Казни египетские. Исход Израиля: почему Бог ожесточал сердце фараона

Ожесточил Бог сердце фараона...

Недельная глава "Ваера" практически полностью посвящена одной-единственной теме – так называемым "казням египетским", которым Всевышний подверг фараона и его подданных, не желавших отпускать народ Израиля.

Нетрудно догадаться, что для Лютера и его последователей рассказ о египетских казнях служит прекрасным подтверждением их теории. Те же, кто верит в свободу воли, оказываются в данном случае в серьезном затруднении. Ибо если Бог сам заставил фараона поступить определенным образом, то о какой свободе выбора можно в данном случае говорить?

Впрочем, Маймонид и сам прекрасно понимал, какую проблему создают для него соответствующие стихи Торы, а потому решил "сыграть на опережение":

"Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен... И поэтому написано в Торе: "И Я ожесточу сердце фараона". За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи".


Фараон и египтяне, угнетая евреев, действовали совершенно свободно и, следовательно, должны были понести наказание за свои преступления. Однако Писание неоднократно подчеркивает, что в случае раскаяния наказание может быть уменьшено или даже совсем отменено (вспомним хотя бы книгу Ионы). Поэтому, чтобы наиболее опасные преступники не смогли избежать наказания, Бог лишает их возможности раскаяться.

Иными словами, Маймонид был согласен, что фараон в данном случае действовал несвободно. Однако, по мнению философа, отсутствие свободы воли является в данном случае исключением, а не правилом.
Маймонид был не единственным еврейским комментатором, полагавшим, что фараон действовал несвободно. Аналогичной точки зрения придерживались, к примеру, Рамбан и Раши. Причем если Нахманид в целом следовал той же логике, что и Маймонид ("За великое зло, совершенное сынам Израиля без всякой причины, фараон заслужил, чтобы его лишили возможности совершить тшуву ", Раши объяснял политику Всевышнего иначе: Бог заставил фараона продержаться до конца, дабы евреи полностью осознали Его могущество ("Он обрушивает кару на народы, чтобы сыны Исраэля услышали и прониклись страхом ").

К сожалению, никто из комментаторов не объяснил, каким, по его мнению, был «механизм», с помощью которого Всевышний лишил фараона возможности раскаяться. Возможно, они полагали, что имело место сверхмощное внушение, подобное гипнозу. Однако, на наш взгляд, можно предложить и иное объяснение.

Рассмотрим три случая, когда фараон отказался отпустить евреев. И попробуем понять, можно ли объяснить эти решения при помощи обычных политических и/или экономических соображений:

1. Шмот, 7:10-13
Логика фараона представляется здесь очевидной: поскольку его волхвы могли воспроизвести чудо, сделанное Моше и Ароном, - значит, перед ним обычные волшебники, а не посланники какого-то неведомого Бога. Следовательно, нет никаких оснований относиться к нему серьезнее, чем к любому другому волшебнику, который подчиняется фараону, а не приказывает ему. В этой мысли фараон имел возможность укрепиться еще дважды – когда волхвы сумели воспроизвести первые две казни, которые Всевышний обрушил на Египет (Шмот 7:20-22, Шмот, 8:2-3).

2. Шмот 10:8-11
B древнем мире жертвоприношения могли совершать только взрослые здоровые мужчины (смотри, например, законы о священниках в книге Ваикра). Что же до маленьких детей, то их участие в жертвоприношениях, особенно в Канаане, нередко заключалось в том, что в жертву приносили их самих. Так что, услышав, что евреи собираются взять на жертвоприношение детей, фараон имел все основания продемонстрировать «культурность» и «гуманность», запретив «подобное варварство»: Да будет так с вами Бог, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите, беда перед вами! (Шмот, 10:10).

3. Шмот, 10:24-27 В этот момент «моральный облик» евреев уже перестал волновать фараона. Однако израильтяне заявили, что заберут с собой свой скот. А фараон не мог не понимать, что для разоренной страны это будет еще одним экономическим ударом. Так что не удивительно, что отпустить евреев на таких условиях правитель Египта не согласился.

Разумеется, Писание далеко не каждый раз называет мотивы очередного отказа. Однако на основании вышеприведенных текстов мы можем предположить, что и в остальных случаях фараон действовал, исходя из тех или иных политических, экономических, "моральных" или личных соображений. Всякий раз у него появлялось рациональное обоснование того, почему он никак не может разрешить еврейскую эмиграцию.
Не найди фараон подобных обоснований, он, возможно, и отпустил евреев гораздо раньше. Однако "Бог ожесточил сердце фараона", и правителю Египта не было дано свернуть с пути, в конце которого его и его подданных ожидала заслуженная гибель.

Отчего сердце человеческое ожесточается? Ответ кажется простым и очевидным: от перенесенных страданий и тягот, от нужды, от непосильного горя… А если еще точнее - от людской злобы и бесчувствия, на которые человек просто вынужден был научиться отвечать тем же. Вроде бы все тут логично и правильно. Но - лишь на первый взгляд.

При более серьезном рассуждении эта простая схема не выдерживает никакой критики. Уже хотя бы потому что огромное множество людей сумели не ожесточиться и сохранить способность к любви и милосердию в самых чудовищных условиях - на войне, в концлагерях, в палатах для неизлечимо больных. И напротив - вполне благополучные, ни в чем не нуждающиеся и ничем не стесненные люди могут вести себя так, будто у них вместо сердца - камень. А самое главное, если принять мысль о том, что ожесточение человека - результат воздействия на него извне, то с неизбежностью нужно будет признать, что человек несвободен в своем выборе между милосердием и черствостью, что выбор этот целиком зависит от обстоятельств его жизни, а добрым и отзывчивым способен быть только тот, кому судьба всю дорогу выдавала одни лишь медовые пряники. Однако практика убедительно доказывает, что в реальной жизни все обстоит ровно наоборот: как раз люди хлебнувшие в жизни лиха куда чаще бывают способны к состраданию и участию в чужой беде. И потом все мы хорошо знаем, что именно в преодолении трагических обстоятельств выявляют себя самые лучшие, самые благородные и возвышенные человеческие качества. Самоотверженность, героизм, жертвенность в принципе невозможны там, где все хорошо и где нет человеческого горя и страданий.

Таким образом, очевидно, что тяготы жизни - лишь одно из возможных условий ожесточения сердца человека, но никак не его причина. Это только собака, как известно из детской песенки, бывает кусачей от жизни собачьей. Ну так на то она и собака, у нее нет этических критериев и свободы нравственного выбора. Человека определять по этой же линейке можно лишь в том случае, если хочешь его унизить и приравнять к животному.

Ледниковый период

Но откуда же тогда берется столько ожесточения в людях? За примерами далеко ходить нет нужды:

каждый из нас на собственном опыте хорошо знает, как может душа заледенеть настолько, что достучаться до нее не могут даже самые наши родные и близкие люди.

И ведь большей частью никаких особо страшных бед при этом в нашей жизни не происходит. Повод к началу такого «ледникового периода в сердце» может быть настолько ничтожным, что мы даже не всегда способны его отследить. Просто в определенный момент вдруг констатируешь, что живешь словно бы в какой-то капсуле, отделяющей тебя от всего остального мира, и любая попытка пробиться к тебе извне не вызывает в твоем сердце ничего, кроме раздражения и неприязни. Собственно, само слово «ожесточить» буквально и означает - сделать жестким, твердым, неспособным воспринимать какое-либо воздействие извне. Не случайно ведь противоположное жестокосердию качество человека принято обозначать в тех же категориях, но с обратным знаком - «мягкосердечный». То есть способный к перемене своего сердца, сохранивший эмоциональную пластичность.

Как же происходит в человеке потеря такой драгоценной способности?

В христианстве, безусловно, есть ответ на этот важный для каждого человека вопрос. Но для того чтобы правильно его понять, необходимо сделать небольшой экскурс в текст Священного Писания.

Казни египетские

Есть в Библии место, которое можно рассматривать как некий универсальный ключ к пониманию человеческого жестокосердия во всех его многообразных проявлениях. Это история с фараоном, к которому Бог отправляет пророка Моисея вызволять еврейский народ из рабства, и говорит ему при этом странные слова: …когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа (Исх 4 :21). Далее на Египет обрушивается целая череда бедствий, известных под названием «казни египетские». В результате испуганный фараон сначала все-таки отпускает евреев домой, заплатив им за годы рабства очень богатую компенсацию. Но потом меняет свое решение, отправляется за ними в погоню, и в результате - гибнет в море со всем своим войском*.

В приведенных выше словах Бога можно увидеть вопиющую несправедливость. Еще бы: Сам ведь ожесточил фараону сердце, а потом стал его же наказывать, и, в конце концов, погубил? Не удивительно, что именно это место Библии оказалось оселком, на котором оттачивали свое остроумие сначала советские, а за ними - и сегодняшние пропагандисты атеизма. Однако поспешные выводы во все времена были свидетельством не очень глубокого ума. И раз уж речь идет о реплике из Библии, наверное, есть прямой резон ознакомиться с толкованием, которое дает на нее Церковь.

Грязь и солнце

Слова «ожесточу сердце», казалось бы, говорят о каком-то насильственном действии со стороны Бога, которое лишает фараона свободного волеизъявления. Но сама логика библейского повествования прямо говорит об обратном. На это обращает внимание преподобный Ефрем Сирин: «Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение - попирает законы…». Собственно, так оно все и происходило: далее в Библии прямо говорится …И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое и не послушал их** , как и говорил Господь (Исх 8 :15).

Фараон сам ожесточил свое сердце, и никто его к этому не принуждал, а уж тем более этого не делал Бог. Но тем не менее очевидно, что Бог как-то участвовал в этом, иначе не было бы смысла в словах Я ожесточу . Вот только характер этого участия был совершенно иным, нежели может показаться при поверхностном прочтении библейского текста.

Святитель Феофилакт Болгарский пишет о причинах ожесточения сердца фараона так: «Что же значит - Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением».

То же самое говорит и святитель Феофан Затворник, распространяя этот принцип с библейской ситуации на все случаи человеческого ожесточения вообще: «Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».


Бог и совесть

Итак, слова об ожесточении Богом сердца фараона - не более чем фигура речи. Подобным образом в известной лирической песенке говорится: «Ах, эта девушка меня с ума свела, Разбила сердце мне, покой взяла». Хотя очевидно, что с ума тут сводит себя сам пылкий поклонник, а упомянутая девушка может быть вообще не в курсе его когнитивных и эмоциональных проблем.

Фараон сам ожесточил свое сердце. И в этом факте можно увидеть тот самый, упомянутый выше ключ к пониманию причин людского жестокосердия. Оказывается, твердым, словно засохшая на солнцепеке грязь, наше сердце становится в ситуации, когда нам открывается Бог. И совсем необязательно это должно происходить через великие и страшные чудеса, подобные тем, через которые Бог являл Себя фараону. В нашей повседневной жизни все обстоит куда проще, но тем самым и куда трагичнее для нас - мы ожесточаемся, когда нам открывается истина. Ведь, если определять совсем просто, истина - то, что есть на самом деле, в противоположность обману или заблуждению. И когда человек вдруг начинает видеть себя именно так - без иллюзий и самообмана, - это может оказаться для него очень тяжелым испытанием, даже без каких-либо знамений или чудес свыше. Ведь так непросто бывает осознать, что ты, мягко говоря, неправ в своих мыслях, словах или поступках, даже когда эта неправота для тебя самого очевидна.

И тогда возможны два варианта реакции на открывшуюся картину своей жизни. Первый - это покаяние, признание своей ошибки, желание исправиться. Второй - глухая защита от увиденного, жесткий блок, отторжение. Но… отторжение чего? Того, что есть на самом деле, то есть - истины! Так человек закупоривает себя в некий духовный панцирь, отделяющий его от реального мира, так ожесточается человеческое сердце.

Однако каким же образом во всем этом участвует Бог, и почему это болезненное осознание своей неправоты следует считать встречей с Ним? Дело в том, что у каждого человека есть удивительное свойство, позволяющее нам безошибочно определять нравственное содержание наших действий. Это - совесть, которую преподобный авва Дорофей прямо называет божественным светом в нашей душе: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Поэтому действие нашей совести с достаточным основанием можно считать действием Бога: ведь не случайно каждый из нас на опыте знает, как совесть может вступать в конфликт с нашими планами, оценками, решениями. Очевидно, что в природе человека она как бы «не совсем наша», и по отношению к личности человека парадоксальным образом является неким ее оппонентом. Эта искра божественного, присущая нашей душе, и высвечивает перед нами ту неправду, которую мы совершаем или даже еще только собираемся совершить. Кроме того, в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25 :40). И когда мы не желаем признать очевидной своей неправоты перед любым человеком, это означает не что иное, как ожесточение нашего сердца перед Самим Христом.

Воск и глина

Ну и, наконец, еще один аргумент. В Евангелии Господь прямо отождествляет истину - с Собой: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14 :6). Здесь слово «истина» означает уже не просто некую данность, имеющую место в действительности, а нечто неизмеримо более высокое и важное. Истина в богословском понимании - это творческий замысел Божий о мире и о человеке, то, какими мы должны быть, согласно Божьему замыслу.

Через душевную боль наша совесть ежедневно показывает нам, где мы уклонились от этой Истины, где мы уклонились от Христа. И не так уж важно, в каких обстоятельствах это произойдет: обидим ли мы жену или сами обидимся, накричим на детей или просто с раздражением толкнем случайного прохожего в уличной давке.

В любом случае такой конфликт с собственной совестью окажется для нас встречей с Богом, Которого в христианстве вовсе не случайно называют - Солнце Правды.

Ведь под солнечными лучами различные вещества ведут себя очень по-разному: воск - размягчается, обретает способность принять новую форму, измениться. Глина же, наоборот, твердеет, сохнет, становится жесткой и нечувствительной к пальцам гончара или скульптора. Так и сердце человека - при встрече с Богом может либо размягчиться, подобно воску, либо - окаменеть, словно глина. А вот чему его уподобить - глине или воску, - это решает лишь сам человек, в этом и заключается божественный дар свободы, полученный людьми еще при сотворении. Внешние обстоятельства нашей жизни могут быть самыми разнообразными - благоприятными, или кошмарными; ровными, словно шоссейная дорога, или ухабистыми, как разбитый проселок. Но ожесточить или смягчить на этих путях свое сердце человек может только по собственной воле - когда Бог откроет ему Себя в каком-нибудь совсем неприметном для стороннего наблюдателя случае. Так вполне благополучный и счастливый богач из евангельской притчи каждый день отказывал в милости Христу, хотя перед ним был всего лишь покрытый коростой нищий бомж Лазарь. Так благоразумный разбойник, за свои преступления приговоренный к мучительной смерти, уже на кресте нашел в себе душевные силы пожалеть распятого рядом с ним Господа.

Так каждый из нас ежедневно либо смягчает свое сердце прощением обид и состраданием к чужому горю, либо ожесточает его самооправданием и нежеланием признать собственную неправоту перед людьми, Богом и собственной совестью.

*Подробнее обо всей этой истории можно прочитать в библейской книге “Исход”. - А. Т.

** Моисея и его брата. - А. Т.

Иллюстрации Кая Нильсена, Артура Рэкема и Уильяма Хита Робинсона к сказке Г. Х. Андерсена.

свт.
  • под. ред. Лопухина
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • Александр Ткаченко
  • мит. Калужский и Боровский Климент
  • Ка́зни еги́петские - десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ().

    Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

    Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

    Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

    По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

    С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

    При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).

    Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

    1. Превращение воды в кровь ()
    2. Нашествие жаб ()
    3. Нашествие мошек ()
    4. Наказание песьими мухами ()
    5. Мор скота ()
    6. Язвы и нарывы ()
    7. Гром, молнии и огненный град ()
    8. Нашествие саранчи ()
    9. Тьма ()
    10. Смерть первенцев ().

    Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

    Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

    Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

    Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
    Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

    Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
    В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ()? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. – «сердце фараона ожесточилось» ; ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

    Коментарий Новой Женевской Библии:
    «Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

    Толковая Библия Лопухина:
    Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (; ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

    Сергей Худиев:
    «Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
    В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
    И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
    У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

    На мой взгляд, в описании этой истории есть два важных и ключевых текстов, на которые нельзя не обратить внимания для понимания исследуемого вопроса. Рассмотрим каждый из них по порядку.

    Первый ключевой текст - Исх. 3:19

    Цитировать

    15. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
    16. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте.
    17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
    18. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
    19. Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою;
    20. и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
    (Исх.3:15-20)

    Итак, если смотреть на ст.19 в контексте, то мы можем увидеть, что Бог является Моисею и поручает ему вывести народ Израиля из Египта. Для этого Бог повелевает Моисею пойти к фараону, царю Египетскому с требованием, отпустить Израиль из Египта (см. ст. 18). Но, фараон не захочет отпустить Израиль! Давайте более подробней теперь рассмотрим ст. 19.

    Во-первых, из этих слов явствует, что Бог знает на перед, как отреагирует и как себя поведет фараон на просьбу отпустить Израиля из Египта - он не захочет отпустить! Бог уже это знал. Еще до того, как Моисей пойдет к фараону и вообще в Египет, Бог уже знает это. Он говорит - НО Я ЗНАЮ! (ст. 19). Дело тут не просто во всеведении Бога, но, что Бог знает как и что будет происходить, когда Моисей придет к фараону со своим требованием или просьбой.

    Во-вторых, из этих слов также явствует, что фараон был не из тех людей, которых можно попросить и он сделает, но из тех, которых можно лишь силой заставить сделать что-либо. Бог говорит - ЕСЛИ НЕ ПРИНУДИТЬ ЕГО РУКОЮ КРЕПКОЮ! *(ст. 19). Т.е. здесь нам раскрывается состояние самого фараона, что еще прежде прошения Моисея и еще прежде чем Бог станет ожесточать его сердце, он уже был таким человеком с непростым сердцем - упрямым, непокорным, жестоким.

    В-третьих, Бог говорит, что Он заставит фараона подчиниться и отпустить Израиль. Бог собирался сделать это "рукою крепкою", поразив Египет чудесами Своими (ст. 19-20). Т.е. Бог силой заставит фараона отпустить Изриаля, потому что иначе никак, т.е. фараон такой человек, которого только силой нужно заставить подчиниться.

    Итак, это первый важный стих.

    Может возникнуть вопрос - если Бог все знал, т.е. знал, что фараон такой упертый и прочее, и Бог является всемогущим Богом, то почему Он сразу не заставил фараона "рукою крепкой" подчиниться и отпустить Израиля, вместо разыгрывания всех тех многочисленных сцен с карами и чудесами многими?

    Это логический вопрос, вытекающий из предыдущих размышлений и на него отвечает второй ключевой текст из этого повествования, к которому я сейчас и перехожу. Итак.......

    Второй ключевой текст - Исх. 9:13-16

    Цитировать

    13 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
    14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой,
    15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
    16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле ;
    (Исх.9:13-16)

    Итак, Бог обращается через Моисея уже в который раз к фараону и говорит ему -

    Во-первых, Он мог бы поразить и его и всю его страну в одно мгновение, что для всемогущего Бога не составило бы ни малейшего труда (ст. 15). В этом мы ясно усматриваем МИЛОСТЬ Божью к фараону и ко всему египетскому народу того времени. Бог мог бы запросто их умертвить, но Он этого не сделал. В этих словах ярко показывается НЕ ДЕСПОТИЧНОСТЬ БОГА, А ЕГО МИЛОСТЬ! Поэтому, все, что Бог делал тогда - это не деспотизм, а милость и справедливость Его.

    Во-вторых, все это делал Бог с целью, которая заключена в стихах 14 и 16. Давайте их подробней рассмотрим.

    ст. 14 - дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
    Это первая цель, с которой Бог делал все то, т.е. чтобы язычники узнали, что нет другого Бога кроме Господа Бога евреев. Это и понятно, потому как язычники поклонялись многим разным богам. Поэтому, совершая все те чудеса и суды над египтянами, Бог показывал им ошибочность их верования в ложных богов.

    ст. 16 - но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
    Бог не только хотел показать египтянам, что только Он есть истинный и подлинный Бог, а боги язычников - идолы. Но, Он также хотел показать и доказать это явив силу Свою, свою "крепкую руку", что Он могущественный Бог, что Он может делать все, что пожелает, что Ему никто не может противостоять. Также, мы видим из этого текста, что Бог хотел, чтобы о Нем узнали все народы, чтобы среди всех народов было возвещено Его имя. Это что-то вроде евангелизации среди язычников о Истинном Боге.

    Итак, вот оказывается для чего или зачем Бог все это делал, все эти чудеса и суды, которые Он совершил над египтянами. Видимо только так можно было достичь все эти цели. Да, Бог мог бы умертвить фараона и весь Египет с ним, но, тогда бы не была бы проявлена Божья милость и не были бы достигнуты указанные цели.