А партийная система. Партийные системы

Многообразие исторических, социально-экономических и политических условий, характеризующих нынешнее мировое сообщество, обусловливает возникновение и функционирование различных партийных систем : однопартийных, двухпартийных и многопартийных. В литературе нет однозначного определения понятия «партийная система». Будем обозначать этим понятием совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данного политического режима. Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам. Характер отношений между партиями определяется в конечном итоге сущностью политической системы, составными элементами которой они являются. Вместе с тем партийные системы могут определять тип политического режима .

Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам традиционного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть; всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов; у власти стоят одна партия или коалиция партий, победивших на выборах; правящей партии (или партиям) противостоят оппозиционные; осуществляется правовое регулирование деятельности всех партий. В Конституциях демократических государств определяются главные цели и условия деятельности политических партий, роль их в системе функционирования власти . За формальной демократичностью конституционных норм скрыты механизмы защиты политического господства экономически сильных социальных групп в виде разнообразных ограничений участия в политической жизни партий и других организаций, представляющих трудящиеся слои населения.

В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль партийной системы сводится к орудию поддержки режима, и она зачастую превращается в ядро репрессивной государственной машины.

Исторический опыт функционирования однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране. Так, в США дважды существовала однопартийная система : сразу после Гражданской войны, а затем в начале XIX в. С 30-х гг. XIX в. здесь установилась двухпартийная система. Монопартийная, двухпартийная и многопартийные системы существовали и существуют в странах с разными политическими режимами. Следовательно, будет вполне обоснованным подчеркнуть, что уровень демократизации общества не обязательно связан с типом партийной системы. И все же политическая история XX в. свидетельствует, что многопартийность (если она не декоративная) создает более благоприятные условия для демократизации политической, " да, впрочем, и всей жизни общества.

В этой связи показательна политическая эволюция стран Африки, проанализированная Ю. Н. Юдиным. В первый период становления самостоятельных государств в странах Африки возникла многопартийная система, просуществовавшая недолго. С середины 60-х гг. здесь утверждаются тоталитарные и авторитарные режимы, для которых характерны однопартийные системы либо вообще отсутствие партий. За период с 1964 по 1989 гг. однопартийная система утверждалась на тот или иной срок в 38 странах, а военные режимы, запрещающие партии, - в 20 странах. Одна правящая партия становилась «партией-государством», что привело к глубокому экономическому и политическому кризису.

На рубеже 80-90-х гг. в африканских странах начался процесс отказа от однопартийных систем и переход к многопартийности. В 34 бывших однопартийных системах возникли многопартийные. В подавляющем большинстве из них деятельность партий регулируется законодательством, а в некоторых странах устанавливается определенное число партий (2-3), которые могут быть только общенациональными, а не региональными или религиозными17

Многопартийная и двухпартийные системы могут быть реализованы в различных моделях. В частности, в виде такой, когда постоянно соперничают в борьбе за власть лишь две главные партии, а другие, если они есть, ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают; двухблоковой модели - в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (скажем, правых и левых партий); системы многопартийного соглашения - у власти стоит коалиция партии, каждая из которых не может самостоятельно властвовать; системы национального согласия - когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна партия постоянно доминирует над всей политической системой; системы кооперации партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.

В бывших социалистических странах многопар тийность выглядела в основном внешней формой противоположного содержания - господства одной коммунистической партии. В условиях демократизации социалистических режимов возможны свои модели многопартийной системы: 1) система партии-гегемона, осуществляющей ведущую роль, опираясь на соглашение с рядом других партий и общественно-политических объединений. 2) система партий национального согласия, при которой хотя доминирует партия социалистического выбора, но она вступает в коалицию с поддерживающими ее другими партиями и общественно-политическими движениями. Иными словами, осуществляется коалиционный способ функционирования государственной власти . Признается законность оппозиционной партии, представляющей отдельные группы интересов.

О возможности многопартийности в переходный период от капитализма к социализму писал бывший лидер испанских коммунистов С. Каррильо в своей книге «Еврокоммунизм и государство». Он представил ее в виде новой политической формации, блока сил труда и культуры, включающего вместе с Коммунистической партией конфедерацию различных политических партий и организаций.

Это, по мнению С. Каррильо, не какая-то временная коалиция, а объединение, основанное на постоянном стремлении к реализации общих идеалов, предполагающее самостоятельность и независимость каждой входящей в «формацию» партии и организации18.

С точки зрения политологического анализа, представляет интерес объяснение социально-политических факторов утверждения различных типов партийных систем и неоднозначного влияния последних на политический процесс.

Если говорить о многопартийности, то эта система обусловлена комплексом факторов: социальных, национальных, идеологических и религиозных, исторических, наконец, институциональных. Многопартийность прямо связана и отражает многообразие социальных слоев с пересекающимися интересами и низким уровнем напряженности социальных противоречий и конфликтов. Она в немалой степени может быть обусловлена неоднородным национальным составом населения, предполагающим партийную представленность интересов этнических групп. Возникновение многопартийности детерминируется идеологическим и религиозным плюрализмом, а также в значительной степени стимулируется пропорциональным представительством и выборами по мажоритарной системе (М. Дюверже). Каждый из указанных факторов в настоящее время дает о себе знать в российском многопартийном спектре.

Бесспорный плюс многопартийности - оптимальная возможность представления многообразия групповых интересов в политике и реализации потенциала политической коалиции, необходимой для разрешения социальных конфликтов. Негативная ее сторона - источник известного противодействия агрегации (обобщению) интересов и стабильности парламентского большинства.

Несмотря на многие негативные, антидемократические стороны однопартийной системы, она вполне оправданна и даже необходима при определенных условиях, в особенности в социально однородном обществе. По мнению Шварценберга, однопартийность может выступать средством интеграции нации, служить своеобразным тиглем, в котором выплавляется единство разобщенных социальных и национальных групп. Единственная партия содействует преодолению раскола в обществе, смягчает проявление факторов, разобщающих людей в моральных системах, используется для легитимации авторитета руководства и вовлечения масс в политический процесс19.

Не следует недооценивать возможности однопартийной системы как инструмента экономической и социальной модернизации и целесообразной политической мобилизации. Сказанное не учитывается радикальными критиками господства одной партии. Они сосредоточивают внимание только на его отрицательных аспектах. Конечно, однопартийность - реальный фактор авторитаризма и тоталитаризма . Тем не менее не всегда он реализуется. Народно-республиканская партия, основанная Кемалем Ататюрком, с 1923 по 1946 гг. была единственной в Турции, и она не стала тоталитарной ни по своей идеологии, ни по структуре20.

Анализ партий и партийных систем будет незавершенным, если оставить в стороне вопрос о будущем партий. В зарубежной политологической литературе (да и в некоторой отечественной) распространяется мнение, согласно которому престиж политических партий в настоящее время начал падать. А известный немецкий социолог и политический деятель Р. Дарендорф высказывается более категорично: в следующее столетие уже не будут существовать партии, принадлежащие к тому или иному лагерю, в том числе к социалистическому, так как все они будут каким-то образом конвергированы в одну «политическую смесь» («политический коктейль»).

О потере партиями былой роли в политической жизни пишут другие западные политологи. Массовые крупные партии «с самыми широкими полномочиями в области объяснения действительности» утратили важное место в общественной жизни ввиду новых тенденций общественного развития, пишут австрийские политологи, сотрудники «Мастерской будущего» при Социалистической партии Австрии21.

Какие же тенденции имеются в виду? Происходящий переворот в системе политических ценностей . Современные ценности, утверждают политологи, не могут быть сведены к консолидировавшим классовым идеологиям. Они связаны с возрастающей индивидуализацией социальной жизни, со стремлением людей к автономности, к организации в небольших коллективах, что приходит в противоречие с традиционным участием в политике как массовых действиях. Классозый конфликт если и существует, то не имеет прежней значимости.

У нас нет оснований отрицать отмеченные изменения в системе политических ценностей в развитых капиталистических странах. Живущим там теоретикам, как говорится, виднее. Тем не менее политические партии во всех этих странах существуют, и роль их в государственной и общественной жизни очевидна. Достаточно сказать, что в подавляющем большинстве западноевропейских стран (если не во всех) в парламентах существуют партийные фракции, и правительства формируются на партийной основе.

Некоторые отечественные авторы в вопросе о будущем политических партий солидаризуются с Да-рендорфом и другими зарубежными политологами. В частности, А. Мигранян писал о катастрофическом падениии роли партии на Западе как фактора политической мобилизации, о том, что там «складываются деидеологизированные, ориентированные на конструктивное сотрудничество и выработку консенсуса интересов партии, объединяющие и представляющие многочисленные группы интересов». В этой же работе автор прогнозировал: «Так как в нашей политической системе не существуют антагонистические классы и идеологические течения, то тем более нет необходимости в партиях, которые оформляли бы идеологические цели и политические задачи для тех или иных классов...»22.

Жизнь не подтверждает такой прогноз. В нашей стране после 1988 г. политические и идеологические процессы развивались в противоположном направлении, по сравнению с тем, как полагал политолог. Углубилась социальная дифференциация общества, развернулась политическая и идеологическая борьба. На арену политической жизни вышли многие вновь образовавшиеся партии.

Партийно-политическая палитра, в частности, сегодняшнего российского общества пестра и переменчива. Однако на ней обозначились три группы политических движений и партий: 1) партии правого толка - в основном неолиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил - коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе партий следует отнести все те, которые ставят своей программной целью форсированную капитализацию России по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимостью включения страны в «мировую цивилизацию», а также партии с христианско-демократическими программами. Это, например, Демократический выбор России, Партия экономической свободы, Крестьянская партия России и др. Кроме того, по некоторым основным И программным положениям сходна с ними и Либерально-демократическая партия России. Однако она является ультраправой по своей сути. По своим типологическим признакам все они скорее кадровые партии.

Во вторую группу можно включить партии, в стратегическом и идеологическом плане мало отличающиеся от правых. Они акцентируют свои задачи на демократическом характере процесса модернизации экономической и политической систем России. В их числе Российская социал-демократическая народная партия, Демократическая партия России, Самоуправление трудящихся и др. И ту и другую группу партий можно охарактеризовать как электорально-массовые, близкие к «всеядным». Например, в состав Либерально-демократической партии России наряду с представителями криминально-коммерческих структур входят многие рабочие промышленных предприятий, недовольные социально-экономической ситуацией в стране, определенные группы пожилого сельского населения, инженерно-технические работники.

Левая сторона политического спектра России к началу.1996 г. выглядела достаточно весомо, что выразилось в победе Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) на декабрьских (1995 г.) выборах в Государственную Думу Федерального Собрания. Немалое число голосов избирателей (значительно более 4%) получил блок «Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз». Весьма близка политические позиции к коммунистам занимает Аграрная партия России.

За короткий период времени (последние 5-6 лет) политическая карта российского общества изменялась в направлении: от господства КПСС к массовым общественно-политическим движениям и малочисленным антикоммунистическим партиям, от микропартий - к формирующимся массовым партиям и партийным блокам. Достаточно сказать, что в кампании по выборам в Государственную Думу (декабрь 1995г.) принимало участие 43 избирательных объединения, в большинстве своем образованных на базе политических партий.

Характерна динамика смены политических дихотомий, выражающих линию размежевания политических сил. До августа 1991 г. и после (некоторое время) такая линия определялась дихотомией «коммунисты - демократы», затем она сменилась противостоянием по линии - «реформисты - консерваторы». За последнее время на первый план выдвигается дихотомия «демократы - сторонники авторитаризма», «государственники - сепаратисты», хотя не снимается с повестки дня конфронтация коммунистов и радикал-реформаторов, антикоммунистов.

Политическая расколотость российского общества, перманентно обостряющаяся конфликтность мешает становлению в стране какой-то определенной партийной системы, будь то многопартийной или двухпартийной. Однако ясно, что Россия теперь уже не вернется к однопартийности, к господству любой партии-монстра.

Следовательно, политический процесс в России свидетельствует о том, что партии остаются реальностью современности. Их потенциал пока далеко не исчерпан. Еще многие десятилетия они будут выступать главным объектом политики и служить связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Стоит сказать - политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе демонстрирует степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

Учитывая зависимость от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

϶ᴛᴏ совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Важно заметить, что однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы будет монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Важно заметить, что однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в кᴏᴛᴏᴩых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями.
Стоит отметить, что остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. Учитывая зависимость от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

  • многопартийную систему без доминирующей партии . В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
  • многопартийную систему с доминирующей партией , кᴏᴛᴏᴩая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
  • «блоковую» многопартийную систему , кᴏᴛᴏᴩая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование ϶ᴛᴏй системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. В случае если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в кᴏᴛᴏᴩой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Стоит сказать, для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно кᴏᴛᴏᴩой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

Сегодня в политической науке существует формула, согласно кᴏᴛᴏᴩой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. При этом она верна исключительно для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с данным различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Важно заметить, что однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Нужно помнить, такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Важно заметить, что однопартийность — ϶ᴛᴏ фактическая монополия одной партии на власть. Именно такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некᴏᴛᴏᴩые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. При этом на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет ϲʙᴏи сильные и слабые стороны. К сильным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не в силах адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза состоит по сути в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. К примеру, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства крайне важно иметь 50% плюс один голос. В ϶ᴛᴏй ситуации несколько процентов голосов, кᴏᴛᴏᴩые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по ϲʙᴏему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно демонстрирует разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей побудет больше вариантов выбора и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, кᴏᴛᴏᴩая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Исключая выше сказанное, многопартийная система будет более открытой для различного рода инноваций.

При всем этом многопартийная система также имеет определенные недостатки. Стоит заметить, что она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску) Исключая выше сказанное, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В ϶ᴛᴏм отличие данной системы от однопартийной, кᴏᴛᴏᴩая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит по сути в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает ϲʙᴏих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.) Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо») Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.)

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

  • эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
  • неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
  • использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия)

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система - это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам (однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные). Структура партийной системы и ее функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. Можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Например, большевики, придя к власти в результате революции 1917 г., уничтожили все оппозиционные политические партии и движения. В результате в нашей стране на долгие годы установилось господство одной единственной партии - КПСС.


Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к партийным системам как таковым, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако такие «однопартийные системы» существуют, и их необходимо исследовать.

Двухпартийные системы характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами сформировать правительство и осуществлять власть. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам двухпартийной системы можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, неспособна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - это нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системами. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое количество голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %. Для формирования же правительства необходимо иметь 50 % плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая промежуточная партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из этих партий не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и формировать правительство. Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирател ей П5ЯВЛЯ ется|я больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенности от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо твои интересы и интересы твоих единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

Однако многопартийная система имеет и определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к расколу (роспуску) правительства. Кроме того, на согласование различных проблем требуется много времени и средств.

Типы политических партий. Различия существуют не только в партийных системах, но и в самих партиях. В зависимости от тех или иных оснований можно выделить различные типы партий. Основными типами современных партий являются:

Классовые партии - выражающие интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьянские, буржуазные и т. д.);

Идеологические партии - основой создания и функционирования такой партии является определенная идеология (коммунистическая, фашистская, либеральная, конфессиональная и др.);

Кадровые партии - небольшое число функционеров-профес - сионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций и др.);

Массовые партии - стремящиеся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов;

Харизматические партии - создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой;

Правящая партия - та, которая победила на выборах и получила право формировать правительство (партия власти);

Оппозиционная партия - партия, потерпевшая поражение на выборах и находящаяся в оппозиции к существующему режиму власти;

Легальная партия - действующая в рамках существующего законодательства легальными методами;

Нелегальная партия - партия, деятельность которой несовместима с существующими правовыми нормами. Поэтому она существует нелегально, т. е. вне закона. В зависимости от своего отношения к социальной действительности и способов реализации своих программных целей, партии подразделяются на консервативные, реформаторские и революционные.

Кроме перечисленных, существуют и другие типы политических партий.

Партийная система — это ряд определенных партий и взаимосвязь между ними. Каждой развивающейся стране присущ свой политический режим, который устанавливался веками. Сегодня существует несколько видов партийных систем. Какая из них характерна для современной России и почему так исторически сложилось - вопросы, на которые исследователи до сих пор ищут ответы.

Партии и партийные системы

Такие системы обычно подразделяют еще на два типа. Первый - реально однопартийная система, то есть во главе государства стоит действительно одна партия, которая контролирует все сферы деятельности. Второй тип - формально многопартийная система. Ее суть состоит в том, что, несмотря на существование нескольких партий, вся власть принадлежит только одной, ее называют гегемоном.

Партийные системы стран Восточной Европы принадлежали к этому типу до 1990 года. В настоящее время она характерна для Китая, однако, помимо правящей коммунистической партии, действует еще восемь других.

Двухпартийная система

Главный признак - постоянная конкуренция двух основных политических партий, их попеременной правление. В такой системе у остальных нет значительного политического веса. Это означает, что практически все парламентские места достаются депутатам двух партий, которые набирают большее количество голосов избирателей. В двухпартийной системе невозможно создание коалиции, потому что каждая партия уже сама по себе представляет таковую. Основными представителями являются англоязычные страны - США и Великобритания.

2,5-партийная система

Этот тип не является официально признанным, потому что встречается крайне редко, но с теоретической точки зрения стоит помнить о нем. Он является чем-то средним между двухпартийной системой и многопартийной. Проявляется в том случае, если ни одна из двух конкурирующих партий не может набрать нужное количество голосов, например, одна набирает 43%, а другая - 47%. Для формирования правительства нужно 50% плюс один голос.

В этом случае недостающие проценты забираются у малозначительной партии, которая за них сможет приобрести значимые властные полномочия.

Многопартийная система

Главным отличием является конкуренция сразу нескольких партий. В соответствии с их количеством выделяют партийные системы умеренного (3-5) и крайнего (6 и более) плюрализма. Но при этом ни одна из них не находится самостоятельно у власти. Для этого несколько партий объединяются в коалиции. Это является необходимым для внутрипарламентской работы и правления в целом. Партийная система современной России принадлежит к данному типу.

Разновидности многопартийной системы

В зависимости от функционирования партий выделяют несколько видов.

  1. Многопартийная система без партии, которая доминирует. При таком типе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства. Во время формирования правительства несколько партий объединяются в союзы и коалиции.
  2. Многопартийная система с доминирующей партией. Соответственно, одна партия (или возможен союз) выступает лидером на политической арене.
  3. Блоковая многопартийная система. Этот тип напоминает бипартизм в связи с тем, что партии объединяются в блоки, которые конкурируют между собой.

Типология партийных систем

В ходе исторического развития в одном государстве образовалась одна партия, в другом - две, в третьем - три и больше. В зависимости от классового состава населения, исторических традиций, условий, политической культуры, национального состава сложилась та или иная партийная система. Это обусловлено многими факторами, влияющими на политику государства.

Загнанные в рамки одного общества партии постоянно взаимодействуют между собой, не отгораживаясь друг от друга. Они принимают государственные решения, оказывают влияние на социум.

Ряд этих партий, их характер, отношения между собой, взаимодействие с государством или иными политическими институтами и есть политическая система.

Типы партийных систем определяются не чисто арифметическим способом, то есть однопартийная - одна партия, двухпартийная - две, многопартийная - много. Здесь следует учитывать и совокупность определенных признаков. Квалификация политических систем состоит из трех основных показателей:

  • количество партий;
  • присутствие или же отсутствие доминирующей партии, коалиции;
  • уровень конкуренции между партиями.

Партийные политические системы

Каждой державе присущ определенный режим. Политика государства формируется на протяжении многих веков. Партийная система - этоцелостная концепция взаимоотношений между партиями, их блоки и союзы, взаимодействие между собой, сотрудничество или, наоборот, соперничество в осуществлении власти.

На сегодняшний день в разных государствах существует огромное количество партий, которые удовлетворяют интересы всех ячеек общества. Потому такое разнообразие позволяет любому человеку сделать свой выбор на избирательном участке.

Партии и партийные системы складываются в результате их взаимодействия и положения на политической арене. Немаловажным является и тип самих партий. Большое воздействие несет действующее законодательство, конституция и избирательные законы. Каждому государству присуща определенная партийная система. Это неотъемлемая часть любой державы. Отличаются только типы этих систем и характер партий.

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование политической системы государства. К ним относятся:

  • политическая зрелость социума;
  • уровень политического сознания;
  • национальный состав;
  • религиозные взгляды общества;
  • культурный аспект;
  • исторические традиции;
  • постановка социальных и классовых сил.

Современные партийные системы того или иного государства - это результат многовекового становления и исторического развития.

Функции партий

На политической арене невозможно найти золотую середину, поэтому населению требуется несколько вариантов, среди которых оно сможет сделать свой выбор. В связи с этим на сегодняшний день существует огромное количество союзов, блоков и объединений.

В зависимости от необходимых компонентов общественной и политической жизни современного социума партии выполняют определенные функции.

К первой и самой основной следует отнести представительскую. Она выражает интересы определенных групп общества. В некоторых странах на одинаковые слои населения ориентировано несколько политических партий.

Ко второй функции относится социализаторская. Ее суть заключается в том, чтобы вовлекать в число своих членов или просто сторонников часть населения.

К третьей исследователи относят коммуникативную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы поддерживать устойчивые связи с избирателями, общественностью, другими политическими институтами, правящей организацией, конкурентами. Партийная организация должна ориентироваться на общественное мнение, поэтому данная функция является крайне важной.

Четвертая - идеологическая. Сюда относится пропаганда. Пиар, реклама, предвыборная кампания, разработка выигрышной политической платформы.

И пятая функция - организационно-политическая. Важным компонентом является подбор людей, выдвижение кадров на выборы, обеспечение их подобающими условиями деятельности и последующее их участие в борьбе за власть.

Ситуация в России

Партийная система современной России начала свое формирование еще в конце девятнадцатого века. С тех пор на арене появилось множество новых союзов, но остались и те, которые устанавливались и развивались вместе с историей.

Партийная система России является многопартийной. Однако исследователи-теоретики убеждены в том, что ее многопартийность является аморфной и нестабильной. На одном уровне с известными и достаточно популярными партиями перед выборами появляются новые, а потом сразу же исчезают. Существует множество блоков, чьи программы не отличаются друг от друга. Из-за рассыпается, делая неправильный выбор.

Однако Российская Федерация благодаря Конституции и действующему законодательству постепенно отходит от этой тенденции. Так, на в 1995 году было зарегистрировано целых 43 политических объединения. В 1999-м - уже 26, а в 2003-м и того меньше - 22 партии. С каждым годом это число уменьшается.

Партийная система России контролируется законодательством, основные требования изложены в Законе «О политических партиях». Благодаря этому замечаются улучшения в системе.

В соответствии с законом каждая партия должна насчитывать не менее 50 тысяч человек, у нее должны быть региональные организации минимум в 50 субъектах Российской Федерации, каждая из которых должна насчитывать 100 членов. Увеличили и барьер прохождения в Государственную Думу. Раньше партиям требовалось 5% голосов электората, сейчас - не менее 7%.

Возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

Это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

  • многопартийную систему без доминирующей партии . В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
  • многопартийную систему с доминирующей партией , которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
  • «блоковую» многопартийную систему , которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

  • эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
  • неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
  • использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).