Основные направления внутренней социальной политики. Направления социальной политики в россии

Социальная политика складывается из двух базовых направлений:

  • o обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
  • o регулирование рынка труда.

Достижение максимально высокого уровня и качества жизни - приоритетная цель социальной политики государства. Одним из основных инструментов решения этой задачи является постоянное (но экономически оправданное) увеличение личных доходов населения, под которыми понимается совокупность материальных средств, получаемых гражданами теми или иными способами.

Эти доходы делятся на денежные и натуральные. Виды денежных доходов:

  • o за выполнение трудовых обязанностей (заработная плата, премии);
  • o от продажи результатов личного труда;
  • o с капитала (дивиденды, проценты, прибыль), аренды;
  • o заемный (полученные ссуды, кредиты);
  • o рисковый (от игры на бирже, тотализаторе, выигрыша в лотерею и пр.);
  • o донорский (пособия, пенсии, стипендии);
  • o передаваемый (наследство, алименты).

Натуральные доходы образует продукция, созданная в домашних хозяйствах для личного потребления.

Денежные доходы "у источника" называются номинальными. Если их величину уменьшить на сумму налогов, обязательных платежей и добровольных взносов, в результате мы будем иметь располагаемые доходы.

Располагаемые доходы возникают в результате производственной деятельности, перераспределительных операций (субсидии и трансферты, кроме социальных трансфертов в натуре за вычетом выплаченных налогов и текущих трансфертов, включая налоги на доходы и богатство), владения собственностью.

Такие доходы граждане могут использовать для оплаты приобретаемых товаров и услуг, а также для сбережения в различных формах (банковские депозиты, облигации и пр.). Корректировка этих доходов на уровень инфляции даст нам реальные располагаемые доходы.

Расходы на покупки товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, получаемых домашними хозяйствами в виде социальных трансфертов в натуре, образует их фактическое конечное потребление.

Основной составляющей доходов населения является заработная плата. Заработная плата выплачивается в денежной форме, а иногда частично в натуральной (в виде продуктов, вещей, бесплатных услуг).

Минимальная заработная плата работников малоквалифицированного труда в большинстве стран регулируется законодательно. Однако в одних государствах (например в России) речь идет о месячной заработной плате, а в других (США) - почасовой. Первый подход является в большей степени социально ориентированным, так как предоставляет работникам гарантию получения средств существования за сравнительно длительный промежуток времени; второй ориентирован сугубо экономически.

Минимальная часовая оплата труда в соответствии с рекомендациями МОТ (Международная организация труда) должна составлять не менее 3 долл. в час, у нас же она существенно ниже.

Точкой отсчета для определения минимальной заработной платы (а также пенсий, стипендий, пособий, различных социальных выплат) обычно служит прожиточный минимум. Это уровень доходов, позволяющий приобрести набор товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Его величина устанавливается ежеквартально путем суммирования обязательных платежей, сборов, стоимости потребительской корзины (главный компонент), а также данных об уровне потребительских цен, изменении налогов Правительством России и местными органами власти для разных категорий населения.

Другими ориентирами для определения величины прожиточного минимума с учетом возможностей экономики могут быть:

  • o усредненный доход 10-20% самой бедной части населения;
  • o социологические опросы;
  • o половина среднедушевого дохода;
  • o трехкратная стоимость продуктового набора (США);
  • o более широкий набор промышленных товаров.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Обычно она разрабатывается для разных категорий населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и утверждается законодательно не реже одного раза в пять лет. При определении содержания потребительской корзины учитываются природно-климатические условия, национальные традиции и пр.

Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяются с учетом:

  • o научных рекомендаций по минимальному объему и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека;
  • o фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях;
  • o состава и половозрастной структуры населения, размера и структуры семей;
  • o финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения.

Считается, что восемь прожиточных минимумов обеспечивают рациональный потребительский бюджет (бюджет высокого достатка) в соответствии с научно обоснованными нормами.

Средняя заработная плата является расчетной величиной и определяется путем деления общего фонда заработной платы на среднее число работников (или количество отработанных человеко-часов) за период. Как и доходы, заработная плата может быть номинальной и реальной. Номинальная (денежная) заработная плата характеризуется выплаченной суммой денег; реальная - тем количеством товаров, которые на эти деньги можно приобрести. Рост налогов и цен в общем случае ведет к сокращению реальной заработной платы (даже при увеличении поминальной), и наоборот.

В большинстве развитых стран отмечается тенденция роста заработной платы высокооплачиваемых категорий работников и разрыва в оплате женского и мужского труда (в основном проистекающие из структуры занятости).

Доходы населения во многом формируют уровень и качество жизни населения (страны, региона, отдельных социальных групп и пр.).

Под уровнем жизни понимается совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому состоянию экономического развития общества. Это степень удовлетворения потребностей людей, выражаемая системой следующих конкретных показателей:

  • o среднемесячная начисленная заработная плата в экономике;
  • o денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  • o средний размер назначенных пенсий;
  • o прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  • o численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  • o соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
  • o соотношение начисленной заработной платы и прожиточного минимума;
  • o соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума;
  • o децильный коэффициент.

Таблица 11.2

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации

Показатели

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах):

Млрд руб. (1995 г. - трлн руб.)

На душу населения), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес.), (1995 г. - тыс. руб.)

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

Средний размер назначенных пенсий), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальный размер назначенных пенсий), в % к предыдущему году

Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения):

руб. в мес. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (1995 г. - в разах)

Млн человек

В % от общей численности населения

В % к предыдущему году

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:

Среднедушевых денежных доходов")

Среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

Среднего размера назначенных пенсий

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

Качество жизни населения - обобщающая характеристика уровня потребления товаров и услуг, развития здравоохранения, продолжительности жизни, состояния окружающей среды, морально-психологического климата, возможности населения удовлетворять духовные потребности и пр. Уровень качества жизни меняется в зависимости от социально-экономического положения общества.

В 1990 г. Организацией Объединенных Наций введен показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который объединяет данные о национальном доходе на душу населения, уровне образования взрослого населения, ожидаемой продолжительности жизни. В "Докладе о развитии человека" Программы развития Организации Объединенных Наций, опубликованном 2 ноября 2011 г., говорится, что Россия находится на 66-м месте в списке из 187 стран. Величина показателя России - 0,755. Таким образом, Российская Федерация входит в группу стран с высоким ИРЧП. Вместе с тем по региону Восточная Европа и Центральная Азия (31 страна), в который входит Россия, наша страна располагается на 17-м месте. Лидером группы является Словения - 0,884 (21-е место в мире) Из стран бывшего СССР Россию опережают Эстония - 0,835 (4-е место в группе/34-е место в мире), Литва - 0,810 (9-е/40-е), Латвия - 0,805 (10-е/43-е) и Белоруссия - 0,756 (16-е/65-е).

Иными словами, здесь не удалось осуществить трансформацию экономических возможностей в реальное благосостояние.

Рассмотрим ситуацию с распределением доходов в современном обществе.

В любом обществе имеет место дифференциация населения по уровню доходов. Во многих (прежде всего европейских) странах она становится объектом пристального внимания государственных органов, ибо превышение ею определенных пороговых значений ведет к росту напряженности и создает потенциальную возможность социального взрыва.

Дифференциация доходов характеризуется с помощью нескольких инструментов.

Во-первых, это кривая Лоренца, которая показывает, насколько их фактическое распределение отличается от равномерного (рис. 11.2). При построении кривой на оси абсцисс откладываются доли семей (в проценте от их общего числа), а по оси ординат - доли располагаемых ими доходов. Иными словами, кривая показывает, какой процент доходов общества получает данный процент семей. Равномерное распределение доходов представлено на графике биссектрисой, реальное - вогнутой кривой. Пространство между биссектрисой и кривой отражает степень неравенства доходов - чем соответствующая площадь больше, тем его степень значительнее.

Рис. 11.2.

Во-вторых, для характеристики социального расслоения используется так называемый децильный коэффициент, показывающий соотношение между средним доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. В развитых странах Запада этот коэффициент составляет 5-7 (считается, что психологически приемлемый разрыв в доходах не превышает 8).

На Западе развитые государства достаточно внимательно отслеживают, чтобы не было чрезмерного разрыва между богатыми и бедными, как, например, в Бразилии (46 раз). В Германии этот разрыв составляет 7: 1, во Франции - 9: 1, в то же время в США, где имеет место максимальная степень либерализации экономики, - 16: 1.

В-третьих, индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Если бы у всех граждан доходы были одинаковы, то коэффициент Джини оказался бы равен 0, а при концентрации в руках одного человека - 1. Коэффициент показывает степень отклонения фактического распределения доходов в обществе от равномерного.

Динамика распределения доходов в Российской Федерации представлена в табл. 11.3.

В настоящее время в развитых странах социальная структура населения выглядит примерно следующим образом:

  • - богатые - 10-15%;
  • - бедные - 15-20% (бедность - неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни). Сегодня появилось понятие "новые бедные": к ним относятся лица, которые имеют доступ к социальным благам, жилье, доход в несколько раз выше прожиточного минимума, но его источник непостоянен;
  • - средний класс - 65-75%. Основа его выделения - уровень дохода, достатка. Средний класс обеспечивает стабильность общества. На Западе это преобладающая часть экономически активного населения.

Таким образом, социальное неравенство в стране пока продолжает увеличиваться, что является серьезной социальной проблемой. Видимо, в перспективе по мере развития российской экономики этот дисбаланс в доходах удастся несколько смягчить, что требует проведения соответствующей политики и энергичных усилий со стороны государственных органов.

Наряду с резким разрывом в доходах между богатейшей социальной группой и остальной частью граждан не менее серьезное социальное неравенство наблюдается в доходах между регионами России. Подобная ситуация нарушает единое экономическое пространство нашего государства. Нужно отметить, что если в развитых странах доля заработной платы в национальном доходе составляет 65-75%, то в России - около 30%. Поэтому в нашей стране на 1 долл. зарплаты производится в 2,7 раза больше ВВП, чем в США, и в 2,5 раза больше, чем в Японии. Поэтому в цивилизованном обществе государство проводит политику регулирования доходов, направленную на решение двух основных задач:

Показатели

Денежные доходы всего, %

В том числе по 20%-м группам населения:

Первая (с наименьшими доходами)

Четвертая

Пятая (с наибольшими доходами)

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), разы

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

  • 1)защиту социально незащищенных слоев населения и ослабление социальной напряженности;
  • 2)развитие человеческого капитала, без чего невозможно эффективное развитие страны в XXI в. Поэтому оно играет важную роль в решении социальных вопросов.

Можно говорить о четырех группах инструментов регулирования доходов:

  • 1)экономические инструменты (минимальный размер оплаты труда, тарифная сетка и тарифные ставки для работников бюджетной сферы и пр.);
  • 2)нормативно-правовые (ставки налогообложения, нормы труда и отдыха и т.п.);
  • 3)административные (лицензирование, квотирование);
  • 4)согласительные (согласование действий в отношении доходов между правительством, предпринимателями и наемными работниками или профсоюзами).

Теперь рассмотрим конкретные способы их применения.

Прежде всего, необходимо отметить такой способ регулирования доходов, как определение государством прожиточного минимума.

К мерам государственного регулирования доходов относится также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги для отдельных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, безработных). Мерой государственного регулирования доходов (хотя, как показала практика, и не вполне эффективной) является индексация, предполагающая их привязку к росту потребительских цен. Это обеспечивает полную или частичную компенсацию потерь населения. Индексация осуществляется на уровне как общества, так и отдельных предприятий.

Индексироваться могут оплата труда, накопления, пенсии, стипендии, пособия и пр. Индексация может быть ретроспективной (в соответствии с темпом роста цен в прошлом периоде) и ожидаемой (для компенсации прогнозного роста цен). Известны две формы индексации - автоматическая и полуавтоматическая. Первая предполагает, что доходы автоматически повышаются в соответствии с ростом цеп, что еще больше его ускоряет.

Полуавтоматическая индексация, называемая еще договорной, предполагает проведение на государственном уровне консультаций с участием работодателей, профсоюзов, представителей государства, экспертов, в результате чего вырабатываются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров, заключаемых на каждом предприятии самостоятельно.

Часто система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов - от полной компенсации самых низких до близкой к нулю - самых высоких.

Обычно индексация охватывает незначительную часть работников - в основном занятых в бюджетной сфере, а также пенсионеров, и носит эпизодический характер.

Инструментом перераспределения доходов является поощрение государством частной благотворительной деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

Рассмотрим государственную политику в области социальной защиты населения.

Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова - система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения.

Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая - на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.

Социальная защита выполняет следующие основные функции:

  • 1)экономическую - компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами, и оказание помощи малоимущим гражданам;
  • 2)политическую - поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения;
  • 3)демографическую - стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни;
  • 4)социально-реабилитационную - восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.

К нуждающимся в социальной защите принято относить:

  • o трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и пр.);
  • o нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды и пр.);
  • o лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
  • o лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
  • o иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).

В России существуют следующие виды социальной защиты.

Во-первых, социальные денежные выплаты , которые делятся на две группы.

  • 1. Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория - наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) - по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
  • 2. Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.н.

Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).

В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).

В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии - меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:

  • o па выбор места работы и профессиональную деятельность;
  • o минимальный размер оплаты труда;
  • o минимальный размер пенсии;
  • o единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;
  • o ежемесячное пособие на каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву, и пр.;
  • o ритуальное пособие;
  • o минимальный размер пособия по безработице;
  • o минимальный размер стипендии;
  • o жилище;
  • o охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • o образование.

В США, например государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным - бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье (16%). Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.

Перечисленные меры социальной защиты в итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями. Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.

Рассмотрим политику государства в области трудовых отношений и занятости населения.

Сегодня в условиях индустриальной, постиндустриальной, а в ряде стран - информационной стадии развития экономики 80-90% людей, включенных в процесс хозяйственной деятельности, трудятся в качестве наемных работников.

Во второй половине XX в. произошли существенные сдвиги в характере труда.

  • 1. Резко сократилась доля сферы материального производства и физического труда, а соответственно рабочих, и увеличился удельный вес сферы услуг и интеллектуального труда. В передовых странах она уже превышает 90%.
  • 2. Быстро стирается грань между преимущественно физическим и преимущественно умственным трудом. Она в полной мере сохраняется лишь в развивающихся странах.
  • 3. Существенно повысился образовательный уровень населения. Сегодня все работники должны иметь общее среднее образование и профессиональную подготовку.
  • 4. Возросла потребность в интеллектуализации и гуманизации труда.

Перечисленные обстоятельства налагают существенный отпечаток на состояние рынка труда и вынуждают правительства большинства государств осуществлять его регулирование, что предполагает решение комплекса задач:

  • o снижение безработицы;
  • o оптимизация структуры занятости (по отраслям, регионам, видам деятельности);
  • o организация и стимулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. В промышленности России отмечается острая потребность в квалифицированных рабочих кадрах. По некоторым оценкам, в стране лишь 5-6% рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43%, Германии - 56%, Франции - 38%. Большая часть квалифицированных рабочих кадров России находится в возрасте, близком к 60 годам, что требует принятия экстренных мер, поскольку в условиях НТП потребность в квалифицированных кадрах будет постоянно увеличиваться;
  • o управление миграционными процессами;
  • o регулирование оплаты труда и трудовых отношений.

На Западе сложилось два подхода к проблеме безработицы.

Первый возник в связи с великой депрессией 1930-х гг., когда в США ее уровень достигал 25%, и возникла реальная угроза социального взрыва. Безработица рассматривалась как социальное зло, бороться с которым государство должно было любой ценой, добиваясь абсолютной занятости.

Второй возник в связи с тем, что несмотря ни на какие усилия, массовую безработицу (а в странах Запада она составляет 9-12%, что, правда, в 2-3 раза меньше, чем в 1930-е гг.) преодолеть не удалось. Поэтому возникла концепция "естественной" безработицы, которая определяется как совокупность структурной и фрикционной, бороться с которой вообще не следует. У безработицы стали находить даже полезные (с точки зрения интересов работодателей) стороны - создание резерва рабочей силы, стимул для роста производительности труда и поддержания дисциплины.

Высокий уровень безработицы имеет место и в нашей стране. На ее сокращение и достижение высокого уровня занятости и направлено государственное регулирование рынка труда. Оно позволяет обеспечить соответствие предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе, спросу на нее в количественном и качественном отношении.

Для того чтобы в той или иной форме ослабить проблему безработицы, наше государство проводит политику занятости - систему мероприятий, направленных на предотвращение увольнений, стимулирование создания новых рабочих мест, а также оказание социальной помощи лицам, потерявшим работу. Назовем эти меры:

  • 1. Организация общественных работ (исторически первая мера; в США была предпринята в 1930-е гг.). Предполагает создание государством за счет средств бюджета новых рабочих мест для неконкурентоспособной рабочей силы (в том числе для лиц, живущих ниже уровня бедности):
    • - молодежи с незаконченным средним образованием;
    • - тех, кто не имеет нужной профессиональной подготовки;
    • - инвалидов с физическими недостатками;
    • - бывших заключенных; и пр.

Речь идет о следующих видах работ:

  • - создание базовой инфраструктуры (дорог, дешевого жилья, школ, больниц, уборке улиц и пр.);
  • - социальная помощь престарелым и инвалидам, уход за детьми и больными;
  • - природоохранные мероприятия.

Это считается достаточно выгодным, поскольку отпадает необходимость выплачивать пособия по безработице; одновременно создаются новые блага, а бюджет получает налоги.

  • 2. Регулирование занятости путем:
    • - официального сокращения продолжительности рабочей недели;
    • - поощрения досрочного выхода на пенсию (в то же время, в связи с увеличением продолжительности жизни, во многих странах ставится вопрос об установлении более высокого пенсионного возраста);
    • - ограничения иммиграции.
  • 3. Организация бирж труда (появились во второй половине XIX в.) для посредничества между работниками и работодателями. Они осуществляют:
    • - учет и трудоустройство (отказ от работы по направлению ведет к потере права на пособие);
    • - информирование работающих, желающих сменить профессию, о вакансиях;
    • - помощь в переобучении;
    • - профессиональную ориентацию молодежи.
  • 4. Создание фондов страхования по безработице. Предполагается, что величина и сроки выплаты пособий из них должны быть такими, чтобы избавить людей от нищеты и одновременно стимулировать поиск работы.

В то же время следует отметить, что социальная сфера в настоящее время активно реформируется и модернизируется, что соответственно потребует совершенствования российского законодательства.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Основные тенденции формирования социальной экономики

Рыночный механизм формирования доходов

Особенности социальной политики государства в России

Социальная политика - одно из важнейших направлений госу­дарственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятель­ности государства является достижение высокого уровня благососто­яния общества и создание условий для его дальнейшего развития. Один из «отцов» «общества всеобщего благосостояния» в Германии, Аль­фред Мюллер-Армак, писал так: «Социальная рыночная экономика исходит из реальной основы существования рынка и рыночных сил и пытается при этом использовать целенаправленно не ориентирован­ные силы этого рынка на достижение социальной обеспеченности и улучшение общественной окружающей среды одновременно».

Сущность и основные направления социальной политики

Функционирование рыночного механизма само по себе не га­рантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряжен­ности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государ­ства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере. Соци­альные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсут­ствия разумной социальной политики, в современных условиях, где функционируют атомные электростанции, опасные химические про­изводства, имеется ядерное оружие, могут привести мир на грань ка­тастрофы.

На современном этапе развития научно-технического прогрес­са ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить эконо­мический рост без использования творческого, инновационного по­тенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится реша­ющим в социально-экономическом развитии общества. Все это пред­определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормаль­ное развитие общества. К ним относятся:

Социальная защита человека и его основных социально-эконо­мических прав;

Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информа­тизация). Объем, качество и характер продукции этих отраслей долж­ны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспро­изводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;

Формирование экономических стимулов для участия в общес­твенном производстве;

Создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и. возможности реализации в свобод­ном труде.

Существует взаимосвязь между социальной политикой и уров­нем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их решение. Например, для реализации «шведской модели», характеризующейся высоким уровнем социальных затрат, необходимо создать экономи­ку, обладающую соответствующей ресурсной базой. С другой сто­роны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря целенап­равленной социальной политике появляются условия для возраста ния и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Основная задача социальной политики - формирование эффек­тивной системы социальной защиты. Выделим основные направле­ния социальной политики в этой области.

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, ис­пользуется показатель прожиточного минимума, включающий ми­нимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономи­ческого развития страны и сформировавшейся системой потребнос­тей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для преста­релых и инвалидов и т.д.

В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необ­ходимых медикаментов. Каждая страна формирует собственную сис­тему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социаль­ной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Да­нии.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными вне­бюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами влас­ти, общественными и благотворительными организациями, церковью.


Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения тру­да. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, должна существовать общедоступная система получения среднего, специаль­ного, высшего образования. Должны быть законодательно регламен­тированы социально допустимые условия труда, уровень минималь­ной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Необходи­мо отметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осу­ществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.

Третье направление- регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном сек­торе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент от об­щего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются бир­жи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соот­ветствии с этим планируется и производится подготовка, переподго­товка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать без­работных к поиску нового места работы. В условиях инфляции посо­бие может частично принимать неденежную форму (талоны на по­купку продуктов, бесплатные одежда, обувь, льготы по оплате ком­мунальных услуг).

Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дота­ции из бюджета.

Естественно возникает вопрос: какие основные принципы сле­дует учитывать при разработке социальной стратегии, социальной программы действий и конкретных мер социальной политики?

Выделим пять основных принципов.

Первый. Акты государственного вмешательства, поскольку они необходимы по причинам социального характера, должны соответ­ствовать требованиям рынка, т.е. осуществляться так, чтобы меха­низм цен как сигнальное устройство продолжал функционировать и чтобы не нарушался рыночный порядок со стимулирующей и после­довательной конкуренцией.

Второй. Формирование механизма социальной защиты не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечива­ющих соблюдение прав человека. Для разработки такой системы не­обходимо определить социальные нормативы, отражающие уровень жизни, быт и условия труда.

Третий. Дифференцированный подход к различным слоям и груп­пам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Четвертый. Создание интегрированной, многоуровневой сис­темы социальной защиты (государственные органы - местные орга­ны власти - предприятия - общественные организации), действен­ной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

Пятый. Масштабы перераспределительных процессов в общес­тве не должны превышать оптимальных размеров, позволяющих со­хранить стимулы к квалификационному, творческому, эффективно­му труду.

Говоря о социальной политике, нельзя не затронуть проблему ее экономической эффективности. Проблема экономической эффек­тивности социальной политики периодически является предметом те­оретических дискуссий. Сторонники либерализма доказывают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. В подтверждение своей точки зрения они приводят сле­дующие аргументы.

1. Деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска но­вого рабочего места и одновременно приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие, не даст согласия на

любую работу с любым уровнем оплаты труда. «Система страхова­ния от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты тру­да, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безрабо­тицы. Во всех социально-ответственных рыночных экономиках рас­тут затраты на здравоохранение, выплаты по болезни, увеличивают­ся невыходы на работу. В общем и целом это приводит к высокой затратности экономики, в которой реальная заработная плата ниже, чем могла бы быть, если рынок не был бы социализирован»".

Кроме того, расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком доро­гим, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий на внеш­нем рынке.

2. Соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему эко­номическому росту.

3. Увеличиваются издержки на управление в связи с ростом ор­ганизационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.

4. Возможно расширение теневой экономической деятельности, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмер­ных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

В качестве контраргументов сторонники социальной экономи­ки указывают на следующие факты.

1. В рамках социальной политики проводятся мероприятия, на­правленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, созда­ются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы.

2. В странах с переходной экономикой без социального обеспе­чения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в социальной сфере.

3. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значе­ние для создания благоприятного инвестиционного климата в стра­не, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

В целом, подводя баланс негативных и позитивных эффектов социальной политики, следует иметь в виду, что отсутствие социаль­ной политики ставит под угрозу социальную и экономическую без­опасность общества. Поэтому, очевидно, речь должна идти не о том, нужна ли социальная политика как таковая, а о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных га­рантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно дей­ствующим в рыночных условиях, и помогающее адаптироваться к новым условиям жизни тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства.


Похожая информация.


Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

  • - регулирование занятости населения;
  • - политика государства в формировании доходов;
  • - социальная защита граждан;
  • - политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

Необходимо заметить, что данный перечень по сути является отражением основных задач социальной политики государства, представленных в п. 1.1 курсовой работы.

Рассмотрим указанные направления более подробно.

Политика государства в формировании доходов

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен (12, с.607).

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

Социальные трансферты -- это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы (12, с.611).

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами.

Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты.

К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация (15, с. 80).

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами -- пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Политика занятости

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д.

Социальная защита граждан

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

В макроэкономическом аспекте главным вопросом, рассматриваемой проблемы, является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

  • - социальная ответственность общества и государства;
  • - социальная справедливость в области трудовых отношений,
  • - всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;
  • - государственные гарантии социальной защиты;
  • - экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;
  • - заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;
  • - многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики (таблица 1). Так, доля средств, расходуемых в 2005 г. на социальную защиту, в ВВП США - 14,2%, Великобритании - 20,4%, Франции -25,6%, ФРГ - 25,7%, Швеции - 34,2% (19, с. 294).

Таблица 1 - Социальные расходы в ряде зарубежных стран и в России (без расходов на социальное страхование), в % к ВВП

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия

Политика развития социальных отраслей

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

  • - предотвращение массовых эпидемий;
  • - обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  • - пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).

Определим , что позволит понять государственные приоритеты в данной сфере.

Основная задача социальной политики РФ состоит в обеспечении достойного уровня благосостояния индивида и общества, справедливых и сбалансированных возможностей для развития человека. Данная задача социальной политики России может быть успешно решена лишь в тесной увязке с экономической политикой .

Достижение результатов в реализации основных направлений и задач социальной политики позволит сформировать важнейшие элементы социального государства в России.

Следует выделить ряд основных задач и направлений социальной политики РФ .

Во-первых, задача по охране труда и здоровья человека. Труд - это основа для жизнедеятельности любого общества, важнейшая сфера применения сил и способностей человека. В современных условиях гражданин самостоятельно распоряжается своими способностями к труду в рамках трудового договора.

Труд человека применяется в рамках таких систем как предприятия, учреждения, организации. Работники указанных структур объединены совместным трудом, схожестью интересов и задач и т.д.

В России государство нацелено на формирование условий для обеспечения полной занятости населения . Государство реализует программы подготовки, профессионального обучения и переобучения работников.

Государство обеспечивает начисление и выплату пособий по безработице . Право на получение пособия по безработице имеет каждый гражданин, который достиг 16-летнего возраста и имеет статус безработного. Данное право исчезает при достижении человеком пенсионного возраста, что снимает с государства соответствующую задачу.

Обеспечение индивидуальных и коллективных трудовых прав работников реализуется посредством системы правовых актов .

Закон РФ «О занятости населения в РФ » устанавливает правовые, экономические и иные условия трудовой деятельности, а также гарантии государства по трудоустройству на территории России.

Государство принимает активные усилия по созданию безопасных условий для трудовой деятельности , устанавливает для занятых на производствах с опасными или вредными условиями труда льготы, которые выступают в виде своеобразной компенсации.

Важным направлением политики государства является охрана здоровья человека . В России обязанностью и задачей политики государства является финансирование разнообразных программ по охране и укреплению здоровья населения и т.д.

Во-вторых, самостоятельным направлением социальной политики РФ является установление гарантированного минимального размера оплаты труда .

Особенностью социального государства и его политики является стремление обеспечить каждому человеку достойный уровень прожиточного минимума . Однако государство должно стремиться, прежде всего, к тому, чтобы каждый трудоспособный имел возможность трудиться и зарабатывать на содержание себя и своей семьи. При этом задача политики государства по обеспечению индивиду прожиточного минимума формируется только в случае, если он не может себя обеспечить по уважительным причинам.

Направлением и способом удовлетворения данной потребности является использование гарантированного минимального размера оплаты труда .

В-третьих, важным направлением социальной политики РФ является установление и реализация государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан . В России семья, материнство, отцовство и детство обеспечены защитой государства.

В России родители обязаны содержать и воспитывать своих детей до достижения ими возраста совершеннолетия. Родители имеют право определять в интересах ребенка, с учетом его позиции и при соблюдении законодательства, задачи, методы и формы воспитания.

Так как семейные отношения предполагают взаимность обязанностей её членов, то трудоспособные дети должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях.

В условиях равноправия всех граждан в РФ дети имеют равную правовую и социальную защиту независимо от происхождения и состояния родителей.

Задачей государства является забота об инвалидах и пожилых гражданах . Для решения данной задачи оно должно развивать систему специальных предприятий для работы инвалидов, чтобы обеспечить им материальный достаток и приобщить к совместной трудовой деятельности. Также государство должно обеспечивать инвалидов специальными средствами для передвижения, средствами лечебной физкультуры, протезами и т.п.

Важным направлением социальной деятельности государства является развитие системы льгот, которые предоставляются участникам Великой Отечественной войны .

В-четвертых, одной из задач политики РФ является развитие системы социального обслуживания . Согласно ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг населению.

В России создана и функционирует государственная система социальных служб . Данная система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, предприятий иных форм собственности и граждан, занятых социальным обслуживанием населения без образования юридического лица.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в рамках следующих основных направлений : материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.п.

Социальное обслуживание может быть оказано социальными службами бесплатно и за плату.

В-пятых, заметным направлением социальной политики России является установление государственных пенсий, выплат, пособий и иных гарантий социальной защиты .

Развитие государственной системы социального обеспечения представляет важную социальную гарантию в реализации конституционного права граждан РФ на материальное обеспечение в ряде уважительных ситуаций: достижение определенного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца и иные случаи.

Государство в законодательной форме устанавливает систему государственных пенсий и социальных пособий , что отражено в ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ ».

В государстве возникает противоречие между конституционным установлением личной рыночной инициативы и идеями социального государства . Решение данной проблемы может иметь различную форму в зависимости от совокупности факторов, которые имеют место в каждом конкретном случае и государстве.

Вышеуказанные задачи и направления социальной политики РФ отражают приоритеты государства в указанной сфере на определенном этапе его развития.

  • Назад

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации;

социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войньнГприравненные к ним лица; труженики тыла во время

Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших i Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;! бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшие-;

ся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные^ беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиа-s ционному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ядерныхвыбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мес" заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства; семьи имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения:

родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи;! семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе. студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокоеобращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы,склон-ные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогичес-

ких, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т.д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).

По вопросу социального неравенства в обществе между"группами людей можно отметить два крайних подхода. Один из них сводитсянсодобрению политики неравенства и ее оправданию. Из-

вестный русский философ Н.А. Бердяев так выразил свое отношение к этому вопросу: «Неравенство есть могущественное орудие раз-1 вития производительныхсил. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил. Неравенство;

есть условие всякого творческого процесса, всякой социальной инициативы, всякого подбора элементов, более годных для производства»*. ]

Другой подход (представлен в основном марксистской концеп-1 цией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого со- ^ циального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каж-1 дом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего | нельзя отрицать. Поэтому не случайно считают, что истина нахо-1 дится посредине. С этой точки зрения, говоря о позиции Н.А. Бер-1 дяева, нужно подчеркнуть: все хорошо в меру. |

Ведь крайняя степень неравенства способна привести к неста-1 бильности в обществе, социальным взрывам, разрушению произ-1 водительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в циви-1 лизованных обществах политические структуры стремятся смягчить | социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя | бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, j что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взры- :

ва и нестабильности в обществе. ;

Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России," когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также;

нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают край- | ние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбога- ", тые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1:20-50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это coot- | ношение составляет 1:5-10. "

* Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма недругам по социальной философии. - 2-е изд., испр. - Париж, 1970, - С. 204.

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В тоже время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи (обслуживания) в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах сложилась разная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство.

Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны (возьмите хотя бы сокрытие ими доходов, игнорирование налоговой системы).

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков^

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные по" следствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом особенно опасным в России сегодня. Безусловно, это требует опти;

мального подхода к проблеме приватизации, сроковосуществление разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в станеоппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболе дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опы одно из наиболее перспективных направлений в решении пробле социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансирс ванное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это пре-допределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего, системного кризиса.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. еоциальн< уязвимым группам населения. Однако социальную работу можн< (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждения негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдель ных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должн) занять в социальной работе в целом значительно большее место, че» это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальна! политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и пре дотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможно» для предотвращения безработицы, обучения людей, развития про изводства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тез или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в 3TON можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работаД должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязи ны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленны ми сторонами: научно-познавательной и практико-организацион ной. Социальная работа - это своеобразная форма, спосо(реализации социальной политики, а социальная политика - стер-;;

жень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство

различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона сор циальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем" их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Что такое социальная политика?

2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

4. Назовите основные направления социальной политики государства.

5. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

6. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?

7. В чем, на"ващ взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. - М.: Политиздат, 1989.

2. Антология социальной работы: В 5 т. - Т. 3: Социальная политика и законодательство в социальной работе / Сост. М.В. Фир-сов. - М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1995.

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. - М.: Политиздат, 1989.

4. ДягтеревЛ. Социальная политика в трансформирующихся эко| номиках // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - № б|

5. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. - М.: Политиздат, 1980. I

6. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.| 1992.

7. Социальная и социально-политическая ситуация в России: ана-| лиз и прогноз (первое полугодие 1995 года) / РАН. Ин-т социально^ политических исследований. - М.: Academia, 1995. ;

8. Социальная политика переходного периода / Общественные! науки и современность. - 1994. - № 6.

9. Социальное положение в мире (сравнительный анализ разви-з тых стран и государств СНГ). -М.: РАН, 1992. !

10. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб. статей РАН. - М., 1993. 1

11. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-| ленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып.1; 1995. - Вып. 2. j

12. Теория и методикасоциальной работы / Под ред. И.Г. Зайны-| шева. - М.:МГСУ, 1994. - Ч. 1.

13. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. - М.:| Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.