Словарный запас: сколько слов нужно знать? Как увеличить словарный запас

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Словарный запас среднестатистического человека

Русский язык

«Толковый словарь живого великорусского языка » В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными слова, согласно "Частотному словарю русского языка" под редакцией Л. Н. Засориной - являются около 40 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 9 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов. Высокообразованный человек знает порядка 8000 слов. Интересно, что "Словарь языка Пушкина", содержащий используемые классиком слова, содержит непревзойденный пока показатель - приблизительно 24 тысячи слов. Не изданный "Словарь языка В. И. Ленина" по некоторым данным должен был содержать около 30 тысяч слов.

Английский язык

По официальным данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается 250 тысяч слов и около 615 тысяч словообразований. Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы , включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии. Так, компания Global Language Monitor насчитала в английском 986 тысяч слов.

Японский язык

Японский язык содержит около 50 тысяч иероглифов. Активный словарный запас японцев формирует Министерство просвещения, именно оно рекомендует своим соотечественникам 1850 иероглифов для повседневного использования, из которых 881 изучается в начальной и средней школе. В среднем японец обходится 400 иероглифами в повседневной жизни, а газеты и журналы используют 3000 иероглифов.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Словарный запас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 5 активный словарь (5) запас слов (5) лексика (10) … Словарь синонимов

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. То же, что потенциальный словарь …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить. Подразделяется на активный слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный слова, понятные при чтении и устном восприятии … Профессиональное образование. Словарь

    Словарный запас - – 1. все слова, значение которых понимает и/или использует индивид в своей языковой практике; 2. любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий); 3. полный список слов какого либо языка. Число таких слов, а также динамика …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - 1. Полный компендиум слов, которые знает индивидуум. 2. Полный перечень слов, используемых в языке. 3. Любой специально ограниченный список слов. Когда имеется в виду это последнее значение, обычно используется уточняющее слово, чтобы обозначить… …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ. См. активный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ. См. пассивный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПАССИВНЫЙ - Вообще – словарный запас (1), используемый пассивно, то есть при чтении и слушании. Пассивный словарей запас индивида значительно больше, чем активный словарный запас. Также называется словарным запасом узнавания … Толковый словарь по психологии

    Словарный запас, читаемый с листа - у начинающих читать – слова, которые они могут читать быстро («с листа») без эксплицитного фонетического декодирования. Дети, которых учат читать методом «целых слов», обычно имеют больший словарный запас, читаемых с листа, нежели дети,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Каждый язык, диалект, наречие, сленг на нашей планете сам по себе уникален и интересен. И каждый из перечисленных вариантов имеет свой определённый набор слов, которыми наполняются словари и головы студентов. Но прежде чем начать говорить непосредственно об английском языке, хотелось бы начать с нашего родного – родного для меня и для вас, читающих эту статью, - и великого русского языка.

Ответьте сами себе на вопрос: сколько слов родного языка вы знаете и используете абсолютно свободно в вашей речи? Как вы будете их считать? Первый способ – берём самый большой словарь и начинаем ставить галочки напротив тех слов, которые нам знакомы. Проходит 3 недели, когда мы доходим до слов «яшма», «ящик», «ящур» (кто что знает), снова открываем первую страницу и начинаем считать. Ещё через 3 недели каждый выйдет на определённую огромную цифру слов и подумает, для чего он проделал все эти манипуляции. Для чего, я расскажу чуть позже. Второй способ – не берём словарь, ничего не считаем, потому что нам, лично, это не нужно и у нас веские аргументы. Почему это всё-таки нужно, я тоже поведаю в этой статье. И наконец-то третий способ – находим в интернете тест на определение , проходим его и точно знаем, в каких пределах варьируется доступное нашему сознанию количество слов. Но и тут возникает проблема: как правильно выбрать тест, ведь их десятки, что такое пассивный и активный запасы слов и т.д. Итак, обратимся к теории и разберёмся всё-таки, что же такое словарный запас и почему я решила сегодня поговорить именно об этом.

Говоря простым ненаучным языком, словарный запас – это тот определённый набор слов, которым владеет определённый человек. Именно владеет, а не просто «слышал звон, не знаю где он». Т.е. понимает значение того или иного слова, умеет применить его в устной и письменной речи, воспринимает его при живом общении. Весь в целом словарный запас конкретного человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас – это набор слов, которые он использует в устной и письменной речи, когда он является источником этой речи. Пассивный же словарный запас – это набор тех слов, которые человек распознаёт, читая ту или иную литературу, или услышав их в устной речи, но сам источником этих слов не является, т.е. не использует в своей собственной речи. Данное разграничение применимо как для родного, так и для изучаемого вами в качестве иностранного языка, так как в обоих случаях есть те слова, которыми пользуемся лично мы с вами, и те, значения которых мы распознаём нашей памятью.

Если говорить о составе языка в целом, то русский язык практически невозможно подсчитать, так как он слишком богат и разнообразен, и по разным источникам в нём насчитывается от 2,5 до 4,5 миллионов слов и словарных единиц. В английском языке всё намного проще, последний раз официальный подсчёт проводили в 1999 году, и по его данным в этом языке насчитывается чуть больше одного миллиона слов и словарных единиц. Поэтому может смело радоваться тому, что изучаем именно английский язык, ведь миллион – это не так уж много. А если говорить серьёзно, то из этого «чуть больше миллиона» в обыкновенной повседневной речи даже самый образованный человек использует не более 20-30 тысяч слов и словарных единиц (и не более 50 тысяч хранится на жёстких дисках его памяти) – и при том, что английский для него родной. Если же мы говорим об английском языке, как об иностранном, изучаемом нами, то самые высокие показатели для активного словарного запаса составляют 8-10 тысяч слов, а для пассивного до 15 тысяч. Т.е. вы видите, что показатели не так уж велики и страшны, как может показаться на первый взгляд.

Теперь стоит поговорить о том, как же подсчитать ту самую заветную цифру, на которую вы выходите с вашим объёмом знаний. Существует множество различных способов, тестов, подсчётов. Я предлагаю вам обратить внимание на два из них, и я аргументирую почему выбрала именно эти варианты. Первый из этих вариантов подсчёта вы можете найти на сайте , который посвящен совместному американско-бразильскому исследовательскому проекту, направленному именно на подсчёт слов вашего пассивного словарного запаса. Построен он очень просто – вам лишь нужно отмечать те слова, значение которых (хотя бы одно) вам достоверно известно. Единственная проблема в том, сможете ли вы быть честны сами с собой и действительно правдиво выбирать узнанные вами слова. В конце система сама считает ваш результат и выдаёт примерное значение +/- 500 слов. Второй вариант подсчёта слов позволяет сделать это по уровням и конкретно увидеть, в чём же ваши упущения. Этот вариант подсчёта вы можете найти на сайте . Данный тест позволит вам пройтись по уровням и точно определить, где мы ставим точку и продолжаем обучение. Каждая версия теста состоит из 6 уровней, и проходить их необходимо, начиная с самого первого, даже если вы уверены, что знаете гораздо больше. Результат даст вам возможность понять, каков ваш словарный запас и на что стоит обратить своё внимание.

Но для чего же считать? Вот вопрос, который многих из вас сейчас заботит. Ведь цифры никому не важны, думаете вы. Но это не так. Во-первых, такой подсчёт позволяет объективно оценить ваш уровень знания , во-вторых, при прохождении определённых тестирований британских и американских школ, вас буду просить указать результаты подсчёта словарного запаса. И я никому из вас не советую делать это навскидку, так как после выполнения тестирования может случится конфуз несоответствия указанных вами данных и результатов теста. Поэтому знать свой словарный запас (особенно активный), не просто полезно, но в некоторых случаях необходимо.

  • словарный запас в размере 350-700 слов – активный словарный запас необходимый для начального (базового) уровня владения иностранным языком.
  • словарный запас в размере 700-1300 слов – достаточный для того, чтобы объясниться (если он активный для вас); и для чтения на базовом уровне (если это ваш пассивный словарный запас).
  • словарный запас в размере 1300-2800 слов – активный словарный запас, достаточный для бытового повседневного общения; в случае, если он пассивный, достаточен для беглого чтения.
  • словарный запас в размере 2800-5500 слов – вполне пригоден для свободного чтения прессы или научной литературы.
  • словарный запас в размере до 8000 слов – достаточно для нормального полноценного общения человека, изучающего английский как иностранный, что позволит понимать практически любую литературу, ТВ-программы и прессу.
  • словарный запас в размере до 13 000 – активный словарный запас человека с высоким уровнем образования, который изучает английский как иностранный язык.

Но даже если вы прошли данное тестирование успешно, следует помнить, что только слова, зафиксированные в вашей памяти, не дадут вам возможности свободно общаться по-английски, так как у этого навыка множество других аспектов. Однако, овладев 2000 правильно подобранных часто используемых слов, при наличии определенной грамматической базы и практики, вы без труда сможете общаться на великолепном языке Туманного Альбиона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждый день мы общаемся с другими людьми, произносим сотни слов, работаем с документами, просматриваем интернет-страницы, переписываемся с друзьями и родственниками, читаем журналы и газеты, смотрим фильмы и телепередачи. В процессе коммуникации, передачи и восприятия информации наше сознание обрабатывает множество слов. Сколько же именно слов необходимо знать человеку, чтобы полноценно общаться, познавать мир и окружающую действительность?

По разным оценкам ученых , в английском языке около одного миллиона слов, в русском – от двухсот до пятисот тысяч, чешский язык насчитывает около пятидесяти тысяч слов. Но это совсем не значит, что для того, чтобы овладеть языком, нужно учить такое огромное количество слов. Дело в том, что наш словарный запас делится на два вида – активный и пассивный. Активный словарный запас – это слова, которые человек знает и активно использует. Слова же, значение которых человек знает, но которые он использует редко, составляют пассивный словарный запас. Разумеется, пассивный запас в несколько раз больше активного. Исследователи творчества Уильяма Шекспира подсчитали, что в своих произведениях он использовал около двадцати тысяч слов, в литературном наследии Карела Чапека насчитывается почти тридцать тысяч слов. Однако это не значит, что в повседневной жизни великие писатели изъяснялись сложно и витиевато, используя весь свой лексический багаж.

По подсчетам лингвистов , словарный запас, которым европеец, в том числе и среднестатистический россиянин, обходится в повседневном общении, составляет около тысячи слов. Активный словарный запас составляет примерно две-три тысячи слов. Таким образом, для владения языком на начальном уровне достаточно нескольких сотен часто употребляемых слов. Вот приблизительная градация объема словарного запаса:

1. 400-800 слов – лексический багаж, необходимый для базового уровня знания языка;
2. до 1500 слов – запас, позволяющий объясняться и читать литературу на начальном уровне;
3. до 3000 слов – запас, с помощью которого можно уверенно общаться на бытовом уровне и бегло читать неспециализированную литературу;
4. 5000 слов в лексическом багаже обеспечат свободное чтение прессы и специализированной литературы;
5. 8000 слов достаточно для всестороннего общения, чтения литературы любой степени сложности, просмотра телевизионных передач и фильмов.

Следует учесть , что эти цифры являются лишь приблизительной оценкой количества слов, необходимых для общения на определенном уровне, и, как следствие, количества слов, которые необходимо знать желающим изучить иностранный язык. Отметим, что активный словарный запас динамичен, он изменяется в зависимости от того, в какой среде живет человек, чем он занимается, где трудится и т.д. Например, специфика работы человека определяет лексический багаж, используемый им в трудовой деятельности. Поэтому важно не только расширять активный словарный запас, но и следить за тем, чтобы слова не исчезали из употребления и не переходили из актива в пассив.

Существуют различные способы обогащения активного словарного запаса. Рассмотрим некоторые из них:

1. Самый распространенный, действенный и доступный метод – метод живого общения. При общении двух собеседников, как правило, происходит взаимное обогащение их словарных запасов.
2. Чтение вслух позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, облегчая и ускоряя процесс запоминания.
3. Пересказ прочитанного . При пересказе прочитанного мозг активно обрабатывает полученную информацию, при этом нужно стараться максимально задействовать те слова из текста, которые встретились впервые или вызвали затруднение.
4. Интересна и полезна работа со словарем синонимов . Многие слова имеют ряд синонимов, и небольшая игра, цель которой – при помощи словаря максимально заменить слова в тексте на синонимы, значительно расширит словарный запас.

Чем богаче словарный запас человека , тем более емко, красочно и точно он может выражать свои чувства и мысли, тем ярче его картина мира. Нужно стремиться пополнять словарный запас не только изучаемого, но и своего родного языка. Тем более актуальным это представляется для носителей русского языка, о котором так замечательно высказался французский писатель Проспер Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



Обучение – это непрерывный процесс. Вы можете стать эрудированным человеком как в подростковом возрасте, так и в пенсионном возрасте, когда вам будет уже за восемьдесят, просто расширяя свой словарный запас. Выработайте привычки, которые помогут вам запоминать и использовать наиболее точные слова в вашем языке. И вам станет легче общаться, писать и думать. После того как вы прочтете более конкретные советы по расширению своего словарного запаса, дочитайте эту статью до конца.

Шаги

Часть 1

Учите новые слова

    Читайте взахлеб. Когда вы окончите школу, вам уже не будут задавать упражнения на слова, и вообще уже не будет никакого домашнего задания, что в свое время заставляло вас учить новые слова. Можно и просто перестать читать. Но если вы хотите расширить свой словарный запас, составьте себе план чтения и придерживайтесь его.

    • Можно попробовать читать по одной книге в неделю или просто читать газеты каждое утро. Выберите подходящий для себя темп чтения, а также составьте программу чтения, которая будет вписываться в ваше расписание.
    • Каждую неделю старайтесь прочитывать как минимум одну книгу и пару журналов. Будьте последовательны. Вы не только увеличите свой словарный запас, но и будете в курсе дел, будете знать о том, что произошло. Вы расширите запас общих знаний и будете образованным, всесторонне развитым человеком.
  1. Читайте серьезную литературу. Поставьте перед собой задачу - читать столько книг, насколько у вас хватит времени и желания. Читайте классику. Читайте старые и новые художественные произведения. Читайте поэзию. Читайте Германа Мелвилла, Уильяма Фолкнера и Вирджинию Вульф.

    Читайте также интернет-источники и «низкопробную бульварную» литературу. Читайте интернет-журналы, эссе и блоги на различные темы. Читайте музыкальные обзоры и фэшн-блоги. Правда данная лексика не относится к высокому стилю. Но чтобы иметь обширный словарный запас, вам нужно знать и значение слова «внутренний монолог», и значение слова «тверкинг». Быть начитанным – это значит, быть знакомым как с творчеством Джеффри Чосера, так и с творчеством Ли Чайлда.

    Смотрите в словаре каждое слово, которое вы не знаете. Когда вы видите незнакомое слово, не пропускайте его с раздражением. Попробуйте понять его значение из контекста предложения, а потом посмотрите его в словаре, чтобы уточнить его значение.

    • Заведите себе небольшой блокнот и тут же записывайте в него все незнакомые слова, которые вам будут встречаться, чтобы потом проверить их значение. Если вы слышите или видите слово, которое вы не знаете, обязательно посмотрите его в словаре.
  2. Читайте словарь. Погружайтесь в него с головой. Читайте словарные статьи о тех словах, которые вам еще незнакомы. Для того чтобы сделать этот процесс более увлекательным, необходим очень хороший словарь. Поэтому поищите такой словарь, где даются подробные объяснения по поводу происхождения и использования слов, так как это поможет вам не только запомнить слово, но и получить удовольствие от работы со словарем.

    Читайте словарь синонимов. Ищите синонимы к словам, которые вы часто употребляете, и старайтесь использовать их.

    Часть 2

    Используйте новые слова
    1. Поставьте себе цель. Если у вас твердое намерение расширить свой словарный запас, поставьте перед собой цель. Старайтесь учить по три новых слова в неделю и использовать их в устной и письменной речи. Благодаря сознательным усилиям, вы сможете выучить несколько тысяч новых слов, которые вы будете помнить и использовать. Если у вас не получается правильно использовать то или иное слово в предложении, значит, оно не является частью вашего словарного запаса.

      • Если вы легко запоминаете по три слова в неделю, тогда повышайте планку. На следующей неделе попробуйте выучить 10 слов.
      • Если вы будете смотреть в словаре по 20 новых слов в день, вам будет трудно использовать их правильно. Будьте реалистом и расширяйте практический словарный запас, который вы на самом деле сможете использовать.
    2. Используйте дидактические карточки или самоклеящиеся листочки по всему дому. Если вы собираетесь взять за привычку учить новые слова, попробуйте несколько простых приемов запоминания, как будто вы готовитесь к тесту. Повесьте над кофеваркой стикер с толкованием того слова, которое вы надеетесь запомнить, и, так, вы сможете выучить его, пока будете делать себе чашку утреннего кофе. Прикрепите новое слово к каждому комнатному растению, и, таким образом, вы будете учиться, пока будете их поливать.

      • Даже когда вы смотрите телевизор или занимаетесь другими делами, держите под рукой несколько дидактических карточек и учите новые слова. Расширяйте свой словарный запас при любых обстоятельствах.
    3. Пишите больше. Начните вести журнал, если вы этого еще не делали, или заведите виртуальный дневник. Интенсивное сгибание мышц при письме поможет вам лучше запоминать слова.

      • Пишите письма старым друзьям и описывайте все до мельчайших подробностей. Если ваши письма, как правило, короткие и простые, измените это: начните писать более длинные письма или электронные сообщения по сравнению с теми, которые вы писали раньше. Тратьте больше времени на составление писем, как если бы вы писали школьное эссе. Делайте обдуманный выбор.
      • Выполняйте больше письменных заданий по работе. Если вы обычно избегаете составления приказов, написания коллективных электронных сообщений или участия в групповых дискуссиях, измените свои привычки и пишите больше. К тому же вы, возможно, будете получать деньги за расширение своего словарного запаса.
    4. Правильно и точно используйте прилагательные и существительные. Самые лучшие писатели стремятся к краткости и точности. Приобретите толковый словарь и используйте самые точные слова в своих предложениях. Не используйте три слова там, где можно спокойно обойтись лишь одним. То слово, которое сокращает общее количество слов в предложении, будет весьма ценным дополнением к вашему словарному запасу.

      • Например, фразу «дельфины и киты» можно заменить одним словом «китообразные». Таким образом «китообразные» - это полезное слово.
      • Слово также полезно, если оно более выразительно, чем та фраза или то слово, которое оно заменяет. Например, голоса многих людей можно охарактеризовать как «приятные». Но если у кого-то очень приятный голос, тогда лучше сказать, что у него голос, «ласкающий слух».
    5. Не выставляйте это напоказ. Неопытные писатели думают, что они улучшат свою письменную речь, если в каждом предложении будут по два раза использовать функцию тезаурус в Microsoft Word. Но на самом деле это не так. Использование пафосной лексики и правильное написание слов сделают вашу письменную речь напыщенной. Но что еще хуже, так это то, что это сделает ваше письмо менее точным, чем более обычные слова. Грамотное использование слов – это характерная черта настоящего писателя и верный признак большого словарного запаса.

      • Вы могли бы сказать, что «железный Майк» -это «прозвище» Майка Тайсона, но слово «кличка» было бы более точным и подходящим в этом предложении. Поэтому слово «прозвище» менее полезно в вашем словарном запасе.

    Часть 3

    Совершенствуйте словарный запас
    1. Подпишитесь на рассылку «Слово дня» в одном из онлайн-словарей. Вы также можете завести себе календарь «Слово дня». Не забывайте каждый день читать слова на той странице, старайтесь запоминать слова каждого дня, а также использовать их в своей речи в течение дня.

      • Заходите на словообразовательные сайты (например, freerice.com) и расширяйте свой словарный запас, пока утоляете голод или делаете что-то еще полезное.
      • Есть очень много онлайн сайтов, посвященных составлению алфавитных списков необычных, странных, устаревших и трудных слов. Воспользуйтесь поисковой системой, чтобы найти эти сайты и учиться на них. Это прекрасный способ скоротать время, ожидая автобус или стоя в очереди в банк.
    2. Решайте словесные головоломки и играйте в игры со словами. Словесные головоломки – это прекрасный источник новых слов, потому что их составителям часто приходится использовать огромное количество малоупотребляемых слов, для того чтобы все слова поместились в их головоломки, и чтобы они были интересными для тех, кто их решает. Есть много разновидностей словесных головоломок, включая кроссворды, головоломки «Найди слово» и «Спрятанное слово». Наряду с расширением вашего словарного запаса, головоломки также будут способствовать улучшению навыков критического мышления. Что касается словесных игр, попробуйте такие игры, как Скрэббл, Боггл и Краниум, чтобы расширить свой словарный запас.

      Поучите немного латынь. Хоть и кажется, что это мертвый язык, но небольшое знание латыни – это прекрасный способ узнать о происхождении многих английских слов, и к тому же это поможет вам понять значение тех слов, которые вы еще не знаете, не посмотрев в словаре. В Интернете есть образовательные ресурсы по латыни, а так же огромное количество текстов (загляните в свой любимый магазин старых книг).

    Предупреждения

    • Имейте в виду, что вы можете использовать слова, которые другие люди могут и не знать. Это может создать барьеры в общении и взаимопонимании. Поэтому будьте готовы использовать более простые синонимы в различных контекстах, чтобы смягчить эту проблему. Другими словами, не будьте занудой.