Что значит кадило. Что такое кадило? Правила пользования кадилом

Библейский словарь
  • архим.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Библейский словарь Нюстрема
  • архиеп.
  • Бунин Иван
  • Фотоальбом
  • Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической для совершения каждения (курения - важнейшего символического действия, совершаемого во время ).

    С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.

    История каждения

    Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было - все элементы несли практическое значение.
    На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

    Символика каждения

    По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

    Кадильница есть образ , вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным .

    Когда священник кадит , иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.

    Молитва перед началом каждения

    Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа» .
    Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

    Виды каждения: полное и малое

    Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

    Каждение, как служение дьякона

    Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — . Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

    Действия прихожан во время каждения

    В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.

    Кадило и паникадило – это разные предметы!

    • – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
      Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
    • – большая свечная люстра или канделябр в храме.

    Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).

    Изображение кадила на иконах

    С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса - они находятся по обе стороны от центральных царских врат).

    «Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
    . Толковый типикон.

    При особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ; волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу. Каждение означало силу, отгонающую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

    В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

    В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона .

    «Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

    Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке . Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

    В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами , а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

    Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

    • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом : «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И. С. Тургенев).

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Кадило . Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы».
    • Кадильница, кадило . Библейская энциклопедия.
    • Кацея . Словарь церковных терминов

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Кадило" в других словарях:

      См. Угольница (кадильница, кадило) … Библейская энциклопедия Брокгауза

      Металл, чашка на цепочках, в которой при богослужении курится ладан на раскаленных угольях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАДИЛО металлич. чашка на цепочках, в которой курится фимиам во время… … Словарь иностранных слов русского языка

      Или кадильница сосуд для курения фимиамом, производимого прихристианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой,открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такоеК. носило название кации); такое устройство… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      - (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмахСовременная энциклопедия

      Металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах … Большой Энциклопедический словарь

      КАДИЛО, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какую н. деятельность, развернуться; прост.). | прил. кадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

      Сущ., кол во синонимов: 8 богородское зелье (4) кадильница (3) пахлун (5) … Словарь синонимов

    Так приносится Богу бескровная жертва. В кадиле сжигаются ароматические вещества, и душистый дым – фимиам – возносится в небо.

    Кадило состоит из двух, обычно сферических, половинок. Нижняя называется чашей, в ней находятся горящие угли и лежащий на них ладан. Верхняя – это крышка чаши, которая очень похожа на купол храма, увенчанный крестом. К крышке и чаше с трех сторон крепятся цепочки. Иногда на них бывают звонцы – шарики с металлическими ядрами. При каждении они мелодично звенят.

    Этой традиции не одна сотня лет. Каждение совершается еще с апостольских времен. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы благовонного курения, указывает и особый состав ароматических веществ, в который входит чистый ливан. Так называется душистая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников, произрастающих в восточных странах, в том числе и в Ливане, – отсюда и название. Но в русском языке это слово постепенно превратилось в «ладан».

    Ни одно богослужение не проходит без каждения. И это действие, и само кадило имеют глубокий символический смысл. По толкованию святых отцов, огонь кадящих углей знаменует Божественное начало Христа, сам уголь – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

    Каждение бывает полным, когда оно охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

    Ботафумейро из Сантьяго-де-Компостела. Ботафумейро — это испанское слово в переводе на русский язык означает «испускающий дым». Так называется самое большое в мире кадило, которое находится в соборе Святого Иакова испанского города в Галисии. Оно весит более 80 кг и подвешено к потолку канатом.
    В такое кадило вмещается 40 кг ладана и углей. В движение его приводят восемь человек. Чтобы воскурить в нем фимиам, необходимо раскачать чашу с углями до скорости 60 км в час.

    Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) Благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». В ней батюшка просит в ответ на молитвы людей послать на них благодать Святого Духа. Видимый дым кадила – это образ невидимой Божией благодати, поэтому в ответ на каждение принято склонять голову.

    Ладанное дерево произрастает в Юго-Западной Аравии на сухих склонах гор в Сомали. Эта страна стала основным центром по заготовке ладана

    В феврале-марте на дереве делают надрезы, из которых обильно вытекает древесный сок. На воздухе сок твердеет, после чего засохшую смолу собирают с дерева

    Ладан – одно из древнейших благовоний, которое приносили царям в знак особого благоволения. В числе прочих даров волхвы принесли младенцу Иисусу ладан

    Благодатная сила Святого Духа очищает, освящает верующих и весь храм, прогоняя духов тьмы. Каждение подготавливает пришедших на службу людей к искренней, сердечной молитве и достойному созерцанию богослужения.

    греч. ?????????, позднее????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) - богослужебная утварь для совершения каждения - сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. - переносный.

    Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

    С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, - небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).

    Вконтакте

    Каждение совершается во время молитвы с апостольских времен.

    Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

    shakko , CC BY-SA 3.0

    Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке) и келейные, иначе домашние (с фиксированной ручкой на боку).

    Перед началом каждения священник произносит молитву:

    «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

    Богослужебное каждение бывает полным , когда или священник с кадилом обходит весь храм, и малым , когда кадят , иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами - иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

    Каждение на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя Presidential Press and Information Office , CC BY-SA 3.0

    Старейший образец кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима.

    Павел Петров , CC BY-SA 3.0

    В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

    Павел Петров , CC BY-SA 3.0

    В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

    Кацея

    Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

    В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

    Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

    Фотогалерея




    Название

    Кади́ло, кади́льница

    NB Не следует путать с паникадилом.

    В Ветхом и Новом Заветах

    Кадило - изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях.

    Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ.

    Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

    Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

    Толковый типикон

    «Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

    Ботафумейро - самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

    • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И.С. Тургенев).
    • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает - развернуть какую-либо деятельность, развернуться.