Стиви Уандер – поцелованный богом. Биография Stevie Wonder

Стивленд Хардэуэй Моррис или Стиви Уандер певец и композитор оказавший сильное воздействие на музыку ХХ века. Один из немногих создателей соула и R&B таких какие они сейчас есть.

Детство

Стиви родился 13 мая 1950 года в Сагино, Мичиган, в семье простых рабочих. В возрасте четырех лет его мать ушла от своего благоверного и перебралась с детьми в Детройт. Из-за врачебной ошибки мальчик с детства не мог видеть и мама, боясь, что он не выживет на суровых улицах старалась не пускать его на улицу. Сначала что бы мальчик не скучал и развивался она учила его читать. Затем она принесла ему гармонику и объяснила принцип игры на барабанах, для общения с другими детьми она отвела мальчика в церковный хор. С малых лет мальчик восхищался Рэем Чарльзом, который был так на него похож. Его кумир был слеп, как и они он тоже любил создавать музыку. Впервые талант Стиви заметили в 11 лет, один из сотрудников Motown услышал пение мальчика и предложил главному председателю компании послушать его. Берри Горди был так поражен талантом юнца что сразу же предоставил ему выгодный договор. Продюсер был так впечатлен что называл мальчика восьмым чудом света, так и образовалось его сценическое имя Стиви Уандер.

Ранние годы

Дебютные пластинки состояли из инструментальных произведений на гармонике и барабанах. Хоть талант мальчика и был неоспорим, но особого ажиотажа у публики два альбома которые были выпущены первыми не вызвали. В 1963 был выпущен истинный хит «Fingertips» помимо вокала Стиви играл на гармонике и бонго, эта композиция стала вершиной хит-парада R&B. После стремительно подъёма на вершины чартов Уандер получает приглашение в съемках кинолент «Muscle Beach Party» и «Bikini Beach». Ближе к концу 60-х Стиви приступает к работе в своей фирме как композитор и сочиняет «Tears of a Clown» которую исполнил Смоки Робинсон композиция стала мировым хитом.

В 1968 году Стиви решил поэкспериментировать и выпустил сборник под вымышленным именем Eivets Rednow, но особого восторга от публики не последовало. В 1970 году молодой человек берет в жены Сайриту Райт, которая была секретарём и композитором в его агентстве. Она участвовала в создании предстоящего сингла «Where I’m Coming From». Этот альбом стал началом серии пластинок с концептуальными идеями. До этого названия пластинки или сборника не совпадали ни с одной из песен, входивших в их состав. После этого многое в карьере певца меняется, он полностью пишет текст и аранжировку для каждой композиции. Так же в большинстве случаев является продюсером своих альбомов. Когда певцу исполнился 21 год он разорвал контракт с Motown из-за ограничения свободы в творчестве, которую он хотел. Горди осознавая, что он может навсегда потерять самого успешного музыканта его агентства предложил Уандеру заключить новый контракт на выгодных для него условиях.

Творческая свобода

Новая договоренность состояла из 120 страниц и давала певцу полную свободу действий и права на все песни, которые были и будут выпущены. В 1972 году он принялся за создание концептуального альбома. Певец уже очень давно хотел заняться чем-то подобным, но контракт, который он заключил в начале своей карьеры ограничивал его действия. Сейчас же когда у него была полная свобода действий он пишет «Music Of My Mind». Этот альбом отличался от всего что до этого делал Уандер новое звучание, новые правила. Раньше его альбомы состояли из переделанных хитов и небольших песен которые не превышали 3 минутный лимит. Окружающие его люди всегда поражались его трудолюбию и страсти, когда дело касалось музыки.

Стиви очень быстро освоил синтезатор что бы добавить в свои композиции нового модного звучания. В его песнях появляется бэк-вокал, электронные звуки и наложение одного инструмента на другой. Основная часть его песен имели глубокий политический и социальный смысл. Он всегда затрагиваю актуальные, а порой извечные проблемы человечества. Каждая из его композиций была связанная с другой и целый альбом в итоге показывал историю, четко отработанную с начала до конца. Конечно же все композиции были созданы музыкантом лично, так же аранжировка была практически вся оформлена Стиви. Только когда он использовал в песнях тромбон он приглашал к сотрудничеству Art Baron.

Золотой период

В конце 1972 года он публикует еще один альбом с заглавием «Talking Book». Этот сборник поверг в восторг всех и экспертов в музыкальной области, и мировую аудиторию. По уже сформировавшемуся обычаю Стиви фигурировал создателем своих творений лично. Этот альбом был настолько хорошо написан что абсолютно все дорожки, какие в него входили были спеты другими представителями музыкальной индустрии в измененных вариациях. Композиция «Superstition» стала образцом фанк-музыки и выдающимся примером использования Clavinet Hohner.

Не смотря на то что сборник по большей части оценивался как продукт фанк- музыки некоторые композиции были скорее альтернативным роком. Такое неоднозначное определение стиля стало причиной расширения его аудитории и добавления фанатов рока в его постоянную аудиторию. Вскоре у него стартовали гастроли по поводу выпуска нового альбома. Гастролировал он с новой, но довольно популярной рок-группой «Rolling Stones». Такой симбиоз на сцене увеличил заинтересованность «белой» публики. За этот альбом певец получил три «Грэмми» это были первые благодарности, которые он принял за свои труды. В 1973 году Стиви пригласили на новое шоу для детей «Улица Сезам» на котором он исполнил несколько популярных песен. Неожиданным и запоминающимся событием, связанным с этим сборником, стал факт того что один из каверов был записан кумиром Стиви, Рэем Чарльзом.

Эксперименты

Следующий не менее потрясающий альбом «Innervisions» выходит в августе 1973 года. Все композиции, входившие в этот сборник, заняли лидирующие строчки хит-парадов поп, R&B и фанк. Этот альбом оказался хоть и гениальным, но довольно сложным по набору эмоций, которые хотел передать певец. Радость от сочинения музыки, озабоченность социальными проблемами, призыв к расовому равенству. Этот альбом можно назвать экспериментальным так как Уандер использует для создания атмосферы в песнях окружающие его звуки. На одной из композиций слышны звуки магистрали, на другой плач его дочери которой был год на момент создания альбома. Он удостоился наградой «Грэмми» трижды за этот альбом и впервые за свою карьеру получил награду «альбом года».

Следующим хитом выпущенным в мир гениальным композитором и певцом был «Fulfillingness’ First Finale». Музыкальные эксперты отметили этот альбом как самый проникновенный из ранее написанных Уандером. Перед записью этого альбома певец попал в автокатастрофу, в которой очень сильно пострадал и пробыл в коме чуть меньше недели. Альбом был оценен по достоинству и награжден четырьмя премиями «Грэмми» и вновь занял позицию «альбом года». Он стал первым исполнителем, который выиграл в номинации «альбом года» три раза подряд.

Личная жизнь

О личной жизнь музыканта стоит упомянуть отдельно. У Стиви за всю его жизнь было не мало женщин. Первый брак распался довольно быстро, но благодаря рабочему фундаменту их знакомства бывшие супруги остались друзьями и в будущем работали совместно. Следующий роман был с Иоландой Симмонс и продлился довольно долго в брак пара так и не вступила, но девушка родила певцу двое детей. Будучи мужчиной серьезных лет, он вступил в брак с Карен Миллард в этом союзе у певца появилось двое детей. Следующей возлюбленной стала модель Томикой Робин Брэйси у пары родился мальчик в 2014 году. Всего у певца 9 детей от разных женщин, но несмотря ни на что он поддерживает каждого из них.

Книги о Стиви Уандере:

  • «The Wonder of Stevie: Stevie Wonder Fake Book»
  • «Stevie Wonder Greatest Hits»
  • «Stevie Wonder — Easy Piano Anthology»
  • «Stevie Wonder: Guitar Chord Songbook»
  • Во время записи альбома «Innervisions» Стиви Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой пробыл в коме около четырёх дней. На его голове остались многочисленные шрамы после операции. Тем не менее, именно этот альбом принёс ему целых семь премий «Грэмми».
  • В 2013 году Стиви Уандер к своей грусти узнал, что его бывший адвокат Йоханан Вигода обманул его самым банальным образом - воспользовался его слепотой. Йоханан был близким другом Уандера, ещё когда Стиви был 21 год, они подписали контракт, согласно которому Вигода получал 6% от авторских гонораров. Однако, он умолчал о том, что в контракте присутствовал пункт, закрепляющий право на получение денег и за семьёй Вигоды, после его смерти, причём пожизненно.
  • Во время участия в мероприятии в поддержку Барака Обамы, Мишель Обама вызвалась проводить музыканта на подиум для выступлений, однако они оступились на входе, и у Мишель не хватило сил поднять Стиви. Его реакция тут же сгладила всё неудобство ситуации, он сказал: «Поднимаясь, я так засмотрелся на будущую Первую Леди, что не заметил ступеньки».
  • Советско-российская рок-группа «Машина времени» посвятила Стиви Уандеру песню. На альбоме «Это было так давно…», записанном в 1978, а выпущеном в 1992 году, есть композиция «Посвящение Стиву Уандеру» на стихи Андрея Макаревича.

Награды:

  • 1983: Включен в зал славы композиторов
  • 1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла
  • «Орден Искусств и литературы» от Министерства культуры Франции
  • Объявлен посланником мира Организации Объединённых Наций

Когда семья маленького Стиви Уандера переехала в Детройт, его мать боялась отпускать своего слепого от рождения семилетнего сына играть на улицу. С этого, собственно говоря, и началась его будущая музыкальная карьера.


Чтобы как-нибудь скоротать время, маленький Стиви часами занимался тем, что отстукивал ложками на горшках и кастрюлях ритм, стараясь подыгрывать мелодиям, которые он слышал по радио. Со временем он научился и сам играть на нескольких музыкальных инструментах и начал выступать в местной церкви. Вскоре об одаренном мальчике знала уже вся округа.

Его известность достигла, если так можно выразиться, "критической массы", когда послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель Motown. Услышав исполнение десятилетнего музыканта, Горди тот час же подписывает с ним контракт. Первый альбом Уандера с Motown "12-Year-Old Genius" дал и его первый хит "Fingertips, Part 2". Вместе с артистами Motown мальчик отправляется на гастроли и записывает песни "Uptight (Everything"s Alright)", "For Once in My Life" и "I Was Made To Love Her".

Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки Motown были тесны для него. Едва ему исполняется 21 год как он оставляет группу, чтобы начать сольную карьеру. Уход из Motown был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера появляются записи, в которых сочетаются элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В конце концов, Уандер снова находит общий язык с Горди, и Motown помогает ему в реализации альбома "Music of My Mind". В 1972 году Стиви отправляется в тур с Rolling Stones, чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.

В период времени с 1972 по 1976 год Уандер один за другим создает несколько хитов, некоторые из которых стали уже классикой ("Superwoman", "You Are The Sunshine of My Live", "Superstition"). Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав черных и за достижение расовой гармонии (в том числе вместе с Полом Маккартни "Ebony and Ivory"). Уандер пишет знаменитую "We Are the World", посвященную борьбе с голодом. Не так давно за свой вклад в борьбу с апартеидом он удостоился личного приглашения и встречи с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, который произнес такие слова: "Стиви Уандер - мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением".

В 90-х Уандер записывает саундтрек к нашумевшему фильму Спайка Ли "Jungle Fever" и выпускает превозносимый критикой альбом "Conversation Peace", который потребовал восемь лет для своего завершения, но, по мнению знатоков, стоит затраченного на него времени. Долгая карьера Уандера замечательна не только тем, что он является, без сомнения, музыкальным гением, но и тем, что он на протяжении всего этого времени мужественно преодолевал многочисленные преграды и препятствия - и самое главное свой физический недостаток, слепоту. Взять хотя бы его участие в недавнем благотворительном аукционе, когда он сел за руль и проехал по сцене на знаменитом BMW Джеймса Бонда Roadster.


Имя: Стиви Уандер (Stevie Wonder)

Возраст: 65 лет

Место рождения: г. Сагино, США

Рост: 189 см

Вес: 84 см

Деятельность: певец, общественный деятель

Семейное положение: женат

Стиви Уандер - биография певца

«Иногда мне кажется, что быть слепым - это Божий дар, потому что я не продержался бы и минуты, если бы увидел мир, в котором живу», - сказал однажды Стиви Уандер. И действительно, глядя на музыканта, невольно начинаешь верить, что слепота может быть богатством, а не лишением.

Врачи больницы для бедняков в городке Сагино, штат Мичиган, не на шутку всполошились, когда к ним пришел посетитель. Еще бы - каждый здесь знал историю маленького Стиви Джадкинса, который по невнимательности врачей много лет назад потерял зрение. Знали и то, что мальчик вырос и стал знаменитым. И вот он здесь - явно пришел разнести все в пух и прах.

Но вместо скандала Стиви прогуливался по этажу, дотрагивался руками до стен, чему-то тихо улыбался. Он был рад оказаться там, где началась его биография, его жизнь...

Стиви Уандер - детство и семья

Стиви Уандер появился на свет 13 мая 1950 года в одном из американских городов штата Мичиган, настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис
Маленький Стиви родился недоношенным. Зрение мальчика и так было слабым, а после того, как его положили в инкубатор, и вовсе упало. Сказался избыток кислорода в поступавшей воздушной смеси.

Медсестры, отдавая мальчика матери, лишь грустно качали головами. Ну, как такой будет жить? Но Лула считала иначе: раз Бог дал дитя, значит, даст силы поднять его. Она понимала, что окружающий мир будет враждебен к ее ребенку, а потому с малых лет старалась учить мальчика приспосабливаться к нему. Вскоре он прекрасно ориентировался на слух, без труда передвигался в пространстве, по рассказам матери знал цвета и предметы. Учился читать Стиви по обычному букварю - помогали чувствительные пальцы, различавшие мельчайшие частицы типографской краски.


Отпускать сына одного на улицу Лула боялась, он все время был рядом с ней. Однажды мать заметила, что ребенок с удовольствием стучит по кастрюлям, причем получается интересная мелодия. Вот бы купить ему настоящие барабаны! Но где взять денег? Подарить Стиви его первый музыкальный инструмент - губную гармошку - удалось только на девятый день рождения. Мальчик с ней не расставался и устраивал настоящие уличные концерты. Затем последовало пианино, оставшееся после съехавшего с квартиры соседа, ударная установка, подаренная благотворительной организацией.

Стиви Уандер - музыкальной карьера

Мистер Уайт был поражен вокальными способностями 10-летнего ребенка и решил отправить его в продюсерский центр Motown. Директор центра, Берри Горди, послушав мальчика, произнес:

Знаешь, а ведь ты настоящее чудо! Кстати, именно этот псевдоним я и советую тебе взять!

Так Стивленд Джадкинс стал Стиви Уандером (с англ. wonder - «чудо»).

Мальчику предложили заключить контракт. Все деньги за работу должны были копиться на счету до его совершеннолетия.

О Стиви Уандере в то время никто не знал, поэтому все, что он мог, это выступать на разогреве у знаменитых артистов и ездить с ними на гастроли. Но и это было ему в радость. Благодаря юному возрасту и неуемной энергии мальчик совсем не уставал. Даже ночью, когда все мирно спали в тур-автобусе, он умудрялся сочинять песни.

Обычную школу пришлось бросить, и все же окончить учебу было необходимо. Решили отправить Стиви в специальное заведение для слепых на ускоренный курс. Стиви это не понравилось, и он, как мог, выказывал свое недовольство. Однажды ночью юный нарушитель спокойствия вылез из окна, чтобы сбегать в магазин за сладостями. Возвращаясь, он перепутал окна и оказался в спальне девочек. Сколько шуму поднялось! Сам Уандер лишь посмеивался, говоря, что промах был весьма удачным.

Стиви Уандер - личная жизнь

Поразительно, но у слабого пола Стиви пользовался бешеным успехом. Девушки теряли голову от его ухаживаний и комплиментов. Своих избранниц он не видел, но друзья рассказывали, что красотой они не блистали. Однако музыканта привлекало в женщинах совсем другое -голос. Если он был чарующим и манящим, Стиви пропадал напрочь.

К 20 годам Уандер в своей биографии уже имел внушительный список любовных побед. И, видимо, вдоволь нагулявшись, решил связать свою личную жизнь с Сайритой Райт - секретаршей, работавшей в Motown. Это был союз не столько любовный, сколько творческий. Сайрита тоже сочиняла стихи и музыку, даже записала несколько композиций вместе с мужем. К тому времени Стиви был уже известным исполнителем. Продюсер сделал ставку на лирику, и в 1970 году Стиви Уандер получил свою первую «Грэмми».

Слушатели были в восторге от хитов музыканта, от каждого из которых слезы наворачивались на глаза. А вот сам Стиви вскоре устал от слезливой романтики. Он повзрослел и стал интересоваться куда более важными вещами - политикой, обществом, вопросами равенства. Личная встреча с
Мартином Лютером Кингом окончательно поменяла его взгляды. Не выдержав, он однажды честно сказал Берри Горди: «Как только я стану совершеннолетним, тут же возьму свою карьеру под контроль. Мне кажется, вы меня плохо знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

13 мая 1971 года, после бурной вечеринки по случаю 21-го дня рождения, на столе у продюсера лежало заявление. Оно гласило, что его подопечный Стиви Уандер не желает продлевать с ним контракт.

Брак Стиви с Сайритой оказался недолгим - жена застала его в супружеской постели с другой женщиной. Уандер не стал отпираться: что поделаешь, если его любви хватало на всех?

Стиви Уандер - песни и альбомы

Теперь, не связанный никакими узами, он мог день и ночь творить. Больше всего его увлекали технические новинки. Тогда как раз начали появляться первые синтезаторы и сложные музыкальные установки. Впервые сев за такую, Стиви отчаялся, полагая, что никогда не сможет освоить столь огромное количество клавиш. Тем не менее на свой страх и риск заказал студию с полным оснащением и решил записать на ней новые композиции. Получилось 30 полноценных песен и около 200 незаконченных. И это всего за год!

Композиции вышли удивительными. Длинные -по 6-8 минут - они были сложными по звучанию и текстам. Уандер пел о том, что его волновало, о мире, своей стране, противостоянии черных и белых. Композиции вызвали живейший отклик.

Продюсерский центр Motown решил не терять талант, им же и взращенный, и Стиви предложили 7-летний контракт и 13 миллионов долларов - беспрецедентный случай! Грех было отказываться.

Альбомы следовали один за другим. Этот музыкальный поток прервался лишь однажды: 6 августа 1973 года на автомобиль Уандера упало бревно с ехавшего рядом грузовика. Музыкант получил тяжелую травму головы и четыре дня провел в коме. Но кто-то сверху решил, что умирать ему еще рано.

Слушатели со временем привыкли, что каждое новое произведение Стиви Уандера становится хитом, и меньшего от него не ждали. А сам он однажды не выдержал - устал от чрезмерного внимания. На несколько лет музыкант ушел в тень, ища вдохновения.

И нашел его - в 1993 году в африканской Гане. Он пробыл там полтора месяца, за которые успел написать 40 новых песен. Но следом -новое затишье.

Стив Уандер сегодня

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших развитие «черной» музыки середины XX века

Даже падкая на комплименты американская пресса, особенно когда денежный эквивалент обсуждаемого персонажа не подлежит сомнению, не разбрасывается словом «гений». В отношении Стиви Уандера (Stevie Wonder) это понятие употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся. Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза... Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам — из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.

Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз — ретинопатию — которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится — и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово «wonder» просто констатировало очевидный факт — чудо было налицо. В команде с «маленьким чудом» работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: «A Tribute to Uncle Ray», который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй — «The Jazz Soul of Little Stevie», инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.

Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный «The 12 Year Old Genius» («12-летний гений»). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой «Fingertips». Изданный в качестве промо-сингла «Fingertips, Pt. 2» с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом «The 12 Year Old Genius» стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.

Еще несколько синглов, запущенных вдогонку «Fingertips, Pt. 2», конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы — у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.

14-летний Уандер, уже без приставки Литл («маленький»), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом — в традиционной стилистике Motown — «Uptight (Everything’s Alright)», который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл «Nothing’s Too Good for My Baby». Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана «Blowin’ in the Wind» и кавер «A Place in the Sun» из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.

Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: «Hey Love», «I Was Made to Love Her» (#2 в поп-чарте), «For Once in My Life» (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года «For Once in My Life». Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day», «You Met Your Match» и «I Don’t Know Why».

В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 «My Cherie Amour» (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday». 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» (Тор 25 поп-рейтинга). Он же — соавтор композиции «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours», которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles «We Can Work It Out». Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь «It’s a Shame» для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня «Tears of a Clown» оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.

1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом «Where I’m Coming From», который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент — безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, «If You Really Love Me». Но не это было главным. LP «Where I’m Coming From» — это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.

Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).

Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку «Music of My Mind». Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. «Music of My Mind» отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем — социальных, расовых и духовных.

Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.

Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке «Talking Book» (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка «Superstition» и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе «You Are the Sunshine of My Life» (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.

Как ни удивительно, но его следующий альбом «Innervisions» (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг «черных» альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто «Living for the City» и образец глубокого психологического самоанализа «Higher Ground» возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года «Innervisions» был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии — за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.

Следующая запись артиста «Fulfillingness’ First Finale» (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный «Boogie On, Reggae Woman» (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона «You Haven’t Done Nothin’» (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали «Fulfillingness’ First Finale» альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены «Stevie Wonder Presents Syreeta».

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» — кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» — темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие — он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.

Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки «Journey Through the Secret Life of Plants». Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит «Send One Your Love», даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.

Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом «Hotter Than July» (1980). Пронизанная ритмами реггей песня «Master Blaster (Jammin’)» вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция «Happy Birthday» с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения «Hotter Than July» оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что — как это ни странно — именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.

В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни «Ebony and Ivory», посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков «Original Musiquarium I», охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: «That Girl» и «Do I Do» (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера «The Woman in Red». Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция «I Just Called to Say I Love You». Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.

Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск «In Square Circle» появился в продаже, предваряемый синглом «Part Time Lover» — последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей «In Square Circle» достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.

Студийная работа 1987 года «Characters», его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит «Skeletons». Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму «Jungle Fever» режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала «Conversation Peace» (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу «For Your Love» победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: «лучшая песня» и «лучший мужской вокал».

Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера «Pastime Paradise», сэмплировав его в энергичном рэп-треке «Gangsta’s Paradise». Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface «How Come, How Long» (1996 год).

Последний на сегодня альбом музыканта «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского Billboard 200. Она получила массу положительных отзывов от критиков и достигла золотого статуса по итогам продаж на территории США.

Летом 2007 года после 20-летнего перерыва Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности, начав американское турне «A Wonder Summer’s Night». Оно стартовало 23 августа концертом в Сан-Диего и прошло в 13 городах, завершившись в Бостоне 20 сентября.

СТИВИ УАНДЕР – СЛЕПОЕ ЧУДО

В отношении понятие «гений» употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся.

Только представьте, до 90 % всей информации о внешнем мире человек получает зрительно. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного канала не могут быть такими же развитыми, как другие. Легендарный – один из таких людей. Он смог стать одним из основоположником классического соула и R’n’B, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен» и заслуженно награждают музыкальными премиями.

Маленький Стиви

Наверное, так должно было случиться, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, 1950 года, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп. Мать будущего гения Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром, попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнду Джадкинсу едва исполнилось 3 года, когда семья в поисках лучшей доли переехала жить в индустриальную столицу Америки – Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось пять сводных братьев и сестер.

Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Если удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду. А когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому соседа, который оставил мальчугану целое пианино, а ударную установку приобрела для слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей.

Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему , пел на улицах и в церковном хоре. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы The Miracles, решил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего слепого паренька лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дяденьки. Вундеркинд понравился его другу, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень – настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис превратился в Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт. Все его гонорары помещались на накопительные счета в банке до совершеннолетия.

Один росчерк пера – и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Четыре месяца турне с именитыми музыкантами, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком.

Став постарше, Стиви начал было курить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом.

Стиви Уандер – сам себе продюсер

Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но работодатель уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру».

История умалчивает, серьезно ли восприняли тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища Little еще в 1964 году. Как и обещал Стиви , на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия на столе у шефа лежало письмо от адвоката, который сообщал, что все контракты его клиент расторгает. Горди был в шоке. Уандер , кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как фирма заработала на нем не меньше 30.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, кода решается продюсировать собственные песни в следующем альбоме. Здесь же он дебютирует как кларнетист, а фирма Горди Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое.

В 1971 году все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские компании.

Закоренелый трудоголик Стиви Уандер

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реализации Уандеру помогают двое из Нью-Йорка – Малколм Сесил и Роберт Маргудефф. Поскольку Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их все в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие синтезатора. После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время, работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в его арсенале было 35 полностью завершенных композиций и еще 200 начатых!

И снова Горди

Хочется отметить, что четыре следующих работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере. «узаконил» применение синтезаторов в «черной» музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию. В его следующем альбоме «Innervisions» также все выверено и сфокусировано на деталях. Кстати, во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой его четыре дня не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Именно за этот альбом получил целых три премии Grammy, и его популярность с годами только растет.

Все эти годы без фирмы Motown Уандер вел тайные переговоры со многими звукозаписывающими компаниями Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви , безусловно, стоит этих огромных денег.

Стиви Уандер – любимчик женщин

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви . Как мы уже говорили, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Женился он в очень раннем по американским стандартам возрасте. В 1970 году Стиви взял в жены коллегу по фирме, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: достойного пояса верности и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви , хлопнула дверью и подала на развод. Они поддерживали дружеские отношения, а он так больше ни разу и не женился, хотя и имел детей от своей подружки Иоланды Симмоне.

с женой Сайритой Райт

P. S. стал уделять больше времени благотворительным проектам, кампании против распространения СПИДа (чем вообще никто среди чернокожих не занимался в то время), писать и продюсировать для других: , Eurithmics. Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил целых восемь лет.

Активную музыкальную деятельность после 20-летнего перерыва продолжил в 2007 году турне по Америке. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху.

ФАКТЫ

С 1962 по 2005 год музыкант записал 30 альбомов. За свою карьеру он 26 раз получал премию Grammy. стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «черной» музыки – рэп, ритм-энд-блюз, фанк и соул конца ХХ века.

Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989) и «Зале славы композиторов» (1983). Он также является лауреатом премии.

Известен не только как музыкант, но и как политический активист и защитник прав афроамериканцев. Он, например, был участником кампании 1980 года, выступающей за придание дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер записал песню «Happy Birthday» в поддержку праздника.

Одна из самых популярных композиций «I Just Called to Say I Love You» стала саундтреком в фильме «Женщина в красном» и завоевала «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшая песня к фильму. посвятил эту награду Нельсону Манделе (известному борцу за права человека и политическому деятелю ЮАР). Мандела в то время находился в заключении, и власти ЮАР в ответ на заявление Уандера запретили в стране его песни.

Обновлено: Август 28, 2018 автором: Елена