Певец русской природы – Михаил Пришвин. Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева Когда били колокола…

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный литературный музей представляют выставку фотографий выдающегося русского писателя и публициста - Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Выставка откроется 9 декабря 2015 года и продлится до 31 января 2016 года. Вход для участников Russian Photo club - свободный.

«Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь „для себя“, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». (М.М. Пришвин)

С 1905 года, на протяжении полувека, до самой смерти, Михаил Пришвин, широко известный как автор охотничьих и детских рассказов, втайне вел дневник. Когда начали публиковаться первые фрагменты дневников писателя, для большинства литературоведов и читателей, сам факт их существования оказался полной неожиданностью. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В жизни писателя были взлеты и падения, на страницах дневника естественно переплетаются его увлечения охотой и фотографией, его отношения с близкими и друзьями, неизменным было одно - Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после октябрьской революции.

Михаил Пришвин. Беломорканал. 1933. Из коллекции Государственного литературного музея.

Выставка, состоящая из фотографий, напечатанных с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей позволит по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы», как называл его Константин Паустовский, почувствовать необычайную красоту и поэтичность языка писателя, сочетающуюся с наблюдательностью, сдержанностью и простотой, лиричностью и образностью, присущим Пришвину-фотографу.

Отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Посетители выставки получат уникальную возможность услышать их в исполнении самого автора. Дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Теперь, благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире... Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в „природе вещей“...».

За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков, писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» включает, как отдельные снимки, так и целые серии, созданные писателем на строительстве Уралмаша и Беломорканала, во время поездок по северным областям России, на Дальний Восток и на Соловки. И конечно, автор огромного количества рассказов о природе не мог обойти своим вниманием пейзажи и животный мир.

Любимым охотничьим собакам Пришвина, среди которых знаменитая Жизель или Жулька, как он ее называл - будут посвящены новогодние занятия для детей, ежегодно проводимые МАММ. До 31 января в часы работы выставки по выходным планируется чтение произведений писателя, с участием специально приглашенных гостей и посетителей музея.

Стратегический партнер МАММ: RENAULT

При поддержке: ALCATEL ONETOUCH

Контактная информация

Адрес: Остоженка, 16.

Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.

Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.

Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.

19.01.2018

Книжно-иллюстративная выставка "Симфония красок русской природы". 145 лет со дня рождения М. Пришвина.


… Только о людях и думаю

В Тюменской областной научной библиотеке открывается книжно - иллюстративная выставка «Симфония красок русской природы: 145 лет со дня рождения М. Пришвина».

«…Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю».

М.М. Пришвин

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности. Но среди множества писателей, затрагивающих тему природы в своих произведениях, один все же выделяется. Речь идет о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы.

Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений.

– Пришвин, М.М. Лесные сказки и истории про животных

– Пришвин, М.М. Времена года

«Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений. В этом произведении мы смотрим на мир глазами Митраши и Насти, которые оказались один на один с природой. Им предстоит пройти множество испытаний, главное из которых – разлука. «Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно связаны друг с другом человек и природа:

– Пришвин, М.М. Кладовая солнца [Звукозапись]: рассказы о родной природе

Все произведения М. Пришвина отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И понимание этого писатель старается передать своему читателю.

– Пришвин, М.М. Желанная книга

– Пришвин, М.М. Зеленый шум

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время отозвался Максим Горький. Он сказал, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе:

– Личное дело. Пришвин Михаил Михайлович: воспоминания современников. Война. Наш Дом

– Михаил Пришвин и русская культура XX века: сборник статей

– Варламов, А.Н. Пришвин

Выставка «Симфония красок русской природы» – для тех, кто хочет узнать о жизни и творчестве М. М.Пришвина. Посетить ее можно с 23 января 2018 года по 1 марта 2018 года в УЧЗ №2 (3-й этаж).

Посмотрел, наконец, в мультимедийном центре Ольги Свибловой на Остоженке выставку фотографий Михаила Пришвина снятых им в 1930-1936 в Троице-Сергиевой Лавре, в Кабардино-Балкарии, на Беломорканале, Соловках, Дальнем Востоке. Пришвина-писателя я с юности очень любил. Точнее любил и люблю его записи и рассказы о природе и об охотничьих собаках, которые считаю непревзойденными в русской литературе (Соколов-Микитов, Сетон-Томпсон, вот писатели, в ряду которых я Пришвина узнал и полюбил). Кроме собрания сочинений Пришвина (издания 1956 гг). я в последние годы купил и выборочно, хотя и помногу читал впервые полностью изданные его дневники, которые он почти ежедневно вел в продолжении 40 с лишним лет (купил тома дневников с 1914 по 1939 гг. , тома последующих лет еще не купил). Был и в доме-музее Пришвина в Дунино, где мне разрешили подержать в руках его ружье, оказалось оно 20 калибра, очень легкое, почти что женское.

Кроме того, что Пришвин написал и опубликовал он был непревзойденным, очень интересным, может быть, великим фотографом. Много сот фотографий были сделаны им во время путешествий и поездок в 1920-1930-ых годах и позже. Небольшая часть их опубликована в качестве иллюстраций и вкладок в его книгах и помещена на форзацах изданных томов дневников. Большинство этих фотографий являются уникальными историческими свидетельствами жизни в нашей стране простого народа. Как фотограф природы Пришвин тоже совершенно замечателен. В сфере фотографирования природы продолжателем стиля Пришвина-фотографа, хотя совершенно самостоятельным, по-моему, был великолепный очеркист и фотограф Василий Песков, а стиль великого фотографа природы Вадима Гиппенрейтера уже сильно отличается от пришвинского. Выставка фотографий Пришвина в Мультимедийном центре Ольги Свибловой, о которой я говорю, видимо, вообще первая выставка его фотографий и в СССР и в России. Как оказалось, фотографии на этой выставке сопровождаются избранными цитатами из дневников Пришвина помещенными на стенах рядом с фотографиями.

Экспонируемые на выставке двести или около того и напечатанные, видимо, специально для этой выставки фотографии Михаила Михайловича Пришвина (все материалы из Литературного музея) были сняты им, как я уже сказал, в 1930-1936 гг (если не путаю) во время поездок и путешествий. Самые знаменитые из них и достаточно часто публиковавшиеся - серия фотографий сделанная в Троице-Сергиевой Лавре в 1931 гг.. На этих фотографиях Пришвин запечатлел, как уничтожались - сбрасывались с колокольни и разбивались на земле знаменитые колокола Лавры (вес самого большого из них достигал 4000 пудов т.е. 48 тонн). Фотографии сопровождаются на выставке выдержками из дневниковых записей, которые Пришвин делал непосредственно в то время, когда в течение нескольких дней наблюдал акцию по уничтожению колоколов. Качество печати этих фотографий удовлетворительное.

Другие экспонируемые фотографии Пришвина, тоже, видимо, напечатаны для выставки специально. И напечатаны, по-моему, не очень хорошо. Во всяком случае качество их печати как мне кажется сильно отличается (может быть из-за увеличения) от качества печати самим Пришвиным своих фотографий. Но это не очень важно. Главное, из-за чего я и пишу об этой выставке, что фотографии Пришвина оставляют и вызывают у зрителя (во всяком случае у меня) очень тяжелое впечатление от сравнительно недавнего прошлого страны. Очень, очень тяжелое впечатление возникает, когда видишь, как власти обращались с народом, в каких условиях работали и жили люди. Тяжелое чувство горечи производят эти фотографии. Очень жаль людей, вообще очень жаль народ, когда рассматриваешь на пришвинских снимках заключенных людей работающих на Беломорканале, разрушенные Соловки, крестьянских женщин работающих на лесосплаве на Пинеге, людей на пристани во Владивостоке, на празднике на стадионе в Кабардино-Балкарии - все это рассматриваешь подробно (хотя качество напечатанных фотографий, повторю, так себе и лица людей зачастую плохо видны) . И когда смотришь, думаешь, что непонятно даже, как народ вообще выжил и вынес эту ломку и все это. Как мы, два-три последних поколения вообще могли родиться после того, что советская власть делала с людьми, с крестьянством в 20-е и 30-ые годы..

Единственная отдушина на выставке, где зрителю становится приятно - небольшой раздел с пришвинскими фотографиями охотничьих собак и природы, но он очень маленький, к сожалению, хотя фотографировал в природе Пришвин, как известно, очень много.

Организаторам этой выставки большое, большое спасибо. Как бы то ни было фотографии Пришвина сделанные в 20-е и 30-ые годы дают нам сегодня возможность увидеть, представить и подумать о том, что тогда происходило с нашей страной. И фотографии Пришвина действуют в этом отношении на зрителя намного сильнее, чем его дневники или изощренные и знаменитые фотографии Родченко, фотографии Шойхета и других профессиональных фотографов, снимавших для советских журналов и изданий (хотя сужу я об этом только по своему читательскому и зрительскому опыту).

P.S. Билет для пенсионеров в мультимедийный центр Ольги Свибловой стоит всего 50 рублей, в отличии от 150 или 200 рублевого - точно не помню - билета для пенсионеров в Третьяковку (хотя Свиблова не Третьяков, завещавший городу свою коллекцию и галерею с условием, что ее посещение будет для всех бесплатным).

«Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»… и кажется тогда, что если бы удалось открыть какую-то завесу, то и будет видно, что есть красота на земле, и в ней заключается смысл» , - писал в своих дневниках Михаил Пришвин.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Сегодня часть этих фотографий, снятых в промежутке между 1929 и 1936 годами, представлены на выставке в Мультимедиа Арт Музее. 01 Под фотографиями подписи - выдержки из дневника писателя, который он вел с 1905 года до самой смерти, на протяжении полувека. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки.



Экспозиция делится на несколько тематических групп - это съемки снятия колоколов в Троице-Сергиевой лавре, строительство завода Уралмаш и Беломор-Балтийского канала, отдельно представлены портреты и снимки природы. Пришвина как фотографа интересовало все - события, люди, собаки, этнографическая съемка, паутина, солнечный свет, охотничья собака Жулька. Пришвин не считал себя фотографом, но был уверен, что ему, непрофессионалу, открыто то, что никогда не увидит профессиональный фотограф:

«Конечно, настоящий фотограф снял все бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Уникальность выставки не только в том, что на ней представлены фото, отпечатанные с недавно обнаруженных негативов, но и в том, что посетители знакомятся с еще неопубликованными выдержками из тайного писательского дневника, в том, что отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина в его исполнении: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Дневниковые записи писателя читает заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Кроме того, гости выставки смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.


1930 год. Сергиев Посад. 8 января. Оттепель продолжается. Вчера сброшены языки сГодунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный. Был какой-то еще старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И вообще намечается тип такого чисто государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела. Холодное неумолимое существо.

9 января. На колокольне идет работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребятами, с утра до ночи колокол звонит.

19 января. Весь день отделывал снимки колокола. «Разрушьте храм сей…» На какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле на всех языках. Но… вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, чтобы звучало как бронза!

Все это время лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на куски Карнахого и Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать

3 февраля. Мороз и ветер. Дома сидел. Трагедия с колоколом потому трагедия, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, прямо скажем, личностью, единственным в мире колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенной в природный сплав. Не и то бы ничего, - это есть в мире, бывает даже цивилизованный народы сплавляются. Страшно в этом некое принципиальное равнодушие к форме личного бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось - и будет подшипником. И самое страшное, когда переведешь на себя: «Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах».

1 марта. Уралмашстрой. Только на Урале я понял посредством глубокого чувства, что новое строительство значительно именно тем, что это строительство - не-дело в том смысле, как далось мне это понятие, что истинно железные люди, которые стали во главе этого строительства, только потому и стоят, что совершенно отрицают старое «дело».

Оставив первых людей, мы пошли ближе к позициям и скоро услыхали звук, отвечающий на войне пулеметам: это работали бесчисленные пневматические молотки. Скоро мы привыкли к этим звукам до того, что они стали нам как кузнечики. Огромное большинство их возле цеха металлической (клепки), и что удивительно было нам: тут и бабы и мужики, били молотом, как будто это те самые виденные нами первые люди перешли на клепку. Бабы стояли у жернова и щипцами подавали рабочим клепку, а те… Нам объяснили, что «первый человек» с этого начинал, но он уже не крестьянин, как первый, а рабочий. От вторых людей мы перешли к третьим и четвертым, посмотрели весь цех металлической клёпки с точки зрения рабочего сознания…

От цеха к цеху так мы дошли до здания комбината, в котором каждый «первый человек», уделяя в день два часа времени, должен сделаться инженером. Так строится этот гигантский завод в расчете сделаться заводом-вузом.


Дальний Восток. 24 июля. К полудню разгорелся солнечный день. Так пока с утра очень тяжело все выходит из тумана. А растения развиваются роскошно. Странно, что и трава и огороды поспевают в один срок с нашими. В Семеновской гавани фотографировал. Женщины сидели на корточках у самого моря, китаянки с ребятами, привязанными назади, все ждали судов, иваси 60 копеек, и беднота ожидает, чтобы купить. Жарить иваси можно без масла, такая она жирная.

Вечером из Золотого Рога перебрались на другой конец города в Гнилой угол на житье…

Есть сказание, что будто Бог при посеве своем забыл про Дальний Восток и, увидев его пустым, посеял остатки всевозможных семян.


1933 год. Соловки. 27 июля. Встреча начальника, Владимир Петрович Солодухин… На барже («Клара») сидит «Навал»: успели друг у друга украсть, и среди них женщина (КР) мирит, а у нее в это время украли. Навал: 1) 58 КР - контрреволюционеры, 2) 35 - тридцати-пятники (1-ая ступень урки, 2-я высшие уркаганы), 59-3- бандиты. Блатной язык: борьба с ним: блокировать, филонить и пр.


Нам показывает Михайлов Сергей Васильевич, помощник начальника отдела КВЧ (культурно-воспитательная часть). Отказчики релиигиозники…

Чайки покинули не только от пожара (куклы в церкви делали), а люди злые: от людей ушли.


Конвейер - подштанники, ватники, рубахи… напиши на материи имя, и оно рядом с тобой пойдет, и вместе с тобой придут подштанники (взято с Форда: автомобиль). Вагонная система. Почему не влечет в человечину… с интересом будешь смотреть, как черпают селедку в закрытой губе, а вагонная система… потому что селедка есть селедка, а человек тут в положении селедки и вот это нехорошо. Тип нового провожатого: складывается с Михайловым: вероятно, очень мало тех, кто модет обходиться с человеком: два-три Довгань, Кичин, Умеров - и все: интеллигенция из сотрудников ГПУ.

Шлюз №10 Канала самое замечательное звено ББ канала, потому что шлюз этот связан с плотиной, замыкающей реку Выг так, что значительная часть воды Выг-озера, не находя обычного выхода, бросается в стороны, от этого берега озера расширяются, острова тонут, вообще создается новая география, и даже железнодорожный путь приходится переносить. Эта замечательная плотина сопровождается другой особой водосливной плотиной, сделанной для того, чтобы пропускать через себя избыток воды озера.

Вопрос: чьей силой создан канал? Ответ: первое, крестьяне, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты - это основная работа, а потому уже идут блестящие бригады бывших соц.вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату.

Вопрос: почему же вся слава отдается этим последним?

Ответ: потому что с крестьянами было очень мало возни, они каждый индивидуально, легко примкнули к работе, и имена этих тружеников распыленно исчезли в громаде строительства.

1935 год. Кольский полуостров. И оттого, что в прошлом ничего не было и все надо было вновь создавать, то непременно надо было все делать по большому размаху, по большой человеческой правде… Тут надо было рвануть, взмахнуть, человек-строитель быт как орел и орел, размахивая крыльями огромной правды.


Портреты

22 июня 1929 года. Можно высказать как правило, характеризующее наше время, что каждый одаренный с успехом созидающий работник окружен сетью шпионов завистников. Это приводит к размышлению о недостатке социалистического строительства; основная ошибка - это теоретическая переоценка значения масс, которыми на практике может управлять небольшая организованная группа, отсюда презрение к строительству личному, без которого невозможен и творческий коллектив.


1936 год. Кабарда. Да, так и у гор, как у людей, очень часто небольшие закрывают собой высочайшие, и надо сделать лично большое усилие, лично совершить трудный путь, чтобы увидать вершины во свей их свободной и ничем не заслоненной красоте. Кабардинцы были всегда передовым народом Северного Кавказа и в то же время у них не было письменности: все неграмотные и передовые!…

1 мая. Советская Пасха! Демонстрация принудительной силы государства, между тем в понятии праздника на первом месте стоит свобода: спустили с цепи песика, он прыгает: ему это праздник. Сладость обиды: сколько людей живет этим!

Пасмурно, холодная мга садится на широкие обнаженные ляжки физкультурниц, и тело покрывается гусиной кожей


5 сентября 1929 года. Живопись в сравнении с литературой приблизительно так же несвободна, как фотография относительно живописи, но в этой несвободе живописи заключается ее значительность, точно так же как ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Но все равно люди не помнят человеческое происхождение мира из творчества и думают, что аппарат дает нам мир сам по себе.

1 сентября 1930 года. Паук - это артист труда, но он, конечно, не думает о красоте, это солнце и роса почему-то согласились украсить его дело. А скорей всего и солнце и роса тоже не думали о красоте, да… все работают и никто не думает о красоте, но кто работает лучше всех возбуждает радость в человеке-художнике и это сорадование, похожее как бы на узнавание самого себя, как члена творческой огромной родственной среды, - вот отсюда является начало того великого сорадования жизнетворчеству, которое мы называем искусством.

Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929-1936», организованная Государственным литературным музеем и Музеем «Московский дом фотографии», будет работать до 31 января 2016 года.

К 140-летнему юбилею известного русского писателя и этнографа Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) в отделе краеведческих документов Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина открылась выставка: «Большой и настоящий русский человек».

Пришвин родился в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Здесь на родине у будущего писателя сформировалась особая любовь к природе, земле и окружающему миру. Исключенный за «свободомыслие» из Елецкой гимназии, он учился в Тюменском реальном училище, затем в Рижском политехническом институте. Окончив Лейпцигский университет, Михаил Михайлович работал агрономом, сотрудничал в журналах. Литературная деятельность началась с публикации рассказа «Сашок» (1906). После путешествий по русскому Северу родилась его первая книга – «В краю непуганых птиц». Затем последовали произведения «За волшебным колобком», «У стен града невидимого», «Черный араб», которые характеризовались поэтическим мировосприятием, научной пытливостью, интересом к мельчайшим подробностям жизни.

В годы Первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом. После революции некоторое время жил в Орловском крае. Занимался краеведением, организовывал охрану памятников старины, работал в сельской библиотеке, преподавал в Елецкой гимназии.
Начало новому этапу в творчестве писателя положила книга «Родники Берендея», где в центре внимания оказывается сама Земля и ее весенние перемены. Появляются первые главы автобиографического романа «Кащеева цепь». По материалам своих путешествий по Дальнему Востоку, Кавказу и Уралу Пришвин создает ряд книг: «Берендеева чаща», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Фацелия», «Жень-шень».

Особое место в творчестве писателя занимают произведения для детей. Широкое признание получили его сборники: «Зверь Бурундук», «Золотой луг», повесть-сказка «Кладовая солнца». Имя писателя носит областная детская библиотека, она – организатор Пришвинских чтений. Один из разделов Музея писателей-орловцев посвящен жизни и творчеству нашего земляка.

На юбилейной экспозиции представлены наиболее известные книги М. М. Пришвина: автобиографический роман «Кащеева цепь», поэтические очерки «В краю непуганых птиц», своды миниатюр «Глаза земли», «Незабудки», «Календарь природы», новелла «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», сборник «Родники Берендея», а также детские рассказы. Событиям Великой Отечественной войны посвящено произведение «Повесть нашего времени».

Научные публикации о творчестве Пришвина размещены в сборниках «Историко-культурное наследие» (2010 г., № 4) и Ученые записки Орловского государственного университета (2005 г., II том). Вниманию читателей предложены: монография доцента Орловского государственного института искусств и культуры Н. А. Меркурьевой – «Михаил Пришвин: онтология всеединства» и «Центральная Россия: русская классика».

На выставке экспонируются книги жены и исследователя творчества писателя – Валерии Дмитриевны – «Наш дом», «Путь к слову». В них – разные этапы творческой биографии Пришвина, уникальные фотографии, связанные с орловским периодом жизни писателя.

Выставка предназначена для студентов-филологов, краеведов и всех, кому интересно творчество М. М. Пришвина. Продлится до конца февраля.

Информационный отдел библиотеки им. И.А. Бунина