Методы развития памяти у человека. Секрет эффективного повторения. Способы развития памяти

“Как развить хорошую память?” - спросите вы. Это процесс не простой, но возможный. Поставив перед собой цель и выбирая средства, нужно настроиться на то, что тренировки должны быть постоянными, упорными. Чем больше уделять этому вопросу внимания, тем выше будут достигнутые результаты.

Не стоит относиться к этому как к трудной, важной работе, заставлять себя, принуждать к выполнению определенных упражнений. Процесс должен приносить радость, удовольствие. Только хорошее настроение и воодушевление принесут успехи. Без этого – никак.

Способы развития памяти

Итак, что бы вы ни делали, убедитесь, что он немного выше уровня, который вам удобно. Важна также и разновидность: опробовать незнакомые предметы, по-другому поработать, провести время с людьми вне вашего знакомого круга. Деятельность, возможно, лучшая доказательство того, что она влияет на познание и память, - это изучение нового языка. Прочитайте следующее, позволяя себе формировать ментальные картины по мере продвижения. Когда вы подошли к концу, отвернитесь от компьютера и запишите список слов в правильном порядке.

  • Почему мозгу нужны тренировки.
  • Виды памяти.
  • Методы и приемы запоминания.

Для того чтобы понять, как развивать свою память, нужно разобраться в вопросе отчего она снижается. Если что-либо перестает использоваться – оно приходит в упадок, а затем постепенно совсем в негодность. Если вы ломали руку или ногу, то можете вспомнить, как ослабевали мышцы за время бездействия, каких трудов стоило вернуть утраченные навыки.

Вы будете удивлены, насколько хорошо вы это делаете. И следующее слово - книга. и вы видите, что причина, по которой розовый, пластиковый телевизор настолько велик, состоит в том, что он стоит на куче старых книг по истории, поэтому телевидение стоит на куче старых книг, а третье слово - дерево. И вдруг книга решает, что хочет быть деревом, и она становится настолько большой, что ветки торчат из телевизора и достигают цели. Четвертое слово - стул и смотрит вверх на вершину дерева, где вы видите кресло-качалку, расположенное между двумя ветвями.

Итак, четвертое слово - стул, и он находится между этими ветвями. Следующее слово - желе, а стул - из желе и качается вокруг дерева. Шестое слово - кошка - и вдруг толстая черная кошка с три ноги подбегают к дереву и становятся настолько усталыми, что он садится на желе, но он такой толстый, и стул настолько шаткий, что кошка падает из дерева. Седьмое слово - медсестра, и медсестра бежит до кота посмотреть, хорошо ли он. Когда она видит, что у кошки только три ноги, она начинает плакать, и она проливает столько слез, что ей нужна скатерть, чтобы вытереть глаза и взорвать нос.

Также и с нашей памятью. Если мы перестаем ею пользоваться: нагружать, тренировать, напрягать – она перестает нас радовать. Плохая память может быть следствием болезни, но чаще это случается из-за отсутствия постоянных необходимых тренировок.

Итак, восемь слов - скатерть. Внезапно порыв ветра ударяет скатертью из ее руки и вверх по воздуху. Итак, представьте себе, что в воздухе проносится скатерть, а девятое слово - самолёт, и гигантский реактивный самолет взлетает сквозь небо и все запутывается в скатерть. Десятое слово - шоколад, и вы вдруг заметили, что самолет не настоящий, а шоколадный и выглядит восхитительно. Одиннадцатое слово - паук - и паук с деньгами подходит к шоколаду и лижет его - действительно наслаждаясь вкусом.

И девятое и последнее слово - свеча, а оставшийся шоколад имеет синюю свечу, торчащую из нее пурпурным и зеленым дымом, который взлетает в воздух. Вы когда-нибудь замечали, что некоторые люди могут легко запомнить даже самые мирские детали и быстро постигать новые вещи, и хотели, чтобы вы тоже были такими? Чтобы разблокировать весь потенциал вашего мозга, вам нужно держать его активным и острым. Отмахиваясь на диване, смотря бессмысленные телешоу, не поможет. Помимо выпуска карточек, что вы можете сделать, чтобы лучше запомнить вещи и быстрее узнать новые вещи?

Заинтересованность – движущая сила обучения.

Нашими предками двигал инстинкт интереса. Он давал возможность прогрессивного развития, получения новых навыков, умений. Как наши дети получают новые знания? Только при помощи любопытства и интереса. Ребенок всегда делает то, что ему нравится, привлекает его внимание, заинтересовывает.

Ожирение и множество болезней, которые в конечном итоге возникают в результате избыточного веса, могут нанести серьезный вред мозгу. Кроме того, без регулярных упражнений зубная паста начинает накапливаться в ваших артериях, и ваши кровеносные сосуды начинают терять способность эффективно перекачивать кровь. Наложение налета приводит к сердечным приступам, но также уменьшает количество кислорода и питательных веществ, которые ваша кровь переносит в ваш мозг. Когда питательные вещества не делают его там, способность мозга функционировать скомпрометирована. Чтобы этого не произошло, убедитесь, что вы двигаетесь каждый день, даже если это просто оживленная прогулка, это поможет вам сохранить и увеличить вашу умственную наклонность. Яркая ходьба, плавание и танцы - отличная деятельность. Устраните стресс и обратитесь за помощью к депрессии. Все, что вызывает у вас главный стресс, например гнев или беспокойство, со временем начнет съедать части вашего мозга, которые отвечают за память. Среди наиболее разрушающих мозг стрессоров есть депрессия, которая на самом деле часто неправильно диагностируется проблема памяти, поскольку одним из ее основных симптомов является невозможность сосредоточиться. Если вы не можете сосредоточиться, тогда вы можете почувствовать, что постоянно забываете о вещах. Депрессия увеличивает уровень кортизола в крови, что повышает уровень кортизола в мозге. Врачи обнаружили, что повышенный кортизол уменьшает определенные участки мозга, особенно гиппокамп, где хранятся кратковременные воспоминания. Таким образом, длительная депрессия может уничтожить способность вашего мозга помнить что-то новое. Ищите профессиональную помощь, чтобы бороться с вашей депрессией - ваш мозг будет благодарить вас. Реклама в рекламе Получите хороший ночной сон и сон. Получение последовательных 7-8 часов сна каждую ночь увеличит вашу память. Во время сна мозг укрепляет воспоминания о недавно полученной информации и получает достаточный сон, поможет вам пройти полный спектр ночных циклов, которые необходимы для оптимального функционирования мозга и тела в часы бодрствования. Вздремнуть в течение дня, особенно после изучения чего-то нового, также может помочь вам сохранить эти воспоминания, а также пополнить свой мозг и сделать его более продолжительным. Запишите его. Если есть что-то, что вы хотите запомнить, это может помочь записать его. Записывая это, создает кислородный поток крови в области вашего мозга, который несет ответственность за ваши воспоминания и буквально выполняет те части его. Вы можете начать журнал, написать себе электронную почту или даже начать вести блог - все эти действия помогут улучшить вашу способность запоминать и запоминать информацию. Воспроизведение музыки. Исследования показывают, что некоторые типы музыки очень полезны при воспоминании воспоминаний. Информация, которая изучается во время прослушивания конкретной песни или коллекции, часто может быть вызвана, если подумать о песне или «сыграть» ее мысленно. Песни и музыка могут служить подсказками для вытягивания определенных воспоминаний. Подавайте свой мозг. От 50 до 60 процентов общего веса головного мозга - чистый жир, который используется для изоляции своих миллиардов нервных клеток. Чем лучше изолирована ячейка, тем быстрее она может отправлять сообщения, и чем быстрее вы будете думать. Именно поэтому родителям рекомендуется кормить своих маленьких детей целым молоком и ограничивать диету - их мозгу нужно жир расти и работать должным образом. Съемка на жирах может быть разрушительной даже для взрослого мозга. Таким образом, употребление в пищу продуктов, содержащих здоровую смесь жиров, жизненно важно для долговременной памяти. Некоторые превосходные блюда включают рыбу и темные листовые зеленые овощи. Продукты с высоким содержанием жаренья, очевидно, содержат жир, но их недостаток питательной ценности поможет вашему мозгу или вашему телу, поэтому подумайте о здоровой пище и жирах. Реклама рекламы Визуальные концепции. Чтобы помнить вещи, многие люди должны визуализировать информацию, которую они изучают. Обратите внимание на фотографов, графики и другую графику, которые могут появиться в вашем учебнике, или если вы не изучаете книгу, попробуйте поднять мысленный образ того, что вы пытаетесь запомнить. Это также может помочь сделать ваши собственные диаграммы или цифры или использовать цвета и выделения для группировки связанных идей в ваших заметках. Каждый другой. Было показано, что материал для чтения вслух значительно улучшает память материала. Расширение этой идеи связано с тем фактом, что психологи и педагоги обнаружили, что, когда ученики учат новые концепции другим, она усиливает понимание и отзыв. Научите новые концепции и информацию другу или партнеру по изучению, и вы обнаружите, что вы помните информацию намного лучше. Кроссворды, чтение или игра в карты. Исследования показали, что ежедневное выполнение любой из этих мероприятий не только поддерживает ваш мозг, но также помогает замедлить потерю памяти, особенно у тех, кто развивает слабоумие. Так подбирайте ежедневную газету и работайте над этой кроссвордом, читайте книгу или наслаждайтесь игрой в пасьянс. Позавтракайте и убедитесь, что она содержит яйцо. Д. автором программы «Целевая сеть», яйцо - идеальный завтрак. Яйца содержат витамины группы В, которые помогают нервным клеткам сжигать глюкозу, антиоксиданты, которые защищают нейроны от повреждения, и жирные кислоты омега-3, которые удерживают нервные клетки, стреляя с оптимальной скоростью. Другие продукты, добавляемые к вашему завтраку, включают фрукты, овощи и бедные белки. Избегайте транс-жиров и кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы. Было показано, что здоровый завтрак утром улучшает работу в течение дня. Вы можете покрасить волосы, работать на смартфоне и иметь тело 30-то, но забыть, где вы припарковали свой автомобиль или что вы должны были дать своим детям поездку домой из футбольной практики, и вы полностью отдались Ваш возраст.

Но с возрастом этот базовый инстинкт потихоньку угасает. Создается ошибочное впечатление, что вполне достаточно знаний, которые накоплены на протяжении жизни. Вопрос как развивать память и лучше запоминать, уже не слишком волнует. Потребность получать новые знания пропадает, уровень жизненной энергии снижается, учится новому, неизвестному не хочется.

Мы не уверены, что более раздражает: наша реальная забывчивость, когда мы стареем или кусаем шутки о наших «старших моментах». Но берегитесь. Там вы можете сделать так, чтобы ваша память была острой, как лайк, и это не все о голограммах и судоку. Вот 7 проверенных наукой способов сохранения и улучшения вашей памяти.

Свидетельства свидетельствуют о том, что пожилые люди, которые борется с ужасным распространением среднего возраста, имеют более острые умы. Исследование, проведенное в прошлом году найденными более старыми тренажерами, улучшило память и познание всего за шесть недель после начала режима упражнений. Участники работали три раза в неделю в течение часа, либо катаясь на велосипеде или гуляя по беговой дорожке. Улучшения отмечались даже тогда, когда участники ранее имели оседлый образ жизни.


В пожилом возрасте люди не получают новые знания, они стараются не растерять приобретенные. Проблемы семьи и жизни выходят на первое место, а новые знания, устройство мира отступают на задний план. Человек живет в привычном ритме, его мозговая деятельность снижается, внимание становится рассеянным, он перестает тренировать свою память. А если нет ничего нового, то нет работы для мозга - запоминать нечего. Это становится началом конца для еще хорошей памяти.

Тем более, что нужно вставать с дивана. Вы можете наслаждаться раскручиванием после работы с пивом или бокалом вина, но пить слишком много, и вы позже заплатите цену. Найденные мужчины среднего возраста, которые пьют больше двух с половиной напитков в день, будут испытывать потерю памяти и когнитивные проблемы на срок до шести лет раньше, чем те, кто пьют более умеренно. Так что сделайте себе одолжение и выпейте меньше или пьете меньше.

Возьмите больше сон. Хороший сон может заставить вас почувствовать себя совершенно новым человеком. Вы просыпаетесь менее напряженно, бодрее и в лучшем настроении. И если вы зеваете у своего стола после того, как днем ​​после обеда, может быть, самое подходящее время, чтобы вздремнуть. Изучение в Гарвардском университете показало, что студенты, которые обучались по заданию, затем немного попятились, лучше справлялись с задачами памяти, чем их не соприкасающихся друг с другом.


Обучение – это мышление и запоминание.

Чтобы хорошо запомнить, нужно, чтобы это было интересно. Все, что вызывает заинтересованность, откладывается в нашей голове. Хотим или не хотим мы того, все равно представляем предмет запоминания. Если постоянно пополнять свои зрительные и эмоциональные впечатления, происходит процесс развития, а за ним запускается механизм воспроизведения информации. Так работает память.

Говоря языком науки, память – это психический процесс приобретения, хранения, удержания, воспроизведения информации.

Когда мы пытаемся что-то запоминать, мы выполняем при помощи нашего мозга три крайне сложных действия:

Кодировка информации,

Транспортировка на хранение до того момента, когда она будет использована,

Воспроизведение.


Мы действуем как компьютер. Ода лишь разница - человеческой памяти присуща функция естественного забывания. Забывание – это самоочищение от невостребованных знаний.

Возьмите за правило задавать себе ежедневно вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно. Это одно из многих составляющих процесса улучшения памяти. Этот метод работает безотказно.

Наш мозг делится на два полушария. Правое полушарие отвечает за эмоции и образы. Левое – за логику. Если работают оба одновременно, как это происходило у наших предков и происходит до определенного возраста у детей, то человек до глубокой старости сохраняет работоспособность обеих полушарий в равной степени хорошей.

К сожалению, такая врожденная способность с возрастом утрачивается у каждого взрослого, если не заниматься тренировкой. Поэтому, старайтесь запоминать ежедневно как можно больше: учите наизусть стихи, запоминайте тосты, высказывания знаменитых людей, отрывки из книг, журналов, надписи на рекламных плакатах, номера проезжающих машин, цены в магазинах, имена людей, которые слышите на улице, в транспорте.


Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, сколько человек прошло мимо, во что были одеты, какие у них были сумки, прически. Пробуйте описать их для себя через несколько минут после встречи.

Если вы не тренировали сегодня свою память и внимание – не ждите, что завтра не забудете, что-то важное, или где лежат ключи, деньги, перчатки.

Изучение иностранного языка – прекрасная тренировка.

Не слушайте тех, кто говорит, что выучить язык взрослому очень сложно, практически невозможно. Даже в преклонном возрасте можно добиться прекрасных результатов, если память тренируешь, если понимаешь, зачем тебе это нужно, что собираешься делать со своими знаниями. Когда интересно – тебе легко. Это касается всех сторон жизни.

Играйте в шахматы, домино и карты, разгадывайте кроссворды, шарады, загадки, учите скороговорки, займитесь скорочтением. Хорошими занятиями станут вязание сложных узоров без запоминания и вышивка. Развитие мелкой моторики очень сильно влияет на процесс улучшения запоминания.


Как работает память?

Почему мы что-то пытаемся запомнить, но не получается. А некоторые моменты надолго откладываются в нашем «мозговом хранилище». Один человек держит в голове огромное количество различной информации, а другой сразу же забывает о поставленной на плиту кастрюле. Наука не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы. Мозг – это наименее изученный, самый загадочный орган человеческого тела. Но точно известно, что память можно тренировать, улучшать.

Как не все становятся выдающимися танцорами, но каждый занимающийся хореографией имеет грациозную походку, так и не все тренирующие свою память могут в уме перемножать двухзначные числа, но все сохраняют ясный ум, крепкую память даже в преклонном возрасте.


Какие виды памяти существуют.

Сенсорная.

Это память, которую мы получаем от наших органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. Информация, полученная таким образом, не живет в нас долго. Она сохраняется до трех секунд.

Кратковременная.

Происходит удержание информации на короткое время (всего полминуты), не происходит сохранения о большом количестве предметов или явлений. Тренировке поддается при помощи многократных повторений с промежутками времени. Без них она со временем совсем исчезает из памяти.

Долговременная.

Информация хранится длительное время, начиная от нескольких часов до всей жизни. Не поддается элементарному механическому заучиванию. Поддерживается при помощи связей с уже имеющейся в нашей памяти информацией, переработке ее, установлению новых связей.

В свою очередь этот вид делится на две составляющие:

Наши знания о событиях, окружающем мире

Знания о движениях, которые выполняет наше тело, тех предметах, которые мы используем в окружающей среде.


Упражнения и приемы для активизации внимания, улучшения памяти.

Старайтесь, чтобы информация, которую пытаетесь запомнить, была интересна, прежде всего, для вас.

Думайте, где и как можете применить полученные знания – блеснуть эрудицией перед подругами, коллегами, семьей.

Возможно, найдете ответ на вопрос, который крайне важен для вас или

Тренировка фотографической памяти.

В течении пяти минут внимательно смотреть на предмет, который следует запомнить. Затем постараться воспроизвести его как можно точнее. При регулярных тренировках память сохраняет все больше мелких деталей.

Задействуйте образное мышление.

Старайтесь не запоминать все механически. Включите воображение, придумывайте образы, истории, старайтесь создавать цепочки из событий, составлять последовательности из воспоминаний – вообразил, значит помнишь. Помнишь – значит знаешь. Включил воображение, представил - значит, помнишь и знаешь. Круговорот, последовательность событий.

Развивайте слуховую память.

Слушайте, о чем говорят люди в транспорте, на улице. Повторяйте все, что услышали, запомнили, старайтесь сохранять паузы, интонации.

Тренируйте свою зрительную память, периферическое зрение.

Если каждый день приходится преодолевать один и тот же путь, разнообразьте его. Возможно, стоит пройти по другому тротуару, через соседний двор, по менее удобной дороге. Попробуйте дать себе возможность испытать новые ощущения, запоминайте вывески, надписи, номера домов, названия незнакомых улиц. Больше посещайте разнообразные музеи, выставки, спектакли, концерты, мероприятия, фестивали. Составляйте ассоциативные ряды событий, запоминающиеся фразы. Придумывайте истории, которые помогают вам воссоздавать события.


Каждую неделю тестируйте свою память.

Попросите близких прочитать 15-20 существительных, не связанных между собой по смыслу. Читать следует с интервалом 10 – 15 секунд. Попытайтесь воспроизвести эти слова в порядке, который был озвучен. Если тренироваться ежедневно, то результаты не заставят себя ждать. Память станет улучшаться на глазах. То же можно проделывать с цифрами.

Когда с предыдущими тестами будете легко справляться, можно перейти к более сложным. Например, попытаться сосредоточиться на каком-то предмете, думать только о нем, отгоняя другие мысли. Сначала это может не получиться, наш мозг будет подбрасывать новые, свежие мысли. Но, по мере тренировок, это будет получаться все лучше.

Вдыхайте запахи.

Это закрепляет воспоминания, улучшает память. Ассоциация с различными событиями из жизни существует у каждого, но не все знают, что запах розмарина способен улучшить запоминание различных событий, позволяет сконцентрироваться. Если не удается что-то запомнить, разотрите пальцами немного этого растения или его эфирного масла, вдохните запах.

Жевательный процесс улучшает запоминание.

Происходит это потому, что активные движения челюстей способствуют ускорению биения сердца, происходит обогащение всего организма, головного мозга кислородом, как при фитнес - тренировке или беге. А еще при жевании вырабатывается инсулин, который заставляет работать зоны нашего мозга, отвечающие за память. Поэтому, жуйте смело жевательную резинку при чтении, обучении, запоминании какого-либо материала.

Создавайте ассоциации.

Соотносите имена людей, которые трудно запоминаются вам, с особенностями их внешнего вида. Всегда со всем создавайте ассоциации. Это способствует быстрому запоминанию.


Мозг человека пожилого намного меньше по объему, если его сравнивать с мозгом молодым. С годами происходит уменьшение его веса и объема. Физические нагрузки, которые являются (наполняют мозг кислородом), могут повернуть эти процессы вспять. Достаточно заниматься ими 3-4 раза в неделю по часу. Происходит это потому, что пульс повышается, кровообращение усиливается, происходит усиленное питание кислородом всех тканей организма и в первую очередь, головного мозга. Занимайтесь активным спортом, больше находитесь на свежем воздухе, совершайте пешие прогулки. Запоминайте, все, что видите: все свои и чужие действия, ваше и чужое настроение, предметы, явления природы, окружающую жизнь. Больше общайтесь с людьми: близкими, родными, знакомыми, незнакомыми.


Правильно питайтесь.

Правильное полноценное питание имеет огромное значение для нашего мозга, и, следовательно, хорошей памяти. Следите за тем, чтобы ваш организм получал все необходимые витамины, минералы, микроэлементы. Соблюдайте пропорции в белках, жирах и углеводах вашего рациона питания. Употребляйте в пищу рыбу, морепродукты, растительные масла - это важные продукты для полноценной деятельности головного мозга.



Прочитайте дополнительно:

Для чего нужно развивать память? Какой она бывает? Что делать, чтобы ее улучшить. Жаловаться на плохую память любят взрослые и дети. Ежедневно нам, взрослым, надо что-то купить, забрать, оставить, принести, передать… Только вечером вспоминаешь о том, что не купила батарейку на часы и можешь опоздать на работу. На следующий день заходишь в магазин, покупаешь все, кроме самого важного – батарейки. «Вылетело из головы, не помню», — удивляемся мы своей рассеянности.

Многих родителей волнует то, что их ребенок весь день учит стихотворение, а у доски забывает даже первые строчки. Наши дети забывают принести в школу тетради, учебники, ручки, спортивную форму… На уроках затрудняются пересказать таблицу умножения, пересказать текст, повторить за учителем правила и определения…

Работать с памятью ребенка должны, прежде всего, родители.

Память – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.

Запоминание – процесс закрепления новой информации. Оно имеет избирательный характер. Бывает произвольное и непроизвольное (без заранее поставленной цели) запоминание. Непроизвольному запоминанию способствует интерес. Обычно запоминаются яркие образы, волнующие события.

Произвольное запоминание требует усилий воли(ставится цель что-то запомнить).

Различают механическое (зубрежка) и осмысленное запоминание.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти образов предметов, воспринимаемых вчера, месяц или год назад… Простая форма воспроизведения – узнавание.Оно бывает полным и неполным. Более сложной формой воспроизведения является воспоминание.


Виды памяти

Образная (эйдетическая) память – восприятие образов явлений и предметов, которые встречались ранее. Образная память делится на зрительную, обонятельную, слуховую, осязательную, вкусовую. Известно, что многие художники, писатели и ученые (Гете, Белый, Циолковский, Да Винчи…) обладали ярко выраженной эйдетической памятью («эйдос» переводится с греческого как образ).

Человек с хорошо развитой зрительной памятью легко запоминает тексты, схемы, картины жизни. Воспроизводя события по памяти, он мысленно видит зрительный образ. Зрительная память особенно свойственна художникам и шахматистам. И. Левитан писал в зимнее время картины природы по наброскам, сделанным летом. Дж. Рейнольд создавал портреты по памяти. Поль Морфи играл 8 партий одновременно, не глядя на шахматную доску. Александр Алехин мог проводить одновременные сеансы игры вслепую на 40 досках.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, лучше запоминает информацию, которую услышал. Слуховая память развита у музыкантов. Известен интересный случай из биографии композитора С. В. Рахманинова. На одном из визитов к С. И. Танееву А. К. Глазунов сыграл только что написанную им пьесу. По окончанию пьесы Рахманинов по слуху повторил полностью сложное сочинение мастера.

В психологии, а значит и в системе образования до сих пор делается акцент на вербально-логическую память, несмотря на то, что все дети до 16 лет являются эйдетиками. Доказано, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти и что человек, владеющий эйдотехническими приемами, практически не знает границ своей памяти.

Профессор, доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин разработал специальные методики по развитию эйдетической памяти, которые нашли применение в подмосковных школах и крупных бизнес-компаниях. По мнению профессора, важно не только научить детей запоминать и вспоминать, но и стирать ненужную информацию. Часто после экзамена или контрольной работы дети вспоминают то, что не пришло им на ум в нужный момент. Во время стресса излишнее напряжение создает барьер необходимой информации. Очень важно научиться расслабляться. Расслабление помогает вспомнить выученный материал.

Это нужно знать

Для развития памяти необходимо соблюдать . Нельзя забывать, что сон восстанавливает силы.

Короткий стресс мобилизует резервы, помогая памяти. Продолжительный стресс ухудшает ее. Важно знать,

Курение и злоупотребление алкоголя ухудшают работу мозга.

Человеческая память – бездонный резервуар, так как вмешает до 10 20 единиц информации.

Сегодня существует несколько концепций памяти. Некоторые современные ученые предлагают отказаться от понятий — «долговременная» и «кратковременная» память. Согласно их теории, человек должен помнить все.

Что мешает и что помогает развивать память? Как запомнить то, что нужно? Ученые утверждают, что для запоминания важно выбрать главное понятие, образ (своеобразный поплавок), который потом потянет другую информацию. По их мнению, память подобна отлаженному каталогу, где легко найти информацию по ключевому слову.

Законы памяти



Заблуждения в развитии памяти

Первая иллюзия: многие полагают, что память развивается от нагрузки или сама по себе.

Психологами был проведен эксперимент: испытуемые ежедневно учили стихотворения равного объема. Предполагали, что на изучение последующих стихотворений будет потрачено меньше времени, но результаты не оправдались.

Вторая ошибка: мнемотехника доступна лишь избранным и сложна для школьников.

Сегодня мнемотехнику упростили, по программам мнемотехники работают многие школы.

Третья ошибка: тренировка памяти – трудное занятие. Можно научить детей воспроизводить информацию в различных играх (в палочки, в открытки, в слова…) и тренировка будет ребенку в удовольствие.

Четвертая ошибка: некоторые педагоги думают, что единственным способом запомнить материал является механическая зубрежка. Задав задачу по математике или физике, они обязательно решают на уроке аналогичную, показывая алгоритм решения. Однако при изучении новых тем, просят учеников запомнить формулы и правила, не показывая, как это лучше сделать.

Секрет эффективного повторения

Между повторениями существуют оптимальные промежутки: первый промежуток – через 15-20 минут (в эти минуты не рекомендуется делать ничего сложного, например, решать задачи), второй – через 2 часа, третий – через 6 часов, четвертый – через 24 часа. Всю цепочку повторения материала должны знать дети и родители.

Моя родная тетя всю жизнь работала бухгалтером. До глубокой старости она легко делила и умножала в уме, помнила многие исторические даты, годы правления государственных деятелей, цены на продукты в разные периоды ее жизни. В 90 лет она могла назвать номера паспортов, телефонов, машин близких и дальних родственников, знакомых, соседей. Свой секрет запоминания она объясняла тем, что всегда имела дело только с числами.

Секреты запоминания

Младшие школьники часто не могут запомнить таблицу умножения. Есть игровой прием запоминания, который помогает запомнить таблицу обычным способом. Каждая цифра превращается в животного, которое напоминает. Например, 5х6 =30, 5 может быть кенгуру (у этой цифры такой же выпуклый живот как у кенгуру), 6 – улитка (цифра 6 походит на туловище и ракушку), 30 – горы (3 в горизонтальном положении выглядит как две горы) и солнце. Составляется интересная история: кенгуру и улитка отправились в горы отдохнуть. Дети легко запоминают эту историю. Теперь можно закрыть конечные цифры, ребенок их называет (горы и солнце) – 30, затем закрываем первые цифры, он вспоминает улитку и кенгуру – 5 умножить на 6.

Достаточно скоро, играя в эту образную игру, школьник отказывается от картинок и переходит к цифрам.

С помощью картинок удобно запомнить номера телефонов. Рисуется портрет из условно изображенных цифр, например, нули – глаза, 7 – бровь, 1 – рот, 3 – ухо, 6 – нос… Важно запомнить последовательность чтения этой картинки (сверху вниз, а потом справа налево или слева направо).

Запомнить номер телефона можно методом солдата Швейка: к каждой цифре привязывают ассоциацию – номер квартиры, количество зубов у человека, дату рождения, количество членов семьи, размер обуви…

Способы запоминания слов

Для запоминания словарных слов удобен метод звуковых ассоциаций. Очень часто делают ошибки в слове «винегрет». Это слово можно запомнить при помощи выражения «вИно пьют нЕгры». Такой способ можно использовать для запоминания и иностранных слов, например, английское слово «take» (взять) созвучно со словом «тайком»: собака, тайком взявшая колбасу.

Выучить правописание слов можно с помощью графических ассоциаций , рисунков: слово «собака» дети пишут так, как слышат. Школьник быстро запомнит слово, если попросить его нарисовать собаку, свернувшуюся калачиком, в виде буквы «о».

Метод крестика. Младший школьник затрудняется в правописании слова «капуста». Нужно подвести его к тому, что слово «капуста» ассоциируется со словом «заяц». Слово «заяц» ближе всех остальных к слову «капуста» по смыслу. В слове «заяц» буква «а» находится под ударением. Это слово «заяц» записывается крест-накрест со словом «капуста» с общей буквой «а» в пересечении. Таким способом можно запомнить от 10 до 15 слов в день.


Английские ученые провели эксперимент, предложив двум группам студентов запомнить 500 слов. Одна группа студентов учила слова обычным способом, другая — с помощью звуковых ассоциаций. Способ использования звуковых ассоциаций позволил студентам запомнить в 1, 5 раза больше слов.

Резервы нашей памяти безграничны, поэтому важно знать, как максимально развить память и научиться правильно работать с информацией: уметь вспоминать полезную и стирать ненужную.

Существует немало методик, использование которых может развить в ребенке такую важную способность, как память. Родителям не следует ставить клеймо на своих детях, убеждая их в отсутствии памяти.

В этом видео вы найдете эффективный тренинг по развитию памяти.