Что такое частушка? Определение и виды частушек. Проект " История появления частушки на Руси"

В статье рассказывается о том, что такое частушка, когда появилась подобная форма народного творчества, и какие виды частушек бывают.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность - в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно энциклопедии, частушка - это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Характеристики

Чаще всего частушки создавались сельской молодежью, которая исполняла их под одну многократно повторяющуюся мелодию на разных инструментах во время гуляний. Основная эмоциональная составляющая частушек - это мажорность. Также, главным образом, частушки народные отличались любовно-бытовой, шутливой тематикой. Проще говоря, это были короткие веселые песенки на простые, всем близкие и знакомые темы, чем и обуславливалась их популярность. Но в те же годы существования СССР тематика частушек резко увеличилась, и некоторые из них имели политический смысл.

Являясь своеобразным поэтическим откликом на какие-то события, частушка часто появлялась как спонтанная импровизация. Отличается она также прямотой, экспрессией, обращением к конкретному лицу или группе людей, либо же какому-то социальному сословию.

Наиболее часто частушки народные писались хореем, в котором рифмовались 2-я и 4-а строка произведения. Также для частушек характерен богатый язык, красочность образов, сравнений, которые порой выходили за рамки языка литературного (попросту говоря, были нецензурными).

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки - это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

(четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

хореем литературного языка . Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки .

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

/материал из Википедии/.

Мне бы частушки задорно выкликать,
А тебе - на хриплой на гармошке играть.

А. Ахматова

"Её простое желание"

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

В разных областях необъятной России есть свои частушки. Прочитав книгу "Частушки" (Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992 гг.), я не нашла в ней ни одной частушки из тех, что пела моя мама. Поэтому я решила записать эти частушки. Некоторые из них были записаны при жизни мамы, другие записаны после её смерти по памяти.

Частушка как элемент народной речи имеет особенности, присущие этой речи. Например, частушки об измене милого в народе поются так:

Меня милый изменил

Хотя стилистически правильно было бы сказать: Мне милый изменил. Есть такие частушки в мамином репертуаре, например:

Меня милый изменил,

Думает, заплакала.
Я другого полюбила:
Любовь одинакова!

Можно, конечно, стилистически поправить первую строку в этой (и в подобных ей) частушке следующим образом: Мне милёнок изменил. Однако любая правка нарушает первозданность частушки, её близость к народной речи.

….частушки и в газете "Литературная Россия" (№ 10, 1985 г.):

Меня милый изменил,
Ласточку-касаточку.
На себе порвёт с тоски
Рубашку полосатую.

Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах. Вот примеры:

Не отдай меня, мамаша,
На чужую сторону,
Не умею блины печь,
Расколю я сков`роду.

Иногда наоборот добавляется лишняя буква, как например, в следующей частушке:

Не ходите, девки, замуж
Не за милыих дружков,
Лучше в речке утопиться
Со крутых со бережков!

(Русское народное поэтическое творчество.

Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1978)

А вот какая особенность отмечается в том же номере газеты "Литературная Россия": при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна. Вот, например, две такие частушки, одна из газеты, вторая из репертуара мамы (автор статьи):

Не ходи ты мимо двору
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.

Почему же рифма не полнозвучна? Да потому что пели: "люди спять" и "перерубы лопнуть", и рифма была абсолютной.

Часто для сохранения рифмы в частушках искажаются слова. Вот ещё два примера:

Мой муж - арбуз,
А я его дыня.
Он меня вчера побил,
А я его - ныня.

Если записать последнюю частушку грамматически правильно, то получится следующее:

Меня мать ругает,
И отец ругает.
А за что же ругают?
Растёт пузо другое!

Исчезла рифма, а вместе с ней и вся поэтическая прелесть частушки.

Отмечается в газете и совершенно свободное обращение с ударением, когда это необходимо для рифмы и размера.

Как пример приводится ярославская частушка:

Что ты, милый, редко ходишь?
Редко, наредко, редко!
Через редкое свиданье
Позабыть тебя легко.

Такие частушки были и в мамином репертуаре. Вот, например:

Не спала я, так лежала
На перине пуховой.
Не стерпела, поглядела,
С кем гуляет милый мой.

Нельзя не отметить и вариантность частушек. Очень многие частушки в разных областях поются по-разному. Приведу два примера.

Частушка из репертуара мамы:

Ой, маменька, тошно,
Хвораю нарошно,
Пеки пышки на меду,
Я милого приведу.

Так она поётся в Саратовской области. В газете "Литературная Россия" (№ 22, 1986 г.)
воронежский вариант этой частушки:

О, мама, тошно!
Хвораю нарошно,
Вари кашу на меду,
Я милёнка приведу.

Другой пример. Мама пела такую частушку:

Мы сидели с милкой рядом,
Толковали горячо:
Она выбила мне зубы,
Я ей вывихнул плечо.

В упомянутой выше книге "Частушки" - такой вариант этой частушки:

Мы с милёночком сидели,
Обнимались горячо:
Я ему сломала руку,
Он мне вывернул плечо.

Регистрационный номер 0051432 выдан для произведения:

Часту́шка фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем , в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки фольклора , но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» это обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

/Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки появились во II половине XIX века, они являются образцом поэтического примитива, в них соединены архаичные черты и новые идеи, они вытеснили многие жанры народного творчества. Ввёл этот термин в литературу Глеб Успенский, в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» он дал краткий анализ частушек и опубликовал первые тексты. На первых порах частушки в разных местах назывались по-разному. Частушка возникла на стуке между городом и деревней. Из литературы в частушку перешли рифма и форма строения.

Как миниатюра, частушка откликалась на самые разные события. Основная тема - любовная. Частушка показана изменившееся состояние молодёжи. Главные герои - молодые люди, юноши, девушки, подруги, друзья, соперницы. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушками подсмеивались.

В XX веке появились частушки на социально-политические темы. Частушки популярны в течении двух столетий, они легко забываются/появляются, они текстуально устойчивы. Частушка - поэтический экспромт, она не поётся одна. При исполнении частушек исполнялись готовые формы. Частушка, как и пословица, афористична. В частушках нет ни одного лишнего слова, и особую роль в частушке играет подтекст.

Классификация частушек:

  1. 1) Лирические частушки (припевки) - 4х-строчная частушка на разные темы..
  2. 2) Плясовые - 4х-строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок , строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  3. 3) Страдания - 2х -строчные частушки на любовную тему. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  4. 4) «Семёновна » - 2х-строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. Они называются по имени главной героини, в частушках это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты/непорочности.

Сборники частушек:

  • - «Частушка в записи современного времени», сост. Власова З.И./Горелов А.А. Мск, 1968 г .,
  • - «Прикамские посиделки», «Уральские посиделки».

частушка детские, частушка
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.

Часту́шка (припевка, коротушка) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

  • 1 Характеристика Частушки
  • 2 История возникновения Частушки
  • 3 Различные названия Частушки
  • 4 Типы Частушек
  • 5 Темы Частушек
  • 6 Символизм цвета в Частушке
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки

Характеристика Частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.).

Текст частушки - обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно.

История возникновения Частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной...».

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к Российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка» иноязычные словари не переводят.

Различные названия Частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Типы Частушек

  • Лирические частушки (припевки) - 4-х строчная частушка на разные темы.
  • Плясовые - 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания - как правило, двухстрочные частушки о любви - поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину - «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня - со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Темы Частушек

Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещёны цензурой. пред советскую эпоху к такой теме относилась религия. эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Символизм цвета в Частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты и непорочности.

Примеры частушек на различные темы

Про Семёновну:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься, Поцелуй меня, ты не отравишься. Поцеловалася, не отравилася, Любовью Сениной я заразилася.

Страдания:

Была девка - все любили, Стала баба - все забыли.

Заунывные, женские:

Рожку жала, убежала Из поля в поляночку, Хороша милай играет Новую тальяночку.

Мимо тёщиного домику Пройду и пропою: Что гулять не отпускает Сударушку мою.

Тема про войну:

Мы с миленочком поедем Воевать напарочку: Он пойдет за командира, Я - за санитарочку.

Армейская частушка:

Нас забреют, мы не тужим, По три годика отслужим. На Елец дорожка пряма, Призываться будем тама.

Про гармониста:

Гармонист устал, Запинаться стал, А я ему стулицу Вынесу на улицу.

На свадьбу:

Посмотрите на невесту: Она просто идеал! От неё жених ни с места, Чтобы кто, вдруг, не украл!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:

Знаем Ленина заветы. Кулаки, попы - наш враг Призовет их всех к ответу Большевицкий красный флаг.

См. также

  • Русская народная музыка
  • Обрядовая поэзия славян

Примечания

  1. 1 2 3 С. Адоньева, Санкт=Петербургский государственный университет. Антропологический форум №1 Прагматика частушки
  2. 1 2 3 4 5 Тематическое занятие: «Частушка - составная часть русской музыки» Самодурова Е. В.
  3. 1 2 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  4. Фраёнова, 1990
  5. Земцовский, 1982
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. - Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. - Пг., 1916. - С. 22.
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т. IV. - С. 318.
  8. 1 2 Частушка - статья из Большой советской энциклопедии
  9. Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  10. Белов, 1982
  11. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211
  12. 1 2 Москвичёва Традиционные наигрышы Тамбовского края
  13. Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации.
  14. Частушки. Доклад. Культурология
  15. 1 2 О. Комаричева ЧАСТУШКА КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ
  16. Newholidays.ru Частушки

Литература

Дополнительная литература

  • Власова З. И. Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 149–193. - 476 с. - 2000 экз.;
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени, - М.-Л., 1965;
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, - Л., 1971;
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / сост. Власова З. И. и Горелов А. А. - Мск, 1968 г.;
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. - М.: Академия, 2006;
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. - 2007. - № 6;
  • Певучая Россия / сост. Т. А. Синицина // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». - 1988. № 22;
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, - Ярославль, 1913;
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек, - М., 1914;
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, - М.–Л., 1966;
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4–5, - М.–Л., 1936;
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, № 4;
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, - Воронеж, 1960;
  • Буртин Ю. О частушках, «Новый мир», 1968, № 1;
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки, - Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. Издание комиссии по народной словесности. - М. 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. - Кострома. 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. - Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки

  • Частушка - статья из ФЭБ «Русская литература и фольклор!»

ансамбль частушка, музыка к частушкам, ненормативная частушка, ноты к частушкам, ухажер в частушках, частушка, частушка mp3, частушка детские, частушка о школе, что такое частушка

Частушка Информацию О