Кунсткамера: история создания. Кунсткамера. Первый русский музей

"Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!" - такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким...

В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.

Понятие

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми "кабинетами редкостей" у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает "комната искусства".

История создания в России

Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком "кабинет Рюйша". В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый "кабинет редкостей". Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с за участие в заговоре против государя. Царь повелел "Кикины палаты" именовать на заграничный манер "Кунсткамерой". Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.

Постройка здания

Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и "Кикины палаты". Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на поблизости от и важных государственных учреждений.

Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.

Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.

Отличие русской кунсткамеры от европейской

Первые "кабинеты редкостей" возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее "ученость" их владельца.

Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими "кабинета Петра" были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал - не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.

После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.

Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.

Любопытные факты

С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.

Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами - циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Государь знал каждый предмет своей коллекции "в лицо" и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.

Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!

Кунсткамера в Санкт-Петербурге открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира.

Первоначально Кунсткамера в Санкт-Питербурге находилась в Летнем дворце, позже — в Кикиных палатах, а с 1727 года — в здании Петербургской Академии наук на Стрелке Васильевского острова (1718 — 1734 гг., архитектор Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — Г.И. Маттарнови, завершали архитекторы Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. После пожара восстановлена архитектором С.И. Чеванским).

Здание Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — образец петровского барокко, принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Питербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Питербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Попасть в Кунсткамеру в Санкт-Питербурге сегодня не составит труда. Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге антропологии и этнографии находится сразу за Дворцовым мостом, слева по ходу движения. Вход со двора. Перед самим зданием часто продают разнообразные стеклянные фигурки. В фойе Кунсткамеры в Санкт-Питербурге слева и чуть вниз — билетные кассы, справа и глубоко вниз — гардероб. Через гардероб осуществляется и выход посетителей, выход в вечернее время перед закрытием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Экспозиция кунсткамеры Санкт-Питербурга

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге («кабинета редкостей») составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-питербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них — Этнографический и Анатомический — были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя петра Великого. Стоит обратить ваше внимание на то, что фото и видео съемка в этом «кабинете редкойстей» строго запрещена. Однако, находятся «умельцы», снимающие на современные телефоны.

Этнографические, антропологические и археологические коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге представляют культуру и быт многих народов мира всех континентов Земли.

В собрание вошли:

  • старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша;
  • собрание монстров из Петровской Кунсткамеры Санкт-Питербурга;
  • материалы, собранные в XVII — XIX вв. во время академических экспедиций по Сибири и Камчатке, в результате кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Особы интерес вызывает коллекция, собранная Н.Н. Миклухо-Маклаем на новой Гвинее и островах Океании.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хохяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки.

Видео: Кунсткамера в Санкт-Петербурге

С 1993 г. подразделением Музея антропологии и этнографии является экспозиция М.В. Ломоносова, который занимает башню и Циркулярный зал здания Кунсткамеры в Санкт-Питербурге. Экспозиция развернута в трех залах. В числе экспонатов — подлинные личные вещи Ломоносова, его научные труды и литературные сочинения, различные научные приборы и механизмы, инструменты для астрономических наблюдений (экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»), географические карты, образцы цветных смальт, благодаря которым Ломоносову удалось восстановить утраченное искусство мозаики.

Большой Готторопский глобус

Здесь же экспонируется Большой Готторопский глобус, восстановленный взамен сгоревшего в 1747 г. глобуса, подаренного Петру Первому голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см, внутри находятся круглый стол и скамья, на которой могут поместиться 12 человек. Готторопский глобус был восстановлен в 18 веке, благодаря стараниям современных рестовраторов и исследователей. Это один из самых первых в Мире планетариев.

Внешняя сторона глобуса представляет собой физическую карту мира, а, находясь внутри, можно видеть карту звездного неба. с помощью особого механизма глобус вращается и,тем самым, демонстрируется движение небесной сферы.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Старинные анатомические модели и детские медициские патологии. 18-19 век.

Предупреждаю- в посте много картинок с заспиртованными младенцами, слабонервным- не смотреть!

Экспонаты из Музея медицинской истории Мюттера и выставки старинных медицинских редкостей из европейских музеев в Университете Алабамы.

Такие экспонаты делали с 17-го века, некоторые анатомические восковые скульптуры- как живые, с настоящими волосами и ресницами, я их показывала в прошлых постах.

Модели

Wax models with human hair in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

The Josephinum: Vienna, Austria

Wax model in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

he Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Wax model of head and thorax; Vasseur & Tramond; 19th Century

Лица

The Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Pathological model; 19th Cent

Скелеты

Museum of Anatomical Waxes “Luigi Cattezneo” (Museo Delle Cere Anatomiche “Luigi Cattaneo”): Bologna, Italy preparation; Cesare Taruffi, circa 1850

Музей медицинской истории Мюттера

Philadelphia, Pennsylvania

Музей медицинской истории Мюттера (Mutter Museum of Medical History) — это экспозиция медицинских патологий, старинного медицинского оборудования и биологических экспонатов, расположенный в Колледже врачей Филадельфии (College of Physicians of Philadelphia), открытого Бенджамином Франклином.

В 1750 году совет попечителей выкупил для университета здание, построенное для евангелистского молельного дома, и в 1751 году там начались занятия. По предложению Франклина колледж принял девиз «Законы без морали бесполезны» (Leges sine Moribus vanae).

Один из главных экспонатов Музея Мюттера — Гарии Истлак, человек, при жизни страдавший прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией (Fibrodysplasia Ossificans Progressiva, FOP) — заболеванием, при котором происходит формирование лишних костей на месте синяка или раны.

mutter_museum_ossification_skeleton

Перед тем, как умереть в возрасте сорока с лишним лет, Истлак передал в дар музею свой скелет.

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months in Specimen Jar

Патологии

Видео: Кунсткамера Санкт-Петербурга. Уродцы в банках

From Theatre Exhibition, September, 2007.

Fetus with Roberts Syndrome

Photos from the Mütter Museum in Philadelphia, PA

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Anatomical preparation; 19th Century

University of Alabama at Birmingham.

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Близнецы-twins

Co-joined twins from the Mütter Museum, Philadelphia

Hunterian Museum: London, England

The skull of a young boy with a second imperfect skull attached to its anterior fontanelle.

Sent to John Hunter from Bengal, India in the late 1780s.

University of Alabama at Birmingham.

История создания, которую получила Кунсткамера Петра 1 начинается с тысяча семьсот четвертого года, когда Петр I подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Распорядившись о переносе столицы России из города Москвы в Санкт- Петербург, Петр 1 распорядился и переводе своей личной коллекции и библиотеки, так называемого "государева Кабинета". Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра 1 , оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение.

Помещение назвали Кунсткамерой на европейский манер (в переводе - кабинет редкостей). За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями». Это событие произошло в августе тысяча семьсот четырнадцатого года. По совместительству этот год является датой основания первого русского музея. Кунсткамера Петра 1 обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В тысяча семьсот семнадцатом году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В тысяча семьсот восемнадцатом году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю.

Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска - барашков, одного - с тремя глазами, другого - восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр 1 хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества. Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В тысяча семьсот восемнадцатом году Кунсткамера Петра 1 была перенесена во владения одного опального вельможи.

Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех.Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра 1 существует и показывает людям действительно удивительные вещи.

Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло. В Кунсткамеру со всех частей России поступали невиданные вещи. Также привозили старинные, археологические находки: серебряные и золотые изделия, раскопанные в Астрахани, различные древние религиозные предметы, древние монеты, старые рукописи. Везли абсолютно все, что могло заинтересовать и вызвать удивление. В этом музее можно было увидеть аккуратно препарированные головки маленьких детей, какие-то конкретные части человеческого тела, всевозможных птиц и мелких животных. Также Кунсткамера Петра 1 содержала гербарии и множество бабочками, животных и красивые раковины. Всем предметам музея старались придать творческую выразительность, устраивая необычные композиции из них, показывающие всю бренность жизни.

Питер не зря считается культурной столицей России, ведь такого огромного количества дворцов, музеев и различных памятников архитектуры, как там, не найти ни в одном другом городе. Наслаждаться достопримечательностями этого великолепного города на Неве можно бесконечно, постоянно открывая его с новой, незнакомой ранее, стороны.

Кунсткамера: первый музей России

А знаете ли вы, какой музей является первым музеем России? В основанном Петром Первым и открывшем свои двери для посетителей в 1727 году здании Кунсткамеры находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Музею принадлежит коллекция, насчитывающая более двух миллионов экспонатов. Расположен музей на Университетской набережной, напротив величественного Зимнего Дворца.

Каково же происхождение этого необычного названия? В переводе с немецкого «кунсткамера» означает «камера (комната) искусства». В прошлом так называли различные исторические, художественные, естественнонаучные и другие коллекции редкостей, а также места их хранения.

Кунсткамера: история строительства музея

Кунсткамера была заложена великим русским царем на набережной Невы в 1719 году. Именно Петру Первому принадлежит выбор места для строительства музея. Согласно преданию, внимание царя привлекли сосны, которые росли на берегу реки. Причудливо переплетенные ветви этих деревьев впоследствии и стали одними из первых экспонатов Кунсткамеры. На месте этих сосен и был заложен фундамент здания музея. Его размеры были просто невероятными для начала восемнадцатого века: длина здания достигала почти ста метров, а ширина – пятнадцати.

Строительство подобного здания не могло было быть завершено в короткие сроки. Петр Первый понимал это, но, тем не менее, постоянно торопил окончание строительства. Однако к 1725 году музей все еще не был достроен - к моменту смерти великого реформатора были возведены лишь стены здания.

Первоначальный проект здания принадлежал немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови. Однако в 1719 году он скончался, после чего работы возглавил Николай Федорович Гербель, который несколько видоизменил изначальный проект. Но и этот архитектор не дожил до окончания работ, поэтому его дело перенял итальянец Гаэтано Киавери. Он обнаружил дефекты в башне и предложил ее разобрать. Для того, чтобы принять такое решение, была создана комиссия из известнейших архитекторов того времени, одобрившая предложение Киавери. Создан новый архитектурный проект, который и стал окончательным. Завершил строительство Михаил Земцов.

Коллекции Кунсткамеры

Сегодня Кунсткамера может похвастаться богатейшими коллекциями экспонатов из различных стран и континентов. Экспозиции разделены по регионам: здесь вы можете ознакомиться с традиционной культурой и бытом коренных народов Северной Америки, Японии, африканских племен, национальных меньшинств, населяющих юг Азии и Австралию.

Среди интереснейших композиций: сцена лечения больного индейским шаманом, ритуальный танец вызова дождя, самурайские доспехи японских воинов, искусно вырезанные из дерева и кости орудия труда африканских земледельцев. Кунсткамера хранит уникальную коллекцию китайского фарфора, в монгольском зале можно увидеть юрту - настоящее жилище кочевника.

Особый интерес, несомненно, вызывает коллекция, содержащая первые естественнонаучные экспонаты. Это так называемый «кабинет натуралий», в котором хранятся купленные Петром Первым у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы препараты экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых. К сожалению, на сегодняшний день посетителям доступна лишь небольшая часть этой коллекции.

Как известно, Петр Первый проявлял немалый интерес к человеческой анатомии. Он прекрасно понимал, какое значение для медицины имеет ее изучение. В начале XVIII века им была приобретена коллекция препаратов знаменитого на всю Европу специалиста в области анатомии Фредерика Рюйша, которого царь называл своим учителем. Особо важную роль великий русский правитель отводил изучению аномального развития организмов. В этой связи им был издан указ доставлять в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для создания научной коллекции. К наиболее выдающимся экспонатам можно отнести двухголового ягненка, сиамских близнецов, младенцев, родившегося с сиреномелией (синдромом русалки, при котором срастаются нижние конечности) и циклопией и множество других редчайших аномалий.

Сегодня Кунсткамера является не только академическим музеем, но и одним из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Сотрудники музея продолжают традиции величайших русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Это один из тех музеев, в котором должен побывать каждый житель и гость Северной столицы, а по вкусу он придется как взрослым, так и самым маленьким посетителям.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!