Урок работы с картиной А.Рылова "Зелёный шум" лит.чт.3 кл. Сочинение по картине А.А. Рылова «Зелёный шум

Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»

«Я посвятил своё искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю её природу».

А. А. Рылов

эстетически воспитывать учащихся, расширять кругозор.

Ход урока:

Рассказ о художнике.

А. А. Рылов – русский художник-пейзажист. Пейзажист создаёт пейзажи, картины, главным предметом изображения в которых является природа. Среди русских пейзажистов конца Х1Х – начала ХХ века Рылов – один из крупнейших живописцев. В своих произведениях он воспевал родную природу.

Р. родился 30 января 1870 года в селе Истобенском, неподалёку от Вятки (сейчас это г. Истобенск Кировской области).

Детство и юность Р. провёл среди вятских лесов. Увлечение охотой, путешествия позволили ему рано узнать и полюбить суровый край. Р. умел ставить парус, любил нестись в лодке по взъерошенной реке, не страшась пенящихся волн, подставляя лицо ветру. Он отправлялся с друзьями по весенней воде в леса слушать пение птиц, наблюдать пробуждение природы. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста», - вспоминал художник.

У Р. рано появилось влечение к искусству. Он стал рисовать то, что видел вокруг. Рисунки эти были ещё просты, но в них уже видна была наблюдательность будущего художника.

Знакомые посоветовали ему ехать учиться. Вместе с другом Р. отправился в Петербург и поступил сначала в училище технического рисования, а затем в Академию художеств, где стал учиться у известного русского художника А. И. Куинджи. Куинджи учил Р., что только у природы надо черпать впечатления, только у неё учиться живописи.

Люди, знавшие Р., вспоминали о нём как о человеке с « голубыми лучистыми глазами, с ясной ласковой и доброй улыбкой». Он обладал огромным запасом бодрости и жизнелюбия.

Строя свою мастерскую посреди леса или устраивая «кусочек леса» посреди своей мастерской, он умел разговаривать с лесными обитателями. Его понимали и слушались зорянки и пеночки, зайцы и белки. Они подолгу жили в мастерской художника, и он вознаграждал их за дружбу свободой, отпуская в лес по весне.

Отношение художника к жизни видно в его картинах. Глядя на могучие северные ели, на летящие белые облака, на сказочные лесные речушки и любопытно выглядывающих из-за ветвей белочек и птиц, кажется, что художник говорит: «Доброе утро! Доброе утро миру!»

В 1935 году А. А. Рылову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Анализ картины.

Картина «Зелёный шум», репродукцию которой вы видите на доске, - одно из лучших произведений русской пейзажной живописи. Репродукция – это…

Легко ли понимать картину о природе?

Почему это не фотография?

Тема картины появилась у Р. не случайно. Р. действительно жил на крутом высоком берегу Вятки, и над его головой шумели берёзы, за которыми открывалась даль с озёрами и лесами.

Картина эта – результат огромного труда, он переделывал её несколько раз.

Настоящий художник обладает способностью пробуждать чувства, наблюдения, которые хранит наша память. Останавливая внимание, его картины как будто разговаривают с нами. Неподвижное изображение оживает, начинает двигаться. Краски напоминают о запахах земли. Синева неба наполняется воздухом. Ветер сгибает тонкие стволы деревьев, отбрасывает молодую листву, и, кажется, она шумит.

То вспыхивает с новой силой, то стихает шум листьев. И художник называет картину «Зелёный шум».

Давайте внимательно посмотрим на картину. Что вы вспоминаете сейчас? (лето, солнечный тёплый день, ветер).

Но на картине мы не видим солнца. Как вы определили, что день солнечный? (облака ярко освещены, высокое синее небо, ярко-зелёная трава и листва деревьев, от деревьев падают тени).

Какова композиция картины? Композиция – это… Что мы видим на переднем плане картины? (берёзы, они сгибаются под ветром).

А что находится сзади? (река, маленькие лодки с белыми надутыми парусами, небо светло-голубое, по нему плывут пышные белые облака).

Два основных цвета – зелёный и синий, но сколько у них оттенков! Какие оттенки зелёного вы видите? (светло-зелёная листва молодых берёзок; тёмно-зелёная листва старых берёз, переходящая в тени в чёрный цвет; сочная зелёная трава).

А какие оттенки синего цвета есть на картине? (сверху небо тёмно-голубое, у горизонта – совсем светлое, а вода в реке синяя, местами очень тёмная).

Неподвижное ли изображение мы видим на картине?

Как художник показал это движение?

Почему картина называется «Зелёный шум»?

То, что мы видим на картине, знакомо каждому из нас. Мы видели, как деревья гнутся от ветра, слышали, как шумит их листва. Но, глядя на этот пейзаж, мы не только вспоминаем знакомые образы, мы видим новое, незнакомое нам до сих пор. Поэтому творчество Рылова приносит нам радость.

Составление плана.

1. Что я узнал о художнике А. А. Рылове.

(варианты: Что такое пейзаж.

Любовь художника к родной природе.)

2. Картина «Зелёный шум»:

Какие воспоминания вызывает картина?

Передний план: беспокойные кроны деревьев, летнее небо, воздух;

Задний план: извилистая лента реки, безбрежные просторы…

Какие цвета преобладают в картине и почему?

Почему картина называется «Зелёный шум»?

3. Творчество А. А. Рылова приносит людям радость.

Словарная работа.

живопись

художник-пейзажист

творчество

репродукция

композиция

тёплые тона

холодные тона

светло-голубой

тёмно-зелёный

шелестеть

трепетать

Самостоятельная работа учащихся.

Материалы:

Небо высокое, лазурное, голубое.

Красивые кучевые облака спокойно и плавно скользят по лазури.

Листья, листва, кроны, зелень. Пышно разрослась зелёная крона, пышная листва, зелёные косы берёз, ветви молодых берёзок трепещут на ветру.

Ветер отбрасывает листву, тревожит, беспокоит, шевелит кроны, сгибает стволы, шумит.

«Когда я приехал в Москву, то в ушах у меня остался этот зелёный шум».

«Картина наполнена светом и воздухом, …река совершает величественное течение, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

Наша дочка учится в 3-м классе, и ей задали написать сочинение по картине Аркадия Рылова "Зелёный шум". Вот эта картина:

А вот Катино сочинение:

"На картине Аркадия Рылова "Зелёный шум" изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.
На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом."

Надо сказать, что у меня эта картина вызывает совершенно противоположные чувства. Для меня сильный ветер - это страх, тревога, опасность! Я бы сказала, что эта картина - катастрофична, что художник запечатлел начало бури. Вдали небо еще нежно-бирюзовое, но тяжелые облака, наползающие из-за края картины, предвещают близкий ураган. Бурлящая река стремительно несет неуправляемые суденышки. Им не удается причались к берегу, и они непременно разобьются! Молоденькие березки склонились с бессильной мольбе, но это не поможет - они все равно будут вырваны с корнем. Большие деревья чувствуют, что будут безжалостно изломаны, но пока у них есть силы противостоять налетающему ветру. Эта картина вызывает у меня чувство обреченности и бессилия перед разгулявшейся стихией.

После того, как мы выразили свои впечатления, мы решили почитать, что же пишут об этой картине в литературе. И выяснилось, что дочка Катя оказалась ближе к замыслу художника, чем мама: сам Рылов в воспоминаниях пишет, что "старался передать ощущение от ВЕСЕЛОГО шума берез". А передовая общественность того времени (картина была написана в предреволюционном 1904 году) вообще увидела в ней намек на приближение "грозовых раскатов общественной бури" и "символ грядущего социального обновления".

  • 9 Октябрь 2011
  • 12 Комментарии

Комментарий

    Катя получила за сочинение “пять”. Учительница даже написала ей “Молодец!” в тетради. А вот Олимпиаду по русскому языку мы проворонили. Пока мы собирались “начать к ней готовиться”, она уже прошла (((

    Отличное у Кати сочинение, сразу видно, ребенок много читает. Нам все сочинения даются с трудом, пишем по предложению.

    Копия с картины “Зеленый шум” получилась зловещая. Река и небо чернильного цвета. Младшая внучка наслушалась Ваших рассуждений про картину, и теперь, золотую осень на дворе называет “желтый шум”! Ведь ветер несет желтые листья с деревьев с шумом! А под ногами шуршит желтая листва.

    А у меня сразу в голове начинается декламация стихотворения “Идет-гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!”.
    Краски действительно на копии ненормальные какие-то. У меня вообще никаких чувств не вызывает, если честно.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов ненагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов не нагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    мне кажется сочинение хорошее не зря учительница похвалила

«Зеленый шум»

Работа по картине Аркадия Рылова

...Нет никакой отдельной от нас природы,
каждое малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни.

И.А. Бунин

А.А.Рылов. В голубом просторе. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1862 г. Н.А. Некрасов создал свой поэтический шедевр «Зеленый шум». А что это значит - «зеленый шум»? Словно предвосхищая это вопрос, поэт сделал примечание: «так народ называет пробуждение природы весной». И сегодня, почти полтора века спустя, «зеленый шум» звучит как песнь о пробуждении природы и всего лучшего, что до поры до времени спит или таится в человеческой душе.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

В России эти некрасовские стихи не только любили, многие их знали наизусть. Прошли годы, и в 1904 г. художник Аркадий Рылов заканчивает картину, которая поставила его в ряды лучших пейзажистов страны. В своих «Воспоминаниях» он писал: «...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «Зеленый шум»... Я очень много трудился над этим мотивом... стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез...»

Какое русское, какое милое сердцу дерево - береза! Никакое другое дерево не вмещает в себя столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза - поистине крестьянское дерево. В ней есть всё: и побеленная изба, и русская печь, и пестрый домотканый половик, и бабий ситцевый платок, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко. Узловатые стволы берез похожи на мозолистые крестьянские руки, умеющие делать любую работу. А тоненькие и стройные зеленокосые березки, словно на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему небу, напоминают девичий хоровод.

Рылов показал свою картину друзьям. А там: зеленые кроны берез легко взметнулись над рекой, которая течет по изумрудному царству медленно и, кажется, совсем неслышно. Игривые волны притихли. Пушистые еловые лапы, отбрасывая лохматые тени, смотрятся в зеркало вод. Вольный ветерок летит над широкой далью. Вот он подхватил тонкие гибкие ветви - и затрепетали листочки, заговорили, зашумели, заметались причудливой россыпью в лазоревом небе. В вышине тает белое кружево нежного облака, проплывают тучки-барашки... Все движется, живет, радуется свободе и свету, наслаждается безграничным простором. Яркая весенняя зелень высокого берега, в солнечных бликах река - как хорошо и привольно здесь весной!

Здесь как нельзя лучше подходят некрасовские строки, которые звучат словно объяснение в любви:

...Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудо-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум,
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна...

По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны - напев соловьиный
И нестройные писки галчат...
Крик лягушек, жужжание ос...
Всё в гармонию жизни слилось...

Н. Некрасов . Надрывается сердце от муки...

Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины Аркадия Рылова «Зеленый шум» украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Мне больше нравится тот, что в Третьяковской галерее.

Перелистаем несколько страниц книги жизни художника. Аркадий Александрович Рылов родился 29 января 1870 г. Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, расположенной на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой и величавостью. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая, как какая-нибудь водяная курочка шлепает лапками по прибрежному илу, подолгу следить за пушистой белкой-хлопотуньей...

О любви Рылова к природе можно говорить много. Но я лишь напомню всего один факт, который позволит каждому сделать выводы самостоятельно. У художника дома был настольный зоосад, где гуляли его обитатели - обезьяны, белки, птицы. Зверюшки Аркадия Александровича не боялись. Это трогательное доверие «братьев наших меньших» художник запечатлел в «Автопортрете с белкой». Пушистая гостья спокойно и уютно устроилась на доброй, ласковой руке!

Рылов получил образование в Петербургской академии художеств. Ему посчастливилось заниматься в мастерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи. Он испытал на себе сильнейшее влияние не только творчества, но и личности своего наставника. Куинджи был прирожденным педагогом-энтузиастом, самозабвенно любил молодежь и свое дело. Он постоянно опекал своих питомцев, материально помогал неимущим ученикам, на свои средства возил их в Крым на летнюю практику и даже за границу.

Куинджи много внимания уделял работе на природе, которую считал самым первым и серьезным учителем живописца. Он учил искусству видеть, чувствовать, понимать природу.

Художественная жизнь в конце XIX - начале XX в. была сложна. Различные объединения художников устраивали свои выставки. Их участники часто расходились во взглядах на задачи и роль искусства, на цели творчества. Но искреннее, поэтичное, овеянное нежной любовью к природе искусство Рылова было принято всюду: его картины можно было видеть и в «Союзе русских художников», и на выставках объединения «Мир искусства», и на «Весенних» выставках, организованных его учителем А.И. Куинджи.

В картинах, написанных после окончания академии, Рылов стремился передать обаяние задумчивой глубокой тишины северной лесной природы. Это были своеобразные «пейзажи-настроения», характерные для творчества многих художников тех лет.

А.А.Рылов. Зеленый шум. 1904. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Выбрав стезю художника-пейзажиста, Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Будучи профессором Академии художеств, почти всю жизнь преподавая в рисовальной школе «Общества поощрения художников», он любовно пестовал молодые таланты. Ученики вспоминали его добрым словом. Они навсегда запомнили его завет: правда и красота - сестры. Художнику только надо научиться видеть вечную гармонию природы и трудом, великим трудом добиваться выражения этой красоты. Талантливого русского пейзажиста признал и шумный Париж, считавшийся законодателем в искусстве. Рылова избрали членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри. На международных выставках его работы не раз награждались золотыми медалями.

«Наш русский Григ» - так называл Аркадия Рылова его друг художник Михаил Нестеров. И это справедливо. Ибо как в музыке норвежского композитора, воплотившего образы северной природы, чуткое ухо уловит шум горных потоков, хрустальный звон льдинок, гул ветра в ущельях, так и в картинах Рылова глубокий, звучный, насыщенный цвет рождает образы русской природы.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые парашютики одуванчиков на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка-рыжуля, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле.

Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только «засвидетельствовать» и воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание. Назову лишь несколько картин Аркадия Рылова: «Закат» (1917), «Гремящая река» (1917), «Лебеди» (1920), «Зеленое кружево», «Чайки. Тихий вечер» (1918), «Жаркий день» (1922), «Лесная река», «Автопортрет с белкой» (1934), «Зеленый шум» (1904), «В голубом просторе» (1918)...

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Природа наделила лебедей неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полет могучих белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. В этом зрелище было что-то эпическое. И в 1918 г. он на одном дыхании пишет картину «В голубом просторе». Это было повторение написанной им же в 1914 г. картины «Полет лебедей над Камой», но на этот раз - в мажорном ключе. В новой картине мастер достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Ныне полотно «В голубом просторе» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. При каждом взмахе могучих крыльев нежные цветные тени падают на белоснежное оперение - и в общей радостной гамме золотисто-сиреневых и голубовато-зеленых тонов появляются все новые и новые оттенки. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать талантливый художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света.

Есть художники, картины которых сразу узнают на выставках и долго не забывают. Одним из таких художников является Аркадий Александрович Рылов.

Домашнее задание (один из вариантов по выбору учащихся).

I. Составьте план для рассказа на тему «Слово о художнике Аркадии Рылове» (письменно) .
II. Дайте аргументированные ответы на вопросы:

1. О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника-пейзажиста воспеть красоту родной природы?

(О любви к своей Родине, ибо природа - это одна из ее составляющих .)

2. Любить звездное небо, зеркальную гладь лесного озера, освещенные солнцем деревья легко, потому что они сами по себе прекрасны. А можно ли любоваться, любить мелкую речушку или дерево с корявыми сучьями?..

(Некрасов в поэме «Железная дорога» писал:
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Любить, например, размытые оттепелью дороги, как любил их Федор Васильев, может только человек, которому мила любая пядь родной земли. Ведь неслучайно в народе говорят: «Не по хорошу мил, а по милу хорош» .)

3. Какие средства есть в арсенале художника для передачи смысла картины и настроения?

(План - передний или задний, размеры, контраст, колорит, искусство сближения тонов, ритм, прием кулис ...)

4. Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе - растениям и животным - судить о его душевных качествах и отношении к людям?

(Давно замечено, что тот, кто любит и охраняет природу, сажает цветы, кустарники и деревья, заботится о животных, как правило, сочувственно относится и к людям. Есть нравственная и эстетическая закономерность: любитель природы является вместе с тем и человеколюбом. Напротив, тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям .)

5. Как бы вы прокомментировали высказывание Бернарда Шоу: «Мы научились плавать в воде, как рыбы. Летать в небе, как птицы. Осталось только научиться жить на земле, как люди»?

6. Как вам кажется, почему природа может быть вечным источником вдохновения для художников-пейзажистов?

(Природа «вечно молода», космически беспредельна, изменчива и разнообразна, у нее множество неразгаданных тайн, прикосновение к которым помогает человеку познавать самого себя .)

Литература

    Мастер романтического пейзажа А.А. Рылов (1870–1939) / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова . Беседы о советских художниках. - М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 46–51.

    Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Боданова Е.И. М., 1963. С. 62–68.

    Мочалов Л. А.А. Рылов. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Рылов А. Воспоминания. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Федоров-Давыдов А.А. Аркадий Александрович Рылов. - М., 1959.

Урок 25. РАБОТА С КАРТИНОЙ

Задачи урока:

Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений , посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение» .

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в

«Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум». Ученики рассматривают репродукцию.

II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него? Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом,понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал? Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета . На переднем плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). Подругой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиреневокоричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая веткапоказывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом,

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном илиписьменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий? Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный . Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака .

4. Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев , на плывущие по небу облака .)

5. «Попутешествуй» по картине . Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром. Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке . Этот блок вопросов позволяетшкольникам почувствовать движение, которым проникнута картина, и зрительно «освоить» ее пространство.

6 . Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника? Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

7. Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни ее с картиной Аркадия Рылова. Где находился французский художник, когдрисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Можно также объяснить детям, что точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой. Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые

изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можносказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой .

8. Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чем же это сходство?

Смысл этих вопросов в том, чтобы школьники обнаружили, что на обеих картинах изображен солнечный ветреный летний день.

9. Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце?

А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.Знания, которые дети получили на уроках по «Окружающему миру», помогут им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рыловасолнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.

10. Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер ? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо. 11. Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес? Глядя на картину «Зеленый шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на

картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь накартину французского художника, можно представить себе, что ветер несет запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, легкий запах дамских духов.

12. Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники? Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удается передать путем изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах все вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днем, одновременно жарким и ветреным.

К числу выдающих и знаменитых русских художников-пейзажистов относится и Рылов Аркадий Александрович. Его пейзажи настроения не раз удивляли не только любителей искусства, но и самых творцов. Проживший много лет на Севере он вложил любовь к этим места в свои картины. Большой восторг и знаменитость автору принесло его полотно «Зеленый шум».

Работа над этой картиной длилась два года. Автор создал три экземпляра такой бушующей красоты. Все они занимают почетные места в Русском музее, Третьяковской галерее и киевском Музее русского искусства.

Первое впечатление, которое создается, глядя на картину, так это то, что она яркая. Насыщенные зеленый и синий цвета поражают свои буйством. Даже голубое небо с белыми тучами светится яркостью и контрастностью. Автор показал нам возвышенность возле реки. Небольшая зеленая полянка среди могучих деревьев, открывает красивый вид на извивающуюся реку с белыми парусами. Но больше всего внимания привлекают деревья. Они прям так и движутся на картине от сильного ветра. Их ветви наклонены то в одну, то в другую стороны создавая впечатление звучащего шума. Все эти красоты автор наблюдал на родной земле. Он хотел передать непросто красоту природы, но и ее характер и звук.

Когда смотришь на это произведения, то складывается впечатление, что ты выглядываешь в окно, вдыхаешь свежий воздух, ощущаешь аромат природы и слышишь ее песню. Это замечательно.