Разница между мужским и женским мировоззрением. Женская философия и психология для женщин

Все восточное нынче в моде: вещи, кухня и, конечно, философия. Об этом написано немало книг, популярных статей. И, как все неведомое, и частью непонятное, восточные тайны необычайно притягательны. Нам хочется верить, что восточная философия в состоянии изменить нас и нашу жизнь, внести в нее гармонию. Впрочем, почему бы и не попробовать?

В восточной философии жизнь представлена как единство двух противоположных начал, двух космических энергий, которые постоянно трансформируются одна в другую. Эти две противоборствующие силы — «ян» и «инь» — проявляют себя во всем: в природе, окружающей среде, интерьерах помещений и даже в характере человека.

Инь - это темнота, тишина, неподвижность, женское начало, холод, сырость, замкнутость, хладнокровие, педантизм. А ян - это свет, тепло, движение, мужское начало, жажда деятельности, общительность. В идеале во всем должен соблюдаться баланс этих двух энергий. Но чаше все же происходит «перекос» в ту или иную сторону, что ведет к дисгармонии.

В вас больше инь-качеств, если :

— вы не работаете или работаете, но не слишком активно, а в свободное от трудовой деятельности время много сидите дома

— вы слишком поглощены своей второй половиной

— вас раздражает забота окружающих

— если у вас случается неудачный роман или разрыв, вы очень тяжело это переживаете

— вы чаше мечтаете, чем действуете.

Как добавить в жизнь ян?

— больше двигайтесь, танцуйте под любимую музыку — не только на вечеринках, но и дома

— учитесь говорить «нет», когда вам пытаются что-то навязать

Сделайте, наконец, то, что давно откладывали или боялись делать.

В вас больше ян-качеств, если :

— вы по натуре лидер

— у вас есть долгосрочные цели

— большинство мужчин кажутся вам слабыми

— у вас практически нет свободного времени, вы постоянно куда-то спешите

— окружающие считают вас слишком жестким человеком.

Как добавить в жизнь инь?

— не отказывайте себе в маленьких (и больших) удовольствиях, — позволяйте себе иногда полениться, поваляйтесь хотя бы полдня на диване с книжкой или сходите погулять

— ешьте больше овощных салатов, рыбу, творог, различные крупы - они хорошо восполняют дефицит инь-энергии

Источник:
Гармония в вашей жизни: инь и ян
Все восточное нынче в моде: вещи, кухня и, конечно, философия. Об этом написано немало книг, популярных статей. И, как все неведомое, и частью непонятное, восточные тайны необычайно притягательны. Нам хочется верить, что восточная философия в состоянии изменить нас и нашу жизнь, внести в нее гармонию.
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2008-08-11-807288.html

Женская сумка для ноутбука — философия выбора

Влияние сферы деятельности женщины на выбор сумки для ноутбука. Интересные наблюдения и практические советы

В современном мире Интернета и электроники, довольно часто можно встретить женщину, с ноутбуком, либо с нетбуком. Компании производители запускают специальные женские модели в гламурных тонах, инкрустированные кристаллами Swarovski, они эффектно смотрятся в изящных женских ручках. Не стали отставать от производителей ноутбуков и производители женских аксессуаров, оперативно наладив выпуск женских сумок для ноутбука. Добавив лишних хлопот прекрасной половине человечества, ведь выбор сумки для ноутбука дело не простое. Здесь необходимо идеально совместить стиль одежды, сферу деятельности, темперамент и внутренние желания. Обычно женщины в выборе цвета сумки для ноутбука склоняются либо к черным моделям, либо ярким и цветным. Здесь немалую роль играет сфера деятельности женщины, которая зачастую просто обязывает выбирать определенный цвет и форму аксессуаров.

Обычно бизнес леди и женщины политики склоняются к черным, белым, бежевым и приглушенно-розовым цветам. Для большинства бизнес леди удобство, вместимость и практичность, а также ненавязчивый классический дизайн остаются неизменным фактором при выборе сумки для ноутбука. Интересно то, что все эти качества должны сочетаться в одной модели. Что касаемо материала, сумки для ноутбука, здесь традиционным лидером остается натуральная кожа и кожа экзотических животных. Хотя последние тенденции по защите окружающей среды приводят к тому, что многие женщины из сферы бизнеса и политики делают выбор на сумках из текстиля или высокотехнологичных кожзаменителей. Но неизменным остается принадлежность известному и авторитетному бренду, а также солидная цена. Самый важный аспект при выборе модели – это статустность и престиж сумки.

Женщины из мира fashion-индустрии (дизайнеры, актеры, певцы, визажисты, стилисты, и т.п.), как правило, выбирают уникальные ярких цветов сумки, а также неординарного дизайна. Так-так в этой сфере больше всего ценится: нестандартность, индивидуальность и необычность моделей, удобство и практичность уходит на второй план. Модели могут быть выполнены из любых как натуральных, так и искусственных материалов. Цена на такую сумку для ноутбука зачастую может быть невероятно высокой. В последнее время эпатажные женщины делают выбор в сторону моделей обильно инкрустированных кристаллами Swarovski. «Труженики» модной индустрии большое внимание уделяют брендам, модным на данный момент такие покупки часто обусловлены не собственным выбором, а тенденциями «глянцевых» журналов. Самое главное при выборе модели – это креативность и модность сумки.

Большинство молодых девушек, а именно студентки или рабочие и служащие среднего звена, при выборе сумки для ноутбука предпочитают, как правило, практичные и удобные модели, выполненные из текстиля. Ярких цветов и интересных расцветок. Главным фактором здесь остается легкость модели, и мягкость ручки так-так достаточно продолжительное время сумку приходится носить в руках, лишний вес причиняет дискомфорт. Но иногда молодое поколение равняется при выборе на кумиров. Для основной массы молодых девушек цена остается главным аспектом, она должна быть приемлемой. И, как правило, молодые девушки отдают предпочтение не качественным отечественным производителям, а дешевым китайским копиям известных брендов. Не замечая того, что подделка, какая бы она ни была и сколько бы ни стоила, всегда была и будет подделкой. Самое весомое при выборе модели – это практичность и удобство сумки.

Женская философия и психология для женщин

Если бы мы имели возможность заглянуть в самые сокровенные уголки души человека, то, наверное, увидели бы, как сильна в каждом потребность не только быть любимым, но и самому испытывать любовь и эту любовь кому-то дарить. Мы бы увидели, сколько любви таится внутри каждого из нас и до какой степени эта любовь во многих случаях остается невостребованной. Как бывает обидно, когда кажется, что наша любовь - самое ценное, что у нас есть, - не нужна. Почему это происходит? Давайте совершим маленький экскурс в глубины человеческих взаимоотношений и попробуем найти причины.

Возьмем первый, поверхностный срез психологии взаимоотношений. Психологи в своих исследованиях определили множество факторов, влияющих на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, на их качество и характер. Наиболее важным фактором привлекательности человека служит его сходство с нами: сближаются люди, чьи склад характера, интересы, склонности, убеждения и жизненные ценности подобны.

Но как же распространенное мнение, будто притягиваются противоположности? Известный социальный психолог Эллиот Аронсон, например, считает: люди привязываются друг к другу не только из-за сходства, но и потому, что могут дополнять друг друга. Однако не все исследователи с ним соглашаются. Многочисленные эксперименты, проведенные исследователями разных стран, выявили устойчивую закономерность: наибольшая вероятность, что симпатия перерастет в привязанность, существует между людьми, близкими по духовному складу. Иными словами, для возникновения привязанности важнее сходные представления о смысле жизни, чем, например, совпадение темпераментов или одинаковая скорость реакции.

По данным американских исследователей Дэвида Басса и Сандры Барнс, при создании длительных и прочных отношений люди наибольшее значение придают способности быть хорошим товарищем и другом, вниманию и уважению к партнеру, честности, преданности, надежности, уму и рассудительности, доброте, умению понимать другого и искусству быть интересным собеседником.

Мы склонны испытывать особую симпатию к тому, кто открылся нам, кто поделился с нами чем-либо глубоко сокровенным, даже если это слабость или недостаток, или к тому, кому мы открыли часть нашего внутреннего мира, души, сердца, которую открываем не каждому.

Определили психологи и те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип - своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление.

Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно - от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент - на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница - на хорошо одетых и всех прочих.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека - «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Немаловажный стереотипный фактор, определяющий оценку человека при поверхностном знакомстве, - внешность. Студенты одного из университетов отвечали на вопрос, какие качества человека для них являются самыми важными, когда возникает желание с ним познакомиться. Выяснилось, что из всех качеств значение имела только внешняя привлекательность. А ведь все участники эксперимента являлись студентами престижного университета, интеллектуалами!

Цицерон, однако, считал, что высшая доблесть и главная обязанность мудреца - не пленяться наружностью. Эзоп говорил, что тонкость ума лучше, чем красота тела. А русская народная пословица утверждает: «С лица воды не пить». Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях.

Очень жаль, что из-за гонки за внешней привлекательностью - если она становится основным критерием для создания взаимоотношений - мы можем упустить по-настоящему близкого и родного человека, который, быть может, находится совсем рядом.

А если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив. Нет такой красоты, которая позволила бы бесконечно скрывать злую или убогую душу. И нет такого лица, которое не являлось бы необыкновенно красивым для любящего взгляда. Величие и силу внутренней красоты, озаряющей лицо, словами не опишешь!

Именно здесь следует искать причины ситуации, многократно обыгранной в литературе и кинематографе, когда мужчина, некогда без памяти влюбленный в неотразимую женщину-вамп, уходит от нее к невзрачной, но понимающей его сердце «серой мышке», или когда девушка предпочитает самодовольному красавцу душевно близкого ей человека, не наделенного яркой внешностью.

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа» Эрик Берн стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность, когда люди перестают быть самими собой и начинают играть, вместо того чтобы вести себя естественно и зрело.

Берн говорит о трех состояниях личности, которые по-разному проявляются в каждом из нас: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый».

«Ребенок» живет в человеке всю жизнь. Это наиболее искренняя часть нас самих, проявляющаяся, когда мы мыслим, реагируем и чувствуем, как в детстве. Каждый когда-то был маленьким, сохранил в душе переживания и мироощущение той поры. «Ребенку» свойственна интуиция, проницательность, эмоциональность, спонтанность, радость и очарование, тяга к познанию, чуду и волшебству, творческий, незаурядный подход. Однако в своих отрицательных проявлениях «Ребенок» бывает капризным, истеричным, легкомысленным, своенравным или сильно зависимым от «Родителей» и чьей-то опеки.

«Родитель» в нас рассуждает так, как это делали когда-то его отец и мать или другие взрослые, - это целый комплекс убеждений, норм и предрассудков, возникших еще в детстве, порождающих в нас определенные запреты и заставляющих поступать и думать по схеме «так принято». Время от времени такой «Родитель» дает о себе знать внутри каждого из нас.

Личность же «Взрослого» реализуется как способность найти решение в проблемных и трудных ситуациях, проявить зрелый и творческий подход. В каждом из нас есть доля «Взрослого» (даже в ребенке) - и это означает, что все мы способны быть самостоятельными, мудрыми и объективными.

Так развивается и закрепляется новый способ взаимоотношений - его Берн называет «игрой». В результате игры исчезает искренность, игроки как будто надевают маски, к которым привыкли, прячутся за ними, защищаясь от проявления настоящих чувств. «Посмотри, что я из-за тебя сделал!», «Дорогой, я тебя люблю, не купишь мне шубу?», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Только через мой труп», «Либо я - либо он / она / оно». Как часто в общении мы прибегаем к подобным играм (их перечень можно продолжать) и в результате отдаляемся друг от друга и сами не замечаем, как из отношений уходят теплота, искренность, естественность, а остается своего рода шантаж и манипулирование друг другом.

И все же один из важнейших факторов во взаимоотношениях - это, безусловно, «Он» и «Она», мужчина и женщина. Многие психологи и философы утверждают, что проблема во взаимоотношениях, собственно, возникает, когда Он и Она меняются ролями, - и это одна из проблем современного общества, стоящая все более остро. «Она» становится «мужеподобной» в доме, в узах, во взаимоотношениях, а Он - слишком «женственным», нестабильным, изнеженным, слабым. Как правило, такая проблема возникает тогда, когда один из партнеров перестает проявлять свои основные качества, и тогда их берет на себя другой.

Но все же, несмотря на подмену понятий, в нашем сознании с давних времен существует архетип Настоящего Мужчины и Настоящей Женщины. И ищем мы и хотим видеть рядом с собой не «вторую женщину» (в случае женщины) или «второго мужчину» (в случае мужчины), но испокон веков мужчина ищет образ своей прекрасной «Дамы», Настоящую Женщину, а женщина - своего «Рыцаря», Настоящего Мужчину.

Швейцарский психолог К.-Г. Юнг говорит о существовании в бессознательном каждого человека дополнительной части противоположной природы. В бессознательном каждого мужчины присутствует «женская природа» - «Анима», а в каждой женщине есть бессознательная «мужская природа» - «Анимус». Эти свойства закладываются еще в детстве (Анима создается на основе образа матери, Анимус - на основе образа отца) и часто впоследствии влияют на выбор спутника жизни.

Анима и Анимус имеют свои положительный и отрицательный аспекты. Положительные Анима или Анимус - это та бессознательная часть нас самих, которую надо осознать и развить, чтобы стать гармоничным человеком. Отрицательные Анимус или Анима - это то в нас, что надо осознать и преодолеть. Это то, что делает мужчину более похожим на женщину, а женщину - на мужчину, а иногда даже может стать причиной гомосексуальных наклонностей.

Отрицательная Анима усиливается впечатлениями раннего детства, если мальчик (а потом и мужчина) находится «под каблуком» матери или слишком зависит от нее. Такие детские впечатления отражаются на характере взрослого мужчины, делая его женоподобным и изнеженным («принцесса на горошине»), зависящим от ласки, обидчивым, неуверенным в себе и нуждающимся в помощи и авторитете матери или «второй половины». Пытаясь прикрыть собственные слабость и неуверенность мужчина вынужден язвить, бросать оскорбительные реплики, быть грубым или уходить от реальной жизни и проблем в псевдоинтеллектуальные увлечения и эротические фантазии, где в мыслях можно все, но ничего не требуется на деле.

В противоположность отрицательной, положительная Анима - это олицетворение всех благородных и прекрасных «женских» качеств во внутреннем мире мужчины, позволяющих развить глубокую жизненную мудрость. Это интуиция, озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, сострадать, заботиться, гармоничность и чувство прекрасного.

Но положительный Анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит женщину истинно мужскими, рыцарскими качествами - инициативой, храбростью, азартом и жаждой открытий, ясным, объективным умом и духовной мудростью.

Заканчивая наш обзор, посвященный психологии взаимоотношений, хочу остановиться на одном важном вопросе: что мешает проявлению истинной любви? Вспомним некоторые советы, которые дают и психологи, и философы, и просто мудрые люди.

Все это может принести плоды, если понять одну великую истину: для любви нужны двое, нужны обоюдные усилия обеих сторон.

Любовь не дает ничего, кроме самой себя, и не берет ничего, кроме самой себя. Поэтому любовь не обладает ничем, но и ею нельзя обладать, ведь любви достаточно только любви. . Пусть будут свободные пространства в вашем единении. И пусть ветры небес танцуют между вами. Ведь и каждая из струн лютни сама по себе, хотя они вместе звучат в одной мелодии. . Потому что и колонны храма стоят отдельно, и дуб, и кипарис не растут в тени друг друга.

Источник:
Женская философия и психология для женщин
Он и Она. Психология взаимоотношений. Психологи в своих исследованиях определили множество факторов, влияющих на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, на их качество и характер. Многие психологи и философы утверждают, что проблема во взаимоотношениях, собственно, возникает, когда Он и Она меняются ролями.
http://www.manwb.ru/articles/psychology/intercom/HiAndShi_ES/

Существует ли женщина? »: деконструкция женской субъективности и телесности в философии постмодерна

«существует ли женщина?»: деконструкция женской субъективности и телесности в философии постмодерна

«СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА?»: ДЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ И ТЕЛЕСНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА

Раскрывается проблематичность онтологического статуса женщины в контексте современной теории постфеминизма. Сквозь призму понятий власти, дискурса и субъекции, разработанных в философии Мишеля Фуко и Джудит Батлер, проводится критический анализ объектной, субъектной и телесной парадигм онтологизации женского. Делается вывод о том, что подобная деонтоло-гизация женского открывает новую перспективу «бытия женщиной», в которой будут иметь место большая свобода и открытость. Ключевые слова: женщина; онтологический статус; телесность; субъекция; власть.

Первая из этих позиций лежит у самых истоков западноевропейской цивилизации и обусловлена фунда-

Объект — это нечто другое по отношению к субъекту, это нечто, что не может говорить за себя, но обречено на проговаривание субъектом. Таким образом, женщина в классической традиции представлена сквозь призму мужских страхов и ожиданий, мужских представлений о ее природе.

Однако параллельно этой бинарной модели концептуализации женского с XVIII в. женщина начинает сама говорить о себе, рационально и самоотверженно оспаривая свою «иррациональность». Начиная со знаменитого проекта Мэри Уоллстоункрафт, можно с уверенностью говорить о зарождении движения за политические и эко-

Противоречия в экспликации женского субъекта. Итак, в современном обществе циркулируют два понимания женского, иногда обретая и некоторый смешанный вид, в котором женщина «обязана» исполнять обе роли сразу. Быть успешным лидером в общественной жизни, самостоятельной личностью, от решений которой зависит не только материальное благосостояние семьи, успех бизнеса, но иногда и процветание целого государства, если эта женщина занимает серьезный государственный пост или является лидером политической оппозиции. При этом в семье от нее зачастую ожидаются проявления самой что ни на есть традиционной «женственности» в смысле покорности, преданности, терпения и самоотверженности. Причем чтобы успешно сочетать эти два противоречивых амплуа, женщине необходимо все-таки в главном быть очень собранным «ваятелем» своей судьбы, Субъектом с большой буквы.

Итак, что же это такое — женский субъект? Насколько очевидно и «естественно» его существование, требующее репрезентации в социальном, культурном, политическом и даже приватном пространстве, заявляющее о себе в феминистическом дискурсе и ставшее полноправным элементом реалий современного мира?

Известный американский философ Джудит Батлер считает существование женского субъекта как минимум проблематичным, что обусловлено двумя серьезными причинами:

2. Говорить об очевидном существовании женщины / субъекта затруднительно еще и потому, что не существует индивида, который являлся бы только женщиной. Расовые, классовые, этнические, сексуальные, региональные и другие типы идентичностей представляют собой тот контекст значений, который существенно влияет на дескрипцию женского субъекта и в значительной степени ее затрудняет. «В результате, -отмечает Д. Батлер, — представляется невозможным вычленить “пол” из переплетающихся политических и культурных напластований, в которых он неизменно воспроизводится и поддерживается» .

вания феминизма — производится и ограничивается теми же структурами власти, при помощи которых добиваются эмансипации» .

Женщина как субъект не может рассматриваться как очевидная данность, некий изначальный природный стержень, который ранее не находил для себя адекватной репрезентации, поскольку был «задавлен» классическим бинарным дискурсом, и только в современном феминизирующемся обществе обретает свободу быть собой и выражать себя. Крайняя противоречивость онтологической позиции женской субъективности обнаруживает необходимость соотнесения женского субъекта с понятием субъекта вообще. Поэтому рассуждение о «существовании женщины» должно быть перенесено в контекст размышлений о субъекте как таковом и в этом контексте соотнесено как с трансцендентальным субъектом классического философствования, так и с историческим субъектом философии постмодерна.

Классический и неклассический субъект. Итак, вопрос о том, что такое женский субъект, тесно связан с другим вопросом — что вообще такое субъект, каково онтологическое значение субъективности как таковой?

единый вневременный логический процесс: Субъект познания = Реальность, нет ничего, кроме великой реальности познающего субъекта!

Абсолютизация субъекта в философии Г.В.Ф. Гегеля стала первым отдаленным предвестником его так называемой гибели в XX в. «Великий рассказ» об абсолютной реальности «чистого разума» обозначил и предрешил «смерть» субъекта, провозглашенную целой плеядой знаменитых философов на волне «недоверия» к какому бы то ни было «великому рассказу». С особой остротой проблема «смерти субъекта» (которая, однако, ни в коей мере не означает возможности обойтись вообще без субъекта) была поставлена и раскрыта в философии знаменитого французского философа Мишеля Фуко.

Фуко обращает внимание на взаимосвязь научного дискурса с онтологизацией субъекта познания, только в этом взаимоотношении несуществующий субъект обосновывает и вызывает существование научного дискурса, но дискурс порождает субъекта в качестве своего собственного обоснования посредством определенных техник субъективации, а затем скрывает свою субъектопорождающую (субъективирующую) роль, постулируя предискурсивную реальность субъекта. В этой теснейшей взаимосвязи дискурса — субъекта имеют определяющее значение следующие аспекты:

субъекции и невозможность это сделать, поскольку субъект — лишь плод этой самой субъекции, — вот реальная судьба субъекта. Это номадическая концепция субъекта, в которой не может быть четких рамок дефиниции, где определенно известно только одно — бесконечное перемещение, подвижность субъекта.

Очевидна, таким образом, трансформация, которую претерпела «женщина» в течение последних двух тысячелетий. От объекта, выпадающего из схемы классической рациональности через признание классическим субъектом, готовым отстаивать и реализовывать свои права наравне с мужчинами, до номадического субъекта, который через крайнюю противоречивость экспликации (через сопротивление дефиниции и нежелание быть фиксированным женским субъектом) обнаруживает свою крайнюю подвижность и зависимость от властного дискурса. Но ни в одном из указанных «обличий» нельзя найти той онтологической укорененности, очевидной естественности, которые помогли бы ответить утвердительно на поставленный в заглавии этой работы вопрос — существует ли женщина?

Женщина существует как конструкт — это очевидно из проделанного выше анализа, но существует ли она в реальном жизненном пространстве, укоренена ли она онтологически, а не дискурсивно? Кажется, последним оплотом в надеже увериться в существовании женщины остается женское тело. Очевидность его бытия вызывала и желание удовольствий, и мистический страх, и творческий порыв в человечестве на протяжении, пожалуй, всей истории его существования. Возможно, и относительная независимость телесности от разнообразных концепций субъективности может выступать основанием для онтологизации женского.

щий, говорит: я — тело, только тело и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле» .

Быть может, существование женщины и есть существование женского тела, которое является онтологически незыблемым фундаментом исторически подвижных моделей субъективности?

Однако внимание к «естественной» телесности, сменившее внимание к сверхъестественным сущностям, открыло совершенно неожиданную перспективу сомнения в естественности естественного, которую, например, Джудит Батлер обозначает как «стратегию денатурализации». В рамках этой стратегии тело раскрывается как конструкт и помещается из контекста биологии в контекст политики.

Так, Мишель Фуко в своей знаменитой работе «Надзирать и наказывать» впервые вводит понятие «политическая анатомия», которая представляет собой «исследование “политического тела” как совокупности материальных элементов и техник, служащих оружием, средствами передачи, каналами коммуникации и точками опоры для отношений власти и знания, которые захватывают и подчиняют человеческие тела, превращая их в объекты познания» .

«Политическое тело» — это концепт, посредством которого раскрывается и становится явной дискурсивная обусловленность телесности, которая никогда в человеческом опыте не дана непосредственно, вне интерпретации, вне культурной маркированности. Человеческое тело — пронизанный властными отношениями и дискурсивными практиками культурный конструкт, оно «непосредственно погружено в область политического. Отношения власти держат его мертвой хваткой» .

Относительно тела задействованы те же технологии, что и при конструировании субъекта: тело искусственно порождается властным дискурсом как нечто естественное и адискурсивное. Политический захват тела, делающий его видимым в дискурсивном поле культуры посредством практик исключения, вуалирует свою «работу», умещая тело в «естественную» онтологическую нишу и противопоставляя «искусственности» культуры.

Таким образом, Мишель Фуко переосмысляет телесность в двух принципиальных аспектах:

1. Человеческое тело перемещается из области естественной биологической первоосновы искусственного поля культуры внутрь мира смыслов, интерпретаций, культурных коннотаций, объявляется дискурсивным конструктом.

2. Тело-конструкт выступает в культурном контексте как акультурное, не сконструированное, вуалируя тем самым механизмы политического захвата.

Оба эти принципа могут быть применены и к осмыслению онтологического статуса женского тела.

Что вообще собой представляет женское тело?

Во-первых, это тело, маркированное биологическими признаками женского пола. Так, по словам современного ученого Л.Е. Этингена, «половая принадлежность обусловлена весьма сложным феноменом: различают пол генетический, гормональный, по строению головного мозга, по внутренним и внешним морфологическим признакам и пр.» .

Во-вторых, это те особенности женского тела, которые имеют явно выраженную социальную природу,

порождены гендерной идентификацией. К таким особенностям можно отнести, например, деформированные ступни (древнекитайская культура), отсутствие или деформацию клитора и половых губ (как результат клитороэктомии. По словам Л.Е. Этингена, в мире до сих пор насчитывается около 135 млн женщин, подвергнутых этой процедуре! ). Осанка, походка и другие подобные признаки, сложившиеся вследствие той или иной степени культурной репрессии «идеала» женской красоты, так же формируют тело, как и особенности первой группы.

Так, известный американский биолог Рут Хаббард утверждает: «Если общество одевает половину своих детей в короткие юбки и не велит им двигаться так, чтобы были видны трусики, а другую половину — в джинсы и комбинезон, поддерживая их желание лазать на деревья, играть в мяч и другие активные дворовые игры; если позже, в юности, детей, которые носили брюки, убеждают, что «растущему мальчишке надо много есть», в то время как дети в юбках предупреждены, что надо следить за весом и не толстеть; если половина в джинсах бегает в кроссовках или ботинках, в то время как половина в юбках ковыляет на шпильках, то эти две группы людей будут отличаться не только социально, но и биологически» .

Сконструированность второго типа особенностей не вызывает сомнений, тогда как первая группа имеет на первый взгляд абсолютно внедискурсивную природу. Женская / мужская половая специфика закладывается «природой» и воспроизводится стабильно в любой из известных культур, является базовой биологической предпосылкой, на основе которой происходит «нормальная» социализация человека, обретение им гендерной идентичности.

Однако если социальная роль человека является выражением и культурным оформлением его естественных особенностей, тогда почему гендерная идентификация в культуре неизбежно оказывается связанной с определенными механизмами подавления?

собой лишь один из способов навязывания гендерной идентичности.

Другими словами, существуют определенные особенности человеческого тела, но женскими или мужскими эти особенности являются не сами по себе, но в ракурсе культурной интерпретации. Более того, само слово «существовать» относительно тела означает быть воспринятым, осмысленным, проинтерпретированным. Именно в этом смысле с позиции современной постфе-министической теории невозможно говорить о естественном, биологическом, внедискурсивном существовании женского тела.

«Женщины не существует», или Первый шаг к женскому существованию. Итак, мы неумолимо приближаемся к выводу о том, что женщина как таковая представляет собой дискурсивный конструкт, создаваемый и воспроизводимый культурой посредством четких механизмов исключения и репрессии. «Быть под господством власти, внешней тебе, — знакомая и мучительная форма. Однако обнаружить, что то, что “ты” есть, само твое устройство как субъекта в определен-

ном смысле находится под воздействием этой самой власти, нечто совсем другое. Субъекция состоит как раз в этой фундаментальной зависимости от дискурса, который мы никогда не выбираем, но который парадоксальным образом дает начало нашей деятельности и поддерживает ее» . Быть женщиной — не значит быть природным объектом мужского влияния и воплощением чувственности, не значит быть рациональным субъектом, отстаивающим свои права и свободы вопреки объективирующей репрессии фаллого-центризма, не значит быть телом, продуцирующим определенную объектную или субъектную интерпретацию. Это значит быть сконструированным той или иной исторически сформированной дискурсивностью, как то естественное начало, которое в определенной степени обеспечивает жизнеспособность данной формы дискурса.

Однако деконструкция женского вовсе не означает полного отказа от этой категории или «смерти женщины», которая продолжит череду смертей, обозначенных постмодерном. Более того, с точки зрения Батлер, только в этой точке осознания подлинной дискурсивной природы женского возможно настоящее освобождение, выход за рамки жесткого каркаса классической и феминистической схем онтологизации женщины, поиск тех форм «бытия женщиной», которые будут обладать большей свободой и открытостью, большей подвижностью в целом. «Парадоксально, — пишет Батлер, — но, может быть, только через освобождение категории женщин от фиксированного референта нечто вроде “свободы действия” становится возможным» .

Все указанные выше формы конструирования женского стремились во что бы то ни стало уничтожить саму возможность женского et cetera, которая на самом деле является единственным путем к спасению женского.

Или очередной формой поддержки нового типа дискурсивности, который установит свое метафизическое гетто над новыми поколениями человеческих индивидов?

В любом случае главной задачей данной статьи является скорее проблематизация существования женщины, чем формулирование окончательного ответа на поставленный в заглавии вопрос.

1. Жеребкин Сергей. Гендерная проблематика в философии // Введение в гендерные исследования Ч. 1: учеб. пособие. Харьков: ХЦГИ; СПб. :

Алетейя, 2001. С. 390-426.

2. Гросс Элизабет. Изменяя очертания тела. Гендерная проблематика в философии // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: хрестоматия.

Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алетейя, 2001.

3. Батлер Джудит. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.

4. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: пер. с фр. М. : Касталь, 1996. 448 с.

5. Дьяков А.В. Мишель Фуко и его время. СПб. : Алетейя, 2010. 672 с.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М. : АСТ; Харьков: Фолио, 2004. 395 с.

7. Фуко Мишель. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М. : Ad Маг§тет, 1999. 478 с.

8. Этинген Л.Е. Половые органы мужчины и женщины // Человек. 2010. № 6. М. : Наука, 2010. С. 165-172.

9. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2006. С. 464.

10. Батлер Джудит. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по

феминистской философии / сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2005. С. 292-303.

11. Батлер Джудит. Психика власти: теории субъекции / пер. Завена Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алетейя, 2002. 168 с.

12. Батлер Джудит. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в гендерные исследования. Ч. 2:

хрестоматия / под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001 ; СПб. : Алетейя, 2001.

Образование

В сфере сексуальных отношений можно выделить три принципиальные философские позиции, которые определяют положение и характер взаимодействия полов, что, в свою очередь, придает одному и тому же явлению - а именно сексу - совершенно различный смысл. Concepture публикует статью об этих позициях.

Позиция №1: Женщина - всегда жертва.

Эту точку зрения разделял Жан-Поль Сартр, известный не только тем, что написал «Бытие и Ничто», но и тем, что спал со своими студентками. «Женщина изначально находится в положении пассивной жертвы, которой овладевает мужчина, пронзая ее своим фаллосом» - считал Сартр. И в пользу его воззрений служила традиционная мифологическая символика, обозначавшая мужской детородный орган как копье Ареса, ну и чисто биологическая эмпирика: фрикции-то совершает именно мужчина. То есть, он является активно действующим лицом, в то время как женщина просто лежит раздвинув ноги в ожидании половой атаки. Только не подумайте, что Сартр был закосневшим женоненавистником. Наоборот, он крайне сочувствовал женщинам, полагая, что такой онтологический статус перманентной жертвы в постели накладывает травматический отпечаток на всю жизнь. Если переводить соображения Сартра о межполовых отношениях на язык простых глаголов, можно сказать, что «мужчина берёт», а «женщина даёт». Такое представление широко распространено среди обывателей, феминисток и мачо. Однако не будем торопиться с выводами относительно истинности этой позиции и рассмотрим другие две.

Позиция №2: Мужчина - истинная жертва, которой женщина внушила мысль, что он охотник.

Так считает Евгений Всеволодович Головин, большой специалист по различным мифологиям. Подробно он разбирает этот вопрос в своих эссе, посвященных феноменам женщины и женского. Эти эссе можно найти в сборниках «Мифомания» и «Приближение к Снежной Королеве». Вкратце взгляды Головина можно сформулировать так: женщины - это представительницы земной стихии, тяготеющей к хаосу. Они олицетворяют сугубо природное естество, которому чужды нравственность и мораль. Женщины жестоки, как жестока сама природа. Они не ведают милосердия, сочувствия, сострадания и живут исключительно в соответствии с природным принципом: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Например, если мужчина хочет получить потомство, он должен отдать свою жизнь. Существовали древние культы Гестии, жрицы которых после ритуального совокупления пожирали оплодотворивших их мужчин, подобно самке богомола или черной вдовы. Такое странное отношение к любовникам было обусловлено полным соответствтием природе, которая прежде чем давать новую жизнь, всегда пожирала старую. Например, земля прежде чем дать новые всходы, поглощала сгнившие остатки.

«Некто молвил:
- Я знаю форму Разума и форму Женщины.
Когда его спросили, каковы эти формы, он ответил:
- Разум имеет четыре угла и не будет двигаться даже в случае смертельной опасности. Женщина же кругла. О ней можно сказать также, что она не ведает различия между добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно»

(Хагакурэ)

При этом Головин считает женское начало вполне себе самодостаточным, даже не особо нуждающимся в мужском семени и способным размножаться посредством партеногенеза. Logos spermatikos или, если угодно, небесная сперма Урана, бога неба, нужна Гее, богине земли, лишь для того, чтобы ее детища получились более одухотворенными, но рожать она их может и без него. Вспомним греческую мифологию: все, кого Гея рожала без Урана, были монстрами и чудовищами, лишенными внутренней духовной красоты. Поэтому Головин считает женщин носителями исключительно материального низменного начала, грубого, невежественного и неотесанного, нагло высасывающего мужское семя в своих корыстных интересах. Важно понимать, что жестокость женщины - это не садизм, а природная необходимость, согласно которой сильный пожирает слабого, а женщина порабощает мужчину.

Воззрения Головина можно было бы счесть результатом какой-то личной обиды со стороны женщин, если бы не одно "но". Они подтверждаются историческими исследованиями, указывающими на то, что первичной формой организации первобытного общества был матриархат. Само возникновение культуры Головин рассматривает как результат бунта мужчин против женщин, их свержения и подчинения за счет таких чисто мужских феноменов, как политика, наука, спорт и т.д.

«Вся человеческая история есть не что иное как война полов, и величайшая победа женщин заключалась в том, что они притворились проигравшими»

(Плутарх)

Однако и здесь женщины одержали верх. Формально они заняли подчиненное положение, но это не лишило их фактической власти. Просто из королев и цариц они превратились в серых кардиналов, управляющих социальными процессами из-за спины мужчин. И действительно, если внимательно присмотреться к истории, выяснится, что зачастую причиной тех или иных войн были женщины. Именно женщины плели закулисные интриги мировой политики, именно женщины вдохновляли мужчин на создание бессмертных поэм и полезных изобретений. То есть, в сущности подчиненное положение мужчин не изменилось.

Раньше они по-рабски прислуживали, теперь они по-джентльменски «ухаживают». И последнее слово все также остается за женщиной. Именно она решает, чье «ухаживание» (прислуживание) принять, а чье отвергнуть. Именно она вертит мужчиной, как того пожелает ее загадочная и непостижимая природа. А природа ее есть чистая воля к власти, установление господства над «образинами с членами». Поэтому и в сексуальных отношениях доминирует именно женщина. Женщина не «дает», а берет. Забирает у мужчины его силы, энергию, его семя, после чего покидает «обессиленного» мужчину, возвращаясь к своим более важным делам. Женщина накапливает жизненную энергию, и потому беременность ее омолаживает. Активная половая жизнь женщине только на пользу. Мужчины же наоборот быстро изнашиваются и дряхлеют.

«Сколько мужчин, презирая свое рабство, вновь и вновь твердят: что в ней особенного? Жалкое существо из плоти и крови, анатомически сходное с другими млекопитающими, умственно сходное с бурундуком. Но вот она раздевается, дыхание перехватывает, сердце замирает…»

(Евгений Головин)

Существует такая средневековая пословица: «После соития животное всегда грустит». Надо добавить, что грустит животное именно мужского пола, и по всей видимости оттого, что им попользовались, а после отшвырнули за ненадобностью.

Власть женщины над мужчиной - это не миф, а реальность. Причем это власть не только сексуальная, но и психоэмоциональная, и даже ментальная. Женщина всегда добивается от мужчины того, чего хочет, прибегая к любым способам и средствам.

Позиция №3: Отношения между мужчиной и женщиной - это равноправный танец энергий.

Такого понимания придерживается Ошо. Он пишет: «В любви другой человек становится зеркалом, в котором вы находите свое истинное лицо». Это касается как мужчины, так и женщины. Ошо оправдывает качества обоих сторон - «Половине мира - внешнему, объективному миру - требуется разумный подход. Как только дело касается внешнего мира, есть большая вероятность, что прав - мужчина. Но если речь идет о внутреннем мире, то вероятнее всего, права окажется женщина, потому что там - рассудок не нужен. Поэтому, если вы собираетесь купить машину, послушайте мужчину, а если вы решили выбрать церковь, послушайте женщину». Ошо выступает в роли классического диалектика, снимая конфликтность межполовых отношений утверждением, что «природа существует через противоположности».

Два лагеря – мужской и женский – ведут постоянную захватывающую игру. Они то отдаляются друг от друга, не сумев понять противоположную «цивилизацию», то соединяются, восторженно переплетаясь. А все дело в несходстве взглядов и принципов, разном понимании мира, осознании в нем своего места. Рассмотрим подробней, чем отличается женское мировоззрение от мужского.

Мужской и женский фактор

Начнем с того, почему мужчина и женщина по-разному смотрят на этот мир. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что в них заложено самой природой, а конкретней – об особенностях мышления.

Известно, что четко выстроенная мысль, логика – это про мужчину. Он прямолинеен, хорошо ориентируется в пространстве, видит ситуацию более масштабно, во главу угла ставит рациональность. У женщины на первом месте ощущения, эмоции, сопровождаемые отсутствием логических рассуждений. Начав с одного, она пропускает это через свою гамму чувств и образов и на выходе получает совершенно иной результат.

Другим моментом, объясняющим отличие женского мировоззрения от мужского, является то, какая роль издревле отведена представителям противоположных полов. Миссия мужчины – продолжить род, и он имеет свой взгляд на отношения с женщиной. Женщина нацелена на рождение здорового потомства и его безопасное существование, и это также сказывается на ее позиции по отношению к мужчине.

Мужчина сильный. Он призван оберегать. Поэтому его отношение к риску и опасностям совершенно отличается от женского. Кроме того, привязанность женщины к семейному очагу и стоящая перед мужчиной задача решения внешних дел заставляют представителей обеих сторон по-разному относиться к всевозможным проблемам и трудностям.

Сравнение

Отметим несколько ключевых моментов.

Приоритеты

Мужчине крайне важно быть успешным. А успех тесно связан с тем, насколько мужчина реализовался в своем деле, каких добился высот. Мужчина постоянно обдумывает детали, касающиеся его работы, и стремится добиться главного – увеличения материальных накоплений. Если мужчина видит, что его труды были не напрасны, и получает ожидаемый результат, он счастлив.

Конечно, в современном обществе женщина тоже нередко пытается своими силами твердо стоять на ногах в материальном плане, проявляя при зарабатывании денег мужские качества, но все же зачастую ей приходится делать это по необходимости. Ведь, в принципе, главное, что ее занимает, – собственная семья, спокойствие каждого ее члена, создание уюта и благожелательной атмосферы в доме.

Отношение к противоположному полу

Роль мужчины – в зачатии потомства. Он быстро «вспыхивает» для близости, видя в этом возможность отдать женщине свое семя. К сожалению, после он способен оставить партнершу и отправиться покорять другие, еще не изведанные горизонты. Это составляет трагедию многих женщин. Однако если избранница всерьез привлекла мужчину не только физически, но и душевными качествами, он может остаться с ней навсегда и сделает все, чтобы она чувствовала себя счастливой.

Женщина, с ее инстинктами материнства, действует осторожней. Она более избирательна в выборе партнера и старается не подпускать к себе слишком быстро. Женщине важно убедиться в том, что ее спутник надежен, даст необходимую стабильность, что с ним дети и она сама будут стопроцентно защищены.

Отношение к трудностям

В мире, полном опасностей, мужчине некогда растрачиваться на постороннее. В экстренной ситуации его реакция незамедлительна, он способен действовать решительно и безошибочно. Мужчина словно ждет случая, который позволит ему проявить свои железные качества, доказать, что он «настоящий», умеющий всегда найти лучший выход. Сущность мужчины – ходить по лезвию ножа, ставить на кон все для получения еще большего.

Женщину проблемы часто пугают. Она предпочитает оставаться спокойной и уверенной… за крепкой мужской спиной. А если ей все-таки приходится бороться с серьезными препятствиями, то на это уходит столько энергии, что, скорее всего, она будет чувствовать себя обессиленной и опустошенной, но не счастливой.

Лидерство

Многие женщины не хотят это признавать, но все-таки быть лидером – привилегия мужчины. Для успешной реализации своего потенциала ему просто необходимо чувствовать себя значимым, главным. Это ощущение придает мужчине уверенности, увеличивает энергию, требующуюся для решения проблем.

Женщина, примеряя на себя роль лидера, вынуждена столкнуться с ответственностью, которая порой оказывается не по зубам и вместо удовлетворения приносит раздражение и стрессы. Поэтому чаще всего женщина более мягкая, уступчивая. Это еще один критерий, который определяет разницу между мужским и женским мировоззрением.

Соперничество

В крови мужчины – борьба за признание своего первенства перед себе подобными. Его женщина должна быть самой достойной, дети – самыми умными и талантливыми, достижения – широких масштабов.

В женщинах также присутствует дух соперничества, но все-таки постоянная гонка их слишком выматывает, и чаще всего они предпочитают сотрудничать, чтобы общими усилиями добиться какого-то результата.

Отношение философов к женщинам в наше время заслуженно переосмысливается. И на то у них вроде как были основания. Например, «философ пессимизма» Артур Шопенгауэр питал невероятную ненависть к женскому полу и винил его во всех бедах человечества из-за того, как он относился к любви. То ли женщины вместе с обществом стали другими, то ли философам очень не везло — решать вам. Мы же публикуем мысли западных философов о женщинах и разнице полов. В заголовке, кстати, мысль Эразма Роттердамского, изложенная от лица Глупости.

Эразм Роттердамский, Нидерланды, 1469 — 1536

Эразм был внебрачным сыном священника. Отец так сильно любил свою избранницу, что, даже несмотря на протесты родителей, остался с ней. Знаменитый гуманист был очень желанным ребёнком, но, увы, незаконным.

В 13 лет Эразм остался без родителей. Оставшись сиротой, мальчик вырос трусоватым и робким. А когда он понял, что светская карьера с таким бэкграундом ему не светит, ушёл в монастырь. За свою жизнь очень много путешествовал: рано покинул Голландию, жил во Франции, Англии и в разных частях Италии.


Самая знаменитая работа Эразма — это философская сатира «Похвала глупости». В ней легко и с юмором высмеивается мир с точки зрения глупости.



Эразм Роттердамский. Портрет кисти Гольбейна из собрания замка Лонгфорд

«Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума, необходимых для поддержания мужского достоинства; по этому случаю мужчина обратился ко мне за наставлением — как, впрочем, он поступает всегда, — и я тотчас же подала ему достойный совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума. <…> Если женщина даже захочет прослыть умной — как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, — ибо всякий врожденный порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели. Правильно говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила. И все же я не считаю женщин настолько глупыми, чтобы обидеться на мои слова, ибо я сама женщина и имя мое — Глупость».

Артур Шопенгауэр, Германия, 1788 — 1860

«Философ пессимизма» прославился афористическим стилем письма. Прозвище получил за то, что считал наш мир «наихудшим из возможных миров». Естественно, был мизантропом, мистиком и тяготел к романтизму. Ценил идеи буддизма. Критиковал современников Гегеля и Фихте. Действительно, сложно найти двух столь противоположных хотя бы по стилю письма людей как Гегель и Шопенгауэр. Да и отношение к женщинам у них всё же разное. Последний был ярым женоненавистником.


Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.



Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

«Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении».

«С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться».

«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».

«Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек».

«Отнюдь не следует пренебрегать обычаем древних германцев — в затруднительных обстоятельствах призывать на совещание также и женщин, ибо способ воспринятия ими вещей совершенно отличен от нашего, особенно тем, что он имеет свойство подмечать кратчайший путь к цели и вообще всё близлежащее, что мы, смотря вдаль, большею частью упускаем из виду именно потому, что оно лежит у нас под носом».


Презирая иудаизм, Шопенгауэр тем не менее высоко ценил сказание о грехопадении и называл его «блестящим пунктом». Ветхозаветные строки оказались близки воззрениям философа на половую любовь. По Шопенгауэру, в этом явление просвечивает метафизическая основа жизни. Любовь есть неудержимый инстинкт, могучее стихийное влечение к продолжению рода. Влюблённый не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа, а между тем всё это «военная хитрость» гения рода, в руках которого любящий является слепым орудием, игрушкой.

Привлекательность одного существа в глазах другого имеет в основе своей благоприятные данные для произведения на свет хорошего потомства. Когда природой эта цель достигнута, иллюзия мгновенно рассеивается. Такой взгляд на любовь между полами, естественно, делает женщину главной виновницей зла в мире, ибо через неё происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни. Природа, создавая женщину, прибегла к тому, что на театральном жаргоне называется «трескучим эффектом».

Аристотель, Древняя Греция, 384−322 до н. э.

Большинству Аристотель известен как учитель Александра, спасибо известному фильму. Меж тем важность этого человека для всей западной философии переоценить сложно. Он был первым, кто создал всестороннюю систему философии. Она охватила все сферы жизни людей: социологию, политику, физику и логику. Понятийные аппараты аристотелевских формальной логики и поэтики до сих пор в ходу у учёных.



Аристотель

Можно сказать, что отношение к женщинам у Аристотеля сугубо прагматическое. Оно выводится из его политической философии («Политика »). О ней мы ранее писали.

«То же и мужчина по отношению к женщине: первый по природе своей выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находиться в подчинении».

«Рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, но находится в неразвитом состоянии».

«Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина».


«Но женщина и раб, но природе своей дна различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих. У варваров женщина и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение paбa и рабыни. Поэтому и говорит поэт: «Прилично властвовать над варварами грекам»; варвар и раб по природе своей понятия тожественные».

Иммануил Кант, Германия, 1724−1804

Повлиявший на всю последующую философскую мысль человек родился, вырос и умер в Кёнигсберге (нынешний Калининград). Иммануил Кант был не из богатой семьи. Его отец был ремесленником, поэтому, когда он умер, Канту пришлось бросить университет и заняться домашним обучением, чтобы прокормить оставшихся членов семьи.

Кант пережил всех своих друзей, несмотря на то, что был слаб здоровьем. Всё благодаря жёсткому распорядку дня, ставшему притчей во языцех даже среди немцев. Например, каждый день Кант выходил на прогулку в одно и то же время и шёл с определённой скоростью (а если проходил какой-то участок пути быстрее, то останавливался на пару минут). Как-то раз он не вышел на прогулку, чем сильно удивил соседей. Всё дело в том, что ему принесли новый труд Руссо и Кант не мог перестать читать.


Иммануил Кант

Он разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система образовалась из туманности; изучал роль приливов и отливов; наметил план генеалогической классификации животного мира; пытался понять, насколько возможно получить чистое, неэмпирическое знание. Был антисемитом. Женат не был, поскольку вначале на это не было денег, а после — желания, однако женское общество очень любил и в свете считался хорошим собеседником. Его исследовательские философские работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» до сих пор не потеряли своей актуальности.


«Женщину мало смущает то, что у нее нет некоторых высоких понятий, что она пуглива и не предназначена для важных дел; она прекрасна и пленяет — этого достаточно».

Кант о мужчинах и женщинах

«Женщина хочет повелевать, мужчина хочет подчиняться (главным образом до брака). Отсюда галантность старого рыцарства. — Женщина рано приобретает уверенность, что она может нравиться. Молодой человек всегда боится, что может не понравиться, и поэтому смущается (бывает застенчивым) в женском обществе. — Сдерживать назойливость мужчин почтением, которое женщина внушает, и право требовать к себе уважения, даже не имея никаких заслуг, — эту гордость и это право женщина отстаивает, исходя уже из одного лишь законного права своего пола. — Женщина всегда отказывающая сторона, мужчина — домогающаяся; если она покоряется, то это знак благосклонности. — Природа желает, чтобы женщину искали, и поэтому женщина в своем выборе (по своему вкусу) не должна быть такой разборчивой, как мужчина, которого природа создала более грубым и который нравится женщине уже тогда, когда он обнаруживает лишь физическую силу и способность защищать ее; ведь если бы она к красоте мужской фигуры испытывала отвращение и, влюбляясь, была разборчива, то домогающейся стороной оказалась бы она, а он — отказывающей; а это унизило бы ее даже в глазах мужчины. — В любви она должна казаться холодной, а мужчина — пылким. Не слушаться призыва любви не к лицу мужчине, а легко поддаваться этому призыву позорно для женщины. — Желание женщины распространить свои чары на всех светских мужчин — это кокетство; стремление казаться влюбленным во всех женщин — это ухаживание; и то и другое может быть лишь жеманством, ставшим модой, без всяких серьезных последствий».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Германия, 1770−1831

Гегель родился в немецком Штутгарте в семье финансового чиновника. В университете изучал богословие, с друзьями состоял в кружке, восхищавшемся Французской революцией. В последующие годы отмечал день взятия Бастилии. Какое-то время работал домашним учителем, но благодаря наследству избежал участи тьютора на всю жизнь. В 1801-м году принялся за преподавание и читал свои лекции в Йенском и Берлинском университетах. После женился и в спокойствии брака написал свое важнейшее произведение «Наука логики».



Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Гегель, в отличие от Канта, не отказался от метафизики. Он считал, что наша Вселенная рациональна, логична и постижима при помощи разума. Идеальное государство же в понимании Гегеля — это торжество нравственной идеи, и строй государства создан духом, потому божественное в нем врастает в действительное.


«Касаясь отношения между мужчиной и женщиной, следует заметить, что девушка, отдаваясь, жертвует своей честью. К мужчине же, поскольку он имеет еще другую сферу нравственной деятельности, это не относится. Назначение девушки состоит существенно лишь в браке; следовательно, требование состоит в том, чтобы любовь обрела форму брака и чтобы различные моменты, заключающиеся в любви, получили свое истинно разумное отношение друг к другу».

«Отношения мужа и жены есть непосредственное познавание себя одного сознания в другом и познавание взаимной признанности. Так как это отношение есть природное познавание друг друга, а не нравственное, то оно есть лишь представление и образ духа, а не сам действительный дух. Но представление или образ имеет свою действительность в ином, чем это отношение; вот почему это отношение имеет свою действительность не в себе самом, а в ребенке — в «ином», становление которого оно есть и в котором оно само исчезает; и эта смена следующих одно за другим поколений получает свое постоянство в народе. Благоговение мужа и жены друг перед другом, стало быть, смешано с природным взаимоотношением и с чувством, и самому их отношению не присуще возвращение в себя».

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX