Как понять и запомнить историю. Как выучить историю быстро

Каждый человек сталкивается с ситуацией, когда нужно что-то очень быстро выучить. Такая необходимость может возникнуть не только перед экзаменом или зачетом, но и при подготовке обычного домашнего задания. История - предмет, который требует как логического мышления, так и умения запоминать. И именно это «двуединство», если уметь его использовать, позволяет подготовиться к экзамену или к уроку довольно быстро.

История - очень увлекательный предмет. В его основе лежат знания, которые необходимы каждому. При изучении истории открывается особый мир, мир завоеваний и путешествий, сражений и перемирий. Разобрав, как легко и быстро выучить историю, вы с удовольствием будете познавать ее тайны. 1

Начинайте читать параграф или главу. Ни в коем случае не нужно приступать к заучиванию дат. Найдите спокойное место, расслабьтесь, сделайте так, чтобы вас никто не отвлекал. Приступайте к чтению материала. Для того, чтобы он остался у вас в голове, постарайтесь включить воображение. Читая главу, например о сражении, как можно ярче представляйте его, словно вы смотрите фильм. Читая о дворцовых переворотах, думайте, как они происходили, в мелочах представляйте события. Обращайте внимание на исторические личности. Также можно посмотреть кинокартину о тех события, которые вам нужно выучить.

2

После этого постарайтесь вспомнить тот фильм, который вы «записали». Как только вы заметили какой-то недочет в событиях, тут же посмотрите в учебнике. Повторяйте этот процесс, пока картина не станет полной и ясной. Самое главное здесь концентрация. Лишь только полностью отдавшись процессу, вы сможете достичь успехов. Поэтому отложите все дела и направьте всё внимание на историю.

3

Переходим к датам, терминам и определениям. Конечно же, здесь придется заучивать. Для облегчения запоминания и ориентирования в датах нужно привязывать их к событиям. Например, зная, что Бородинская битва произошла в 1812 году. На вопрос «когда Наполеон пришел к власти», мы делаем вывод, что в начале девятнадцатого века. Вспомнив еще пару событий, сможем определить дату наиболее точно. Старайтесь всегда привязывать даты к нескольким событиям.

Как учить параграфы по истории

Учить параграфы по истории довольно сложно. Их объем редко бывает маленьким, а в тексте фигурирует много дат и имен, запомнить которые с первого раза проблематично. Используя особенности нашего мозга, можно значительно облегчить этот процесс.

Инструкция

1

Вначале просто прочитайте параграф. Особо не вчитывайтесь в слова. На этом этапе важно уловить основную суть темы. Не стоит возвращаться к строчке, если вы ее не поняли. Просто продолжайте читать. В конце пробегите в уме по основным тезисам. Что вам удалось запомнить, что вы поняли, какие выводы можно сделать. Это самый короткий, но важный шаг.

2

Затем прочитайте тот же параграф, но медленнее. Вам необходимо выделить имена, даты и другие элементы. Если необходимо, выпишите их в тетрадь. Особое внимание обращайте на подзаголовки и дополнительные материалы. Постарайтесь понять главную мысль в каждом абзаце. Если она умещена в каком-либо предложении, то его также нужно подчеркнуть.

3

Третий раз вам нужно прочитать текст очень вдумчиво. После каждого абзаца задавайте себе вопрос, смогли ли вы понять написанное. Если нет, то прочитайте снова и, если необходимо, найдите дополнительную информацию. Вы должны понимать все события и даты, а также примерно представлять, с чем они связаны. Смотрите на картинки, представляйте себе прошедшие события. Все это позволяет легче запоминать написанное.

4

Затем вам необходимо составить план текста по памяти. Необязательно, чтобы там находились все пункты. Выделите только те мысли и действия, которые показались вам главными. Затем попробуйте пересказать содержимое по этому плану. Если все усвоилось хорошо, то вы можете переходить к вопросам автора. Если есть какие-то пробелы, то их необходимо восполнить.

5

После выполнения всех заданий попробуйте снова пересказать текст. Однако в этот раз начните рассказ не сначала, а с конца. Древнегреческие ораторы использовали этот прием перед выступлениями. Так они могли быть полностью уверены, что не забудут речь и смогут рассказать все в нужном порядке.

6

Даже если после этих действий вам кажется, что вы отлично запомнили материал, его все равно нужно будет повторить через некоторое время. Не важно, перечитаете ли вы параграф или просто прогоните содержимое в голове. Если до занятия есть несколько дней, лучше снова ознакомиться с материалов через 1-2 суток. Так вы точно не забудете заученное.

7

Этот план рассчитан на очень качественное запоминание и изучение темы. Если же вам необходимо просто ознакомиться с содержимым, то вы можете ограничиться первыми двумя пунктами. Также отличным подспорьем служат различные игры и видео в интернете. Например, вы можете найти документальный ролик, посвященный событиям, описанным в параграфе.

Как выучить даты по истории

Бывает, пытаетесь что-то запомнить и никак не получается это сделать. А если это что-то - экзамен по истории и запоминать нужно даты и события им соответствующие, то деваться некуда и схалтурить не получится, придется учить.

Инструкция

1

Самый действенный способ выучить исторические даты и события - это написать их на карточках. Делается весьма просто: нужно взять бумагу, разрезать ее на одинаковые части. Затем на каждой карточке необходимо написать свою дату, а на обратной стороне событие к ней относящееся. Запоминание дат и событий происходит уже даже при написании всех этих цифр и предложений. Здесь включается в работу зрительная память, которая прекрасно тренируется при письме. Это старый прием, которым пользовались еще ваши бабушки.

2

Нужно разложить перед собой все эти карточки датами вверх. Беря по одной, вслух произносится сама дата, а затем на обратной стороне читается событие к ней относящееся. Карточка переворачивается событием вверх. И так продолжать до того, пока они датами вверх не закончатся.

3

После этого проделать все тоже самое, только наоборот.

4

Перед сном нужно повторить эту же процедуру и желательно несколько раз. Затем следует лечь спать, не читая после книги и не смотря телевизор.

5

Утром нужно встать и, прежде всего, проверить свои знания тем же способом.

Важно понимать, что человеческая память - все равно, что мышцы. Она развита и служит вам в той степени, в которой в работаете над ее совершенствованием. Бытующее мнение о том, что память ухудшается с возрастом - ошибка. Ухудшается память только в том случае, если человек прекращает тренировать ее. Развитию памяти способствует чтение, разгадывание кроссвордов, заучивание стихотворений, мыслительная и письменная работа.

Вам понадобится

  • - диктофон;
  • - ручка и бумага;
  • - интернет.
  • Инструкция

    1

    Визуализируйте историческое событие. Особенно это помогает, если речь идет о каком-то конкретном сражении, заключении договора, дне политического переворота и т.д. В таком случае вам нужно запоминать целых три составляющих: число, месяц и год.

    2

    Посмотрите архивные фото, фильмы, связанные с этим событием. Вы легко сможете в нужный момент воспроизвести в голове точную картинку (время года, обстоятельства, личностей, которые принимали участие в событии). Достаточно просто сосредоточиться на изображении и визуализировать саму дату в уме.

    3

    Отбросьте первую цифру (единицу), как лишнюю, запоминайте только три оставшиеся. Существует и другой метод. Четырехзначное число, обозначающее год, разбейте на пары. Тогда нужно запоминать не 1945, а 19-45, 18-12, 19-60 и т.д.

    4

    Запоминайте методом ассоциаций. Например, если вам нужно запомнить дату полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961). Месяц запомнить легко , первый полет человека в космос произошел весной, именно тогда, когда начинается все новое. Даже месяц, в который состоялся полет, начинается с буквы «а», потому что это первая буква в алфавите.

    5

    Связывайте цифры со смыслом самого события. Например, полет человека в космос в 1961 году был первым не только для СССР, но и для мира. Поэтому половина чисел в этой дате содержат единицы (12 и 61). Число 19 запоминать не нужно, всем известно, что осваивать космос человек начал в XX веке. Продумывайте собственные цепочки ассоциаций для каждой даты.

    6

    Выписывайте исторические даты в столбик, а рядом - события. Посвятите две минуты запоминанию, затем закройте столбик и проверьте себя. Сначала может не получаться, снова проведите две-три минуты, запоминая даты и события. И повторите попытку вспомнить даты самостоятельно.

    7

    Запишите исторические даты на диктофон. Прослушивайте эту запись несколько раз в день. Лучше всего рано утром, когда ум еще не успевает заполниться большим количеством новой информации. Также можно найти несколько минут во время поездки в транспорте или во время сна.

    Обратите внимание

    Не старайтесь впихнуть в себя все даты сразу. Учите постепенно. Если вы готовитесь к экзамену, начните подготовку за 2-3 недели.

    Совет полезен?

    Разработайте собственную систему запоминания дат. То, что вы придумываете и применяете самостоятельно, действует намного эффективнее.

    Обратите внимание

    Как правило, это задание выполняется в течение одной-двух недель. Можно эти карточки носить с собой на учебу, тоже пригодятся.
    Знайте, что лучше запоминается материал в первую половину дня. Также необходим 10-минутный перерыв каждый час.

    Полезный совет

    В один столбик напишите даты, а в другой - что произошло. Одну половину закрываете и при взгляде на даты пытаетесь вспомнить, что спрятано. Выучиваете первые двадцать событий, возвращаетесь к началу. Повторяете до тех пор, пока правильно не назовете все двадцать. Затем двигаетесь дальше. При этом обязательно нужно чаще возвращаться к началу.
    Выпишите наиболее не запоминаемые события и даты на стикеры и расклейте их по всей квартире в тех местах, где чаще всего бываете.

Как выучить историю? Если под историей понимать все то, что происходило в прошлом с человечеством, то ответ будет – никак, так как прошлое – историю человечества, выучить невозможно. Ее можно лишь изучать, и чем больше ты узнаешь – тем больше появляется вопросов, т.е. этот процесс бесконечен.
Если под историей понимать рассказ о чем либо – то и в этом случае ее учить не надо.

Как выучить историю?

Вопрос как выучить историю – будет иметь смысл, если под историей мы понимаем учебный предмет, определенный курс, который мы изучаем в учебном заведении.

Отвечая на данный вопрос, мы должны для себя уяснить несколько моментов:
что нужно выучить, каков объем информации нам предстоит усвоить?
— каким временем мы располагаем?
— а нужно ли нам это, постараться понять, что нами движет, каков наш мотив?
— каковы наши возможности (здоровье, память, внимание, навыки чтения, доступ к нужной информации и т.д.)?

Выясняем:
— что узнать объем задания проще простого – практически каждый из нас, приложив минимум усилий – заглянув в оглавление учебника, найдя программу курса в интернете, преодолевает первый барьер, даже и не барьер вовсе, а малюсенькое препятствие. Итак, первый шаг сделан.
— не вызывает затруднений и вопрос со временем, значит, мы можем примерно спланировать изучение исторического материала.
— что же касается мотива и наших возможностей, то мы либо по максимуму используем то, что у нас уже есть – ищем и находим то, что нам не хватает (учебники, лекции, аудио курсы, видео по теме), а также развиваем нашу память, внимание, укрепляем здоровье, и в результате движемся к цели.

Либо же мы находим тысячу и одно оправдание, чтобы самому себе и своим близким показать – задача выучить историю не выполнима!
В этом случае хороши любые оправдания – домашнее задание не задавали, либо забыл записать, учебника нет (либо учебник есть, но там написано все непонятно, и я ничего не понял). Интернет не доступен (либо доступ есть, но там по делу ничего нет). И вообще память у меня плохая, внимание отсутствует; все, что нужно выучить мне не надо, и вообще это не интересно. И так до бесконечности, если хватит фантазии.

На мой взгляд, главное условие для того, чтобы начать учить тот или иной предмет , в том числе и историю – это желание . Наше желание может базироваться на интересе: Я учу, потому что мне это интересно, потому что мое любопытство подгоняет меня.

Способность познавать в человеке заложена природой. И в процессе становления личности данная способность и сопутствующее чувство любознательности либо развиваются, либо в силу многих причин угасают.

Как быть, если история не вызывает интереса?
Нужно попытаться зацепиться за какое-то событие, личность, увидеть то, что привлечет наше внимание, вызовет удивление, заставит задать вопрос. И тогда процесс изучения истории начнет набирать ход. А как быть, если мы сами или окружающие нас люди не смогли проявить интерес? Тогда будем надеяться на то, что придет понимание необходимости выучить тот или иной материал.

А что делать, если нет интереса, и в голове сидит мысль – а оно мне надо? Или – авось, обойдется. Как-нибудь все получится.

Я думаю, что и в этом случае, преодолевая внутреннее сопротивление, чувство безразличия, нужно начать работать и попытаться достичь хотя бы минимальных успехов:
– выучить пару дат,
— рассказать хотя бы в общих чертах о том или ином событии,
— найти на карте нужный объект,
— высказаться на уроке хотя бы по одному из заданных вопросов.
То есть, для начала удивить, в лучшем смысле этого слова, своими действиями себя, друзей, родных. И, возможно, процесс изучения материала придет в движение.

И так. Мы сделали первые шаги. И, возможно, столкнулись с первыми трудностями.
Перед нами встает вопрос – а как учить историю ? Чтобы не просто изображать процесс изучения, а добиться успеха на этом пути.

Первая проблема, с которой мы можем столкнуться – это проблема понимания той информации , которую мы получаем в процессе чтения, слушая рассказ, лекцию, просматривая видео материал. Если понимание есть, можно делать следующий шаг. А если его нет, то, как быть?

Проще всего дать команду – читай, пока не поймешь! Но если мы не уясним причину непонимания, мы так и останемся в начале нашего пути.

Что же нам мешает осознанно воспринимать информацию?

Существует множество факторов, влияющих на это. Например, отсутствие сосредоточенности в процессе обучения на выполнении конкретного задания. Мы, вроде бы как читаем, слушаем, смотрим, а мысли наши далеки от того, что мы делаем.

Еще одна из причин непонимания текста, лекции – это непонимание значения отдельных слов, словосочетаний, выражений, тяжеловесный текст, нудный лектор и тому подобное.

Что можно сделать, если возникает сложность с терминами?
Нужно обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Благо, что в большинстве случаев, это сейчас не проблема.

А как быть, если слова каждое по отдельности вроде бы понятные, а смысл прочитанного нет. То есть, мы имеем дело с тяжеловесным текстом. В этом случае решение проблемы будет заключаться в подборе иного источника информации по данному вопросу, возможно в иной форме. Вместо текста – аудио лекция, или видео материал. И, может быть, все станет на свои места.

Общий же успех работы с текстом прост. Как правило, чем больше мы читаем, чем лучше развиты навыки чтения, тем продуктивнее результат в обучении. В случае если мы лучше усваиваем материал на слух, и для нас важно услышать толковое, интересное изложение темы или отдельного вопроса, что нам может помешать залезть в интернет и найди классного лектора по нашей теме?
То же самое можно отнести к видео урокам.

Кстати, эффект понимания изучаемого материала значительно возрастает, если мы сочетаем чтение, лекции, видео уроки.
Хороший результат в понимании изучаемого вопроса, темы, курса, подготовки к экзаменам дают выписки, которые мы можем сделать в разных формах. Например, в форме планов, конспектов, . При этом нужно учитывать, что простое переписывание мало что нам может дать. Это чаще всего просто трата времени и сил.

На мой взгляд, больший эффект даст работа по составлению плана, конспекта, схем, карточек. Работая в этом направлении, мы убиваем двух зайцев: помогаем себе понять изучаемый материал, и одновременно начинаем работу по его запоминанию.

Надеюсь, эти советы помогут вам при изучении предмета истории.

А в следующей публикации остановимся на вопросе — как составить план изучаемого материала.

Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского. За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде. Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно. Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно. Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись. У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.

Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)

Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны - так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью. Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию. Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.

При чём тут история

Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору - историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.

Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники

Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных. Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно. Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.

Исторические фильмы - один из способов увлечься историей. Кадр из фильма "Пётр Первый", 1937 год

Как изучают историю в школе

В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году. У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности - кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее. Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий - «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», - а с точки зрения его личных проблем. Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.

Картины с историческими событиями. Александр Македонский вступает в Вавилон

История - это и есть рассказать историю

Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное - это рассказать историю. В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории. Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю. Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.

Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков

И учитель на уроке - рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.

Что делать, чтобы понять и полюбить историю

Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков. Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий. Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», - и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции - а значит, зародить интерес.

Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.

Классифицируйте

Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.

Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.

1. По правителям

Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.

2. По историческим периодам

Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.

Наклейте везде стикеры

Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.

Ассоциируйте

Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.

Используйте интерактивные карты

Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.

Используйте интервальный метод повторения

Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.

Примерный график повторов ↓

Пользуйтесь хронологическими таблицами

Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.

Gumer.info

Начитывайте даты на диктофон

Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.

Находите параллели

Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.

Используйте карточки

Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.

Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.

Чтобы запомнить даты, надо

    Выписать даты на листы А4

    Наклеить везде стикеры

    Находить ассоциации

    Использовать интерактивные карты

    Учить даты с интервалами

    Использовать хронологические таблицы

    Наговаривать даты на диктофон

    Искать параллели

    Использовать карточки

О необходимости введения истории в перечень обязательных предметов на ГИА чиновники заговорили еще несколько лет назад, аргументируя свое желание тем, что каждый гражданин обязан знать о прошлом. Но до сих пор вопрос о том, как выучить историю без труда и в кратчайшие сроки интересовал лишь тех, кто планировал сдавать эту дисциплину по выбору. Тем не менее, уже в ближайшем будущем все может измениться.

Как выучить с нуля
Основная сложность, которая возникает у учащихся при изучении истории - огромный объем информации, который необходимо охватить. Тем более, значение имеют цифры, даты - на них строятся тестовые задания, ошибки в которых порой стоят кучу баллов. Учиться в таких условиях сложно, но можно.

На вопрос о том, как выучить историю с нуля преподаватели отвечают единогласно: материал следует систематизировать, чтобы понять. Но, прежде всего, важно правильно подобрать учебник. Для учащихся, которые не претендуют на высокий бал, достаточно будет школьного. Остальным лучше взять издание А. С. Орлова и В. А. Георгиева «История России» (издания МГУ). По нему можно хорошо выучить теорию.

Практические навыки следует оттачивать с помощью пособий ФИПИ, книг с КИМами, других источников с пробными тестами. В идеале важно найти человека, который хорошо владеет материалом и сможет проверять результаты, однако, в крайнем случае, можно самостоятельно проверять себя по ключам.

Эффективность работы напрямую зависит от приложенных усилий. Важно набить руку на тестах, тратя на их решении впоследствии как можно меньше времени не в ущерб внимательности. Также следует изучить кодификатор, чтобы понять, за что дают и отнимают баллы на ЕГЭ и ОГЭ.

Тонкости и нюансы
Перед началом занятий важно уяснить: быстро и легко выучить историю, не прилагая при этом усилий, не получится. В любом случае нужно будет много читать.

Дополнительно следует:

  • Делить параграфы на блоки, тем более что сами они состоят из нескольких частей, объединенных общей идеей, а затем записывать последнюю.
  • Вдумываться в каждое предложение, ведь одной зубрежкой сдать ЕГЭ по этой дисциплине удачно не получится.
  • Активно использовать пособия с картами и картинками. На первых, как правило, проверяют знания, касающиеся месторасположения славянских племен, восстаний, крупных сражений. Вторые помогают, как минимум, увидеть, как выглядят правители России. Причем речь идет не о Святославе и Рюрике, а о Хрущеве, Андропове.
  • Завести таблицу. В нее нужно будет записывать особо важные даты, касающиеся решающих сражений и реформ. Впоследствии их придется повторить не один раз, чтобы запомнить, однако без этого на высокий балл по ЕГЭ и ОГЭ можно не рассчитывать.
  • Упрощает запоминание материала его схематическое изложение. На листе бумаги нужно изобразить факты из всемирной истории, обозначив связь между ними стрелочками. Благодаря подобным графическим заметкам можно будет и вовсе отказаться от огромных конспектов в пользу компактных.

Выучить историю совсем без конспектирования не получится, и все из-за большого объема информации.

На что еще обращать внимание
Многие выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, отвечая на вопрос о том, как выучить историю быстро и легко, говорят, что прежде ее нужно полюбить. По историческим фильмам и книгам, картинкам в журналах, неважно, главное, вызвать интерес к дисциплине, и тогда материал будет легче запоминаться.

Можно также:

  • При подготовке задействовать работы историков. Они, как правило, не только описывают сухие факты, но и упоминают события жизни исторических личностей, их поступки, которые демонстрируют силу их духа, черты характера и прочее. Так эти люди становятся нам ближе, а их деятельность - понятнее.
  • Искать причины и следствия. Войны, перевороты в одной стране могут влиять на жизнь соседних государств. Если отмечать изменения, мысля логически, можно существенно облегчить себе жизнь.
  • Помнить о культуре, и это в первую очередь касается тех, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе. Забывая во время подготовки о деятельности Феофана Грека, Феофана Прокоповича, Фальконе и других, многие впоследствии теряют баллы на тесте.
  • Конспекты нелюбимых или тяжелых для восприятия тем лучше повесить над рабочим столом, чтобы ежедневно их видеть и, тем самым, быстрее запоминать.

Наконец, готовиться лучше с единомышленником, другом. Так не только интереснее, но и познавательнее, например, если сам он знает больше вас!