Произведения о мести. Аргументы по проблемам (из сочинений учеников)


Месть и великодушие - В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Сочинение на тему Месть и великодушие

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают - со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих "минусов", становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это - деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. "Люби ближнего и прощай все несправедливости". А потому я считаю, что месть - это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один - в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность - это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество - это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, - это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек - это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений - творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала "творческий ученик", "творческий учитель". Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: "Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета". Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть - единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть - острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт - правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет - кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе - лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане - убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»

Наверное, надо подняться высоко - в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж - наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Великодушие и эгоизм - антонимы в русском языке и антонимы в жизни.
Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие - сложение двух основ - великая душа.
Эгоизм - основа слова - эго - "я".
Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.

При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.
В них говорит то самое "я", которое заложено с самом слове - эгоизм.
А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.
Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.
Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм - это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни - рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм - это не только отделение себя от остальных, эгоизм - это, прежде всего, одиночество.

Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Месть - порождает зло,а зло влечет за собой кару.
Месть - это последнее, что остается у человека.
Человека одиного, безнадежного.
Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.
Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?

Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать. Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.

Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.
Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: "Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!"

У А. Дюмы есть замечательный роман "Монте-Кристо", в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть - это отчаянный поступок.
Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

/ / / Что такое великодушие?

Слово «великодушие» образовалось от словосочетания «великая душа». Лексема «великий» толкуется как то, что превосходит другие предметы (явления). Выходит, что великодушным можно назвать человека с большой душой, которая может уместить не только собственные страдания, радости, но и чужие.

Великодушие – это качество человека, позволяющее ему проявлять доброту, щедрость. Великодушный человек всегда открыт для других. Он никогда не откажет просящему, требующему какой-либо помощи. Синонимы ко слову «великодушие» – доброта, милосердие. Великодушие – понятие несовместимое со скупостью, корыстностью.

Указанное качество воспевали многие писатели, поэтому литература – прекрасный помощник в поисках ответа на вопрос, что такое великодушие. Главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека» пережил ужасы войны. Судьба не жалела мужчину: на фронте его ранили, потом взяли в плен. Самым же большим потрясением стало известие о смерти жены и дочери. Супругу Андрей любил больше жизни, как и дочь. Единственное что его утешало: сын остался жив. Вскоре Соколов узнал, что его сын Анатолий тоже отправился воевать, благодаря мужеству и незаурядному уму парень быстро дослужился до капитана. Отец гордился сыном, но счастье продлилось недолго: в 1945 г. Анатолий погиб.

Можно только представить, что чувствует человек, потерявший всех родных. Тем не менее, герой не ступил на тропу мести, не взялся за рюмку. Он продолжал честно трудиться, по возможности помогал другим. Судьба вознаградила Андрея Соколова. Как-то он встретил мальчишку-сироту Ваню. Мужчина не задумываясь, сказал Ване, что приходится ему отцом. Вот оно, настоящее великодушие. Человек с израненной душой сумел подарить сердечную теплоту ребенку. И это при том, что сам Соколов жил небогато: от работы на грузовике его отстранили, а на месте его дома осталась воронка.

Этот пример показывает, что великодушие – это проявление доброты к ближним, желание дарить им счастье. Однако, если человек действительно великодушен, его стремления обязательно сопровождаются соответствующими поступками.

В начале поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» главный герой вспоминает, как однажды возвращался с «немецкой» стороны вместе с отрядом. Русские солдаты отступали. В деревне, захваченной немцами, служивых приняла женщина. Она накормила защитников, уложила спать. Добрая женщина не обращала внимания на то, что перед ней солдаты, которые «отдали» родные земли фашистам. Думаю, она смогла простить ребят, ведь понимала, что от их воли зависит мало.

Можно сделать вывод, что великодушие – это качество, которое проявляется в добрых, бескорыстных поступках.

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы - тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие - это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», - говорится в Библии.

В художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе - действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине - женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе - образ Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе - герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе - отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека - основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна - учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего - это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», - говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие - патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его - спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» - изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник - безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее - большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его - это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него - спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости - чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

«Бочонок амонтильядо»

Тема инкапсуляции (замуровывания) часто встречается в произведениях о мести. Рассказ Аллана По (1846) «Бочонок амонтильядо» является классическим примером сюжета о мести и отражает описанную выше динамику. Рассказчик/мститель начинает историю со слов о том, что он перенес множество издевательств и унижений со стороны своего друга Фортунато и решил отомстить ему, когда его поведение стало оскорбительным. Именно в этот момент, когда появилась фантазия о намеренном и осознанном унижении со стороны друга, начинает оформляться план мести. (При этом в рассказе нет никаких пояснений о том, как именно и чем он оскорбил его.) Рассказчик бессознательно ощущает нанесенное ему оскорбление как садистическую инкапсуляцию, что становится очевидным именно в выбранном способе мести: он играет на нарциссизме Фортунато, который считал себя большим экспертом по винам,заманивает его в винный погреб и замуровывает заживо в одной из ниш.

Рассказ также намекает нам о существовании мучительной связи между желанием нарцисса быть признанным и его уязвимостью перед тем, что его могут забыть и «замуровать». Мститель должен очень близко подойти к объекту, почувствовать взаимопонимание и «заключенность» в сознании другого. Для этого могут быть две причины: ощущение наличия дистанциив отношениях с объектом мести или ее «непробиваемости»;либо желание мстителя получить недостижимое чувство единения с другим. Не зависимо от причины, мститель встраивается в фантазию объекта мести, видит ее слабые места; далее некоторые аспекты его Я исключаются из разыгрываемой ситуации и внимания объекта мести, что позволяет начать создавать оборотную сторону садистичной фантазии об инкапсуляции. С этой точки зрения мститель является тем, кто ощущает себя в постоянной опасности из-за потери своего индивидуального смысла. Если он отдаляется от воображающего родителя, то теряет ощущение единения с тем, кто подтверждает смысл и значение его индивидуального опыта; если же он приближается, то болезненно переживает, как его история сплетается с воображением другого, теряется в ней и размывается окончательно.

Кузина Бетта

Роман Бальзака «Кузина Бетта» (1846) позволяет еще глубже рассмотреть психологию хронической мести. Практически каждый герой книги ощутил на себе ее влияние в том или ином виде, а сюжет романа со всеми его хитросплетениями и встроенными мини историями является очень сложным. Тем не менее, главной героиней является Бетта, бедная старая дева, которая разрабатывает более-менее успешный план уничтожения всей семьи Хуло в качестве мести за то, что Аделина (ее двоюродная сестра) «присвоила» себе Венсислава, молодого человека, которому Бетта отдала всю свою душевную любовь и «заключила» в роль сына и поклонника.

В Бетте Бальзак отразил многие черты человека, одержимого местью.Ее детстсво было наполнено завистью и несчастьями. Она была обделена талантами и способностями в отличие от ее кузины Аделины, ее обучают выполнять тяжелую работу, а Аделину берегут для более высоких целей. В детстве Бетта направляет на Аделину всю свою злость и ярость. Далее она подавляет свою зависть к кузине и с горечью наблюдает, как она выходит замуж за богатого барона Хуло.При помощи родственников, которых она практически ненавидит, Бетта пытается открыть свое дело, но все разваливается из-за текущих политических событий, которые привели Бетту к «сознанию своего собственного ничтожества в этом вечном круговороте людей, их интересов и дел» (с. 36). Она вернулась к положению обозлившейся эксцентричной старой девы.

Гнев и ярость Бетты набирают силу, когда она узнает, что Венсислав влюбился в дочь Аделины, что и положило начало движению колеса мести. Те проклятия и муки, которые она желает своим жертвам, отражают те мучения и унижения, которым подвергалась она. Она желает им бедности, унижений, предательства со стороны любимых. Ее желание отомстить становится ненасытным и, как часто бывает, самодеструктивным, поскольку разные хитросплетения ее плана вступают друг с другом в противоречие.

В романе Бальзака, как и в случае г-жи А, мы слышим мотивы инкапсуляции и расщепления. Описание Бетты оставляет ощущение обманчивой оболочки, которая едва ли отражает ее внутреннее содержание. Ее гнев предстает как примитивный и животный. Она переживает его, как неудержимый приступ, угрожающий затопить и уничтожить ее в прямом смысле слова. И тем не менее, она способна надеть маску инграциации и спрятать под ней свою ярость - хитрость срабатывает, поскольку другие люди не проявляют к ней искреннего интереса.

Чувство расщепления внутреннего и внешнего и его последствия помогают Бетте разработать план мести: она управляет сознанием жертв изнутри, разжигая их собственную злость и заставляя нападать друг на друга. Она не действует открыто, в глазах других героев Бетта поддерживает образ слабой женщины с незначительными возможностями. Несмотря на то, что для реализации ее замысла требуется подробный план действий, он остается скрытым не только от героев произведения, но и от читателя, которому иногда удается увидеть те или иные его части.

В произведении также присутствует мотив цивилизованного способа мщения, который на самом деле основан на более примитивном, что неоднократно повторяется в самой структуре романа, где одна история переплетается с другой. Также важен тот факт, что вся структура произведения, его некоторые сцены являются переплетением (инкапсуляцией) истории Бетты и Адалин. Главной героиней является Бетта, но роман начинается и заканчивается историей жизни Адалин.

Он начинается с описания событий в семье Хуло: барон Хуло увел девушку у другого молодого человека по имени Кревель и потратил на нее все деньги семьи. Кревель замышляет месть и расстраивает свадьбу дочери барона Хуло, Гортензии, сказав ее жениху, что у ее семьи тяжелое финансовое положение. Далее он решает соблазнить Аделин, жену г-на Хуло, предложив ей некую деловую сделку в обмен на секс, тогда у семьи снова будут деньги, и свадьба дочери состоится. Действие романа начинается, когда Кревель приезжает в дом семьи Хуло, чтобы сделать Аделин данное предложение.

Первые страницы становятся сценой для разворачивания многочисленных связанных между собой историй. Бальзак проводит читателя по улицам и дому барона Хуло, когда приходит Кревель. Бетта и Гортензия выходят из комнаты, в которой происходит разговор Аделин и Кревеля. Когда план Кревеля проваливается, нас проводят по саду, где Бетта и Гортензия разговаривают с Венсиславом. Далее Бальзак продолжает разворачивать историю жизни Бетты и ее переживания.

Стены дома и сада символично «отгораживают» друг от друга разные истории. Снаружи дома находится сюжет о том, как Хуло увел девушку у Кревеля. В центре дома (в комнате) разворачивается треугольник Кревель-Хуло-Аделина, а в саду происходит более простая линия Бетты-Гортензии-Венислава. В тоже время, приход Кревеля запускает череду событий, которые созвучны с переживаниями, связывающими все три пространства историй воедино. Кревель приносит в дом барона Хуло рассказ о том (и информирует об этом его жену), какую беду навлек на их семью барон Хуло. Отказ Аделины от предложения Кревеля окончательно расстраивает свадьбу ее дочери Гортензии и заставляет ее начать поиски подходящего мужа, что запускает историю отношений между Гортензией, Венсиславом и Беттой.

Бальзак использует Аделину и Бетту как катализаторы историй друг друга, они своего рода антагонисты, по-разному обращающиеся со злостью и болью. Аделина предстает перед нами как человек без какой-либо тайной злобы, сохраняющий верность своему мужу, несмотря на его предательство. Бетта же описывается как злобная, язвительная, мстительная, без доли сострадания к тем, кто обидел ее. Кажется, будто обе героини являются частями одного персонажа. Сам стиль повествования, при котором истории обеих женщин вписаны одна в другую, но тем не менее, разведены, может быть отражением единой сложной системы фантазий одного человека, одержимого идеей мести.

Если рассмотреть Аделин в качестве главного персонажа, то мы увидим, что героиня Бетты – это тот самый способ обращения с гневом, при котором происходит его расщепление и удержание внутри себя. С этой точки зрения начало романа – реакция Аделин на новость об измене мужа - носит символический характер. Кревель становится посредником в этой истории предательства; барон Хуло не присутствует в данной сцене вообще. Тем не менее, гнев и шок Аделины слишком сильны и не могут быть удержаны при помощи спокойствия и прощения, она направляет свои чувства внутрь, на ту историю, которая кажется не имеет к ней никакого отношения, и гнев оживает в образе мстительной Бетты.

В этом контексте центральное положение героини Бетты можно рассмотреть, как регрессивное переключение в более примитивное и агрессивное состояние, скрыто действующее при нанесении нарциссической травмы такому человеку, как Аделин –та самая динамика «падения в ненависть».В системе регрессивной фантазии – мир глазами Бетты – рассказ Бетты, который вписан в историю Адалин и в тоже время отделен от нее, обретает несколько иной смысл. Ощущение, что ее собственная история вписана в историю кузины и остается не признанной как отдельная, отражает переживаемые Беттой беспомощность и незначительность, которые и становятся причиной желания отомстить. Фантазия о том, что ее история вплетается в историю Аделины, заставляет Бетту чувствовать себя оскорбленной и обиженной: в мире существует обидчик, виновный, а не простая череда несвязанных событий ее жизни. Бальзак акцентирует важность данной мысли тем, что Бетти наблюдает поведение Гортензии, начинает что-то подозревать и находит виновного во всех своих бедах - Аделин.

История Аделин является основой для истории Бетты, но они «разведены» друг от друга в произведении, что соответствует образу родителя, фантазирующего что-то о своем ребенке. Аделина является частью Я, которая идентифицируется с фигурой дистантного, неведающего родителя, а Бетта – это часть Я, которая идентифицируется с ребенком, чьи чувства и переживания должны были оставаться в секрете. Описание обеих героинь подтверждает наше предположение: чтобы справиться со своими чувствами Аделине «закрывать глаза и затыкать уши» (с. 30). А необходимость Бетты встраиваться в истории других привело к появлению травмы, которая помешала ей создать свою отдельную историю. Как описал Бальзак: «Зависимое положение бедной девушки уже само по себе как бы обрекало ее на бессловесную роль» (с. 39).

РасщеплениеЯмстителянапослушноеизлопамятное, мстительноесогласуетсясописанием Wurmser (2000) расщепленного представления о себе, которое диктуется ригидным и осуждающим суперэго.Темнеменее, моевниманиекрасщепленнойфантазиимстителяовоображающемивоображаемомприводитнаскпониманиюсложностиструктурыкаждойстороныЯрепрезентацииитогоспособа, которымэтисторонысвязанысобразомвоображающегородителя, которыйпереживаетсякакцентральная фигура, от которой зависит выживание и непрерывность смысла.

Хотянапроизведениялитературынеследуетсмотретьтолькокаккакнаисториюопатологиичеловека (Spitz 1988), в романе Бальзака мы находим маркеры примитивной агрессии и представление о мире объектов мстителя. ПерсонажБеттыописанмеждустрок, онавсегдавиднасловнонанекоторомрасстоянии. Онапредстаетпереднамивобраземонстра, еебезграничнаяненавистьпросто не поддается описанию. Ход размышлений других героев произведения описан не очень детально, они скорее являются отражением личной истории и характера писателя. ХотяначалоисторииБеттыоченьнапоминаетдетствоБальзака: онбылоторванотсвоейсемьипрактическиспервыхднейжизни, емупришлосьжитьвнесколькихсемьяхипансионатах, а его младшие братья и сестры жили дома с родителями. Емубылозапрещеновозвращатьсядомой, покаунегонеслучилсянервныйсрыввшколеввозрасте 17 лет.

Всвоихписьмахонписалобужасномчувствеотверженияисвоейчувствительности. СвоеотлучениеотсемьиБальзаксвязывалисключительносматерью, которуюонописывалкакчудовище, отецжежелалсынутольколучшего(Zweig 1946).

Возможно, чудовищностьматерибылаописанаБальзакомвобразеБетты, аотецявлялсяпрообразомбаронаХуло. Именно измены барона стали отправной точкой всего романа и сюжета мести, который даже после смерти Бетты привел к кончине Адалин. Однакочитательбольшесимпатизируетоступившемусябарону, а не сломленной и раздавленной Бетте.

УГАСАНИЕЖАЖДЫМЕСТИ

Как же могла бы разрешиться история мести? На примере литературы и клинической практики мы увидели фантазию о садистичном воображающем родителе, которая появляется в ответ на болезненные переживания Я, связанные с разрывами смыслов у ребенка, о котором воображает этот родитель. Фигурасадистичноговоображающегоявляетсяотражениемобратной (темной) сторонырасщепленнойфантазии о деструктивном воображающем родителе и подавленном Я ребенка, которая служит защитой для фантазии об идеальном родителе и ребенке. Втожевремяфантазия о садистичном родителе сама по себе является отражением опыта разрыва смыслов, который переживал ребенок. Фантазияоместивключаетвсебявариациюфантазииосадистичномродителе, вкоторойраненоеЯидентифицируетсясфигуройсадистичногородителяипытаетсяпередатьемусвоюбольотнанесенной травмы и чувство ненависти за то, что воображающий родитель предал его.

Отказ от жажды мести требует от мстителя признать свой гнев и беспомощность, которые отрицаются им при помощи идентификации с садистичным родителем. Он также должен интегрировать ощущение своего разорванного Я, которое и запускает желание отомстить. Даннаяинтеграциятребуетотмстителясовместитьсвоепривычное (повседневноеЯ) ирепрезентациювоображающегородителя. Процессинтеграциидовольносложенизависитотсилыжаждымести, котораянасамомделеможетбытьхронической.

Чащевсегообычноежеланиеместивыстраиваетсявокругбессознательнойфантазииотом великом Я, которое видит фантазирующий о ребенке родитель. Травматические переживания, не вписывающиеся в подобное грандиозное переживание себя, разрывают эту фантазию о воображающем и воображаемом и приводят к оживлению изначальной расщепленной фантазии. ОтпусканиежеланияместивключаетпризнаниеналичияпрерывногоощущениясвоегоЯ, злости и беспомощности. Обычныймстительпереходитотмысли «этонеможетпроисходитьсомной» к «этомоглослучитьсясомной», тем самым расширяя свои переживания и допуская, что иногда его могут не услышать, не узнать, не оценить.

Подобнаяпеременавсамоощущенииприводиткизменениюобразавоображающегородителя, будтооплакиваниезащитныхкачествидентификациисобразомвоображающегоиегожежестокостьпоотношениюкребенкусовмещаются, что приводит и к изменению качеств нанесенной когда-то травмы.Ееневозможно «забытьипростить» (Smith 2002), поскольку она больше не переживается как чуждая и непонятная (Cavell 2004).

ХроническиймстительвыстраиваетсвоепривычноеЯвокруграсщепленнойфантазииовоображающемивоображаемом, котораяявляетсяосновойдлямногихвнутреннихпроцессов, вособенности в области управления своей агрессией. Данная фантазия очень сложная и тщательно разработанная, расщепление происходит не между идеальной и очень плохой версиями, а между двумя более-менее неудовлетворительными вариантами. Каждаясторонарасщепленнойфантазиисодержитаспектывоображающего, которые были важны для выживания Я ребенка. Болеехорошая, умнаяфигура(высокого уровня) ощущаетсякакумелыйрассказчик, которыйстановитсявэтихотношенияхтретьимипозволяетразмышлятьнадопытомсвоегоЯ. Кроме этого фантазия о воображающем другом, существующая отдельно от Я, служит надежным барьером от осознания и допущения примитивной агрессии. Фигураболеенизкогоуровняпереживаетсяплохойизаряженнойагрессией, нотемнеменее, содержащейвозможностьсозданияаффективнойсвязи. 3 Соединение обеих расщепленных фантазий становится угрозой существованию ее составляющих, особенно фантазии о более умном родителе (высокий уровень). Фантазияобинкапсуляцииисопровождающиееечувствоцелостностии изоляции усиливаетощущениеглубокого неизбежного расщепления. Травма, запускающаяжеланиемести, приводиткусилениюизначальноприсутствовавшегозащитногорасщепления, что делает процесс интеграции более сложным.

Травмахроническогомстителяявляетсяотражениемогромногоколичествазлости, тогосамогопримитивногослоя, которыйудаляетсяизфантазииболеевысокогоуровняиЯ. Поэтойпричинепризнаниесуществованиятравмыилидаже обидчика, ставшего причиной мести, менее эффективно в случае терапии хронического мстителя. РешениеданнойпроблемытребуетнетолькопризнаниянеизвестныхранееиболезненныхпереживанийЯ, ноиработысорганизующейфантазией, котораяиговоритотом, почемунепризнанныевоображающимродителемчастиЯребенка и родителя, должны оставаться неузнанными и непризнанными.

Ванализе, какивжизни, мстительностьнепроходитбыстроилегко.Steiner (1996) отмечал, чтооннеможетнайтиклиническийматериал, которыйточнобыпроиллюстрировализбавлениеотместичерезинтерпретации, посколькутакое случается в кабинете, но описать данный процесс очень сложно. Хотяместьпоявляетсяипереживаетсяяркими и сильными вспышками, сложнаяструктуралежащей в основе фантазиипоявляется и разбирается очень и очень медленно. Анализ мести подразумевает интерпретацию деструктивной части системы фантазий (которая видна очень явно), тем не менее, большая часть работы должна быть выстроена вокруг разбора отщепленной фантазии о более умном воображающем родителе (высокий уровень). Этотпроцессанализахорошеговоображающегородителяисвязанногоснимвоображаемогоребенкаи есть тот процесс, который Lansky (2001) описывает, когда говорит о переработке Я идеала, которая требуется для остановки процесса жажды мести.

Ванализег-жиА. качестваболеепозитивнойстороныотщепленнойфантазиисталидоступнынапозднемэтапетерапии, когдамыподошликконцунашейсовместнойработы (фантазии). Толькотогдаоназаговорилаожеланиижить (бытьзаключенной) вмоейголовеителеисталаспрашивать, каконапопалатудаикакейтеперьоттудавыбраться. Ясвязалаеефантазиюсощущениемвнимательногобеспрерывногослушания, котороеяпредоставлялаейнакаждойвстрече. Кромеэтого, явспомнилаотойистории, когдагоданазадг-жаАпрактическиконтролироваламоимысли, нотолькосейчасясоединилатотопытсданнойфантазией.

Аналитическаяработапозволилаг-жеА. закончить терапию с ощущением того, что она теперь знает себя, а я знаю и понимаю ее, даже если наши отношения завершены. Тем не менее, фантазия о мести запускалась каждый раз, когда она была слишком расстроена или ее кто-то обижал. Втакиемоментыонапросила о возвращении в терапию нанекотороевремя, хотя анализ был завершен.

Возможно, отщепленнаяфантазияболеевысокогоуровнямоглабытьосуществленаг-жойА. тольковконцетерапии. Спустямноголетмневсежекажется, чтоямоглабыраспознатьеенамногораньше, еслибыобратилавниманиенаощущениеспутанности, котороепоявлялосьиногдауменявовремяработысг-жойА. Я смогла сложить эти моменты воедино только после мести с ее стороны. Когдаяначаларазмышлятьопроизошедшем, тосвязалаэтуспутанностьсвосприятиемг-жиА. какнезнакомогомнечеловека, после чего я вспомнила свои контрпереносные ощущения себя как кого-то незнакомого, неспособного понять других.

Сейчасмнекажется, чтомоипереживанияотражалименеетоксичнуюиболееглубокуюотщепленнуюфантазиюосадистичномвоображающемродителе, котораятакяркопроявиласьвактевозмездиясостороныг-жиА. Если бы я обратила внимание на это, то могла бы раньше заговорить с ней об ощущении себя неуслышанной, неузнанной, и посмотреть на роль этих переживаний для защиты опыта несвязности смысла.

Еслижеланиеместипроходитбесследно, топроисходитэтопостепенно. ИкакотмечалLansky (2001) месть необязательно подразумевает и достигается через прощение. Мститель перестает ощущает бремя своего желания и боль нанесенной травмы, что позволяет ему расстаться с необходимостью поквитаться. Одна пациентка описала этот процесс как переход от гнева к злости. Гнев заставлял ее чувствовать, что на карту поставлена вся ее жизнь, а месть становилась смыслом существования. Злость была менее сильной, ее жизнь не вращалась вокруг нее и позволяла посмотреть на происходящее более внимательно и либо изменить ситуацию, либо принять свое горе и разочарование, попрощаться со злостью и пойти дальше.

Akht ar , S. (2002). Forgiveness: origins, dynamics, psychopathology, and technical relevance. Psychoanal. Q ., 71:175-212.

Anonymous (At t r ibut ed t o Tour neur). (1606). The revenger’s tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. E. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 93-173.

Arlow, J. (1980). The revenge motive in the primal scene. J. Amer. Psychoanal. Assn., 28:519-541.

Bal zac, H. (1835). Pere Goriot, trans. B. Raffel. New York: Norton, 1994.

---- (1843). Lost Illusions , trans. K. Raine. New York: Modern Library, 1997.

---- (1846). Cousin Bette, trans. S. Raphael. New York: Oxford, 1992.

Bion, W. R. (1958). On arrogance. Int. J. Psychoanal ., 39:144-6.

Br it t on, R. (1998). Belief and Imagination . London: Routledge.

Cavel l , M. (2004). Freedom and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 84:515-531.

Gal dst on, R. (1987). The longest pleasure: a psychoanalytic study of hatred. Int. J. Psychoanal ., 68:371-378.

Got t l ieb, R. M. (2004). Refusing the cure: Sophocles’ Philoctetes and the clinical problems of self-injurious spite, shame and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 85:669-689.

Gr ot st ein, J. (2004). The seventh servant. Int. J. Psychoanal. , 85:1081-1101. Ker nber g, O. (1984). Severe Personality Disorders

Kyd, T. (1587). The Spanish tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 1-91.

LaFarge, L. (1995). Transferences of deception. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 43:765-792.

--- (2004). The imaginer and the imagined.Psychoanal. Q ., 73:591-625.

Lansky, M. (2001). Hidden shame, working through, and the problem of forgiveness in The Tempest. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 49:1005-1033.

---- (in press). Modification of the ego-ideal, forgiveness, and the resolution of hate in Sophocles’ Philoctetes. Psychoanal. & Contemp. Thought .

Mal col m, R. (1970). The mirror: a perverse sexual phantasy in a woman seen as a defense against psychotic breakdown. In Melanie Klein Today, Vol. 2 , ed. E. B. Spillius. London: Routledge, 1988, pp. 115-137.

Poe, E. A. (1846). The cask of Amontillado. In Great Tales and Poems of Edgar Allan Poe . New York: Washington Square, 1940, pp. 7-14.

Rivier e, J. (1932). Jealousy as a mechanism of defence. Int. J. Psychoanal ., 13:414-424.

Rosen, I. C. (2004). Revenge: the hate that dare not speak its name. Paper presented at Panel on Revenge, Amer. Psychoanal. Assn. Meeting, January 24.

Rosenfeld, H. (1971). A clinical approach to the psychoanalytic theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism. Int. J. Psychoanal ., 52:169-178.

Searles, H. F. (1956). The psychodynamics of vengefulness. In Collected Papers on Schizophrenia and Related Subjects . New York: Int. Univ. Press, 1965.

Smit h, H. F. (2002). A footnote on forgiveness. Psychoanal. Q., 71:327-329.

---- (2004). The analyst’s fantasy of the ideal patient. Psychoanal. Q. , 73:627-658.

Socarides, C. (1966). On vengeance-the desire to “get even.” J. Amer. Psychoanal. Assn., 14:356-375.

Spit z, E. H. (1988). Art and Psyche . New Haven, CT: Yale Univ. Press.

St einer , J. (1996). Revenge and resentment in the “Oedipus situation.” Int. J. Psychoanal ., 77:433-444.

Wil son, M. (2003). The analyst’s desire and narcissistic resistances. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 51:70-99.

Wur mser , L. (2000). The Power of the Inner Judge . Northvale, NJ: Aronson.

Zweig, S. (1946). Balzac . New York: Viking.

239 Central Park West, Suite 1-BE

New York, NY 10024 e-mail: [email protected]


Гротштейн (2004) описываетданнуюфигурукакконтейнирующегородителя, обращенного в реальность и не видящего правду.

Готтлиб (2004) описалподобныйхроническийконтрпереноскакпомехувработеаналитикасмстительнымпациентоми потребность переключаться между данными состояниями для успешного анализа.

Я описывала соответствующее расщепление мира объектов психопата, при котором каждая часть плохого объекта содержит важные аспекты Я и объекта (LaFarge 1995)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12