Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя : Маркова Юлия Николаевна
Предмет : литературное чтение
Класс : 2
Тип урока : комплексного применения знаний и умений
Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».
Образовательные :формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, давать им характеристику.
Развивающие:
способствовать развитию мыслительных операций,наблюдательности, обогащению словарного запаса,развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Планируемый результат
Познавательные УУД :
Регулятивные УУД:
Выполнять учебное действие по плану;
Выполнять учебное задание, используя алгоритм;
Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД:
О
- формировать основы гражданской позиции, умение
Предметные УУД:
Пересказывать сказку, используя план;
Оформлять обложку к книге.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Основные понятия
Обложка книги, «Звезд с неба не хватает» ,«Обводит вокруг пальца».
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Информационный материал:
Учебник:Литературное чтение 2 класс. («Маленькая дверь в большой мир»). Часть-2. М.: Баласс. Авторы: : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. М. Баласс 2012. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Школьный фразеологический словарь русского языка. В.П.Жуков, А.В. Жуков.М «Просвещение».1994.
Иллюстрации, физическая карта полушарий,портрет писателя.
Интерактивный материал:
презентация
http://school-collection.edu.ru/
этап урока
деятельность педагога
деятельность детей
Показатели реального результата решения цели
Организационный этап.
Цель:: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
1. Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
1. Проверка готовности.
2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок.
1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
Регулятивные УУД : - организовывать учебную деятельность;
- эмоционально-положительный настрой на урок.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 мин.)
Цель:
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Соберите рассыпавшееся предложение.
Что у вас получилось?
(Сказка – ложь, да в ней намёк..)
Знакомо вам это выражение?
(Это название нашего раздела).
Кого бы вы сделали главным героем сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»?
(Кролика).
Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
(Братец Кролик – главный герой сказки.)
А цель урока?
Дать характеристику персонау на основе его поступков.
Когда я готовилась к уроку, я узнала, что этот герой интересует не только нас. Оказывается в театрах идут спектакли, сняты мультики,даже есть форум о героях-кроликах.
Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
1. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
2. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
Самоопределение:
Знаю, что буду делать;
Понимаю, хочу делать или нет;
Думаю, что могу сделать или нет.
Познавательные УУД:
Определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные УУД:
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(7 мин.)
Цель :установление преемственных связей прежних и новых знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Сейчас мы послушаем ваш домашний пересказ.
Когда вы будете слушать товарищей, подумайте о том, какие черты характера у братца Кролика.
2. Актуализация знаний.
1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).
2.Связь д.з с темой нового урока.
3. Организация подготовки учащихся к работе с текстом.
Организация оценивания.
1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
Пересказывают текст.
Оценивают свою работу.
Регулятивные УУД
Выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения,
Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД :
- определять особенности героев сказок и проводить их сравнение;
П реобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. ;
-д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД :
Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:
Работать с содержанием текста сказки;
Пересказывать сказку, используя план.
Личностные УУД:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
Физкультминутка (Про зайцев)
Первичное закрепление
Цель :установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Наблюдения над характером главного героя.
1.Беседа .
– Какой Братец Кролик?
(Умён и проворен, остёр на язык, насмешлив. Все свои проделки он организует, чтобы защититься от братца Лиса.)
– Почему у братца Кролика получается то, что он задумал?
(Он хороший организатор, у него есть план, ему помогает братец Черепаха, он превосходный артист.)
2.Выборочное чтение .
– Найдите подтверждения этому в тексте.
1) Кролик «мозгами раскидывал» и заручился поддержкой – помощью братца Черепахи. (Часть 1.)
2) Кролик предложил братцам интересное дело – рыбалку, «им самим такая мысль и в голову не приходила». (Часть 2.)
3) Таинственное поведение Кролика на рыбалке. (Часть 3.)
4) Замечательный артист: инсценирует удивление, суетится, хочет лезть в пруд, увлекает остальных, а сам остаётся на берегу. (Части 3 и 5.)
5) Братец Кролик остроумен: совет братцам, как лучше ловить луну. (Часть 5.)
3.Наблюдения над речью героя .
– Мы говорили раньше, что характеры героев раскрываются в их речи. Как говорит братец Кролик? (Многословно, убедительно, с юмором, насмешливо.)
– Вспомните, как обменялся он с братцем Черепахой шутками в 1-й части. (Зачитывается фрагмент диалога .)
Давайте попробуем сравнить героя русской сказки и героя афроамериканской.
С каким героем можно сравнить б.Кролика?
Сайт
интерактивное задание.
Физкультминутка для глаз.
Синквейн.
выдумщик
весельчак
непоседа
Кролик
находчивый остроумный насмешливый
придумывает обманывает
Обычно третьей строкой в синквейне записывают предложение. Я вам предлагаю выбрать одно из крылатых варажений.
Как узнать, какое выражение подходит?
В каком словаре будем искать информацию?
«Звезд с неба не хватает»
«Обводит вокруг пальца»
Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведе
ния информации и упражнений для её применения.
Организует диалог.
Организует работу.
Организует диалог.
Организует работу с фразеологическими словарями.
Читают вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Дают характеристику личности героя на основании прочитанного (Какой он? В чём особенность его взгляда на мир?)..
Корректируют свои первоначальные представления о герое.
Сравнивают, выбирая слова.
Составляют синквейн.
Находят значение слова.
Познавательные УУД:
Определять особенности героев сказок и проводить их сравнение;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую ;
Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД:
Излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:
Работать с содержанием текста сказки.
Личностные УУД:
Выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Цель :
обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации
Что вы видите на слайдах?
Почему они оформлены по-разному?
Как вы думаете, какое будет задание?
(Оформить обложку.)
Обложка-первое, с чего начинается знакомство читателя с изданием.
По каким критериям мы оценим вашу работу?
Есть ли все элементы обложки.
Аккуратность.
Творчество.
Подведение обучающихся к коллективному решению задания. Формулирование основной идеи.
Организация обсуждения смысла заглавия.
Обращение обучающихся к готовым иллюстрациям.
Организация оценки и самооценки.
1. Участие в коллективной работе. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы, контраргументы.
(Самостоятельное) выделение основной идеи.
Работают с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)
Соотносят текст с иллюстрациями..
Оценивают работу.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую ;
Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
Формировать умение договариваться, находить общее решение;
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:
Работать с содержанием текста сказки;
Оформлять обложку к книге.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цели:
сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.
Мотивирование обучающихся на выполнение домашнего задания: пробуждение в обучающихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.
Давайте напишем письмо кролику.
Можно сделать звуковое письмо, записав его на камеру.
Кто хочет узнать о зайзах больше, может взять у меня вопросы для викторины.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Задают вопросы.
Записывают д.з.
Коммуникативные УУД:
Понимать и слушать речь других;
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Зафиксировать новое содержание урока;
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Итак, о чем мы сегодня говорили?
– Какое качество в братце Кролике вам нравится больше всего?
– Какое качество в братце Кролике вам не нравится?
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")
Демонстрация главного итога.
Личностные УУД:
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ПознавательныеУУД:
Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности,
Рефлексия способов и условий действия
РегулятивныеУУД:
- волевая саморегуляция;
Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
КоммуникативныеУУД:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
Использование критериев для обоснования своего суждения.
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Как братец кролик заставил братца лиса, братца волка и братца медведя ловить луну
Были времена, когда и братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь - все жили дружно и не ссорились. Были времена, когда все они жили словно одна семья. Только заметил однажды Кролик, что слишком уж он раздобрел от такой спокойной жизни, и стал он думать и гадать, что бы такое сотворить. День ото дня становился он все беспокойнее - ну, прямо места себе не находил!
Вот как-то вечером, после ужина, лежал Кролик на траве, так и этак мозгами раскидывал и вдруг увидел своего старого приятеля Черепаху.
Поздоровались они сердечно, уселись на лужайке, разговорились, вспомнили старое. Болтали они так, болтали, а Кролик возьми и скажи, что неплохо, пожалуй, немножечко поразвлечься, как в былые времена. А братец Черепаха ему в ответ:
- Я, братец Кролик, и сам только о том и думаю! Вот славно, что ты мне повстречался!
- Ну и чудесно, братец Черепаха! - воскликнул Кролик. - Давай позовем братца Лиса, братца Волка и братца Медведя и порыбачим завтра вечером на пруду. Там заодно и позабавимся досыта. Я заведу разговор, а ты знай поддакивай. Придешь?
-Если не приду, значит, меня унес Кузнечик, - засмеялся братец Черепаха.
- Скрипку можешь с собою не приносить, я ведь тебя не на танцы зову! - пошутил в ответ Кролик и с этими словами помчался домой и сразу же улегся спать.
А братец Черепаха поспешил прямо к пруду, чтобы не опоздать к назначенному сроку.
На следующее утро Кролик дал знать об уговоре всем соседям, и те ужасно обрадовались - им самим такая мысль и в голову не приходила. Братец Лис тут же объявил, что сбегает за матушкой Мидоус, мисс Моттс и другими девочками. (Матушка Мидоус, мисс Моттс и другие девочки - несколько загадочные персонажи сказок о братце Кролике- очевидно, служат символом идеальной фермерской семьи у афроамериканцев).
Вечером все были в сборе. Братец Медведь - этот притащил удочку с леской и крючком, и братец Волк тоже принес удочку, а братец Лис - тот явился с сачком. Братец Черепаха, чтобы не отстать от других, принес в баночке червей. А матушка Мидоус и девочки уселись поодаль и взвизгивали всякий раз, как братец Черепаха показывал им баночку с червями. Братец Медведь сказал, что намерен поймать сома. Братец Волк сказал, что будет ловить карасей. Братец Лис пообещал наловить окуней для матушки Мидоус. Братец Черепаха заявил, что наловит пескарей, а братец Кролик - тот подмигнул братцу Черепахе и сказал, что постарается поймать карпа.
Вот приготовились они, и Кролик совсем уж было собрался забросить удочку, но вдруг остановился как вкопанный, будто увидел что-то в воде. Глядя на него, и остальные тоже замешкались. Кролик бросил удочку, поскреб в затылке и снова уставился на воду. Видя такое дело, девочки не на шутку разволновались, и матушка Мидоус закричала:
- Эй, братец Кролик, объясни, пожалуйста, что там такое случилось?
Братец Кролик ничего не ответил, только снова поскреб в затылке, не отводя глаз от воды. Тут мисс Моттс вскочила с места, подобрала юбки и стала громко кричать, что ужасно боится змей. Но Кролик и тогда не проронил ни слова, а только почесывал в затылке да на воду глядел. Потом глубоко вздохнул и произнес:
- Леди и джентльмены! Лучше всего, пожалуй, уйти отсюда: никому из нас не поймать здесь ни единой рыбешки.
Только он это сказал, братец Черепаха подполз к самому берегу, глянул вниз и сказал.
- Это точно! Вот уж точно так точно! И с этими словами попятился назад, сокрушенно покачивая головою, будто пораженный тем, что увидел.
- Не пугайтесь, милые леди, - продолжал Кролик. - Мы ведь рядом и сумеем постоять за вас. А уж чему быть суждено - то и сбудется. Всякое случается в жизни. Да, в сущности, ничего особенного и не произошло. Просто луна утонула в пруду. Вы что, не верите мне?! Тогда ступайте и посмотрите собственными глазами.
Тут все, разумеется, бросились к воде, глянули - и впрямь вон она, луна, покачивается на самом дне! Братец Лис постоял, постоял да и говорит:
- Так, так, так!
Братец Волк постоял, постоял да и говорит:
- Вот ужас-то, вот ужас-то, вот ужас-то!
А братец Медведь постоял, постоял да и говорит:
- Гм, гм, гм!
Леди тоже постояли, постояли, а потом матушка Мидоус как закричит:
- Да что же это такое делается!
А братец Кролик еще разок глянул на воду и сказал:
- Леди и джентльмены! Вы тут можете причитать сколько душе угодно, однако до тех пор, пока мы не выудим луну из пруда, не видать нам рыбы как своих ушей. Это вам и братец Черепаха подтвердит.
Стали все наперебой допытываться у братца Черепахи, как бы им вытащить луну из пруда, но тот посоветовал им во всем полагаться на братца Кролика. А Кролик прикрыл этак глаза, будто бы обдумывая, какое решение принять, а потом сказал:
- Пожалуй, лучше всего будет сбегать к дядюшке Маку, взять у него невод и выловить им луну.
- Вот замечательно, братец Кролик, что ты вспомнил. о дядюшке Маке! - вскричал братец Черепаха. - Он ведь близкая родня мне. Наверняка дядюшка Мак не откажет нам в просьбе.
Отправился братец Кролик за неводом, а братец Черепаха принялся тем временем объяснять всем и каждому, будто тот, кто увидит луну в воде и поймает ее, вместе с луной достанет со дна горшок с золотом. Ух, до чего обрадовались тут братец Лис, братец Волк и братец Медведь! Решили они, что, как только у них будет невод, все они пойдут ловить луну.
Возвратился Кролик с неводом и быстро сообразил, что к чему. Притворился он, будто сам хочет лезть в пруд за луной. Скинул пальто, стал даже стягивать жилет, но тут все вокруг зашумели, закричали, начали уговаривать его не мочить ноги, принялись убеждать Кролика, что и сами справятся с этим делом. Братец Лис взялся за один конец невода, братец Волк - за другой, а братец Медведь двинулся следом за ними, чтобы переносить невод через коряги и острые камни.
Вот забросили они невод, потянули, но только луна осталась на месте. Забросили еще раз - снова ничего. Забросили в третий - опять неудача. Решили они зайти в воду поглубже.
Попала вода Лису в ухо. Как начал он трясти головой! Волку тоже попала в ухо вода, и этот затряс головой что было мочи. И Медведю попала в ухо вода, и он тоже стал изо всех сил трясти головой. Вот так все трое трясли да мотали головами, а сами незаметно заходили в пруд все дальше и дальше.
Сделал Лис еще шажок - и ушел с головой под воду. Волк тоже шагнул - и тоже погрузился в воду по макушку. А следом за ними и Медведь. Что тут поднялось! Они так барахтались, что едва всю воду из пруда не выплескали!
Выбрались они кое-как на берег - девочки так и прыснули со смеху: сделались все трое грязнее грязи. А Кролик им кричит:
- Мне кажется, джентльмены, что вам следует побыстрее отправиться по домам и переодеться во что-нибудь сухое. Может, в другой раз вам и повезет. Слышал я, что луна вообще ловится неплохо, нужно только насаживать на крючок простофиль вроде вас - то-то славная будет приманка! Тогда уж наверняка можно выудить луну, за это я ручаюсь!
Что оставалось делать Лису, Волку и Медведю? Мокрые, усталые и злые поплелись они домой, а братец Кролик и братец Черепаха, довольные тем, как они обманули простаков, отправились в гости к матушке Мидоус и девочкам.
Тема: Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).
Проверка домашнего задания. Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки?
- Делали ли вы предположения? Какие?
- Что же случилось дальше?
- Чем закончилась сказка?
- Такой ли развязки вы ждали?
Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус - старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?
1. Повторное чтение и беседа но прочитанному.
1 . Чтение 4-й части вслух.
Вопросы после чтения:
Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе?
- Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику.
Черепаха Кролик
- посоветовал полагаться на - прикрыл глаза, обдумывая Кролика; решение;
- вскричал; - отправился за неводом;
- принялся объяснять: кто - предложил выловить луну, поймает луну, тот достанет
горшок с золотом.
- Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие.)
- А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки.)
- Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость.)
2. Чтение 5-й части вслух.
Вопросы и задания после чтения:
- Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.)
Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.)
Чем закончилась ловля луны?
- Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему?
- Как вы понимаете последние слова Кролика?
2. Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа.
- Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепах?
Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки).
Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»? Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения?
Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали?
В африканской сказке, какими качествами обладает кролик? А в русских? (на доске в два столбика)
Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?
(нет, противополжен).
Выполнение задания 2 в тетради на с. 42.
А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок?
Какая лиса в этой африканской сказке? Давайте сравним ее с русской лисой. (свойства лисы перешли кролику африканскому)
Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя?
Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой - добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.)
3. Рассказ учителя об авторе.
Братец Кролик - персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848-1908).
Ребята, а как вы думаете, как он выглядит?
Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе.
Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:
БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК
Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком. Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама.
Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал.
Ну его совсем, - сказал Лис.
И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге гладкий, толстый и жирный Кролик!
Погоди, братец Кролик! - сказал Лис.
Некогда мне, братец Лис.
Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик.
Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! - так сказал Кролик.
Я видал вчера братца Медведя, - сказал Лис. - Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:
Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить.
Я с удовольствием, - сказал Лис.
Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.
Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный.
Что с тобой, муженёк? - спрашивает матушка Крольчиха.
Завтра в гости обещал прийти братец Лис, - говорит Кролик.
Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.
На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.
Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:
Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!
Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой - у дверей: ждут братца Лиса.
Ждут они, ждут не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
Если миску уронить –
Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост-
Значит, близко Лиска.
Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:
Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.
Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.
Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.
Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? - говорит Кролик.
Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! - говорит Лис. Тут Кролик разгладил усы и сказал:
Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.
Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.
Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:
Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!
Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.
Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис?
Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?
Итог: - Похожи ли сказки дядюшки Римуса на русские народные сказки о животных? Чем похожи? Чем отличаются? - Чему учат сказки дядюшки Римуса?
Были времена, когда и братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь - все жили дружно и не ссорились. Были времена, когда все они жили словно одна семья.
Только заметил однажды Кролик, что слишком уж он раздобрел от такой спокойной жизни, и стал он думать и гадать, что бы такое сотворить. День ото дня становился он все беспокойнее - ну, прямо места себе не находил!
Вот как-то вечером, после ужина, лежал Кролик на траве, так и этак мозгами раскидывал и вдруг увидел своего старого приятеля Черепаху.
Поздоровались они сердечно, уселись на лужайке, разговорились, вспомнили старое. Болтали они так, болтали, а Кролик возьми и скажи, что неплохо, пожалуй, немножечко поразвлечься, как в былые времена. А братец Черепаха ему в ответ:
Я, братец Кролик, и сам только о том и думаю! Вот славно, что ты мне повстречался!
- Ну и чудесно, братец Черепаха! - воскликнул Кролик.- Давай позовем братца Лиса, братца Волка и братца Медведя и порыбачим завтра вечером на пруду. Там заодно и позабавимся досыта.. Я заведу разговор, а ты знай поддакивай. Придешь?
- Если не приду, значит, меня унес Кузнечик,- засмеялся братец Черепаха.
- Скрипку можешь с собою не приносить, я ведь тебя не на танцы зову! - пошутил в ответ Кролик и с этими словами помчался домой и сразу же улегся спать.
А братец Черепаха поспешил прямо к пруду, чтобы не опоздать к назначенному сроку.
На следующее утро Кролик дал знать об уговоре всем соседям, и те ужасно обрадовались - им самим такая мысль и в голову не приходила. Братец Лис тут же объявил, что сбегает за матушкой Мидоус, мисс Моттс и другими девочками.
Вечером все были в сборе. Братец Медведь - этот притащил удочку с леской и крючком, и братец Волк тоже принес удочку, а братец Лис - тот явился с сачком. Братец Черепаха, чтобы не отстать от других, принес в баночке червей. А матушка Мидоус и девочки уселись поодаль и взвизгивали всякий раз, как братец Черепаха показывал им баночку с червями. Братец Медведь сказал, что намерен поймать сома. Братец Волк сказал, что будет ловить карасей. Братец Лис пообещал наловить окуней для матушки Мидоус. Братец Черепаха заявил, что наловит пескарей, а братец Кролик - тот подмигнул братцу Черепахе и сказал, что постарается поймать карпа.
Вот приготовились они, и Кролик совсем уж было собрался забросить удочку, но вдруг остановился как вкопанный, будто увидел что-то в воде. Глядя на него, и остальные тоже замешкались. Кролик бросил удочку, поскреб в затылке и снова уставился на воду. Видя такое дело, девочки не на шутку разволновались, и матушка Мидоус закричала:
Эй, братец Кролик, объясни, пожалуйста, что там такое случилось?
Братец Кролик ничего не ответил, только снова поскреб в затылке, не отводя глаз от воды. Тут мисс Моттс вскочила с места, подобрала юбки и стала громко кричать, что ужасно боится змей. Но Кролик и тогда не проронил ни слова, а только почесывал в затылке да на воду глядел. Потом глубоко вздохнул и произнес:
Леди и джентльмены! Лучше всего, пожалуй, уйти отсюда: никому из нас не поймать здесь ни единой рыбешки.
Только он это сказал, братец Черепаха подполз к самому берегу, глянул вниз и сказал:
Это точно! Вот уж точно так точно!
И с этими словами попятился назад, сокрушенно покачивая головою, будто пораженный тем, что увидел.
Не пугайтесь, милые леди,- продолжал Кролик.- Мы ведь рядом и сумеем постоять за вас. А уж чему быть суждено - то и сбудется. Всякое случается в жизни. Да, в сущности, ничего особенного и не произошло. Просто луна утонула в пруду. Вы что, не верите мне?! Тогда ступайте и посмотрите собственными глазами.
Тут все, разумеется, бросились к воде, глянули - и впрямь вон она, луна, покачивается на самом дне! Братец Лис постоял, постоял да и говорит:
Так, так, так!
Братец Волк постоял, постоял да и говорит:
Вот ужас-то, вот ужас-то, вот ужас-то!
А братец Медведь постоял, постоял да и говорит:
Гм, гм, гм!
Леди тоже постояли, постояли, а потом матушка Мидоус как закричит:
- Да что же это такое делается!
А братец Кролик еще разок глянул на воду и сказал:
Черепаха подтвердит.
Стали все наперебой допытываться у братца Черепахи, как бы им вытащить луну из пруда, но тот посоветовал им во всем полагаться на братца Кролика. А Кролик прикрыл этак глаза, будто бы обдумывая, какое решение принять, а потом сказал:
Пожалуй, лучше всего будет сбегать к дядюшке Маку, взять у него невод и выловить им луну.
- Вот замечательно, братец Кролик, что ты вспомнил о дядюшке Маке! - вскричал братец Черепаха.- Он ведь близкая родня мне. Наверняка дядюшка Мак не откажет нам в просьбе.
Отправился братец Кролик за неводом, а братец Черепаха принялся тем временем объяснять всем и каждому, будто тот, кто увидит луну в воде и поймает ее, вместе с луной достанет со дна горшок с золотом. Ух, до чего обрадовались тут братец Лис, братец Волк и братец Медведь! Решили они, что, как только у них будет невод, все они пойдут ловить луну.
Возвратился Кролик с неводом и быстро сообразил, что к чему. Притворился он, будто сам хочет лезть в пруд за луной. Скинул пальто, стал даже стягивать жилет, но тут все вокруг зашумели, закричали, начали уговаривать его не мочить ноги, принялись убеждать Кролика, что и сами справятся с этим делом. Братец Лис взялся за один конец невода, братец Волк - за другой, а братец Медведь двинулся следом за ними, чтобы переносить невод через коряги и острые камни.
Вот забросили они невод, потянули, но только луна осталась на месте. Забросили еще раз - снова ничего. Забросили в третий - опять неудача. Решили они зайти в воду поглубже.
Попала вода Лису в ухо. Как начал он трясти головой! Волку тоже попала в ухо вода, и этот затряс головой что было мочи. И Медведю попала в ухо вода, и он тоже стал изо всех сил трясти головой. Вот так все трое трясли да мотали головами, а сами незаметно заходили в пруд все дальше и дальше.
Сделал Лис еще шажок - и ушел с головой под воду. Волк тоже шагнул - и тоже погрузился в воду по макушку. А следом за ними и Медведь. Что тут поднялось! Они так барахтались, что едва всю воду из пруда не выплескали!
Выбрались они кое-как на берег - девочки так и прыснули со смеху: сделались все трое грязнее грязи. А Кролик им кричит:
Мне кажется, джентльмены, что вам следует побыстрее отправиться по домам и переодеться во что-нибудь сухое.
Может, в другой раз вам и повезет. Слышал я, что луна вообще-то ловится неплохо, нужно только насаживать на крючок простофиль вроде вас - то-то славная будет приманка! Тогда уж наверняка можно выудить луну, за это я ручаюсь!
Что оставалось делать Лису, Волку и Медведю? Мокрые, усталые и злые поплелись они домой, а братец Кролик и братец Черепаха, довольные тем, как они обманули простаков, отправились в гости к матушке Мидоус и девочкам.
/ / Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну
Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну
Ващенко Александр Владимирович. Сказки народов Северной Америки
скачатьАфро-американская народная аудио сказка "Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну" - о развлечениях, о досуге. о соседских взаимоотношениях. В аудио сказке о братцах Кролике, Черепахе, Лисе, Волке и Медведе встречается загадочные персонажи - "матушка Мидоус, мисс Моттс и другие девочки". Очевидно, они служат символом идеальной фермерской семьи у афро-американцев. Братец Кролик решил внести некоторое разнообразие в течение скучных будней и развлечься. Для этого он, при поддержке братца Черепахи, организовал рыбалку на пруду и устроил все так, что братцы Лис, Волк и Медведь залезли в воду с неводом, перемутили всю воду, в результате перемазались и отправились домой мыться и переодеваться. "...а братец Кролик и братец Черепаха, довольные тем, как они обманули простаков, отправились в гости к матушке Мидоус и девочкам."
Предлагаем слушать онлайн и скачать аудио сказку афро-американского народа "Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну", вселяющую оптимизм и надежду на лучшие дни африканцам, работавшим на плантациях Северной Америки.