Где находится большой египетский музей. Что можно увидеть в Каирском египетском музее? На что обратить внимание

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

Находится построенный в неоклассическом стиле знаменитый Каирский музей, в основу которого положены экспонаты, собранные его первым руководителем, французом по национальности, Огюстом Мариеттом. Именно он открыл эту сокровищницу в 1858 году, причем вначале она располагалась совсем в другом здании, а уже в 1902 году построено нынешнее.

Каирский музей, экспонаты которого многочисленны, занимает сто залов. Приблизительно около ста тысяч раритетов, расположенных в хронологическом порядке, выставлено в нем. Посетители попадают в историю одной из самых древних земных цивилизаций, протяженностью более трех тысячелетий.

У самого входа их встречают огромные скульптуры фараона Аменхотепа III и Тии - его жены, которая вопреки традициям имеет ту же величину, что и статуя супруга.

Каирский национальный музей считается самым большим хранилищем экспонатов древнеегипетского искусства. Его жемчужина - это которая выставлена на втором этаже. Она была найдена в 1922 году в знаменитой Долине Царей, расположенной вблизи Луксора. Эта находка считается археологическим шедевром, сенсацией 20-го века, ведь могила данного фараона является единственной усыпальницей, которая не была разграблена и предстала перед людьми в своем первоначальном виде.

Перевозка сокровищ гробницы в Каирский музей длилась около пяти лет, настолько много их было: общее количество всех предметов больше трех с половиной тысяч, в том числе и драгоценности, домашняя утварь и украшения.
В нескольких залах, в которых выставлены сокровища усыпальницы, установлены четыре деревянных позолоченных ковчега, в которых в древности и хранился каменный саркофаг фараона Тутанхамона, и ныне находящийся в долине Царей. Каирский музей экспонирует три саркофага, один из которых, из чистого литого золота, весит 110 килограмм. Там же посетители могут увидеть юного правителя, которая, выполненная из того же драгоценного металла, она предельно точно воспроизводит лицо Тутанхамона.

Другое бесценное сокровище, которое экспонирует Каирский музей - это украшенный россыпью драгоценных камней позолоченный трон, на котором в свое время восседал этот фараон. На его подлокотниках изображены змеи, а по боковым частям сиденья - львиные головы. На спинке этого трона выполнена фигура самого Тутанхамона и его любимой жены. В той же коллекции выставлены на обозрение полуистлевшие сандалии и рубашка - то, во что был одет молодой фараон.

Совсем недавно Египетский, или Каирский, музей открыл зал, в котором находятся мумии других царей. Благодаря специально созданному микроклимату здесь можно увидеть Рамсеса II, Сети I, Тутмоса II - всего 11 фараонов.

Самый «дорогой» раздел музея - это произведения искусства, дошедшие до нас из так называемого Амарнского времени, когда Египтом правил «фараон-еретик» Аменхотеп IV, отец Тутанхамона. Именно он отрекся от множества богов своих предков и официально ввел в стране культ Атона. Благодаря его эстетическим требованиям зародилось новое, ранее небывалое художественное течение, которое, в отличие от сдержанного древнеегипетского канонического искусства, очень похоже на своеобразный экспрессионизм.

Вообще, в основе Каирского музея лежит организованная правительством Египта «Служба древностей», которая всячески препятствовала беспределу, царившему на месте Однако настоящим своим рождением Каирский музей обязан своему первому директору - египтологу Мариэтту, который приехал в Каир из Лувра с целью приобретения папирусов. Влюбленный в эту страну, Огюст Мариэтт остался здесь, посвятив свою жизнь созданию музея, который бы собрал в себе все сокровища, найденные на древней земле.

Его прах покоится там же, во дворе музея.

История Египта уходит в столь древнее прошлое, что множество артефактов были скрыты песками и времени и их обнаружение продолжается по сей день. Возникновение Каирского Египетского музея рассказывающего о тысячелетиях развития древнеегипетской цивилизации было неизбежным. Сегодня Каирский Египетского музей - крупнейший в мире музей египетских древностей коллекция которого насчитывает более 160 тысяч экспонатов охватывающих 5000 лет Египетской истории.

Музей египетской цивилизации - история создания

Многочисленные местные «черные копатели», веками варварски разграбляли известные гробницы. В 19 веке к ним присоединились охотники за сокровищами и откровенные авантюристы, ринувшиеся в Египет из всех уголков Европы. Вывозимые ими артефакты создали в Европе ажиотаж на предметы древнеегипетской культуры. Это способствовало организации многочисленных научных археологических экспедиций, приведших к открытию большого количества неизвестных ранее гробниц и захоронений. Многие из найденных сокровищ переправлялись в Европу, где пополняли как коллекции музеев, так и интерьеры дворцов. Однако большинство открытых артефактов все же оставалось правительству Египта.

Огюст Мариет (сидит слева) и император Бразилии Педро II (сидит справа) на фоне Сфинкса в Гизе 1871 год
Сфинкс у великих пирамид в Гизе. Начало раскопок основания Сфинкса 1900-е годы

Первая коллекция - музей Азбакейя

Одной из причин создания Египетского музея стало наблюдение, осуществленное французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном. Во время одного из своих визитов в страну он обнаружил описанный 30 лет назад памятник в разрушенном состоянии. Вице-король государства, Мухаммед Али, внял предостережениям француза и положил начало собранию уникальных экспонатов создав «Службу древностей Египта» которая должна была положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки.

В 1835 году египетское правительство построило здание предшественника Каирского музея - музея Азбакейя, расположенного в районе садов Азбакейя, главной достопримечательностью которых является Собор Святого Марка Коптской Православной Церкви. Позже музейные экспонаты переехали в знаменитую Крепость Саладина.

Однако первый Каирский музей просуществовал недолго - в 1855 году эрцгерцог Австрийский Максимилиан I получил в подарок от Аббас-паши все выставленные в то время экспонаты. С тех пор они хранятся в венском художественно-историческом музее. Сказалась неготовность египетского общества к созданию подобного рода учреждения, музей воспринимался как правительственная сокровищница, из которой можно было в любой момент брать драгоценности для подарков и оплаты государством оказываемых ему услуг.

Новая коллекция - музей Булак

В 1858 году на территории бывшего склада в гавани Булак (ныне - один из районов Каира) Франсуа Огюст Фердинан Мариет, знаменитый египтолог, осуществивший немалое количество раскопок, создал новый Департамент древностей правительства Египта и положил начало новой музейной коллекции. Здание Египетского музея располагалось на самом берегу Нила, и уже в 1878 году стало понятно, что это - большая ошибка. Во время наводнения река вышла из берегов, нанеся серьезный ущерб уже немалому к тому времени собранию.

К счастью, в то время значимость экспонатов оценивалась уже весьма трезво - их оперативно перевезли в бывший Королевский дворец в Гизе, где исторические сокровища и хранились вплоть до переезда в новое здание Каирского музея.


Строительство нового здания Каирского Египетского музея началось в 1900-м году и уже в 1902 году у древних сокровищ появился новый дом - двухэтажное здание в центре столицы, на площади Тахрир, в котором музей египетских древностей располагается и по сей день. Изначально в здании музея планировалось разместить около 12 тысяч экспонатов, но сегодня 107 залах представлены 160 тысяч экспонатов доисторического и Римского периодов, большая часть коллекции представляет эпоху фараонов.

Очередные испытания Египетский музей пережил относительно недавно - в 2011 году, когда нестабильная политическая обстановка в стране вылилась в настоящую революцию, в ходе которой пострадали и учреждения культуры. Здание Каирского Египетского музея осталось без охраны и было взломано, уничтожены две хранившиеся в нем мумии, повреждено несколько артефактов. Неравнодушные жители Каира организовали живую цепь для защиты музея от мародеров, позже к ним подключилась армия. Но около 50 экспонатов было украдено, примерно половина из них не найдена до сих пор. Среди поврежденных объектов Каирского музея - статуя Тутанхамона из кедрового дерева, покрытого золотом, статуя короля Аменхотепа IV, несколько фигурок ушебти, статуэток эпохи царей Нубии, а также детская мумия, которые были восстановлены к 2013 году.


Каирский Египетский музей - сфинкс у входа

Экспозиция Каирского Египетского музея

Экспонаты Каирского музея можно увидеть еще на подходе к зданию: в саду, совсем рядом, выставлены бюсты великих египтологов мира. Здесь гостей Египетского музея встречает знаменитый Огюст Мариэтт, основатель и первый руководитель музея. Среди его достижений - обнаружение храма Сфинкса. Вокруг памятника Мариэтту установлено еще 23 изваяния в честь других исследователей, оставивших свой след в изучении Древнего Египта. Среди них есть и установленный в 2006 году бюст известного русского египтолога В. С. Голенищева.

Доступная туристам часть Египетского музея разделена на два этажа: на первом этаже экспонаты представлены в хронологическом в хронологическом порядке, в то время как объекты на втором этаже сгруппированы по захоронениям или категории.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - сфинкс Хатшепсут
Каирский Египетский музей - коллекция папирусов

Каирский музей - Коллекция первого этажа

На первом этаже можно познакомиться с обширными коллекциями папирусов и монет, имевших хождение в древнем мире. Большинство папирусов представлены в виде мелких фрагментов, в силу того, что за несколько тысяч лет они успели подвергнуться разложению. При этом увидеть в Каирском музее можно не только папирусы с древнеегипетскими иероглифами - здесь представлены документы на греческом, латинском, арабском языках. Монеты также относятся к разным временам и государствам. Среди них серебряные, медные и золотые экспонаты из Египта, а также стран, торговавших с ним или оккупировавших территорию древнего государства в разные эпохи.

Кроме того, на первом этаже Каирского музея собраны экспонаты так называемого Нового Царства. Этот период, в который цивилизация Древнего Египта достигла своих вершин, пришелся на период 1550 - 1069 годы до нашей эры. Эти артефакты, как правило, более крупные, чем элементы, созданные в древние века. Например, здесь можно увидеть статую фараона Хора, которая изготовлена достаточно необычно - изваяние расположено под наклоном, символизируя посмертные скитания.

Среди других оригинальных экспонатов - выполненная из аспидного сланца статуя Тутмоса III, статуя богини Хатхор, изображенной выходящей из зарослей папируса коровы. Необычна гранитная статуя бога Хонеу, лицо которого, как предполагается, было списано с юного Тутанхамона. В Каирском египетском национальном музее можно увидеть большое количество сфинксов (да, тот, что у , далеко не единственный) - львиноголовые Хатшепсут и представители ее семейства обширно представлены в одном из залов.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - статуэтки Каирский Египетский музей - мумии

Коллекция второго этажа

На втором этаже Каирского музея представлено много необычного - Книга Мертвых, Сатирический папирус, множество мумий, и даже колесницы. Но наиболее интересно собрание предметов, относящихся к погребальной утвари Тутанхамона.

Набор погребальных предметов юного фараона (он скончался в 19 лет) насчитывает более 1700 экспонатов, выставленных более чем в десяти залах. Интересно, что этот фараон правил всего девять лет, его пирамида была далеко не самой большой… Но после знакомства с предметами, которые юный правитель взял с собой в загробное путешествие, все остальные экспонаты второго этажа Каирского национального музея кажутся тусклыми и незначительными.

Саркофаги, золотые ковчеги, украшения, золотые статуи Тутанхамона, изображающие юношу за охотой, позолоченный трон и даже набор для игры в сенет - эти и многие другие объекты потребуют у посетителя Египетского музея далеко не один час времени. Отдельно стоит упомянуть зал где представлена золотая маска Тутанхамона, состоящая из 11 килограмм чистого золота.Туристический портал сайт


Каирский Египетский музей - маска Тутанхамона
Выставка экспонатов Каирского музея в Германии

Хранилища Каирского музея регулярно пополняются - и это, как ни странно, одна из главных проблем. Дело в том, что основное здание уже слишком «насыщено». Чтобы не хранить драгоценные объекты там, где их вряд ли когда-то коснется взгляд посетителя, в Египте стараются развивать провинциальные музеи, передавая им часть экспонатов Каирского египетского национального музея. Кроме того, предметы отсюда можно регулярно увидеть на выставках в разных странах мира.

Но главным ожидаемым событием ближайшего будущего для египетского музейного сообщества станет открытие нового - Большого египетского музея, строительство которого ведется с 2013 года в 2-х километрах от Пирамид на плато Гиза. Новые музей разместится в огромном комплексе общей площадью 92.000 м2, вместе с торговым центром, большая часть строения будет находиться под землей. На крыше здания предполагается разместить смотровую площадку с видом на великие пирамиды. Внутри же будет установлена статуя Рамзеса II (возраст которой 3 тысяч 200 лет), высотой 11 метров и весом 83 тонны. Музей вместит более 100 тысяч экспонатов. Главную экспозицию планируется посвятить Тутанхамону. Строительство музея оценено в 500 миллионов долларов. Египетские власти рассчитывают, что ежедневно музей будут посещать 15 тысяч человек.Туристический портал сайт

Время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Открыт ежедневно, с 9:00 до 19:00 часов.
С 9:00 до 17:00 часов во время Рамадана

Стоимость:
Общий вход:
Египтяне: 4 LE
Иностранные гости: 60 LE

Зал королевских мумий:
Египтяне: 10 LE
Иностранные гости: 100 LE

Галлерея Centennial:
Египтяне: 2 LE
Иностранные гости: 10 LE

Аудиогид доступен на английском, французском и арабском языках, продается в киоске в фойе (20 LE).

Как добраться:
Адрес: Tahrir Square, Meret Basha, Ismailia, Qasr an Nile, Cairo Governorate 11516
На метро: станция Садат, следуйте указателям: Египетский Музей выйдите из метро и идите прямо вдоль улицы.
На машине или такси: просить "ал-мет-хаф аль-масри" ("al-met-haf al-masri")
На автобусе: спросить "абдель минем-рияд" ("abdel minem-ryad")

Древние цивилизации манят людей своими тайнами и загадками. Одним из мест притяжения является Египет. Удивительная история этой страны, древние мифы и уникальные артефакты вызывают интерес, как ученых, так и самых обычных людей.

Множество исторических реликвий хранит каирский египетский музей. На сегодняшний день в залах и запасниках музея хранится более сотни тысяч уникальных предметов, относящихся к разным эпохам и представляющих историческую и культурную ценность.

Когда был создан?

К сожалению, на протяжении длительного времени не велось никакого учета археологических находок. Древние гробницы разоряли простые граждане, не осознающие ценности предметов, обнаруженных там. Эти предметы за бесценок продавались в Европу или просто выбрасывались. Были и организованные экспедиции археологов, которые проводили раскопки и попросту вывозили все найденное, не спрашивая разрешение властей.

И только в XIX веке была создана специальная комиссия для учета ценностей и обеспечения условий для их хранения. Первая систематизированная коллекция ценностей была собрана О. Мариеттом в середине XIX века. Хранилась эта коллекция в одном из районов Каира Булаке. Однако после случившегося сильного наводнения большая часть коллекции была утрачена. Тогда-то и было решено построить большой музей для сохранения там коллекции древностей.

Для этого по проекту архитектора из Франции М. Дюнона было построено здание в два этажа в стиле неоклассики. Открытие произошло в 1902 году.

Коллекции

Собирать экспонаты, которыми сегодня по праву гордится каирский музей египетских древностей, начали еще в тридцатые годы XIX века. В наше время все находки, которые имеют историческую ценность, поступают в этот музей.

Практически все части экспозиции посвящены эпохе царствования фараонов. При этом экспонаты систематизированы в хронологическом порядке. Но поскольку в музее более сотни залов, осмотр всей экспозиции займет немало времени.

На первом этаже здания собраны предметы, относящиеся ко временам Древнего царства. Тут можно увидеть статуи фараонов и царевны Нофрет. Кроме того, в залах представлена обширная коллекция сосудов и статуэток.

Второй этаж отдан под специальные залы, в которых помещены артефакты, обнаруженные в захоронении Тутанхамона, и уникальный зал мумий. Особенностью этого зала является то, что в нем поддерживается температура и влажность, соответствующая условиям в Долине царей. Это необходимо для сохранности мумий. Ведь экспонаты очень древние. Например, мумия обезьяны из каирского музея по оценкам специалисты имеет возраст более 4500 лет.

На что обратить внимание?

В экспозиции любой экспонат представляет несомненный интерес, но за одно посещение невозможно осмотреть все. Поэтому стоит заранее составить программу осмотра наиболее интересных реликвий.

К примеру, весьма интересна скульптурная группа, извлеченная из гробницы фараона Менкуара. Группа изображает самого фараона в окружении богинь. Удивляет возраст скульптуры, она была создана примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.

Стоит посмотреть и на изображения знаменитой царицы Нефертити и её мужа – фараона Эхнатона. Для этих экспонатов выделен отдельный зал.

В отдельном зале представлены и предметы, извлеченные из гробницы царицы Хетепхерес. Именно этой царице, которая была матерью Хеопса, принадлежит знаменитый египетский стул в каирском музее. Стул изготовлен из дерева, украшен инкрустацией. Также, посетители могут полюбоваться украшениями царицы и другими предметами быта. В этом же зале установлены гранитные сфинксы и саркофаги, изготовленные и камня черного и красного цвета.

Подлинной жемчужиной коллекции являются сокровища, добытые в гробнице императора Тутанхамона. Эта гробница чудом сохранилась в целостности, ее изучением занимались археологи, поэтому практически все артефакты сохранились.

Бесценные артефакты хранятся в двенадцати залах музея. Но самым знаменитым из них, безусловно, является золотая маска Тутанхамона. Это искусно выполненная копия лица юного правителя сделана из чистого золота и драгоценных камней.

Тут же можно увидеть золотой саркофаг фараона. Это довольно массивное сооружение, украшенное инкрустацией. В коллекции представлены и многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней (драгоценных и полудрагоценных).

В гробнице была обнаружена и мебель фараона, например, трон фараона, спинка которого украшена искусной резьбой.

Загадки древних цивилизаций

Среди найденных экспонатов есть и такие, которые вызывают большой интерес у любителей загадок.

Например, птица из Саккары сначала может и не привлечет особого внимания, так как сделана она не из золота, а из древесины, да и внешне не особенно привлекательна. Но, оказывается, эта модель может планировать в воздухе часами. То есть, это сохранившийся экземпляр модели древнего, созданного еще до нашей эры, летательного аппарата!

Описать все артефакты каирского музея в одной статье невозможно. Тем более что все знают, что намного лучше один раз все увидеть самому, чем сто раз прочитать или услышать информацию из других уст.

Полезная информация

Каир – столица страны, но она не стоит на море, поэтому туристы редко останавливаются в городе, предпочитая посещать курортные зоны на побережье. Однако практически во всех отелях предлагаются организованные экскурсии в Каир с посещением музея. Расстояние от наиболее популярных курортов – около 500 километров. Добраться до столицы можно или авиарейсом, или автобусом, что существенно дешевле. Как правило, туристическая группа на автобусе отправляется вечером, чтобы прибыть в Каир ранним утром и с пользой провести время.

Музей расположен в центральной части города на площади Тахрир, часы работы с 9 до 19, выходных нет.

Билет для входа в музей обойдется применено в 10 долларов. Платить необходимо в местной валюте. Если есть желание посетить зал мумий, то стоит запастись египетскими фунтами, вход в зал платный, а обменного пункта на территории музея нет.

При первом посещении лучше воспользоваться услугами гида, так как самостоятельно разобраться в экспозиции довольно сложно. Экскурсии в музее проводятся на разных языках, найти русскоговорящего гида не проблема.

По отзывам туристов, экскурсионное обслуживание в музее организовано очень хорошо. Несмотря на то, что музей ежедневно посещает множество туристов, нет толчеи. Гиды работают очень слажено, переводя свою группу от экспоната к экспонату так, чтобы не создавать заторов.

На входе в музей туристы могут получить приемник с наушниками, поэтому объяснения гида будут отлично слышны, даже если немного приотстать от группы. Гиды в каирском музее отлично подготовлены, они не просто рассказывают заученный текст, а действительно знают предмет и могут ответить на вопросы.

Выполнять видео и фотосъемку в музее запрещается. Принесенную с собой аппаратуру можно будет сдать в камеру хранения. Впрочем, некоторые туристы умудряются сделать фото экспонатов на камеры мобильных телефонов. Только в зал мумий разрешается вход только после того, как мобильный телефон будет отключен (сдавать телефон в камеру хранения не требуется).

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей - один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей:)

Второй день экскурсионной программы "Каир 2 дня" от туроператора . 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие и этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности - музею. В автобусе нас встретил новый гид - Ахмед - он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей "Алладин", на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии - еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки)) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин)) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами "мани-мани". Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. "Не," - говорю, - "она со мной". Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом "Алладин", если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм... Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб - последний царь XVIII династии, до воцарения - известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут - его официальная супруга Мутноджемет - царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.

Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу - Атону - Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса "Фараон", которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки:)

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом... кроме кошки конечно))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона - Анхесенамон - египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону - Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.

Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель)) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, - фашистки, блин, надо было их сфотографировать))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать "идите туда" гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

36.

37.

38.

Просто забавный элемент))
39.

После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли...
40.

Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.

Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.

Точка встречи с гидом - атриум с видом на центральный вход.
43.

Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.

Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.

Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.

47.

И спустились снова на первый уровень.
48.

Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.

Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед)) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы - значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована - значит жаренная рыбка и т.д.))
50.

Этот экспонат носит название "Сидящий писец" и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой - палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота - 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.

Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.

Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют)) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет)
54.

Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.

Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.

Сплошные сфинксы.
57.

Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.

Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.

Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов - это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, - вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь "Алладин", "Тутанхамон" и всё))

На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.