Литературно-музыкальная гостиная "бесконечная нежность". Памяти майи кристалинской




Необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Но Майю Кристалинскую обожал, кажется, весь Советский Союз. Авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: Синявская, Зыкина, Гвердцители, Сенчина, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда в 1932 году снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей . Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи ,

да еще какой - на всю жизнь! Обе любили петь. В школе Майя выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам Исаак Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу...

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя - МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно - лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», - пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она - по матери русская, по отцу еврейка - советовалась

с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю , конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже...

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим - грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве - в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту Юрию Саульскому создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» - Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского - был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя ... Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них - джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей - этого мало», - убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям - голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» - спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», - ответил он и сдержал слово

.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» - лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» - поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься - и опять споешь

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни "В нашем городе дождь" на новогоднем "Голубом огоньке" руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно.

Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное - это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи . Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги,

то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо».


Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать.

Ровно через год, в день похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись:

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься - и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал,

по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

***

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

***

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету,Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

***

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения артистки.



источник


Это известная и очень любимая многими певица. Заслуженная артистка РСФСР. «из эха 60-80-х годов». Необычайно популярная при жизни. А сами песни в её трепетном исполнении живы до сих пор, хотя со времени её ухода прошло немало лет. Не случайно ей посвящены статьи, например, «Майя Кристалинская»
http://www.liveinternet.ru/users/4122547/post149238146

И сегодняшняя перепечатка её в Сообществе «Бомонд»

Специально даю эти адреса: там много сказано о Майе, - читайте!

В частности написано:
"Есть певцы великие, есть знаменитые и есть любимые. Далеко не всегда все три качества совпадают. Майе повезло, – она была и осталась певицей любимой, а это, как говорится, главное. Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады». Ее теплый голос и впрямь не сравним ни с каким другим голосом, потому что совершенно индивидуален. Как и весь облик, – до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ /а она действительно 2 года проработала в легендарном КБ Яковлева – сама при встрече мне рассказала/ или в другой советской конторе. Может быть, она с наибольшей полнотой выражала всем своим обликом качество нашей «советской» жизни тех лет, которое старшее и среднее поколение порой ностальгически называет «надежностью», «защищенностью». И, возможно, – стоит им доверять."

В статье – и о её рождении, о любви петь с детства, о приобщении к музыке, к детскому хору ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И. Дунаевский! Рассказан и такой случай:
"Выпускным июньским вечером на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, там она активно участвовала в студенческой самодеятельности».

Активно? Не преувеличение? Да, пела в институтском хоре вместе с будущей оперной примадонной Галиной Каревой, которая убеждала Майю, что ей нужно стать профессионалом. Но вот без преувеличения! – она по окончании МАИ - ОХОТНО соглашалась быть на вечерах, посвящённых юбилеям факультета. И я два раза видела и слышала её трогательное выступление и пение: на 25-летии факультета (а вечер был – представляете, где?!) в Колонном зале Дома союзов! И (много позже) – в собственном клубе МАИ, сцена которого помнит изумительных Сергея Яковлевича Лемешева, Ивана Козловского, Майю Плисецкую, Елизавету Шумскую, двух Владимиров - Нечаева и Бунчикова и многих-многих других знаменитостей Москвы, страны. Всех - не перечесть...
В обоих случаях (подчеркну) это было торжество, и Майя, естественно, была в президиуме. И её пение мы встречали с восторгом! В памяти у меня эти события! Жаль, не было фотоаппарата.

И всё же есть у меня её студенческая фотография, с которой я и хочу вас познакомить. Но сначала та, какою знала Майю публика.

Вот такой она видела Майю, чаще всего исполнявшей свои песни с какой-то доброй лукавинкой, с полуулыбкой.

Что же касается студенческой фотографии, что есть у меня (и больше ни у кого), то дело было так. Очередная уборка на факультете, - разборка доски почёта, замена старых фотографий, прочее. Я и взяла себе на память несколько из фото.

А сейчас сижу перебираю фотографии в поисках той самой, Майной. Вот ассистировавшая кому-то из наших преподавателей (кому- не помню) Валечка Самойлова – аспирантка, как оказалось, - с обострённейшим чувством совести, так и не позволившим ей представить к защите и защитить собственную диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук (наш факультет – инженерно-экономический). Вот Анатолий Цыганков – красавец и умница, учившийся, по-моему, в одной группе с Майей Кристалинской и подавшийся по окончании МАИ в саму авиацию! Представьте, много лет спустя подходит ко мне на платформе одной из станций московского чудо-метро!.. Вот встреча была! Жаль, очень рано не стало его: погиб… Вот Женечка Белкина – бессменная староста нашей группы с неизменными косичками и строго поджатыми губками и указующим пальчиком. Подлинно «мамочка нашей группы», не раз водившая нас на экскурсии, и которую мы - и любили, и (ехидины!) за глаза называли умной дурой… Вот Варенька Рязанцева, что пришла к нам в группу на 3-й курс, восстановившись после пребывания за границей. Добрейшая и… богатейшая из нас. Однажды устроила нашей группе раут у себя дома и уложила всех наповал - хрусталём, обилием и разнообразием столовых приборов (мы аж растерялись) и угощения, и - брусничным морсом! О, морс, да ещё из брусники, да в хрустальном кувшине, да ещё приготовленный самой Варенькой! Мальчишки наши, подрабатывавшие и грузчиками, позже признались, что во время семестра дипломного проектирования и у неё «в рабах» ходили…
Бывало, на групповом собрании она плакала, возмущаясь чем-то или кем-то из нас… Не было тогда у нас кураторов - сами себя воспитывали. Случалось, и из комсомола исключали… Позже жизнь подтверждала: были правы. А вот… фото Лидочки Федченко. С ней были в факультетском комсомольском бюро, она потом была и в институтском комитете. С ней 4 года «нос к носу», - в одной «коммуне» и комнате общежития, где и замуж её выдали! О, а каких гусей мы зажарили на её свадьбу (я за рецептом ходила к одной старой москвичке…)! Дружим с ней до сих пор! Это она меня вчера поздравила по телефону!

А вот в руках у меня и фотография Майечки Кристалинской!
Она здесь та, что была на факультетской доске почёта! Видно, как сверхскромно мы, студенты, тогда одевались, даже студенты-москвичи. А она и родилась в Москве, и жила в семье. Темный пиджачок, комсомольский (или маленький маёвский?) значок. Нет, это не комсомольский, а тот, который каждому из нас, как только стал студентом, вручали. На винте. Маленький кусочек эмалевого голубого неба с буквами МАИ и с маленьким самолётиком-монопланом. Присмотритесь внимательнее! Косметики, украшений на Майе нет и в помине.

О, а какие мы серьёзные здесь! Знакомьтесь. Ну, как? Да, то было время, "когда мы были молодые и чушь прекрасную несли!"... А Майя в тот момент, что на фото, была профоргом в своей группе. У нас на каждом курсе было по 4 группы – с номерами, в соответствии своей со специализацией: самолётостроение, моторостроение, МТС (материально-техническое снабжение) и АСУ (автоматизированные системы управления). Насколько помню, курсы у нас с Майей были разные, но специализация одна: «1-я». Именно поэтому и была она потом в том знаменитом КБ: "ЯКи" - известные в авиации машины!

Вскоре после окончания МАИ (через 2 года), покинув КБ, Майя отдалась призванию. Выступала и с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, и в гастролях Москонцерта, и с сольными концертами. Всесоюзная студия грамзаписи «МЕЛОДИЯ» выпускала пластинки с записями её песен, причём огромными, иногда миллионными тиражами!

Очень многим нравилось её пение. И популярность её не случайно была огромной. Да, немало гастролировала она по стране, по всем республикам, нынче ставшим… странами. Везде, как видно, были аншлаги, овации, цветы – восторг и
благодарность слушателей.

Были и памятные для меня встречи с ней в Кишинёве. Сначала после концерта на открытом воздухе в «Зелёном театре» (мы с мужем дождались выхода её из той «раковины»). Тогда она с благодарностью приняла мой отзыв о её лирическом
даре, проникновенности исполнения, теплоте её голоса и великолепной, особой у неё, дикции. Она даже переспросила:
- «Да? Тебе, Люда, и моя дикция нравится?»
- «Очень!!!» Она улыбнулась и с удовольствием приняла наши цветы.
По-моему, дикция - это один из атрибутов уважения к слушателю/зрителю. Увы, не у всех и в театрах она на высоте, хотя зрелище – это ведь и общение! Театру родстсвенно быть и образцом речи, культуры. Между тем…
Скороговорка, говор, - «как будто с горохом во рту…». Так в сердцах говаривал мой давнишний знакомый, заядлый театрал (с 4-х лет он "торчал" за кулисами Большого театра, где рабочим сцены был его отец) и остро переживавший всё происходящее. И появление «скороговорок»: - «Даже в Малом Академическом (!) Театре – в святая святых русского театра! В охранительнице русских традиций!» И появление в Кремле концертного зала: - «Затесался стиляга в среду стародумских бояр!»
Понятно: идёт процесс «спрессования времени». И всё же: небрежная дикция...
Не снижается ли культура общения с нами, «с массой»? Простите за отвлечение.

Следующая встреча с Майей была по её приглашению в её номере гостиницы «Кишинэу». Надо сказать, она тогда всюду разъезжала со своей младшей сестрёнкой (не помню её имени, видимо, она облегчала Майе и быт; была она и при этой нашей с Майей встрече). Майя тогда рассказала немного о себе: о работе в КБ, о том, что довольна своей судьбой певицы. И что боится только одного: потерять голос. А так…
- «У меня дома в Москве – огромный ворсовый ковёр на полу. Я сяду на него, разложу вокруг себя свои грампластинки и – радуюсь сама себе! Даже если голос потеряю, они со мной, - звучат!»
Да, вы конечно заметили, что это Майино студенческое фото - не очень высокого качества. Не хватает чёткости. И конечно, не обработано оно фотошопом (не умею)... но обратите внимание: Майя и здесь, как всегда потом, с каким-либо шарфиком/воротничком на шейке. Может, уже тогда коварная болезнь подкрадывалась к ней…

Но - что фото! Мне Майя особенно памятна, когда я видела её воочию и в частности после окончания МАИ: на юбилее факультета, - на сцене роскошного и сияющего множеством люстр Колонного зала Дома союзов (в царские времена это был Зал дворянского собрания Москвы). Майя - сияющая и величественная!
В памяти и тот концерт там же, показанный ЦТВ, когда она вышла и пела, уже поддерживаемая Иосифом Кобзоном. Уже смертельно больная, как узнали мы потом...

Но и тогда, она была полна достоинства и красоты. По-моему, это фото с того (последнего?) концерта:


Почтим же память Майи Кристалинской в день её рождения!
Тем более, что многим памятны её песни:
«Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро осень», «Ах, Арбат», «Два берега», «И все сбылось, и не сбылось»… «В нашем городе дождь», «Прощайте, голуби», знаменитая «Надежда» Александры Пахмутовой и "Нежность" - с незабываемыми, потрясающими словами Николая Добронравова "Опустела без тебя земля"... Нет, не перечесть.

Заглянула в Список её песен, а там песни – на все буквы алфавита! Их более 200!
Можете сами взглянуть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_песен_Майи_Кристалинской

И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено, как говорят, в "пантеон самых ярких звезд нашей эстрады".

Случайно узнала, что Майя Кристалинская ещё и «писала замечательные статьи в «Вечерней Москве» и даже перевела на русский книгу Марлен Дитрих «Размышления»...

Похоронена Майя Кристалинская на Донском кладбище своего родного города Москва.
На мраморной стеле её могилы – скрипичный ключ и надпись:

"Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься и опять споёшь".

А мы... вкючим музыку и снова услышим её такой задушевный голос!

За ее хрупкостью скрывался железный характер. Даже из собственных бед она умела извлекать пользу. Она училась музыке… под вой сирен и выстрелы зениток.

Шла война. И маленькая Майя Кристалинская с нетерпением дожидалась вражеских авианалетов, чтобы… поиграть на пианино. В другое время она не решалась тревожить соседей по коммунальной квартире.

Слава пришла к ней неожиданно. В 1957 году Москву и весь Советский Союз потряс Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Сквозняк свободы «вынес» на сцену и джаз-банд молодого композитора Юрия Саульского, а с ним и юную певицу Майю Кристалинскую. И публика в зале сразу почувствовала: родилась новая звезда.

Пластинка с песней «Мы с тобой два берега», прозвучавшей в кинофильме «Жажда», разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такого в Советском Союзе еще не было!

А вскоре Кристалинская узнала, что ее… отстранили от телеэфира — за пропаганду грусти. Руководству Гостелерадио СССР не понравилась песня «В нашем городе дождь…». Но во многом благодаря этому Кристалинскую увидели обитатели «медвежьих углов», в которых ей теперь пришлось выступать.

И еще один удар. Певица узнает о страшном диагнозе: рак лимфатической железы. С тех пор она стала постоянно носить кокетливый платок на шее. А миллионы советских женщин стали точно также повязывать газовые косынки, подражая своему кумиру и не догадываясь о ее беде.

«Закадычные недоброжелатели» помешали ей получить звание Заслуженной артистки. А она спела «Нежность», и за ней вся страна запела: «Опустела без тебя земля…»

И только с одной бедой она не сумела справиться. Смерть мужа Эдуарда Барклая подкосила Кристалинскую. У певицы ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Потом речь пропала совсем, она могла только плакать…

Лучшие песни Майи Кристалинской

1. Нежность

2. Когда разлюбишь ты

3. Не спеши

4. «Таежный вальс»

Майя Кристалинская — одна из самых известных эстрадных певиц 60-70-х годов. Ее глубокий лиричный голос звучал с телеэкранов, с грампластинок, за кадром кинофильмов. На концерты Кристалинской собирались полные залы в разных городах Советского Союза и за рубежом. Она очаровывала людей своим проникновенным исполнением, потому что пела прежде всего о себе, о пережитом ею самой.

Кристалинская обращалась cо сцены ко всему залу, и в то же время к каждому слушателю отдельно, так, что возникало ощущение задушевного разговора один на один. Это и был «театр Майи Кристалинской» — та особая атмосфера, которая возникала на ее концертах и отличала Кристалинскую от других исполнителей.

На ее надгробии высечена эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». Это действительно так — ее песни волнуют сердца не только современников певицы, но и тех, кто родился несколько поколений спустя. Майя Кристалинская поет и улыбается нам сегодня точно так же, как и много лет назад.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ: «ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ»

– необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз. А авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: , Гвердцители, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда 1932 года снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, да еще какой – на всю жизнь! Обе любили петь. В школе выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам . Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу…

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже…

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Аркадий Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» – спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься – и опять споешь

с Эдуардом Барклайем

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо». Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Ровно через год, в день похорон мужа, 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве, в семье Владимира и Валентины Кристалинских. Отец родом из Могилева, слеповидящий человек, по профессии массовик-затейник. В 16 лет, в год получения паспорта, перед Майей Кристалинской встал вопрос: какую национальность выбрать? Стать еврейкой по отцу? Или русской по матери? Она выбрала еврейство…

Из лексикона певиц второй половины ХХ века я выделяю одну: Майю Кристалинскую. И не только потому, что она была прекрасной исполнительницей, но исключительно по личному мотиву: она родилась в 1932 году. И, стало быть, является членом созданного мною виртуального «Клуба 1932». О многих звездах, мировых и русских (моих ровесниках), я написал книгу «Клуб 1932» (изд. «Радуга», 2000). В нее по каким-то мистическим причинам Майя Кристалинская не попала. Исправляю допущенную оплошность.
Итак, Майя Кристалинская — моя ровесница. Она родилась 24 февраля 1932 года, а 2 марта появился на свет я: разница всего в неделю. Родилась Майя в Москве в семье Владимира и Валентины Кристалинских. Отец родом из Могилева, слеповидящий человек, по профессии массовик-затейник, вел в «Пионерской правде» отдел кроссвордов и головоломок. Мать — сибирячка, особых талантов не имела, разве что была хорошей женой, пекла пироги и отменно лепила пельмени.
В 16 лет, в год получения паспорта, перед Майей Кристалинской встал вопрос: какую национальность выбрать? Стать еврейкой по отцу? Или русской по матери? Она выбрала 5-й пункт, который в дальнейшем ей только мешал. Еще один момент. Майя — это повторное имя, так ее назвали в память первой родившейся дочери, которая умерла в возрасте двух лет. Продублированный ребенок?..
Детство и школьные годы Майи прошли, как и у всех ее поколения: сначала мирная жизнь, потом война. Первый раз она блеснула в далеком феврале 1940 года, когда в газете «Московский комсомолец» появилось фото с подписью: «Участники детского кружка художественной самодеятельности 634-й школы Ростокинского района г. Москвы… Слева — ученица 1-го класса «А» Майя Кристалинская». Почему ее выделили? Из-за симпатичной мордашки? Задорно вздернутого носика? Нет. Она лихо сыграла на пятиклавишной гармошке песни «Во поле березонька стояла» и «Светит месяц». И благодаря этому попала на районный смотр.
Тут надо сказать, что Майя ни в детстве, ни в юности не получила никакого образования. Всего лишь самоучка. Многое для себя как будущей певицы она почерпнула из оперных спектаклей Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Этот театр стал ее консерваторией. Прибавим к этому еще одно увлечение — вязание. В трудную пору оно очень спасало Майю Владимировну.
Второй выбор встал перед ней, когда она получила аттестат зрелости, надо было решать, в какой институт поступать (кадровики внимательно изучали ее 5-й пункт). И поступила в авиационный, в МАИ. Майя, МАИ — в этом сочетании что-то было. «Будем летать на самолетах?» — спросила Майю ее верная подруга со школьных лет, которая решила поступать в МАИ вместе с ней, Валя Котелкина. Вместо ответа Майя пропела: «Первым делом, первым делом — самолеты, / Ну, а девушки, а девушки — потом…»
Кристалинская и Котелкина окончили МАИ и получили диплом инженеров-экономистов. После окончания института подруг распределили в Новосибирск, на авиационный завод, куда они поехали с энтузиазмом романтиков тех лет: «Мы прощаемся с Москвой, / Перед нами путь большой…»
В реальности путь оказался предельно коротким. Девушки побывали в цехах, увидели там беспорядок, грязь, услышали мат-перемат и, ужаснувшись, уехали (а точнее, удрали) обратно в Москву. По тем временам это было дезертирство и грозило судом. И тогда не стало бы знаменитой певицы Майи Кристалинской… Но Б-г хранил подружек. На их жизненном пути оказались хорошие добрые люди в авиационном главке, и вскоре они, Майя и Валя, получили работу в Москве, в конструкторском бюро Александра Яковлева (прославленные самолеты «Яки»!).
Три года отработала Майя Кристалинская в КБ Яковлева как инженер-расчетчик и уволилась по собственному желанию. Из авиации — на эстраду. Такой резкий разворот. Почти пике. В какой-то степени на нее повлияли музыкальный фильм «Возраст любви» и пение Лолиты Торес. Кристалинская тут же выучила эти песни и распевала их: «Коимбра — любимый наш город» и «Фадо, фадилья — любимый танец мой, / фадо, фадилья — танцуем под луной…» Пела по-испански и по-русски.
Тут следует отметить, что Кристалинской никогда не приходило в голову стать певицей. Она просто любила петь. Еще будучи школьницей, она со своей подругой Котелкиной уезжала в Серебряный Бор, и там они вволю пели песни на два голоса. А в институте Майя часто пела на студенческих вечерах и в самодеятельных концертах, в составе агитбригады.
Работая инженером, Майя начала петь в хоре ЦДРИ — в хоре московской молодежи, организованном горкомом комсомола. Как -кто-то написал: в хор «была принята щупленькая, очень скромно одетая, обаятельная девушка с красивым грудным голосом — Майя Кристалинская».
Хор исполнял разные песни: и «Святое ленинское знамя», и «Песню о волжском богатыре», и «Санта Лючию». В первом ряду в хоре стояли девушки в белых блузках, все как на подбор.
Из хора Кристалинская вскоре ушла. Как сказала одна из руководительниц коллектива, в хоре Майя может затеряться, голос не хоровой, а камерный… Кристалинская перешла в ансамбль ЦДРИ, который возглавлял Юрий Саульский. Ансамбль выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, завоевал 3-е место и вместе с тем был подвергнут критике: «музыкальные стиляги». Но публика неизменно хорошо принимала ансамбль.
«Хабанера» из «Кармен» была любимой арией Кристалинской, и, возможно, пишет Анисим Гиммерверт в книге «Майя Кристалинская», Хабанера было прозвищем певицы в ансамбле. Программа коллектива называлась «Первый шаг». За ним последовали другие. Некоторое время Майя Кристалинская выступала с оркестром Олега Лундстрема. Гастролировала по стране. Но Лундстрем отдал предпочтение джазовой певице Гюли Чохели, и Кристалинской пришлось искать новый коллектив. Выбор состоял между оркестрами Утесова, Цфасмана, Минха, Ренского и Рознера. Она выбрала оркестр Эдди Рознера и заменила в нем ушедшую Ирину Бржевскую. Это произошло зимой 1960 года.
Кристалинская пела у Рознера и, можно сказать, конкурировала с Ниной Дордой и ее шлягером «Мой Вася». Остро был необходим свой шлягер, им стала песня из фильма «Жажда» — «Мы с тобой два берега»: «Ночь была с ливнями / И трава в росе. / Про меня «счастливая» / Говорили все. / И сама я верила / Сердцу вопреки: / Мы с тобой два берега у одной реки».
Пластинка с песней «Мы с тобой два берега» была выпущена невиданным тиражом — 7 миллионов экземпляров. Были популярны и другие песни, которые пела Кристалинская во многих фильмах, но, к сожалению, сама Майя ни разу не снялась в кино. Кристалинская демонстрировала прекрасный вокал, душевную тонкость, владела массой нюансов, проникновением в текст и человеческую психологию. Она не пропевала слова, а вникала в них. Певица записала более 100 песен на радио, среди них такие популярные, как «Аист», «В нашем городе дождь», «Девчонки танцуют на палубе», «Усть-Илим», «Царевна Несмеяна», «Текстильный городок». Когда-то их распевала вся страна…
Все это исполнялось в приятной, ненавязчивой, раздумчивой манере. «Сгусток сердечного тепла и нежности», — как кто-то отметил. И еще назовем песни: «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Я тебя подожду».
Период с 1960 по 1970 год проходил под знаком Майи Кристалинской, она была, пожалуй, популярнее, чем певшие в то время Великанова, Сикора, Пьеха. Хотя в 1962 году на Всероссийском конкурсе артистов эстрады ее отметили только 3-й премией — это было явное недоброжелательство и чьи-то происки.
Известный импресарио, владелец парижской «Олимпии» Бруно Кокатрикс однажды сказал: «Вы думаете, трудно найти молодых людей, которые умеют петь? Их тысячи! Но дайте мне личность». Майя Кристалинская была именно личностью.
Режиссер Мария Мульяж вспоминала: «Я счастлива, что судьба свела меня с человеком, щедро наделенным генетической интеллигентностью и врожденным благородством. Она была неординарным, разносторонним человеком, эрудированным, образованным, любящим и понимающим искусство». Кристалинская не пропускала ни одной выставки живописи. Обожала Левитана, Моне и Ван Гога. Зачитывалась поэзией, особенно выделяла Пастернака, Блока и Ахматову. Ходила на спектакли Художественного театра.
В своей профессии никогда не работала локтями, никого не отталкивала, ей все равно было, выступать на концерте первой или последней. Да и своим пением она никого не копировала, никому не подражала, она была сама естественность, именно Майя Кристалинская — и никто другой. Однако жизнь не очень ее баловала. И не то, что она получила звание заслуженной артистки РСФСР лишь в 42 года, а скорее то, что не очень складывалось личное счастье.
Неудачный брак с Аркадием Аркановым. Неудачное увлечение одним из известных журналистов, после чего она долгие годы была одинокой. Затем встретился хороший человек — архитектор и дизайнер Эдуард Барклай, который не пропускал ни одного ее концерта и заваливал букетами красных роз. Майя вышла за Барклая замуж, но счастье было недолгим: Эдуард умер…
Но самое ужасное другое: в расцвете своего таланта, в 29 лет, Майя Кристалинская тяжело заболела. Злокачественная опухоль лимфатических желез. Пришлось делать облучение. Врач Иосиф Кассирский сделал все, чтобы отодвинуть от Кристалинской смертельную угрозу, но, тем не менее, почти два десятилетия артистка находилась под дамокловым мечом страха за свою жизнь.
В 1970 году руководитель Гостелерадио Сергей Лапин начал гонение на евреев-артистов (снова всплыл
5-й пункт анкеты). Путь на телеэкран и радиоэфир был закрыт и для Майи Кристалинской. Десять лет звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. А тем временем песни Кристалинской, несмотря на запреты, неслись по стране: «В нашем городе дождь, / Он идет днем и ночью, / Слов моих ты не ждешь. / Я люблю тебя молча…»
Критики бушевали: какой дождь, какое ненастье в наше распрекрасное время расцвета социализма! Досталось и автору музыки Эдуарду Колмановскому: «Из-под его пера выходят иногда сочинения с оттенком пошлости. В известной мере это ощутимо и в песне «В нашем городе дождь»». Пошлость и пессимизм — никуда не годится! А думаете, знаменитая «Нежность» прошла на ура? «Опустела без тебя земля… / Как мне несколько часов прожить? / Так же падает в садах листва, / И куда-то все спешат такси… / Только пусто на земле / Одной без тебя, / А ты… ты летишь, / И тебе дарят звезды / Свою нежность…» А дальше у поэта Николая Добронравова идут слова: «Так же пусто было на земле, / И когда летал Экзюпери…»
Когда песня прослушивалась в Доме звукозаписи, Добронравова многие спрашивали: «Коля, ну зачем тебе этот Экзюпери? Что, своих летчиков у нас нет? Ведь был замечательный летчик-испытатель Бахчиванджи… Убери ты этого иностранца из песни…»
Курьез? Но такими курьезами полна советская эстрада. Экзюпери все же остался, и песня, замечательная песня Александры Пахмутовой и прекрасное исполнение Майи Кристалинской, вошла в золотой фонд отечественных песен.
Майина опала прошла, но коварный недуг подтачивал здоровье. Плюс возраст. Кристалинская пополнела, лицо округлилось. Но петь она не бросила. Более того, со сцены иногда читала стихи. И перевела на русский язык книгу воспоминаний Марлен Дитрих «Размышления». Да и самой ей было о чем размышлять. Ползли различные слухи о ней. Григорий Горин в «Юности» опубликовал заметку «А правда ли?» о слухах о якобы смерти Кристалинской. Концовка была такой: «Живая!!! У меня отлегло от сердца… С концерта ушел. Чего же концерт слушать, когда ничего не случилось?!»
Слухи дошли до Валентины Котелкиной. Ее спросили: «Умерла? Где похоронили?!» Котелкина не выдержала и ответила со злостью: «В Кремлевской стене!»
А тем временем жизнь Кристалинской катилась к финишу. В июне 1984 года неожиданно умер муж Майи Эдуард Барклай, как говорится, на ровном месте. Не болел, и вдруг… 19 июня были похороны, а через день Кристалинской пришлось вновь прийти в ЦДРИ на прощание с Клавдией Шульженко. Жить оставалось Майе Владимировне только год.
19 июня 1985 года Майи Кристалинской не стало. Она прожила 53 года. Ее похоронили на Донском кладбище. На мраморной стеле выбита надпись: «Ты не ушла, / Ты просто вышла, / Вернешься / И опять споешь…»
Грустит «Старый клен». Тихо звучат слова «Нежности». Ну а «Девчонки танцуют на палубе». Нет, пожалуй, с палубы времен Кристалинской они перешли в клубы и бары, где больше стриптиза, чем песен. Что делать? Изменилось время. И «В нашем городе» не дождь, а бушует кризис. Сплошная безнадежность. А так не хватает «Нежности» и Майи Кристалинской…
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия