Иван бунин получил нобелевскую премию за то, что помог разгадать русскую душу

10 ноября 1933 года – Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии

Творчество Ивана Бунина долгое время было запрещено в СССР. Его литературная деятельность была признана лишь заграницей, о чем свидетельствует получение писателем нобелевской премии.

10 ноября 1933 года русскому писателю Ивану Бунину, который из-за революционных событий в октябре 1917 года и оппозиционного отношения к ним был вынужден покинуть столицу, присудили Нобелевскую премию в области литературы.

Премия за воссоздание русского характера

Иван Алексеевич Бунин не скрывал своей ненависти в большевистскому режиму, в связи с чем в 1918 году был вынужден покинуть Москву. Его долгий путь эмиграции начался в Одессе и завершился во Франции, на Ривьере.
Бунин не прекращал своей литературной деятельности заграницей. В 1922 году его кандидатуру впервые выдвинули на получение Нобелевской премии. Инициатором стал Ромен Роллан, почитавший творчество русского писателя-контрреволюционера. Получить отличие Бунину не удалось, его обошел поэт из Ирландии Йитс. Лишь через 11 лет Иван Алексеевич стал обладателем заветной премии по литературе.
День присуждения Бунину премии в Париже стал настоящим праздником для русских эмигрантов. Писатель узнал о приглашении в Стокгольм на сеансе в кинотеатре, где показывали развлекательный фильм. Разыскав Бунина в зале, его позвали к телефону для разговора со столицей Швеции.
Этот день стал, по словам из дневника Ивана Алексеевича, переломным, он понял, что начинается новая страница жизни. Он считал, что получил награду за свое лучшее произведение - "Жизнь Арсеньева".
Поездка в Швецию была волнующей. После докладной речи писателя Пера Гальстрема, Бунина пригласили на сцену и под бурные овации вручили медаль, диплом Нобеля и чек на крупную сумму.
Вместе с признанием пришел и материальный достаток. 715 тысяч франков - такова была сумма выплаченной денежной премии. Большую часть Бунин отдал на благотворительность, считая своим долгом помогать нуждающимся. Другую часть по совету товарищей вложил «в дело», которое прогорело.
Иван Алексеевич Бунин никогда не возвращался на Родину. Россия навсегда осталась закрытой для него. В 1953 году русский писатель был похоронен во Франции.

Для последнего десятка лет девятнадцатого века было характерно резкое размежевание литературных сил. По мнению Ивана Бунина, тогда одновременно сосуществовали сразу 4 направления. Одно было представлена Григоровичем, Жемчужниковым и Львом Толстым, второе – редакцией «Русского богатства», третье – Эртелем и Чеховым, а вот четвертое занималось не очень законными действиями.

Сам Бунин сделал выбор в пользу того течения, которое было связано с именем Чехова, и характеризовалось соблюдением классических литературных традиций России на протяжении XIX века. Касаемо четвертого направления, отличающегося декадансом, символизмом, мистикой и даже футуризмом, то Бунин питал к нему презрение.

Причина подобного мировоззрения Бунин кроется не только в его дворянском происхождении, но и в том, что он был стойко привязан к величайшим образцам классики русской прозы и поэзии.

Бунин и его творчество

22 октября 1870 года стало днем появления на свет Ивана Алексеевича Бунина, родившегося в Воронеже. Его семья относилась к дворянам, поэтому детство будущего писателя прошло в одном из поместий Орловской губернии. Несмотря на практически беззаботное детство, была одна вещь, которая впоследствии серьезно огорчала Ивана – ему не удалось получить систематического образования. Но с получением знаний ему помогал старший брат Юлий, которому удалось окончить университет. Именно благодаря его влиянию и произошло формирование вкусов и взглядов Ивана.

Первые попытки писать были предприняты Буниным очень рано. В возрасте шестнадцати лет его стихотворение «Нищий» было опубликовано журналом «Родина». Этот момент (май 1887 года) можно считать отправной точкой в творчестве Бунина, которая содержала не только стихи, но и прозу.

На первый взгляд, стихам Бунина была присуща традиционность относительно не только формы, но и тематики: он писал о природе, одиночестве, любви. Однако подражательность не смогла затмить какой-то особой интонации для бунинских стихов. Впервые о ней заговорили в 1901 году, когда критики и читатели положительно оценили поэтический сборник «Листопад».

Несмотря на то что на протяжении всей своей творческой карьеры Бунин писал стихи, еще на ранних ее этапах в нем начал проглядываться прозаик. Причем талант в этой сфере у Бунина был настолько большим, что первые сочинения были по праву оценены Чеховым, Горьким, Андреевым и Куприным.

В возрасте 28-ми лет Бунин женился. Его избранницей стала гречанка Анна Цакни. Необходимо отметить, что перед этим он был сильно влюблен, а затем крайне разочарован в Варваре Пащенко. Сам Бунин в дальнейшем признавался, что любви к Цакни не испытывал.

10 годы для писателя отметились множественными путешествиями, в ходе которых он познакомился с Чеховым, побывал у Льва Толстого, приступил к серьезному сотрудничеству с изданием Горького «Знание». Кроме того, в то же время произошло его знакомство с Верой Муромцевой, которая являлась племянницей А.С. Муромцева – председателя первой Думы. Несмотря на то что их отношения начались в 1906 году, официальная регистрация брака состоялась только в 1922 году, когда Бунину удалось добиться от бывшей жены развода.

Что касается Веры Николаевны, то она стала его соратницей на жизненном пути, она помогала ему преодолевать все невзгоды, и быстрее адаптироваться во время эмиграции. Кроме того, к числу ее положительных качеств добавляется и дар всепрощения, что является немаловажным при общении с таким человеком.

На волне успеха своих первых рассказов Бунин выпускает повесть «Деревня», которая стала первой действительно серьезной работой автора. Бунин стал одним из тех, кто не побоялся в то непростое для России время показать всю правду о деревне, какой бы нелицеприятной она ни была.

На основании этой повести и следующей, получившей название «Суходол», можно сделать вывод о том, как Бунин относится к главным героям – он старается делать их слабыми, обездоленными, неприкаянными. Такой их образ приводит читателя к мысли о сочувствии им, а также о желании понять все переживания русской души.

Происходило и развитие ранее намеченной в стихах лирической тематики. В его творениях начали появляться главные героини-женщины, что со временем выльется в эмигрантские повести автора –«Темные аллеи», «Ида», «Митина любовь» и т.п.

Если говорить о дореволюционной России, то Бунин в то время чувствовал себя превосходно, поскольку трижды он становится обладателем Пушкинской премии, а в 1909 году ему даже удалось стать самым молодым академиком в Российской академии.

Учитывая то, что идея революции была отвергнута Буниным, ему с Верой Николаевной в 1920 году пришлось покинуть Россию, что вызвало у него огромные душевные страдания. Весной этого года чета Буниных перебралась в Париж.

Процесс возвращения к творчеству происходил медленно, поскольку из-за тоски по родине он находился в угнетенном состоянии. Результатом этого стало то, что первый сборник Бунина, вышедший за рубежом, включал в себя исключительно стихи, которые были написаны еще в 1911-12гг.

Еще один переезд – на юг Франции, случившийся после нескольких лет проживания в Париже, стал знаковым. На вилле «Жанет», расположенной в городке Грае в южной части Франции, им довелось прожить длительный промежуток жизни, в том числе пройти Вторую мировую войну. 1927 годом датируется встреча Бунина с Галиной Кузнецовой – поэтессой из России, проводившей с мужем отпуск на юге Франции. Между ними возник роман, получивший широкую огласку. Но Бунину удалось убедить Веру Николаевну в том, что отношения с поэтессой – исключительно платонические, и та поверила в эту историю. В результате Галина присоединилась к семье Буниных.

На протяжении 15-ти лет Кузнецова жила вместе с Буниными, эта любовь Ивана Алексеевича оказалась очень драматичной, ведь в 1942 году внимание Галины привлекла оперная певица Марго Степун, и та покинула дом Буниных.

Отметим, что в своем дневнике писатель не раз упоминал об этом инциденте, и эта рана кровоточила у него до конца дней.

Однако эти невзгоды не сказались негативно на бунинской прозе, и во Франции состоялась публикация еще нескольких его книг – «Розы Иерихона», «Митиной любви» и других. А в 1930 году состоялась публикация автобиографического романа – «Жизнь Арсеньева».

Нобелевская премия


Еще в 1922 году первый раз Бунин был выдвинут на эту премию. Однако ее ему не дали и тогда получил премию писатель из Ирландии. Многие писатели-эмигранты после этого пытались его выдвинуть опять на премию, однако, успеха они добились спустя только десять лет.

10 ноября 1933 года почти все парижские газеты вышли с заголовками, где говорилось о том, что Бунину удалось стать нобелевским лауреатом. Писатель из России впервые в истории удостоился подобной премии. После этого Ивана Алексеевича уже знал весь мир. Все русские, проживающие в Париже, даже не знакомые с творчеством Бунина, считали это личным праздником, ведь им удалось испытать чувство национальной гордости.

Сам писатель также положительно воспринял присуждение премии, поскольку такое признание принесло материальную обеспеченность.

В письме, которое он получил от комиссии говорилось что премия присуждена писателю за его строгий артистический талант. Представитель Шведской академии при вручении премии сказал, что еще никогда не видел, чтобы так красочно и реалистично описывали простую жизнь.

Поскольку писатель был эмигрантом, во время вручения документа академия была только в шведских флагах.

Сам же писатель воспринял свою победу, как должное. Писатель стал знаменитостью, прохожие оглядывались и перешептывались, увидев его. Также Бунин стал весьма состоятельным человеком. Немалую часть своего гонорара он раздал бедным. После получения премии ему пришло около двух тысяч писем, на которые он без труда откликнулся и создал комиссию по раздаче денег.

Жизнь после премии

В 1937 году произошло издание книги «Освобождение Толстого», которую, по мнению многих критиков, считают одним из лучших творений, посвященных Льву Николаевичу. Через 6 лет Бунину в Нью-Йорке удалось выпустить «Темные аллеи», рассказы, которые стали лучшим лирическим произведением Бунина.

По мнению многих критиков того времени, «Темные аллеи» были напичканы порнографией, что очень обижало самого автора. Отметим, что ему до конца жизни пришлось защищать свое любимое и лучшее произведение от нападок критиков.

Последние годы жизни Ивана Алексеевича были посвящены книге о Чехове, однако, завершить свое творение ему не удалось. Последняя запись в ней датирована 2 мая 1953 года: "Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!"

В ночь с 7 на 8 ноября этого же года Бунина не стало. Отпели писателя в русской церкви, расположенной по улице Дарю во французской столице. Огромное количество некрологов было выпущено практически во всех местных газетах. Отметим, что похоронили тело Бунина только 30 января следующего года. Через 7,5 лет рядом с Буниным нашла вечный покой и Вера Николаевна – его верная спутница по жизни.

РУССКИЕ ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Несмотря на большие изменения в жизни науки,

одна вещь осталась неизменной –

это Нобелевская премия:

другой такой премии, пользующейся подобным

Петр Капица, академик РАН,

лауреат Нобелевской премии

Нобелевские премии – международные премии, названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика Альфреда Бернхарда Нобеля (1833–1896).

Присуждаются ежегодно (с 1901 года) за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины и физиологии, экономики (с 1969 года), литературы, за деятельность по укреплению мира. В 1895 году богатый шведский промышленник Альфред Нобель огласил своё Завещание, согласно которому весь его капитал составил особый фонд, проценты с которого ежегодно присуждались в виде премий за научные открытия. Сначала именных премий было 4: в области математики, физики, химии и медицины и физиологии. Позже Нобель добавил литературную премию – за создание произведений, наиболее полно отражающих «стремление к идеалу». Итого премий стало 5. Но вскоре математика – «царица наук» — была лишена премии (согласно легенде, Нобель и шведский математик Миттаг сватались к одной особе, которая предпочла талантливого математика, и тогда Нобель вычеркнул математику из списка своих премий). Кроме того, вне связи с завещанием Нобеля, с 1969 года по инициативе Шведского банка присуждается также премия его имени по экономике. Нобелевская премия мира - высшая награда за достижения в области укрепления мира, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло 10 декабря.

Премии Нобеля вручаются в Стокгольме – столице Швеции, размер премии – 1 миллион долларов. Лауреаты получают памятный диплом и золотую медаль. На медалях с одной стороны изображен профиль Альфреда Нобеля, а на другой – фигуры, символизирующие различные области знания. Так, на медали, вручаемой лауреатам по литературе, изображена муза поэзии ЭРАТО

Литературной премией Нобеля отмечены 5 русских: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов (1965), Александр Солженицын (1970), Иосиф Бродский (1987).

ИВАН БУНИН – первый нобелевский лауреат!

Каждое поколение читателей заново открывает для себя Бунина. Он возвращается к нам из своего далекого, добровольно-вынужденного изгнания.Об этом изгнании широкому кругу читателей рассказал литературовед В. В. Лавров в книге «Катастрофа». В эпиграф книги вынесены проникновенные слова Бунина о любви к родной земле: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она - в дуще. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Жизнь Бунина сложилась трудно. Он не принял революцию 1917 года и в феврале 1920 года покинул Россию навсегда.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора

Сказать прости родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом,

С своей уж ветхою котомкой.

(написано Буниным в 1922 г.)

Попал в Париж. Этот город в последствии называли городом Бунина. Там он жил, встречался с друзьями, читал им свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней.

В 1922 году жена Ивана Алексеевича - Вера Николаевна Муромцева записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами, что когда-нибудь он будет отмечен этой премией.

1933 год. Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками: «Бунин - Нобелевский лауреат» .

Каждый русский в Париже, даже грузчик на заводе «Рено», сроду не читавший Бунина, восприняли это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник! В парижских кабачках и ресторанах

в тот вечер были русские, которые порой на последние гроши пили за «своего».

В день присуждения премии 9 ноября Иван Алексеевич Бунин в «синема» смотрел «веселую глупость» - «Бэби». Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Это разыскивали Бунина. Его вызывали по телефону из Стокгольма.

«И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось посмотреть фильм. Но нет. Не верить нельзя: весь дом светится огнями. И сердце у меня сжимается

какою-то грустью… Какой-то перелом в моей жизни», - Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после доклада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч французских франков. Иван Бунин удостоен премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» . Бунин получил Нобелевскую премию по литературе во многом благодаря вышедшим в свет к тому времени 4-м книгам о жизни Арсеньева. В ходе церемонии, Петр Гальстрем, выразил восхищение умением Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь». В своей ответной речи лауреат поблагодарил Шведскую академию за смелость и честь, которую она оказала писателю-эмигранту. Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя богачом и, не жалея денег, раздает «пособия» эмигрантам, жертвует средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, вкладывает оставшуюся сумму в «беспроигрышное дело» и остается ни с чем.

Друг Бунина, поэтесса и прозаик Зинаида Шаховская в мемуарной книге «Отражение» заметила:

«При умении и малой доле практичности премии должно было хватить до конца. Но Бунины не купили ни квартиры, ни виллы…»

В отличие от М. Горького, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, Иван Алексеевич не вернулся в Россию, несмотря на увещевания московских «гонцов». Не приезжал на Родину никогда, даже туристом.

Найдите в библиотеках книги И. Бунина:

Бунин, И.А. Собрание сочинений: В 4-х т. / И.А. Бунин.– М.: Правда, 1988.– 543с. – (Б-ка Огонек).

Бунин, И.А. Антоновские яблоки: произведения 1889-1902 / И.А. Бунин.– М.: Мир книги, Литература, 2008.–287с.

Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева: роман, рассказы / И.А. Бунин.–М.: Эксмо, 2008.–608с.–(Русская классика).

Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи / И.А. Бунин.- 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа: Вече, 2003.- 511 с.–(Б-ка отечественной классической художественной литературы).

Бунин, И.А. Митина любовь: повести, рассказы / И.А. Бунин.–М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.– 384с. –Классика жанра. LOVE.

Бунин, И.А. Окаянные дни: повести, рассказы, воспоминания / И.А. Бунин.– М.: Эксмо, 2007.- 637 с.–(Русская классика).

Бунин, И.А. Стихотворения и переводы / И.А. Бунин.– М.: Эксмо, 2008.– 478с. –(Всемирная библиотека поэзии).

Бунин, И.А. Темные аллеи. Повести и рассказы / И.А. Бунин.– М.: Эксмо, 2012.–798с.: ил. –(Библиотека всемирной литературы).

Бунин, И.А. Чистый понедельник: повести и рассказы/ И.А. Бунин; вступ. ст. К.Г. Паустовского; худ. Л. Бирюков.- М.: Дет. лит., 2012.- 381 с.: ил.– (Школьная б-ка).

Литература о И. Бунине:

Андреева, Ж. Две мастерские по творчеству Ивана Бунина / Ж. Андреева. // Литература. –2009.-N23. – С.14 – 19.

Борщевская, М. По страницам произведений И. А. Бунина / М. Борщевская. // Литература.– 2009.–N6.– С.14 – 18.

Гуйс, И. И.А. Бунин и В.П. Астафьев: диалог о культуре / И. Гуйс. // Литература.– 2009.–N6.– С.40 – 43.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Сто великих мастеров прозы / Т.В. Грудкина и др. – М.: Вече, 2010. – С.335–340. – (100 великих).

Ильинский, И. Белая правда Бунина: (заметки о бунинской публицистике) / И. Ильинский. // Наш современник. –2011.–N3. – С.232 – 249.

Капшай, Н.П. Познай себя – и мир откроется тебе: [Стихотворение И.А. Бунина «Детство»] / Н.П. Капшай. // Литература в школе. –2006.–N11.– С.21 – 24.

Мусский, С.А. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Мусский С.А. Сто великих Нобелевских лауреатов. – М.: Вече, 2006. – С.48-53.–(Сто великих).

Новикова, А.А. Точность, красота и сила таланта: Нравственно-эстетические уроки творчества И.А. Бунина /А.А. Новикова. // Литература в школе.–2006.–N11.– С.2 –7.

Павлов, Ю. Чехов как русский человек: заметки на полях книги Ивана Бунина / Ю. Павлов. // Наш современник. – 2014.–N6. –С.258 –264.

Ребель, Г. Иван Бунин: страницы судьбы и творчества / Г. Ребель. // Литература. –2009.–N6.– С.4 – 8.

Россинская, С.В. Линия жизни Ивана Бунина: к 140-летию со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина / С.В. Россинская // Новая библиотека. –2011.–N5.–С. 9–21.

Стефанова, С.Ю. «Осыпаются астры в садах.» Литературная композиция по творчеству Ивана Алексеевича Бунина / С.Ю. Стефанова. // Литература в школе. – 2012.–N1.–C.40 – 42.

Федорова, Е.А. Премия для гения: [сценарий, посвященный русским писателям- лауреатам Нобелевской премии (И.А. Бунин)] / Е.А. Федорова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №7. – С.10–18.

БОРИС ПАСТЕРНАК –лауреат Нобелевской премии 1958 года.

«За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

С 1946 года Борис Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.

Главная книга Бориса Пастернака – роман «Доктор Живаго». Он принёс писателю мировую славу и заставил пережить худшие минуты жизни.

Писателя вынудили отказаться от Нобелевской премии под угрозой высылки из страны. Скандал, связанный с романом, приблизил смерть Бориса Пастернака в 1960 году. Пророчески сбылись его слова о том, что художник жизнью расплачивается за своё искусство:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют…

Знакомьтесь: «О времени и о себе» (к 125-летию Бориса Пастернака)

МИХАИЛ ШОЛОХОВ – Нобелевский лауреат 1965 года за роман «Тихий Дон».

Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе

«за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

«Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который знал».

При вручении Нобелевской премии к Шолохову обратился представитель Шведской академии:

«Ваше грандиозное повествование о старом режиме, отчаянно отстаивавшем свои пошатнувшиеся позиции, и о новом режиме, так же отчаянно сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, всё время ставит вопрос: кто правит миром?

Оно даёт и ответ: сердце…»

Читайте буклет «Будет так, как велит правда жизни».

1968 год: Нобелевская премия по литературе присуждена АЛЕКСАНДРУ СОЛЖЕНИЦЫНУ

«за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Александр Солженицын, русский писатель, академик РАН. Смысл своей жизни он выразил в нескольких словах:

«Я пишу правду о русской истории».

В 1968 году романы Солженицына издаются за рубежом, в прессе начинается травля писателя.

В 1969 год Солженицын исключён из Союза писателей, а в 1970 году ему присуждена Нобелевская премия.

В Нобелевской лекции Солженицын выразил твёрдое убеждение: «Одно слово правды весь мир перетянет».

Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь,

что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, награду принял, однако на церемонии награждения

не присутствовал.

Читайте в библиотеках произведения Александра Солженицына:

Солженицын А.И. Собрание сочинений: В 9-ти т. / А.И. Солженицын.- М.: Терра, 1999-2001 — 2000.–(Мировая классика).

Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛАГ.Полное издание в одном томе / А.И. Солженицын; под. ред. Н.Д. Солженицыной.– М.: Альфа-Книга, 2012.– 1279с.: ил. –(Полное издание в одном томе).

Солженицын, А.И. В круге первом: Роман / А.И. Солженицын.- СПб.: Азбука-классика, 2003.– 768 с.

Солженицын, А.И. Двести лет вместе: в 2-х ч. / А.И. Солженицын.– М.: Вагриус. – 2006.– 542 с.

Солженицын, А.И. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика / А.И. Солженицын.- Екатеринбург: У–Фактория, 1999.– 750 с.–(Зеркало — ХХ век).

Солженицын, А.И. Матренин двор: рассказы / А.И Солженицын; худ. В. Бритвин.– М.: Дет. лит., 2014.– 220с.: ил. – (Школьная библиотека).

Солженицын, А.И. Один день Ивана Денисовича: рассказ / А.И. Солженицын.–СПб.: Азбука, Азбука–Аттикус, 2013.– 144с.

Солженицын, А.И. Раковый корпус: повесть / А.И. Солженицын.– М.: АСТ, 2010.– 512с.

Солженицын, А.И. Рассказы и крохотки / А.И.Солженицын.– М.: АСТ, Астрель, 2009.– 464с.–(Внеклассное чтение).

Литература о Солженицыне:

Еремин, В.Н. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Еремин В.Н. Сто великих поэтов. – М.: Вече, 2010. – С.378–383.–(100 великих).

Академик Александр Солженицын / С. Дмитренко. //Литература.–2008. N22.–С.22–25.N22.–С.4–7.

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) // Сто великих мастеров прозы. – М.: Вече, 2010. – С. С.452-458.

Кондратенко, Е.В. Нравственные уроки А.И. Солженицына / Е.В. Кондратенко // Педагогика. – 2009. — №8. – С.94-108

Мусский, С.А. Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) // Мусский С.А. Сто великих Нобелевских лауреатов. – М.: Вече, 2006. – С.94-100.– (100 великих).

Нива, Жорж. Феномен Солженицына: главы из книги / Ж. Нива. // Звезда. –2013.–N9.–C.200 –220.

Переписка Александра Солженицына с Корнеем Чуковским(1963 — 1969) / А. Солженицын, К. Чуковский. Подготовка текста, вступление Е.Ц. Чуковской. //Новый мир. –011.–N10. – С.134 –153.

Российские учителя и ученики читают Александра Солженицына: Специальный выпуск. //Литература. –2010.–N2.

Темпест, Р. Американский Солженицын / Р. Темпест. //Литература.­–2008.

Чалмаев, В.А. Александр Солженицын в жизни и творчестве / В.А. Чалмаев. //Литература в школе.–2011.–N5.– С.9 –14; N6. – C.16 – 20; N7 – С.7 – 11; N8. – С.15 – 19; N10. – С.10 – 14; N11. – С.11 – 17.

Чалмаев, В.А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. Глава VI. «Окаменелая наша слеза» («Архипелаг ГУЛАГ» – чаша страданий, трагическая страница истории) / В.А. Чалмаев. // Литература в школе. – 2012.–N1. –С.5 —11.

«ОН НЕ ПЕРВЫЙ. ОН, К СОЖАЛЕНИЮ, ЕДИНСТВЕННЫЙ».

Это об ИОСИФЕ БРОДСКОМ , лауреате Нобелевской премии 1987 года, большом русском поэте.

За «всеобъемлющее творчество, насыщенное

чистотой мысли и яркостью поэзии».

Читайте издание «Времени – о собственной судьбе» (к 75–летию И. Бродского).

Мы ждем вас в наших библиотеках. Читайте, думайте, обсуждайте!

Зав. ОИБО Лаптева Валентина

Орел - город юности Ивана Бунина, - готовится отметить 80-летие со дня вручения писателю Нобелевской премии.

"Один я был в полночном мире…"

Вероятно, немногие знают или помнят, что 10 декабря 1933 года шведский король Густав V торжественно вручил Нобелевскую премию в области литературы Ивану Бунину - первому из русских писателей, удостоенных этой награды. В Орле в музее писателя бережно хранят вырезки из газет того времени. Эмиграция ему рукоплескала (Бунин в то время жил во Франции). "Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии", - писала парижская газета "Новое русское слово". А в Советской России к известию отнеслись едко.

"В противовес кандидатуре Горького, которую никто никогда и не выдвигал, да и не мог в буржуазных условиях выдвинуть, белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матерого волка контрреволюции Бунина, чье творчество, особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обреченности в обстановке катастрофического мирового кризиса, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев", - писала тогда "Литературная газета".

А что же Бунин? Он, конечно, переживал. Но 10 декабря 1933 года, как написала западная пресса, "король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху". Вечером в Гранд-отеле в честь нобелевских лауреатов был дан банкет, где писатель выступил с речью. С особой горечью он произнес слово "изгнанник", вызвавшее у публики "легкий трепет". Нобелевская премия составила 170331 крону или около 715000 франков.

Значительную часть ее Бунин раздал нуждающимся, а распределением денег занималась специальная комиссия. В интервью корреспонденту газеты "Сегодня" он рассказал: "Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120000 франков… Знаете ли вы, сколько писем я получил о всепомоществовании? За самый короткий срок около двух тысяч таких посланий". И писатель никому не отказал.

Премиальные деньги скоро закончились, и Бунин жил все тяжелее. В 1942 году он записал в своем дневнике: "Нищета, дикое одиночество, безвыходность, голод, холод, грязь - вот последние дни моей жизни. И что впереди? Сколько мне осталось?"…

"Наш дар бессмертный - речь"

Два года назад музей Бунина в Орле скромно отпраздновал свое 20-летие. На юбилей пришли неслучайные и неравнодушные люди, очарованные бунинским умением толкования жизни, его взглядом на устройство мира, принципиальностью к человеческим поступкам и великой способностью воспевать любовь, одинаково тонко чувствуя ее волнующую силу и роковое коварство. Кстати, музей был открыт 10 декабря 1991 года, и дату выбрали не случайно - приурочили к годовщине вручения Нобелевской премии.

В его фондах среди прочих уникальных экспонатов хранятся серебряные поднос и солонка. Говорят, что именно на них писателю, когда он приехал в Швецию, эмигранты поднесли хлеб-соль. На обороте подноса выгравирована надпись: "Ивану Алексеевичу Бунину от русских в Стокгольме в память 10.12.1933 г.". А на солонке стоит монограмма "И.Б." и написано "От русских в Стокгольме в память 10.12.1933 г.". Известно, что Бунина несколько раз выдвигали на соискание Нобелевской премии. Впервые это произошло в 1922 году по инициативе Ромена Роллана.

Повторные попытки были предприняты в 1926, 1930 и 1931 годах. Но Нобелевскую премию писатель получил лишь в 1933 году. Фактически он получил ее за роман "Жизнь Арсеньева", которую многие до сих пор воспринимают как биографию самого писателя. Однако Иван Алексеевич от этого открещивался. Создатель и заведующая музеем писателя Инна Костомарова, великий труженик и исследователь творчества и жизни Бунина, рассказала, что английский перевод романа вышел в Лондоне в марте 1933 года.

А 9 ноября того же года Шведская академия решила присудить премию "Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Характер, надо сказать, непростой. Ведь даже судьба музея писателя сложна, как жизнь самого Бунина. Воспетый им Орел, которому писатель не раз признавался в любви в своих произведениях, до середины 1950-х годов даже имя Ивана Алексеевича если и произносил, то шепотом.

"И все ж придет, придет пора…"

Много лет Бунин в Советском Союзе был под запретом. И только после его смерти, в изгнании, во Франции, в СССР начали издавать его произведения, выборочно, с цензурой, клоками вырывая абзацы и выцарапывая неугодные строки. Так Бунин, до последних дней мечтавший вернуться на Родину, вернулся своими творениями. "Возвращение литературного наследия Ивана Бунина в Россию началось с издания в 1956 году его пятитомного собрания сочинений", - считает Инна Костомарова.

А отправной точкой увековечивания памяти писателя в нашей стране стало открытие в Орле в 1957 году зала, посвященного жизни и творчеству Бунина. Его создали в музее писателей-орловцев. С того дня коллекция бунинских меморий начала пополняться. Многие, знавшие писателя и хранившие у себя его вещи, бывало, сами выходили на связь или же их находили музейные работники. Коллекция росла, и скоро стало ясно, что в одном зале Бунину будет тесно.

В распоряжении музейных работников оказался, например, дореволюционный литературный архив писателя, переданный им на хранение перед эмиграцией старшему брату Юлию. После его смерти, в 1921 году архив достался племяннику писателя - Николаю Пушешникову. В 1960-1970-е годы вдова Пушешникова - Клавдия Петровна, - по частям передала большую часть архива в Орловский государственный литературный музей Ивана Тургенева - ведь собственного музея у Бунина еще не было. Да и сейчас он входит в структуру объединенного тургеневского литмузея.

По словам Инны Костомаровой, еще сложнее оказалась судьба парижского архива Бунина. Его унаследовал писатель Леонид Зуров, друживший с семьей Буниных В 1961 году он вступил в переписку с директором Орловского литературного музея о продаже через Минкультуры СССР всей обстановки парижской квартиры писателя. Он считал, что именно в Орле должен быть создан музей Бунина. Переписка продолжалась до 1964 года.

Несмотря на невысокую назначенную цену, Зуров получил отказ по причине "малоценности бунинского архива". И тогда его предложение приняла профессор Эдинбургского университета Милица Грин. Так парижский архив оказался в Великобритании, где хранится до сих пор. Некоторые предметы из него все-таки добрались до Орла - в конце 1980-х годов Милица Грин передала их сюда, в том числе те самые серебряные поднос с солонкой.

"У птицы есть гнездо, у зверя есть нора"…

Есть в музее и другие потрясающие экспонаты, которые обязательно надо видеть и от которых буквально захватывает дух, - книги, фотографии и портреты с автографами писателя и других известных людей: Федор Шаляпин, Антон Чехов, Максим Горький и другие, другие, другие. Есть тут даже пробковый шлем писателя - сувенир, привезенный из многих странствий по свету. А чего стоит хрустальная яхта работы Карла Фаберже, подаренная Бунину в день 25-летия его творческой деятельности! Шедевр, не иначе.

Еще большей, несомненно, ценностью обладают подлинные бунинские рукописи, среди которых есть неопубликованные. Прочитать их можно только в музее. Вот, под стеклом в одном из залов, состарившиеся листы из ученической тетради. Аккуратным почерком выведены стихи. Их автор - Ваня Бунин, ему всего 13 лет. Он только начинает искать себя в литературе и не скрывает, что подражает Пушкину, которому и посвятил первые работы. И рядом - его взрослые рассказы, исчерканные оттачиваемым пером строки.

К началу 1990-х годов орловская бунинская коллекция разрослась до крупнейшей в мире. И встал вопрос - где это богатство хранить, где показывать его людям? Сначала энтузиасты доказывали, что стране нужен музей Бунина, потом искали помещение. В Орле Бунин часто менял адреса из-за материальной нужды, и многие дома той поры не сохранились. Подходящий дом нашла Инна Костомарова - старинный дворянский особняк в "литературном квартале", где жили и работали многие известные литераторы.

"Ледяная ночь. Мистраль…"

Парадокс - в эмиграции имя Бунина стало известным всему миру, но жил он все-таки бедно. Печатался в эмигрантских издательствах, в разных странах, и, к счастью, нашелся человек, собравший коллекцию тех изданий - американский профессор Сергей Крыжицкий, один из крупнейших исследователей творчества Бунина за рубежом. Свой личный архив и более семисот произведений русских писателей, изданных за границей, он подарил орловскому музею.

Одна из комнат ныне напоминает читальный зал библиотеки. Такова была воля Сергея Крыжицкого, пожелавшего, чтобы переданные им книги были доступны для желающих. Но "сердцем музея" является не "читальный зал", а парижский кабинет Бунина. Он выделяется среди экспонатов. Много сил было приложено к тому, чтобы перевезти из Парижа личные вещи писателя. По сохранившимся фотографиям в точности и воссоздали бунинский кабинет.

Здесь стоит его простенькая кровать и два рабочих стола, на одном из которых, тоже простеньком, печатная машинка. Физическое ощущение присутствия Бунина в кабинете невероятно велико. Но оно возрастает в сто крат, когда комнату заполняет яркий голос писателя, вдохновлено читающего свое стихотворение "Одиночество". Век назад автор записал его на грампластинке, и запись каким-то чудом дошла до наших дней. Слушая ее, волнуясь, понимаешь, за что современники считали Бунина одним из лучших чтецов в стране…

"Сердце музея" охраняется бережно, с особой любовью и пристрастием, с почитанием, и, может, потому оно не переставало биться даже в самые трудные времена, питая надеждой на лучшее и самих музейных работников, буквально выстрадавших право Бунина на новую орловскую жизнь. Несколько лет из-за плохого технического состояния здания музей для посетителей был закрыт. В нем протекала крыша, а для музея это страшно. Но сейчас эти проблемы позади.

Помогли областные власти и меценаты, выделившие деньги для музея Бунина. Здание отремонтировали и создали экспозицию, над проектом которой много лет трудилась Инна Костомарова. Музей теперь открыт для посещений, он пережил трудные времена, "окаянные дни", но донес до нас то, что хранило время и близкие Бунину люди. А что же Бунин? Писатель больше не одинок, ибо он, как и мечтал, вернулся на Родину.

Объявлен конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Дедлайн 15 июля 2017 года.

Организаторы: Московский гуманитарный университет, Общество любителей российской словесности, Национальный союз негосударственных вузов, Национальный институт бизнеса, Институт современного искусства.
.

Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина - великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.

Жюри премии состоит из видных писателей, деятелей культуры и ученых. Председатель Жюри - Борис Николаевич Тарасов, известный литературовед и писатель, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой Литературного института имени А. М. Горького, член Правления Союза писателей России.

Аннотация конкурса:

Объявляя конкурс на соискание Бунинской премии за лучшие произведения в области поэзии, Попечительский совет премии исходит из бунинского отношения к русскому языку как высшему выражению духа и души русского народа. Бунин был непримирим к чрезмерной напыщенности, вульгарности и фальши. Он был обеспокоен тем, что в современной ему русской литературе терялись естественная простота и благородство художественной речи. В своей поэзии Бунин неизменно утверждал фундаментальные ценности русской словесности, дал образцы, которые и сегодня остаются примером высокого художественного вкуса и глубины постижения человека и его мира.

На соискание Бунинской премии может быть выдвинут автор, произведения которого вносят значительный вклад в русскую литературу и культурную жизнь. Премия присуждается авторам, опубликовавшим свои произведения на русском языке, как правило, в течение года, предшествующего году проведения конкурса. Это могут быть произведения автора, изданные отдельными книгами или в виде журнальных публикаций как в России, так и за рубежом.

Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru , наш телеграмм , одноклассники ,

Присланные на конкурс произведения проходят двухуровневую высококвалифицированную экспертизу, в которой участвуют литературоведы - доктора филологических наук из ведущих вузов и академических институтов. По итогам экспертизы Попечительским советом формируется «короткий список» претендентов на звание лауреатов Бунинской премии, который передается Жюри конкурса.

Правом выдвижения на конкурс обладают лауреаты Бунинской премии, союзы писателей, издательства, литературные журналы, филологические, гуманитарные институты, российские и зарубежные организации, ведущие изучение русского языка, вузы, в которых имеются кафедры русского языка и литературы, литературные критики, обозреватели и ученые - доктора филологических наук. Каждый из них может выдвинуть только одну кандидатуру.