Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор. «Хлестаковщина», как прочное явление в обществе

Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя «Ревизор». Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда местные чиновники наперебой пытаются Хлестакову предложить деньги, он удивлён. Но, поняв, в чём дело, решает повернуть ситуацию в свою пользу. С помощью лжи эта «фитюлька» выдаёт себя за «значительное» лицо, заставляет трепетать всех чиновников. А в конце пьесы спокойно удаляется, оставив в дураках всех чиновников вместе с городничим. Но ведь он не одинок в своей лжи. «Всякий хоть на минутку… делался или делается Хлестаковым». Это прослеживается в каждом герое пьесы. Городничий мечтает о ряпушке и корюшке, которых он будет есть в Париже. Как это похоже на суп, прибывший из Парижа для Хлестакова. А вспомните монолог Городничего о том, как ему везде на станциях дают лошадей, а «все дожидаются: все эти титулярные… » А он обедает где-то у губернатора. И вдруг этот монолог прерывается много говорящим «… а там - стой, городничий! » Не напоминает это вам монолог завравшегося Хлестакова? «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю… графы и князья. » И вдруг: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж… » Посмотрят на себя настоящих и Хлестаков, и Городничий - и давай сочинять опять. А монолог слуги Хлестакова Осипа - ещё один вариант вранья. Прислушаемся к его словам: «… житьё в Петербурге лучше всего. Жизнь тонкая: театры, собаки тебе танцуют. » На улице Осипу кричат: «Почтенный! » Ох, как это напоминает хлестаковское: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт! » Осип стал в чём-то в душе похожим на своего хозяина. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде. » «Всякий хоть на минуту… делался или делается Хлестаковым». Хлестаковщина растлевает неотвратимо каждого. Это порождение российского общества, в котором царили жадность, ложь, лицемерие, трусость, чинопочитание. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. Это ложь, фразёрство, себялюбие, инфантилизм, желание пустить пыль в глаза. Это и манерность, и простодушный эгоизм. И опасно это явление тем, что может скрываться под достаточно привлекательной личиной.

Задают такие вопросы, что хоть стой хоть падай. Особенно это касается литературы, которую никто не читает, а вместо неё играет в "дотку" или "вотку". Когда наконец школьнику требуется ответить на вопрос, он старается отыскать его в интернете. На сайте сайт вы сможете найти ответы не только по школьной программе, но и по уличному сленгу и тюремному арго. Добавляйте нас в свои закладки, чтобы периодически наведываться к нам на огонёк. Сегодня речь пойдёт о таком сложном для неокрепшего и юного мозга вопросе, это Хлестаковщина , что значит, вы сможете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить, я бы хотел посоветовать вам посмотреть ещё пару другую статей по тематике наука и образование. Например, что значит Довести до белого каления ; прочтите об Отмене крепостного права в России; кратко о Восстании декабристов в 1825 году ; смысл фразеологизма От сумы и от тюрьмы не зарекайся и т. п.
Итак, продолжим, что значит Хлестаковщина ?

Хлестаковщина - это ничтожество возведённое в абсолют, это лживое и наглое хвастовство и бахвальство, цитата это "Возникшая до высшей степени пустота"


Хлестаковщина - этот термин попал в нашу повседневную речь из старой русской комедии "Ревизор", автором которой является Гоголь


Синоним слова Хлестаковщина : хвастанье, фанфаронада, похвальба, хвастовство, фанфаронство, самохвальство, бахвальство.

Хлестаков - это баловень судьбы, один из "золотой молодёжи", он порождение бюрократического режима, пустоты и упадка крепостного общества впустую тративший капиталы своего мошенника-отца


В своей книге Гоголь решил посмеяться, над тем, что на самом деле достойно всяческого осмеяния. В этой комедии он решил собрать вместе, всё негативное и плохое, что существовало в то время в Российской Империи. В этой пьесе в острой степени изобличается политика той эпохи, а так же пороки, которые присущи большинству чиновников, как того, так и нашего времени.

Для многих современников, эта книга, в которой описывается небольшой захолустный городок, царящее в нём казнокрадство, и полнейший произвол воспринимался, как символ всего царского правительства.
В комедии образ местных чиновников описывается довольно скупыми, но негативными мазками. По сути , попав в эту систему круговой поруки, даже самый честнейший человек становится алчным и порочным мироедом. Хотя и до Гоголя в различных произведениях высмеивались моты, лгуны, обманщики, волокиты, хвастуны и плуты. Однако в то время, образ Хлестакова оказался очень свежим и ярким, даже среди мировой литературы. Характер у Хлестакова включал все вышеперечисленные черты, поэтому мы понимаем, что этот человек является неким собирательным образом. Это явление получило название "Хлестаковщина", которое спустя годы в узких кругах стало нарицательным.

Хлестаков самый обычный человек, ничем не выделяющийся из толпы, но переполненный ЧСВ . Как и все молодые люди, он старается казаться не тем кем он является, постоянно "пускает пыль в глаза", он нахален и самодоволен. Как написал автор , он и "трусишка, и подляжка, и лгунижка". Этот человек не понимает, что значит добро и зло, а поэтому без всяких душевных мук совершает подлые дела. Он обманывает своих собеседников, рассказывая, какое высокое положение он занимает в обществе.

Отдельные черты "Хлестаковщины " можно обнаружить в любом городе России, они присущи многим людям.
Если присмотреться более внимательно, то можно обнаружить поразительную вещь, почти все персонажи данной комедии несут в себе черты "Хлестаковщины". К ним можно отнести, грубость, лживость, притязание на образовании при заметном невежестве, карьеризм, душевную пустоту, подлость, трусость, честолюбие.
На самом деле, подобные пороки можно встретить даже в городничем, хотя на самом деле он не является негодяем. Он просто оказался в том месте, где деньги сами плывут к нему в руки, и он не может этому сопротивляться. Для него взяточничество, это часть механизма, это смазка для государственных шестерёнок.
Как и в наше время, этот высокопоставленный чиновник не брезгует ничем, но предпочитает крупные суммы. Например, он ворует из государственной казны деньги на постройку церкви, написав фальшивый рапорт, что церковь сгорела. На самом деле, он уже долго находится на этой должности, и ощущает себя в ней, как рыба в воде. Поэтому, сначала он не переживает, что к ним собирается приехать ревизор, надеясь навешать тому "лапши на уши ". Однако, начинает здорово трусить, когда узнаёт, что чиновник из Петербурга живёт в городе уже неделю, и вероятно, смог узнать множество неприятных для него вещей.

Как говориться, "два сапога пара", то есть городничий и Хлестаков слеплены из одного теста, они оба способны на грубость, мошенничество и лживость.

В пьесе достаётся и местному дворянству. Эти два дворянчика по фамилии Добчинский и Бобчинский , являются ярким собирательным образом чиновников того времени, они лгуны, бездельники, сплетники, и по совместительству работают этаким "сарафанным радио", рассказывая каждому, кто имеет уши, о местных новостях.

По сути "Хлескаковщина" включает в себя весь негатив и пороки чинуш и функционеров. Это явление хорошо знакомо каждому, и несмотря на то, что в те времена оно было по больше части вызвано укладом крепостнического общества, оно живёт и здравствует и в наше время. Поэтому, можно сказать, что комедия Гоголя "Ревизор", является не только не устаревшим, а очень современным произведением, смысл которого весьма подходит для нашего времени. Сегодня можно сделать вывод, что такие граждане, как Хлестаков, будут жить и здравствовать во все времена.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Хлестаковщина , и теперь сможете без колебаний ответить на этот вопрос.

25.01.2013 28877 1891

Урок 36 «РЕВИЗОР»: ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ. ХЛЕСТАКОВЩИНА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Цели урока: завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены); отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает из характеров» (Немирович-Данченко В. И.).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Сцена сватовства (IV действие, явл. 12–16) сцена торжества городничего (V действие, явл. 1–7) – это кульминация в развитии конфликта. Перечитаем их еще раз.

2. Чтение по ролям (V действие, явл. 1–7).

3. Слово учителя.

Итак, г ородничий на вершине успеха: он не только скрыл свои преступления, но и сумел породниться с «ревизором»!

Но, как известно, сколько веревочке ни виться... Затянувшиеся, согласитесь, заблуждения чиновников и хозяина города относительно Хлестакова должны были, в конце концов, разрешиться. Их слепота не могла продолжаться бесконечно.

Перечитаем еще раз сцену чтения письма (V действие, явл. 8).

– Что в ней смешного?

– Какие чувства г ородничего выражены в его заключительном монологе? К кому обращены слова г ородничего: «У, шелкоперы, либералы проклятые!»

Чтение по ролям (V действие, явл. 8).

Сценой чтения письма Хлестакова господину Тряпичкину закончилось комедийное действие. Что должны были бы теперь сделать г ородничий и другие чиновники? Они должны были бы вспомнить, что едет настоящий ревизор, о котором сообщил в письме городничему его родственник. А они не вспомнили. п оэтому последнее явление – сообщение жандарма о приезде ревизора – это катастрофа: к приезду настоящего ревизора городничий и его подчиненные оказались совершенно не готовыми.

«Немая сцена» – завершающий аккорд произведения. По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители.

4. Чтение трактовок «немой сцены» (вопрос 8, с. 344–345, учебник).

– А как бы вы рассмотрели эту сцену?

– Как вы воспринимаете пьесу Гоголя в большей степени комической, смешной или трагической, грустной?

– Против чего направлена эта пьеса? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?

5. Слово учителя.

Прозревший, наконец, городничий недоумевает, как он мог принять Хлестакова за ревизора. И ведь сущую правду говорит Антон Антонович, но, увы, с опозданием. «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего...» Это последний монолог городничего играет в пьесе, пожалуй, исключительную роль. Автор устами своего персонажа открыто обнажает смысл сюжета комедии, парадоксальность и загадка которого в том и состоит, что «вертопраха», «пустейшего», в котором не было, да и не могло быть, ничего похожего на ревизора, приняли за такового. И никакое прозрение, никакое отчаяние городничего не способно изменить эту едва ли не анекдотичную ситуацию.

Своей заключительной сценой Н. В. Гоголь свидетельствует: «Вот как в Российской империи ведет себя при исполнении служебных обязанностей чиновник, обличенный высокими государственными полномочиями! К нему не подступиться!.. Развязка «Ревизора» таит в себе глубокий смысл – апофеоз государства, которое рано или поздно доберется и до городишка, затерянного где-то в глухомани; что же до его правителей – в семье не без урода...

Не переставая смеяться, мы дочитали комедию Гоголя, испытав, понятно, вместе с его героями шок при известии о приезде ревизора. Но и почувствовали, несомненно, облегчение, катарсис, как именовали подобное состояние зрителей в Древней Элладе: отъявленные жулики, лихоимцы наконец-то получат по заслугам! И до них добрались (!), добрались до городка, о котором чиновники говорили с таким облегчением: «Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь!..» И ревизор здесь был в диковинку! Оттого и недоумели чиновники: «Как ревизор?.. Зачем к нам ревизор?..» Кажется, даже само заглавное слово комедии они услышали впервые! Как тут было не признать новое лицо в городе этим злополучным ревизором!

В самом деле, это какой-то странный, запредельный город, чуть ли не по ту сторону видимой границы. И тем не менее – российский город! Ибо такое могло произойти только в России, чтобы город погрузился в какое-то «небытие», утратив нормальный облик... Чуть позже Салтыков-Щедрин создаст «Историю одного города», назвав его городом Глуповым и поставив во главе его «градоначальников» незабываемых, начиная с Брудастого, прозванного Органчиком... Именно с «Ревизора» Гоголя в русской литературе начинается «История одного города»! Ведь разве город в комедии Гоголя не город Глупов, а чиновники в нем не «органчики», способные исторгать лишь «мелодию», заданную очередным Хлестаковым?!

Некрасов, преклонявшийся перед Гоголем, создаст отнюдь не в гоголевском ключе стихотворение «Забытая деревня». Но... Разве в «р евизоре» не «забытый» город, отданный на откуп местным чиновникам и заезжим проходимцам? Чем не трагедия?.. Нет, все-таки и здесь комедия: настолько парадоксально нелепа ситуация с вертопрахом-ревизором, которая к каким только уморительным сценам ни приводит...

И вновь – Некрасов, всего лишь 4 его строки:

В столицах шум, гремят витии,

Идет словесная война,

А там, во глубине России,

Там вековая тишина...

Уместны ли некрасовские строки в разговоре о гоголевском «Ревизоре»? Несомненно, российская глубинка, как мы сказали бы сегодня, с ее комическими происшествиями, особенно оттого, что такие происшествия здесь редкость, – вот мир гоголевской комедии. И в эту-то провинциальную тишину драматург вверг своего Хлестакова, взбаламутившего это болото... Может быть на пользу ему?

6. В чем загадка характера Хлестакова? (вопрос рубрики «Поразмышляем над прочитанным», с. 356).

Ю. Манн считает, что «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя...». Но трактовали этот образ по-разному. (На экране проецируются высказывания различных авторов, отмечающих разные грани характера Хлестакова.)

Н. В. Гоголь о Хлестакове:

Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора. Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже ничтожные люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли. Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он. Он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда поведет его речь. Темы для разговора дают ему выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Он чувствует только, что везде можно хорошо порисоваться, если ничто не мешает. Он чувствует, что в литературе господин, и на балах не последний, и сам дает балы, и,наконец, что он государственный человек... Обед со всякимилабарданами и винами дал словоохотливость и красноречие его языку. Чем далее, тем более входит всеми чувствами в то, что говорит, и потому выражает многое почти с жаром. Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. Ему уже кажется, что он действительно все это производил. Поэтому сцена, когда он говорит о себе как о государственном человеке, и навела такой страх на всякого чиновника. Вот отчего, особенно в то время, когда он рассказывает, как распекал всех до единого в Петербурге, является в лице важность и все атрибуты, и все что угодно. Видя, как распекают, испытавши и сам это, потому что бывал неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах; он почувствовал в это время особенное удовольствие распечь, наконец, и самому других хотя в рассказах. Он бы и подальше добрался в речах своих, но язык его уже неоказался больше годным, по какой причине чиновники нашлись принужденными отвести его с почтением и страхом на отведенный ночлег. Проснувшись, он тот же Хлестаков, каким и был прежде. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках... Просит денег, потому что это как-то само собой срывается с языка и потому что уже у первого он попросил и тот с готовностью предложил. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше. Но если бы не Осип, которому кое-как удалось ему несколько растолковать, что такой обман не долго может продолжаться, он бы преспокойно дождался толчков и проводов со двора не с честью. Словом, это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог весть куда... Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми. Актер особенно не должен упустить из виду это желанье порисоваться, которым более или менее заражены все люди и которое больше всего отразилось в Хлестакове, – желание ребяческое, но оно бывает у многих умных и старых людей...

Из статьи «Предуведомление для тех,

которые пожелали бы сыграть как следует

«Ревизора» (полный черновой текст).

Есть еще труднейшая роль во всей пьесе – роль Xлестакова... Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных! Он просто глуп: болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет потому, что плотно позавтракал и выпил порядочного вина; вертляв он только тогда, когда подъезжает к дамам. Сцена, в которой он завирается, должна обратить особенное внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно неожиданный, и потому должно выражаться отрывисто. Не должно упускать из виду, что к концу этой сцены начинает его мало-помалу разбирать. Но он вовсе не должен шататься на стуле; он должен только раскраснеться и выражаться еще неожиданнее и, чем далее, громче и громче...

Эту роль непременно нужно сыграть в виде светского человека соmmе il faut, вовсе не с желанием сыграть лгуна и щелкопера, но, напротив, с чистосердечным желанием сыграть роль чином выше своего собственного, но так, чтобы вышло само собою, в итоге всего – и лгунишка, и подляшка, и трусишка, щелкопер во всех отношениях.

Д. С. Мережковский о Хлестакове:

Как личность умственная и нравственная Хлестаков отнюдь не полное ничтожество... У него самый обыкновенный ум, самая обыкновенная – общая, легкая, «светская совесть». В нем есть все, что теперь в ход пошло ́ и что впоследствии окажется пошлым. «Одет по моде», и говорит, и думает, и чувствует по моде. «Он принадлежит к тому кругу, который, по-видимому, ничем не отличается от прочих молодых людей»,– замечает Гоголь. Он как все: и ум, и душа, и слова, и лицо у него как у всех. В нем, по глубокому определению опять-таки самого Гоголя, ничего не обозначено резко, то есть определенно, окончательно, до последнего предела, до конца. Сущность Хлестакова именно в неопределенности, неоконченности. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли» – не способен сосредоточиться, довести до конца ни одну из своих мыслей, ни одно из своих чувств...

В устах его ложь есть вечная «игра природы». Язык его лжет так же непроизвольно, неудержимо, как сердце бьется, легкие дышат. «Хлестаков лжет, – говорит Гоголь, – вовсе не холодно или фанфаронски-театрально! он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута его жизни – почти род вдохновения». Ложь Хлестакова имеет нечто общее с творческим вымыслом художника. Онопьяняет себя своею мечтою до полного самозабвения. Меньше всего он думает о реальных целях, выгодах. Это ложь бескорыстная – ложь для лжи, искусства. Ему в эту минуту ничего не надо от слушателей только бы поверили. Он лжет невинно, бесхитростно и первый сам себе верит, сам себя обманывает – в этом тайна его обаяния. Он лжет и чувствует: это хорошо, это правда... Он весь горит и трепещет, как бы от священного восторга.

Тот Хлестаков, который берет взятки у обманутых им чиновников с такою бесстыдною наглостью, – уже совсем другой человек: поэт исчез, вдохновенье потухло...

С ложью связано в нем другое, столь же первозданное, стихийное свойство. «У меня,– признается он,– легкость в мыслях необыкновенная». Не только в мыслях, но и в чувствах, в действиях, в словах, даже в «тоненьком, худеньком теле», во всем существе его «необыкновенная легкость»: весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, – вот-вот вспорхнет и улетит. Для него и в нем самом нет ничего трудного, тяжелого и глубокого,– никаких задержек, никаких преград между истиной и ложью, добром и злом, законным и преступным; он даже не «преступает», а перелетает благодаря этой своей окрыляю­щей легкости через «все черты и все пределы».

В. В. Набоков о Хлестакове:

Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец (за вычетом способности довершить и это и любое другое предприятие). Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы, услаждающим дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и да­мы вульгарны, и тузы вульгарны – вся пьеса, в сущности... состоит из особой смеси различных вульгарностей...

Нередко толкования были настолько пристрастны, что от имени героя комедии образовали слово, прочно вошедшее в русский язык: «хлестаковщина».

– Что слышится вам в этом слове, как встретили его?

Действительно, мы отнеслись к Хлестакову иначе, без категоричного осуждения и уже тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали; «хлестаковщина» же слово клеймящее, притом немилосердно! В чем же дело?

Как видите, у Хлестакова за пределами гоголевской комедии судьба отнюдь не комична: в нем увидели расчетливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, причем не единичный характер прочитывали в герое Гоголя, а множество людей, обладающих этими неприятными, отнюдь не вызывающими симпатий качествами, а Иван Александрович Хлестаков стал нежданно-негаданно героем... нарицательным.

7. Чтение статьи «О новизне «Ревизора» (с. 352–354, учебник).

8. Рассматривание иллюстраций А. Константиновского (с. 305, 320, учебник).

– Удалось ли художнику передать характер Хлестакова, удачен ли портрет?

III. Подведение итогов урока.

1. Бесед а.

Вернемся еще раз во времена автора «Ревизора», к первым представлениям комедии. Помните, как встретили ее современники Гоголя? Один их упрек больно задел писателя: в комедии, утверждали многие, сплошь уродливые характеры, а вот «честного, благородного» героя нет! Есть в моей комедии, страстно утверждал автор, «честное, благородное лицо»!

Как полагаете, что имел в виду Гоголь? Ответ писателя был таким: не себя он называл «честным, благородным лицом», а... смех. Смех – герой пьесы!

– Готовы ли вы поддержать Гоголя, защитить его комедию от упреков в безверии, чуть ли не в клевете на Россию?

– Каким вы хотите видеть свой душевный город? (Домашнее задание.)

2. Чтение домашних сочинений-миниатюр (2–3 работы).

«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовал себя спокойно. Из него изгнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка Совесть. В ее подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивает Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие, похожие на него, создавая содружество городов-душ».

Домашнее задание: подготовиться к творческой работе по комедии Гоголя «Ревизор»; индивидуальное задание.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

– чрезмерное хвастовство, позерство, безоглядная ложь и болтливость.

Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина.

Хлестаков и Хлестаковщина:

В 1935 году Н. В. Гоголь заканчивает свою комедию «Ревизор», в котором читатель знакомится с персонажем, чье имя вскоре станет нарицательным — Хлестаков.

Даже если вы никогда не читали произведение Николая Васильевича, узнав трактовку понятия «хлестаковщина», вы без особого труда сможете догадаться, что представлял собой этот персонаж.

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник — рассеянный, глупый, азартный и совершенно бесхитростный и легкомысленный тип. Приехав в один из провинциальных городов, его по ошибке принимают за ревизора — высокопоставленного чиновника, наделенного особой властью.

Подобное стечение обстоятельств позволило характеру Хлестакова проявить себя во всей «красе». Взятки, заигрывания, лесть и прочие проявления внимания, которые демонстрировали «низшие чины» перед Ревизором — все это воспринималось Хлестаковым как должное. Большинство людей, опасаясь ответственности, поспешили бы скорее заявить, что случилась ошибка и он совсем не тот, за кого его приняли. Но чувство ответственности Иван Александровича тонуло во лживом упоении, не успевая проявить себя никаким образом.

Хлекстаков демонстрирует нам врожденный актерский талант. Талант, поглощающий человека настолько, что он едва ли осознает притворность своих действий. Ложь, в которую верит сам лжец, возникает настолько непринужденно, что и окружающие люди не оказались неспособны подвергнуть её сомнению. Ложь, граничащая с абсурдом. Ложь ради лжи, совершенно необоснованная, непомерная, но простая и наивная; безудержное бахвальтсво и безотчетное хвастовство. Вот она — .

В наши дни:

Данное социальное явление, как и сами хлестаковские типажи, имеют место быть и в наше время. В этом нет ничего удивительного. Несмотря на материальное развитие человечества, природа самого человека не потерпела сколь-нибудь серьезных изменений. Мы по-прежнему нет-нет да и встречаем современных Хлестаковых и по-прежнему лебезим перед власть имущими, теряя способность критического восприятия, и презумпируя им право завладеть нашим рабским доверием.

Все течет, все меняется?

Все мы имеем возможность наблюдать самые невообразимые трансформации поведения простого чиновника (который мнит себя совсем не простым), во время визитов проверяющих служб или высокого начальства. Параллели с героями гоголевской комедии напрашиваются сами собой. Любые, самые изощренные методы сокрытия собственного бездействия и некомпетентности идут в ход. Из года в год.

Вот уж 160 лет кануло в лету, а пьеса «Ревизор» не теряет своей актуальности. Почему? Ответ находиться на поверхности — стоит лишь выглянуть в окно.

Возможно, вам будет интересно:

Если вы не прогуливали в школе уроки по обществознанию, то, безусловно, знаете, что такое право. В противном случае, советуем прочитать эту статью. Правом называют систему общеобязательных норм и правил поведения, установленных правительством, исполнение которых обеспечивается силой государственного убеждения. Признаки права: Системность; Формальная определенность. То есть, правомерность закрепляется в каком-либо источнике (например, закон); Нормативность права. Означает, что право представляется нормами; Государственная обеспеченность. Право не может действовать…

Харизмой принято считать наделенность какого-либо человека, символа или института определенными свойствами сверхъестественности, исключительности, оригинальности, выделенности или святости. Харизма – это нечто неуловимое в человеке, притягивающее к нему остальных. Своеобразный магнетизм, который вызывает симпатию у окружающих. Еще более 100 лет назад, изучая феномен успешности известных личностей, социолог Макс Вэбер установил, что все эти люди обладают определенными чертами характера, позволяющие им вести за собой целые армии поклонников…

Благодаря интернету мир изменился необратимо. В нашей жизни появились новые явления, для обозначения которых пришлось изобретать абсолютно новые слова. Возьмем, к примеру, флешмоб. Чтобы объяснить, что такое флешмоб, для начала крайне важно обсудить понятие смартмоба. Смартмоб (в переводе с английского smart mob – умная толпа) – это термин, который придумал писатель и социолог Говард Рейнгольд в 2002-м году. Хотя само явление, естественно, появилось намного раньше. В…

Бутират - жаргонное название натрия оксибутирата (Natrium oxybutyricum). Применяется в качестве анестезиологического средства, обладает противошоковыми, снотворным и успокоительным действием. Улучшает циркуляцию крови в организме, процесс метаболизма, а также, обладает общим миорелаксирующим действием. Внешне напоминает обычную соль - кристаллический порошок белого цвета, легкорастворимый в воде или спирте. При употреблении бутирата в средних дозировках - вызывает чувство эйфории, сравнимое с алкогольным или при употреблении "экстази". Повышает сексуальное влечение, человек испытывает…

Конспект урока литературы в 8 классе по теме:

«Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»

Цели:

1.Прививать интерес к комедии.

2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине».

3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

Задачи:

Отработка навыка словесно-логического обобщения.

Развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.

Воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.

Прогнозируемые результаты:

знают характеристику персонажей, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;

умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации.

Тип урока

личностно-ориентированный

Вид урока

урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью

Ход урока.

1. Организационно-мотивационный этап

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада встрече с вами и хочу пожелать всем хорошего настроения и плодотворной работы!

Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя. (слайд 2)

А как известно, в театр необходим билет. В качестве билетов предлагаю ответить на вопросы.

(Слайды 3-14)

2. Этап актуализации опорных знаний

1.Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра -пьеса.

2.К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)

3.Назовите жанр этого произведения (комедия).

4.Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)

5.Пояснения для постановщиков спектакля и актеров. (ремарки)

6.Речь одного человека в художественном произведении (монолог)

7.Момент наивысшего действия в пьесе (кульминация)

8.Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)

9.Разговор двух или нескольких лиц (диалог)

10.Событие, завершающее действие (развязка)

11.Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)

12.Фраза собеседника в разговоре (Реплика)

Молодцы! С заданием справились.

3.Сообщение темы и целей

Перед нами комедия Гоголя «Ревизор», и все мы не только внимательные зрители, но и строгие критики. (слайд 14)

Первое знакомство с автором и комедией состоялось на прошлом уроке. А сегодня нам интересен образ главного героя комедии – образ Ивана Александровича Хлестакова. Однажды Н.В.Гоголь в письме другу писал: (слайд 15) « Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». Что имел ввиду Гоголь? А прав ли писатель? Мы постараемся понять. А пока все жители городка Н в страшном смятении. Внимание на экран.

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (слайд 16)

4.Работа по теме

Аналитическая беседа

Кого боятся чиновники? (слайд 17)

Кто такой ревизор? Я просила дома найти толкование слова.

Ревизор - это инспектор, контролер, аудитор, проверщик. Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника.

И почему жители городка испугались ревизора?

Ревизор может проверить работу чиновников, разоблачить их мошенничество, даже написать жалобу выше и наказать. Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.

Есть такое выражение «рыльце в пуху…» Что означает? Каким образом это относится к чиновникам?

Почему чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел?

(слайд 18)

Увидели в трактире его подозрительные взгляды, бегающие глаза, наблюдательность за всеми. Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора».

Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Каким образом Хлестаков оказался в этом городке и задержался?

О каких качествах героя сразу можно сказать?

Безответственность, несерьёзность, транжира и мот

Кто подтверждает характеристику?

Слуга Осип.

(Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е)

" Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…"

Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет?

Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.

Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств, истинных чувств.

Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков» произвёл хлесткое впечатление своим поведением и речью на окружающих.

«Говорящие» фамилии создают впечатление о лицах, которым принадлежат.

Какие фамилии встретились?

Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматических произведений раскрываются в речи, в поступках.Какова речь Хлестакова с окружающими?

Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно, он не может правильно изложить свои мысли, его слова эмоциональны и резки. Показывает свою высокую значимость.

Как разговаривает со слугой?

В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза барская манера говорить, грубость, высокомерие. Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий.

Какими качествами наделён?

В этом эпизоде раскрывается двуличие, притворство, лицемерие Хлестакова.

Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». (Д. III, явл. 6.)

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».(слайд 20)

Каков актёр? Какие качества раскрываются? (слайд 21)

Нахальный, легкомысленный, дерзкий, хвастается тем, чего не имеет, пытается показать своё высокое положение, сочиняет умело и быстро, врёт без остановок. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие.

В чём комизм сцены?

Хлестаков настолько заврался, что верит сам в свои выдумки! Забывает свои слова и старается выкрутиться. Он смешон. Он пьян от своих слов. Хлестаков одержим стихией речи.

Как воспринимают его в обществе?

Его положение в обществе растёт, все в полном восторге от него и вместе с тем растёт панический страх чиновников.

На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (слайд 22)

Цель жизни молодого человека выражена в его словах, каких? «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия...» Какие цветы срывал он в этом обществе? (слайд 23)

Понимая, что все его боятся и принимают за высокопоставленного человека, он этим пользуется и издевается, смеётся над чиновниками. В этих явлениях от сцены к сцене в динамике показаны бесцеремонность, фамильярность, наглость, глупость, изворотливость, беспечность, двуличие Хлестакова. В отношениях к женщинам он проявляет себя как подлец.

Но все верят ему? Почему все верят Хлестакову?

Страх руководит ими. Они боятся не согласиться с ним или усомниться в его словах –это одна причина. А другая - все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их.

Высота сана затмевает любые человеческие качества. Всех манит шикарная жизнь в большом городе, высокий статус в обществе, величие и полная безнаказанность. Вранье Хлестакова просто заражает, как болезнь. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде». Гоголь вводит новое явление-«хлестаковщина» (слайд 24)

Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Именно этими чертами характера отличался главный герой комедии Гоголя – мелкий чиновник Хлестаков. Разве он одинок в этом мире?

Этими качествами наделены все чиновники и их окружение.

В Хлестакове отражаются все пороки чиновничьей власти. Какие эти пороки?

Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие.

Это понятие очень прочно прижилось в нашей литературе. Хлестаковщина приобрело широкий социальный и психологический смысл.

Что же такое Хлестаковщина?

Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества.

Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина», болезнь, которой заражаются люди.В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

5.Итог урока.

Хлестаковщина свойственная многим людям и в наши времена. Некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле, и поставить себя выше всех, хвастаться тем, чего нет, и конечно, могут очень красиво врать.

Таким образом, мы отвечаем на поставленный вопрос в начале урока – прав ли Гоголь - Хлестаковым бывает рано или поздно каждый из нас? (слайд 25)

Особо хлестаковщиной грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные и похвастаться не забывает.

Все мы разные, никто не идеален. В каждом есть пороки. Иногда мы совершаем ошибки, за которые стыдно. Но если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки, признается в своих ошибках, и постарается их исправить, то не всё потеряно. Мы сможем измениться и сделать свою жизнь добрее и чище. И я вам всем этого желаю-гоните из себя хлестаковщину!

6.Домашнее задание

(слайд 26)

В качестве домашнего задания предлагаю составить синквейн с ключевыми слова на выбор-Хлестаков, Хлестаковщина.

7.Рефлексия.

Урок окончен, я благодарю вас за работу! Встаньте, ребята! сделаем жизнь чуточку добрее, поднимем настроение и улыбнёмся друг другу. (слайд 28)

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Спасибо за внимание!