Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода). Анализ сцены смерти базарова сочинение

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца - уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия. Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой - то поэт! А стихи - развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы. И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови. И вот, оставаясь в полном одиночестве, он начинает испытывать тревогу. Его мучают внутренние противоречивые чувства по отношению к отрицающим идеям. И он стал понимать значимость родительской поддержки и участия. Что они стареют и им нужна помощь и любовь сына.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства. Базаров изучал естественные науки, он считал, что люди должны уделять больше времени таким наукам как физика, химия и математика, а в поэтах он видел только ленивых и не интересных людей.

Евгений Васильевич Базаров родился в семье, где отец всю жизнь проработал уездным лекарем. Базаров верит, что человек обладает безграничной силой, поэтому он считал, что ему подвластно отвергать весь предыдущий опыт человечества и жить по своему разумению. Базаров считал главным предназначением нигилистов, разрушать все заблуждения предков. Безо всяких сомнений понятно, что Базаров достаточно умен, и имеет огромный потенциал, по мнению самого автора, убеждения героя неверны и даже опасны, они противоречат жизненным законам.

Со временем, Базаров начинает убеждаться в том, что долгое время ошибался в своих убеждениях. Первым ударом для него были внезапно вспыхнувшие чувства к молодой и красивой Анне Сергеевне, сначала парень просто любовался красотой девушки, а потом поймал себя на мысли, что испытывает к ней какие-то чувства. Герой испугался необъяснимого, он не понимал, что с ним происходит, ведь убежденный нигилист отвергал существование любви. Любовь заставила его переосмыслить свою веру, он разочаровался в самом себе, понял что, он простой человек, которым могут управлять чувства. Это открытие подкосило Базарова, он не знал, как дальше жить, парень уезжает домой, чтобы постараться забыть девушку.

В родительском доме, с ним происходит судьбоносное событие. Базаров делал вскрытие больного, который скончался от страшной болезни под названием тиф, впоследствии он заражается сам. Лежа в кровати, Базаров понимал, что ему осталось несколько дней. Перед смертью парень полностью убеждает себя в том, что все-таки он ошибался во всем, что именно любовь вносит в жизнь человека огромный смысл. Он понимает, что за всю свою жизнь не сделал для России ни чего полезного, а обычный трудяга, мясник, сапожник или пекарь принесли больше пользы стране. Евгений просит приехать Анну, чтобы попрощаться. Несмотря на опасную болезнь, девушка тут же отправляется к любимому.

Базаров – умный, сильный и одаренный человек, который стремился жить и трудиться на благо страны. Однако своими неверными убеждениями, верой в нигилизм, он отрекся от всех главных ценностей человечества, тем самым погубив себя.

Вариант 3

«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.

Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.

Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.

Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.

Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.

Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.

Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).

Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.

Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.

В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо, а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…

Несколько интересных сочинений

    С каждым наступлением весны – тает снег, распускаются первые цветы, возвращаются птицы с теплых краев и радуют своим чириканьем. От первого появления солнышка по дорогам течет вешняя вода и радует всех детишек. Ручьи грязноватой воды без остановки текут

  • Анализ произведения Тургенева Бирюк

    Одним из ярких повествований И. С. Тургенева о жизни крестьянского народа является небольшой по объему рассказ «Бирюк». Он не сложен в восприятии, так как сюжет прост.

  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс

    Картина Т.Н. Яблонской "Хлеб" заряжает оптимизмом. Написана она в послевоенное время, в 1949 году. Страна тогда только восстанавливалась. На переднем плане мы видим двух женщин

  • Сочинение Любовь Любимовна в рассказе Муму Тургенева

    Образ Любви Любимовной в произведении Тургенева “Муму” вышел довольно неоднозначным, ведь автор имел цель специально сделать его именно таким.

  • Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

    В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке

Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цели: Обучающие 1. Выявить специфику эпизода как объекта анализа на материале 27 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Подготовить учащихся к сочинению по анализу эпизода: обозначение места эпизода с точки зрения объёмно- прагматического мнения и идейно- композиционного единства. 3. Формировать умения характеризовать содержательную сторону эпизода, используя т.н. пересказ- анализ. 4. Формировать навыка анализа художественных средств (диалог, двойной эпитет), через которые с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир героя. Развивающие: 1. Развитие творческих и литературных способностей, умения логически мыслить, сопоставлять и делать выводы. Воспитательные: Оборудование: текст романа «Отцы и дети», схема анализа- эпизода, опорная таблица лексики и синтаксических конструкций для творческих работ учащихся, опорная таблица «Сюжетные и внесюжетные элементы», опора для резюме, иллюстрация, выполненная самостоятельно ученицей данного класса, компьютерная презентация. Содержание урока соответствует программе 10 класса и календарно- тематическому планированию, которое предусматривает 2 часа на обучение анализу эпизода как итоговую работу, позволяющую подвести детей к ответу на вопрос: почему Тургенев завершает роман сценой смерти главного героя. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры – но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутою дверью: «Впусти меня! – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Федор Тютчев. «Наш век» Ход урока. 1. Постановка проблемной ситуации: В системе уроков по данному роману этой работе отводится два часа, которые должны стать итоговыми. Оба урока будут построены вокруг 2 суждений литературных критиков: 1) «Умереть так, как умер Базаров- всё равно, что сделать великий подвиг» (Д.И. Писарев, 1862г.). 2) «Базаров побеждён не лицами, не случайностями жизни, но самою идеей этой жизни». (Н.Н. Стахов. И.С. Тургенев «Отцы и дети». 1862 г.) Думаю, вы обратили внимание, что обе статьи написаны сразу после опубликования романа, практически одновременно; обратили внимание и на то, что оба литературных критика давали диаметрально противоположную оценку финальной сцене романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Неизбежно возникает вопрос: смерть Базарова – это сила или слабость героя? Неизбежно, что пытаясь сегодня ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, мы вновь и вновь возвращаемся к истории творческого замысла Тургенева и к неоднозначности оценки образа Базарова - как современниками Тургенева, так и исследователями творчества Тургенева в 20- 21 веке. Поэтому дома к следующему уроку предлагаю рассмотреть точку зрения Ф.М. Достоевского, оценку Д.И. Писарева и общечеловеческое значение романа в книге Г. Фридлендера в статье «К спорам об «Отцах и детях», рассмотреть, как идея жизни восторжествовала в смерти Базарова. Наша с вами совместная сегодня задача: 1, Выявить значение эпизода для осмысления общей идеи романа; 2. Выяснить и мотивировать связи данной части произведения с другими (с точки зрения тематического и композиционного единства); 3. Подготовиться к сочинению по анализу эпизода (пользуясь памяткой, по которой мы сегодня будем работать), во-первых, потому что анализ эпизода - один из жанров школьных сочинений, который активно внедряется в школьную практику, во-вторых, позволяет вам проявить свои творческие и литературные способности, умение мыслить и анализировать. 4. Эта тема представляется мне достаточно трудной, поэтому одна из наших задач - выявить специфику эпизода как объекта анализа. 2. Актуализация знаний, умений, навыков а) Определение понятия «эпизод». В «Словаре лексических трудностей русского языка», изданном в 1994 году слово «эпизод» определяется как «сцена, отрывок, фрагмент какого- либо художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью». - Необходимо выяснить, как вы понимаете, что такое « относительная самостоятельность и законченность»? б) Реализация индивидуального домашнего задания (примерное сообщение ученика). Исходя из лексического значения слова «относительный»: 1. относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо, 2. устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении, оцениваемый в зависимости от каких- либо условий, явлений; относительная самостоятельность эпизода означает, что эпизод может рассматриваться в «некотором отрыве от произведения», но при этом, являясь неотъемлемой частью целого текста, вплетён в художественную ткань произведения и незримыми, бесчисленными нитями связан как с предшествующим, так и последующим содержанием. в) Необходимо вспомнить роль эпизода в тексте. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какойлибо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте (работа с опорй, подготовленной учеником). Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. г) Эпизод как часть сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов. Сюжетные элементы Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Падение действия Развязка Эпилог Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор. Внесюжетные элементы 1. Описание: пейзаж, портрет, интерьер 2. Авторские отступления. 3. Вставные эпизоды. Учитель: Сейчас прозвучал тезис о множественных незримых связях эпизода, которые по-иному можно назвать подтекстовой информацией. 3. Начиная работу над анализом эпизода необходимо: 1.обозначить его место с точки зрения объёмно- прагматического членения произведения. Что это значит? (в какой главе, части, в каком действии находится данный эпизод). 2.выявить связи эпизода с основной идеей и проблематикой. 3. проанализировать средства художественной выразительности, которые использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (групповая работа по плану анализа эпизода, представление группового продукта исследования). 1-ая группа. Характеристика места эпизода «Смерть Базарова». Заключительный эпизод «Смерть Базарова» находится в последней 27 главе романа, он показывает нам не просто то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им; то, то было продиктовано не его симпатиями, как мы знаем из истории возникновения и развития творческого замысла, а в результате обобщающей силы художника. Этот эпизод позволяет нам проследить заключительное преломление взглядов Базарова. В конце романа автор заставил произнести героя фразу «Я нужен России… нет видно не нужен. Сапожник нужен, портной нужен. Да и кто нужен?». Такой пессимистический финал показывает, что Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова (как мы знаем - по личным причинам), но он не иронизирует над поверженным, ибо тургеневский герой обнаруживает лишь отдельные черты, присущие революционерам- демократам того времени: отрицание старых принципов, критика барства и аристократизма либералов- дворян, стремление «рассчитать будущее». Базаров - лишь предтеча будущих революционеров. Поэтому автор не иронизирует над ним, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, вызывает у читателя симпатию к трагической судьбе своего героя. 2-ая группа. Связи эпизода с основной идеей и проблематикой романа.. Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями, отчасти с народом. Везде выяснилось объективное превосходство Базарова над основными героями. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться 2-ой цикл: странствия героя. Базаров сначала попадает к Кирсановым, затем к Одинцовой и ещё раз к родителям. - Как вы думаете, для чего это делал автор? Автор показывает, что 2-ой круг странствий Базаров совершает уже изменившимся Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию. Ни в Марьине, ни в Никольском не узнаем мы прежнего Базарова; затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Базарова вспыхнет ярким пламенем его тревожная, но любящая жизнь душа, чтобы угаснуть навек. Учитель: Итак, возникает очень интересный вопрос: смерть Базарова - случайность или собственное роковое решение? 2) если это собственное решение - то, что это слабость его или сила? Для выяснения, что нового даёт нам данный эпизод в понимании взглядов Базарова на жизнь, искусство, природу, мы попытаемся исследовать, какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (Смотрите пункт 3 в плане анализа эпизода) 3-я группа. Различные исследователи творчества Тургенева (П.Г. Пустовойт, И.А. Фогельсон) отмечают, что для характеристики литературных героев автор предпочитает диалог, потому что в социально-психологическом романе (а именно так определил жанр романа сам Тургенев) диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с различных точек зрения; наконец, в диалоге раскрывается, обнаруживается характер героев. Например, обратимся к тексту: однажды мужичок соседней деревни привёз Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Три дня спустя Базаров спросил у отца, нет ли у него адского камня: нужно «ранку» прижечь. В этом слове «ранку», в самом внешне беззаботном тоне Базарова ярко проявляется его забота об отце, «вновь обретённая» человечность, которые теоретически герой отвергал ранее. «Это бы раньше надо делать, а теперь по-настоящему и адский камень не нужен»,- произносит Базаров. И у читателя возникает вопрос: а почему раньше он не удосужился прижечь ранку? ведь разве он сам не врач?! Продолжим анализ диалога. Василий Иванович, давший ему слово не беспокоиться, на третий день за обедом не выдержал. «Отчего ты не ешь? <… > Простудился, должно быть?» - Что становится совершенно очевидно читателю из этого диалога? (Что заражение стало неминуемым и смерть неотвратима) На следующий день он говорит отцу (выразительное чтение фрагмента) «Старина…. Дело моё дрянное. Я заражён, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». - Обратите внимание на двойной эпитет «сиплый и медленный голос», который характеризует предмет с различных сторон: состояние больного – «дело дрянь»; при этом читателю бросается в глаза подчёркнутая лаконичность фраз Базарова. Показательно в этом отношении продолжение диалога с отцом «Все признаки заражения, ты сам знаешь»… (Следует вновь обратить внимание учащихся на двойной эпитет: зловещие красные пятна, которые подтверждают только что им сказанное; на характеристику глаголов речи: сурово и отчётливо повторил Базаров) - Читая диалог дальше, отмечаем нарочитое использование автором латинских терминов. Неслучайно в разговоре с отцом Базаров прибегает к латинским терминам, почему? (Пиэмия (греч.)- заражение крови, для Базарова медицинские термины - необходимая принадлежность языка научного, языка естественника - медика. Это характерная особенность языка Базарова). Учитель. При этом Базаров пытается убедить своего отца, что всё произошедшее с ним - это случайность: «Я не ожидал, что так скоро умру, это случайность, по правде сказать, неприятная». «Случайность», - сказал Базаров отцу, и едва ли не все пишущие о Базарове повторили: случайность, Базаров умер случайно. -Один из исследователей творчества Тургенева пишет: «Базаров умер вследствие случайности. Это случайность была преднамеренно придумана автором, который осознал невозможность описывать мощность общественного деятеля в то время». (М.В. Авдеев. Наше общество в героях и героинях литературы). какого мнения придерживаетесь вы? Ответы учеников: - Я думаю, что Базаров лишь пытается утешить отца, тем более что следом он произносит: «Вы оба с матерью теперь должны воспользоваться тем, что в вас религия сильна» . А дальше Базаров - атеист неизменно верен себе: « Вот вам случай поставить его на пробу». - Да, верно. Но Тургенев неизменно теперь наделяет своего героя непривычной для читателя теплотой, чуткостью, заботой, удалив неуместное теперь фиглярство. Учитель. Показателен в этом отношении диалог с доктором (чтение «сила-то, сила…) Не случайно ведь Базаров говорит об отрицании? Почему? - Что видим мы за этим «удивительным борщом» матери, про который говорит прежде не склонный к сентиментам Базаров? (Базаров стал человечнее и добрее) Учитель. Общеизвестно, что материалом высших человеческих ценностей, по Тургеневу, было отношение к женщине, способность к истинной любви. В 25 главе романа встреча Базарова и Одинцовой подводит итог их взаимоотношениям. (реализация индивидуального домашнего задания - чтение наизусть фрагмента « Анна Сергеевна пожелала повидаться с Базаровым….Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя и сама себя уверила, что всё позабыто») Правда, автор не очень верит словам своих героев, именно поэтому в 27 главе он пишет: «лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка, стремительная и твёрдая, изменилась». И всё-таки они опять встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах. Как бы ни храбрился Базаров прежде, как бы ни обвинял себя, что «рассыропился при виде этой женщины, он - скрывающий своё смущение под маской иронии и развязности, он - высказывающий своё презрение ко всему романтическому, в конце концов, попав в плен отрицаемой им ранее любви, накануне смерти просит отца известить Одинцову: «Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает». Сколько бы Базаров ни пытался сопротивляться своим чувствам, тем не менее его слова накануне смерти, обращённые к Одинцовой, - это последний романтический аккорд героя. И мы видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил отступить героя перед любовью, перед презираемой им романтикой. 4. Анализ прощального диалога Базарова и Одинцовой (фронтальная беседа): 1) Роль художественных средств в диалоге Базарова и Одинцовой. - В момент последней встречи в глаза бросается использование излюбленных Тургеневым двойных эпитетов: «воспалённое и мертвенное лицо Базарова», «устремлённые на неё мутные его глаза», всё это вызвало у неё «холодный и томительный испуг» - эти эпитеты показывают нам своеобразие психологического анализа в романе: они позволяют автору показать не только внешнюю, но и внутреннюю стороны изображаемого предмета. Базаров обращается к Одинцовой: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится…» - чтение). Особенно знаменательны последние слова Базарова: «Я нужен России… нет не нужен…» Почему возникает столь странный образный ряд: сапожник, портной, мясник. Почему они, а не базаровы нужны России? Обращаем внимание на последние слова Базарова: «Теперь темнота…» (едва ли можно сомневаться, что Тургенев хотел напомнить читателям последние слова Гамлета, чуть не ставшего самоубийцей: «Дальнейшее молчание…». Гамлета удержала неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался… Гамлета от дьявольского соблазна помогла удержать молитва, Базаров же атеист: ему хорошо известно, что «лопух расти будет». «О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни. - Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано? Ответ. Один- единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной. 5. Подведение итогов. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. (реализация индивидуальных домашних заданий- см. приложения к уроку). Наше занятие было посвящено исследованию эпизода смерти Базарова, наши наблюдения над текстом я предлагаю обобщить в виде реконструкции (моделирования) так называемых смысловых мостиков между основными героями, которые помогут мотивировать связи данного эпизода с другими. 1) Линия Базаров и Аркадий с точки зрения тематического единства. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнёс «есть, Аркадий, есть…») – всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив «произнёс спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актёрства и самообладания Базарова, хотя за эти «есть, есть другие слова» - многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться Базаров себе самому и которые с такой очевидностью показала нам сцена его смерти. 2) Линия Базаров и родители. Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в разрыве с Аркадием, но и в его общении с родителями, т.к. он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Но вряд ли при этом можно говорить о бесчувственности Базарова. Сдержанное восклицание Базарова, даже, несмотря на внешнюю черствость Базарова в отношениях с родителями, оно звучит как возглас сыновней любви. А на прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий.» . Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку. 3) Линия Базаров - Одинцова. Если проследить эволюцию главного героя по каноническому тексту и рукописи, то в результате сопоставления можно заметить, что Тургенев большое значение придавал взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Целью этого «перепахивания» было желание художника показать столкновение «временных» идеалов с «вечными законами» неумолимой жизни, непостижимыми и «вечными» тайнами любви и ненависти. Слов («И мать приласкайте …), обращённых к Одинцовой, не было в рукописи, они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда писатель стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению Тургенева). Базаров в в любви и смерти значительно выше Одинцовой: он её превосходит глубиной и серьёзностью своего чувства. В своё время он признаётся Одинцовой: «Я люблю вас глупо и безумно…». В ответ слышит: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Когда она приезжает проститься с Базаровым, она ловит себя на мысли: « не то бы она чувствовала, если бы его любила». Всё это заставляет задуматься: что же было со стороны Одинцовой – прощание, любовь, жалость? 4) Линия Базаров и природа, Базаров и искусство, Базаров - человек. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. («Природа пустяки…»). Конечно, во - многом он заблуждается. А вот в 21 главе он говорит Аркадию: «Узенькое место, которое я занимаю под стогом сена, - до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня, и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… В этом атоме, в математической точке кровь обращается, мозг работает. Чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры: грешное бунтующее сердце перед вечностью, перед «великим спокойствием равнодушной природы»). Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал. Он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви… Слово учителя. Завершая наш урок - исследование, вижу множество вопросов, стоящих перед вами. Но в том и великая ценность классических произведений русской литературы - вечные вопросы, ответы, на которые каждый находит сам. Завершая разговор о смерти Базарова, давайте подытожим: можно ли назвать смерть Базарова подвигом? И какова роль этой сцены в романе? Вернемся к высказываниям Стахова и Писарева и попытаемся аргументировать свою точку зрения. 9 ответы учеников). - Я думаю, что пред лицом смерти слабыми оказались опоры поддерживающие барскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой. И тут на помощь пришли к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их мобилизует герой на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. - Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», умирая, думает он не о себе, а о своих родителях. Почти по-пушкински романтично прощается он со своей возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца им познанной. - Я думаю, что ответом на вопрос могут служить слова Ф.М. Достоевского «Глядя на картину романа…». Другими словами, торжествует Всепобеждающая любовь, которая победила смерть. Поэтому в эпилоге цветы на могиле Базарова призывают нас к «жизни бесконечной», к вере во всесилие святой преданной любви. Я думаю, что Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Итоговое слово педагога: Итак, подводя итоги, хочу напомнить, что Базаров – во - многом не тургеневская фигура: Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционно- демократической программы 60-х годов. С другой стороны, вот о чём свидетельствует письмо Тургенева от 11 декабря 1961 по поводу смерти Добролюбова: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый, молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Смерть Базарова также представлялась Тургеневу «напрасно потраченной, обречённой». Хотя и в этот момент проявились сила воли и мужество главного героя романа. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, остался верен себе и своим убеждениям. При этом привлекает он нас не только героизмом, но и человечностью поведения. Неслучайно роман заканчивается: «Какое бы странное бунтующее сердце…», эти строки говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». Словно ещё раз Тургенев подчёркивает мысль о том, что ничто не может быть действенно против вечности духа. Все «материальное» скроется в могиле, а храм равнодушной к человеческим страстям и бедам природы – вечен. 6) Я предлагаю подвести итоги в виде «своеобразного резюме», ответив на вопрос «Как в смерти Базарова восторжествовала правда жизни?», используя в качестве опоры следующие начальные синтаксические конструкции: 1) Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна; на это есть несколько причин: 2) Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: 3) Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к герою: Приложение 1. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. Родители «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь?.. будь стоиком, философом, что ли!» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров 1.«Эге! Как он поседел, однако, бедняга!» 2.Люблю, Аркадий...» Комментарий ученика. Сдержанное восклицание Базарова «Эге! Как он поседел, однако, бедняга!», даже несмотря на внешнюю грубость и черствость Базарова в обращении с родителями звучит как возглас сыновьей любви. На прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий...». Этих слов («И мать приласкайте. Ведь таких, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»), обращенных к Одинцовой, не было в рукописи; они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда автор стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению). Аркадий: "Ты на века прощаешься со мной, Евгений?- печально пробормотал Аркадий,- У тебя нет для меня других слов?" Базаров: "Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только не я скажу, потому что это романтизм,- это значит: рассыропиться". Комментарий ученика. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнести « есть, Аркадий, есть...»)- всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив, «произнес спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актерства и самообладания Базарова, хотя за этим «есть, есть другие слова»многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться, он сам себе и которые очевидно показала нам сцена его смерти. Базаров «Я люблю вас глупо и безумно» Одинцова 1. « Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» 2. «Вы меня не поняли,прошептала она с торопливым испугом» 3. «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его любила». Комментарий ученика. Базаров в любви и в смерти значительно выше Одинцовой: он ее превосходит глубиной и серьезностью своего чувства. В свое время он признается Одинцовой: « Я люблю вас глупо и безумно». В ответ слышит: « Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Приезжая проститься с Базаровым, она думает о том, что она « не то бы почувствовала, если бы его любила». Все это заставляет нас задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь или жалость? Базаров Природа. Искусство. Человек. «Природа не храм, и человек в ней -работник». «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою берёзой...». « Узенькое местечко, которое я занимаю до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня.... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Комментарий ученика. Базаров- представитель нового поколения. Тургенев наделил его своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. Он ничего не принимает на веру, всё хочет проверить опытным путём. Для него не существует признанных авторитетов, поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия. Евгений Васильевич, одним словом - нигилист. Врач по образованию, он отвергает любую романтику и лирику, говоря, что любой химик важнее литератора и музыканта. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемой частью жизни. Всё красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Евгений Васильевич заявляет: «Природа не храм, и человек в ней - работник». Однако, живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают нас, что это не так. Природа - храм, и только природа может приносить человеку счастье. Базаров считает себя проповедником нигилизма, однако в дальнейшем оказывается, что это только маска. По-особому Базаров относится и к людям: «...Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». По мнению Базарова, все люди похожи друг на друга: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других...». А вот в 21 главе Евгений Васильевич говорит Аркадию: «...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры «грешное, бунтующее сердце перед вечностью, перед великим спокойствием «равнодушной» природы». Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал, он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. Приложение 2. Опора для резюме. Смерть Базарова закономерна, с авторской точки зрения; на это есть несколько причин: Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношения автора к герою: Приложение 3. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Синтаксические конструкции Этическая лекси Каждая деталь убеждает в том, что. . . Доставляет страдания. . . Наше представление будет односторонним, если... Трагическая судьба героя Не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова Объективное превосходство Базарова С одной стороны......... , он..... с другой стороны. . . « Вновь обретенная человечность» Совершенно очевидно, что. . . Удалив ненужное фиглярство Бросается в глаза. . . . Высшие человеческие ценности Смело смотрит в глаза. . . Всесильная Любовь Романтический аккорд героя Приложение 4. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Общественно-политическая Литературоведческая мышление социально-психологически мировоззрение сюжетная динамика актуальные политические проблемы подтекстовая информация общественный деятель диалог вульгарный материализм двойные эпитеты материалистические взгляды лаконичность фраз общественное благо психологический анализ нравственные позиции творческий замысел общая идея романа

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке.

Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Евгений Васильевич Базаров – погибает в финале произведения.

Базаров – сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией.

Базаров – нигилист. Но не такой, как Ситников и Кукшина, для которых отрицание – всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды.

Его главная цель – “труд на пользу общества”, его главная задача – “жить для великой цели обновления мира”.

Базаров считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него – это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, – свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия, он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

(No Ratings Yet)

  1. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские...
  2. “Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот...
  3. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень...
  4. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке...
  5. Роман Тургенева “Отцы и дети” является весьма значимым творением писателя. В центре сюжета – представитель революционно-настроенной молодежи Евгений Васильевич Базаров, который вызвал разностороннее отношение к своей фигуре у литературных критиков...
  6. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  7. Всякий человек сам себя воспитывать должен. И. С. Тургенев Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и...
  8. Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать...
  9. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не...
  10. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества:...
  11. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И РУДИН. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ Самое больше место в романах И. С. Тургенева зачастую занимает изображение людей, образованных и небогатых. По всей вероятности, Тургенев считал,...
  12. НУЖЕН ЛИ РОССИИ БАЗАРОВ? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) В 1861 году, в год отмены крепостного права, когда, как казалось многим, в России вот-вот могла Начаться революция,...
  13. “Отцы и дети” – одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен...
  14. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи....
  15. Иван Сергеевич Тургенев был человеком определенной эпохи, в которой умел видеть положительные и отрицательные черты и объективно показывать их на страницах своих произведений. Темой многих творений писателя стала трагедия русской...
  16. ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… И....
  17. Раскольников и Базаров – дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через него люди выражали свой характер,...
  18. РАЗДЕЛ 3 СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Анализ эпизода эпического произведения Обучение анализу эпизода начинается еще в 5 классе, но даже многие ученики старших классов испытывают большие затруднения при необходимости выполнить это...
  19. Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и...
  20. СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) В романе Ф. М. Достоевского “Идиот” автор пытался создать образ положительного...
  21. Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд...
  22. Роман М. Горького “Мать” сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно “Мать” Горького стала настольной...
  23. БЕСЕДА ЧИЧИКОВА С МАНИЛОВЫМ (анализ эпизода 2 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Итак, одна из первых успешных сделок господина коллежского советника Павла Ивановича Чичикова была заключена...
  24. ГИБЕЛЬ ПОЛКОВНИКА НАЙ-ТУРСА И СПАСЕНИЕ НИКОЛКИ (анализ эпизода романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Действие романа М. Булгакова “Белая гвардия” происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет...
  25. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  26. Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева “Отцы и дети”. Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические...
  27. Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы....
  28. Уже в первом эпизоде романа Тургенева “Отцы и дети” намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их – первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной...
Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель : - проанализировать сцену смерти Базарова

Показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока :

    Орг. момент .

    Подготовленный ученик выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его смерти.

Запись на доске темы урока : Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий

подвиг» Д. И. Писарев.

    Мы с вами говорили о том, что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова. (Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

- Докажите это.

(1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 – о родителях.

2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом, поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше.

4. Учитель : В сцене смерти показана и несостоятельность теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

- Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2 : Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик. Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям – были всего лишь маской.

На доске – схема :

Базаров захотел изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

    Сцена смерти Базарова – самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя. Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о чем мы сегодня уже сказали.

Борец

Именно в схватке со смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила воли.

Нежность и любовь к родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

    Возвращаемся к эпизоду смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения. (читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…»

О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут свое убежище.)

Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в конце 27 главы?

Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

    Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» - говорит Базаров. Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним заданием.

Мы выбрали роман Тургенева "Отцы и дети", а в нем сцену смерти Базарова.

Для того, чтобы выполнить эту работу необходимо определить, что такое эпизод. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, эпизод - "часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью". Сцена смерти Базарова полностью отвечает этому критерию. Сошлемся также на соответствующую статью литературного энциклопедического словаря, который трактует термин "эпизод" как "относительно самостоятельную единицу действия" произведения, "фиксирующую происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени".
Поскольку указанная статья делит действия в художественном произведении на "внешние" и "внутренние", то предлагаемый эпизод можно рассматривать как самостоятельную единицу внутреннего действия, когда "переменам подвержены более умонастроение героя", чем его поведение. В выбранном эпизоде получает развитие и завершение последний этап сюжетной линии, связанной с главным героем - болезнь и смерть Базарова. Временные рамки выбранного эпизода - три дня (последняя стадия болезни Базарова), место действия - комната Базарова в доме его отца. Таким образом, выбранный нами отрывок о смерти Базарова вполне подходит для работы по анализу эпизода.

Начинается этот эпизод со слов: "Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления", а заканчивается словами: "И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...". Мы определили границы эпизода именно так, потому что ограниченный этими фразами текст полностью посвящен угасанию Базарова: от момента, когда им стало завладевать беспамятство до последнего слова, сказаного в сознании.

Мы выбрали несколько фраз, отражающих, на наш взгляд, глубокие переживания героя, его душевное состояние.

Базаров "внезапно схватил за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места." Базаров осознает свое бессилие перед смертью, негодует, что в расцвете жизни и полный физической силы, он вынужден смириться перед неизбежностью и признать более могущественную силу, "отрицающую" его самого, - смерть.

"Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!" Базаров все еще борется, пытается сопротивляться болезни.

"Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку....." Базаров не случайно проявляет несвойственную ему нежность к матери: внутренне он уже осознал неизбежность смерти и перед лицом вечного расставания не хочет скрывать своих истинных чувств к матери - любви, уважения.

Когда отец предлагает ему причаститься, "...по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное ". Это "странное", как видно из следуюших фраз, согласие на причастие. Он, отрицавший религию, настолько изменился внутренне, что готов принять религиозный обряд.

"Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском."

Последняя вспышка сознания обнажила силу его любви.

Таким образом, мы видим, какие глубокие душевные переживания и изменения происходят с героем в последние мгновения его жизни.

В эпизоде центральной фигурой является сам главный герой, Евгений Базаров, и, хотя там присутствуют и другие действующие лица романа (родители Базарова, Одинцова), они являются лишь фоном для полного раскрытия характера Базарова. В выбранном эпизоде главный герой раскрывается с новой, неожиданной стороны. В ней он предстает фигурой трагической, о чем писал сам Тургенев: "Смерть Базарова (…) должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру".

Для того, чтобы понять смысл этой сцены, важно помнить, что собой представляет образ Базарова в романе. Это сильная, деятельная, целеустремленная натура, и на первый взгляд натура цельная. Смысл своей жизни он видит в разрушении старых устоев общества, в служении новому обществу. Он отрицает все основные устои прежнего общества, как социальные, так и нравственно-философские, полагая именно отрицание своей основной задачей, считая, что в нем достаточно сил для ее осуществления. Но в эпизоде смерти герой осознает, что оказывается бессильным, отрицание - невозможным и бессмысленным: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" Он считал, что он - хозяин собственной жизни и судьбы, что он может строить грандиозные планы и стремиться к их осуществлению. Но вот он оказывается в ситуации, которая разом перечеркнула все его уверенность простым и неоспоримым фактом: он заболел и неизбежно умрет. "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...." Мало того, что планам его не суждено осуществиться, главный принцип жизни - бессмыслица, так еще он понимает, насколько он одинок и, пожалуй, не нужен новому обществу, для которого он и хотел работать. "Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь...". Обнажается ощущаемый им внутренний раскол: где-то в глубине души у Базарова таится сомнение в полезности и целесообразности своей деятельности на благо общества. И сразу же на память приходят откровения Базарова, которыми он делится с Аркадием: "Я возненавидел этого последнего мужика. Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет (…)". Именно к этой внутренней трагедии своего героя, раскрываемой в его предсмертных прозрениях, и подводил читателя Тургенев на протяжении всего романа. Страдания нигилиста и разрушителя обнажены в сцене его смерти. Не случайно эту черту характера Базарова заметил Ф.М. Достоевский, назвав героя Тургенева "тоскующий Базаров".

Согласно литературной энциклопедии, кульминация - "момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев, их внутренние качества. В произведении крупной формы, где переплетаются несколько сюжетных линий возможны две и более кульминации". Безусловно, в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" можно выделить несколько кульминаций. Одна из них - сцена дуэли (сюжетная линия отношений Базарова с Павлом Петровичем). Другая - сцена объяснения Базарова с Одинцовой (сюжетная линия любви Базарова к Одинцовой).

Однако, на наш взгляд, в романе все эти события, одно за другим, служат еще одной цели -все более ярко и разносторонне раскрыть характер главного героя Базарова. И мы считаем, что именно эпизод смерти главного героя полностью раскрывает его противоречивую натуру, являясь таким образом, кульминацией развития образа главного героя.

Работа выполнена учениками 10-1 класса Михаилом Игнатьевым и Игорем Хмелевым.