Как научиться быть балериной. Балет: от мечты к реальности. чему можно научиться у балерины, которая не любит балет

Ещё не начала писать, а уже горю желанием сделать «отступление». Итак, отступление:

А ты, любишь балет?

Как часто мне приходилось слышать слова, которые обычно оставляют очень неприятный осадок. Вы догадались о чём идёт речь?..

Да, речь идёт именно о произнесённой многими людьми фразы: «А мне не нравится классический танец!»

Можете представить себе годы и годы тяжёлой работы за плечами балерины?

Сколько пота! сколько слёз! сколько эмоций! А тут — «раз», и одной фразой всё в «помойку».

А давайте спросим у самих балерин, если им нравится классический танец?

Знаете, что самое интересное?

То, что многие из них в ответ просто пожмут плечами, дескать: «О чём ты говоришь? Это работа!»

Как же так, что уже многие десятки лет всё новые и новые девочки и мальчики, стремятся поступить в Академии лучших театров мира? Не думаю, что в их возрасте они думают о больших заработках или о престиже.

Что ими движет?

Честно говоря, не помню, что толкало меня на такие мучения.

Но делала я это с большим удовольствием!

И на балерин смотрела с восхищением!

Конечно же, не «худоба» привлекает нас в профессиональных танцовщицах и танцовщиках. Нас привлекает слияние внутренней силы (не только физической, но и духовной) с тонкостью и изящностью тела в женщинах и заметным ярко выраженным мышечным строением мужчин.

Балерина, она не только на сцене. Она балерина и в жизни.

Вы никогда не ошибётесь, если увидите её шагающей по улице. Тело подобранное. Как-будто не шагает, а летит над асфальтом.

Конечно, я не говорю о псевдо-балеринах, которые пытаются нарочито показать принадлежность к этой профессии, усердно выворачивая ноги при ходьбе от одного буфета до другого.

Пришло время и мне признаться, что мне никогда не нравился балет. Я надеюсь, что я Вас не очень разочаровала своим откровением.

И действительно,

чему можно научиться у балерины, которая не любит балет?

Попробую объяснить. Очень давно, в детстве, я помню себя перед телевизором, не отрывающей взгляда от экрана. В те времена очень часто показывали по двум существовавшим каналам балетные спектакли. Но, честно говоря, я не смогу рассказать Вам ни одного сюжета. Я думаю, что я в те времена даже не догадывалась о существовании такового.

Я смотрела на красивых летящих девушек в волшебных пачках и только это уже завораживало.

Я не люблю смотреть классический балет, но я всегда любила чувствовать своё тело балетным.

Мне нравились сами уроки. Даже если они длились по четыре часа с одним единственным перерывом для смены обуви.

Не надо любить балет, чтобы любить себя и своё тело.

В любом возрасте, Вы можете добиться летящей походки и лёгкости в теле при любом движении.

Надо отдать должное русской школе классического танца. Именно она разработала полный комплекс упражнений, способный построить тело таким образом.

Не любите балет, любите себя и своё тело! Именно это сделает Вас настоящей балериной в полном смысле этого слова.

Урок Первый.

Посмотрите видео. В нём показаны упражнения на первую неделю.

Они не покажутся Вам сложными. Это упражнения на свод стопы и на подъём.

Выполняйте их каждый день. Дайте возможность Вашему телу заиметь новую привычку — тянуть носок.

Не приступайте к следующему уроку, пока не останетесь довольными результатом этого.

Хотите иметь сногсшибающие результаты?

Увеличьте число занятий!

Хотите знать секрет каждой балерины в отдельности и всех вместе?

Тот самый секрет, который Вы никогда не услышите произнесённым с балетной сцены?

Мечта девочки вполне осуществима — в нашем городе можно получить такую профессию. Но, чтобы стать балериной, сначала необходимо пройти серьёзный конкурсный отбор, а потом долгие годы добросовестно трудиться, совершенствовать технику. Награда за старания - успех на сцене и признание зрителей.

Артистов балета готовят в Красноярском хореографическом колледже. Он размещается в старинном особняке в центре Красноярска. Сама атмосфера внутри здания располагает к творчеству: высокие потолки, залы с колоннами и арками, окна с цветными витражами. Из кабинетов доносятся звуки фортепиано…

На отделение классического танца мы набираем детей в возрасте 10-11 лет, закончивших четвёртый класс общеобразовательной школы, - рассказывает Ирина Кирпатовская, заведующая подготовительным отделением колледжа. - Раз в пять лет объявляется набор на отделение народного танца, сюда принимаем ребят с 14 лет, окончивших семь классов. Кстати, как раз в этом году состоится такой набор. Приём абитуриентов проходит в начале июня.

Итак, каким же требованиям должен соответствовать будущий артист балета? Прежде всего приёмная комиссия обращает внимание на внешние данные, в том числе пропорции тела. У ребёнка должна быть небольшая голова, длинные ноги, красивые руки, приятная внешность. Оценивается рост и вес.

В театре важно эстетическое восприятие, поэтому от этих требований не уйдёшь, - объясняет Ирина Николаевна.

Не менее серьёзные требования к здоровью абитуриента. В артисты балета не примут ребят с заболеваниями сердца, бронхиальной астмой… Список противопоказаний довольно большой.

И, конечно, оцениваются физические данные абитуриентов.

Требования к артистам балета растут, постановки изменяются, технически усложняются, и ребята должны обладать соответствующими физическими данными, - поясняет Ирина Кирпатовская. - Высокий подъём, умение выполнять шпагаты, высокий прыжок, гибкость - всё это обязательно должно присутствовать. Безусловно, в процессе работы можно что-то доразвить. Поэтому приёмная комиссия тщательно подходит к отбору ребят, чтобы не было ошибок.

Но помимо всех перечисленных требований должно быть самое главное - мотивация ребёнка. Он должен понимать, что профессия артиста балета - это ежедневная работа над совершенствованием своего тела.

Самый сложный момент - поиск способных, мотивированных детей, - отмечают сотрудники колледжа. - Мы сталкиваемся с малой информированностью людей о нашем учреждении, перспективах профессии. Часто родители не знают о способностях своего ребёнка. Бывает, что видишь фактурных, “мягких” детей, но понимаешь, что они уже не поступят к нам: не хватает физической подготовки, время упущено. Каждый год мы посещаем четвёртые классы школ, просматриваем перспективных ребят, потом приглашаем их вместе с родителями на просмотры в колледж.

В прошлом году преподаватели учреждения просмотрели восемь тысяч четвероклашек. Двадцать пять ребят - 14 девочек и 11 мальчиков - стали учениками 1-5 класса колледжа. Здесь именно такая нумерация классов.

Чтобы поступить сюда, мы готовили специальные танцы, каждый - свой, - рассказывают девочки-первоклассницы. - Отбор прошли не все.

На вопрос, сколько лет до поступления в колледж они занимались танцами, девочки отвечают: год, три, семь лет. И каждая добавляет: “Я мечтала стать балериной с самого детства”.

Занятия в колледже начинаются в 8.30, заканчиваются около трёх часов. В расписании чередуются общеобразовательные и профессиональные дисциплины. В числе последних - гимнастика, классический, историко-бытовой, народно-сценический, современный, дуэтный танцы. Уже с первого класса ребята участвуют во внеклассной практике, академических концертах, при необходимости их приглашают в постановки театра оперы и балета.

В 2011 году педагоги нашего колледжа поставили балет “Щелкунчик”, уже не один выпуск ребят технически вырос на этом спектакле, - рассказывает Ирина Кирпатовская. - Традиционно перед Новым годом “Щелкунчик” показывают на сцене Красноярского театра оперы и балета. Кроме того, с этим спектаклем мы гастролируем по другим городам.

Учатся будущие артисты балета семь лет и десять месяцев, выходят дипломированными специалистами. Но при желании могут продолжить образование - поступить в академии хореографии Москвы или Санкт-Петербурга. Отметим ещё один нюанс: на пенсию артисты балета выходят после 20 лет работы в государственных театрах.

Все наши выпускники находят себя, кто-то остаётся работать в Красноярске, кто-то уезжает в другие города, - говорит Ирина Николаевна. - В прошлом году на канале “Культура” шёл телепроект “Большой балет”, который представлял самых знаменитых артистов балета. Две наши ученицы стали его участницами. Это Виктория Терешкина, она танцует в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, и Кристина Андреева, танцующая в Казанском театре оперы и балета. Профессия артист балета интересна, сложна, многогранна. Мы с удовольствием отмечаем, что интерес к этому виду творчества увеличивается, престиж профессии растет. Последний пример - организация проведения Олимпиады и Паралимпиады, ключевая роль в церемониях открытия этих мероприятий была отведена артистам балета. Русский балет всегда особо ценился, это визитная карточка нашей страны. И пока существуют такие колледжи, качество артистов будет только прирастать.

Грезите о сцене? Стремитесь и думаете как стать балериной? Придется немало потрудится, да и тем более, критерии очень жесткие. Но мы будем отталкиваться, от того что у вас талант, и начали заниматься балетом в раннем возрасте, а не когда вы уже сформировавшиеся личность.

Стоит помнить, что балет это образ жизни. Считать это не так, было бы откровенной глупостью. Ведь сколько придется времени потратить, устранить из своей жизни личные проблемы. Так обстоят дела на самом деле. В возрасте юном вас принимают в хореографическое училище, затем на вас ложится вся ответственность за ваше будущее. Решаете вы плотно заниматься, целыми днями жертвуя школой, лишаясь прогулкой с одноклассниками. Или же так, мимолетное, бессмысленное увлечение не приводящие ни к чему. Так как же стать балериной ?

1. Запомните самое главное, что вы ничего не потеряете, если будете заниматься балетом. В любом случае вашей осанке, манере ходьбы будут завидовать. Когда выполняешь различные упражнения, они не проходят бесследно по мановению руки. Это все ярко и надолго отпечатывается на вашей дальнейшей жизни. Здоровой будете, да любым другим занятием сможете заняться.

2. Следите за своим весом. Будут огромные деньги – потратишь их, может, примут куда нибудь. Но опять же, результат будет нулевой. Необходимо что бы была у вас яркая фигура, без всяких излишеств и ожирений. Балерина много двигается и ей приходиться отказаться от «сладкого» иначе она будет толстеть, и ее успехи будут все ниже. Такое развитие событий, определенно никого не может устраивать. Делайте все возможное, что вес вас соответствовал нормам.

3. Вникните в одно прекрасное заблуждение. Когда ты вошел в зал, наблюдаешь за прекрасными «ангелами», которые легко и просто прыгают, удивляют публику своими движениями. Ты сидишь и думаешь: «Неужели и я смогу». Да, нам кажется это легко. Вы, к примеру, можете, плечи всегда держать развернутыми? Согласен я, это довольно тяжело, но так придется делать постоянно, ежеминутно. Не нужно кушать «аппетитное» на ночь.

Мне приходилось, наблюдать, как репетируют балерины. Я созерцал четко за их лицами, и мне становилось их непосильно жаль. Слезы, стиснутые зубы из-за ошибки немного останавливают их. Но есть такое прекрасное подбадривание как "надо", несмотря ни на что. Тогда и ноги со временем перестанут болеть. И не пожалеете, что раньше искали информацию о том, как стать балериной.

Активно себя попробовать может каждая девушка. Тогда не рост, ни внешние данные совершенно никакого значения иметь не будут. Попробуете, быть может, заинтересуетесь.

4. Обязательная практика. Минимум по 1,5 часа. Например, дети стараются еще и танцевать. Это очень помогает в дальнейшем. И если после занятий, ваше тело ощущает легкость и его совсем не ломит, то можно сказать, что вы зря провели время. Должна быть боль в мышцах. Говорите, что вы еще живы и смело, посвящаете всю себя балету.

Проверьте свои навыки, как музыкальность, рост. Умение что нибудь этакое исполнить будет только для вас плюсом. Нужно "играть", что бы восторги были слышимы со всех сторон. Правильно выйти из сложной ситуации, исправиться и терпеть лишения.

5. Если поищите информацию, то найдете такие вещи, которые могут вас отталкивать от вашей мечты. Говорят, что уходят на так называемую пенсию в возрасте 35 лет, со здоровьем, которое только оставляет желать худшего. Они правы, ведь вы отдали себя, и теперь можно заняться другим. Репетиторы требуются везде, и поэтому тот, кто вас обучает, к нему присматривайтесь и учитесь. У них безоговорочный опыт, они делают наставления, значит, знают свое дело.

6. Поинтересуйтесь, какое ждет будущее? Если вы не видите ничего хорошего, а только жалкое существование на сборы от концертов, то подумайте, нужно ли это? Свыкнитесь с мыслью. Упорный труд не всегда играет важную роль. Наследственные данные, могут вас остановить. И вообще, что дальше не сомневаться и ничего не делать, сразу узнайте требования. Если да, то замечательно! Переговорите с родителями, поймут ваш выбор.

7 . Решите вопрос сразу, не думая, что кто-то вам сделает предложение поступить на учебу. Уверенные в себе люди достигают таких результатов, что другим даже такое не снилось. Они просто мечтали, так остались на прежнем месте. Другие же, поступили гораздо разумнее и мудрее. И каких результатов достигли? Невероятных достижений, и все будут правы, кто так считает. Особо одаренные девушки, как стать балериной захотели познать выразительно. Не сидели. Вели других, и показывали свое ярое желание.

Естественный отбор

Путь танцовщицы балета начинается ещё в 5-6 лет. Подготовительные студии, работающие с дошколятами, прививают базовые навыки, чувство ритма, умение "зеркально" копировать движения. Затем, перед переходом в следующую ступень, маленькие танцовщицы проходят строгий отбор... по физическим признакам. Замеры проводят чуть ли не как для скаковых лошадей: соотношение стопы к длине ноги, посадка головы, ширина таза, ступни. Часто бывает, что после них способная и даже талантливая девочка оказывается бесперспективной, и на большую сцену ей не попасть при всём усердии.

Если же счастливица, мечтающая о партии Жизель, проходит отбор, далее её ждёт балетная школа. До 10-12 лет она чаще отделена от общеобразовательной, и юная танцовщица после обычных уроков проводит ещё несколько часов у станка, практически каждый день. Часто за это время девочки либо отказываются от мыслей о Большом театре, либо окончательно решают, что вся их жизнь - в балете. И следующая ступень - балетное училище - становится абсолютно осознанным выбором.

Терпенье и труд - это балет

Если при мысли о балетной школе у вас возникают такие ассоциации, как красивые девочки в чистеньких трико у станка, суровые, но справедливые преподавательницы и трогательная дружба учениц, значит, вы далеки от реальности.

Суровая правда - это холодные студии, лошадиный труд с утра и до поздней ночи, резкость учителей, доходящая до грубости, и вечный страх перед взвешиванием. Последний пункт - особенный кошмар девиц из балетного училища. Лишние граммы могут перечеркнуть многомесячные труды. Поэтому убийственные диеты здесь - норма, курение едва ли не поощряется, аптечные и природные слабительные употребляются, как витамины.

Конечно, есть счастливицы, которым не грозит прибавка в весе даже после нарушения диеты. Однако и им в такой обстановке приходится несладко: зависть голодных, мучающих себя товарок иногда принимает причудливые формы.

Занятия у станка - это самая настоящая муштра. Невесомость и лёгкость балерин, которые до слёз впечатляют зрителя, достигаются упорным, подчас мучительным трудом. Чтобы добиться всегда правильной осанки или разворота бёдер наружу, ученицы истязают себя упражнениями и после занятий, в своих спальнях. Упорство, умение не обращать внимания на боль и вера в собственную выносливость - вот что главное для студентки балетного училища. И при всём при этом самое страшное, что они могут себе представить, - это отчисление...

Вознаграждение стократ

Каждый выход на сцену - это всё-таки награда за все нечеловеческие усилия. Когда кажется, что земное притяжение не властно над балериной, когда глаза всех зрителей как бы сливаются в один восхищённый взгляд, когда та упоительная, восторженная секунда тишины перед громом аплодисментов длится бесконечно... Это оправдывает всё.
К тому же к моменту выхода на сцену танцовщицы балета уже умеют справляться с большинством трудностей. Выполнять прыжки и пируэты в течение двух часов в пуантах - очень сложная задача.

Одной пары этих балетных туфель профессиональным танцовщицам хватает ровно на одно выступление. Но поскольку студенткам такая роскошь не по карману, в ход идёт... сырое мясо. Небольшие кусочки обёртывают пищевой плёнкой и подкладывают в пуанты под пальцы ног. Пружинящая консистенция мяса идеально подходит для того, чтобы уменьшить силу удара при приземлении - и пальцам легче, и пуанты целее.

Сценический макияж и одежда, волнение перед выступлением придают балерине то особенное настроение, которое ещё можно назвать вдохновением. Без него не бывает настоящего балета, и этот полёт души, единение с музыкой, полное отождествление себя с героиней становятся самым настоящим наркотиком для танцовщицы. За это-то ощущение и забываются все мучения репетиций и изнуряющих занятий.

Многих, кто решил связать свою судьбу с балетом, настораживает широко известный факт, что балерины якобы уходят на пенсию в 35 лет. Это не совсем верно, цифра зависит и от количества стажа, и от категории танцовщицы, и от степени занятости на сцене. Даже если сольные выступления стали не по силам (хотя у Улановой и Плисецкой ведущие партии были в репертуаре почти до пятидесяти лет), это не означает конец карьеры.
Но до того, как возраст и постоянный упорный труд начнут сказываться на здоровье, балерину ждёт много лет выступлений, гастролей, премьер, букетов и поклонников.

О последних стоит сказать особо: любая танцовщица всегда окружена вниманием мужчин, но именно балерины могут свести с ума даже сильных мира сего. Сделать блестящую партию для них - довольно простая задача. "Самые женственные, самые утончённые, необыкновенные... Есть в балеринах что-то эдакое испанское, страстное", - говорил один чеховский персонаж. Эти слова остаются правдивыми и сегодня.

Балерина – одна из тех заветных детских профессий, о которых девочки рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут. Хрупкие фигуры, изящные плавные движения, невероятная гибкость и внимание со стороны публики – те причины, почему многие хотят стать балеринами.

Где обучаются балерины

Профессия балерины – одна из немногих профессий, которую нужно выбрать еще в самом детстве. В танцевальные училища, где обучают балетному искусству, набирают девушек уже после того, как они закончат четвертый класс, то есть, примерно с десятилетнего возраста. Дело в том, что детские кости очень гибкие, дети без боли и очень быстро могут научиться сесть на все виды шпагатов. А с возрастом такая способность сгибаться во все стороны быстро теряется.

В России таких учебных заведений достаточно много. Как пример можно назвать следующие:

  • Московская государственная академия хореографии;
  • Московское государственное хореографическое училище им. Лавровского;
  • Академия русского балета им. А. Я. Вагановой;
  • Новосибирский государственный хореографический колледж;
  • Воронежское хореографическое училище.

В таких училищах будущие балерины одновременно получают общее школьное образование и учатся хореографии. После того, как ученики получили среднее образование, они могут продолжить обучение в этих же училищах.


Критерии отбора

К девушкам, желающим учиться танцевать балетные па, предъявляется много требований, в частности по поводу внешности. Так, главный критерий к будущим балеринам – небольшой рост и маленький вес. Такие строгие ограничения в телосложении вполне обоснованы: партнёр балерины, который тоже не блещет крепким телосложением и выдающейся мускулатурой, должен без особых сложностей, лёгким движением руки поднимать девушку и выполнять разные поддержки.

Чем легче девушка, тем легче с ней работать. Более того, хрупкие девушки выглядят на сцене утонченно и легко.


Следующее требование – крепкие стопы правильной формы, ровные ноги и правильно посаженный таз. С этим тоже все понятно: ноги – рабочий инструмент балерины, и если они не могут выдержать больших нагрузок, карьеру не построить.

И последнее требование – быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. Часто девочки, только начавшие заниматься балетом, уже представляют себе свою будущую карьеру. Но есть много факторов, которые нужно учитывать: разные травмы могут стать причиной окончания карьеры или девочка может достичь слишком высокого роста или крупного телосложения для балета. В силу возраста не все девушки могут смириться с такими обстоятельствами, что отражается на их психическом здоровье.


Стоит также отметить, что занятие балетом – не самое дешевое удовольствие. Купальники, балетные пачки и пуанты стоят недешево, к тому же, их постоянно нужно обновлять.