Плакат в революционной России: от лубка к реализму. Конструктивизм в советском политическом плакате. Художники на службе у агитпропа Живопись графика плакат на службе новой власти

Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении новых, до этого невиданных событий в России.

Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.

С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

  • Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
  • Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

Русские художники и революция – новые организации, новые задачи

Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.

Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:

  • русского импрессионизма – К.Юон, А.Рылов
  • — М.Добужинский, Е.Лансере
  • — А.Лентуров, П.Кончаловский, И.Машков
  • Авангарда – ,

Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:

  • «Уновис» как представитель уже революционного (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
  • Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
  • «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики

Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:

  • «Четырех искусств» — К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
  • «Маковца» — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин

Революция — новые смыслы и жанры живописи

Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

  • Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
  • Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
  • Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»

Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, .

По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д. Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.

Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.

Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.

Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:

  • Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
  • Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)

Агитационная и информативная «нагрузка» в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.

На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.

Задачи и функции советского плакатного искусства

Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.

Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.

Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:

А для целей – это еще и эстетическое воспитание.

Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:

  • Проводятся тематические плакатные выставки
  • Эти произведения включаются в фонды музеев
  • Помещаются в архивы
  • Открываются учебные курсы

К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:

  • Коммуникации – как связи народа и власти
  • Имиджевые – как формирующие образ самой власти
  • Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Не только в Ленинграде, но и в Москве - двух наиболее активных художественных центрах страны - все чаще раздаются призывы противопоставить советский плакат - западному, все чаще знакомство русских художников с работами их германских коллег, достижениями французских или американских графиков рассматривается как вредное влияние. Даже такой мастер, как Лисицкий , чье творчество в 1920-е гг. было тесно связано с мировым художественным процессом, в очередной раз подчеркнул в предисловии к каталогу Всесоюзной полиграфической выставки 1927 г. , что именно октябрьская революция 1917 г. способствовала созданию новой промышленной графики. Отметив, что и в Германии плакат "был использован политически", Лисицкий всё же настаивал на том, что "лишь у нас он отлился в четкую социальную и художественную форму". .

Тезисы Лисицкого о новаторской сущности и социальной активности русского фотомонтажа ярко иллюстрировали на выставке 1927 г. плакаты Клуциса и Сенькина . В их творчестве фотомонтаж, острые споры о котором не утихали на протяжении всех 1920-х гг., обрел особую жизнь. Листам, посвященным призывам партии и промышленным планам, они умели придавать сюжетную многоплановость и особую визуальную полифоничность. Резко, активно сопоставляя фрагменты натурной, документальной фотосъемки с условными графическими элементами, эти мастера увеличивали масштабы плакатной формы, придавая ей повышенную монументальность и даже некую эпичность.

Клуцис был членом-учредителем объединения "Октябрь" , в декларации которого, опубликованной в июне 1928 г. , говорилось о том, что все виды искусств - как традиционные - живопись, графика, так и "индустриальные" - плакат, фотография или кино - должны прежде всего "обслуживать трудящихся" в области "идеологической пропаганды", а также в сфере "производства и непосредственной организации быта". И почти все листы Клуциса , в которых фотокадры сочетаются со шрифтовыми композициями ("Из России нэповской будет Россия социалистическая" (№14)) или в которых ярко используются цветовые контрасты ("Комсомольцы, на ударный сев!"(№15)) посвящены именно идеологической пропаганде. Отличавшиеся изобразительной мощью и особой динамичностью, которую часто создавали неожиданные визуальные акценты ("Развитие транспорта - одна из важнейших задач по выполнению пятилетнего плана" (№16)), плакаты Клуциса или его последователя Сенькина многими воспринимались как те самые "пролетарские картины", о которых писали теоретики конструктивизма. Интересно, что рождению некоторых листов предшествовал - как у художников-станковистов - "этюдный период", время накопления натурного материала. Они совершали поездки по индустриальным районам страны, и в Донбассе, например, сфотографировали выразительные типы горняков, которые впоследствии стали центральными образами плакатных композиций ("Вернем угольный долг стране" (№13)).

Эти тезисы Клуцис отстаивал и на дискуссии в Институте литературы, искусства и языка при Коммунистической Академии, которая развернулась благодаря принятому в марте 1931 г. постановлению ЦК ВКП (б) "О плакатной литературе" . В нем констатировалось "недопустимо безобразное отношение к плакатно-картинному делу со стороны различных издательств…что нашло свое отражение в выпуске значительного процента антисоветских плакатов".

Руководство "плакатной продукцией" в связи с этим передавалось Отделу агитации и массовых кампаний ЦК , вводилась система жесткого идеологического рецензирования с привлечением не только официальной цензуры, но и слушателей Института красной профессуры. Предлагалась и организация "предварительных обсуждений" на предприятиях, где простые рабочие должны были вырабатывать темы, а также просматривать эскизы и готовую "картинно-плакатную продукцию".

Таким образом, плакат одним из первых подвергся жесткой регламентации со стороны партийной власти, художественные споры закончились тотальным идеологическим контролем.
В 1932 г. была издана книга "За большевистский плакат" , в предисловии которой подчеркивалось: "Указания тов. Сталина требуют от фронта пролетарских искусств дать самый жесткий отпор всем отклонениям от ленинизма". Здесь же шло главное указание: "Первым и основным требованием, который мы должны предъявить плакату - это политическая, идейная насыщенность; в нем должно быть содержание, исходящее из нашей действительности в диалектико-материалистической трактовке ее"..

Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главноймагистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русскогоискусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщутрудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражатьчувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

Основные «задачи» советского искусства: «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм икоммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало».

Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Периодизация 1917-1990:

1 1917-1922 – искусство периода революции и гражданской войны

2 1922-1932 - теория маркса перестаёт работать, теория Непа

3 1932-1941 – искусство 30х годов, партийных принципов, социалистический реализм

4 1941-1945-искусство ВОВ, все искусство для фронта, для победы, на первое место выходит графика, советский политический плакат, в живописи историческая картина пейзаж.

5 1945-1960-искусство послевоенных лет

6 1960-1980- эпоха брежневского застоя

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

Художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологическогоотображения

Художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в еёновом состоянии.

2 Живопись периода революции и гражданской войны 1917-1922 гг. Искусство периода Революции и Гражданской войныУже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

«О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

«О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции. Для изучения и систематизации художественных ценностей был учрежден Государственный музейный фонд, где сосредотачивались музейные ценности. После учёта, систематизации и изучения наступала стадия комплектования музеев - ценности примерно равномерно распределялись по различным музеям страны. Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.Живопись В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской власти сформировались, разумеется, ещё в предреволюционные годы и, естественно «соприкосновение с новой жизнью было сопряжено для них с немалыми сложностями, которые были связаны с ломкой уже сложившихся к периоду революции творческих индивидуальностей».Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:



Художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения

Художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии.

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.

В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами:



«острота подачи материала,

Мгновенная реакция на быстро меняющиеся события,

Агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката.

Ими оказались лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста». Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно.

До революции политического плаката (как сформировавшегося вида графики) не существовало - были только рекламные или театральные афиши. Советский политический плакат наследовал традиции русской графики, в первую очередь - политической журнальной сатиры. Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах.Праздничное оформление городов

Художественное оформление празднеств - ещё одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники.

Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции.

К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.Первое послереволюционное пятилетие (1917-1922) отмечено многообразием и недолговечностью художественных платформ, активностью деятелей левого искусства, которые увидели в новых условиях возможность осуществления самых дерзких новаторских идей.

Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью, среди которых были и передвижники, и русские импрессионисты (Рылов, Юон), и мирискусники (Лансере, Добужинский), и «голуборозовцы» (Кузнецов, Сарьян), и «бубнововалетцы» (Кончаловский, Машков, Лентулов).

На первых порах заметное место в Отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В. Кандинский и К. Малевич. Идеи революции рождали новые направления. Среди них новый русский революционный авангард “Уновис” (“Утвердители нового искусства”, 1919-1920. Малевич, Шагал, Лисицкий) объявил борьбу за “чистое” искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» (Новое общество живописцев) был близок к бубнововалетцам.

“Пролеткульт” принял попытку создания организации новой пролетарской культуры “на руинах прошлого”, отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго, не имея поддержки как у художников, так и у зрителей.

Против авангардизма за философскую глубину искусства и традиционный монументализм форм выступили художники объединений «Четыре искусства» (Кравченко, Тырса, Петров-Водкин) и «Маковец» (Чекрыгин, отец Павел Флоренский).

Романтизм первых послереволюционных лет в символико-аллегорической форме передали П. Филонов в серии картин «Ввод в мировой расцвет» (1919); К. Юон «Новая планета», Б. Кустодиев «Большевик» . Еще в начале XX века предчувствие грядущих перемен в России выразил К. Петров-Водкин (1878-1939) в картине «Купание красного коня» (1912, ГТГ). Угрозу мирной жизни простых людей в годы гражданской войны он передал в картине «1919 год. Тревога» (1934, ГРМ).

Тип нового героя – человека труда, спортсмена и общественника, создают в портретном жанре А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке". в годы гражданской войны на первый план выступает агитационно-массовое искусство: оформление праздников и митингов, роспись агитпоездов и т.д. (Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Н. Альтман); политический плакат (А. Апсит “Грудью на защиту Петрограда”, Д. Моор “Ты записался добровольцем?”, “Помоги!”. Окна РОСТа (1919-1921, Маяковский и Черемных).

В 1922 г. была создана АХРР (Ассоциация художников революционной России), просуществовавшая до 1932 г. Организаторами ее были А. Архипов, Н. Дормидонтов, С. Малютин и другие поздние передвижники. Пропаганда ее «нового курса» привлекла художников разных взглядов на искусство – бывших бубнововалетцев, художников Общества «НОЖ», «4 искусства» и др.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Стилистика лубка оказала большое влияние на то, какими были первые российские политические плакаты, появившиеся как раз в годы Первой мировой войны (1914-1918) и революционных событий 1917-го. О плакатах 1917 года Би-би-си рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.

      sovrhistory.ru

      После февраля 1917 года представители практически всех политических движений, за исключением большевиков и меньшевиков-интернационалистов, декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Для того чтобы продолжать эту войну, правительство нуждалось в денежных вкладах населения. В 1916 году возник так называемый Государственный 5,5% заем. После февраля 1917 года он стал Займом свободы. Кустодиевский солдат стал символом: на фоне знамен красных он просит деньги на продолжение войны. В дальнейшем солдат будет практически на всех плакатах 1917 года – от февраля к октябрю. Материал Александры Семеновой, Русская служба Би-би-си.

      sovrhistory.ru

      Другая стилистика. Событийный плакат. Это своего рода картинка из телевизора. На плакате Воскресенская площадь и здание московской Городской думы (впоследствии музея Ленина, а сейчас Исторического музея). Здесь все кипело в марте 1917 года. Это событийная картинка. Зафиксировать событие, порыв. Потому что революцию ждали и ее с восторгом приняли. Население революцию восприняло как начало новой эпохи в истории страны. Широчайшие массы поддержали Февраль. И все это шло на фоне продолжающейся войны. И отсюда как раз востребованность и развитие графики.

      sovrhistory.ru

      Это не совсем плакат. Это иллюстрированная листовка. Почему так? Потому что в России власть персонифицируется. Власть идет по лидерам, по вождям. Исходя из персонификации и необходимости популяризации лидеров новой России, издавались вот такие иллюстрированные листовки. Здесь члены Временного правительства, во главе – председатель думы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева – первый социалист в правительстве Александр Керенский. Керенского и отдельными листами печатали, он был одним из самых популярных. Левое движение активно прогандировало своих. Его рейтинг был очень высок. Здесь на плакате, на листовке – Таврический дворец, флаги, лозунги. Сзади там горлопаны. С флагом-горном. Революционный автомобиль. Много мужчин с оружием в руках. Слева. И лозунги левых. И лозунги эсеров "Земля и воля" и "В борьбе обретешь ты право свое". Пока тут никаких большевиков.

      sovrhistory.ru

      Это плакат издательства "Парус", левого издательства. Оно еще до революции было известно. У истоков этого издательства стоял Максим Горький. Издательство публиковало не только журналы, но и книги, в том числе и ленинские издавались работы. Для левых плакатов привлекли таких известных поэтов и художников как Владимир Маяковский и Алексей Радаков. В этом плакате – традиция лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время некая предтеча комиксов. Это рассказ в картинке. Сначала – кого солдат защищал раньше? Это буржуи. И солдат вынужден защищать прогнивший до конца строй.

      sovrhistory.ru

      В марте 1917 года Николай отрекается от престола и в это же время создается Временное правительство. И вот на этом плакате – "Памятка народной победы". Здесь те же революционные силы: вооруженный солдат, вооруженный рабочий. Снятая мантия горностая. Коленопреклоненный Николай передает корону. Попранные скипетр и держава. А на заднем плане – Таврический дворец, где заседали депутаты Госдумы. И над ним восходит солнце как символ свободы. Этот символ будет потом повторяться в плакатах. Революция в этот короткий период (до октября) представлялась как что-то светлое, доброе, солнечное, но затем, после октября, с началом Гражданской войны революция уже перестала быть барышней в белых одеждах.

      Sovrhistory.ru

      Плакат авторства соратника Маяковского по издательству "Парус" Алексея Радакова. Это так называемая социальная пирамида. Сюжеты социальных пирамид были удивительно популярны с начала XX века. Первая социальная пирамида художника Лохова была издана в Женеве в 1891 году. И затем перерисовки и по мотивам – создавалось множество вариантов. Здесь тоже обращение к традициям лубка с понятным смыслом для широких масс. Сверху все накрыто горностаевой мантией. Вспомните, что написал о своей профессии Николай II в ходе всероссийской переписи населения 1897 года? Он написал: "Хозяин земли Русской". Самые популярные сатирические сюжеты до лета 1917 года – антиклерикальные и антимонархические, направленные именно на императора Николая II и его супругу императрицу Александру Федоровну.

      sovrhistory.ru

      Осенью 1917 года в России началась первая в истории всеобщая избирательная кампания. И она была яростной и бескомпромиссной. В выборах участвовали несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Среди принимавших участие в выборах самой многочисленной была партия эсеров.

      sovrhistory.ru

      "Анархию победит демократия". Это кадетская партия. Существенная деталь плаката - сочетание анималистики и мифологических образов – ящера (анархия) и витязя на белом коне (демократия). Перегруженность текстом снижала эффективность воздействия на зрителя, что в дальнейшем в какой-то степени повлияло на результаты выборов.

      sovrhistory.ru

      Сравниваем предыдущий плакат с этим. Эсеры. Грамотно провели избирательную кампанию. Победа эсеров была предопределена такой хорошо поставленной агитацией. Все как надо на плакате. Адресовано рабочим и крестьянам. Ясные и четкие лозунги – "Земля и воля". "Разорвем цепи и весь земной шар будет свободен". Два потока, рабочих и крестьян, по замыслу автора, соединясь, обязательно придут на избирательный участок.

      sovrhistory.ru

      Что касается большевиков, РСДРП, они не считали необходимым уделять внимание художественной агитации – то есть плакату. Но умели делать выводы из ошибок. И когда разгорелась Гражданская война, все силы "красных" были брошены на политическую художественную агитацию. Те же Радаков, Маяковский, другие участвовали в создании знаменитых "Окон РОСТа", ставшие советским "брендом" и классикой мирового плакатного искусства. А белые проиграли с точки зрения наглядной агитации – по-прежнему много ненужных деталей и много текста. Никто не будет читать хорошо написанную программу Деникина, многостолбцовую, на плакате.

    Плакат (от латинского "плакатум" - свидетельство) - самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы, инструктажа.

    Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое производство. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).

    Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен очень быстро откликаться на все общественно-политические злободневные задачи, призывать к действиям. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю, остановившемуся перед плакатом, в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель; плакат должен восприниматься мгновенно. Именно такими задачами продиктованы относительно большие (для графики) размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образов и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключение составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Надпись является для художника элементом композиции плаката. Разумеется, думая о соблюдении всех этих требований, художник стремится всеми мерами сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.

    Виды плаката разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.

    Политический плакат - основной, наиболее важный вид плаката. Именно он является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: в наших условиях они посвящены борьбе за выполнение задач строительства коммунизма, борьбе за мир, призывают к укреплению социалистического лагеря, направлены на разоблачение врагов. Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т. д. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Сатирический плакат почти всегда связан с литературным текстом. Особая популярность этих боевых и острых плакатов вызвала к жизни объединения плакатистов-сатириков ("Окна сатиры РОСТА", "Окна ТАСС", "Боевой карандаш", "Агитплакат").

    Информационно-рекламный плакат решает задачи информации, оповещения о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях (спектаклях, фильмах, лекциях, выставках и т. д.) или задачи рекламы - ознакомления потребителей с товарами, услугами, оказываемыми различными учреждениями и организациями. Рекламный плакат в наших условиях преследует задачи правдивой и культурной информации, помощи в выборе товара и воспитания вкуса потребителя. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны одновременно отражать присущие данному зрелищу стиль, творческие устремления его авторов.

    Учебно-инструктивный плакат преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил (техники безопасности, санитарии и гигиены, противопожарных и т. д.), а также помогает решать учебно-воспитательные задачи. Учебно-инструктивный плакат, в отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования. Учебные плакаты служат наглядным пособием в учебном процессе.

    Плакат в привычном для нас виде возник сравнительно недавно - в конце XIX - начале XX века. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как "летучие листки". Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций XVII - XVIII веков в Англии, Франции и Голландии. Подобную же роль в России играли лубки больших размеров, а также антинаполеоновские листы 1812 года. С изобретением новых способов размножения и развитием полиграфии тираж агитационных листов все увеличивался. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т. Стейнлен, Ф. Бренгвин, А. Тулуз-Лотрек, К- Колльвиц и другие. Из современных зарубежных плакатов выделяются посвященные борьбе за мир работы А. Бертрана (Мексика) и Г. Эрни (Швейцария). Следует особо отметить прекрасные плакаты художников социалистической Польши, значительные и глубокие по содержанию, выполненные отличным плакатным языком (плакаты Т. Трепковского, Т. Гроновского, А. Бов-бельского, 3. Кайя).

    С первых дней Советской власти плакат в нашей стране получил широчайшее распространение и признание, как жизненно важное, оперативное и глубоко партийное искусство. Придавая большое значение плакату как средству политической агитации, наша партия внимательно следит за его развитием, всемерно помогает повышению его идейного содержания и мастерства. Свидетельством этому являются постановления ЦК партии и всесоюзные совещания, посвященные политическому плакату. В период гражданской войны, восстановления народного хозяйства, в годы первых пятилеток плакат сыграл значительную роль и советские плакатисты были в первых рядах бойцов идеологического фронта. Высокими образцами плакатного искусства являются, например, плакаты Моора "Ты записался добровольцем?", "Помоги". Много работали в плакате А. Дейнека, М. Черемных, Н. Долгоруков и другие художники. Велико было значение сатирических плакатов "Окон сатиры РОСТА", в создании которых принимали деятельное участие В. Маяковский, С. Малютин, А. Радаков и другие. Мобилизуя свои силы на разгром врага в годы Великой Отечественной войны, советские художники особенно много и успешно работали над созданием плакатов, отличавшихся страстностью, высоким патриотическим духом. По образцу "Окон сатиры РОСТА" были созданы "Окна ТАСС". В блокированном Ленинграде возникло объединение "Боевой карандаш". Над плакатами работали не только графики, но и многие живописцы. В памяти советских людей надолго останутся плакаты Кукрыниксов, Ефимова, Голованова, Кокорекина, Долгорукова, В. Иванова, Тоидзе, Шмаринова, Серебряного. В послевоенное время были попытки превратить плакат в подобие цветной фотографии с приклеенным к ней текстом. Наборным шрифтом в плакатах печатались длиннейшие цитаты.

    На плакатах появлялись стандартные, "благополучные" люди-схемы с "дежурной" улыбкой на лице, почти без изменений, кочевавшие из плаката в плакат. Успешно преодолев эти ошибки, вернув плакату его лучшие боевые качества, опытные мастера плаката и молодежь активно работают в различных жанрах этого искусства. В Москве, Ленинграде и других городах большой популярностью пользуются сатирические плакаты "Боевого карандаша", "Агитплаката" и других объединений. Зрителю хорошо знакомы плакаты советских художников В. Иванова, Кукрыниксов, Н. Денисовского, М. Гордона, К. Иванова, В. Говоркова, В. Брискина, М. Мазрухо, К. Владимирова, Г. Ковенчука и других художников.