Основные критерии периодизации истории первобытного общества кратко. Хронология и периодизация первобытной истории

Периодизация истории первобытного общества построена по принципу изменения материала, из которого изготовлялись орудия труда.. Следует заметить, что любая периодизация является условной, ведь изменения и развитие в разных уголках земли произошел не с одинаковой скоростью. Но общепринятой периодизации для истории первобытного общества считают следующую:

  • 1. Каменный век
  • 2. Бронзовый век
  • 3. Железный век

1. Каменный век – самый длинный культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда изготовлялись преимущественно из камня, кости и дерева. Длился от появления первого человека (около 2 млн. Лет. Назад) до возраста обработки металлов (4 тыс. Р. До н.э.). Условно ученые каменный век разделяют на палеолит, мезолит, неолит и энеолит.

– Палеолит (древнекаменного век) – 2500000. Лет назад – 10 тыс. До н. е.

Палеолит характеризуется процессом возникновения и формирования физического типа человека (антропогенез) появлением первых орудий труда и их совершенствованием; возникновением языка и основ духовной культуры; освоением огня и тому подобное.

Первое орудие труда первобытных людей – каменное рубило.

Первые люди вели присваивающего хозяйства.

Присваивающего хозяйства (присваивали дары природы) – собирательство, охота.

– Мезолит (Середньокамьяний возраст) – 10 тыс. Р. До н. е. – 7-5 тыс. р. до н. е.

Заканчивается ледниковый период, что приводит к исчезновению крупных животных и появление более мелких: кабан, волк, лиса, бобер …). Это обусловило охотничье кризис.

Охотничье кризис – поиск новых способов охоты.

Охотничье кризис был преодолен с изобретением первой стрелкового оружия лука и стрел.

Орудия труда времен мезолита: лук и стрелы, крючки для рыбалки, микролиты (мелкие орудия труда из камня), долото, топор, тесло, ножи, копья, гарпуны.

Остается присваивающего хозяйства, растет роль рыболовства.

В эпоху мезолита начинается приручение диких животных. Первая прирученных животных была собака.

Растет роль парной семьи.

– Неолит (новокаменного век) – 7-5 тыс. До н. гг. – 4 тыс. до н. е.

Во времена неолита происходит неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящего.

Воспроизводящее хозяйство – земледелие, скотоводство.

Черты неолитической революции:

– Изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда (шлифовка, пиление, сверление).
– Возникновение новых видов производства и изготовления искусственных продуктов (гончарство, керамическая посуда, прядение, ткачество, изобретение первого маленького колеса для прядения).
– Переход к оседлому образу жизни.
– Активное формирование стад домашних животных, использование их в качестве тягловой силы (быки, свиньи, козы, овцы).
– Сдвиг в демографической сфере (увеличение количества населения).

– Энеолит (миднокамьяний возраст) – 4 тыс. До н. е. – сер. 3 тыс. До н. е.

Появляются орудия труда, изготовленные из меди.

2. Бронзовый век – конец 3 тыс. До н. е. – нач. 1 тыс. До н. е.

Характеризуется появлением орудий труда из искусственного металла – бронзы (сплава олова и меди).

3. Железный век – начинается с I тыс. До н. е.

Характеризуется распространением изделий из железа. Последний период древней истории.

ПОДІЛИТИСЯ:

1.4. Варианты периодизации

В настоящее время в исторической науке приняты археологическая и антропологическая периодизации истории первобытного времени.

Археологическая периодизация – периодизация первобытного строя, составленная на основе материалов, применявшихся при изготовлении орудий.

Термин “археология” (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон. К памятникамархеологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках – городища, курганы, святилища. Окончательно, как наука, археология формируется в ХIХ в . В это время были открыты древние цивилизации Двуречья и Египта.

Археологическую периодизацию начинает римский поэт и мыслитель Лукреций (I в. до н.э.), он делил дописьменную историю на каменный, медный, бронзовый и железный века. Схема Лукреция до сих пор применяется археологами.Учеными Х.Томсоном, И.Ворсо, Э.Лартев ХI Х в. обосновываются теории периодизации древнего человека. Археологи Д.Леббок, Г.Мортилье,Э.Пьер конкретизировали теорию. В результате определилась схема археологической периодизации по материалам, из которых люди изготавливали орудия

Палеолит– (древнекаменный век) – верхний–2,6 млн. лет назад,

нижний–11–12 тыс. лет назад.

Мезолит– (среднекаменный век) – Х II–VI тысячелетие до н.э.

Неолит– (новый каменный век) – VIII–V тысячелетие до н.э.

Энеолит– (медно-каменный век) – V–III тысячелетие до н.э.

Бронзовый век –III–II тысячелетие до н.э.

Железный век – I тысячелетия до н.э.

Антропологическая периодизация – периодизация первобытного строя, основанная на изменениях биологического вида гоминид.

Процесс становления человечества охватывает около 3 млн. лет. Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых превышает 2,5–3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза иформирования человеческого общества. В ходе своего формирования человечество прошло три этапа:

1 этап – австралопитеки (южная обезьяна). Найдены в Южной Африке. Ростом с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, большой палец руки сильнее, чем у обезьян. Трудовая деятельность, изготовление простейших орудий труда.

2 этап – питекантропы (обезьяна-человек) или архантропы (архаические люди).

К этому времени относятся первые стоянки на о.Я ва, в Южном Китае, Европе и в Африке. У человека увеличивается объем мозга, формируется более прямая походка, появляется большое разнообразие орудий труда. Человек начинает использовать огонь.

3 этап – неандертальцы (палеантропы), по названию долины Неандерталь в Германии. Появляются 250–300 тыс. лет назад. Напоминали современного человека. Вели оседлый образ жизни, занимались охотой. Появляется культ мертвых и примитивное искусство (рисунки на скалах пещер).

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа – кроманьонцев (неантропов), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история. Кроманьонец появляется в позднем палеолите (40–35 тыс. лет тому назад). Эти люди значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными; появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служит наскальная живопись.

Первобытный период в истории развития человеческой культуры занимает огромный, по сравнению с другими, период времени: с процесса выделения человека из мира животных (около 3,5 млн лет назад) до образования первых классовых обществ (примерно,
в IV тыс. до н. э.). В основе периодизации первобытной культуры – различия в материале и технике изготовления орудий труда. Неудивительно, что к его исследованию обращались многие ученые (например, Дж. Фрезер П. Тейяр де Шарден). Однако сам термин вошел в употребление сравнительно недавно, со времени появления (в 1871 г.) одноименного труда Э. Б. Тэйлора.

В древнейшей эпохе выделяют три периода:

– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

– бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

– железный век (с I тыс. до н. э.)

В общепринятой классификации каменный век включает:

– палеолит (древний каменный век);

– мезолит (средний каменный век);

– неолит (новый каменный век);

– меднокаменный век (переходный к бронзовому).

Палеолит разделяется на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Палеолит – эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду – керамику.

Культура Нижнего палеолита

На протяжении более чем миллиона лет культура довольно мало изменялась.

Человек нижнего палеолита умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, не дошли.

Одним из самых значительных достижений этого периода считается овладение огнем. Люди научились строить простейшие жилища .

Если говорить о духовной культуре этого периода, интересным явлением в некоторых африканских и европейских местонахождениях с датировками около полумиллиона лет является наличие так называемых «камней в форме обезьяньей головы». Они обычно не имеют следов обработки и могли быть собраны исключительно в качестве «диковинок» или естественных «портретов». Эти и некоторые другие находки свидетельствуют о зарождении символического поведения , не связанного с насущными потребностями выживания, о появлении эстетических чувств.

Культура Среднего палеолита

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Период культуры характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Усиливалось культурное различие территориальных групп людей.

Памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря, и на временные охотничьи лагеря. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом. Сооружаются большие жилища с несколькими кострищами.

Обнаружены первые захоронения, следы ритуалов (зарождался тотемизм), использование орнаментации – ритмические повторения нарезок на костях или камнях, использование краски (преимущественно красной охры).

Встречаются случаи особенного обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или ящики из каменных плит. Тотемом, видимо, был медведь.

Средний палеолит – эпоха бессловесная.

Культура Верхнего палеолита

По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее.

На рубеже среднего и верхнего палеолита закан­чивается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек современного типаHomo sapiens .

С появлением человека современного типа не только стали всё быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, недоступные более древним, людям нижнего палеолита. Это был новый, огромный шаг вперёд, неразрывно связанный со значительными изменениями во всех сторонах жизни и деятельности первобытного человека, прежде всего в росте и усложнении общественных связей.

Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены – населённой человеком части земли. Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии, в Северной Америке, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, на Кавказе и Памире.

В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков – выступающий нос, высота переносица, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др.

Палеолитические статуэтки интересны тем, что они передают облик людей верхнего палеолита. Женские статуэтки являются, вместе с тем, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом.

Человек овладел новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме – в скульптуре и резьбе, стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство палеолита остаётся в полной мере первобытным. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки палеолита не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о верованиях первобытного человека, появлении магии (прежде всего, охотничьей).

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид пе­решла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием ряда обстоятельств антропологического, экологического, тех­нологического, психосоциального характера.

Культура Неолита

С происхождением языка и сознания неразрывно связано появление мифологических образов. Точное время их происхождения не поддаётся определению. Однако, начиная с верхнего палеолита возник синкретический комплекс: миф – изображение – ритуал, образующий устойчивую структуру. Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на та­ком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Мир предстает в мифе как магический ко­смос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастнос­тью; человек, как, впрочем, и боги, есть лишь элемент космического цело­го и подчинен его судьбе; человеческая жизнь есть прямое продолжение кос­мической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вме­шательства демонов и богов. Отсюда вытекает развитие магии.

Суть «Неолитической революции» – переход от присваивающего к производящему хозяйству – появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни.

Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины).

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Тестовые задания

1. Антропогенез означает:

1) начало неолитической революции;

2) процесс возникновения и развития человека;

3) процесс возникновения и развития общества.

2. В структуру культурогенеза не входит:

1) генезис культурных форм;

2) развитие межэтнических культурных общностей;

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей.

3. Сущность культурогенеза заключается:

1) в произошедшем в древности зарождении культуры;

2) в постоянном становлении культуры;

3) в возникновении новых орудий труда.

4. Миф – это:

1) способ восприятия мира, основанный на смысловом породнении человека и мира;

2) специфическая древнегреческая форма культуры, для которой характерны истории о богах;

3) вымысел, который создается в тех случаях, когда человек не может что-либо объяснить.

5. Не является видом присваивающего хозяйства:

1) земледелие;

2) собирательство;

6. Установить соответствие:

Названия концепций Содержание
1) Креационистская концепция а) причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры
2) Трансцендентальные теории б) человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше
3) Космологические теории в) возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры

7. Установить соответствие:

8. Установить соответствие:

9. Расставьте периоды древнейшей истории человечества в порядке их смены:

1) железный век;

2) каменный век;

3) бронзовый век.

10. Расставьте периоды каменного века в порядке их смены:

1) мезолит;

2) палеолит;

3) неолит.

11. Овладение огнем произошло:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

12. Тотемизм зарождался:

1) В древнем палеолите;

2) В среднем палеолите;

3) В верхнем палеолите.

13. Человек современного типа – Homo sapiens появляется:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

14. Переход от присваивающего к производящему хозяйству – _________________________.

15. Одна из форм древней духовной культуры, возникшая в первобытном обществе, совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность – _____________.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени -более миллиона лет -этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены -еще позднее.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в ХIХ- начале ХХ в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), или «преднеолитом» (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще. Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита. Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-30 тыс., верхний палеолит -12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Относительная датировка достигается путем сопоставлении самих культурных слоев или археологических типов друг с другом либо путем их сопоставления с изменениями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эпохами и т. п. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют термины «гюнц» , «миндель» , «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс - к среднему, вюрм - к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью - мезолиту. Неолит - уже время голоцена.

Хотя археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным достижением. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии общественных отношений. В то же время археологическая периодизация обладает большим недостатком: она не универсальна. Вначале, с развертыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенные на различных континентах и территориях культур и фаз, т. е. региональных периодизаций. Затем это коснулось более крупных стадий и даже веков. Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем. Археологическая периодизация лишилась общего признания. Отдельные археологии за рубежом стали различным образом комбинировать в своих схемах периодизации эпохи геологического развития Земли, этапы биологической эволюции человека и ступени хозяйственного прогресса. Другие археологи, и в том числе отечественные, скептически относясь к таким эклектическим сочетаниям, продолжают совершенствовать археологические схемы, однако по большей части ограничивая их теми или иными региональными рамками. В целом археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие - уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на различные стадии становления общества. Здесь выделяются основные стадии праобщины, родовой общины и эпохи классообразования.

Эпоха праобщины - время становления самого человека как биологического существа и сложения зачатков социальных отношений. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя - из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно почти все отечественные ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков общинного строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть опущена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, «снято» социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации - рода и родовой общины. именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя - более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эпохи - средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя - как правило, неолит.

Если эпоха праобщины - время становления, а эпоха первобытной общины - время зрелости, то эпоха классообразования - время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовыe связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых - по большей части на время металлов. Верхняя граница - появление классовых обществ и государств - наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть сопоставлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем. Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.

Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Как остроумно выразился Л. Б. Вишняцкий , «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» . Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространенной точке зрения, это произошло примерно 2,5 млн. лет назад. Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государств. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV–III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно.

Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы. Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген , в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община. Соотношение периодизаций показано в таблице.



Таблица 1. Периодизация истории первобытного общества

Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо : этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.



Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода, поэтому в дальнейшем этот тип общины мы будем называть раннеродовой.

Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э. Поскольку и в этот период главную роль в социальной жизни продолжал играть род, мы будем называть этот тип общины позднеродовой. (Переход от присваивающего типа хозяйства к Производительному)

Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.