Утопия. Что такое утопия

Словарь Ушакова

Утопия

уто пия , утопии, жен. (от греч. и - не и topos - место).

1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия.

2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего (лит. ). Историк 18 в. муж. М.Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15 - 16 вв. ).)

Культурология. Словарь-справочник

Утопия

(греч. u – нет + topos – место, букв. – место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Утопия

(от греч. u - нет и topos - место, то есть место, которого нет) - произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.

Рб: Роды и жанры литературы

Корр: Антиутопия

Род: Жанр

Вид: Утопический роман

Асс: фантастическое в литературе, художественный вымысел

Пример: Т. Мор. "Утопия", Т. Кампанелла. "Город солнца", В.Ф. Одоевский. "Город без имени", Н.Г. Чернышевский. "Что делать?" (4-й сон Веры Павловны)

* Социалистическая утопия представлена в романе английского писателя В. Морриса Вести ниоткуда, в снах Веры Павловны в романе Н. Чернышевского Что делать? (С. Небольсин). *

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Утопия

Утопия

♦ Utopie

То, что не существует нигде (дословно «ни в одном месте»: u-topos). Значит, утопия – это идеал? В некотором смысле да, но идеал запрограммированный и организованный, распланированный с маниакальной точностью деталей. Это идеал, не желающий быть идеалом и претендующий на звание пророчества или инструкции. Утопиями принято называть идеальные общества. В этом случае утопия выступает в качестве политической фикции, служащей не столько для осуждения существующего общества (для этого не нужна никакая утопия), сколько для того, чтобы предложить другое общество, продуманное до мельчайших подробностей, так что остается только осуществить замысел. Таковы утопии Платона, Томаса Мора (которому принадлежит честь изобретения этого слова) или Фурье.

Слово «утопия» может приобретать положительное или отрицательное значение. В первом случае оно обозначает то, чего пока нет, но что когда-нибудь обязательно появится; во втором – то, чего нет и быть не может. В первом случае утопия – это цель, к которой следует стремиться; во втором – иллюзия, в ловушку которой лучше не попадать. В разговорном языке наиболее употребительным является именно второе значение: утопическими принято называть неосуществимые цели или программы. Что заставляет нас считать их неосуществимыми – недостаток воображения, смелости, веры в завтрашний день? Некоторые люди придерживаются именно этой точки зрения, утверждая, что сегодняшняя утопия станет завтрашней реальностью. И приводят в пример оплачиваемые отпуска, социальное страхование, телевидение и Интернет – все те вещи, которые несколько столетий назад кому угодно показались бы чистой воды утопией. Что им можно возразить? Что не следует путать утопию с научной фантастикой, а Томаса Мора с Жюлем Верном. Величайшие утопии прошлого (начиная с «Государства» Платона и заканчивая социалистическим утопизмом XIX века) сегодня представляются такими же неосуществимыми, какими казались при своем появлении, только гораздо более опасными. Просто мы уже знаем, каким насилием и каким промыванием мозгов (тоталитаризм) сопровождаются попытки претворения утопии в жизнь. Утопия – это не просто проект социального устройства, которое сегодня кажется невозможным, это проект совершенного общества, в котором не нужны никакие изменения. Но такое общество означало бы конец истории, конец всяких конфликтов, своего рода «коллективный рай» наподобие «Средиземноморского клуба» (так называется французская туристическая компания, предоставляющая своим клиентам наиболее выгодные условия путешествий по всему миру. – Прим. ред.) – иначе говоря, оно означало бы смерть.

Энциклопедический словарь

Утопия

(от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

Альтернативные описания

Английский философ и писатель, основоположник утопического социализма

Немецкий химик и фармацевт (1806-1879)

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, "Утопия"

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как "главе церкви" и был казнен за государственную измену

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор "Утопии"

И английский писатель-утопист, и нидерландский художник

Картина французского живописца Н. Пуссена "... в Азоте"

Кто разместил идеальное общество в "месте, которого нет"

М. шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча; моровый, к ней относящ. См. также морить

Массовая гибель скота

Массовый падеж скота

Описал "Историю Ричарда III"

Павлин из "Книги джунглей"

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в "Маугли"

Падеж скота

Падеж, но не грамматика

Пандемия

Повальная гибель скота

Повальная смерть

Повальная смерть скота

Повальная эпидемия

Повальная эпидемия, смерть

Поголовная смерть скота

Последствия эпидемии

Самый знаменитый утопист

Следствие ящура

Тотальная гибель

Шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча

Эпидемия

Эпидемия или пандемия

Эпидемия среди домашнего скота

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в "место, которого нет"

Этот утопист, причисленный к лику святых, был обезглавлен в 1535 году

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, «Утопия»

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как «главе церкви» и был казнен за государственную измену

Кто разместил идеальное общество в «месте, которого нет»

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в «место, которого нет»

Картина французского живописца Н. Пуссена «... в Азоте»

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в «Маугли»

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор «Утопии»

Павлин из «Книги джунглей»

Описал «Историю Ричарда III»

Массовый падёж скота

Падёж (не грамматика)

Падеж (не грамматика)

У этого термина существуют и другие значения, см. Утопия (значения).

Уто́пия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου - «благо», то есть «благое место») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage , 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427-347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические , то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.
  • социальные , которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные , идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные , отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует её в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует её с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки». Также к утопиям относят идеи о построении коммунизма и, как конечная цель,- отсутствие денег и тюрем для заключенных.

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненый злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения

Характерные черты утопий

  1. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.
  2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
  3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
  4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
  5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
  6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
  7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать». Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

Утопия (значения)

Уто́пия :

В Викисловаре есть статья «утопия»
  • Утопия (от др.-греч. τοπος - «место», υ-τοπος - «не место», «место, которого нет») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели.
  • «Утопия» - роман Томаса Мора, 1516 год. От него произошло название литературного жанра.
  • Утопия - нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта.
  • Равнина Утопия - низменность в северном полушарии Марса.
  • «Утопия» - серия в третьем сезоне телесериала «Доктор Кто».
  • «Утопия» - британский мини-сериал 2013 года.
  • «Утопия» - парк в Израиле.

Что значит слово "утопия" в переводе на грецкую,

Lora grishnenko

Утопия (греч. τοπος - "место", υ-τοπος - "не место", "место, которого нет") (от одноименного произведения Томаса Мора) - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Нина дюк

Многие знают ещё со школьной скамьи, что слово «утопия» , означающее нечто несбыточное и неосуществимое, происходит от названия острова Утопия, выдуманного в шестнадцатом веке английским писателем Томасом Мором. Но почему для страны, где царил идеальный общественный строй, было придумано такое, мягко говоря, странное название? Не потому ли, что люди там утопали в роскоши и богатстве?
На самом деле слово «Утопия» не целиком придумано, а составлено при помощи греческих корней слов ou нет, не + topos – место, и буквально значит «нет (такого) места» . В русском языке этому острову, на мой взгляд, подошло бы имя Никогдания или Нигдерланды. Как видим, обошлось без утопленников.
У утопии как литературного или социального термина впоследствии появился и антоним – антиутопия – критическое описание общества утопического типа, своеобразная «страна зла» . Английский вариант этого слова – дистопия (образованный от dys- – плохой и utopia) – не нашёл широкого употребления в русском языке и в словарях не приводится.

Что такое утопия

Никита винокуров

Утопия (от др. -греч. οὐ «не» и τόπος «место» ; по другой версии: ου - «благо» , то есть «благое место» ) - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Лyчщeчeмaнгeль

В обыденной речи мы употребляем слово
«утопия» в значении нереальной мечты, наивной, недостижимой иллюзии.
Однако, не все знают, что такое утопия на самом деле и откуда
происходит это слово. Утопия – это литературный жанр сродни научной
фантастике. Особенность утопии состоит в построении автором модели
идеального, справедливого общества. Авторы утопий были очень большими
фантазерами, их невозможно обвинить не то что в плагиате, но даже в заимствовании идеи. Исторически слово «утопия» было впервые использовано в одноименном произведении Томаса Мора
в начале 16 века, где Утопия – это название острова, на котором автор
строит «наилучшее государство» . Столетием позже, в начале 17 века,
английский священник Самюэль Перчес использует это слово в своей книге «Паломничество» уже в смысле идеальной модели общества, кроме того, он вводит в обиход прилагательное «утопический» .
Хотя само слово для обозначения
размышлений об совершенном устройстве общества появилось, таким
образом, лишь сравнительно недавно, утопические мотивы характерны для
мифологии практически всех народов мира. И это не странно – конечно,
люди всегда и везде задумывались о том, как побороть существующую
несправедливость, как организовать общество так, чтобы всем в нем было
жить хорошо.

Первой утопией западной литературы считается диалог Платона «Государство» . И хотя мы привыкли называть утопией бесполезные и наивные мечтания,
на самом деле утопия как литературное явление сыграла немалую роль в
развитии общества – ведь автор утопии всегда – не только мечтатель, но и
критик установленного порядка, своего рода революционер, ищущий пути
преодоления общественных противоречий. Поэтому жанр утопии можно считать
разновидностью остро-социальной литературы.

Нюша 07

Утопия -
это мечта, которой не суждено сбыться. Слово вошло в обиход после выхода в свет
произведения английского писателя Томаса Мора в 16 веке. Вначале термин
«утопия» обозначал идеальный общественный строй, которого не может быть. Со
временем у слова «утопия» появилось более широкое значение, в котором оно
сейчас чаще всего и употребляется: красивая мечта, но несбыточная. (Определение дал/дала Философ
Утопия –
это несуществующее в реальности место, описываемое в художественных
произведениях и представляющее собой идеальный мир, каким он представляется
автору. Утопией также называют желательные, но невозможные по отношению к
существующим реалиям планы преобразований социального устройства общества.
Пример: Жить в мире утопии характерно для интровертов: они обычно предпочитают
вместо жизни в реальном мире придумать свой собственный, гораздо более
благополучный. (Определение
дал/дала Женщина)
Утопия -это буквально "место, которого нет", течение в художественной литературе, которое направлено на создание и описание такой модели мира,
которая, по мнению автора, является идеальной и безупречной. Впервые термин был
введен в литературу Томасом Мором в произведении с одноимённым названием. (Определение дал/дала Старшеклассница)

Утопия (как феномен менталитета) [греч. u - нет + typos - место] - дословно "Нигдея", "страна которой нет" - идеальное состояние, которого якобы может достичь совместная жизнь людей. Хотя термин У. принадлежит Т.Мору, прообразом всех У. является "Государство" Платона. Авторы многочисленных У. исходили из предположения, что развитие техники, достижение материального изобилия и совершенное государственное устройство могут обеспечить всеобщее благоденствие и расходились лишь в определении значения этих трех факторов. Попытки реализовать утопические идеалы не имели однако успеха. Н. Бердяев и О. Хаксли обосновали парадоксальный вывод, согласно которому осуществление У. возможно, и проблема заключается в том, чтобы его избежать, ибо реализация идеала обессмыслит человеческую жизнь. Опыт проведения в жизнь утопических принципов оказался скорее негативным и сопряженным с большими жертвами. К концу XX в. получила распространение точка зрения, по которой У. не осуществима психологически, из-за несовершенства самого человека как родового существа. Действительно, негативные черты, присущие той или иной личности, не обусловлены исключительно несовершенством общественного устройства. В то же время психологически неизбежно и создание новых У., ибо генетическая программа, реализуемая в процессе индивидуального развития, предполагает построение моделей желательного будущего, а на психологическом уровне они воплощаются в надеждах, предельной формой которых выступает У.

А.А. Брудный

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Представление об идеальном обществе, некритическая уверенность в возможности непосредственного воплощения в жизнь традиционных, мифологических, возможно модернизированных, идеологических экспектаций, идеалов. Например, У. являются стремления воплотить в жизнь идеалы...

Философский словарь

(греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия...

Философский словарь

Повествование о наилучшем состоянии общественной жизни, произвольная конструкция идеального социального порядка. Получила свое окончательное название (utopos - с греч. букв.: "Нигдейя" - место, которого нет) лишь в начале XVI в. (1516 г.) от одноименной книги Т. Мора. У....

Философский словарь

(от греч. «не и место») – обозначение «места, страны, которой нет», т.е. несуществующего, идеального государства или общества, где совместная жизнь людей носит черты «золотого века, свободна от зла и противоречий. Создание социальных утопий типично для разных эпох, начиная с...

Философский словарь

(греч.: оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной...

Философский словарь

(от греч. ou - не и topos место) - "страна, которой нет". Течение мысли, изображающее идеальноесостояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий...

УТОПИЯ
УТОПИЯ
(греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. ‘место, которого нет’) - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой ‘выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной’. У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о ‘золотом веке’, о ‘блаженных городах и территориях’, являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле (‘Город Солнца’ Кампанеллы, ‘Новая Атлантида’ Ф.Бэкона, ‘История севарамбов’ Д.Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала. У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон - ‘Государство’, Ксенофонт - ‘Воспитание Кира’ и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В.Андреа - ‘Христианополис’, 1619 и др.); буржуазные У. (Дж.Гаррингтон - ‘Республика Океания’, 1656; Э.Беллами - ‘Взгляд назад’, 1888; Т.Герцки - ‘Фрейландия’, 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье - ‘Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации’, 1822 и ‘Новый хозяйственный социетарный мир’, 1829; де Сен-Симон - ‘Катехизис промышленников’, 1823-1824 и ‘Новое христианство’, 1825, и др.); технократические У. (Веблен - ‘Инженеры и система цен’, 1921, и др.); анархические У. (У.Годвин - ‘Исследование о политической справедливости’, 1793; Штирнер - ‘Единственный и его собственность’, 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о ‘вечном мире’ (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. на ‘У. реконструкции’, направленные на радикальное преобразование общества, ‘У. бегства’ от социальной действительности, а также ‘обоснованные У’, У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и ‘окончательность’ предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "УТОПИЯ" в других словарях:

    - (от греч. ?? нет и место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от?? благо и место, т. е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги… … Философская энциклопедия

    - (от греч. u не, нет, и topos место). 1) сказочная страна, описанная Томасом Муром, с идеальным образом правления, в которой люди блаженствуют; небывалая, фантастическая страна. 2) все несбыточное, мечтательное, грезы о счастье. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Утопия - Утопия ♦ Utopie То, что не существует нигде (дословно «ни в одном месте»: u topos). Значит, утопия – это идеал? В некотором смысле да, но идеал запрограммированный и организованный, распланированный с маниакальной точностью деталей. Это… … Философский словарь Спонвиля

    См … Словарь синонимов

    утопия - УТОПИЯ особый способ социального предвидения, результатом которого является идея или образ совершенного государства, призванного служить образцом общественного устройства. Как особый жанр У существует на грани между собственно литературой … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Утопия - (гр.«u» «нeт» +«topos» «место»: место, которого нет – жоқ орын) – идеалдық қоғам, сол қоғамның өзі немесе оның идеясы суреттелетін философиялық әдеби шығарма формасы. «Утопиялық» және «утопия» сөздері іске аспайтын, реалды емес реформаларды… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Изначально выражение означало фантастическую, выдуманную, несуществующую страну. Слово стало популярным благодаря английскому мыслителю, канцлеру Англии Томасу Мору (1478 1535), который издал (1516) на латинском языке сочинение под названием «О… … Словарь крылатых слов и выражений

    Грамматическая дефиниция утопии: будущее совершенное время. Максим Звонарев Лучше пусть погибнет человечество, чем система, вот девиз всех утопистов и фанатиков. Пьер Жозеф Прудон Следы многих преступлений ведут в будущее. Станислав Ежи Лец В… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (от греческого u нет и topos место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu благо и topos место, т.е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики;… … Современная энциклопедия