Роль личности в истории по роману А.Толстого Петр Первый. «Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый"

Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом. Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I". Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований. Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Создавая великий роман, А.Н.Толстой, стремился представить его не в свете исторического рассказа о властвовании царя, а показать ход истории России в зависимости от деяния главного героя – Петра Первого. Основной задачей, автор, поставил раскрытие роли личности в ходе истории, и ее влияние на будущее. Каждая страница романа акцентирует внимание на взаимном влиянии сильной личности и эпохи.
Во главе угла стоит весомая историческая личность Петр Первый. Но автор рисует его не как царя, который управлял страной, а показывает его как простого человека, которому предстоит принять немало сложных решений. Толстой показывает, как формируется личность Петра, какие испытания ему пришлось пройти, чтобы обрести силу духа и нравственные ориентиры.
Образ, который рисует нам автор, показывает главного героя как многогранную личность, которая находится в постоянном развитии. Петр никогда не хотел останавливаться на достигнутом. Он снова и снова ставил перед собой цели, которые отчаянно добивался. В этом я вижу силу его личности и несокрушимость духа.
Начало романа знакомит читателя с робким мальчишкой, который претендует на престол. Уже с детства Петру приходилось сталкиваться с постоянной борьбой, упорно идти к своей цели. Это воспитало в главном герое стойкость духа и терпеливость. Приближаясь к середине романа, Петр уже выглядит, как уверенный муж России, готовый служить на благо Родины. Он уже обуздал многие тонкости царского дела и является отличным дипломатом, бесстрашным полководцем.
Роман А.Н.Толстого, рисует самые важные события в жизни России, которые стали следствием мудрых решений Петра. Он учился у жизни, быстро усваивая все уроки. Главный герой выглядит как проводник в новую жизнь, он открывает новые горизонты для народа, дает ему возможности для развития.
Автор показывает не только как сама эпоха влияет на главного героя, Толстой так же указывает, что Петр вмешивается в привычное течении жизни и готов менять его на благо народа и Родины. Его характер становится все более закаленным, рассудок все более холодным, а сердце все более горячим.

Открытый урок по литературе в 11 А классе по теме: « Проблема исторической личности в литературе.»(Читаем роман

А.Н. Толстого « Петр Первый»).

Тип урока – урок-семинар.

Вид урока- урок –исследование.

Исследователь- А.Н.Толстой, учитель, ученик.

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетенций.

Предмет исследования учащихся- текст художественного произведения с целью ответов на возникшие вопросы в ходе исследования.

Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся- комплексные проекты.

Цели урока: 1) раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; выявить идейно-художественную задачу писателя -показать Петра Первого как выдающегося государственного деятеля; 2) учить использовать в исследовательской работе творческий метод писателя; 3) помочь учащимся постичь патриотический пафос романа, способствовать процессу духовного развития через вдумчивое и внимательное чтение художественной литературы.

Ход урока.

    Постановка целей и задач урока.

Эпиграф: « Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое…»

« Я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности.»

А.Н.Толстой.

2. А) Слово учителя.

Тема Петра проходит через все творчество писателя.Ей он посвящал свои юношеские поэтические наброски, обращался в дни революции, с именем Петра принимал важные судьбоносные решения. Эта тема широко разработана Толстым в 30-е годы: созданы три варианта пьесы « На дыбе», роман « Петр Первый». Сам писатель так объяснял свою приверженность к этой эпохе (обращение к эпиграфу).

Б)Реализация проектов учащихся.

Специфика исторического произведения такова, что в ее основе лежат факты, отделенные от момента создания значительной временной дистанцией. Для того, чтобы понять, что и кто стал предметом изображения Толстого, необходимо вспомнить, что вам известно об эпохе царствования Петра Первого? Подготовкой этого проекта у нас занимались историки.

(Презентация учащихся.)

Идейно-художественная задача писателя – показать масштаб личности Петра Первого. Для решения этой задачи необходимо узнать, каков творческий метод писателя, какой творческой концепции он придерживается. Известно, что Толстой не первый, кто обращался к личности Петра. Заслушаем литературоведов. Они должны нам рассказать, как развивался образ этой исторической личности в русской литературе, а также – чью концепцию принял Алексей Толстой и почему.

(Сообщение учащихся).

Б) - По сложившейся в литературе традиции « большая история» служит фоном для истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир», где события передаются через восприятие вымышленных лиц, а исторические личности отодвинуты на второй план.

А.Н.Толстой на первый план выдвигает именно большую историю и выдающуюся историческую личность- Петра. Фигура царя- реформатора становится стержнем романа, а вымышленные герои заполняют исторический фон вокруг него.

Как вы объясните такое сюжетное решение писателя, его выдвижение в центр повествования?

(Ответ учащегося.)

3.Анализ образа Петра в романе.

Для аналитической работы над образом используем тезис самого Толстого: « Эпохе нужен был человек, его искали,и он сам искал приложения своим силам. Здесь было взаимодействие.» Читая книгу, вы видите, что характер Петра складывается на глазах читателя. Своими исследованиями, используя прочитанный текст романа, подтвердите эту мысль писателя. Слово группе исследователей: « Этапы становления личности Петра.»

А)Провозглашение царем еще несмышленого мальчика;

Б)жизнь Петра во время правления Софьи;

В) борьба за престол, бегство в Троице-Сергиеву лавру;

Г) сражение за Азов;

Д) поездка за границу;

Е) война со шведами;

Ж) рождение Петербурга.

(Для разрядки посмотрим фрагмент экранизации романа.)

Давно мудрыми людьми доказано, что лучшим учителем человека является жизнь. Какие эпизоды из романа рисуют Петра как « человека своего времени»?

(Это те эпизоды, что иллюстрируют необходимые преобразования для страны.) Вновь слово- группе исследователей.

-Решение закладывать верфь в Астрахани было принято после поражения в Азовском походе.

- Азовский поход.

-Строительство флота и взятие Азова.

Нередко при создании исторического образа автор стремится сопоставить главного героя с другими действующими лицами, чтобы оттенить его незаурядность, многосторонность,энергию и силу. Толстой использует и этот прием в сопоставлении Петра с Карлом 12-м. Слово -группе исследователей.

4.Работа в тетради.

- Вы знакомы с новыми для вас понятиями: точка зрения, внешний жест.

«Точка зрения» –показ событий не с точки зрения автора,а с точки зрения кого-либо из героев, участников событий.

« Внешний жест»- поза, движение, взгляд, выражение лица, через которые передается душевное состояние героя, его невысказанные мысли.

Примените данные понятия к анализу любого эпизода романа. Присмотритесь, как Толстой рисует душевное состояние персонажа. Слово- группе литературоведов.

5. Заключение.

Роль исторической личности заключается в том, что она более конкретно осознает задачи своего времени, служит не себе, а стране, Родине. Что, по мнению Толстого, понимал Царь Петр под служением России? Как отразил автор в образе Петра чувство Родины, понимание потребностей эпохи? Слово- группе исследователей.

6.Вывод по уроку.

Итак, образ Петра как государственного деятеля, как человека показан Толстым исторически достоверно, в напряженной борьбе, все действия его направлены на благо страны. По мнению автора, Петр не нарушает хода исторического процесса, а лишь направляет его.

Домашнее задание: подготовиться к практикуму по роману

« Петр Первый».

Открытый урок по литературе в 11А классе по теме

«Проблема исторической личности в литературе».

(Читаем роман А.Н.Толстого « Петр Первый».)

Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый".
Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом.
Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композицияЕ, установление центраЕ зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа.
В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра.
Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований.
Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям.
Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Задачи и тесты по теме "Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого Петр Первый."

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

А. Толстой проблему "личность и история" решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в "Войне и мире". Если для Л. Толстого народ - главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жестоким. Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А. Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впечатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, осталось у него на всю жизнь. "Ужас далеких детских дней" не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требовательный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став царем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость. Он казнит не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его преобразований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе кораблики - и это не просто игра. Он примеривается к настоящей армии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский проницательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции. Петр ставит перед собой задачи небывалых масштабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтийскому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося "прорубить окно в Европу", вывести Россию на мировой уровень.

Петр - человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится "черного" труда, овладел четырнадцатью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхождения, а по деловым качествам. Однако "демократичный" царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным деятелем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрицательными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих желаниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности. Человеческие слабости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра разрушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, запрет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совершенно очевидно, что писатель выступает как апологет петровских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятельность оправдана историей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н. Толстого) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер", - объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому историческому роману о петровском времени были рассказы "Наваждение", "Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа",
    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий - волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,