Рисуем карандашом поэтапно натюрморт. Пошаговое рисование натюрморта для новичков. Легенда об астре

На сегодняшний день, всем без исключения знакомы акварельные краски из раннего детства. Каждый рисовал ими хотя бы раз в жизни. Уже с садика дети учатся обращаться с краской и кисточкой, наносить мазки, создавать простейшие рисунки. Но не так давно, до 19-ого столетия, акварель не была очень популярна среди художников. Считается, что родина этой краски Китай. В этой стране была создана бумага, на которой мастера изображали свои творения используя этот тип краски.

Постепенно, акварель добилась места под солнцем и нашла свое применение у многих художников со всего мира. Техника рисования такими красками позволяет достичь особый эффект некого мистицизма, иллюзорности, прозрачности и легкости композиции на созданной картине. Только на первый взгляд этот метод рисования кажется тяжелым. На самом же деле, тут нет абсолютно ничего тяжелого. Вы сможете легко освоиться, воспользовавшись нашим пошаговым уроком.

В сегодняшней статье вы узнаете как нарисовать натюрморт акварельными красками. Натюрморт этой осени может привлечь почти всех. Изначально надо выбрать, что хотим воспроизвести на изображение. Чтобы натюрморт казался ярким и красивым, фрукты и овощи должны быть разными. Они должны различаться цветом, формой и размером. Мы возьмём овощи, а именно баклажан, огурец и морковку. Овощи, выбранные нами, полностью соответствуют требованиям, они различаются от друг друга в каждом аспекте. Теперь подготовим материалы и инструменты.

Понадобится самый простой и обычный набор:

  • Белый лист бумаги для акварели
  • Кисти для рисования
  • Ёмкость с водой
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Палитра

Прежде чем вы начнете работать над натюрмортом, стоит слегка смочить акварельные краски, которые нам понадобятся.

Шаг 1

Надо набросить рисунок простым карандашом. Нужны простые и мягкие, почти незаметные линии, набросить контуры овощей. На этой стадии мы решаем, с какой стороны будет падать свет. Чтобы было легче ориентироваться, мы набросали солнце на эскизе, которое будет стёрто позже ластиком. Также, надо обратить внимание на линию тени, которую мы изобразим позже.

Шаг 2

Когда эскиз готов, вы можете начать работать акварелью. Чтобы сделать это, мы выбираем один элемент рисунка и смачиваем его влажной кистью. На нашем рисунке, огурец стал этим первым элементом покраски. Теперь мы выбираем очень светлую зеленую краску и наносим её кистью на огурец.

Помните, мы не будем использовать растворы чистых цветов. Чтобы получить тот или иной цвет, нужно смешать цвета друг с другом на палитре, которую мы подготовили. Тем временем, пока поверхность огурца влажная, мы затемним её чуть-чуть. Только не забудьте оставить небольшое отражение на овоще.

Шаг 3


Оставьте огурец и дайте краске на нём высохнуть, и перейдем ко второму элементу. Теперь мы украсим морковку. Мы сделаем это так же, как и в первом случае с огурцом.


Фигуру мы изображаем постепенно, двигаясь от светлых к темным оттенкам. Когда рисуете акварелью, необходимо настроить тон.

Шаг 4


У нас остался еще один не нарисованный овощ. Это баклажан. Мы его нарисуем так же, как и в прошлых двух случаях, следуя тем же принципам.


Не стоит также забывать про солнечные блики. В случае с бликами, все зависит от того, насколько блестящая поверхность самого объекта. Чем больше он блестит, тем виднее и ярче будет луч. Размер такого блика на прямую зависит от размера овоща, а его цвет от гладкости поверхности. В нашем случае, блика совсем нет на морковке, а на баклажане самый большой, из-за гладкой поверхности. И на нём блик самый яркий.

Шаг 5

Давайте вернемся к начальной стадии работы рисования огурца. Темный оттенок как раз напомнит реальный овощ, а также подчеркнет его форму.

Шаг 6


Мы совершим те же действия с другими овощами. В этом случае, надо правильно передать черты каждого из объектов: цвет, размер, структуру, форму. Помните, каждая ямка имеет более темный оттенок. Чем глубже ямка, тем темнее её цвет.


Особенности каждого элемента должны быть подчеркнуты в соответствие с натуральными овощами.

Шаг 7

Смотря на рисунок, кажется, что всё весит в воздухе, надо добавить тени падающие от овощей. Самые темные тени будут возле и под овощами.


Надо дорисовать зелёную верхушку баклажану.

Шаг 8

Так как морковка получилась слегка бледной, надо это исправить и добавить ей натурального цвета. Для этого мы берём насыщенную оранжевую краску и наносим её на морковку. Если цвет всё еще недостаточно насыщен, повторяем процедуру еще раз.


Огурцу мы добавим тёмно-зеленные бороздки, а также прыщики характерные этому овощу. А на морковке добавим выемку темнее, чем главный цвет. Теперь перейдем к баклажану. Сторону, на которую не падает свет, мы сделаем темнее. Для этого возьмем более насыщенный оттенок. В палитре должно быть достаточное количество цветов, или даже по три оттенка каждого цвета. Теперь мы должны дать рисунку высохнуть. Потом мы внимательно смотрим на все детали. Если что-то не нравится, есть возможность это исправить и добавить другие оттенки, которые темнее тех, которые уже есть на изображении. Если же вас все устраивает, и вы довольны тем, что видите на рисунке, работу можно считать законченной.


В работе с этими фигурами главный принцип - рисовать по влажному. Также, не менее важное смешивание цветов для получения правильного оттенка. Главное пробовать работать с разными цветами и оттенками, а не только использовать обычные цвета.

маргарита акулова

Открытое занятие для преподавателей изобразительной деятельности в изостудии детского сада с детьми подготовительной группы.

Тема:

«Осенний натюрморт»

(в технике "обратная графика")

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика).

6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Ход занятия:

*Установка на встречу в изостудии (в группе):

Ребята, вас в изостудии ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

1.

*Дети в изостудии.

Сегодня у нас в изостудии много гостей, поприветствуйте их.

*В волшебном окне – Карандаш.

Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

*На экране Карандаш и Резинка

Сегодня он пришёл не один, а с резинкой. А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам видео- загадку, хотите её отгадать?

*Видео-отрывок: «Если видишь на картине (натюрморт)

Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить, а если вы захотите - и рисовать (о натюрморте).

Приглашаю вас на видео выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

*Просмотр натюрмортов (на экране телевизора).

Понравились вам натюрморты?

О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…

Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы. У нас есть вазы, фрукты.

Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

Какой у нас фон? (тёмный) Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

(-Тёмная ваза, как будто спряталась)

*Составляем с детьми натюрморт. Любуемся.

*На экране Карандаш

Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

* Просмотр осенних натюрмортов (на экране телевизора).

**Комментарий, в ходе просмотра:

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый. Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

*На экране Карандаш и Резинка (отрывок из песни Большой секрет… )

А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

Это графика наоборот или «обратная графика».

Посмотрите в волшебное окошко – это работы детей в технике – обратная графика.

* Просмотр детских работ (на экране телевизора).

Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года. Вы не против?

2.

Ребята, я приглашаю вас занять места в нашей художественной мастерской.

Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

*Показываю свой натюрморт.

Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

Тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

Светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

*Показ трёх разных способов изображения одного предмета (листика) и то, как можно изобразить мелкие круглые формы.


*Включаю спокойную музыку

А теперь под музыку вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

Кто готов - может приступать к работе.


*В ходе работы детей использую:

Наводящие вопросы:

Какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

Могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

Какую часть листа может занимать ваза.

Как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

Для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

Косвенные указания:

А ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

Напоминания:

А ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

Как ты интересно украсил вазу, молодец;

Мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

У тебя получились листики резные, замечательно…

*В ходе работы предлагаю физкульт минутку тем детям, которые устали:

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые, (Отогните мизинец)

Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

Листики рябины, (Отогните средний палец.)

Листики осины. (Отогните указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

И букет осенний маме понесем!

3.

– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик. Но как только в нашем волшебном окошке зазвучит большой колокольчик – наша художественная мастерская закроется, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать это в группе, в свободное время).

* По окончанию - работы детей расположить на выставке

Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.


А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

Вы сегодня были – художниками –графиками.

У кого натюрморт похож на наш? Почему ты решил его нарисовать?

Как ты точно изобразила прожилки. Чем пользовалась?

Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

А у тебя листочки получились, как живые.

Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.

Быстро и легко!

Когда вы собираетесь рисовать объекты из жизни, то желательно использовать их нечетное количество (например три клубники, пять деревьев). Это создает визуальный интерес. Также полезно перекрывать объекты, как на этом примере. Фрукты – отличная тренировка для рисования текстуры. В этом проекте гладкая поверхность винограда прекрасно контрастирует с шероховатой поверхностью клубники.

Палитра цветов для этого урока очень разнообразна. Если вы не находите такой карандаш в своем наборе, замените его на похожий.

Шаг 1. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

Как и всегда, сначала я рисую эскиз простым карандашом.

Шаг 2. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

Чтобы создать зернышки клубники, я накрыл рисунок калькой и кончиком шариковой ручки продавил точки. Когда я убрал кальку и закрасил ягодки маково-красным цветом, белые точки проявились сквозь цвет. Обратите внимание, что я оставил не закрашенными некоторые участки для создания бликов.

Шаг 3. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

В этом шаге я затемнил клубнику малиново-красным и тосканским красным, оставляя светлые блики. Затем я создал светлые листики, используя лаймовый цвет, и темные листики, используя цвет зеленой травы. Темно зеленый я наложил в местах теней.

Шаг 4. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

Далее я залил примерно половину виноградинок ежевичным цветом неровным слоем, со светлыми и темными участками.

Шаг 5. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

Далее идет слой лазурно-синего и растушевка с предыдущим слоем. Стебель я закрасил с помощью зеленой охры и жженой охры. Теперь перейдем к зеленому винограду. Первый слой – пожелтевший шартрез и канареечно-желтый, опять же со светлыми участками. Также я затонировал тарелочку холодным 30%-м серым.

Шаг 6. Как нарисовать фруктовый натюрморт цветными карандашами.

После затенения зеленых виноградин лаймовым и зеленой охрой, я использовал белый карандаш, чтобы высветлить блики на всех фруктах. Затем я использовал черный, чтобы затемнить участки между и под фруктами. В завершении, я использовал французский 90%-й серый, чтобы затемнить тарелку и уточник край.
Делитесь своими работами в

    Описание:

    Вступление - это долго, скучно и неинтересно читать, поэтому сразу перейду к делу. 1. Инструменты. Прежде всего нам понадобится референс. В данном случае это фото, найденное на просторах интернета. Можете сами ставить натуру - так намного полезнее рисовать. Старайтесь подыскивать такой референс, где можно было бы разгулятся и живописи (драпировка, яблоки) и...

Вступление - это долго, скучно и неинтересно читать, поэтому сразу перейду к делу.

1. Инструменты .
Прежде всего нам понадобится референс . В данном случае это фото, найденное на просторах интернета. Можете сами ставить натуру - так намного полезнее рисовать.
Старайтесь подыскивать такой референс, где можно было бы разгулятся и живописи (драпировка, яблоки) и вкусным деталям (листья). Одни детали, сами понимаете, не всегда хорошо, особенно на ранних стадиях обучения - за их прорисовкой теряется сама картина. Хотите реалистичной прорисовки? Берите фотоаппарат и фотографируйте. Наша задача - подать натуру (или референс) так, как мы ее видим, а не как видит фотоаппарат.

(у рефа скудноватая цветовая гамма, поэтому я решила изобразить ближнее яблоко желтым)

Также, понятное дело, нам понадобятся различные художественные принадлежности , такие как:
- акварель (в брекетах, в тюбиках - как вам удобнее);
- акварельная бумага, приготовленная к работе (то есть натянутая на планшет), размер - больше А3, качество - опять же, на ваш вкус, у нас в городе особого выбора нет, по-этому тут не могу ничего посоветовать;
- маскирующая жидкость (не совсем обязательна в данном случае);
- мольберт (я лично терпеть не могу рисовать на столе, мне привычнее работать на вертикальной плоскости);
- канцелярия - кисти (желательно беличьи, №2, №3 и №4 для фона), банка с водой (которую надо как можно чаще менять), палитра (какой вид палитры использовать - дело вашей привычки), куски бумаги для цветопробы, чистая тряпка, и линейка, перо (если пользуетесь маскирующей жидкостью).

2. Карандашный набросок. Начало работы.
В построении карандашного наброска натюрморта вам может помочь вот этот урок: Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Сначала определяем границы нашего натюрморта: нижняя граница - там, где лежит желтое яблоко; верхняя, правая и левая - там, куда максимально достают листья. С помощью карандаша (линейки, но лучше тренируйте глазомер) вы сразу можете определить по фото, насколько больше будет этот прямоугольник в ширину, чем в высоту. Меряйте расстояния в сравнении с какой-то определенной величиной.

Затем наметьте места (следы), где стоит каждый из предметов на столе - оцените, насколько дальше находится стакан от красного яблока, чем красное яблоко от желтого. Затем опять же с помощью карандаша и глазомера определите границы каждого предмета (т. к. стакан - предмет симметричный, то ему намечаем и осевую линию - ровно по центру прямоугольника). Советую на этих этапах не пользоваться линейкой вообще никак.

Схематически намечаем основные ветки осеннего букета, за которые держатся листья. Если немного зайдете за намеченную границу - не страшно. Главное - немного.

Строим яблоко. Я впервые в жизни решила попробовать рисовать; граненные; фрукты. Интересно получается, хотя многим моим знакомым (в том числе и моему папе) это не понравилось. Алгоритм построения яблока таким способом я, наверное, не смогу вам пока рассказать - нужно просто чувствовать его форму, все выпуклости и вмятинки. Яблоко вписывайте в границы, намеченные ранее. Также определите ширину дна стакана (даже если дна толком не видно - на глаз) и симметрично проведите две наклонные линии - будущие стенки сосуда.

Второе яблоко так же:


Тут я сразу наметила складочку ткани, которая немного закрывает низ фрукта.

Оцените местоположение всех листьев и постарайтесь не рисовать их по отдельности, а вписать в общую картину. Наметьте ваши воображаемые границы этого букета. Конечно, много чего не будет сходится с референсом, но это не беда.


На этом этапе можно уже стирать общие границы натюрморта, которые мы намечали еще в самом начале.

Самый трудоемкий шаг - прорисовка листьев. Просто внимательнее изучайте референс, изобилие размеров, форм и наклонов каждого листочка. С композицией особо не заморачивайтесь - она и на фото уже хорошо поставлена. Не зацикливайтесь на одной веточке - рисуйте весь букет разом, сначала схематически, набросками, позже - прорисовывая детали. Советую начинать рисовать листочек из двух линий - главной прожилки, которая идет по всей длине листочка, и по идее параллельной прожилке средней линии, которая характеризует самую широкую часть листа. Но так как листья в своем большинстве наклонены к нам под углом, то эти две линии будут пересекаться не под прямым углом.


Намечаем также хвостики яблок.

И последний этап карандашного наброска - немного стилизации. Просто вставка в виде прямой ленты с элементами красных и рыжеватых листьев.


Немного высветлите стиральной резинкой такие моменты, как грани яблок, например, или ту же стилизованную вставку, чтобы не резали глаза и не проявлялись сильно под слоями акварели.

3. Приступаем к акварели.

Для начала "покупайте" будущую работу в чистой воде - просто равномерно смочите всю поверхность бумаги. Это желательно делать на всех акварельных работах, прежде чем начинать красками: во время рисунка карандашом бумага покрывается тоненьким слоем жира с пальцев, и он иногда может мешать хорошо ложится воде и собственно акварели на поверхность.


(я смачивала работу дважды - с вечера, после наброска, и утром, чтобы писать по-мокрому фон; вы можете спокойно обойтись и одним разом)

Для фона пользуемся ТОЛЬКО палитрой и ТОЛЬКО разведенной акварелью, дабы предотвратить появление ярких цветных пятен, которые без грязи потом не вымоешь и не затушишь. Мешаем на палитре те цвета, которые вы видите/хотели бы видеть на фотографии. Например, я решила сделать фон не синим, а более голубоватым, а тряпочку за стилизованной вставкой и вовсе оставить белой. Фон мне не удался, но я уверена - у вас получится намного лучше.
Я брала такие цвета - голубовато-синий, серовато-бирюзовый, оранжевый (с добавлением в него небольшого количества фиолетового, дабы снизить яркость), сильно разведенный лимонный, немного фиолетового.
Вертикальными мазками начинаем писать фон. Складки я там видела довольно-таки абстрактно, особенно если учесть то, что фон должен быть минимально контрастным и светлым (так как листья и яблоки - темные). Пишем по-мокрому. Следите за тем, чтобы краска не затекала туда, куда не надо - я;пустила; ее лишь на некоторые листья. Если вы заметили, что внизу собирается капля и вот-вот скатится вниз - быстро вымакивайте кисть тряпкой/ртом и собирайте эту каплю, не дотрагиваясь до бумаги. Если вам нужно что-то осветлить - пока мокрое, можете также вымокнуть кисть и сухой собрать влагу с бумаги - краска посветлеет, но полностью убрать ее вам уже не удастся.
На первом слое краски я бы не советовала сильно различать тона и вымакивать что-либо. Первый слой - своеобразная подкладка под основной: он дает направление цвету и форме.




Справа я оставила рваные края - привычка не докрашивать до конца. Делаются они полусухой кистью с краской, боком, по сухой или чуть влажной поверхности.

Напоминаю: первый слой рисуется очень разведенной краской, и он очень светлый выходит в итоге.


(это фото я специально не обрабатывала в фотошопе - не повышала контрастность, чтобы было понятно, насколько светлый фон на самом деле)

Второй слой рисуем уже по-сухому (дожидаемся, как высохнет первый), и покрываем краской далеко не все то, что закрасили сначала. Тут я добавила теней и "складочности" справа от листьев, справа от стакана начала прорисовывать складку (к слову, добавляем кое-где малиновых оттенков - как на листьях будут - чтобы изображение сгармонизировалось по цветам, а букет в последствии не выглядел вырезанным), добавила тень от яблок и от листьев слева (слева от яблока на складке также есть красный цвет - потом я его немного "приглушила" - размыла водой, как высох). Также я начала рисовать драпировку под яблоками - она белая, а значит на ней очень хорошо видно рефлексы. В данном случае я специально преувеличила эти рефлексы, добавив такие псевдо-отражения от яблок, чтобы тряпочка не выделялась сильно своей так сказать "чистотой".

Далее третьим слоем я добавила тень на ткань от самого правого листика (большого), усилила тень складки над ним, приглушила то место, которое думала оставлять не закрашенным (где рваные края). Не ленитесь отходить время от времени, ставить свою работу и оценивать ее. Я так делаю, наверное, после каждых два-три мазка, особенно на фоне.

Потом я увидела в этой работе эпик фейл и думала ее забросить вообще. Фон ужасен? Еще бы. Но, по сути же, фон тут роли не играет практически никакой - на то он и фон. К тому же нужно оценивать уже законченную работу, а пока это только начало.
Я решила пока драпировку оставить и приступить к самим предметам и листьям.

Как я уже сказала, фон я оставляю, так как доработать его я всегда успею, а вот замусоливать ни в коем случае ничего нельзя. Вообще, если вам что-либо не нравится в вашей работе - оставляйте, рисуйте другое, но не пытайтесь исправить несколько раз подряд. Работа утратит прозрачность и акварельность.

Немного о плановости. Драпировка - это задний план, стакан с листьями - средний, а собственно яблоки - передний. Как передать планы? Существует множество способов.
Один из них - слои акварельной краски. Чем меньше слоев, тем дальше находится предмет. Чтобы уменьшить количество слоев, нужно сразу рисовать более-менее концентрированной краской, стараться с первого раза передать все цвета, формы, тона предмета. Чтобы добавить количество слоев, пользуемся сильно разведенной краской, добиваясь яркости и насыщенности цветов накладыванием этих слоев.
Еще один - контрастность и детализированность. Посмотрите на законченный вариант этой работы. Заметьте, насколько слабо проработана драпировка, особенно за листьями и слева. Буквально один слой краски, и практически отсутствует контраст. Теперь переключитесь на листочки. Детали есть? Много. Слои? Три-четыре у самых приближенных листьев, а у отдаленных слева и внизу - два-три. Разве что большой минус - слишком светлые прожилки, которые стоило еще более приглушить. Яблоки сами по себе очень скупы на детали (пятнистую фактуру их кожицы я не смогу передать акварелью, это точно), но их сегментированность, четкость и сильный контраст (особенно у желтого яблока - белый рефлекс, очень темная тень) передвигают их вперед.
И еще одно - это цвет. Запомните, что красный цвет приближает, а голубой отдаляет предметы. Именно поэтому мне приглянулось это фото - я знала, что картина получится объемной из-за того, что драпировка голубая, а основные предметы - красные. Но все-таки листья я рисовала, часто добавляя голубой, чтобы не лезли на передний план.

Начну со стакана. В нем мне еще на фото понравились блики справа, и то, как сквозь стекло проглядываются листья. Это мы и попытаемся передать. Для начала заливаем стакан водой (хорошо звучит, если что, я имею в виду - смачиваем поверхность бумаги в границах стакана) и рисуем цветовую подкладку, оставляя справа почти белые места под маскирующую жидкость, слева - голубой рефлекс от ткани, а снизу, ближе к яблоку, также насыщенность цвета и тон спадает - чтобы визуально отдалить стакан.
Пользуемся голубеньким, оставленным с драпировки, оранжевато-коричневым цветом "Марс коричневый", для темных оттенков незаменимая смесь фиолетового с оранжевым, немного малиновым и просто оранжевым.


Учитываем еще рисунок на стакане. Я его, правда, по невнимательности выгнула в другую сторону, но эту мелочь пока еще никто не заметил

Наносим маскирующую жидкость - справа, где блики - обильно, немного на рисунке, совсем чуть чуть слева и сверху, по краю стакана. ВНИМАНИЕ; Ждем, пока бумага ПОЛНОСТЬЮ высохнет, прежде чем использовать на ней маскировку - а то потом пленка отдирается вместе с бумагой (у многих такая проблема была, в т. ч. и у меня).

Наносить лучше пером железным - как вмакнете, немного струсите перо на бумажку (легонько стукните им), чтобы скинуть излишки. После, как жидкость на пере высохнет, ее очень и очень просто отодрать единой пленкой, в отличии от кисти. К тому же, пером можно рисовать очень тонкие и аккуратные линии.

Более насыщенными тонами добавляем контраста и теней внутри стакана, но не забываем оставлять некоторые места (например, оранжевый - где листик внутри стакана попадает на свет). Также, по ходу дела я немного прорабатывала белую драпировку под яблоками - добавила цвета справа, доработала складки.


Пленку жидкости можно снять, где слишком светло получилось - приглушить.

Листья.
Их мы рисуем по одному общему принципу: смачиваем водой->цветовая подкладка по-мокрому->наносим прожилки маскирующей жидкостью->еще два-три слоя доработки по-сухому.
Самое главное, что стоит помнить: когда дорабатываете, не стоит сильно менять тот цвет, что был на подкладке. Вот, например, начали мы с больших листьев справа (и немного мелких сзади). Как видите, в подкладке присутствует и голубые, и желтые, и малиновые, и оранжевые цвета, разве что зеленого нет. Во первых, не забывайте об общем объеме букета листьев - свет у нас падает справа и сверху, причем спереди, а не сбоку - то есть листики (особенно центральный) будут светлыми и контрастными как по цвету, так и по тону. Во-вторых, как будете писать второй слой, не стоит идти оранжевым или желтым по, допустим, голубой подкладке - создается грязь. Старайтесь просто усиливать яркость цветов, кое-где корректируя ее. Это акварель - в данной технике все, начиная с самого первого слоя, будет видно сквозь последующие слои. В третьих - не спешите и не замусоливайте листья. Лучше, если не получается, оставьте на потом - доработать всегда успеете. В четвертых - в последующих слоях оставляйте все больше и больше "не закрашенного" этим слоем места.

Подкладка по-мокрому:

Жилки маской (не на всех листьях все жилки видны):

Второй слой (оранжевато-желтым по желтой подкладке, голубым - по голубой):



Третий слой - оставляем места, где проглядывает второй:

Четвертым слоем усиливаем некоторые тени.


После чего осторожно снимаем пленку (только как краска высохнет!). Видим, что жилки вышли слишком светлыми. Потом я их приглушу на каком-то из этапов.

Еще совет - наносите следующий слой краски, только как ПОЛНОСТЬЮ высохнет предыдущий, дабы избежать грязи и замусоленности.

И так, по кусочкам, прорабатываем весь букет. Правильнее было бы писать все листья сразу, но я пока не на таком уровне - у меня нервы бы не выдержали.
Добавляем по ходу дела разнообразия: зеленого и голубого цветов, варьируем тон каждого листочка.









Теперь остались более отдаленные от нас листья. Для них мы не будем использовать маскировочной жидкости. Прожилки получались потому, что я старалась обходится подкладкой и одним (максимум - двумя) слоем, в котором пропускала места "вручную".










Еще я добавила тень от правых больших листьев на драпировке, справа от стаканчика. По ходу дела я все время кое-где прорабатывала фон, где он меня не устраивал.

Примерно таким же макаром, как и листья, рисуем стилизованную вставочку (без маскировки).


Осталось совсем ничего.

Яблоки.
На яблоках слоев будет много, особенно на желтом. Не бойтесь. Просто используйте менее насыщенные цвета.
Начну с желтого. Для начала, как и на листьях, намочите яблоко и нарисуйте подкладку.

А далее я - по кусочкам-секторам, а вы - старайтесь полностью прорабатывать яблоко вторым, третьим, четвертым, пятым и даже шестым слоями. Не переусердствуйте. Не забывайте, что используете относительно разведенные краски.
Для того, чтобы фрукты блестели, нужно учитывать уйму рефлексов и блик (я его нанесла в самом конце белой гуашью).
Схема, где, откуда и какого цвета должны быть рефлексы:

Так же и красное яблоко. Последними слоями, как и на листьях, которые мы рисовали без маски, старайтесь не перекрывать все яблоко, а оставляйте кое-где проглядывать слой "ниже".



Натюрмортом называется жанр изобразительного искусства, в котором художник запечатлевает предметы неживой природы. В переводе с французского языка это так и звучит: «мертвая натура». Более точным, однако, считается английское словосочетание still life, что переводится как «неподвижная жизнь».

Прелесть жанра

Искусство натюрморта возникло как жанр в 17-м веке в Голландии. Изображая обычные предметы, художники стремились выразить их пластику, и даже поэзию. На протяжении всей истории живописи мастера свободно экспериментируют с формой, цветом, фактурой вещей, композиционными решениями в исполнении рисунка.

Выполнить поэтапно - для начинающих художников задача не такая уж и сложная. Главное - подобрать нужную композицию и увидеть ее в пространственной перспективе. Этот небольшой урок поможет реализовать означенную попытку.

Как нарисовать натюрморт карандашом

Поэтапно рассмотрим, с чего начать работу, как не ошибиться с расположением предметов в пространстве рисунка и правильно изобразить свет и тень. Самое первое, что необходимо сделать, это подобрать объекты для натюрморта. Не стоит приниматься за рисование слишком сложных предметов, лучше взять для рисунка самые обычные вещи с геометрически понятными формами: чашку, фрукт, коробку. Можно воспользоваться фотографиями, но предпочтительней обратить внимание на натуру, поскольку только с нею у вас будет больше возможности подробно рассмотреть объекты и уточнить детали. По мере овладения искусством натюрморта вы сможете усложнять формы и композиции.

Позаботимся об освещении

Перед тем как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно разместим предметы друг возле друга, не забывая об источнике света. Объекты могут располагаться на некотором расстоянии, но интересней будет, если они слегка перекрывают края друг друга. Поток света от лампы позволит выразительней акцентировать контраст оттенков и бликов. Лучше, если он падает сбоку. Полагаясь не на искусственный, а на солнечный свет, необходимо помнить о том, что светило не стоит на месте, поэтому ракурсы света и тени будут меняться.

Приступим к рисунку

Перед тем как нарисовать натюрморт, карандашом поэтапно разметим места расположения предметов, как их края и линии взаимно пересекаются. Уточним плоскость, на которой лежат предметы, горизонтальной линией позади композиции, разграничивающей стол и стену. Наметим перспективу: чтобы изобразить предметы в трехмерном пространстве, будем помнить о том, что их нельзя рисовать на одной линии. Размеры объектов, которые находятся ближе к нам, изобразим больше, чем у тех, что располагаются дальше.

Набросок делаем легкими скользящими линиями. Чтобы не ошибиться с пропорциями предметов, мысленно представим центральную ось для каждого из них. Можно изобразить ее на листе, на котором мы рисуем натюрморт карандашом. Поэтапно зарисуем геометрическую форму, лежащую в основе каждого объекта, и из нее создадим сам объект. В основе яблока и чашки будут окружности, коробки получаются из параллелепипедов, сахарница основывается на квадрате, а ее крышка - овал.

После того как формы будут определены, начнем уточнять объекты аккуратными и уверенными линиями. При помощи ластика избавимся от первоначальных штрихов.

Заключительные шаги

Как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно создавая объем предметов? Здесь главную роль играют тени и световые блики. Скопируем их с натуры, плотнее заштриховывая более темные части предметов. Также важно обратить внимание на то, в какой части композиции затемнения больше сгущены, как и где предметы отбрасывают тени на другой объект и на плоскость.

Готовый эскиз доведем до совершенства, корректируя детали рисунка, уплотняя штрихами тени и фактуру предметов.