Война и мир толстой описание старого дуба. Старый дуб весь преображенный раскинувшись шатром сочной. М не нужен отрывок из война и мир про дуб

Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое, но и каждый в отдельности – завершён и по-своему интересен.
Почти в начале эпизода, в котором описываются встречи князя Андрея со старым дубом, Толстой размышляет о том, что частная жизнь не зависит от политики. Эта жизнь, которая названа автором настоящей, посвящена «интересам здоровья, болезни, труда, отдыха … интересам мысли». Она насыщена в каждый момент времени.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остаётся.
Болконскому кажется, что его жизненный путь определён. Но может ли деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов. И вот уже князь Андрей, «несмотря на высказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира», начинает возвращаться к активной жизни.
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд.
Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым стремлениям.
Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.
Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему "смысл жизни": в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется ему живым существом, "старым, сердитым, презрительным уродом", который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью "улыбающихся берёз". Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения "мы", "наша": «… Мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца".
Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм – характерная черта художественного метода писателя.
Вот и «мысли» дуба соответствуют мыслям князя Андрея.. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом и вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к серьёзной государственной деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша - блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени - всё чарует незабываемой прелестью.
Заключительная часть эпизода очень важна. Князь Андрей после этой прелестной ночи, когда в душе его возникла «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд», видит на обратном пути тот же дуб, но уже преображённым, раскинувшимся «шатром сочной, тёмной зелени». Давно забытое чувство радости испытал вдруг князь Андрей.
Он вспоминает «все лучшие моменты его жизни», минуты душевных потрясений, которые дали ему опыт мучительных душевных переживаний («мёртвое укоризненное лицо жены»), открыли свет новой истины (Аустерлиц с его высоким небом, Пьер на пароме и ночь в Отрадном).
Особенно важно подчеркнуть здесь слово «обновление». Действительно, поездка в Отрадное станет важнейшей вехой на пути духовных исканий князя Андрея. Он снова ощутит желание быть полезным, жить среди дорогих ему людей: «Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…»
Эпизод ещё раз даёт возможность убедиться в том, как Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию и изменению их внутреннего мира. (Этот метод Чернышевский назвал «диалектикой души»).
Таким образом, эпизод «Поездка князя Андрея в Отрадное» важен с нескольких точек зрения: он рисует одного из главных героев романа-эпопеи на важнейшем этапе его судьбы, раскрывает его сложный внутренний мир и даёт представление о некоторых характерных особенностях художественного мира Толстого.

Задачи и тесты по теме "Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого Война и мир"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

Небо Аустерлица
Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

Описание дуба
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Старый дуб (Том II, часть III, глава 3)

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

/ / / Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом (по роману Толстого «Война и мир»)

Ни один эпизод грандиозного произведения Льва Толстого «Война и мир» нельзя назвать лишним. Ведь в каждой строке, в каждом предложении заложен свой, определенный смысл. Не исключением является и анализ эпизода встречи со старым дубом. Его можно назвать переломным моментов в жизни данного героя.

Увидевшись с дубом, Андрей Болконский совершенно меняет свое мировосприятие, он становится единым со своим народом. Дуб на страницах романа становится своеобразным символическим образом. Он передает эмоциональное и душевное переживание князя Андрея.

Первая встреча представляет нам дуб, как отрешенное от всего мира растение, которое не желает радоваться природе, которое неуклюже и даже уродски растопырило свои ветви. В таком же состоянии находится и главный герой в обществе А.П. Шерер. Он совершенно не заинтересован теми разговорами, которые затевают собеседники. Присутствующие настолько надоели Болконскому, что находиться среди них ему было противно.

Вторую встречу князя Андрея с дубом можно назвать совершенно противоположной. Теперь, могучее дерево казалось оживленным, наполненным жизнью, соком, свежестью и невероятной силой, которая давала толчок активному росту для новых ветвей и зеленой кроны. В дубе происходили перемены. Внутри него невиданный источник позволял дереву тянуться вверх и раскидывать могучие ветки. Тоже самое творилось и с Болконским.

Что же было толчком к такому заряду энергии? Это и бой при Аустерлице, и знакомство с Пьером, который поведал интересные рассказы о боге и вечной жизни. Также, в памяти героя остались слова Наташи, которая так вдохновлено желала улететь высоко в небо. К таким душевным переменам подключились и жизненные разочарования, которые не могут проходить бесследно. Поражение Наполеона, который был кумиром многих людей, полностью обесценило военачальника в глазах окружающих. Негативный отпечаток в памяти оставила и смерть Лизы, которая неожиданно покинула землю.

Все эти события и подтолкнули Болконского к глубоким раздумьям, в результате которых Андрей понял, что все это время жил лишь ради себя, ради славы. А теперь, увидев изменившийся дуб, князь решает поменять и себя, свое внутреннее восприятие окружающей действительности.

Анализ данного эпизода показывает читателям переломный момент в жизни Андрея Болконского. Он решается забыть про эгоистичные жизненные цели и начинает думать о других.

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

  1. Описание дуба

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

С целью составить наиболее полный портрет героя, Лев Толстой в своем творчестве обращается к разным граням личности. Это могут быть едва заметные движения лица, блеск глаз, или улыбка... Однако при описании важную роль играют не только эмоции, но и их внешние проявления. Писатель находит иные черты, которые способны показать читателям его «диалектику души». В статье остановимся на образе дуба из романа «Война и мир», помогающем приоткрыть душевное состояние Андрея Болконского.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Дуб

Андрей встречает это дерево на своем пути в Ростовых). У князя за плечами насыщенная по содержанию, хотя и небольшая по времени жизнь. Он уже видел все грани и мира, и войны и вынес твердое убеждение, что для него все в этом мире закончено. Увидев дерево, Болконский вновь вспоминает пройденный путь, но не меняет отношения к себе. Прелести весны не способны дать свежего дуновения новой жизни.

Однако именно дуб в «Войне и мире» становится ключевым аспектом в судьбе главного героя. Андрей не понимает, чему так может радоваться кучер Петр. Единственный, кого князь находит себе в союзники, - старый дуб, который старше берез, вероятно, раз в десять. Дерево еще больше утвердило Болконского во мнении о том, что он должен доживать жизнь, «ничего не желая и не тревожась».

Противостояние весеннему возрождению

Описание дуба в романе «Война и мир» помогает понять, почему Андрей его воспринял в качестве единственного союзника среди красоты сказочного весеннего леса. Это было огромное дерево с обломанными сучьями и корой. Между улыбающихся берез он стоял со своими несимметричными ветками, как страшилище, и один лишь не желал подчиняться весеннему обаянию. Тоже многое на своем веку повидал старый дуб. Война и мир принесли ему разочарование и раны, о которых свидетельствуют повреждения на его коре.

Толстой при описании этой картины ловко применяет один прием. Он показывает встречу двух родных душ, противостоящих общему веселью. Но все равно они остаются одинокими: Андрей - в жизни, дерево — в лесу. Ничего не изменится от того, что две родные души решили закрыться от других и от света. Ведь жизнь продолжается, неся новые впечатления и события, постепенно затмевающие любую грусть.

Наташа Ростова

Возродить Болконского к жизни смогла Наташа Ростова. Его поразило ее искреннее восхищение всем, что есть вокруг. Она так непосредственно радуется обычной ночи, что Андрей начинает задумываться над тем, что и неприметные с первого взгляда вещи могут окрылять человека. Когда Болконский возвращается из Отрадного, он видит, что на дворе лето уже вступило в свои права, и никак не может отыскать то дерево, с которым еще совсем недавно ему было так одиноко в царстве просыпающейся природы.

Переломный момент

Описание дуба в романе «Война и мир» очень важно, ведь данное дерево показано именно глазами князя Андрея. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть героя, который о своих опасениях и тревогах не склонен говорить напрямую. Болконский только с Пьером позволяет себе немного пооткровенничать. И когда друга нет рядом, именно описание дуба в романе «Война и мир» дает нам возможность понять, что творится в душе Андрея и какие изменения в нем произошли. Герой, словно этот самый дуб, ожил под ласковым солнцем и начал, как снова повстречавшиеся на пути березы, радоваться летним дням. Своими восхищениями Наташа Ростова дала толчок тому, чтобы в князе вспыхнул огонек.

Болконский укрепился в своем мнении, когда опять увидел дерево. Оно как будто тоже радовалось жизни, и Андрей залюбовался им. Описание дуба в романе «Война и мир» теперь рисовало преображенного гиганта, раскинувшегося шатром сочной зелени, который млел, колыхаясь в солнечных лучах. Раны и болячки скрыла новая листва, и князь подумал, что, наверное, и его душевные раны могут зарубцеваться. А значит, он может с нового листа начать жизнь.

Целительная сила природы

Дуб из «Войны и мира» будто передает ступени возрождения персонажа. Увидев, как молодые листья пробиваются сквозь столетнюю кору, Болконский понимает, что может идти вперед и опираться при этом не на мрачные темные мгновения, а на светлые воспоминания. Князь Андрей осознает, что как раз восхищение жизнью и обновление позволяют двигаться к новым вершинам, а не скрывать свои таланты и молодость за «корой с болячками». Жить нужно не только для себя, а и для других, чтобы у них тоже появилась возможность в нем рассмотреть то лучшее, что он так долго прятал.

Таким образом, встреча главного героя с дубом стала поворотным моментом, показавшим, что никогда не поздно начать жизнь с чистой страницы. А окружающие, быть может, ему в этом помогут. Ведь во время своего пробуждения Болконский вспоминает Наташу, Пьера и этот воскресший дуб.

В заключение

Итак, образ старого дерева в повествовании играет несколько ключевых ролей. Он не только открывает нам дверь во внутренний мир героя, но и сам является персонажем, благодаря которому князь Андрей Болконский находит путь возрождения к прекрасной новой жизни. Но образ дуба в то же время позволяет автору продемонстрировать читателям те качества и черты героя, которые через описание внешности показать бы не получилось.

Описание этого дерева любого заставит подумать о смысле жизни, переоценить какие-то моменты, вспомнить, что ничто не вечно на земле. Фрагмент встречи героя с дубом наводит на мысли о том, что человек обретает счастье лишь тогда, когда перестает бежать от него, когда открывается навстречу любви. Таков закон жизни.