Вера православная - пост-алф. Извиниться перед теми, кому принесли обиды. Нужно ли поститься больным

Пост – не для слабаков, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, помогите ответить на вопросы читателей по поводу усиливающихся неприятностей в Великий пост. Существует мнение, что именно в этот период на постящихся людей наваливаются непредвиденные проблемы и трудности. Например, такой вопрос читательницы: в этом году я решила поститься, но у меня стало появляться множество неприятностей, прямо наваждение какое-то: муж руку поломал, я ушиблась сильно. Как можно такое объяснить?

– Бесспорно: то, что человек решился на такой серьезный шаг, как соблюдение поста, будет немалым раздражителем для «князя мира сего», который всеми силами стремится увести человека от единственно верного пути – пути ко спасению, чем, собственно, и должен стать для нас Великий пост.

Но в то же время не все то, что происходит с нами в нашей жизни – особенно в такой сложный (имеется в виду – духовно сложный) период Великого поста – нужно списывать на какие-либо искушения или тем более на непосредственные проявления бесовских сил. Очень многое зависит от нас, от нашего внутреннего расположения и отношения к тем или иным незаурядным вещам.

Если же мы воспринимаем такие неприятности (как, например, травмы, происходящие с нами во время поста) как один из видов искушений, мы тем более должны стараться контролировать себя и воздерживаться при этом от ропота. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души». Поэтому, если мы хотим, чтобы период Великого поста принес пользу не только физическую, которую доставляет обычная диета, но и прежде всего пользу духовную, нам следует воспринимать все случающиеся неурядицы именно как попытки врачевания нашей бессмертной души.

– «Правда, что в пост активизируется вся нечисть – и человек подвергается больше искушениям? Как все это пережить? Может, пост не всем по силам?» Помогите, пожалуйста, разобраться нашим читателям.

– Как уже было сказано выше, пост – это путь к Богу, попытка возвращения погрязшего в собственных грехах человека к своему Небесному Отцу. И неудивительно, что такая попытка воспринимается «в штыки» падшими ангелами, для которых любая духовная радость – это очередной повод к зависти, которая, по словам Книги Премудрости Соломона, собственно, и стала причиной отпадения Денницы от Бога. Но при всех подобных попытках бесов оторвать нас от общения с Богом мы должны помнить слова святого апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Следовательно, никакая бесовская сила, если мы не дадим ей во владение ни малейшего уголка своей души, не сможет преодолеть в нас действие благодати Божией. Бог знает силы и возможности каждого из нас и никогда не даст нам крест, который был бы нам не по силам. Пост – это вовсе не какое-нибудь новое установление. По словам святителя Василия Великого, пост – это древний дар Бога человечеству, возносящий людей превыше неба. Люди спасались постом и молитвой на протяжении уже не одного десятка веков. А это лучший аргумент, подтверждающий значимость поста в духовной жизни православного христианина.

– «Как не поддаваться панике и не вестись на провокации в этот период? С первых дней поста началась тревога по поводу повышения цен, ситуации в стране…» Андрей, как устоять перед паникой?

– Если во время поста нас интересует более повышение цен – значит пост для нас еще не наступил. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Пост не любит мира, ни того, что в мире», и если мы заботимся более о мирском, чем о духовном, значит мы еще далеки от поста. Святые отцы советуют: если у нас на сердце есть какие-то тревоги или проблемы, мы не должны пытаться справиться с ними сами, но просить помощи у Бога, вспоминая при этом слова святого пророка и псалмопевца Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 55:22). А если же мы, стоя в храме за богослужением или молясь дома, размышляем о ценах или курсах валют, значит мы не даем Богу возможности действовать в нашей жизни; следовательно – к нам еще не пришла та духовная весна (именно так называется пост в богослужебных песнопениях Постной Триоди), которая должна изменить нашу жизнь изнутри.

– Чем отличается время поста от обычного времени?

– Мы должны помнить, что пост – это вовсе не самоцель. Пост, как мы уже сказали выше, – только некое средство, некая дорога к тому, что является более возвышенным, чем сам пост: пост – это путь к Пасхе, путь навстречу Воскресшему Христу. И потому время поста важно для нас как период усиленного самоконтроля и усиленной самоподготовки к такой встрече. Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение Своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» (см.: Мф. 25:21).

– Еще есть такой вопрос: «Все домашние против того, чтоб я постилась, говорят: Бог в душе. Я завишу от них, так как питаемся вместе. Как быть? Из-за поста у меня могут быть неприятности».

– Преподобный Феодор Студит писал, что истинный пост, приносящий пользу душе, заключается в мирном, кротком и сострадательном расположении к ближним. Если же мы будем есть один только хлеб и пить одну только воду, но при этом в нашем сердце не будет мира – это вовсе не тот пост, к которому призывает нас Господь. Святой апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Следовательно, наша вера должна проявляться прежде всего в наших поступках по отношению к ближним, а не в каких-либо самоограничениях.

В древнем Патерике есть следующий рассказ: некий аскет достиг столь высокого уровня подвижничества, когда его сердце уже было очень близко к гордости, и Бог открыл ему, что в одном городе живут два человека, намного превосходящие его святостью своей жизни. Подвижник, желая увидеть воочию этих людей, отправился в тот город и по указанию Божию встретил двух женщин, о которых ему было открыто, что они и есть те, кто превзошел его духовные подвиги. Сперва монах смутился: как женщины, живущие в миру, могут быть святее его – старого аскета, проведшего уже не один десяток лет в посте и молитве? Но впоследствии подвижник понял, что эти две женщины превзошли его тем, что никогда и ни с кем не ссорились, но всегда хранили мир в своих сердцах. Таким образом, сохранение мира в семье может быть в некоторых случаях даже лучшей нашей жертвой Богу, чем пост. К тому же, если мы будем проявлять любовь к нашим близким, возможно, именно она быстрее, чем любые уговоры и рассказы, сделает их нашими единомышленниками.

Беседовала Наталья Горошкова

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:


11 марта в 2019 году начинается Великий пост. Кто-то из нас постится уже не первый год, кто-то постился ранее – но не вполне серьезно, а кто-то постится в этом году впервые и на многие свои вопросы еще не знает ответа. Мы собрали несколько самых распространенных вопросов о Великом посте и задали их .

Великий пост – зачем он нужен?

Еще в первые христианские времена люди, желавшие креститься, некоторое время перед крещением соблюдали пост. Впоследствии из этого поста возник пост перед Святой Пасхой. Если проводить аналогию с крещавшимся, Великий пост дает нам возможность подготовиться и достойно встретить Христова и Праздник Его Воскресения.

Время поста – очень важный период для христиан: мы можем проверить себя, воспитать, сделать немножко лучше и чище. Сознательно лишая себя чего-то, мы обязательно приобретем что-то очень важное. Поэтому в пост мы добровольно лишаем себя каких-либо житейских удобств, тем самым освобождая место для духовных ценностей.

Как правильно поститься?

Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням – от растительного масла. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.

Устав, который дается в Типиконе – это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником (а не самостоятельно) человек определяет, как ему поститься – более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее – Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести.

Великий пост: что запрещается делать?

Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены.

В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время – таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения.

Великий пост: кто может не соблюдать?

Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее – Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.

Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост – это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый.

Почему Великий пост начинается в разное время?

Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.

Почему Великий пост длится 49 дней?

Великий пост состоит из двух периодов – Святой четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения), и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста – это отдельное событие (раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой), когда мы вспоминаем последнии дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения.

Почему нельзя жениться в пост?

Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.

Можно ли курить или пить алкоголь в пост?

По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль (приблизительно две чашки), но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот.

Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития.

А табакокурение в Великий пост запрещается категорически.

Можно ли есть морепродукты в пост?

Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты.

Почему нельзя растительное масло в пост?

По Типикону, пост – это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается нам в праздничные и выходные дни. Тем не менее, мера поста определяется по силам каждого человека и по благословению духовника.

Если нарушил пост: что делать?

Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное – не отступать, продолжать свой покоянный постный путь в ожидании радости Пасхи – Светлого Христова Воскресения.

Если согрешил в Великий пост – Бог не простит?

Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала.

Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает – то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить.

Если День рождения в Великий пост – можно ли отмечать, или это грех?

Смотря как вы отмечаете День рождения или День Ангела. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера – такой праздник лучше не отмечать.

Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких – такой День рождения вполне можно отметить.

Если приглашают в гости в Великий пост – нужно отказаться?

Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица.

Если угощают непостной едой – что делать?

Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи – бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится – тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести бо льшие труды за этот поступок.

Если человек умер в пост: это что-то значит?

Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе.

Если ребёнок зачат в пост – это как-то отразится на его будущем?

На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему – тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность.

Фото Свтеланы Луганской

26.02.2017 27.02.2017 by Ласточка

Как правильно поститься, что такое пост — это очень важные вопросы, ответы на которые должен знать верующий, прежде чем начнет практику поста. Современный человек слаб перед своими желаниями и не может противостоять им. «А зачем мне от этого отказываться?!», — скажет он и в очередной раз предастся праздности. Здесь главное знать, зачем верующий пришел в православие и помнить в чем цель и смысл практики поста. Говоря кратко, пост — это практика укрепления и очищения духа через отказ от праздности и увеселения.

Самым важным постом для истинно верующих православных христиан является Великий пост. Кроме того, что это самый длинный среди всех постов, он еще имеет самые строгие ограничения. Считается, что Великий пост является самым поучительным, красивым, трогательным и светлым временем во всем православном календаре. Этот сорокадневный период всецело направлен на подготовку к главному христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению — Пасхе. В 2017 году Пасха будет праздноваться 16 апреля, таким образом, Великий пост закончится 15 апреля. Начало его – 27 февраля, ровно за семь недель до праздника.

Главная цель Великого поста – полное искоренение губительных проявлений души человеческой и стяжание добродетелей. Этому способствует не только ограничение в пище, но и молитва, постоянные посещения церковных богослужений и полное отрешение от лжи, лицемерия, сквернословия и т.д.

Немного истории

Согласно Библии, Иисус перед крещением провел в пустыне сорок дней. Все это время он обходился без еды и без воды, дьявол подвергал его различным искушениям. Именно в честь этого периода времени и установлен Великий пост. Все пищевые продукты, имеющие животное происхождение, в течение этих семи недель запрещены, то есть нельзя есть мясо, рыбу, яйца и даже любые молочные продукты. Правда, есть исключения в некоторые дни.

Кроме отказа от мясной пищи, постящиеся отказываются от употребления спиртного. Так же от обилия секса, увеселительных мероприятий и развлекательных телепрограмм. Это не значит, что нужно сидеть дома взаперти — это значит, что нужно осознавать причины тяги к праздности и осознанно подходить к своему досугу, развиваться. Задумайтесь, и если просмотр ТВ — это возможность просто-напросто «убить время»,то откажитесь от этого. Если встречи с друзьями вам нужны только для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту — откажитесь от них во время поста.

По возможности, привычный образ жизни должен быть пересмотрен во время поста. Степень отказа постящийся выбирает сам, ведь пост — это личная, индивидуальная практика. Не стоит повсеместно заявлять, что вы сейчас поститесь — это гордыня. Поститься следует внутренне, глубоко понимая суть происходящего, наблюдая искушения, наблюдая, как возникают внутренние противоречия. Пост — это внутренний подвиг.

На самом деле, Великий пост состоит не из сорока дней, он включает в себя все сорок восемь дней строгой подготовки к Пасхе как души, так и тела.

Части пасхального Великого поста:

  • Четыредесятница (первые 40 дней);
  • Лазарева Суббота (1 день – Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем);
  • Вход Господень в Иерусалим (1 день – Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи);
  • Страстная Неделя (6 дней – вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи).

В Великий Пост не рекомендуется употреблять пищу животного происхождения- это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост- это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Что же касается трапезы, по Церковному Уставу, существуют некоторые правила:

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост.
  • Исключаются мясные и молочные продукты (масло, сыр, творог, молоко), яйца. То есть все продукты животного происхождения.
  • Есть можно только раз в день, вечером, однако, по субботам и воскресеньем разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером.
  • В понедельник, среду и пятницу употребление пищи в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и пятницам разрешается горячая пища без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, так же разрешается употреблять виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу (это последняя пятница Великого Поста) стоит воздержаться от пищи вообще.
  • В субботу многие соблюдающие пост, так же воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Какие продукты разрешено употреблять во время поста?

Если разумно подойти к своему питанию во время Великого поста, то, во-первых, вам не придется голодать, а во-вторых, даже в период строго поста питание может быть вполне разнообразным и сбалансированным.

Итак, основные продукты, разрешенные в пост:

  • Хлеб черный, злаковые хлебцы.
  • Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая)
  • Соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов.
  • Грибы различного приготовления.
  • Бобовые (фасоль, чечевица, горох)
  • Сухофрукты, орехи, мед.
  • Овощи по сезону (картофель, свекла, морковь, лук, капуста, редька и др.)
  • Фрукты по сезону (яблоки, бананы, грант, апельсины и др.)
  • Рыбу разрешено употреблять два раза за весь пост. В праздник Благовещение (в 2017 году он приходится на 7 апреля) и Вербное воскресенье (9 апреля 2017 года)

Календарь питания по дням (меню)

Первая неделя поста (наиболее строгая). Важно правильно войти в пост накануне старта. Важно еще знать противопоказания личные, кому не стоит входить в пост.

Разрешено употреблять хлеб.

1 неделя

Понедельник Принято воздержаться от пищи.
Вторник Разрешается черный хлеб, воду, квас
Среда Сухоядение, то есть пища, которую употребляют в сыром виде, это могут быт различные овощи и фрукты, а так же орехи и зелень. Разрешено употреблять хлеб.
Четверг Продолжение сухоядения
Пятница Можно есть овощи, фрукты, орехи, масло растительное в этот день запрещено. Приготовление пищи не рекомендуется, все употреблять в сыром виде
Суббота Питание то же, что и в пятницу, разрешается пить виноградный сок.
Воскресенье В это день разрешается есть вареную пищу с растительным маслом. Так же можно выпить небольшое количество красного вина, которое должно быть натуральным, без добавления спирта.

Выше мы описали одну неделю, как по всем правилам и канонам следует блюсти пост, это больше приемлемо монахам, либо же людям, строго соблюдающим все предписания церкви. Если же вы впервые решили поститься, то не стоит брать на себя чрезмерные нагрузки! Вполне возможно, например, употребление масла в пищу.

Вот примерное меню, которое вы можете взять за основу, добавляя или замещая те или иные блюда:

2 неделя

Понедельник Завтрак Каша овсяная на воде. Чай.
Обед Суп вермишелевый. Котлеты картофельные. Яблоки. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша рисовая. Салат из огурцов и помидор. Чай.
Обед Суп овощной. Вермишель с грибным соусом. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак
Обед Солянка овощная. Салат из капусты. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша кукурузная. Чай или кофе.
Обед
Ужин
Пятница Завтрак Каша ячневая, огурцы, помидоры. Чай или кофе.
Обед
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Винегрет. Чай или кофе.
Обед Каша пшенная. Овощи. Компот.
Ужин
Это первая родительская суббота, во время Великого Поста. По возможности, люди едут на кладбище, для того чтобы навестить своих усопших родственников.
Воскресенье Завтрак
Обед
Ужин

3 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша пшеничная. Орехи. Чай.
Обед Картофельный суп с гречкой. Зразы картофельные. Фрукты. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша гречневая. Чай
Обед Суп фасолевый. Вермишель с соусом грибным. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Овощная солянка. Капустный салат. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша из овсяных хлопьев. Фрукты. Чай или кофе.
Обед Щи из свежей капусты. Салат из овощей. Компот.
Ужин Пюре картофельное с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша ячневая. Чай или кофе.
Обед Суп гороховый. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Каша пшенная. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Овощи. Компот.
Ужин Вермишель отварная с лечо. Чай.
Примечание: Это уже вторая родительская суббота во время Великого Поста. Так же необходимо сходить на кладбище, чтобы отдать дань своим усопшим родственникам.
Воскресенье Завтрак Каша пшеничная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Картофель жареный. Компот.
Ужин Каша рисовая с луком и морковкой. Чай.

4 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша овсяная. Орехи. Чай.
Обед Суп овощной. Каша гороховая. Орехи. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша ячневая. Чай.
Обед Суп с чечевицей. соленые грибы. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Борщ постный. Салат из огурцов и помидор. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша рисовая. Орехи. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с фасолью. Салат из овощей. Компот.
Ужин Картофельное пюре с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с зеленым горошком. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша кукурузная. Чай.
Суббота Завтрак Каша гречневая. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Компот.
Ужин Вермишель отварная с грибным соусом. Чай.
Примечание: Эта суббота уже будет третья по счету родительская.
Воскресенье Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Салат из овощей. Компот.
Ужин Каша гречневая. с луком и морковкой. Чай.

В последующие пятую и шестую неделю поста можно повторять свое меню, что и на второй и третей недели.

Седьмая (Страстная седмица) неделя Великого Поста является такой же строгой, что и первая.

Шестое воскресенье Великого Поста приходится на празднование входа Господа в Иерусалим, или его еще называют Вербное воскресенье . В этот день можно кушать рыбу, еду с маслом, употреблять немного кагора.

В понедельник, вторник и среду — сухоядение. Четверг можно кушать теплую еду, но приготовленную без масла, и только один раз в день. В пятницу только хлеб и вода. В субботу прием пищи запрещен.

И, наконец, воскресенье, конец самого строго го поста приходится на празднование Светлой Пасхи.

Важно посмотреть это видео, для безопасности!

Стоить отметить, если вы впервые решили поститься, рекомендуется поговорить со священником, и решить для себя меру строгости соблюдения поста, ведь надо понимать очень важную истину, что главной целью соблюдения поста является не ограничение в еде, а смирение и покаяние, молитва!

Задумайтесь о своей жизни, созерцайте свои внутренние изменения. Пост — это время духовной работы. В мире много прекрасного, что можно увидеть, отказавшись от ненужной праздности. Конечно, наступает и тот момент,когда время поста приходит к концу. Пост не может и не должен длится все время, иначе он будет уже вреден. Полный аскетизм и отказ — зачастую — воспитание все той же гордыни. Когда заканчивается пост — не спешите бросаться во все, от чего отказались. Воздержавшись от пищи, мы можем вновь узнать ее забытый, истинный вкус. Это вкус даров Бога.

Ограничив себя в поверхностных мыслях, развлечениях, ненужных эмоциях — мы вновь можем осознать истинную суть человеческих отношений и вернуть наиболее правильный взгляд на вещи, до этого затуманенный повседневностью. Задумайтесь над тем, что дал вам пост и вы почувствуете, как внутри что-то изменилось. Возможно вы избавились о чего-то, не нужного вашему существу. Это и есть очищение.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».