищами выпендриться.

Мнемотехника, в основе которой лежит ассоциативное мышление, отвечает всем этим запросам. Создание образов может так увлечь подростка, что он уже сам начнет выбирать объекты для запоминания и подбирать ассоциации к ним.

Идеальный метод подготовки к экзаменам: и мозг не устает, и воображение тренируется, и память продуктивно работает.

Памятка по развитию памяти

Как улучшить память подростка? Приведенные ниже советы помогут вам в решении этой непростой и вместе с тем важной задачи:

  • Резкое ухудшение памяти подростка – серьезный повод задуматься о здоровье вашего ребенка. Возможно, требуется посещение врача. Другая причина – переутомление, недостаток сна и отдыха. Пересмотрите режим дня;
  • Выученное наизусть стихотворение или отрывок из прозы – замечательное упражнение для памяти. Алгоритм смотрите в статье
  • Обучайте подростка эффективным приемам работы с текстом: составление плана и конспектирование. Полезно следующее упражнение. Взять любую статью из научного журнала, не слишком сложную. Школьник читает один или два абзаца – записывает коротко, одним предложением, суть. Читает далее. Через день вернитесь к записям. Сможет ли ваш ребенок вспомнить то, что читал?
  • Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает память. Можно заняться изучением танцевальных движений и комбинаций – сейчас много молодежных направлений: брейк, хип-хоп, джаз-фанк и другие.

  • Почаще нагружайте деятельностью левую руку. Благодаря этому включается в работу то полушарие мозга, которое отвечает за память.

Ну, и конечно, обязательно уделяйте внимание специальным упражнениям для тренировки памяти, которые можете найти в этой моего блога.

Приведу, пожалуй, еще парочку интересных заданий на развитие памяти подростков.

Упражнение №1: Квазислов

Перед занимающимся выкладывается лист бумаги с написанной абракадаброй букв (длина не больше 25). Нужно постараться запомнить этот набор и воспроизвести через пару часов или через день.

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Запоминаем таким образом. Делим всю цепочку на отдельные звенья, удобные для присвоения им образов. Например, КОМОЛИСТ, можно ассоциировать с вопросом: «Кому лист?» или создать картинку-образ со словами КОМ и ВОКАЛИСТ.

Теперь все образы выстраиваем в одну линию. Возможно, это будет смотреться таким образом: КОМ снега летит на голову ВОКАЛИСТА, сидящего на крыше РЕНО – и вдруг автомобиль выворачивается шиворот-навыворот, то есть исполняет ШИВЕРТ, увидев на обочине громадного мужчину в форме ООН.

Упражнение №2: Анализ данных

Дано задание развивает аналитическое мышление подростка, что особенно актуальноо в старших классах.


Берем текст, достаточно короткий, но содержащий в себе длинные предложения. Скажем, такого плана:

«Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве»

Школьник рисует на бумаге схему, отображающую суть и все смысловые единицы текста: ЧТО, ЗАЧЕМ, КУДА, В КОТОРОМ и т.д. Все это делается в виде рисунков, символов, комиксов – как угодно, только чтобы подробно. Взаимосвязи прорисовывает стрелочками.

Задача : с опорой на схему рассказать содержание текста со всеми мелкими деталями спустя 2 часа.

Сегодня мы затронули самые важные стороны темы развитие памяти подростков. Я думаю, возможность помочь своему ребенку есть у каждого родителя. Я рекомендую также сервис Викиум .

Хорошо сбалансированная подборка онлайн-тренажеров на нем способствует быстрому и эффективному развитию памяти и внимания.

Методы рационального запоминания, а также соответствующие упражнения найдете в интенсив-курсе Станислава Матвеева «Суперпамять» – великолепная методика, где все описано достаточно понятно и интересно.

Это все. Желаю плодотворной работы.
О результатах тренировок пишите в комментариях, не забывайте подписываться на новости блога. Поделитесь впечатлениями с друзьями.

До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Внимание – это качество, характеризующее процесс фильтрации информации, которая поступает из окружающего мира. Человек, у которого развито внимание, способен мысленно отбросить лишнюю информацию и сосредоточиться на одном конкретном объекте или процессе.

Если бы человеческий мозг не фильтровал поступающую из окружающего мира информацию, он бы подвергался сильной перезагрузке. Человек с рассеянным вниманием не способен концентрироваться на одной или нескольких вещах, которые выделил.

Память – это способность человеческого мозга сохранять информацию воспроизводить её в устном или письменном виде. Память напрямую связана со вниманием, поскольку долгосрочное запоминание информации возможно только при постоянной концентрации внимания на ней.

Основное развитие памяти и внимания происходит в детском возрасте. Дети младшего школьного возраста рассеянны и не собраны, поскольку их интересует окружающий мир как единое явление, а деталей они не замечают. Дети уделяют внимание каждой окружающей мелочи, забывая о таких вещах, как учеба.

Для развития памяти и внимания разработано много упражнений, которые нужно регулярно выполнять для достижения ощутимых результатов. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте направлены еще и на развитие усидчивости и устойчивости в выполнении длинного задания. Это связано с тем, что у детей слабо развита усидчивость, из-за чего и снижается концентрация внимания и падает уровень запоминания материала.

Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:

  • У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
  • Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
  • Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.

Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте состоят в том, что при постоянном заучивании материала теряется интерес к объекту запоминания, а внимание переключается на другие вещи.

Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.

Как профессионально развить память у детей младшего школьного возраста

Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:

  • Составление плана рассказа;
  • Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
  • Последовательная запись тезисов из текста.

У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.

Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.

Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.

Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников

Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:

  • Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
  • Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
  • Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
  • Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
  • Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
  • Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
  • Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
  • Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
  • Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
  • Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.
  • Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
  • Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
  • Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
  • Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
  • Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.

Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.

В каких условиях проходят занятия

Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать. Поэтому рекомендации психологов по поводу условий игры таковы:

  • Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.

Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Малыш сам должен изъявлять желание поработать с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.

Некоторые родители ошибочно полагают, что развитие внимания и памяти ребенка младшего школьного возраста – это обязанность школы. Да, педагоги обязаны находить свой подход к характеру каждого малыша, но дома ребенок раскрепощен. Поэтому не забывайте, что результат будет эффектнее, если родители приложат максимум усилий к его развитию.

Родителям ученика просто необходимо прочитать эту статью, если ребенок стал излишне рассеянным и плохо запоминает новую информацию. Особенно переживают родные первоклассников, на чьи головы обрушивается горы учебных материалов. Детский психолог может объяснить это тем, что школьники сейчас перегружены лишними знаниями, поэтому в мозгу срабатывает «предохранитель» и отсекает все то, что посчитает ненужным. Но есть несколько рекомендаций, как улучшить память ребенку .

Что представляет собой человеческая память?

Память – это способ отразить окружающий нас мир путем усвоения, сохранения и применения полученного опыта в будущем. При отсутствии ее человек не смог бы развиваться.

Виды памяти:

1. По типу психической активности она делится на словесно-логичес кую и образную (визуальную, аудиальную, кинестетическую) .

2. По видам деятельности – на произвольную и непроизвольную.

3. В зависимости от того, участвует ли в процессе запоминания мышление: опосредованная (участвует) или неопосредованная.

4. В зависимости от того, насколько долго хранится информация: долго- и кратковременная.

Иногда даже не нужны специальные упражнения, необходимо только обеспечить ребенка нужным типом информации. В последнее время на слуху такие понятия, как визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (осязательный) и дискретный (субъективно-лог ический) способы получения информации из окружающего мира. Чтобы эффективнее проводить упражнения на закрепление в памяти новых данных, необходимо сначала определить, кем является ребенок: визуалом, аудиалом, кинестетиком или дискрет. Многие родители замечают, что для того чтобы запомнить что-то новое, их ребенок должен сначала это увидеть. И сколько бы ему не читали стихотворение, он его пропускает мимо ушей. Перед нами обычный визуал. А вот аудиалу нужно стих прочитать вслух, только тогда он его запомнит. Такой ребенок в процессе выполнения домашнего задания может постоянно бубнить себе под нос, заучивая правила.

Разобравшись, к какому типу относится ребенок, и обеспечив ему необходимые условия для учебы, можно быстро улучшить память без упражнений . С другой стороны, у детей еще достаточно развиты сразу несколько типов памяти, поэтому родители должны контролировать, чтобы школьник запоминал информацию разными способами. Пусть мама и ребенок читают друг другу по очереди, а также пересказывают услышанное и прочитанное.

Как происходит процесс формирования памяти в зависимости от возраста

Ученики начальных классов лучше запоминают материал с помощью карточек с рисунками ярких цветов или же посредством развивающих игрушек и игр. Это результат работы наглядно-образно й и непроизвольной памяти.

Ученики средних классов уже применяют произвольную и словесно-логичес кую память. Ее развитие очень важно для успешного обучение школьника. Когда ребенок запоминает всю информацию, которая требуется в рамках учебной программы, а не только то, что ему нравится, тогда формируется основа для эффективного школьного обучения.

Именно это правильное систематическое обучение помогает ученикам сформировать к старшим классам хорошо развитую словесно-логичес кую память.

1. Начните тренировки как можно раньше. Наиболее эффективны такие занятия до 12 лет. После этого возраста усвоение информации из окружающего мира ухудшается. Вот почему говорят, что дети гораздо легче взрослых усваивают иностранные языки. Поэтому стоит потратить свое время сейчас, чтобы в будущем ребенок мог успешно учиться.

2. Уделите особое внимание развитию логической памяти. Учите ребенка осмысливать всю поступающую информацию, а не бездумно складывать на «антресоли» разума. Сначала ваш ученик должен разбить весь материал на отдельные блоки, после чего найти логические связи, существующие между ними.

3. Заставляйте одновременно работать логическую и образную память. Пусть ребенок попытается отобразить изученное в виде графиков, таблиц, схем и рисунков.

4. Позаботьтесь о том, чтобы школьник читал качественную литературу. Сейчас детей очень сложно оторвать от мультфильмов, игр или социальных сетей. Поэтому в семье должен быть культ книги, чтобы ребенок с раннего возраста читал и видел, как читают родители. Читайте ребенку на ночь, делитесь с ним впечатлениями от прочитанной книги, предложите что-то действительно интересное. Если школьник уже высказывает мнение, что бумажная книга – это несовременно, то пойдите на компромисс и купите ему электронную книгу или планшет, куда сразу запишите те произведения, которые, по вашему мнению, стоит прочитать в его возрасте. Только не надо предлагать ребенку книги из школьного списка литературы, принуждением тут ничего не решить.

5. Пусть ребенок освоит что-то новое. Очень хорошо развивают память кружки (рукоделия, сценического мастерства, рисования, игры на гитаре, иностранного языка) и спортивные секции (особенно шахматы). Выберите то направление, которое наиболее ему интересно.

6. Постоянно расширяйте словарный запас. Пусть вся семья участвует в веселой игре «Новый день – новое слово». Изучайте ежедневно какое-нибудь заковыристое слово, которое и взрослые не все знают. Начните с дезоксорибонукле иновой кислоты, а дальше по очереди ищите что-нибудь интересное и рассказывайте другим.

7. Следите, чтобы ребенок больше заучивал наизусть. Контролируйте, чтобы школьник учил заданные в школе стихи, расскажите о любимых поэтах, прочитайте и предложите выучить хотя бы несколько строчек.

8. Запоминайте числа – это прекрасно улучшает память (номера телефонов, дни рождения друзей и родственников, автомобильные номера и т.д.). Соревнуйтесь, кто больше запомнит, заодно и себе память приведете в порядок.

9. Придумывайте «запоминалки», в которых трудная информация закладывается в песню, стих, фразу или аббревиатуру. Так в детстве запоминают цвета и английский алфавит.

Специально для сайт
При использовании материала прямая ссылка на сайт обязательна!

Правила, даты, формулы, теоремы – львиная доля успеха в учебе зависит от памяти. Если память хорошая, ученику достаточно объяснений учителя, данных на уроке. Если же в голове «ветер» – не помогут и длительные зубрежки. Как же развить память школьника?

Сначала небольшой тест, чтобы вы оценили, насколько у вас и ребёнка хорошая паямть. В течение 2 минут ознакомьтесь с приведенными ниже словами. Закройте список. Воспроизведите слова, которые вы запомнили: Кресло, чашка, леопард, брюки, персик, самолет, береза, озеро, ладонь, гроза, баскетбол, флейта. Если вы запомнили 12-8 слов у вас высокий уровень запоминания. 8-6 слов – уровень средний, пока нет повода для беспокойства. 6-0 слов – пора принимать меры.

По мнению Алексея Алексеева, врача невролога из Клиники нервных болезней МГМУ им. И.М. Сеченова: «В офисных центрах редко встретишь человека без тревожных нарушений памяти. Таких людей не надо лечить, им нужно объяснить, что необходимо по-другому посмотреть на свою жизнь. Они живут по принципу: доктор выписал таблеточку и все станет хорошо. При этом те факторы, которые собственно и вызывают тревогу, ухудшение памяти никуда не денутся и работа мозга улучшаться не будет». А вся проблема решается правильным режимом сна и бодрствования , поэтому школьнику важно высыпаться и получать нагрузки, адекватные возрасту.

А. Алексеев: «Во время активного познания, например, учебы – мозг схватывает информацию, но ее сортировка и усвоение происходят в основном во время сна. Поэтому, чем больше на вас наваливается новой информации, тем больше вы должны спать. В жизни же все происходит наоборот. Чем напряженнее работа и учеба, тем меньше времени для сна остается. Но если у вас много дел и вы еще постоянно тревожитесь, все ли вы успели сегодня сделать, то лучше увеличьте количество сна». Если же ваш школьник отлично высыпается, но проблемы с запоминанием и сортировкой информации не проходят, без помощи специалиста не обойтись.

Виды памяти

Различают следующие виды памяти: образная и словесно-логическая (по типу психической активности); произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности); непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить); кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип). У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько.

Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти). В практике запоминания иностранных слов учителя старой школы часто советуют записывать их несколько раз подряд, проговаривая про себя звучание и значение слова.

Тут расчет на срабатывание нескольких видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной.