Китайский фарфор – тайна за семью замками. Китайский фарфор – история Д ф рождение из глины китайский фарфор

Объявления:


Созданием фарфора мир обязан древним китайцам, открывшим этот материал более трех тысяч лет назад. После его изобретения, в мире царствовал исключительно . Те немногие вещи, что попадали в Европу, были сделаны только в Поднебесной. Жители Китая держали рецептуру производства и компоненты в строжайшей тайне. Разглашать инородцам секрет изготовления было запрещено под страхом смертной казни.

История

С 1004 года центром производства фарфора в Китае стал город Цзиндэчжэнь (еще его называют Динчжоу ), расположенный на берегу озера Поянху , где производили изделия для императорского двора. К началу 18 века в нем проживало около миллиона человек, и работало три тысячи печей для обжига фарфора. Фарфоровые изделия из этого города отличались высоким качеством. Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века , когда мастерство его изготовления достигло совершенства.

В 17-18 веках большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его голландские и португальские мореплаватели и торговцы. Редкий для средневековой Европы товар моряки приобретали, когда следовали из гавани Арита в провинции Хицэн. В этой гавани фарфор называли «имари».

Особенности состава и производства китайского фарфора

С языка фарси фарфор переводится, как «императорский». Посуду из него могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За тонкостенность, белизну, мелодичность и даже прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – . Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая.

Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси .

Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. После такой длительной выдержки ее еще и отбивали. Без этого лепить из массы было нельзя, она просто рассыпалась в руках мастера.

Древние китайские гончары обжигали фарфоровые изделия в специальных керамических горшках-капсулах при температуре 1280 градусов (изделия из обычной глины, для сравнения, обжигались при температуре 500 – 1150 градусов). Печь для обжига загружали до самого верха готовыми изделиями, замуровывали, оставляя единственное небольшое отверстие, чтобы наблюдать за процессом.

Топили печи дровами, а топка находилась снизу. Открывали печь только на третьи сутки и выжидали пока горшки с изделиями остынут. На четвертый день в печь входили рабочие, которые выносили готовый обожженный фарфор. Но даже тогда печь еще не остывала полностью, поэтому рабочие были в мокрой одежде и перчатках из нескольких слоев мокрой ваты. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия 80 человек.

Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке.

Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей.

Первые фарфоровые чашки из китайского фарфора были белого цвета с легким зеленоватым оттенком. При постукивании они издавали мелодичный звон, напоминающий звук «тсе-ни-и». Именно поэтому фарфор в древнем Китае называли «тсени» .
О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов. Больше всего их поразило даже не качество фарфоровых изделий, а технологии изготовления чашек . Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки.
Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.

Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, мягким, сливочного оттенка.

Около 1700 года в росписи преобладал зеленый цвет , поэтому изделия датированные этим временем относятся к так называемому «зеленому семейству» . В более позднее время в росписи стал доминировать и розовый цвет . Так появился фарфор, относящийся к «розовому семейству» .
Некоторые этапы в истории производства китайского фарфора и изделия, в который они были сделаны, носят имя императорской династии, правившей в тот период.

В 1500 году технологию изготовления фарфора у китайцев перенимают японцы. Качество первого японского фарфора было значительно ниже китайского, зато роспись была роскошнее. Она отличалась большим разнообразием сюжетов и орнаментов, яркостью красок и настоящей позолотой.

Протокерамика, ЮАНЬ ТАО-ЦИ, 原陶器

Гончарное ремесло - одно из древнейших, освоенных человеком. В китайской традиции его изобретение приписывается легендарным правителям Шэнь Нуну (Божествен-ному земледельцу) и Хуан Ди (Желтому императору). А современные археологические раскопки свидетельствуют, что в среднем течении реки Хуанхэ уже во времена неолита (VIII тысячелетие до н.э.) мастерство работы с глиной (по-китайски называется тао-ци , 陶器) было развито довольно высоко.

Основными предметами бытовой и ритуальной утвари были чашки-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу (釜) и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).

на фото: сосуд неолитической культуры Яншао (V—II тыс. до н. э.)

Подготовка сырья начиналась с удаления содержащихся в породе примесей и сора. Глину разводили в воде и взбалтывали, тяжелая глинистая масса оседала на дне, а сор поднимался на поверхность и удалялся. Степень очистки определяла качество будущего керамического теста. Для уменьшения усадки глины при сушке и предотвращения растрескивания сосудов в процессе обжига в керамическое тесто добавляли кварц (в виде крупного песка), мелко истолченные раковины жемчужной устрицы, тальк, шамот.

Формовка будущих изделий происходила вручную, без применения гончарного круга: из глиняных лент, которые сворачивали в кольца по ширине будущего изделия, наращивая одно на другое (ленточная керамика). В конце IV - начале III тыс. до н.э. (т.е. почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморье) применяли и гончарный круг, но сложные изделия продолжали лепить вручную.

Стенки сосудов полировали бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления характерного блеска. После полировки сосуд погружали в жидкий глинистый раствор, просушивали и наносили слой ангоба (предшественника глазури, цветного декоративного покрытия на основе глины). На ангобированную поверхность наносили краску: геометрический или растительный орнамент, изображения растений, животных и людей. Монохромная керамика могла быть украшена также резным (гравировка острым или тупым инструментом), штампованным (оттиски плетенок, веревок, косточек растений, листьев и злаков) и лепным (выпуклые полосы и фигуры) орнаментом.

на фото: Ю-тао (釉陶, глазурованная керамика), II тыс. до н. э.

Изделия эпохи Шан-Инь (II тысячелетие до н.э.) в современном искусствоведении называют юаньши-цы (原始瓷), «примитивный фарфор» или «протофарфор» . Обожженные при температуре 1050-1150°C, эти изделия производили мастерские, находившиеся в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ (север пров. Хэнань), а также в районах среднего и нижнего течения Янцзы (на территории совр. пров. Аньхой в районе гор Хуаншань, Цзянсу - в районе оз. Тайху и Чжэцзян, в районах г. Ханчжоу и гор Тяньтайшань).

на фото: глазурованная керамика юаньши цинцы, 原始瓷​ , I тысчелетие до н.э.

За долгую историю технологические приемы гончарства многократно совершенствовались, но суть осталась неизменной. И сегодня глину добывают из земли, просушивают, измельчают, промывают и вылеживают, смешивают с разными добавками, формуют, украшают росписью, резьбой или аппликацией, покрывают глазурью и обжигают.

КЕРАМИКА-ТАО и ФАРФОР-ЦЫ

Как фарфор, так и керамика в своем составе имеют фарфоровый камень каолинит (по-китайски гаолин ту, 高嶺土), вещество, образовавшееся в ходе геологических процессов из алюминия и кремнесодержащих пород (химическая формула: Al20 2Si02 2H20). Термин происходит от топонима Гаолин (高陵, Высокие холмы), названия холмистой гряды на стыке провинций Хэнань и Хэбэй. И в китайском языке все керамические сорта, содержащие каолин, включая фарфор, обозначаются словом цы 瓷. Однако по составу керамического теста и особенностям технологического процесса цы подразделяется на множество разновидностей.

на иллюстрации: добыча фарфорового камня в горах Гаолин

В зависимости от структуры керамические изделия могут быть тонкие (мелкозернистый или стекловидный черепок) и грубые (черепок крупнозернистый). К тонкой керамике относятся фарфор, фаянс, майолика и каменная керамика. Фарфоровые изделия имеют однородный, полупрозрачный, очень твердый черепок, который не царапается ножом и не впитывает воду, звенит при простукивании. Фаянс, майолика и каменная керамика черепок имеют пористый, непрозрачный, легко царапаются, гигроскопичны (водопоглощение 9-15%). Фарфоровое производство предполагает предварительную тщательную очистку компонентов, поэтому фарфоровый черепок отличается белизной. Керамический черепок имеет зеленоватый, кремовый или сероватый цвет.

Фарфор подразделяется на твердый и мягкий. Твердый содержит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата. Мягкий состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Что касается керамики, она может содержать разные пропорции вышеуказанных компонетов, а также мел, плавни и другие добавки. Температура обжига керамики колеблется в пределах от 1050°C до 1250°C, а при обжиге фарфора должна быть не менее 1300°C, чтобы началась трансформация молекулярной структуры керамической массы и она стала стекловидной и полностью водонепроницаемой. Твердый фарфор - самый тугоплавкий, требует температуры обжига от 1400 °C до 1460 °C.

на фото: фарфор Цзиндэчжэнь

В Юго-восточных и Южных районах Китая располагаются огромные залежи каолиносодержащих пород. Залегают они пластами, и в зависимости от глубины и конкретной местности свойства существенно отличаются. На протяжении истории на этих землях возникали, достигали расцвета и приходили в упадок многочисленные гончарные центры, организованные вокруг больших печей. У каждого из них был свой узнаваемый стиль, технологические приемы и организация труда.

ПЕЧЬ-ЯО 窑

На самых ранних этапах печи представляли собой вертикальную конструкцию 1-3 м в высоту и 2-3 м в диаметре у основания. Камера для обжига располагалась непосредственно над топкой. Наверху делались прямоугольные отверстия, через которые отводились дым и газы, что позволяло обеспечивать в обжиговой камере более равномерную температуру.

В эпоху Воюющий Царств (V-III вв. до н.э.) появились печи, в которых камера для обжига располагалась не непосредственно над топкой, а сбоку. Они имели несколько вытянутую форму, за получили свое название Маньтоу (馒头窑, «Пампушка»): в среднем около 2,7 м в длину, 4,2 м в ширину и около 5 м в высоту. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход и по трем ответвлениям попадал в обжиговую камеру через небольшие прямоугольные отверстия. Такое устройство позволяло достичь большей равномерности температуры. Обжигаемые изделия ставились в печь в тиглях штабелями в несколько рядов. Перед началом обжига загрузочный проем закладывался кирпичом и замазывался глиной. Знаменитый фарфор Дин-яо, Цзюнь-яо, Жу-яо обжигали в печах Маньтоу. В некоторых местах подобные конструкции используются для обжига до сих пор.

на фото: древняя печь Маньтоу-яо

В эпоху Пяти династий на территории провинции Цзянси появились печи Даньсин (蛋形, Овальной формы), представляющие собой восходящий арочный тоннель (угол наклона порядка 3°) с топкой, размещенной в углублении. В своде тоннеля (напоминающего по форме верхнюю половину закопанного в земле гигантского кувшина) размещались отверстия для отвода отработанного воздуха. Тягу создавала высокая труба. Объем внутреннего помещения составлял 150-200 кубических метров. В качестве топлива использовались сосновые дрова. Самые известные сохранившиеся до наших дней печи Даньсин находятся в районе Цзиндэчжэнь.

на рисунке: печь Даньсин

Во время правления династии Сун появилась конструкция Лун Яо, Драконья Печь: большой кирпичный тоннель (15 метров в длину, 2-3 в ширину и 2 в высоту), который строили на холме. Конструктивной особенностью Драконьей печи было отсутствие трубы. Тягу создавала разность высоты: угол наклона холма составлял 23°. Огонь разжигали внизу, закладывая огромное количество дров в топку внизу (в Голове дракона). Раскаленный воздух шел по арочному тоннелю к выходному отверстию на вершине (Хвосту дракона). По бокам тоннеля располагались оконца для загрузки предметов обжига, в своде - дополнительные отверстия для воздушной тяги. Температура в такой печи достигала 1400°C. Заготовки обжигали открытым и закрытым способом. В первом случае под воздействием пламени поверхность предметов оплавлялась, непредсказуемо изменялся цвет и велика была доля выбраковки. Для защиты обжигаемое изделие помещали в огнеупорную керамическую емкость (закрытый, муфельный способ).

на рисунке: Драконья печь

Чтобы достичь температуры, необходимой для обжига, нужно развести очень сильный огонь. А это значит, что нужно много дров, много угля, много людей, поддерживающих и контролирующих его температуру, которая должна быть постоянной и держаться в оптимальном диапазоне. Большая печь долго набирает тепло и остывает несколько дней. Поэтому обжиг - это целое событие. К нему готовятся неделями и обжигают одновременно заготовки всех гончаров, живущих вокруг.

на фото: Лун-яо в действии

Гончарное ремесло - это искусство огня. Качество готового изделия зависит от исходного материала, мастерства формовки и обжига в печи. Все что делает мастер, он делает до обжига, и огонь либо принимает его работу, либо отправляет ее в утиль: под воздействием жара заготовка всегда деформируется («усаживается»), меняется ее форма и цвет. Неравномерный прогрев, скрытые дефекты или избыточная температура всегда приводят к фатальному финалу.

на фото: результат неудачного обжига

Вокруг древних больших печей всегда можно увидеть длинные изгороди и даже небольшие строения, сделанные из черепков: фрагментов неудавшихся чаш, ваз, горшков и других предметов.

на фото: улица в городе Цзиндэчжэнь

Современная электрическая печь для обжига намного эффективней Лун Яо, где температуру так сложно контролировать. Однако многие известные мастера, несмотря на риск, обжигают свои творения в древних Драконьих печах, следуя традиции предков, ведь мастерство и фамильные секреты в большинстве случаев передаются вместе со старыми глинами по наследству - от отцов к детям.

Глазурованный фарфор Ю-ЦЫ 釉瓷

Несмотря на то, что фарфор практически непроницаем для воды и газа, фарфоровую заготовку, как и керамическую, обычно покрывают прозрачной глазурью.

Технологический процесс производства ю-цы , глазурованного фарфора, состоит из многократного обжига заготовки после нанесения очередного слоя глазури. В среднем количество слоев не превышает 4-5, максимальное количество - 10, после чего следует окончательный обжиг. Температура предварительного обжига заготовки составляла порядка 800°C, температура обжига глазури колебалась в пределах 1200-1300°C.

Цвет глазурованных изделий имеет широкую гамму цветов и оттенков. Наиболее удивительную окраску дают растворы ионов переходных металлов, поглощающие свет различной длины волны в зависимости от концентрации и степени окисления. Ионы железа при окислительно-восстановительной реакции, которая происходит в процессе обжига, дают окраску от желтой и зеленой до коричневой и черной. Ионы марганца - от фиолетовой до коричневой, хрома - от розовой до зеленой, кобальта - голубой и синей, меди - от зеленой до синей. Чтобы применять эти вещества, необходимо хорошо знать их свойства, поскольку энергетические уровни их внешних электронов сильно зависят от состава глазури. Так, медь дает синюю окраску в щелочной глазури и зеленую - в свинцовой.

Глазурь можно наносить как на керамическую заготовку, так и на фарфоровую. Чем больше слоев, тем сильнее эффект рассеивания света и прозрачной глубины. Но многочисленные слои глазури сильно утолщают стенки изделия, делают его слишком массивным, тяжелым. Поэтому по мере развития технологии в сторону утончения черепка и улучшения качества самой глазури, изделия становились все более изящными.

на фото: сосуд сунского фарфора из печей Цзюнь-яо

Глазурованный фарфор ЦИН-ЦЫ 青瓷

На эпоху Сун пришлось время расцвета цин-цы , 青瓷, глазурованного фарфора, известного сегодня под европейским названием «селадон». Оксид железа, который входил в состав прозрачной глазури, придавал изделиям нежные оттенки зеленых тонов, а многократное покрытие делало их поверхности сияющими, как будто влажными. Из-за разной скорости остывания фарфоровой основы и глазури на поверхности возникали мельчайшие трещинки, которые поэтично назывались «крылышком цикады». Великолепные творения мастеров Поднебесной становились украшением дворцовых пиров или отправлялись в качестве подарков главам иностранных посольств.

Крупнейшими центрами производства цин-цы были Цзюнь Яо 钧窑, Жу Яо汝窑, Гуань Яо官窑, Гэ Яо哥窑, Дин Яо定窑. В них трудились сотни человек, добывающих глину, очищающих, измельчающих и высушивающих ее, готовящих формовочное тесто и глазурь, формующих изделия на круге или с помощью шаблонов, декораторов и глазуровщиков, добивавшихся удивительного разнообразия визуальных эффектов, и, наконец, мастеров обжига.

на рисунке: подготовка керамического теста

Фарфор ЧАЙ, 柴.

В эпоху Пяти Династий (907—960 гг.) императорский фарфор производили в мастерских на территории современного округа Чжэн-чжоу провинции Хэнань (河南郑州). Согласно «Историческим Запискам» минского историка Цао Чжао, после нескольких неудачных попыток удовлетворить высочайшие требования императора Чжоу Шицзуна (周世宗, приемный сын правителя Го Вэя, последнего в эпохе Пяти Династий, который до усыновления носил имя Чай Жун, 柴荣), Чжэнчжоуские мастерские были отвергнуты и внимание монарха привлекли другие, к югу от Синьчжэна. На вопрос мастеров, каким должен быть императорский фарфор, Чай Жун ответил: «Как небо после дождя » (雨过天晴).

на рисунке: император Чай Жун

Результатом стали великолепные изделия удивительного цвета и благородных форм. По оценкам современников «кусочек фарфора Чай стоит дороже золотого слитка». Однако ни одного такого кусочка до последующих поколений не дошло. После смерти Чжоу Шицзуна генерал Чжао Куан-ин узурпировал трон и провозгласил себя императором новой династии Сун, которая в конце концов объединила Китай. Потомки Чжао Куан-ина избегали упоминаний о низвергнутом доме Чай и всего, с ним связанного. Что касается дворцовой утвари, они предпочитали изделия из печей Юэ-чжоу и Дин-чжоу, пока восьмой по счету преемник трона, Хуэйцзун, император с душой поэта и художника, не возродил к жизни небесно-голубой фарфор Чай.

на рисунке: император Хуэй-цзун

Положив на откуп бессовестных чиновников дела управления государством, император Хуэйцзун (徽宗) все 25 лет своего правления посвятил искусствам - живописи, каллиграфии и литературе.

на фото: фрагмент свитка кисти Хуэй-цзуна «Собрание литераторов» (文会图, роспись по шелку), коллекция Тайбэйского национального музея.

После себя он оставил знаменитые «Записки о Чае» (大觀茶論, Да Гуань Ча Лунь) и несколько прекрасных свитков живописи («Лотос и Золотые Фазаны», «Осенний Пруд» и др.). Это был величайший мастер своего времени - вдохновенный и высокообразованный, с безупречным эстетическим чувством и глубочайшим пониманием философии даосизма. И голубой фарфор из печей Жу Яо стал одним из предметных воплощений его концепции «небесной чистоты».

на фото: «Журавли над дворцом», роспись по шелку работы императора Хуэйцзуна, коллекция музея г.Ляонин.

Жу-Яо 汝窑

Под собирательным названием Жу-яо 汝窑 со времен правления Пяти Династий (907 - 960 гг.) до поздней Цин (1840-1911 гг.) существовало несколько гончарных центров, разбросанных в округе Жу-чжоу, 汝州, неподалеку от столицы Кайфына (в настоящее время округ Баофэн, 宝丰, провинции Хэнань) и производящих цин-цы , глазурованный фарфор, унаследовавший черты фарфора Чай, 柴.

Глазурованный фарфор Жу отличался удивительной мягкостью цветов и изяществом форм. «Голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды», - писали о нем поэты.

Увы, пренебрежение государственными делами окончилось трагично: в 1127 г. войска чжурчженей захватили столицу Кайфын. Император c семьей и 14 000 бывших подданных был отправлен в северную Манчжурию, где он скончался в плену через 8 лет. Вместе с эпохой канули в Лету и мастера, производившие чудесные предметы для дворца, и их гончарные печи. Много раз на протяжении последующей истории предпринимались попытки воссоздать их, однако время всегда вносит свои коррективы в людские творения, и как бы ни были хороши разнообразные реплики на фарфор Жу, достичь его заоблачных высот не удалось никому.

на фото: чаша из печей Жу-яо, эпоха Сун

На сегодняшний день сохранилось около 70 предметов, некогда блиставших в свете императорских залов - 21 в Тайбэйском дворце, 17 в Пекинском, а также несколько предметов в музеях Шанхая, английском фонде китайского искусства и частных собраниях. Покрытые глазурью тянь-лань , (天蓝, небесно-голубой), фэн-цин (粉青, бледно-лазурной) и юэ-бай (月白, лунной белизны) - они иллюстрируют дзенскую философию чистого ума. Всматриваясь в мягкую, прозрачную текстуру гладкого покрытия, нежные изгибы форм и тонкий узор трещинок, созерцающий эти чудесные предметы погружается в состояние мира и гармонии.

...Вкус чая, как вкус самой жизни - меняется от чашки к чашке. С каждым новым глотком будущее проходит сквозь нас, сквозь быстротечное настоящее, чтобы смешаться с прошлым и стать частью истории. И только крохотные, потемневшие трещинки, раз за разом впитывая дыхание времени, хранят отблеск минувших чаепитий, напоминая о том, что все прошедшее когда-то было живым и реальным. Читая их сложный, таинственный узор, мы вглядываемся в бездонный колодец времени и ловим в нем свое мимолетное отражение...

Ван Цзянь Жун, директор Национального китайского музея Чая в Ханчжоу

В 1952 г. в рамках «возрождения культурного наследия» работа печей Жу начала восстанавливаться буквально из руин, и в 1958 г. после многочисленных исследований и экспериментов была выпущена первая партия изделий ручной работы, покрытых светло-зеленой глазурью доулюй-ю (豆绿釉). В августе 1983 г. небесно-голубой тяньлань-ю (天蓝釉) фарфор Жу-яо был признан экспертами не только не уступающим, но и превосходящим сунский. С этого момента современные изделия Жу-яо стали предметом особой гордости гончаров провинции Хэнань.

Гуань-яо, 官窑.

Печь Гуань-яо, также находившаяся недалеко от Кайфына и разрушенная во время монгольского нашествия, а затем окончательно похороненная под руинами в результате наводнения XVII века, она осталась в исторических упоминаниях и немногих дошедших до нашего времени музейных экспонатах. Характерным отличием предметов Гуань-яо был тонкий ободок на горлышке, который поэтично назывался «коричневый рот». Ободок был разных оттенков — от светло-коричневого до кирпично-красного и образовывался вследствие того, что при обжиге происходило окисление входящего в состав глазури железа. Покрывались изделия глазурью бледно-голубого, светло-зеленого, фиолетового и розоватого оттенков. Внешне изделия Гуань-яо сходны с аналогичными из Жу-яо, вследствие использования одних и тех же глин, глазурей и техник обжига.

на фото: чаша из печей Гуань-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Цзюнь-яо, 钧窑 .

Печи Цзюнь-яо(округ Цзюнь-чжоу, провинция Хэнань) выпускали великолепные предметы, многократно покрытые слоями глазури - розовой, карминно-красной, лиловой, пурпурной, небесно-голубой, лазурной, фиолетовой и ярко-зеленой. Содержащиеся в составе глазури частицы кремнезема, алюминия, железа, фосфора и меди по-разному проявляли цвет в зависимости от пропорции и температуры обжига. Технология была очень сложна, температура достигала порой 1380°С, и в результате почти 70% продукции шло в брак. Сегодня изделия Цзюнь-яо считаются в среде коллекционеров в высшей степени ценными и редкими.

на фото: чаша из печей Цзюнь-яо

Дин-яо, 定窑 .

Тонкостенные белые фарфоровые изделия Дин-яо (находились в округе Баодин провинции Хэбэй, 河北省保定市) отличались простотой и изяществом форм. В качестве украшения использовалась гравировка - изображения морских волн, плавающих рыб, животных, играющих детей и цветов. Иногда в качестве украшения использовалась золотая или серебряная кайма.

на фото: чаша из печей Дин-яо, коллекция Пекинского Национального музея Гугун

Печи Лунцюань, 龍泉.

Округ Лунцюань - знаменитый исторический и культурный центр, расположенный на стыке провинций Чжэцзян, Цзянси и Фуцзянь. Cеть местных мастерских и печей для обжига, сформировавшаяся в Х веке, получила в истории собирательное название Лунцюань 龍泉 (Драконий источник). Bо времена династии Западной Цзинь (265—316 гг.) два брата из семьи Чжан 章 основали здесь первое фарфоровое производство. Их печи впоследствии получили прозвание Гэ-яо , 哥窑 (Печь Старшего Брата) и Ди-яо , 弟窑 (Печь Младшего Брата).

В Эпоху Сун в печах Гэ-яо делали предметы преимущественно белого и светло-зеленого цветов, покрытые матовой дымчато-голубой глазурью с сеткой крупных темных линий. У них также был «коричневый рот», как и у фарфора Гуань-яо.

Для продукции Ди-яо были характерны голубой, изумрудный, цвет морской волны и знаменитая «зеленая слива», мэйцзы-цин, 梅子青, а также тонкий черепок и мягкие формы. Вскоре вокруг них стали появляться все новые и новые мастерские. В XIII-XV веках глазурованная керамика из Лунцюань распространилась в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и достигла Европы, где и получила название «селадон». Дошедшие до наших дней около 1300 предметов фарфора являются достоянием крупнейших музеев мира и частных коллекций.

на фото: чаша из печей Гэ-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Специфика изделий лунцюань состояла в том, что каждый предмет производился одним и тем же мастером на всех технологических этапах. Таким образом, в каждом изделии заложена душа его изготовителя, оно отражает технический уровень и самобытный стиль автора. Расцвет фарфора Лунцюань пришёлся на династию Южная Сун. Однако за последние триста лет технология изготовления утерялась. После создания Китайской Народной Республики в 1949 году началась работа по исследованию и восстановлению древней техники, которая была полностью восстановлена в 2000 году.

Из видео-сюжета, снятого во время одной из наших поездок в провинцию Чжэцзян, вы узнаете о том, как обстоят дела на фарфоровом заводе Лунцюань сегодня.

Глазурованный фарфор ХЭЙ-ЦЫ 黑瓷

Чайные турниры доу-ча , получившие широкое распространение в эпоху Сун, и обычай взбивать чай в пену сделали очень популярным Хэйцы , черный фарфор, который также назывался хэй-ю (黑釉, черная глазурь), уни цзянь (乌泥建, черная цзяньская глина) или цзы цзянь (紫建 цзяньский пурпур). В знаменитом «Да Гуа Ча Лунь», «Чайном эссе, написанном в годы правления под девизом Да Гуань» императора Хуйэцзуна, отмечается: «…Особенно ценна черная чаша, с узором из потеков».


на фото: чаша Даймао Бань (Черепаший панцирь) из печи Цзичжоу, династия Сун

Темный фарфор производили в печах Цзян-яо, 建窑, и Цзичжоу-яо, 吉州窑. Печи Цзян-яо находились в районе Шуйцзи Чжэн (水吉镇), Цзян-ян Цю (建阳区) на территории округа Наньпин провинции Фуцзянь, к Юго-востоку от гор Уишань. Цзичжоу-яо находились на территории современной провинции Цзянси в округе Цзичжоу (в наст.время городской округ Цзиань, 吉安市). Основанные в династию Тан, при Сунах эти печи достигли наивысшего расцвета, после чего постепенно пришли в полный упадок. Используя разные составы глазурей и способы их нанесения, экспериментируя с температурой обжига работающие в них мастера проявляли настоящие чудеса изобретательности. На фоне черных, фиолетовых, темно-серых, красновато-коричневых глазурей проступали удивительные узоры: Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех), Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), Цзецзин Бин Ю (结晶冰釉, Кристаллы льда), Чжима Хуа Ю (芝麻花釉, Цветы кунжута), Цзюньле Вэнь Ю (龟裂纹釉, Кракелюр), Даймао Бань (玳瑁斑, Черепаховый панцирь) и другие.

на фото: чаша Ганьхэй, династия Сун

Основными красящим компонентами глазури Чуньхэй Ю (纯黑釉, Черная глазурь), известной также как Ганьхэй (绀黑, Темно-фиолетовая), были окись железа и окись марганца (1%). Многочисленные слои глазури с мельчайшими застывшими пузырьками создавали эффект влажной, затуманенной поверхности.

Знаменитая техника Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех) была основана на том, что микрочастицы оксидов железа, входящие в состав глазури, оплавляясь при температуре свыше 1300°C, стекали вниз, образуя тончайшие потеки серебряных, бронзовых или золотистых оттенков. Многочисленные слои накладывались один на другой, спекаясь и образовывая бороздки на поверхности, визуально и тактильно напоминавшие нежный заячий мех. Красновато-коричневый ободок горлышка чаши при этом всегда обнажался, поэтому в некоторых случаях его покрывали золотой или серебряной фольгой.

на фото: чаша Тухао Бань (兔毫斑, Кроличий мех), 1185 г.

В технике Чжэгу Бань (Перышки куропатки) в качестве добавки к глазури наряду с оксидом железа использовалось масло. В процессе повышения температуры внутри глазури образовывались пузырьки, которые затем лопались, оставляя узор, напоминающий оперенье.

на фото: чаша Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), династия Сун

Чаши, выполненные в технике Яобянь Тяньму (曜变天目, Сияющие Глаза Неба), особое признание получили в Японии под названием Тэммоку . Сохранившиеся до наших дней 3 чаши имеют там статус Национального достояния. Отличительной особенностью техники являются светлые пятна на темной глазури, сияющие и переливающиеся в зависимости от угла зрения разными цветами.

на фото: чаша Тэмоку (天目, Тянь Му, Небесный глаз)

Внутри чаши часто украшали узоры, выполненные в технике аппликации. Для этого чашу покрывали слоем темной глазури и обжигали, затем приклеивали вырезанных из бумаги драконов и фениксов, благопожелательные иероглифы и т.д., поверх которых наносили слой контрастной глазури и снова обжигали. В пламени печи аппликация сгорала, а на ее месте оставался узор.

на фото: чаша Перышки куропатки с узором из фениксов на внутренней поверхности.

Не менее интересной была схожая техника, когда в качестве украшения использовали древесный лист. Его помещали на дно чаши и поверх наносили глазурь. В печи лист сгорал, а пепел спекался с глазурью, оставляя четкий отпечаток всех мельчайших прожилок. Часто это были листья священного дерева боддхи (Ficus religiosa ), под которым Будда Гаутама обрел просветление.

на фото: чаша Му Е Тянь Му (木叶天目, Му Е Тянь Му, Древесный лист) из печи Цзян-яо

Фарфор Цзиндэчжэнь, 景德鎮

В период правления Цзиндэ (1004 - 1007 гг.) император Чжэнь-цзун издал предписание, согласно которому мастера печей Чаннань Чжэна (昌南镇, в наст.время город Цзиндэчжэнь, 景德鎮, провинция Цзянси) должны были изготовлять фарфор для нужд двора и на каждом предмете указывать: «Был произведен в период правления Цзиндэ» (景德年制). С тех пор изделия печей Чаннань Чжэна стали называть фарфором Цзиндэчжэня , 景德鎮.

на рисунке: типичная картина из жизни казенной гончарни в Чаннаньчжэне

Казенные гончарни производили белый фарфор «белый как снег, тонкий как бумага», с голубыми узорами, который поэты сравнивали с «вечно-юным голубым цветком». Подглазурный орнамент наносился краской, имевшей в составе окись кобальта, которая под воздействием высокой температуры приобретала синие и голубые оттенки. И хотя цветовая палитра росписей в скором времени заметно расширилась, бело-голубая тональность навсегда осталась отличительной чертой цзиндэчжэньского фарфора.

на фото: чаша из печей Цзиндэчжэнь, династия Цин, коллекция Национального музея Гугун, Пекин.

В эпоху Юань изделия Цзиндэчжэня стали фаворитами при дворе, в городке появлялись все новые и новые печи, совершенствовались технологии и повышалось мастерство гончаров. При Минах чаши, вазы и блюда, вышедшие из этих печей широко распространились за пределами Поднебесной, превратившись в символ (по-английски фарфор и Китай звучат одинаково, China) и предмет коллекционирования аристократов в Европе и Азии. Знаменитый английский бело-голубой фарфор и русская гжель зародились как реплика изделий Цзиндэчжэня, со временем сформировав самостоятельные ремесленные традиции.

на фото: фарфор Линлун

Ажурный фарфор Линлун , 玲珑瓷, (другое название Митун , 米通, Рисовые зернышки) появился в печах Цзиндэчжэнь в период правления под девизом Юнлэ («Вечное счастье»). Воздушные, легкие предметы Линлун производят впечатление исключительной хрупкости и невесомости. Для достижения эффекта тонкостенную заготовку искусно декорируют, прорезая в сырой массе фарфора крохотные сквозные отверстия, после чего расписывают, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Глазурь заполняет отверстия в виде тончайшего прозрачного стекла. А чтобы усилить эффект фарфорового кружева, там, где это не мешает функциональному назначению, отверстия оставляют сквозными.

В июне 2014 г. мы побывали в Цзиндэчжэне и сняли небольшой фильм о производстве фарфора.

Рассказать друзьям

Китайский фарфор привлекает своими уникальными свойствами: высокой прочностью, звонкостью, широкой цветовой палитрой материалов и полудрагоценных камней, которые издавна были распространены в Китае.

Китайского фарфора история очень необычна и своеобразна . Раскопки археологов, проведенные в течение последнего времени в Китае, так и не смогли дать ответ на вопрос, связанный с датой появления фарфора. Однако китайские источники относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo нaшeй эpы – 222 г. нaшeй эpы.

Достоверным историческим свидетельством периода появления фарфора, являются изделия и фарфоровые черепки, обнаруженные при раскопках в развалинах г. Самарры в Месопотамии, образовавшихся в IX веке. Таким образом, можно отнести изготовление фарфора к периоду Тан.

В период господства династии Тан с 618 г. по 907 г. произошло интенсивное развитие торговли, в особенности на юге Китая. Первые торговые колонии появились в Кантоне, куда прибывали зарубежные купцы: арабы, персы, евреи, греки, что свидетельствует о развитии морской торговли.

Рост производственного и экономического развития, совершенствование государственного управления, явились толчком для интенсивного развития китайской культуры и искусства, литературы и науки.

Естественно, что данные преобразования не могли не отразиться на развитии ремесленной промышленности. Одним из наивысших достижений ремесленной промышленности и явилось развитие керамики, с уникальной технологией обработки фарфорового черепка.

Керамические фарфоровые изделия той эпохи непосредственно наложили отпечаток на ремесленные изделия китайской культуры , которая в ходе своего развития соприкоснулась с культурой других стран. Например, с Индией, Грецией и многими другими странами.

Можно встретить сосуды с необычной формой, схожей по очертаниям горловины и ручками с греческой амфорой либо другими иностранными и зарубежными образцами.

Также следует отметить, что на фарфоровых керамических изделиях танского временного периода наблюдается и в формах, и в украшении изделий применение бронзовых изделий . Среди часто используемых элементов декорирования были золотистые полу шары либо извилистые ободки.

Глазурование фарфоровых изделий также имеет богатую предысторию. В древнем Китае пользовалось популярностью свинцовое глазурование. С разнообразной красочной гаммой: зеленых, бирюзовых, янтарно-желтых и пурпурно-коричневых, которые получали из тех же окисей металлов, которые брались за основу создания идентичных более поздних видов минских глазурей.

В последствие появились и шпатовые , для которых нужны были более высокие температурные режимы . Основными видами шпатовых видов глазури были: белая, зеленая, коричневато-серая, пурпурно-черная, шоколадно-коричневая. Их специфические особенности — необычная яркость. Разноцветные круги, наносимые на поверхность на близком расстоянии друг от друга, являлись специфическим элементом изделий из китайского фарфора.

Техника декорирования, как гравировки, неординарные и отточенные извилистые рисунки, неоднократно наблюдаемые на изделиях из керамики танского исторического периода, применялись не только в последующий сунский период, но и успешно применяются в современном производстве китайского фарфора.