История русской письменности. Славянская письменность и культура. День славянской письменности

Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем правильной. Историки доказали, что древнерусские буквы, а также древнерусская письменность появилась благодаря Кириллу и Мефодию.

Многим известно, что на Руси до 988 году уже имели писать, и это является признанным фактом. Одни исследователи утверждают, что письменность начала появляться еще в период бронзы. Согласно трактату Черноризца Храбра, который посвящен появлению древнеславянской письменности, этот процесс имел несколько основных стадий. Одной из главных стадий было заимствование букв греческого, а также латинского алфавитов. Именно поэтому древнерусские буквы имеют известные истоки.

http://artgarmony.ru/

Особенности развития письменности на Руси

Также на развитие письменности повлияли знаки многих местных народов. Если говорить об общем количестве основных таких знаков, то их было около двухсот. По словам историков, носители так званой черняховской культуры поддерживали достаточно хорошие отношения с греками и римлянами. Многие представители этой культуры часто посещали античные города, где и происходило усваивание определенных письменных навыков.

В соборе Св. Софии был обнаружен софийский алфавит, который прочертили на стене достаточно качественно и большими выразительными буквами. Согласно некоторым исследователям, этот алфавит представляет собой обыкновенную кириллицу. Главным отличием можно назвать лишь то, что софийский алфавит является недописанным. Кстати, древнерусские буквы здесь изображены достаточно аккуратно. Это говорит о том, что софийская азбука заслуживает полное право называться докирилличной, она идеально отражает начальный этап возникновения славянской письменности.

Создание первой библиотеки

Стоит отметить, что в XI веке Ярослав Мудрый создал культурно-просветительский центр в Киеве, где и появилась первая библиотека. В этой библиотеке, по словам историков,
хранились очень важные политические документы, различные тексты договоров и т.д. Также здесь можно быо увидеть большое количество книг, в основном, грамотные переводы христианской литературы, церковной документации и т.д.

Современным исследованиям стало известно, что восточнославянская письменность появилась исключительно благодаря миссиям Кирилла.

http://hvrax.ru/

Источники древнерусской письменности

Главным источником возникновения древнерусской письменности все же послужили греческие источники. Этому способствовали и древнерусские символы. Первая кириллица имела несколько вариантов. Один вариант состоял из 38 букв, а другой- из 43 букв. Многие историки пытаются ответить на следующий вопрос: каким же именно был алфавит, который изобрел Кирилл?

Если говорить о глаголице, то это одна из самых загадочных проблем всего периода становления древнерусской письменности. Кстати, происхождение глаголицы до сегодняшнего дня является неизвестным. Сегодня древнерусская азбука начертание и прочтение также является некой загадкой для исследователей.

Самое главное, ученые доказали, что Кирилл приложил массу усилий к появлению на Руси первого алфавита, азбуки и письменности. Конечно же, эта тема является достаточно обговариваемой на протяжении многих десятков лет, так как, к сожалению, существует не так много фактов о возникновении письменности Древней Руси.

Видео: История рождения славянской письменности

Читайте также:

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

  • Древняя Русь - государство, где зародились и развивались разнообразные виды искусства, речь о которых и пойдет в нашей статье. Мы попытаемся рассказать, что представляло собой прикладное искусство древней руси, какие его особенности и т.д.

В 2013 году отмечается 1150- летие
возникновения славянской письменности и
культуры.
Скульптор: Александр Рожников
Преподаватель: Волощук И.П.

История русского шрифта. Древнерусское письмо- кириллица

Древнерусскими называют все
рукописные и первопечатные шрифты
со времени их возникновения и вплоть
до образования новой графики
гражданского письма и гражданского
шрифта (конец XVII- начало XVIII
века).

В 863 году святые братья Кирилл и
Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в
Македонии разработали для западных
славян азбуку и перевели на славянский язык
ряд богослужебных книг.
Заслуга Кирилла состоит в том, что он
впервые создал азбуку с четкой и ясной
графикой знаков, положив в основу греческое
унциальное письмо и дополнив его буквами,
обозначавшими специфический звуки
славянского языка (шипящие, свистящие и
йотированные).

Он расставил буквы в определенной
последовательности, предав им и цифровое
значение. Буквами кириллицы в течение
многих веков обозначались простые и
многозначные цифры.
С помощью изобретенной им азбуки он
сделал первый перевод Библии на
славянский язык.

Книги на Русь пришли с официальным
принятием христианства в 988 году. Наряду с
кириллицей существовала другая азбукаглаголическая. Глаголические буквы в полном
их составе не имели сходства ни с одной из
известных азбук. Она включала в себя черты,
петли, овалы и полуовалы.
На Руси глаголица продержалась не долго и
в конце концов была полностью вытеснена
кирилловским письмом.

Факт создания Кириллом общеславянского
алфавита на основе знания славянской
фонетики и существовавшего уже тогда
русского письма был явлением
прогрессивным, способствующим развитию
славянской культуры и взаимному общению
между братскими народами. Новая азбука,
передававшая все особенности живой речи,
очень скоро получила широчайшее
распространение не только в
церковнославянских книгах, но и в светском,
деловом и обычном письме.

Кириллица

Глаголица
Кириллица

В истории древнерусского шрифта выделяют
основные каллиграфические варианты
кириллицы:
с XI века- уставное письмо; Ustav.10th-15 centuries AD
с XIV века- полуустав, послуживший
образцом для первопечатного шрифта в
середине XVI века; Poluustav(half-ustav).14th-18 centuries AD
в начале XV века получают распространение
различные виды скорописи; Skoropis (fast writing).14th-18
th
th
th
centuries AD
с XV века декоративное письмо- вязь; Vyaz.15th-18
centuries AD
th

10. Устав

Ustav.10th-15th centuries AD
Устав - ранняя
каллиграфическая
форма кириллицы.
Буквы устава имели
почти квадратные
пропорции и
отличались
прямолинейностью
и угловатостью
форм.
Фрагмент рукописи

11.

В строке буквы расставлялись свободно,
промежутков между словами не было.
Расстояние между строками равно корпусу
буквы или несколько больше, знаки широкого, жирного (в стойках) начертания, за
исключением нескольких узких закругленных
букв (О, Е, С, Р). Буквы З, У, Р, Х, Ц, Щ имели
сильные выносные элементы, которые
несколько оживляли монотонность всего
письма. Угол наклона пера менялся в
процессе письма и зависел от формы буквы.

12. Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием.

13.

Устав

14. Полуустав

Poluustav(half-ustav).14th-18th centuries AD
Текст, выполненный
полууставом, имеет
более светлую общую
картину, буквы округлее
и мельче, слова и
предложения
разделены четкими
промежутками.
Появляется целая
система знаков
препинания.
Текст выполненный полууставом

15.

Начертание более простое, пластичное и
быстрое, чем в уставном письме. Контраст
штрихов меньше, перо затачивается острее.
У некоторых букв несколько видоизменился
дукт. Под влиянием стабилизировавшегося
положения пера улучшилась ритмичность
строк. Письмо приобретает заметный наклон.
Засечки встречаются редко, концевые
элементы у ряда букв оформляются
штрихами, по толщине равными основным.
Полуустав послужил основой для шрифтов
первопечатных книг.

16.

Полуустав

17.

Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F
6)

18.

Разворот рукописного Месяцеслова. Конец XVIII - начало XIX
века.

19. Скоропись

Skoropis (fast writing).14th-18th centuries AD
Грамоты, акты, книги
уже с XIV века стали
писать скорописью.
Скоропись оказалась
одним из самых
подвижных видов
кириллического
письма.
Алфавит выполненный скорописью

20.

В XVII веке скоропись, отличаясь особой
каллиграфичностью и изяществом,
превратилась в самостоятельный тип письма
с присущими ему чертами: округлостью букв,
плавностью их начертания, а главное,
способностью к дальнейшему развитию.
Именно в скорописи, близкой к обычному
письму, могла развиваться минускульная
форма. Уже в конце XVII века образовались
такие формы букв а, б, в, е, з, и, т, о, с,
которые и в дальнейшем почти не
претерпели изменений.

21.

Скоропись XV века

22. Вязь

Vyaz.15th-18th centuries AD
Вязь- особый
декоративный вид
письма,
связывающий
строку в один
непрерывный
орнамент в стиле
арабесок(вид
орнамента).
Виды вязи

23.

Различают два вида вязи: круглую и угловатую(
штамбованную).
В русских рукописях преимущественно
развивалась штамбованная (угловая) вязь. Один из
основных приемов вязи- мачтовая лигатура, в
которой два соседних штриха (штамба) двух
соседних букв превращались в один. Пустоты,
образующиеся при этом, заполнялись либо сильно
овальными или мендалевидными формами букв О,
Е, С, или полумачтами соседних букв, а иногда
декоративными элементами.
Выполненные золотом или киноварью, они несли
особую художественно- декоративную нагрузку в
различных памятниках письменности.

24.

Псковский Златоуст 16 в. ("книга глаголемая учително Злата...")
Максим Грек, 1587 ("сия словеса сотворил есть инок")

25. Гражданский Петровский шрифт

В XVII веке полуустав, перейдя из
церковных книг в делопроизводство,
преобразуется в гражданское письмо, а его
курсивный вариант-скоропись- в гражданскую
скоропись. В это время появляются книги
образцов письма- «Азбука славенского
языка»(1653 год), буквари Кариона Истомина
(1694-1696 годы) с великолепными
образцами букв различных стилей: от
роскошных инициалов до букв простой
скорописи.

26.

Новым гражданским
шрифтом стали печатать
всю светскую литературу,
научные и
государственные
издания.
По форме, пропорциям
и начертанию
гражданский шрифт был
близок к старинной
антикве.
Европейские книгопечатники создали
замечательные шрифты антиква.

27.

Одинаковые пропорции
большинства букв
придали шрифту
спокойный характер.
Удобочитаемость его
намного повысилась.
Формы букв Б, У, Ь, Ъ,
«ять», которые по
высоте были больше
остальных прописных,
являют собой
характерную
особенность
петровского шрифта.
Гражданский шрифт. Страница с правками Петра I

28.

Гражданский шрифт.

29.

В результате реформы кириллица получила
большинство стилистических признаков
латинской антиквы и тем самым внешний вид
книги на русском языке был приближен к
европейской книге. Эскизы новых букв
предположительно были сделаны самим
Петром I, и дальнейший процесс
изготовления и корректировки шрифта
проходил при его непосредственном участии.

30.

В 1708 году впервые в России напечатана книга
гражданским шрифтом («Геометрия»)

31.

По его эскизам в Амстердаме и Москве были
изготовлены пуансоны и матрицы для
отливки трех кеглей нового шрифта, после
чего указом Петра I было запрещено
применять полуустав для издания светской
литературы, отчего новый шрифт получил
позже свое название.
По цвету гражданский шрифт заметно
светлее современной ему латиницы, его
засечки более тонкие и почти не скругляются
в местах примыкания к основным штрихам.

32.

Собственноручная запись Петра I на внутренней
стороне переплета гражданской азбуки с
исправлениями Петра I; 1710 год.

33.

Буквы гражданского шрифта
XVIII века: начала (1-й ряд),
середины (2-й ряд) и конца века
(3-й ряд)
Буквы гражданского шрифта XVIII
века

34. Вопросы по теме презентации:

1. Перечислите четыре кириллических древнерусских
видов письма в исторической последовательности;
2. В каком виде древнерусского письма впервые
появляются паузы между словами и знаки препинания?
3. Дайте определение значению слова «дукт»;
4. При написании какого вида древнерусского письма
стали использовать строчные буквы?
5. Какой вид письма использовали для заголовков в
оформлении страниц древнерусской книги?
6. Дайте определение значению слова «скриптории»;
7. Какие изменения в процессе реформы Петра I в
начале XVIII века произошли в русской азбуке?

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.

Формирование древнерусской церковной литературы, начавшееся после первой христианизации, вынуждает нас коротко остановиться на проблеме возникновения восточнославянской письменности. Длительное время в науке господствовало убеждение, что грамотность на Русь пришла из Болгарии после религиозного акта 988 г. Этот взгляд, однако, оказался неверным. В последнее время доказано существование древнерусской письменности докирилловского типа.

О том, что Русь умела писать до 988 г., давно известно в литературе и засвидетельствовано рядом письменных источников (например, договорами Руси с греками, сообщениями некоторых восточных авторов - аль-Недим и др.). Проблема заключается в определении путей возникновения письменности - процесса, который, по мнению некоторых исследователей, начался еще в период бронзы.

До нас дошел чрезвычайно интересный трактат Черноризца Храбра (X в.), посвященный возникновению древнеславянской письменности. В нем предложена периодизация, предусматривающая три стадии процесса. На первом этапе славяне пользовались для передачи отдаленной (в пространстве и времени) информации "чертами и резами", с помощью которых "чтеаху и гатааху" (считали и гадали). Второй этап характеризует применение для письма букв греческого и латинского алфавитов "без устроения", то есть без приспособления к фонетическим особенностям славянских языков. Третий - деятельность Кирилла Философа и изобретение им специального славянского алфавита.

В наше время эта схема получила убедительное подтверждение особенно на основании археологических материалов. "Черты и резы" Храбра - это символические знаки, представлявшие собой зародыш отечественной иероглифики. Речь идет прежде всего о "загадочных знаках" Причерноморья (иногда их называют "сарматскими", хотя это и не совсем точно). Этим знакам посвящена большая литература, однако до сих пор проблема остается неисчерпанной.

Общее количество разновидностей знаков (более 200) исключает возможность трактовать их как буквы фонетического алфавита. Встречаются они отдельными знаками и в виде текстов, пока еще не дешифрованных. Попытки трактовать их как тамги, знаки собственности и подобные им инсигнии не дали положительных результатов.

Второй этап, определяемый применением фонетического письма на основе использования греческой и латинской графики, прекрасно документирован археологическими материалами черняховской культуры. Он охватывает первую половину и середину I тыс. н.э. В последнее время выявлены десятки автографов того времени (правда, пока это отдельные буквы и слова), а многочисленные находки стилей свидетельствуют о широком применении письменности у древнеславянского населения.

Носители черняховской культуры поддерживали с римлянами и греками тесные и разнообразные отношения. Многие из них ездили в античные города, овладевали греческим и латинским языками, получали образование, иногда очень высокое, хорошо усваивая навыки письменной культуры. Так или иначе мысль об использовании букв чужого алфавита для изображения славянских слов должна была стоять на повестке дня.

При этом, естественно, возникали чисто практические трудности, обусловленные несоответствием обоих алфавитов фонетике славянских языков. В греческом алфавите, скажем, не было знаков для передачи звуков "б", "у", шипящих, глухих гласных, дифтонгов "ц", "ч" и т.п. Поэтому адаптация существующих графических систем была актуальной. Такое "устроение" по Храбру составляет главное содержание третьего периода. Но просветительская деятельность Кирилла Философа и его учеников не исчерпывает весь процесс и является только заключительной стадией. Одним из наиболее значительных достижений исторической науки за последние десятилетия является открытие Софийской азбуки, отражающей начальную стадию "устроения" славянского письма. Она включает 23 буквы греческого алфавита - от "альфы" до "омеги" - с добавлением четырех специфически славянских знаков: "б", "ж", "ш", "щ" (последний произносился как дифтонг "тш"). Это самые необходимые буквы, без которых славянская письменность не могла бы нормально функционировать.

Софийский алфавит обнаружен в Михайловском приделе киевского собора св. Софии, где в середине XI в. находились библиотека и скрипторий. Он прочерчен на стене очень тщательно, большими буквами (высота около 3 см). Некоторые исследователи допускали, что это обычная кириллица, только недописанная. Однако это предположение кажется невероятным. Автор изобразил буквы аккуратно, доведя до самой "омеги", которая завершала собой перечень. Пропущенное "ж" вписано над строчкой в положенном месте, но не вписаны "ц" и "ч". "Фита" стоит не в конце алфавита, как положено в кириллице, а на десятом месте - между "и" и "i", как это принято в греческом алфавите. Автор тщательно выписал лишние для славянского языка знаки (например, "кси" или ту же "омегу"), но оставил без внимания часто употребляемые глухие гласные ("ъ" и "ь"), оба юса, необходимые "ч" и "у" ("червь" и "ук") и т.д.

Таким образом, возникает мысль, что обнаруженная в Софии Киевской азбука является докирилличной и отражает начальный этап в "устроении" славянского письма. Нетрудно понять и появление ее на стене скриптория и библиотеки. В первой половине XI в. Ярослав Мудрый организовал в Киеве культурно-просветительский центр, где была и первая известная на Руси библиотека. В ней, бесспорно, хранились документы довладимирского времени (об этом свидетельствуют тексты договоров Руси с греками, дошедшие до нас в составе позднейших летописей). Очевидно, таких официальных грамот существовало много. Кроме того, хранились и книги второй половины IX-Х вв. - переводы христианской литературы, хроникальные записи, церковная документация и т.п.

Орфография этих манускриптов (хотя и схожая с кириллицей, но все же отличающаяся от нее) не могла не привлечь внимания киевских книжников XI в. Кто-то из них реконструировал этот древний алфавит на основе существующих текстов и выписал его для памяти или с учебной целью на стене Михайловского придела - в месте, недоступном для постороннего глаза.

На современном этапе исследований установлено, что восточнославянская письменность возникла независимо от миссии Кирилла . Она сформировалась на базе двух источников, которые определяли соответственно две генетические линии. Первую из них составляла причерноморская иероглифика, соединенная с фонетическим письмом греков и римлян. В результате возникло так называемое русско-хазарское письмо, существование которого засвидетельствовано восточными авторами. Памятники этого письма уже дешифрованы. Ответвление данной линии - рунический алфавит - в первой половине I тыс. н.э. получил большое распространение не только в Причерноморье, но и далеко на Запад - до Скандинавии включительно. На славянской почве возник "протоглаголический" алфавит, вокруг которого в последние десятилетия развернулась острая дискуссия.

Другим источником послужила греческая письменность с устоявшимся и довольно совершенным фонетическим алфавитом. Процесс "устроения", в конечном итоге приведший к кристаллизации кириллицы в ее двух вариантах (моравском из 38 литер и болгарском из 43 букв), определил основное направление в формировании собственной славянской письменности.

  Открытым остается вопрос, какой именно алфавит изобрел Кирилл. Многие исследователи склоняются в пользу кириллицы. Другие считают, что это была глаголица. К числу последних принадлежит и автор этих строк.

Глаголица является наиболее загадочной проблемой раннесла-вянской письменности. Ее происхождение не выяснено до сих пор. Наиболее правдоподобная гипотеза, выдвинутая Е.Э. Гарнстрем, не объясняет механизм возникновения самого алфавита. Он имеет все признаки искусственно сконструированного, но большинство его литер находит соответствие среди "сарматских" знаков Причерноморья.

К сожалению, в полемике, не утихающей до нашего времени, один вопрос подменяется другим. Дебатируя о графической природе вклада Кирилла, исследователи сводят его к хронологическому соотношению обоих славянских алфавитов. Считается безусловным, что алфавит Кирилла был первой славянской азбукой и, следовательно, предшествовал второму.

Но эта предпосылка оказалась неверной. Наиболее правдоподобную концепцию предложил известный болгарский филолог Емил Георгиев. Согласно ей, кириллица является естественным алфавитом, образовавшимся спонтанно в процессе приспособления греческой графики к фонетическим особенностям славянских языков. Хронологически она предшествует глаголице, так как формировалась на протяжении нескольких столетий еще до IX в. Глаголица - искусственный алфавит, изобретенный Кириллом около 862 г. Он не получил применения из-за своей сложности и практических неудобств, уступив место кириллице, окончательно сложившейся в IX-Х вв. Возможно, знакомство Кирилла с русскими книгами в Херсонесе за год до начала моравской миссии в какой-то степени повлияло на его изобретение.

То, что херсонесские книги были написаны "протоглаголицей", вытекает из свидетельств "Паннонского жития". Кирилл понимал язык этих произведений, но совсем не знал алфавита. Для установления координации между знаками и звуками ему необходима была помощь грамотного русина. Кириллицу, в основе которой лежал греческий маюскул, он бы без особых трудностей усвоил сам. Становится понятным появление в древнерусской литературе тенденции рассматривать созданный Кириллом алфавит как заимствование из Руси. "А грамота руськая явилася Богомъ дана в Корсунђ Русину, от нея же научися философъ Константинъ и оттуду сложивъ и написавъ книгы Русскымъ языком ", - читаем в "Сказании про грамоту руську". Возникновение этой тенденции исследователи относят к рубежу XI-XII вв., но не исключено, что подобная версия существовала намного раньше.

В последнее десятилетие в исторической науке наметилась интересная область исследования - расшифровка тайных надписей на предметах старины, древних камнях, иконах и пр.

Ярким исследователем в данной области является доктор философских наук, академик РАЕН В. А. Чудинов. Валерий Алексеевич расшифровал несколько тысяч древних надписей.

В блогосфере частенько встречаю заносчивые высказывания о расшифровках Чудинова. «Некоторые романтики в очертаниях облаков и солнечных пятнах пытаются увидеть нужное им изображение…».

Весьма уверенным в себе людям и невдомёк, что подобными работами занимаются многие исследователи во всем мире, что этим знанием пользовался наш Александр Сергеевич Пушкин, венецианский купец Марко Поло, художник Альбрехт Дюрер. Обнаружена тайнопись в диалогах Платона об Атлантиде.

В глубокой древности тайнопись считалась одним из 64-х искусств, которым следует владеть как мужчинам, так и женщинам. Сведения о способах шифрованного письма можно обнаружить уже в документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии. Среди самых простых — иероглифическое письмо, написание знаков не по порядку, а вразброс по некоторому правилу. Классический шифр Цезаря описан во всех учебниках по криптографии. Не доверяя гонцам, Юлий Цезарь шифровал свои депеши, используя способ, впоследствии получивший название шифра прямой замены. В своих письмах он заменял каждую A на D, каждую B на E, и т. д. И его послание мог дешифровать только тот, кто знал правило «смещения на 3».

Способов сокрытия информации человечеством было создано множество. На возражения оппонентов Чудинов исследователь не обижается. Слишком неожиданной оказалась ситуация и для него. Не вдруг и не сразу он опубликовал результаты своих изысканий.

Поскольку серьезные работы сопровождаются в первую очередь здравым смыслом и обеспечивают научную достоверность, то вот первый ответ скептикам. Одно-два совпадения, когда черточка или складка похожа на букву, допускаются теорией вероятности. Но три-четыре совпадения, или когда «тени» или «точки» складываются в осмысленное слово, говорят уже о закономерности.

Невозможно найти слово там, где его нет. А их уже найдены многие тысячи.

Вот сегодня на трамваях размещают рекламу магазина «СпецОдежда», где вместо буквы «О» - пуговица, которую мы в этом контексте интерпретируем как букву. Так и древние люди использовали изображение любого предмета для обозначения буквы или слога.

Известный французский шифровальщик Россиньоль создал доктрину о том, что «стойкость шифра должна обеспечить секретность в течение срока выполнения приказа. Дипломатический шифр должен сопротивляться несанкционированному прочтению несколько десятков лет». Стойкость религиозных шифров на Руси составила многие века, и это уже заслуга не Россиньоля.

Тайнописью пользовалась вся Русь от Государя до иконного богомаза.

Русские летописцы прятали слова в затейливых буквенных орнаментах, в которых литеры как бы приклеивали друг к другу. В древних летописях встречаются тексты, вплетенные в художественные миниатюры.

Кроме работ В. Чудинова по прочтению орнаментов и древних шифрованных записей известны и другие источники и исследователи.

Московский скульптор Владимир Буйначев непредвзято присмотрелся к "Слову о полку Игореве" и обнаружил в нём тайнопись, причём не простую и стереотипную, а многосложную, разноплановую и в высшей степени оригинальную.

Царская тайнопись в Звенигороде.

В 1667 году в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев пушечных и колокольных дел мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый колокол Саввино-Сторожевского монастыря, что под Звенигородом — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, кто слышал, говорил - равного ему в России не было. По внешней стороне колокола шли надписи в девять рядов: верхние шесть на старославянском языке, а нижние три — тайнописи, состоящие из 425 знаков. Текст предположительно составлен лично царем Алексеем Михайловичем. Расшифровками тайнописей были заняты русские и советские историки в период с XVIII по XX век. Оказалось, что кодовые таблицы данного шифра оригинальны и нигде более не встречаются .

В 1941 году все колокола Саввино-Сторожевского монастыря были сняты на переплавку. Не избежал этой участи и Большой Благовест. Более того, при снятии с колокольни, он упал и разбился. От него остался лишь осколок «языка» весом 700 кг, который сейчас выставлен на обозрение. Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

Ну, как? Не пора ли заменить снисходительные ухмылки на заинтересованность.

Стремление к тайнописи.

В прошлом веке мальчишки и девчонки увлекались чтением, включая конечно. катаевский «Кортик» и детективы про Шерлока Холмса, а там этой тайнописи с Мудрой литореей и пляшущими человечками на все классные школьные уроки хватало.

Тем, кто сегодня не читает книги такое понять трудно. Цифровые коммуникации им заменили все.

Нужда в шифровании появилась с момента появления самой письменности.

Все кто, так или иначе, связан или наслышан о шифровании письма знаком с термином Стеганография - это наука о скрытой передаче информации путем сохранения в тайне самого факта передачи. Прошу обратить внимание на отличие от криптографии, которая шифрует только сообщение. Стеганография идет еще дальше - она скрывает сам факт существования сообщения .

Соответствующими приемами пользовались революционеры в Российской Империи, когда писали молоком между строк, оставил сообщения о технологиях с воском по письму (а не наоборот) древнегреческий историк Геродот, в древнем Китае сообщения писали, естественно, на полосках шелка. Затем их скатывали в шарики и покрывали воском. Далее гонец глотал эти шарики и направлялся прямиком к адресату. Обратный путь также вполне понятен. Рабам наносили надписи на бритые головы, и ждали, пока восстановится прическа. И снова обривали голову курьера на месте доставки сообщения. При раскопках шумерских глиняных табличек были обнаружены многослойные, в которых одна запись покрывалась слоем глины, а на этом уже верхнем слое вновь писали.

На поприще сокрытия информации впечатляющих успехов добились в Спарте. Там не только развивалась теория. Оттуда до нас дошли и первые шифровальные устройства. За шесть веков до рождества Христова хитроумные греки изобрели «сциталлу» - первое устройство реализующие шифр перестановки. На цилиндр определенного диаметра по спирали наматывался ремень, на который наносили буквы вдоль оси цилиндра. В развернутом виде на ремне был на первый взгляд хаотичный набор букв. Для дешифровки необходимо было знать первоначальный диаметр цилиндра.

Великий Архимед решил задачу дешифровки сообщений. Очередная эврика Архимеда была наматывание на конус перехваченных у противника ремней-телеграмм. Сдвигая вверх и вниз наматываемый на конус ремень, находили нужный диаметр и считывали сообщение. Причем здесь стеганография? А притом, что уже тогда понимали - нужно не только скрывать сообщение, но и, на всякий случай, шифровать его.

На Руси широко применялась иная разновидность сокрытия информации - тахиграфия. Изменяли начертания букв. Буквы могли не дописать или наоборот дополнить новыми элементами, повернуть, изменить размер.

Переходя к современности, хотелось бы отметить такой стеганографический метод, как запись внутри вареного яйца. Адресат, получив вареные яйца, очищал скорлупу и читал сообщение. Интересно, а как это записывалось? Ответ когда-то читал то ли в «Занимательной химии» то ли «Занимательной физике».

В период Великой Отечественной войны на оккупированных немцами территориях СССР используя сохранившиеся колокольни, разведчики сообщали сведения колокольным звоном. Это вполне заменяло радиосвязь, поскольку на зорях звоны распространяются на десятки километров.

В советские времена в детском фильме «Судьба барабанщика» всем показали, как пользоваться симпатическими чернилами. Тут уже потребовались средства проявки сделанных записей, поскольку текст после написания сразу исчезал.

Говорить о современных цифровых технологиях сокрытия информации, думаю, уже нет нужды, ибо даже в интернете сегодня предлагаются программы, для так сказать домашнего употребления.

Открытия В. Чудинова.

На сотнях священных предметов как христианской, так и дохристианской эпох выявлена тайнопись, исполненная сакральными рунами. Дешифровка обнаруженных священных текстов прямо-таки взрывает господствующие ныне представления об истории христианства и русского ведизма.

Так, расшифровка тайнописи на папской крипте катакомб св. Каллиста заставила Чудинова сделать вывод: «Ранние христиане почитали не только Деву Марию, как родившую Спаса, но и богиню Макошь, в чьем храме на самом деле жила Мария, служа там жрицей. Отголоски события мы находим в Новом Завете. Там говорится о намерении юной Марии стать монахиней.

Прочитанные древние тексты сообщают, что христианство должно было появиться только как развитие славянского ведизма, а не какой-либо иной веры!

Исследования священных камней волхвов и христианских икон датируемых до XIV в. позволили установить факт, что насаждением русского православного христианства занимались сами волхвы, рассматривавшие его как развитие и исполнение пророчеств русского ведизма - Правь славили, отсюда и Православие !

Выходит вовсе не случайно, волхвы приходили приветствовать рождение младенца Христа. Об этом опять нам поведал Новый Завет, крошечку завуалировав славянских кудесников под неких восточных владык.

Такое открытие настолько революционно, что сегодня просто не знают, что с ним делать. Вернее не знают, что на этом фоне делать с сегодняшними знаниями и на всякий случай прочтения Чудинова на памятниках истории либо замалчивают, либо объявляют глупостями.

Сами по себе открытия - результат научных изысканий историка, а вовсе не религиозные утверждения.

Не исследование солнечных пятен, а дешифровка скрытых записей предков вот чем занят профессор Чудинов.

Здесь мы соприкоснулись с религиозно-философским вопросом, требующим отдельного широкого рассмотрения. А у нас напомню, речь идет только о дешифровке древних текстов и скрытых надписей.

Надписи на стенах храма.

Коптские монахини выцарапали 1500 лет назад на стенах древнеегипетского храма множество надписей. Сегодня этот вандализм служит ценнейшим источником по религиозной истории Египта.

Историк Вестерфелд представила доклад с первыми результатами исследования на ежегодном собрании Американского исследовательского центра в Египте .

По словам Вестерфелд, подобная находка беспрецедентна. «Эта коллекция эпиграфических данных, оставленных женским монашеским орденом, фактически не имеет в Египте аналогов .

Вот любопытно, за рубежом подобным исследованиям зеленая улица, там они «беспрецедентны» и «не имеют аналогов», а нашим открытиям как всегда - полный тормоз, и издевки про «солнечные пятна».

Зачем уничтожали колокола и храмы.

Всем гражданам России известен факт из истории страны, когда массово разрушались храмы, сбрасывались и уничтожались колокола, сжигались иконы. И сегодняв державе множество церковных руин. Даже во времена т.н. Монголо-татарского ига беспрепятственно строились храмы по всей Руси, достаточно взглянуть на даты их основания.

Конечно, новая власть после 1917 года решала задачу замены государственной идеологии на свою. Но к этому вандализму имеет отношение и царь Пётр, уничтожавший колокола. Тогда это объявлялось необходимостью переплавлять колокола на пушки. Но у нас есть все основания этим объяснениям поверить не полностью.

Любой студент металлургического вуза скажет: «Сплав колокольной бронзы абсолютно не подходит для бронзы пушечной, а значит переливать из одного в другое, лишено практического смысла. Колокольная бронза должна звенеть, а ствол пушки должен иметь механическую прочность. Эти качества в одном сплаве не реализуемы. Колокольная бронза содержит около 20% олова, а традиционная пушечная - в два раза меньше».

Выходит, что при царе Петре и при Советской власти уничтожали древности для чего-то иного. Объявленные Петром I и коммунистическими вождями причины были лишь прикрытием для истинной не афишируемой причины. Один говорил про пушки, другие заявляли о борьбе с религией, а вместе делали общее черное дело.

Неудачи с пушками, отлитыми по советам западных спецов из колокольной бронзы, Пётр относил к нерадивости своих бояр. Советская власть переливала колокола на украшения. Малиновые звоны московских сорока сóроков пошли на скульптуры метро и барельефы административных зданий.

Вместе со старинными иконами, фресками разрушаемых храмов и колоколами Россия теряла свою историю, записанную тайнописью предков. Вот главная причина.

Разрушители, войдя в раж, уже не могли остановиться, пока не довели своё мракобесие чуть ли не до конца. Современный новодел храмов и колоколов, теперь не содержит древней тайнописи. Наверно для кого-то она была весьма опасной.

Слава Богу, уцелело записанное методом стеганографии. Вот эти записи теперь и читают ученые. На сохранившихся старинных иконах и предметах утвари В. Чудинов обнаружил надписи, сообщающие о мастерских, где эти предметы были изготовлены. А мастерские назывались простенько, но со вкусом - мастерская храма Велеса, храма Рода, храма Макоши, храма Дыя и т.д. Как вам православные иконы made in Язычество.

Вот и ответ на вопрос, почему уничтожали церкви. Уничтожали не храмы, а в первую очередь древние надписи вместе с фресками, иконами, колоколами. Уничтожалась древняя русская история. Ношение старинных ладанок и нательных крестов, передаваемых в поколениях, объявлялось пережитками и преследовалось. Эти семейные реликвии тоже сотворили древние ремесленники в уже перечисленных как бы языческих храмах. Вот что открыл Чудинов, прочитав тайнописи ремесленников времен ведичества. Этим открывшимся знаниям сегодня отказывают явно не по научным соображениям.

Заключение.

Задача сокрытия информации от посторонних существовала с незапамятных времен. И, как видим, началось все это задолго до рождения Валерия Алексеевича Чудинова. Сегодня его работы можно читать как исторические детективы.

Фактов прочтения зашифрованных надписей настолько много, что их следует изучать, а не отвергать. Исследователи разбираются в тех старославянских и древнерусских книгах, которые прозападными людьми считаются подделками. Работы в этом направлении позволяют выяснить, как эти книги были потеряны или специально уничтожены.

Труды в данной области позволили В. Чудинову не только прочитать скрытые надписи на старинных церковных иконах и древних камнях, но проследить путь перемещения известной книги волхвов «Велесовой Книги» многие века назад. И эта Книга тоже, разумеется, объявлена подделкой.

Ничего удивительного, таков ещё один метод сокрытия информации от нежелательного распространения.

Мы с вами дорогой читатель видим, что тайные надписи на предметах старины существуют объективно. А, коль скоро существуют послания предков, наша задача как потомков, адресованные нам письмена прочесть.

И как теперь относиться к бодрым заявлениям типа «не было у славян письменности», если эту «отсутствующую письменность» даже шифровать умели, а те шифровки находят по всей Европе и даже в латинской Италии? Вот список известных на сегодня Древнерусских тайнописей , а вот только два примера «Чуждых письмён».
Пример первый.

Древнерусская тайнопись на основе греческой азбуки.