Архитектурные памятники кубани. Культурно-исторические памятники мирового значения на кубани и их. Памятники г. Краснодара, посвященные воинам, отдавшим свои жизни вдали от родины

Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов


Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - КАСКАД ВОДОПАДОВ НА РЕКЕ АГУРЕ (В РАЙОНЕ СОЧИ); -ВОДОПАДЫ РЕКИ РУФАБГО; - ОЗЕРО СОЛЁНОЕ (ТАМАНЬ) - ТУРЕЦКИЙ ФОНТАН (ТАМАНЬ)

"Сердце Руфабго" Водопад Руфабго "Девичьи Косы"

На южном берегу Тамани, между мысом Железный Рог и Бугазским лиманом, расположено озеро Соленое. Летом озеро высыхает и на его поверхности остается слой поваренной соли, под которой скрывается пласт черной целебной грязи. Отдыхающие, ничуть не смущаясь, пользуются лечебными свойствами грязи прямо на озере. А потом, похожие на пингвинов издалека, идут "смывать с себя грязь" в Черном море, которое находится в 100 м от Соленого озера.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - ГУАМСКОЕ УЩЕЛЬЕ (АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН); - АХТАНИЗОВСКАЯ СОПКА (ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ); -СКАЛА ПЕТУШОК (ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ); -СКАЛА ПАРУС (ГЕЛЕНДЖИК); -СКАЛА ОРЛАН; -ПЕЩЕРЫ (СТАЛАКТИТЫ, СТАЛАГМИТЫ, СТАЛАГНАТЫ);

СКАЛА ПАРУС Автором этого величественного сооружения является матушка природа. Высота нерукотворного паруса достигает почти тридцати метров, и любой желающий может увидеть его, проехав полтора десятка километров южнее известного кубанского порта Геленджик. Завораживающий вид памятника дополняет роща знаменитой пицундской сосны, расположенная неподалеку от скалы.

Ахтанизовская сопка расположена в северной части Таманского полуострова на юго-западной окраине станицы Ахтанизовской Темрюкского района, в виде конуса, возвышающегося над уровнем моря на 67 м. На вершине сопки находится главный кратер эллипсовидной формы. В нем пузырится темно-серая, илистая масса. Время от времени она вдруг поднимается и переливается через края, растекаясь по склонам. Выделяющиеся пузырьки газа (преимущественно метана СН 4) создают впечатление будто грязь кипит, в действительности она холодная»

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталакти ты (греч. Σταλακτίτης - натёкший по капле) - хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.).

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается и кристаллики рассыпаются. И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно - сотни и тысячи лет. сталагмиты и сталактиты со временем срастаются, образуя СТАЛАГНАТЫ

БОТАНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - СОЧИНСКИЙ СЕЛЕКЦИОННЫЙ САД ПРИ НИИ ГОРНОГО САДОВОДСТВА И ЦВЕТОВОДСТВА; -СОЧИНСКИЙ ДЕНДРАРИЙ; -ДУБЫ: ВЕЛИКАН И ВЕКОВОЙ В АБИНСКЕ; ВЫСОКИЙ, ТИТАН, БОГАТЫРИ В КРАСНОДАРЕ; - МАССИВЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА, ФИСТАШКИ. КИПАРИСА; -ПАРКИ, АЛЛЕИ (ПАРК ПРИ КУБАНСКОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Одним из самых любимых мест отдыха сочинцев и особенно гостей города является Дендрарий. Это своеобразный музей природы, в котором собраны представители флоры не только Кавказа, но и многих стран мира. На площади более 49 гектаров мы можем увидеть около 1700 видов и форм растений со всего земного шара.

Необычный дуб растет во дворе дома на Орджоникидзе, 25 в Краснодаре. Остается только догадываться, сколько человеческих поколений перевидал он за свою жизнь – по одним данным дереву более трехсот лет, по другим - за четыреста, а если верить биоэнергетическому тестированию – 644 года. В любом случае дуб видел еще первых казаков, пришедших на Кубань 215 лет назад

Благодаря особому микроклимату, в Хосте сохранился уникальный памятник природы – Тисо-самшитовая роща. Роща является самым крупным участком диких зарослей древнего леса. Здесь можно увидеть 2000 -летний тис, высотой до 30 метров (он старше столицы нашей родины Москвы на 200 лет), и дуплистые старые липы; Тисовые леса – реликтовые, очень редкие – являются ценнейшими ботаническими и культурно-эстетическими памятниками природы мирового значения. Тис – вечнозеленое хвойное дерево, не содержащее смолу. Самшит – самое тяжелое дерево (тонет в воде). Растет очень медленно 1 мм. в год. Живет до 300 -500 лет. Это реликтовое растение третичного периода.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ГОРГИППИЯ (АНАПА); - МУЗЕЙ АТАМАНЬ (СТ. ТАМАНЬ); -ПАМЯТНИК КАЗАКАМ НА ТАМАНИ (ХУДОЖНИК КОСОЛАП); - СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР (АРХИТЕКТОР МАЛЬГЕРБ); -ПАМЯТНИК 200 -ЛЕТИЮ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Памятник в честь 200 -летия Кубанского казачьего войска, 1897 г. (восстановлен в 1999 г.), архитектор В. А. Филиппов, автор восстановленного памятника А. А. Аполлонов. Находится на пересечении ул. Красной и ул. Буденного

Свято-Екатерининский кафедральный собор. между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. . Свято-Екатерининский кафедральный собор, является главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа. Ещё Екатерининский собор называют Красным собором

Горгиппия – античный город, располагавшийся на месте центральной части современной Анапы. Город возник не позднее начала V в. до н. э. Первоначальное наименование города не известно. Наименование Горгиппия город получил в честь члена царского рода Спартокидов Горгиппа во второй половине V в до н. э.

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. На какой реке находится каскад водопадов в районе Сочи? А) Пшада б) Агура в) Руфабго 2. Что извергает Ахтанизовский вулкан? А) грязь б) мин. воду в) лаву 3. В районе какого города находится скала Петушок? а) Геленджик б) Горячий ключ в) Сочи 4. Архитектором памятника 200 -летию Кубанского казачьего войска является? А) Мальгерб б) Филлипов в) Косолап 5. Где находится знаменитый Турецкий фонтан? А) ст. Ахтанизовская б) ст. Северская в) ст. Таманская 6. Как называются сосульки, растущие с земли? А) сталактиты б) сталагмиты в) сталагнаты

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 -б; 2 -а; 3 -б; 4 -б; 5 -в; 6 - б. 6 баллов – « 5» 4 -5 баллов – « 4» 3 балла- « 3»

Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…

В Кубани огромное количество самых разнообразных памятников. На сайте сайт представлены наиболее значимые и интересные памятники Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Как гласит миф Древней Греции, Прометея обрекли испытывать постоянные боли: к герою ежедневно подлетал орел и клевал его печень, которая, когда наступал новый рассвет, снова становилась прежней. Но данный рассказ не сходится с легендой местных жителей. Этот непокорный герой был под охраной бога Ахына, руководившего скотом и побережьем Черного моря. Данный бог жил на горе Ахун около Орлиных скал. Он тщательно следил, как исполняется наказание, но одну девушку с именем Агура это не оставило в стороне, и ежедневно тайком она стала приносить воду несчастному.

    0 м до центра города

    Этот памятник посвящен победе наших войск над турками во время войны 1828-1829 гг. 1912 год – год его установления, к 75-летию основания города Сочи и 300-летию царского дома Романовых. Инициатором его постройки был отставной адмирал Л.Ф. Долинский. Пушка из чугуна была сделана по образцу 1807 года. Якорь был с русского корвета, утонувшего рядом с мысом Вардане, когда произошел шторм. Он долго находился на морском побережье около села Якорная Щель, которое находится в Лазаревском районе.

    0 м до центра города

    Знаменитые советские комедии знает весь мир, их герои стали любимыми для многих поколений. А комедии Леонида Гайдая и вовсе стали классикой комедийного жанра. Известные Шурик и Лидочка из кинокомедии «Операция «Ы» стали символом современных студентов Краснодара - ведь именно им посвящен памятник у Кубанского технического университета, который, с момента своего открытия, стал одной из любимых достопримечательной города.

    0 м до центра города

    На набережной находится монумент-памятник «Неизвестному матросу». Его образ поражает своей силой и могущественностью. Этот памятник - символ стойкости, мужественности и отваги, благодаря которым он устоял и за которые город был удостоен звания города-героя. Фигура матроса, изображенного с автоматом на плече, также является неким символом безопасности, веры в защищенность от любых врагов. Его взгляд устремлен на Цемесскую бухту, он является неким защитником, следящим за тем, чтобы ни противник не смог атаковать город.

    0 м до центра города

    Памятник находится в центре г. Сочи на проспекте Курортном, на территории сквера. Этот памятник сделан в честь выдающегося советского писателя Н.А. Островского, начало его творчества происходило в Сочи. Разработкой проекта памятника занимались ленинградский архитектор В.Б. Бухаев со скульпторами: В.Э. Горевский и С.А. Кубасов. Его открытие состоялось в 1979 году. Островский Н.А. является знаменитым писателем Советского союза, он родился на Украине 29 сентября 1904 года в Волынской губернии. У него был нестандартный ум.

    0 м до центра города

    Название поселку дано в честь русского форта Лазаревского в 1839 году. Сам же форт был так назван, в честь русского немало известного адмирала Лазарева М.П. Он родился в 1788 году, а умер в 1851 году. Это был не только очень известный мореплаватель, а также почетный член географического общества. Кроме того он же являлся членом многих иностранных обществ. Им и его командой было совершено несколько кругосветных путешествий. Был он и одним из главных участником при открытии Антарктиды. Уметь командовать не каждому дано. Это не просто давать команды, нужно делать так, чтобы команда была единым целым, иначе не добиться поставленной цели.

    0 м до центра города

    Набережную Адлера украшает скульптура, которая называется «Повелительница морей». Она представляет собой фигуру молодой красивой женщины с решительным и волевым лицом, которая восседает на 2 морских конях. Общее настроение композиции – энергичное, устремленное на борьбу, покорение. Скульптура была перенесена из другой части города, где она являлась центром фонтана. Фигура символизирует победу человека над, казалось бы, неукротимой морской стихией. Бесстрашие, воля, стремление – вот те качества, благодаря которым возможно завоевание природы.

    0 м до центра города

    Памятник доктору Айболиту – это уникальное творение. Нечто подобное есть в только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей Анапы и туристов 23 июля 2011 года, и на его открытии присутствовал сам мэр. Автор бронзовой скульптуры – Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Во-первых, Айболит станет символов всех отдыхающих, которые приехали в Анапу в санатории, чтобы улучшить состояние здоровья. Во-вторых, это уникальное творение отлично вписалось в общий городской пейзаж и сразу же полюбилось туристами.

    0 м до центра города

    Невозможно оставить без внимания такой памятник, как «Бюст Одоевского и пушка». Он установлен был в 1954 году, в том месте, где когда-то были руины форта. Памятник поставлен в память об известном поэте-декабристе А. И. Одоевском. Работал над его созданием известный скульптор И. Я Гуслева. Выглядит скульптура следующим образом: на каменном монументе установлен бюст поэта. Снизу можно прочитать надпись «Из искры возгорится пламя». Одоевский – один из восставших декабристов. Когда происходило восстание на Сенатской площади, он был одним из участников и за это его отправили в Сибирь на тяжелые работы.

    0 м до центра города

    В парке «Чистяковская роща» находится памятник краснодарскому народу, пострадавшему от рук фашистских захватчиков. Гитлеровские войска вступили в город 9ого августа 1942 года, оборона города продолжалась долгие 12 дней, после чего советские войска покинули город. А фашисты начали постепенно истреблять мирных жителей: первыми были евреи, потом больные, а дети были закопаны живьем, в конце было подожжено здание гестапо.

    0 м до центра города

    Афганская война осталась в памяти всей нашей страны. В 1979 году исламские экстремисты начали войну против всего человечества, советские войска вступили на защиту не только своей земли, но и всего мира. 15 февраля 1989 года последний советский воин – генерал Громов, прославившийся на всю страну своими подвигами. В этот день закончилась целая эра в истории СССР и других стран, и бравые солдаты возвращались домой с чувством выполненного долга, но, к сожалению, не все могли вернуться на родину.

    0 м до центра города

    История Краснодара богата событиями и неразрывно связана с казачеством. Как дань уважения всем казакам в городе восстановлен обелиск, посвященный двухсотлетию Кубанского казачьего войска. Первое открытие памятника состоялось в конце XIX века, в годы советской власти он был уничтожен большевиками и заново восстановлен в 1999 году к 300-летию казачьего войска на Кубани.

    0 м до центра города

    Интересный памятник, мимо которого нельзя пройти во время прогулки по центру города, воссоздает сюжет одноименной картины И. Репина. Знаменитый художник в конце XIX века посетил Краснодар, тогда еще Екатеринодар, для поиска вдохновения для своей новой картины. В то время на Кубани проживало много казаков, бежавших сюда в результате гонений Екатерины II. И именно с них, героев крымской войны, художник сделал несколько зарисовок.

    0 м до центра города

    Краснодар может похвастаться необычными памятниками, среди которых есть памятник кошельку. Огромный кошелек лежит прямо на тротуаре у одного из деловых центров Краснодара и привлекает внимание всех прохожих. Открытие этого необычного памятника было приурочено в 215 юбилею Краснодара и стало одним из подарков властей города горожанам.

    0 м до центра города

    Величественная архитектурная постройка из колонн, лепного антаблемента и большой арки носит памятное назначение. Здесь на 16-ти мраморных плитах высечены имена 289 Героев Советского Союза, а также Героев Российской Федерации, которые родились на Кубанской земле. Арка была возведена в 60-е годы XX века по проекту знаменитого российского архитектора Р. Райлова. Место было выбрано неслучайно – это бывшая соборная площадь города, на которой стоял храм А. Невского.

    0 м до центра города

    Современная скульптура автора В. Пчелина изображает двух влюбленных собачек. По идее Валерия эти собаки встретились первый раз под зданием, находящимся на пересечении улиц Красная и Мира и отправились на прогулку по центральным улицам города. Герои памятника одеты совершено по-человечески – на ней элегантное платье с легкомысленным шарфиком и зонтиком, а на нем – статное пальто и шляпа.