Характеристика главного героя из повести мцыри. М.Ю. Лермонтов "Мцыри": описание, герои, анализ поэмы

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

Поэму «Мцыри» критик Белинский не зря назвал любимым детищем Лермонтова, подчеркнув, что в ней великий поэт отразил свои заветные мечты и идеалы. Поэма носит автобиографический характер, содержит тонкие намёки на личность и судьбу самого поэта.

Да, автор и его герой духовно близки друг другу. Характеристика Мцыри, история его жизни позволяют заметить прямые аналогии. Подобно Лермонтову, Мцыри - яркая, неординарная натура, готовая бросить вызов всему свету и рвануться в бой во имя свободы и ради обретения Родины. Тихая, размеренная жизнь в монастырских стенах, бесконечные посты и молитвы, полное смирение и отказ от любого сопротивления не для молодого послушника. Точно так же и Лермонтов отказывался ручного придворного поэта, слащавого завсегдатая балов и великосветских гостиных. Михаил Юрьевич ненавидел страну рабов и господ в такой же степени, как его Мцыри душную келью и весь уклад монашеской жизни. И оба они - автор и плод его творения - были бесконечно одинокими, лишенными счастья быть понятыми, находиться рядом с близкой, родной, любимой душой. Радость истинной дружбы, сладость настоящей, преданной, взаимной любви, возможность жить там, куда рвётся сердце - всё это прошло мимо них, отравив душу горечью разочарования и болью неисполненных надежд.

Романтические черты поэмы

Герой поэмы - яркое воплощение романтического мировоззрения Лермонтова. В свете этого характеристика Мцыри, равно как и всего произведения, отражает основные черты данного Место действия в романтическом произведении - экзотические страны, далёкие от оков цивилизации и её тлетворного влияния. У Лермонтова это Кавказ, ставший в его творчестве символом свободы. Быт и нравы горцев, иной раз дикие, непонятные европейскому сознанию, их родовая гордость и воинственность, обострённое чувство чести и достоинства, мощь и первозданная красота гор и всей кавказской природы пленили поэта ещё в раннем детстве и завоевали сердце на всю жизнь. А по роковой игре случая именно Кавказ стал вторым домом Михаила Юрьевича, местом его бесконечных ссылок и неиссякаемым источником творчества. Вот и в поэме весь сюжет разворачивается в Грузии, близ монастыря, стоявшего на месте слияния Арагвы и Куры.

Характеристика Мцыри включает в себя мотив отверженности, непонимания с одной стороны и гордости, непокорности, вызова, борьбы - с другой, что тоже является типичным для романтических произведений. Главный герой поэмы годы, проведённые в монастыре, считает пропащими, потерянными, вычеркнутыми из жизни. Исповедуясь старому монаху, который когда-то выходил его, истощённого ребёнка, спас от смерти физической, но обрёк на духовную, ибо не сумел стать ему ни отцом, ни другом, так вот, повествуя о том, что видел и делал на воле во время побега, Мцыри заметил: он бы и три жизни в монастыре не пожалел ради одной, наполненной действием, движением, борьбой и свободой.

Монахам никогда не понять юношу. Свою жизнь они проводят, смиренно склонив голову в молитвах и упованиях на Господа. Герой уповает на себя, на свои силы и возможности. Показательная характеристика Мцыри - он бежит из своей тюрьмы во время страшной грозы, и разгул стихии радует его, для него буря - сестра, тогда как монахи в ужасе молятся о спасении. И бой с барсом, взятый Лермонтовым из горских легенд (тоже элемент романтизма - связь с фольклором) и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и так гениально переосмысленный и переработанный, удивительно органично вписывается в содержание произведения и помогает раскрыть лучшие черты личности юноши. Здесь и отвага, и удивительное мужество, владение собой, вера в свои силы и возможности и проверка их на прочность, полное слияние гордого, непокорного духа с такой же непокорной природой. Без эпизода «Бой с барсом» характеристика героя Мцыри была бы неполной, а сам его образ не до конца раскрытым.

О чём же ещё, кроме свободы, мечтает юноша? Прежде всего обрести свою семью, обнять родных, оказаться под крышей отчего дома. Ему снятся отец и братья, припоминаются отголоски колыбельной, что пела когда-то мать. В мечтах он видит дымок над родным аулом, слышит гортанную речь своего народа. По сути, это то, что составляет основу, духовный стержень каждого человека: семья, дом, родной язык и родная земля. Отними что-то одно - и человек почувствует себя осиротевшим. А Мцыри лишили всего - и сразу! Но Лермонтову важно, что он сберёг воспоминания, сохранил их в себе как самое дорогое и сокровенное. Как и сам Лермонтов берёг и лелеял в глубинах сердца образ народной России с её безбрежными лесами, подобными морям реками и белеющими на пригорке берёзками.

Герой и время

Его поэмы позволяют понять: автор не случайно подарил Мцыри только три дня яркой, насыщенной, полнокровной жизни. Для бунтарей такого склада ещё не пришло время, равно как и сам поэт намного опередил свою эпоху. Общество, находясь в духовном унынии после разгрома декабристов и гибели Пушкина, в разгул реакции не могло подняться на борьбу. А редкие одиночки типа Мцыри были обречены на гибель. Ведь героем времени, портретом целого поколения современников Лермонтова стал не горский юноша, а Печорин, Грушницкий, доктор Вернер - «лишние люди», разочарованные в жизни или играющие в таковых.

И всё же именно Мцыри стал воплощением романтических идеалов поэта, символом яркой, целеустремлённой личности, которая готова сгореть в один миг, но ярко, а не тлеть никчемной головешкой долгие годы.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...

Которую изучают в школе. Само же произведение знакомит нас с его судьбой, и показывает насколько важна для человека свобода выбора и к чему может привести неволя. Знакомясь с поэмой Мцыри и составив план работы, мы сможем дать главного героя произведения.

Характеристика Мцыри

Мцыри, это мальчик, который был захвачен в плен русским генералом в возрасте шести лет. По дороге Мцыри заболел и генералу пришлось оставить его в монастыре. Так свободолюбивый мальчик, горец, вынужден был там жить в окружении монахов. Монастырь стал для него настоящим пленом, поэтому он постоянно думает о Родине, Кавказе, и о том, как ему туда вернуться.

Из произведения мы узнаем, что наш герой сидит взаперти угрюмый и одинокий. Он отвык от людей, да и людям он стал давно чужим. Но не может Мцыри смириться с уготованной ему судьбой стать монахом. Юноша бросает вызов несправедливости. Он решает бороться за свою свободу и накануне принятия монашеского обета, убегает из монастыря. И вот на свободе, которая длится лишь три дня, и раскрывается настоящий характер юноши.

Мцыри — человек с несгибаемым духом и сильным характером. Не зная, где именно находятся его родные края, он бежит. Бежит в неизвестность, бежит навстречу свободе лишь с одной мыслью: он хочет узнать, как это жить по-настоящему свободным. Один, окруженный дикой природой, именно здесь он смог увидеть проблеск света в своей мрачной и печальной судьбе.

Встреча Мцыри с девушкой показала нам, что юноше не чуждо такое чувство, как любовь. Но, при этом он очень целеустремленный человек. Ведь, несмотря на возникшие прекрасные чувства, о которых юноша сперва и не подозревал, на желание пойти за девушкой, он остановил себя. Ведь его целью было вернуться на Родину и найти свой дом. Встреча Мцыри с барсом раскрывает нам новые черты характера нашего героя. Это бесстрашный, мужественный и сильный человек. И здесь мы видим насколько широкими могут быть возможности, казалось бы в неравном поединке.

Но, Мцыри сбился с пути. Он не был подготовлен к побегу и не до конца был готов столкнуться с окружающим миром вне стен монастыря. Весь израненный, он вновь оказывается в стенах своей тюрьмы и от полученных ран умирает. Кто знает, от ран ли скончался этот свободолюбивый человек, или его убили стены темницы, в которых ему было суждено вновь оказаться. Умирая, юноша нисколько не жалеет о своем побеге из ненавистных стен. Те три дня свободы были для него лучшими днями в его жизни, а смерть стала для него освобождением.

План поэмы

1. Знакомство с героем поэмы
2. Монастырские станы — неволя юноши
3. Мечта оказаться на свободе.
4. Долгожданная свобода, как глоток воздуха, хоть и кратковременная
5. Встреча с девушкой — готовность к любви и неизменность своей цели
6. Встреча с барсом — мужество и сила героя
7. Возвращение в монастырь — трагедия стихийного протеста
8. Смерть героя — избавление от уз и неволи.

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри , пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела.
Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном.
Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской». Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ.

Характеристика главного героя Мцыри – кратко о герое Лермонтова для сочинения по теме |