Тест литература направления литературы 20 века. Основные вопросы литературы XX века. Литература – xi класс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Жизнь и творчество немецкого романиста, поэта, критика и публициста Г. Гессе. Вступление в литературное общество, первый роман. Автобиографичность произведений Гессе, противоречие между природой и духом, телом и сознанием как основная тема его романов.

    презентация , добавлен 22.03.2013

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец "продуманной» литературы". Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе "Цветы для Элджернона".

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Герман Гессе как одна из самых сложных фигур западноевропейской культуры XX века. Краткий анализ книги "Процесс" Ф. Кафки. "Голодарь" как одно из самых прекрасных и трогательных сочинений Франца. Краткая характеристика проблематики толкования Кафки.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

    Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

    Задачи : повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

    6. «Отгадайте литературоведческий термин»

    1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
      (Аллитерация)
    2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
      (Оксюморон)
    3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
      (Антитеза)
    4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
      (Перифраз)
    5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
      (Параллелизм)
    6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
      (Ирония)

    III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

    IV. Домашнее задание.

    Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

    Литература :

    1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
    2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
    3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
    4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456
    1. В чем вы видите особенности развития рус-ской литературы XX века?
    2. Русская литература XX века развива-лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя-чих точек». Эти события нашли отраже-ние в создаваемых художественных про-изведениях различных направлений и те-чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте-тических позиций писателей. В начале ве-ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав-ными из которых были реализм и модер-низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо-шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите-ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко-торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело-веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус-скую литературу, основанную на пред-шествующих традициях.

      Литература русского зарубежья, а так-же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб-ражениям, пришли к читателю в основ-ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли-тературе вновь образуются различные те-чения и направления (например, постмо-дернизм и др.).

    3. Какое литературное направление является ве-дущим в русской литературе XX века? Ответ обо-снуйте.
    4. Ведущим направлением в русской лите-ратуре XX века является реализм при на-личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра-зить жизнь. Развивая традиции реалисти-ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату-роведении ведутся дискуссии о методе со-циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи-сателей был провозглашен в качестве ве-дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее-ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ-ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре-ализма и найти в них следование тради-циям русской классики XIX века.

    5. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев.
    6. XX век принес в литературу новые те-мы и проблемы, как-то: человек в изме-няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан-ской войны, судьбы людей в Великую Оте-чественную войну, нравственные пробле-мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав-ственные проблемы, особенно личных вза-имоотношений людей. Никогда не исчер-пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель-ства. Всегда актуальны раздумья о вос-питании будущих поколений и так на-зываемая проблема «отцов и детей», под-разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж-ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре-емственности жизненного опыта, вос-приятия мировоззрения и культурного бо-гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче-ская литература. Материал с сайта

      Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту-пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль-ные дворяне, воспитанные в университе-тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма-ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост-ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет-ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря-щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди-не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

    Контрольный срез знаний

    по предмету: «Литература» (II курс)

    I -вариант

    I уровень

    Варианты ответов

    Какое название получила литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи?

    А) Бронзового века

    Б) Серебряного века

    В) Золотого века

    Г) Железного века

    Эти течения русской поэзии XX века следует называть модернистскими

    А) реализм, романтизм

    Б) символизм, акмеизм

    В) комизм, лиризм

    Г) абстракционизм, социализм

    А) С.Есенин

    Б) В.Брюсов

    В) Н.Гумилев

    Б) С.Есенин

    В) М.Цветаева

    Г) А.Ахматова

    О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

    А) о смерти Анны

    Б) об убийстве Костылева

    В) о самоубийстве Актера

    Г) о расправе Василисы над Наташей

    Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

    А) С.Есенин

    Б) В.Маяковский

    В) Н.Гумилев

    Кому из персонажей пьесы М.Горького «На дне» принадлежит эта самохарактеристика?

    «Всю жизнь мою дрожала… Мучилась, как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…

    В) Квашня

    Г) Костылева

    Ниже приведен фрагмент из поэмы А.Б.лока «Двенадцать». Какой прием использует автор?

    Черный вечер.

    Белый сне.

    Ветер, ветер!

    На ногах не стоит человек.

    А) сравнение

    Б) антитеза

    В) олицетворение

    Г) эпитет

    Какой город описан в поэме А.Ахматовой «Реквием»?

    А) Москва

    Б) Волгоград

    В) Петербург (Ленинград)

    Г) Самара

    Назовите имя лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

    А) Александр

    В) Сергей

    Г) Михаил

    2 уровень

    11. Кто из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» так описывается?

    «С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом держать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее».

    12.Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит фразу «Рукописи не горят»?

    13. Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написал поэму о Христе? Укажите его псевдоним.

    14. Назовите фамилию главного героя рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

    15. Какая черта поэзии русского модернизма не имеет отношения к поэзии футуризма?

    Контрольный срез знаний

    по предмету: «Литература»

    II -вариант

    I уровень

    Варианты ответов

    Кто из перечисленных поэтов не представляет символизм?

    В) Брюсов

    Г) Северянин

    Кому принадлежат эти слова в пьесе М.Горького «На дне»?

    «Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница».

    Г) Бубнов

    Кто из представителей «старого мира», появляющихся на первых страницах поэмы А.Блока «двенадцать», сопровождает двенадцать и в финале поэмы?

    В) старушка

    В) жандарм

    А) Б.Пастернак

    В) В.Брюсов

    «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

    Б) В.Брюсов

    В) С.Есенин

    Г) М.Цветаева

    Какому персонажу пьесы М.Горького «На дне» принадлежит афоризм: «Ни одна блоха не плоха: Все черненькие, все – прыгают»?

    Кому из персонажей М.Булгакова «Мастер и Маргарита» соответствует данное описание?

    «Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала куриная кость».

    А) Воланд

    Б) Азазелло

    В) Берлиоз

    Г) Левий Матвей

    Кому из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» соответствует данное описание?

    «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд … текуч, неуловим».

    А) Коршунов

    Б) Г.Мелехов

    В) Корнилов

    Г) Листницкий

    Какой прием использует В.Маяковский в фрагменте из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

    В сто сорок солнц закат пылал,

    В июль катилось лето,

    Была жара,

    Жара плыла –

    На даче было это.

    А) антитеза

    Б) анафора

    А) Б.Пастернак

    Б) А.Куприн

    В) И.Бунин

    Г) Л.Андреев

    2 уровень

    11. Что является основным лейтмотивом пьесы М.Горького «На дне»?

    12. Определите название стихотворения А.Блока по ключевым строчкам:

    «В моей душе лежит сокровище,

    И ключ поручен только мне…»?

    13. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». По деталям интерьера определите владельца дома:

    «Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном - сирень, липа и клен».

    14.Из приведенного списка персонажей выберите только реальных исторических лиц, появляющихся в романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

    Астахов, Александр I , Николай II , Голицын, Коршунов, Корнилов, Багратион, Каледин, Листницкий, Подтелков, Кошевой, Меншиков, Долохов.

    Ключи верных ответов

    I -вариант

    1 уровень

    2 уровень

    1) Б

    2) Б

    3) А

    4) В

    5) В

    6) Г

    7) А

    8) В

    9) В

    10) В

    11) Григорий Мелехов

    12) Воланд

    13) Иван Бездомный

    14) Шухов

    15) камерность.

    II- вариант

    1 уровень

    2 уровень

    1) Г

    2) А

    3) Б

    4) Г

    5) В

    6) В

    7) Б

    8) А

    9) Г

    10) В

    11) Спор о правде – смысловой центр пьесы.

    12) «Незнакомка»

    13) Квартира Мастера в одном из Арбатских переулков.

    14) Астахов, Николай II , Коршунов, Корнилов, Каледин, Листницкий, Подтелков.

    15) Ю.Бондарев

    Экзаменационные вопросы:
    Проблематика и художественное своеобразие романа Горького «Дело Артамоновых».
    Основные особенности русской поэзии периода ВОВ.
    Судьба интеллигенции в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг».
    Общечеловеч и гуманистическое в романе Пастернака«Доктор Живаго». Лихачев о жанре.
    Творческий путь С.Есенина. Общечеловеческое в поэзии Есенина.
    Идейно-художественное своеобразие творчества Распутина. Анализ 2-3 произведений.
    Поэзия и судьба М.Цветаевой. Последствия революции, значение.
    Значение романа М.Шолохова «Тихий Дон». Современное восприятие.
    Значение деревенской прозы 50-80-х гг.20 в. в развитии русской литературы.
    Идейно-художественное своеобразие поэзии Пастернака.
    Роман Шолохова «Поднятая целина» и его значение.
    Значение романа Фадеева «Молодя гвардия» в литературе о ВОВ.
    Проблематика романа Фадеева «Разгром».
    Поэзия А.Вознесенского.
    Литературно-художественные группировки 20-х гг. 20 в.
    Основные особенности изображения ВОВ в современной прозе.
    Своеобразие постреволюционного творчества И.Бунина.
    Характеристика творчества писателей рубежа 20-21 вв. (Ерофеев, Битов, Толстая, Пелевин, Пьецух, Улицкая).
    Своеобразие поэзии новейшего периода (Бродский, Щербина, Кибиров).
    Антитоталитарное направление в рус лит кон.20 в. (Шаламов, Рыбаков, Волков, Солженицын).
    Эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина».
    Значение поэмы Твардовского «Василий Теркин».
    Своеобразие романа Леонова «Русский лес».
    Основные закономерности литературы периода ВОВ.
    Идейно-художественное своеобразие и значение сатиры Маяковского.
    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
    Смысл трагедии Мелехова в эпопее Шолохова «Тихий Дон».
    Основные особенности развития литературы в 30-е гг.
    Своеобразие творчества Твардовского.
    Значение военных повестей Быкова.
    Своеобразие послереволюционного творчества О.Мандельштама.
    Постмодернизм в отечественной литературе, отношение к нему.
    Идейно-художественное своеобразие творчества Астафьева.
    Основные особенности развития современной русской литературы.
    Значение и художественное своеобразие драматургии Горького.
    Основные закономерности развития русской литературы 20 в.
    Своеобразие творчества Астафьева.
    Творчество А. Платонова.
    Значение романа Платонова «Петр 1». Развитие жанра исторического романа.
    Литература русского зарубежья. Романы Набокова.
    Поэзия и судьба А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
    Нравственные проблемы в современной русской литературе.
    Проблема школ и юношества в современной русской литературе.
    Драматургия М.Булгакова.
    Роман Серафимовича «Железный поток.
    Основы закономерностей развития литературы 1945-1956 гг.
    Трилогия Федина об интеллигенции.
    Идейно-художественное своеобразие творчества Солженицына.