Анализ сцены смерти базарова сочинение. Смерть Базарова: один из важнейших эпизодов романа "Отцы и дети

Урок литературы в 10 б классе

Тема:

РОЛЬ ЭПИЗОДА «СМЕРТЬ БАЗАРОВА» В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Десяткина В.Л.

Тема: Роль эпизода «Смерть Базарова» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель: 1. Путём анализа эпизода донести до обучающихся тему и идею произведения.

    Выяснить, какие нравственные начала утверждает автор.

    Развитие устной и письменной речи обучающихся.

Ход урока.

I. Слово учителя.

У романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» необычная судьба. При своём появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Идёт уже не одно столетие «жизни» тургеневского романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить. Причина не только в том. Что Тургенев затронул в своём романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих коренных чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.

II. Беседа с учащимися.

Ни с одним героем не прощался И.С.Тургенев так трогательно, как с Базаровым. Романы Тургенева остросюжетны. В основе каждого из них – одно событие, которое распадается на много эпизодов, образующих это событие. Каждый эпизод со своей проблематикой и художественными средствами выражения.

1. Работа над эпизодом «Смерть Базарова».

Чтение по ролям эпизода.

Вопросы:

(Что такое жизнь и что такое смерть? Кто нужен России?)

Тургенев был сторонником «тайной психологии». На практике это приводило к тому, что он не раскрывал подробно душевный мир своих героев, но давал яркое представление об их мыслях и чувствах при помощи внешних художественных средств.

На первый план в системе этих средств выдвигается диалог и портрет.

2. Что раскрывается в диалоге Базарова с Одинцовой?

(В диалоге раскрываются убеждения и характер героя).

В эти часы сказывается в Базарове его любовь к Одинцовой, его «романтизм», доброта, забота о родителях, восхищение женской красотой. Всё, что было глубоко в нём запрятано под маску нигилизма.)

3. Какие преобладают предложения в репликах Базарова? Почему?

(Показать волнение, беспомощность перед лицом смерти).

4. В речи Базарова присутствуют афоризмы. О чём они свидетельствуют?

(Они говорят о знании Базаровым жизни).

5. Метафоры создают определённые ассоциации. Есть ли они в данном эпизоде? Если есть, то какую несут смысловую нагрузку?

(Присутствуют пушкинские глагольные метафоры, которые подчёркивают романтическую и поэтическую душу Базарова.)

6. Благодаря данным художественным средствам, каким мы видим Базарова перед лицом смерти?

(Сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма, он не обнаруживает слабости, даже минутной).

7. Зачем Тургенев заканчивает роман смертью Базарова?

(Закономерность смерти Базарова имеет две стороны: психологическую и социально-историческую. Психологическая – нелепая смерть, социально-историческая – Базаров умирает молодым, не довершив своего дела, потому что время Базарова ещё не пришло. Базарову не суждена победа – в этом видит Тургенев причину гибели Базарова).

III. Вывод.

Какое место в романе занимает эпизод «Смерть Базарова»?

(Это ключ к разгадке характера Базарова).

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Зачем нам жизнь дана?»

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке.

Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Евгений Васильевич Базаров – погибает в финале произведения.

Базаров – сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией.

Базаров – нигилист. Но не такой, как Ситников и Кукшина, для которых отрицание – всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды.

Его главная цель – “труд на пользу общества”, его главная задача – “жить для великой цели обновления мира”.

Базаров считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него – это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, – свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия, он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

(No Ratings Yet)

  1. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские...
  2. “Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот...
  3. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень...
  4. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке...
  5. Роман Тургенева “Отцы и дети” является весьма значимым творением писателя. В центре сюжета – представитель революционно-настроенной молодежи Евгений Васильевич Базаров, который вызвал разностороннее отношение к своей фигуре у литературных критиков...
  6. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  7. Всякий человек сам себя воспитывать должен. И. С. Тургенев Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и...
  8. Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать...
  9. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не...
  10. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества:...
  11. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И РУДИН. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ Самое больше место в романах И. С. Тургенева зачастую занимает изображение людей, образованных и небогатых. По всей вероятности, Тургенев считал,...
  12. НУЖЕН ЛИ РОССИИ БАЗАРОВ? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) В 1861 году, в год отмены крепостного права, когда, как казалось многим, в России вот-вот могла Начаться революция,...
  13. “Отцы и дети” – одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен...
  14. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи....
  15. Иван Сергеевич Тургенев был человеком определенной эпохи, в которой умел видеть положительные и отрицательные черты и объективно показывать их на страницах своих произведений. Темой многих творений писателя стала трагедия русской...
  16. ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… И....
  17. Раскольников и Базаров – дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через него люди выражали свой характер,...
  18. РАЗДЕЛ 3 СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Анализ эпизода эпического произведения Обучение анализу эпизода начинается еще в 5 классе, но даже многие ученики старших классов испытывают большие затруднения при необходимости выполнить это...
  19. Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и...
  20. СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) В романе Ф. М. Достоевского “Идиот” автор пытался создать образ положительного...
  21. Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд...
  22. Роман М. Горького “Мать” сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно “Мать” Горького стала настольной...
  23. БЕСЕДА ЧИЧИКОВА С МАНИЛОВЫМ (анализ эпизода 2 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Итак, одна из первых успешных сделок господина коллежского советника Павла Ивановича Чичикова была заключена...
  24. ГИБЕЛЬ ПОЛКОВНИКА НАЙ-ТУРСА И СПАСЕНИЕ НИКОЛКИ (анализ эпизода романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Действие романа М. Булгакова “Белая гвардия” происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет...
  25. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  26. Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева “Отцы и дети”. Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические...
  27. Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы....
  28. Уже в первом эпизоде романа Тургенева “Отцы и дети” намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их – первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной...
Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира".

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность - все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви - это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова - случайность?

Итак, в финале романа главное событие - смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности - небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь - родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

Конспект урока по литературе

Тема урока "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти.

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи: литература роман тургенев

  • 1. Обучающие:
  • 1. Систематизация изученного материала.
  • 2. Развивающие:
  • 1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  • 2. Систематизация знаний по теории литературы.
  • 3. Воспитательные:
  • 1. Воспитание любви к родному слову.
  • 2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

  • 1. Оргмомент. Приветствие.Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока.
  • 2. Слова учителя:

Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).Образованный,Свято верит в нигилизм,Твердых убеждений, Внутренний стержень, Кремень,У бедителен в споре, Неоспоримые, неопровержимые аргументы, Брутальный, Небрежность в одежде, Материальная сторона его не беспокоит, Стремится быть ближе к народу,Сам себя воспитал,«Чудесный малый, такой простой»,Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, - «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством - любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви - способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.Индивидуализм Базарова - исключительность - романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Их роль в тексте

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она - жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время - сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене - обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4. Выводы. Подведение итогов. Домашнее задание.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова - не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Домашнее задание: составить сообщение по биографии и творчеству Ф.И.Тютчева.

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.