Живая статуя рабочий и колхозница. История рабочего и колхозницы

Немного инофрмации о том, что это вообще такое.

«Рабочий и колхозница» — скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот. Высота около 25 м. Общий вес — 80 тонн. Автор — В. И. Мухина.

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки.

В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с финансированием скульптура так и осталась в разобранном состоянии.

Собственно "тот самый" гипсовый макет скульптурной группы 1936 года рождения. По нему и по чертежам собирают "Рабочего и Колхозницу"

На макете нанесены пометки, по которым рабочие ориентируются где идут линии стыка деталей и где находятся основные точки сопряжения элементов скульптуры с ее каркасом

Работа ведется практически без остановок и перекуров - у рабочих есть четкие сроки сдачи скульптуры

На этом объекте задействованы и сварщики, и маркшейдера, и архитекторы, и скульпторы, и еще много других профессионалов своего дела

Скульптура сделана из хромоникелевой стали. К несчастью, из-за возраста к 2003 году скульптура "Рабочий и Колхозница" находилась чуть-ли не в аварийном состоянии.

Но благодаря усилиям реставраторов, многие пришедшие в негодность элементы конструкции были заменены новыми, более прочными

Сейчас скульптура находится в таком вот огромном павильоне, где и происходит ее сборка. Об уровне готовности можно судить по фотографиям

Буквально на днях "рабочему" уже поставят голову:)

Вот оно лицо пролетариата

Масштабы скульптуры просто завораживают. Чувствуешь себя лилипутомм в гостях у двух металлических советских Гулливеров

"Под юбкой у колхозницы"

Сверху композиция увенчана символами советской эпохи - серпом и молотом, которые олицетворяли колхозное крестьянство и рабочий класс. Руки фигур еще не смонтированы и потому символы СССР пока что торчат "голышом"

Рабочий без головы

По данному фото очень легко представить себе масштаб

"Тренировка" подъема головы рбочего. Крановщики каждые 15 минут упражняются в этом, потому что на днях придется сделать это, не разбирая лесов, ювелирно и аккуратно

"Нам нечего терять, кроме собственных цепей" :)

Внутри скульптур не все так пусто и гладко, помимо основного несущего стального каркаса на внутренней поверхности каждого элемента есть вот такие вот дополнительные крепежи

Колхозница. Просто поражаешься насколько должен быть сложен и слажен труд архитектора, скульптора и тех, кто собирал скульптуру, чтобы из громадных стальных пластин получились человеческие лица, руки и тп

Здесь очень наглядно показано как выглядит каркас скульптуры

Жаль нельзя будет забраться столь же высоко, когда скульптуру уже соберут и установят на постаменте:)

Кстати о постаменте. К сожалению, за строительными лесами его не разглядеть, но можно примерно понять масштаб - 34,5 метра это не шутки. Представьте, что на него еще поставят 25-метровую скульптуру.. Это будет монументально


А на фасаде постамента разместится вот этот гранитный герб Советского Союза

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH - серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Говорят, что... ...в конкурсном варианте Вера Мухина вылепила рабочего обнаженным, но жюри потребовало надеть на него комбинезон.
...во время работы над статуей поступали доносы, что в профиле рабочего и в складках юбки колхозницы угадывается «враг народа» Лев Троцкий. Но принимавшие скульптуру Молотов и Ворошилов сходства не заметили, только попросили убрать мешки под глазами у колхозницы.
...Мухиной не нравился постамент Рабочего и Колхозницы, поэтому она называла его «пенек», а восстановленную с нарушением расположения локтевого сустава руку рабочего - «кишкой» .
...рабочие долго мучались с развевающимся шарфом, и тогда Молотов пришел к Мухиной с вопросом, можно ли обойтись без этого непростого элемента. Скульптор ответила, что шарф нужен для равновесия, имея в виду художественную гармонию. Испугавшийся Молотов воскликнул: Ну раз для равновесия, тогда делаем! и дал «добро» на продолжение работ.

Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Юноша и девушка, гордо подняв над головами серп и молот, устремились вперед, в светлое будущее. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» - киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. При этом советские значки и марки с их растиражированным изображением уже стали антиквариатом или вовсе канули в лету вместе с модой на коллекционирование. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке.

Самый дружелюбный колосс

Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Первым сооружением такого масштаба, значительно превышающим натуральную величину, был колосс Родосский - очень яркий инженерный объект, 32-метровая бронзовая статуя на острове Родос, построенная в честь бога Гелиоса. Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Греки не стали восстанавливать упавшую статую, однако еще около тысячи лет люди древнего мира приплывали на Родос, чтобы взглянуть на осколки гигантского архитектурного сооружения.

Позже был построен колосс Нерона - гигантскую статую установили в вестибюле резиденции римского императора.

Следующую большую-пребольшую статую мир увидел уже на рубеже XIX-XX веков – это была самая главная звезда Голливуда, впоследствии позеленевшая от времени статуя Свободы. Французские власти преподнесли ее в качестве подарка Соединенным Штатам ко Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Тогда, кстати, она была еще изваянием.

Скульптура «Рабочий и колхозница» - это колосс Советский. Она венчала павильон СССР во время Всемирной выставки ЭКСПО в Париже в 1937 году и была построена специально к этому событию. Выставка была очень значима для всех стран-участниц, в 30-е годы было престижно демонстрировать свои достижения.

Мега-экспозиция проходила в преддверии Второй мировой войны. Международные отношения многих государств к тому моменту были изрядно испорчены, но, несмотря на это, 47 стран со всех континентов показали миру свои успехи в области искусства, науки и технического прогресса. Борьба за главный приз на этом смотре шла между павильонами СССР и Германии.

Мероприятие вышло масштабным, готовили его долго. Построить павильон, создать экспозицию, отправить людей в командировку, выделить бюджетные средства – в то время к таким выставкам относились очень серьезно, поэтому и процесс подготовки был основательным.

«Павильон сам по себе должен служить экспонатом выставки, демонстрирующим рассвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей особый уровень масс и культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека» - говорилось в записке по постройке павильона.

Советское правительство рассчитывало, что посетители павильона обязательно почувствуют дружелюбие Советского Союза. Это было важно, поскольку СССР впервые презентовал себя на международном смотре такого уровня.

«Это был 1937 год, приближалась война - нужно было всему миру показать, что мы готовы к диалогу, готовы идти навстречу, мы не та страна, где по Красной площади ходят медведи, как это сейчас считают. Архитектура павильона должна была олицетворять дружелюбие и желание к примирению», - говорит экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Арсений Аредов.

Иллюзия небоскреба

В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.

Одним из наиболее видных конкурсантов был советский архитектор Алексей Щусев, на тот момент - неоднократный лауреат сталинских премий. Его самые громкие архитектурные проекты – Мавзолей Ленина и Казанский вокзал. Проект павильона для выставки ЭКСПО, предложенный им, не был выдержан в духе конструктивизма. Помпезные архитектурные элементы щусевской постройки напоминали Дворец Советов и создавали чересчур возвышенный архитектурный облик.

«Приехать в Европу в 37 году и показать такой огромный павильон - это явно не дружелюбная история. С учетом того, что под ним проходила набережная. Для того, чтобы не создавать неудобств, ее убрали в специальный тоннель. Павильон Щусева имел не очень высокие перекрытия, которые не могли выдержать такую махину», - продолжает Аредов.

Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.

Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.

«Если стоять рядом с этим павильоном, то кажется, что рядом с тобой небоскреб, при этом павильон имеет высоту около 33 метров. Иллюзия чрезмерно высокого здания создается при помощи нарастающих объемов. Кажется, что весь павильон похож на паровоз, несущийся вперед. Это и требовалось от архитектора - показать, что наше государство движется вперед», - говорит Арсений о проекте Иофана.

Павильон, созданный Иофаном, - это одновременно пьедестал к скульптуре и независимое здание. То же самое можно сказать и о скульптуре: она возвышается над зданием и наряду с этим ее можно рассматривать как отдельный объект.

Для советского павильона парижане выделили не очень удачное место - на его территории находился транспортный тоннель, уходящий под землю со стороны набережной. В тоннеле было интенсивное двухстороннее автомобильное движение. В итоге Иофан построил павильон таким образом, чтобы он не нарушал работу транспортной артерии. Передний фасад был облицован рельефами в виде представителей всех союзных республик.

«Идея по созданию скульптуры, где юноша и девушка несут в руках советскую символику, принадлежит Иофану. Его секретарь говорила, что он долго думал, что же поставить сверху на павильон. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где древний воин держит на вытянутых руках меч», - рассказывает Аредов.

В конкурсе на изготовление скульптуры победила Вера Мухина. К тому времени она была уже очень знаменита не только как скульптор, но и как архитектор: вместе со своими коллегами оформила павильон газеты «Известия» на ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка, прообраз ВДНХ, проводилась один год в парке Горького в Москве). Кроме того, однажды Вера проявила себя еще и в качестве дизайнера одежды. В 1925 году вместе с модельером Ламановой она получила на выставке в Париже гран-при за женскую коллекцию. Вся она была изготовлена из грубых дешевых материалов, а пуговицы и вовсе были деревянные

Известие о победе в конкурсе на скульптуру для парижской выставки застало Мухину в отпуске. Она сразу же вернулась в Москву и начала работать.

По задумке Мухиной пара была практически полностью обнажена: ей очень хотелось показать первобытность мужчины и женщины, их связь с античностью. На мужчине были только брюки, а на женщине - юбка.

- Вера Игнатьевна, 99 процентов вероятности, что выберут вашу скульптуру, но есть одно «но» .

- Их нужно одеть?

Примерно такой диалог произошел между чиновниками из правительства и скульптуром. Мухина понимала, что для ее времени обнаженные скульптуры не были традиционным приемом. В итоге пришлось пойти на компромисс: на рабочем и колхознице вскоре появились тонкие, еле заметные ткани.

У скульптуры очень мощный оптический эффект: когда на нее смотришь, кажется, что она не стоит на месте, а будто бы все время находится в движении, сопротивляется порывам ветра, рвется куда ввысь и вперед одновременно. Ощущение динамичности создается в том числе благодаря развевающимся юбке и шарфу колхозницы.

«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете?» Она стояла на своем. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф!». Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. По этой же причине ей нужны были расставленные руки, хотя такая поза, когда человек стоит, сопротивляясь порывам ветра раскрытой грудью, да еще расставив руки, не очень естественная. Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», - рассказывает Аредов.

На смотре конкурсных работ побывал председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Разговор между ними был таким:

- Вера Игнатьевна, а зачем колхознице шарф вообще? Она ведь не танцовщица, не конькобежец.

- Для равновесия.

Считается, что Молотова этот ответ удовлетворил, и он никак не возразил художественному видению Мухиной.

Донос на платье колхозницы

Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово!». У нее не оставалось сомнений, что блестящая сталь отлично подчеркнет все особенности скульптуры.

«Скульптура и сегодня отражает то состояние природы, которое есть на данный момент. Днем она все время радостная, вечером - очень зловещая, утром она красноватого оттенка, вечером зеленоватого. Она все время отражает состояние времени суток», - говорит Аредов.

При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.

Рабочие были вынуждены бесплатно, в неурочное время переделывать сегменты скульптуры – времени до выставки оставалось все меньше. В процессе работы Мухина стала кем-то вроде художественного надзирателя на заводе. Ночами она делала скульптуру дома, днем приезжала на завод и проверяла строительство, указывала на недочеты, думала, как их исправить. Однажды руководство завода получило донос на Мухину с жалобой на то, что она постоянно требует что-то переделывать.

«Мы не успеем сдать скульптуру в срок. Она занимается откровенным вредительством, придумала еще, что скульптуре нужен шарф, который мы не знаем, как исполнить в готовой конструкции. Даже если мы придумаем и найдем необходимый конструктив, шарф может отвалиться и повредить готовую конструкцию»,- таким было содержание доноса.

Для пущей убедительности рабочий сообщил, что где-то в складках платья виден профиль «врага народа Троцкого».

История умалчивает о том, дошел ли до верха донос, но точно известно, что в день официальной приемки скульптуры приехал Молотов, Ворошилов и еще несколько членов правительства. После их отъезда, ночью, никого не предупредив, на завод приезжает Сталин с той же самой комиссией: он несколько минут прохаживается вокруг скульптуры и уезжает. Возможно, он искал в складках платья колхозницы тот самый профиль Троцкого?

Наутро Мухина узнает от Иофана, что правительство осталось довольно монументом – «Рабочий и колхозница» приняты без каких-либо замечаний.

Скульптуру доделали, и вместе с павильоном конструкция выглядела настолько легкой и воздушной, что в народе ей посвятили такой поэтический шарж:

{big-quote:text=Удался павильон отлично!
Настолько сделан динамично,
Что сам он рвется в облака!
Летим в Париж! Пока-пока!}

Не выставка, а гонка держав

Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Инженер, который сопровождал путешествие скульптуры, принимает волевое решение - взять и отпилить все выступающие части на месте. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно.

Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше.

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Вероятно, они решили таким образом драматизировать конфликт и посмотреть, кто кого перещеголяет в монументальности. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. До начала Второй мировой войны оставалось два года, поэтому выставка вошла в историю как смотр достижений человечества накануне этого события.

«Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, - рассказывает Аредов. - Такое ощущение, что организаторы выставки решили просто развлечься: «А что будет, если мы поставим два самых больших павильона друг напротив друга? Есть даже легенда о том, что немцы на какое-то время приостановили процесс строительства своего павильона и выжидали, какой же высоты будет советская постройка. Как только мы закончили, немцы в круглосуточном режиме достраивали два этажа своего павильона.

Считается, что на строительную площадку приезжал министр экономики Германии и потребовал, чтобы немецкий павильон обязательно был выше.

«Он, конечно, стал выше, но теперь был несколько непропорционален, что люди, которые ходили снизу, не могли прочесть слова, которые должны написаны сверху», - говорит Аредов.

В итоге павильон СССР был установлен на выставке ЭКСПО на день раньше немецкого. Мухина говорила, что почувствовал неловкость, когда скульптура наконец была установлена. Ей казалось, что рабочий с колхозницей неслись прямо на павильон Германии и вот-вот могли врезаться в него. Советская экспозиция на парижской выставке получила около 300 различных премий: всевозможные дипломы, серебряные, золотые медали, Гран-при. Главный приз поделили между собой советский и немецкие павильоны.

Back in USSR

«Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», - написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Им было интересно наблюдать, как она меняла свой цвет: утром -розовая, днем - ярко-серебристая, вечером - золотая. По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.

Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. И Иофан, и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена.

Алла Смирнова

"Рабочий и колхозница" является выдающимся памятником монументального искусства, символ и идеал эпохи Советского Союза, который представляет собой подвижную скульптурную группу, составленную из двух фигур, которые поднимают над головами серп и молот. Автором этой скульптуры является Вера Мухина; композиционная идея и концепция зодчего Бориса Иофана. Памятник вылит из нержавеющей стали. Высотой достигает примерно 25 м, пьедестал насчитывает 33 метра, масса всего монумента составляет 185 тонн. Памятник этот создали для советского павильона на мировой выставке, которая проходила в Париже в 1937г. Скульптурный замысел, а также самый первый макет выполнил архитектор Б. М. Иофан, который победил в конкурсе на сооружение павильона. У зодчего ещё при работе над проектом для конкурса сразу появился образ статуи: девушка и юноша, которые олицетворяют собой хозяев советского пространства - колхозного хозяйства и рабочий класс. Над ними высоко вздымается эмблема Советского Союза - серп и молот. На выполнение скульптуры объявили конкурс, который смогла выиграть ваятель В. И. Мухина. Для того чтобы создать огромный монумент велась работа на опытном заводе машиностроения, а также металлообработки где руководителем выступал профессор П. Н. Львов. Отсюда рекомендуем отправиться на посещение .

Реконструкция скульптуры

Во время транспортировки из Парижа в Москву ее повредили. А уже в 1939 году скульптуру направили на реконструкцию и установили на постаменте около Главного входа ВСХВ. Эту скульптуру назвали эталоном социалистического реализма. В 2003г. памятник разобрали на 40 деталей. Скульптура должна была быть отреставрирована и возвращена на место в 2005 году, но так как возникли финансовые трудности, реконструкция затянулась и завершилась только лишь в 2009 году. Во время реконструкции эксперты ЦНИИПСК им. Мельникова смогли в значительной степени укрепить основной остов композиции. Все элементы скульптуры очистили, а также обработали антикоррозийными составами. Скульптуру вновь установили на новый построенный специально для неё постамент, который повторял оригинальный пьедестал Иофана 1937г., но немного укороченный сзади. Установка проходила в 2009 году 28 ноября посредствам специального крана. Праздничное открытие памятника проходило в Москве 2009 году 4 декабря. Пьедестал, на котором сегодня размещена статуя, почти на 10 метров выше, нежели предыдущий. Смотрите, где находится

«Рабочий и колхозница» — поистине уникальный монумент советской эпохи. Мало кто знает, что у этого всемирно известного памятника и самого обычного граненого стакана — один и тот же создатель. Рабочий и колхозница, на поднятых руках вздымающие к небу орудия труда как символ союза пролетариата и крестьянства. Как много в этом скульптурном дуэте для сердца советского слилось. HistoryTime постарается постичь эту утраченную ныне значимость вместе со своими уважаемыми читателями.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять могущество нашей страны в павильоне СССР на Парижской выставке в 1937 году — для этой цели они и создавались. Для воплощения замысла устраивался закрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше, и выше»).

Это издалека кажется, что мухинские труженики сплелись в едином монолите. Ан нет! Памятник монументального искусства состоит из 5000 (!) деталей. Его собирали пару месяцев, накладывая листы нержавейки на специально созданный каркас и закрепляя с помощью точечной сварки. Это был первый в стране опыт подобного сварочного процесса.

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Нацисты намеренно сконструировали свой павильон на несколько метров выше советского, а на верхушке для пущей внушительности установили железного орла. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

По окончании выставки скульптуру вернули в Москву, где она простояла недвижимой практически 70 лет. В 1987 году монумент решили перенести от северного входа ВДНХ, но оказалось, что ему требовался капитальный ремонт каркаса, который разъела коррозия. Однако из-за кризиса 90-ых годов о памятнике вспомнили лишь в 2003-м. Его разобрали и отправили в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В.А. Кучеренко.

Установление монумента «Рабочий и колхозница»

В течение шести лет монументом пытались заняться основательно, но не хватало финансирования. В итоге право реставрирования получила компания, занимавшаяся проектированием канализационных коллекторов — как оказалось, мастера широкого профиля. Коллектив и руководство ответственно отнеслись к порученному им делу и детально разработали план. Научным руководителем реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за восстановление шедевра.

Каркас восстанавливался по старому образцу. Каждая из пяти тысяч деталей была сфотографирована и разложена на компьютере по цветовому спектру, чтобы определить, какие части подлежат реставрации, а какие необходимо заменить полностью. В итоге выяснялось, что в негодность пришли только 500 элементов. В ноябре 2009 года реставрация скульптуры «Рабочий и колхозница» успешно завершилась.

28 ноября того же года с помощью специального крана памятник установили на специальный постамент, где позже открылся музейно-выставочный центр.

Изображение советского символа можно было увековечено на заставке киностудии «Мосфильм», почтовых марках, медали «Лауреата ВДНХ СССР».