Командная работа: слагаемые успеха. Роль команды в процессе управления изменениями

Примеры можно увидеть повсюду. В природе, например, большие стаи гусей пролетают тысячи миль до их конечного пункта назначения, когда меняется время года. Эти стаи состоят из сотен отдельных птиц с ограниченными способностями пролететь всю дистанцию, но каким-то образом почти все они долетают. Как же это им удается? Ответ очень прост: командообразование . Одна птица берет на себя роль лидера и летит первой , в то время как другие следуют за ней, выстраиваясь в определенной форме и сводя к минимуму сопротивление ветра для других птиц, которые летят за ними. Когда лидер устает, он меняется местами с другим лидером , берущим на себя ответственность за то, чтобы вести весь косяк. Если бы каждая птица решила пролететь в одиночку столь большое расстояние, большинство, если не все они, наверняка не смогли бы это сделать. С другой стороны, когда все птицы работают вместе как команда , они достигают своих целей и долетают до конечного пункта. Птицы также демонстрируют другой важный аспект эффективности командообразования . Вы, должно быть, замечали, что отдельная птица сама по себе может быть не достаточно энергичной, в то время как собираясь в стаю, птицы буквально заряжают энергией друг друга . Данный феномен можно рассматривать как пример синергии - концепция, тесно связанная с командообразованием . Говоря проще, синергия является совместным действием двух или более элементов для достижения более высокого общего результата по сравнению с теми, что достигает каждый из них индивидуально. Этот феномен также справедливо можно отнести и к практике людей. Синергию также можно определить как общее большее, чем сумма частей. Другими словами 1+1=3 или 4. Когда члены команды сотрудничают либо работают вместе, они всегда могут добиться больших результатов, чем в случае, когда каждый из них попытался бы достигнуть той же самой цели индивидуально. Научные исследования утверждают, что когда гуси летят в форме косяка, каждая птица, хлопая крыльями, создает подъемную силу для следующей за ней. Вместе целая стая может пролететь на 70% дальше, чем каждая птица в одиночку. Это пример настоящей синергии . Возможно, наиболее распространенный пример командной работы и синергии можно увидеть спорте, когда команды охваченные энтузиазмом командной игры, выигрывают, а те, кому не хватает синергии и командного духа, обычно проигрывают. Тренинг формирования команды формирует навык использования синергии в командной работе .

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ: ПРЕИМУЩЕСТВА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Работа в команде поможет вамусилить профессиональные навыки , достичь большего успеха в работе , насладиться большим ощущением признания. Она поможет вам получить опыт лидерства , стать более открытым для дальнейшего продвижения и в конечном счете получить большую награду за достигнутые результаты. Все эти преимущества и выгоды становятся возможными благодаря командообразованию ,так как КОМАНДА (в англ. - T .E .A .M . ) буквально означает:

T ogether вместе

E veryone каждый

A chieves достигает

M ore большего

Когда команда работает успешно и эффективно, выигрывают все - вы, ваши коллеги, клиенты, акционеры, работодатели. Тренинг формирования команды развивает у руководителей эффективный навык командообразования . Успешная команда - настоящий пример синергии - то есть достижение большего единой командой, в сравнении с тем, что мог бы достигнуть каждый индивидуально. «Команды - это способ, при помощи которого обычные люди делают выдающиеся вещи.» Почему эффективная работа в команде ведет к прогрессу , повышенной эффективности и большему успеху ? К лучшим результатам мы приходим благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности и инсайту каждого члена команды для достижения поставленной цели. Командообразование позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных решений и непродуктивное время. На развивается навык командообразования .

Тренинг формирования команды: преимущества эффективной командной работы:

    Дает возможность членам команды выработать новые навыки

  1. Фокусирует коллективное знание и навыки командной работы в мощную силу для достижения конкретной цели или выполнения конкретного проекта
  2. Способствует быстрым прозрачным и долгосрочным коммуникациям
  3. Повышает уровень эффективности выполняемых работ в любой области, где предстоит сделать что-либо вместе
  4. Повышает уровень эффективности организации в целом

Термин «командообразование» проявляется повсеместно и становится неотъемлемой и динамичной частью бизнеса , семейных отношений, благотворительных, спортивных и развлекательных организаций. Концепция совместной работы в форме хорошо отлаженной команды признана важной для достижения успеха в любой области . К сожалению, просто сама по себе организация людей в команду не является гарантией успеха. Если команды не всегда достигают успеха , то это возможно по причине того, что проверенные временем принципы командной работы были применены неэффективно. Либо цель или задача не нашли должного отклика у участников команды. Тренинг формирования команды позволяет сформировать эффективную команду . Командообразование само по себе не является и ключом к разрешению любой проблемы . Иногда менеджмент должен принимать непростые решения из-за нехватки времени на развитие настоящей эффективной команды . Либо характер задач или целей не является и не соответствует приоритетам команды . В большинстве случаев, в основе командного подхода лежит концепция Win -Win Agreement (взаимовыгодного соглашения). Не все команды выигрывают, что же касается командной работы , то она побеждает всегда. Люди и организации все более убеждаются в том, что в случае правильного применения , практика командообразования приносит гораздо большие результаты и рост , как в профессиональной области , так и в области личного развития .

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМАНДЫ

Команда может быть охарактеризована, как «ГРУППА » людей, обладающих «НАВЫКАМИ », которые работают вместе для достижения «ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ». Для того, чтобы более полно понять концепцию командной работы , а также с целью стать более ценным командным игроком , важно понять следующие четыре компонента определения эффективной команды :

1. «Группа »

Определить идеальное количество людей в команде трудно, если вообще возможно. Общий принцип состоит в том, что команда по возможности, должна состоять из минимального количества участников для обеспечения как таланта, так и ресурсов, необходимых для достижения целей . Большинство успешных команд обычно состоит из 5-15 человек, большинство имеют менее 10. При большем количестве людей в команде , могут создаваться несколько команд . У небольших команд много преимуществ - меньше времени уходит на коммуникации и выработку решений, разрешение проблем и инициативных действий. С другой стороны команды с большим количеством людей имеют свои плюсы - например, больший коллективный опыт , способности, тренинг и инсайт. При командообразовании важно учитывать групповую динамику . 5 человек в команде имеют 15 различных индивидуальных отношений. В то время как 15 человек в команде имеют 210 различных индивидуальных отношений. Конечно, сколько бы вы не имели людей в вашей команде, вам необходимо адаптироваться и делать все возможное для достижения общей цели . Несмотря на размер команды , крайне важно чтобы каждый член команды понимал ценность профессионального и жизненного опыта другого человека, работающего с ним. Каждый член команды вносит свой уникальный вклад в достижение общей победы. При этом никто ни с кем не конкурирует, так каждый осознает индивидуальную ценность своего товарища по команде в достижении общего результата. При небольшом количестве игроков, каждый вдохновлен на достижение максимально возможного в своей сфере, для победы команды . На тренинге формирования команды формируется навык создания эффективной командной культуры .

2. «Люди, обладающие навыками »

Для того, чтобы быть эффективной командой , необходимы четыре основных навыка :
  1. специальный опыт ,
  2. способность к решению проблемных ситуаций ,
  3. навыки общения ,
  4. персональная ответственность .
Специальный опыт , соответствующий уровню целей и задач, стоящих перед командой крайне важен. Сопоставление уровня навыков членов команды и степени сложности задачи является неотъемлемой частью процесса командообразования . Когда вы знаете и понимаете командные цели , сообщите лидеру команды о том вкладе, который вы можете внести в достижение командных целей . Способность к решению проблемных ситуаций , возможно, не является столь обычной и легко относимой к способности необходимой в команде , но она, тем не менее, также важна, для командного успеха . Немного позже мы уделим внимание этому аспекту. Навыки человеческого общения представляют собой довольно широкий список навыков и внутренних отношений. Сюда относятся и такое позитивное внутреннее отношение к командному результату как «Мы победим вместе как одна команда», и способность кооперироваться с другими членами команды и высокий уровень мотивации работать вместе, для того чтобы «сделать это». Ключом к эффективным человеческим навыкам является наша способность к открытым коммуникациям и степень доверия, которую мы смогли развить в общении с другими людьми нашей команды . На тренинге формирования команды формируется навык эффективных командных коммуникаций . Члены команды , которые берут персональную ответственность за свое поведение как одна команда креативны, быстро замечают зоны для улучшений и принимают необходимые шаги. Они серьезно относятся к тому, что они делают и к тому, как это соотносится с целью достижениями целей их команды . Поскольку они ответственны за ожидаемые от них результаты и за их команды, они поистине обладают командным видением и целями. В своих действиях они также демонстрируют обязательность последовательность и дисциплинированность, делая то, что необходимо для достижения цели. Значительная часть ответственности лидеров вдохновляет других членов команды на достижение более высоких командных результатов . С другой стороны она защищает от слухов, критиканства, и других неконструктивных поведенческих реакций. Члены команды , демонстрирующие данные качества обычно считаются наиболее успешными командными игроками . Они не только сами считаются успешными но и их внутреннее отношение победителей и их последовательные действия имеют позитивный и конструктивный эффект воздействия на других. Наличие такой внутренней установки на победу, при неизбежном преодолении командой болезненных этапов роста , на выходе обеспечивает значительный и позитивный рост команды в целом. Если же кто-то из членов команды отказывается сотрудничать в какой-либо из сфер, внутренний механизм команды не может работать достаточно согласованно. Для того, чтобы найти лучшее решение вам, как члену команды стоит спросить этого человека о причине - чем вызвано отсутствие желания сотрудничать . Возможно, не хватает понимания стоящей перед командой задачи, либо она вызывает дискомфорт. Если даже после того, как вы задали все вопросы решение все же не найдено, необходимо представить ситуацию вниманию лидера команды , который возможно сочтет необходимым произвести замену. В спорте так делает тренер, когда производит замену одного игрока другим. Команда должна быть готова к заменам, когда это необходимо, поскольку для победы нужна полная отдача и значительный вклад каждого игрока в общий результат игры. Когда каждый член команды учится и растет и когда вся команда использует весь накопленный опыт и знания, происходит эффект сложного процент или рычага. Эйнштейн назвал сложный процент восьмым чудом света . На тренинге формирования команды повышается слаженность работы членов команды , что позволяет использовать "эффект сложного процента ". Под воздействием данного эффекта ваши навыки и способности несоизмеримо возрастают и максимизируются вместе с ростом других членов команды . Когда вы применяете принцип сложного процента в работе вашей команды, для вашей реализации в команде, равно как и для всей команды в целом не существует пределов.

3. «Совместная работа »

Совместная работа является ключевым компонентом эффективности командообразования и конечного успешного результата. Реальная сила команды фактически проявляется и создается посредством объединения усилий. Совместная работа требует того чтобы каждый участник ясно понимал свою роль и ответственность в команде. Когда все командные игроки это понимают в отношение себя и других они точно знают, как работать вместе для достижения единой цели . На тренинге формирования команды разарабатываются общие цели команды . Процесс командообразования , который команда проходит, превращаясь в высокоэффективную команду , может быть описан различными путями. Иногда этот процесс сравнивают с путешествием из одного города в другой, в котором важную роль играет дорожная карта, подсказывающая наиболее верное направление. Тоже самое справедливо и для команды , которая находится в начале своего пути к совершенству. Прежде чем стартовать, вы должны определить, по крайней мере, два существенных пункта, где вы стартуете и куда вы хотите придти. Способность ясно понимать, где вы находитесь в вашем командном развитии , имеет решающее значение для роста и прогресса вашей команды .

M .A .P . или дорожная карта служит надежным индикатором тех стадий командного развития , которые вы проходите:

  1. M - merging - слияние
  2. A - adapting - адаптация
  3. P - performing - эффективная совместная работа по достижению общих целей

Стадия Первая: Слияние

Все команды вначале представляют собой группу индивидуальностей. На этой стадии для людей характерны неуверенность, сомнения, подозрительность. Работа идет медленно, нет синергии , или вдохновения от совместной работы. Сотрудники более сосредоточены на том, чтобы избежать ошибок, чем на достижении результатов. Эта стадия может быть разочарованием для некоторых участников проекта, но только потому, что она является просто началом процесса становления индивидуальностей в качестве будущих командных игроков . Хороший пример - баскетбол. Если вы соберете 5 игроков, которые ранее никогда не играли вместе, вы можете назвать их командой , но едва ли они будут играть как одна команда . Прежде чем они станут командой пройдет много часов совместных тренировок, во время которых игроки узнают о слабых и сильных сторонах каждого и разработают эффективную стратегию командной игры . Другой пример - смешение цветов. Для того чтобы создать зеленый цвет, вам необходимо смешать синий и желтый. В начальной стадии вы не сразу увидите зеленый цвет, скорее это будут оттенки других - синего и желтого. Результата вы сможете добиться только тогда, когда хорошенько смешаете оба цвета. Так же происходит и в процессе взаимодействия людей в рамках одной команды . Они должны провести значительное время вместе и совместно проработать множество возможностей, пока в результате, не выработают единый эффективный командный стиль . Наиболее важным моментом на данной стадии для каждого - понять, согласиться и взять на себя определенные обязательства за достижение командной цели . Если достигнута готовность участников проекта к работе над общей командной целью , то можно считать, что группа индивидуальностей успешно прошла стадию слияния в потенциальную команду . На тренинге формирования команды формируется навык командной мотивации.

Стадия Вторая: Адаптация

На данной стадии командные игроки начинают осознавать объем задач и целей, которые перед ними стоят, а также те вызовы, которые им предстоит преодолевать в процессе достижения командного результата . Высказываются различные мнения по поводу того, что необходимо делать, как делать, и кто за что должен отвечать. Часто на этой стадии формирования команды , члены команды фокусируются на разнице между ними, различных проблемах и вызовах на пути к достижению цели. Адаптация - это стадия формирования команды , на которой происходят процессы по принципу - делаем или расходимся. Во время этой стадии напряжение, стресс и конфликты могут происходить на самом высоком уровне. На тренинге формирования команды подробно прорабатывается все стадии формирования команды . Члены команды могут вести себя агрессивно, пытаться конкурировать между собой, либо включать защитные механизмы. Некоторые члены команды , возможно, захотят отказаться от участия в проекте, так как они не верят в то, что команда заработает. Данная фаза полезна и ценна тем, что пройдя через нее, участники преодолевают стереотипы, навязанные прошлыми привычками, такое внутренне отношение как «Мы всегда это делали таким образом». Оставаясь приверженными командным целям , участники генерируют различные идеи, возникает ценный инсайт, что в конечном счете позволяет выработать продуктивный подход к решению стоящих задач. Постепенно, командные игроки будут перешагивать барьеры персональных различий на пути к общей командной цели и группа стабилизируется. Группа становится более ориентированной на достижение общих целей и выработку решений. Для того чтобы пройти стадию адаптации, команда должна изменить свой фокус с конфликта и конкуренции к кооперации и сотрудничеству. Когда команда более заинтересована в решениях, чем в анализе проблемных ситуаций и препятствий, потенциальная команда трансформируется в эффективно работающую команду .

Стадия Третья: Эффективная командная работа

Командные игроки на этой стадии становятся самодостаточными, эффективными и продуктивными. Каждый знает и понимает свою роль, ясно понимает конечную цель проекта и эффективно общается с другими. Члены команды делятся лидерством и ответственностью с целью реализации их планов. Любая цель может быть достигнута, когда над ней работает команда людей, чьи действия хорошо согласованы. Для повышения уровня эффективности , команда должна развить значительный уровень доверия и синергии . На тренинге формирования команды развивается навык повышения командной синергии . Через успех команды , члены команды доказали свои таланты, навыки, знания, давая передавая друг другу повышенную уверенность друг в друге и веру в их эффективность как единой команды . На этой стадии члены команды становятся взаимозависимыми. Для максимальной реализации потенциала команды необходимы как индивидуальный вклад каждого, так и командная синергия . Каждый член команды должен нести ответственность за свою индивидуальную задачу, но работа должна выполняться в кооперации с другими членами команды . Каждый гусь в ответе за свой план полета, но синергия как командный результат проявится только тогда, когда он полетит в стае с другими гусями. Каждый музыкант должен знать свою партитуру и инструмент, но только в совместном исполнении с другими участниками оркестра, симфония зазвучит по-настоящему и достигнет своего крещендо. Когда члены команды будут способны соединять воедино и превзойти в итоге свои индивидуальные результаты, достигнув синергии , команда превращается из рабочей в высокоэффективную команду .

4. «В направлении общей цели »

Общая цель или задача являются основной причиной , почему люди работают вместе. Если и есть один главный фактор, который отличает эффективную команду от неэффективной, - то это умение ясно понимать и концентрировать свои усилия на единой цели или задаче. Тренинг формирования команды развивает навык постановки и достижения целей . Команда без ясной цели - всего лишь неэффективный парламентский комитет. Для того, чтобы удостовериться в том, что вы имеете ясную цель, убедитесь в том, что командная цели команда должна иметь для этого необходимые ресурсы, навыки, поддержку, и добрую волю и полномочия для достижения цели.

4. Результативная

Цель должна быть ориентирована на результат.

5. Значимая

цель должна быть крайне важной для у вас и для миссии вашей компании , что подогревает ваше желание ее достичь. Вы должны знать как вы и ваша организация выиграют от ее достижения.


Командная цели должны приниматься и разделяться как и личные цели - цели должны быть понятными, согласованными, и члены команды должны взять ответственность за их достижение. На тренинге формирования команды формируется понимание общих целей команды . Каждый командный игрок должен осознавать свою роль и ответственность за ее достижение. Цели команды должны всегда совпадать с целями компании . Ключом к достижению успеха является командная работа . Тот же принцип применим к успешным командам в любом составе. Держа в уме определение команды нам легче понять процесс достижения ее целей: «Команда - это небольшая группа людей обладающих навыками, которые совместно работают над достижением общей цели .» Не менее важно осознавать и то, как вы лично выиграете от командного подхода . Ваши личные цели помогут вам сохранять правильное направление и мотивацию для достижения командных целей . Это поможет вам предельно ясно понять ваши личные цели и цели команды . Совпадение личных и командных целей принесет вам чувство достижения успеха и удовлетворенности достигнутыми результатами . Вы были приглашены на работу в вашу компанию для достижения корпоративных целей и ваша работа по достижению этих целей соответственно оплачивается. Отправная точка в этом увлекательном путешествии вашего становления в качестве ценного командного игрока предполагает, прежде всего, фокусировку всего вашего внимания на достижении целей вашей команды . На тренинге построения команды у руководителей формируется навык построения эффективной команды . Когда же вы ясно и в полной мере поймете, каковы цели вашей команды , вы сможете проанализировать наиболее эффективные способы вашего индивидуального участия в достижении командного успеха . В процессе выбора наилучшего варианта, учтите все навыки и способности, которыми вы уже обладаете, или которые вы можете развить - все то, что сделает ваш вклад в достижение командного успеха наиболее значительным. Когда вы определили то ценное, что вы можете предложить команде для общего успеха , вы можете начинать ставить личные цели .

Команды имеют огромный потенциал для создания чего-то значительного. Вы всегда сможете вспомнить команду, в состав которой вы входили, и которая работала эффективно. Это могла быть бизнес-команда, и это вполне могла быть и спортивная команда, или кружок по интересам, или хобби. Итак, какие особенности делают командную работу столь эффективной?

1. Забота друг о друге.
Наиболее эффективны команды, где члены стараются заботиться друг о друге. Каждый в такой команде заинтересован в других членах, в их успехе и самоутверждении. Необходимо думать о тех временах, когда дела в команде шли действительно хорошо. Одним из наиболее сильных объединяющих средств является живой интерес друг к другу.

2. Откровенность и правдивость.
Откровенность и правдивость - вторая ключевая характеристика эффективной работы команды. Когда члены команды искренни и доверяют друг другу, предлагают свою помощь, когда необходимо, говорят то, что должно быть сказано, то в такой команде все работники заинтересованы во взаимопомощи для достижения намеченных целей.

3. Высокий уровень доверия.
Команда, в которой все постоянно оглядываются, в которой члены боятся того, что будет сказано за их спиной в маленьких группах, в которой члены не могут положиться друг на друга, не сможет наладить взаимодоверие между членами. Если в команде низкий уровень доверия, то команде чрезвычайно трудно существовать. Почему? У вас нет команды, только индивиды, которые вынуждены работать вместе, чтобы достичь чего-то.

4. Совместное принятие решений.
Если вы тот, кто смотрит на принятие решений через призму того, чего вы хотите добиться, и это отвечает интересам команды, насколько эта команда будет эффективна, как вы думаете? Принятие совместного решения не подразумевает уклонение от принятия собственного решения или потери вашего предложения среди остальных. Оно подразумевает поиск наилучшего выхода для всей команды

5. Обязательство.
Команды, которые хотят работать эффективно, должны чётко придерживаться тех целей, которые они перед собой поставили. Они знают, где их сильная сторона - работники в таких командах мотивированны и они устойчивы даже к крупным неудачам. Определённые обязательства касаются того, что необходимо сделать для того, чтобы достичь желаемого результата. Думайте о команде, которая достигла поставленных целей, и спрашивайте себя, какими качествами она обладает, которые помогли ей достичь того результата, которого она достигла.

6. Конфликты.
Иногда люди ошибочно верят, что в эффективно работающих командах не бывает конфликтов. Разница между теми командами, которые сильней, и теми командами, которые слабей – отношение к конфликтам. Лучше чем рассматривать недопонимание как что-то негативное, команды принимают это как что-то естественное и преодолимое, не мешающее им добиваться желаемых целей.

7. Умение слушать.
Умение слушать – ключ к эффективному сотрудничеству, и эффективно работающие команды знают, что уметь слушать и понимать очень важно. Если вы хотите слушать и слышать то, что вам говорят, вы должны сконцентрировать своё внимание на том, кто говорит, и не думать в этот момент о своём собственном расписании. Команды, в которых только «специалисты», которые не могут слушать, будут долго работать над своей эффективностью.

8. Выражение своих эмоций.
Нам часто говорят держать наши эмоции подальше от рабочего места. На самом деле, если команда хочет работать эффективно, она должна создать безопасную и спокойную обстановку для выражения чувств и переживаний каждого. Важно, чтобы чувства могли быть выражены каждым членом команды, не опасаясь насмешек.

Если члены команды могут работать вместе, тогда достигнут хорошего результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо вашей команде для того, чтобы эффективно работать.

Это упражнение достаточно сложное и требует существенных временных затрат. В разных группах время выполнения упражнения может быть разным. Это зависит от того, насколько серьезно команда воспримет поставленную задачу и насколько высок уровень ответственности за команду в целом у каждого отдельного ее члена.

Теоретическое обоснование и подробное описание процедуры упражнения вы можете найти в книге Клауса Фопеля «Команда. Консультирование и тренинг организаций»40.

Во вступительном слове ведущему нужно обязательно подчеркнуть, что данное упражнение не является еще одной игрой на командное взаимодействие, что в нем акцент в первую очередь делается на содержательной стороне командной работы. Участники должны почувствовать свою ответственность за все происходящее в команде, начиная от определения ее целей и заканчивая анализом достигнутых результатов. Эта ответственность предполагает, что каждый участник открыто выражает свое личное мнение по поводу различных аспектов командной работы и что он имеет право требовать, чтобы это мнение учитывалось. Конечно, в уп ражнении не ставится цели отстоять именно свою точку зрения - команда должна договориться, но так, чтобы каждый чувствовал свой вклад в общее решение, ощущал, что его голос был услышан.

Для этого упражнения потребуются большой лист бумаги размерами примерно 1 метр на 3 метра, фломастеры и ручки для каждого участника. В центре листа рисуется прямоугольник 50 на 80 см. Задача, которую нужно решить участникам очень проста и сложна одновременно. Им необходимо сформулировать цель своей команды, причем эта цель должна быть максимально приближена к действительности, то есть игровой момент сводится к минимуму.

Отметим, что упражнение будет по-разному проходить в зависимости от того, в каких условиях проводится тренинг. Если группа собрана из людей, не взаимодействующих друг с другом в процессе своей трудовой деятельности, то «цель команды» для них будет заключаться в том, ради чего они пришли на тренинг и чего все вместе хотят достигнуть к его окончанию.

Если тренинг проводится в конкретной организации и участники являются членами одной команды (или должны таковыми стать), то они формулируют цель, которая стоит перед ними в их работе. Здесь нужно подчеркнуть, что цель команды как саморазвивающейся структуры и задачи, которые перед ней ставит руководство, - это несколько азные вещи. Цитируя К. Фопеля, можно сказать, что «ко- манда всегда находится в процессе уточнения собственной цели» (с. 234). Эту цель, какой ее видят участники в данный момент, и нужно сформулировать.

Соль игры состоит в том, что в ее процессе участникам нельзя разговаривать. Они могут делать схематические рисунки, записывать отдельные слова или предложения, выражать свое мнение с помощью жестов, но исключается возможность дискуссии в обычном ее понимании. Заканчивается игра тогда, когда участники приходят к общему видению своей цели и записывают ее в прямоугольнике, начерченном в центре листа.

Важный этап упражнения - подведение итогов. В какой степени команда справилась с поставленной задачей, говорит то, насколько каждый ощущает свой вклад в общее решение и насколько каждый согласен с записанной целью. Чтобы оценить это, ведущий проводит дискуссию, задавая участникам следующие вопросы: ?

Чувствует ли каждый член команды свою ответственность за результаты работы?

Сформулирована ли сейчас ясная цель, которая вдох новляет всех участников?

Были ли в процессе игры случаи конструктивного использования различий во мнениях?

Как это происходило, какие эмоции вызывало?

Есть ли члены команды, которые ощущают, что решение по большому счету, было принято без них? Если да, то почему это произошло?

Считают ли члены команды, что кто-то самоустранялся не участвовал в полной мере в решении задачи?

Какие чувства испытывают участники в данный момент?

Еще по теме «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ КОМАНДЫ»:

  1. § 7. Цель и побудительная причина договора. - Обязательства без цели. - Простое сознание долга. - Мнимая цель. - Цель запрещенная. - О значении запрещенной цели по русскому закону. - Уничтожение договора с запрещенною целью и последствия уничтожения

В настоящее время особую значимость приобретает умение менеджера создавать и обеспечивать функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Речь идет не просто о группе профессионалов.

Команда - это тщательно сформированный, хорошо управляемый,

самоорганизующийся коллектив/ быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет людей с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна.

Создание команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, для создания новых служб. Такой коллектив включает специалистов из разных подразделений, не теряющих, однако, связи со своим прежним подразделением. Все члены рабочей группы принимают в ее создании живое участие, помогают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концепцию деятельности, т.е. создают отдельное подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности. Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на любые изменения и неожиданно возникающие проблемы.

Команды сплачиваются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Обычно команды защищают свои границы и себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если могут исполнять предпочитаемые ими роли. Зна

ние менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из достойных людей.

Создание команды - сложное и кропотливое дело, при ее формировании должны быть учтены следующие требования:

Каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом;

Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за неудачи также коллективная, а не индивидуальная;

Любой участник команды должен постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать квалификацию, стремиться к энциклопедической широте познаний в своей области, поддерживать на должном уровне трудовые навыки, в любое время быть готовым оказать помощь нуждающемуся;

Все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива;

Обязанности каждого участника команды уточняются оперативно, в процессе выполнения плановых заданий; функции членов команды, как правило, меняются;

Подбор участников команды осуществляется, в первую очередь, с учетом их психологической совместимости;

Управление командой осуществляется коллективно, за руководителем закрепляются функции представителя интересов команды во внешней среде.

Преимущества работы в команде:

Команда обеспечивает приоритет общих интересов, не допускает односторонних решений.

Благодаря совместной работе специалистов собранных в команде, предотвращается одностороннее влияние инстанции, принимающей решения.

Команда помогает максимально снизить риск в принятия неверного решения.

Совместная работа над выполнением общего задания уменьшает опасность упустить какие-то второстепенные вопросы.

Команда противодействует производственной «близорукости».

Работа в команде развивает в ее членах готовность к сотрудничеству.

Команда воспитывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, учит прислушиваться к мнению других, корректно дискутировать, избавляться от ярко выраженного индивидуализма.

Работа в команде способствует более полному про-явленик> интеллекта.

Недостатки при работе в команде:

Работа в команде требует больших затрат времени по сравнению с индивидуальной работой; необходимо также время на «раскачку», «притирки» членов команды друг к другу.

Анонимность отдельных членов команды может отрицательно влиять на результаты работы.

В команде отсутствует стимул к личному тщеславию, т.к.

Достигнутые отдельным членом команды результаты ему в заслугу не ставятся.

Предложения, выработанные командой, часто могут быть результатом компромиссного решения.

Некоторые особенности формирования команды и работы в ней представлены в приложении 9.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Какие признаки являются определяющими для характеристики управленческого труда?

2. Что является предметом и непосредственным продуктом управленческого труда?

3. Чем определяется высокая работоспособность и стрессоустойчивость руководителя?

4. Назовите основные источники стресса на работе; чем вреден стресс, что в нем есть положительного?

5. Какие роли играет руководитель в организации?

6. Чем характеризуются основные типы власти руководителя, как «работает» механизм влияния на подчиненных?

7. Какие методы помогают сотрудничеству с подчиненными?

8. Как определяют стили руководства? Охарактеризуйте их.

9. Раскройте содержание понятия «индивидуальный стиль руководства», назовите факторы, влияющие на его формирование.

10. Как происходит делегирование полномочий, каких ошибок при этом следует избегать руководителю?

11., Охарактеризуйте понятие «управленческая команда»: каковы организационные особенности ее формирования и функционирования?

Как не каждая группа является командой, так и не каждая команда является эффективной. Эффективность группы и команды можно оценивать с точки зрения полученных результатов. Результат может быть количественным, выраженным в числовой форме, и качественным.

К основным элементам эффективной работы команды относятся:

  • - удовлетворение потребностей индивидуального членства;
  • - успешное взаимодействие в команде;
  • - решение поставленной перед командой задачи.

Эти элементы взаимозависимы. Так, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы.

К составляющим эффективной работы команды относятся:

  • - умелое использование собственного репертуара навыков и предпочтений в командной работе каждый членом команды;
  • - ясное представление о возможном вкладе других;
  • - извлечение максимума возможного из индивидуальных различий внутри команды (навыков, личных качеств, культурных представлений, пола, опыта, возраста), а не сведение их к минимуму или затушевывание;
  • - создание наиболее благоприятных условий для установления честных и конструктивных связей друг с другом;
  • - стремление создать в команде?зону безопасности?, когда члены ее доверяют друг другу и открыто делятся своими опасениями.

Не существует набора правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успеха команды гораздо сложнее, и они не могут быть сведены только к выполнению набора предписаний.

На сегодняшний день как исследовательская, так и методическая литература более благосклонно относится к самоуправляемым командам. Как и в случае с кружками качества, было очевидно, что самоуправляемые команды ждет успех, однако исследования, подтверждающие это, только начаты. Более того, в результате углубленного анализа было сделано заключение, что самоуправляемые команды положительно влияют на производительность и на межличностные отношения внутри группы, но не на общее отношение к работе, пропуски работы без уважительных причин и положение дел в организации в целом К личным проблемам, возникающим в самоуправляемых командах относятся следующие:

  • - Члены команды не желают расставаться со старым опытом или забыть о своих прежних статусов.
  • - Не все члены команды обладают способностями, знаниями и навыками, полезными группе. Функционирование команды замедляется из-за того, что одни члены команды несут на себе большую ответственность, чем другие.
  • - Рабочие как члены команды часто сталкиваются с конфликтами и трудностями, которые бросают вызов их личным убеждениям. То, что хорошо для группы, не всегда хорошо для индивида.
  • - Проблемы на уровне организации, выявленные в ходе опроса, включают оплату труда и систему вознаграждения, которые по-прежнему ориентированы только на индивидуальную деятельность.

Для того чтобы команды стали более эффективными, они должны преодолеть те проблемы, с которыми постоянно сталкиваются.

Для определения эффективности исследователи предложили «трехмерную концепцию эффективности группы», включающую три критерия:

  • - услуги или продукция должны быть не ниже или превосходить существующие стандарты;
  • - должна существовать групповая поддержка;
  • - должно происходить удовлетворение потребностей членов группы.

Чтобы быть эффективной, группа должна соответствовать всем трем взаимосвязанным критериям.

Согласно модели групповой эффективности на групповую эффективность влияют три фактора:

  • - групповой процесс;
  • - групповая структура;
  • - организационная среда.

В свою очередь, каждый фактор включает определенное количество элементов.

К элементам организационной среды относятся: ясная миссия и принимаемое всеми видение; поддерживающая культура; система мотивации, обучение и консультации; технологические и материальные ресурсы.

К групповой структуре относятся: ясные цели, мотивирующие задачи, ясно определенные роли, достаточное время, эффективная групповая культура, групповые нормы.

К групповым процессам относятся: решение проблем, принятие решений, управление конфликтами, коммуникации.

При использовании модели групповой эффективности руководитель может работать с ней в следующей последовательности:

  • - Определить исходное положение группы и элементы, работающие неэффективно.
  • - Рассмотреть, как каждый элемент влияет на эффективность группы.
  • - Решить, какие изменения нужно провести, чтобы группа стала более эффективной. Поскольку группы -- открытые системы, все элементы группового процесса, структуры и организационной среды могут влиять друг на друга. Изменения в одном элементе могут вести к изменениям в других элементах.

Уровни командной эффективности

Информационный бум 90-х годов XX века потребовал от организаций принятия концепции разделяемой командности. Эта концепция предполагает интеграцию работы не только среди членов команды, но также и с другими командами и подразделениями организации. В этом случае эффективность работы команд можно рассматривать также с позиций их целесообразности. Для этих целей можно использовать трехуровневую модель командообразования.

Уровень А Сплоченная рабочая групп а. На этом уровне члены команды рассматривают себя членами одной рабочей группы, но их работа в основном не зависит от работы друг друга. Поэтому у них не возникает потребности в распределении работы между собой. Люди являются членами?группы? потому, что вносят определенный вклад в результат работы данного подразделения. Для такой группы характерно следующее:

  • - наличие разделяемой всеми цели;
  • - каждый чувствует себя принятым группой и имеет возможность влиять на других. Сплоченная рабочая группа фокусируется на потребностях ее отдельных членов.

Уровень B. Эффективная рабочая команда. На уровне B внимание фокусируется на увеличении производительности. Ее члены взаимозависимы, поэтому у них возникает необходимость распределять работу для достижения общей цели.

Так же как и сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда:

  • -функционирует как автономное подразделение в организации;
  • - члены группы делятся друг с другом рабочей информацией;
  • - имеет цели и задачи, разделяемые и понимаемые всеми.

Эффективная рабочая команда фокусируется на увеличении эффективности при достижении рабочих задач как самоорганизующаяся, самоуправляющаяся команда.

Уровень С Эффективный организационный комплекс. На уровне С эффективный организационный комплекс фокусируется на потребностях организации в целом. Слово?комплекс? используется для описания команды с большим числом людей и подкомандами, имеющими разное назначение и выполняющими различные стадии работы. Эффективное организационное объединение имеет признаки как сплоченной рабочей группы, так и эффективной рабочей команды плюс:

  • -каждая команда связана с другими командами организации или с функциями для выполнения различных проектов;
  • -командные ресурсы, как человеческие, так и материальные, разделяются с другими командами организации или их функциями;
  • -команда оказывает влияние на политику и стратегию в организации;
  • -люди входят и выходят из команды в соответствии с потребностями и временем проекта или в соответствии с ходом работы.

Эффективный организационный комплекс объединяет работу отдельных команд большой организации, устанавливает между ними сотрудничающий стиль и функционирует способом разделяемой всеми командности.

На степень эффективности работы команды влияет обучение или тренинги. Особо значение тренинг имеет в ходе работы уже сложившейся команды.

Полезно периодически выходить за рамки работы и?встряхнуться?. Это позволяет, как освежить навыки, уже выработанные ранее, так и обсудить возникшие проблемы.

Часто высказывается мнение, что опыт для руководителя, работающего под постоянным грузом текущих организационных задач, и практика важнее любого обучения. Результатом этого являются ошибки, разорительные для организации.

Обучение руководителей позволяет решить одновременно несколько задач, таких как:

  • - Подготовка к новым задачам, которые придется выполнять руководящим кадрам.
  • -Углубление знаний и развитие управленческих навыков. Традиционный набор знаний, которые предлагаются руководителям,-- это менеджмент, экономика и финансы, маркетинг и управление персоналом. Однако знания работают лишь тогда, когда вырабатываются навыки их правильного практического применения в отношении тех задач, которые ежедневно приходится решать руководителю.
  • - Переосмысление старого опыта, формирование новых подходов к работе, новых установок, способных обеспечить успех в изменившихся условиях.

Руководители, работая в условиях постоянного дефицита времени и давления текущих дел, часто не склонны анализировать собственную работу.

Учеба дает им возможность внимательнее присмотреться к своему опыту, к тем подходам, которые они чаще всего используют при решении управленческих задач, и выработать систему приоритетов, лучше отвечающую новым требованиям.

Другая задача при обучении руководителей -- выработка профессиональных высочайших стандартов требовательности к таким аспектам рабочих результатов, как производительность, качество товаров и услуг, а также развитие способности продвигать инновации и готовность к поддержке организационных изменений.

При обучении руководителей нужно учитывать три их важнейшие характеристики:

  • - Речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование, и которые имеют большой опыт работы в руководящей должности;
  • - Это - лидеры, т. е. люди, имеющие высокий уровень ответственности, склонные к принятию самостоятельных решений;
  • 3. Это - практики. В этой связи их отличает ориентация на конкретные результаты, а не на общие принципы, теории и т. п.

На сегодня уже сложились основные принципы, позволяющие добиться высокой эффективности при обучении руководителей управленческой команды:

  • - Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ практических ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения);
  • - Ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах;
  • - Командная работа. Основная задача руководителя состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для руководителей и лиц, состоящих в резерве на руководящие должности.
  • -Проектная работа, выполняемая обучающимися в составе проектной группы в количестве 5--7 человек, как форма закрепления полученных знаний и навыков командной работы. Группа получает определенную проблему, выявленную на основании проведенного анализа, которую они должны проработать и дать предложения по ее решению.